Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Хайтбаев В. А.
доцент военной кафедры Самарского государственного аэрокосмического университета,
кандидат экономических наук


Пути реформирования ОПК на базе логистического подхода

Начиная с 2002 г., социально-экономическая и организационно-технологическая ситуация в оборонном комплексе стала улучшаться. Правительством РФ была принята и реализована ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002–2006 гг.». В настоящее время разработана и реализуется ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007–2010 гг. и на период до 2015 г.». Стратегической целью программ является формирование нового облика ОПК в соответствии с задачами военного строительства, основных параметров государственной программы вооружений до 2015 г., прогнозных оценок военно-технического сотрудничества и поддержания мобилизационных мощностей, создания условий для устойчивого развития оборонного комплекса, а также разработка и производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.
Однако, ввиду того, что воспроизводственные процессы в ОПК носят потоковый характер, при котором объектом управления является материальный поток, в разработанных ФЦП задачам оптимизации потоков уделяется не достаточно внимания. В этой связи возникает проблема выбора более прогрессивных управленческих технологий, таких как логистика, позволяющая улучшить результаты деятельности оборонного комплекса, сосредоточив внимание на управлении материалопотоками.
Востребованность логистического подхода в ОПК подтверждается эволюцией организационно-экономических форм предприятий оборонного комплекса, где в основе достижения целей лежит координация деятельности хозяйствующих субъектов в единой экономической системе (таблица 1)[1].
Отличительной особенностью оборонно-промышленного комплекса является значительная географическая разобщенность предприятий и потребителей продукции, как военного, так и гражданского назначения (таблица 2) [2].
Таблица 1 Основные виды военно-промышленных предприятий
Составлено по [1]

Поэтому возникает необходимость более тесной интеграции деятельности, но уже на основе более прогрессивных подходов. Такое географическое расположение предприятий приводит к значительному увеличению стоимости конечной продукции, где в среднем на логистику приходится от 15% до 50% всех затрат. Наибольшие затраты приходятся на транспортировку, управление запасами и административные функции.
Следовательно, система обслуживания потребителей и военной, и гражданской продукции должна быть нацелена на проектирование рациональных систем обслуживания, где бы достигалось оптимальное соотношение сервис/затраты с параллельным выполнением требований по месту, объему, номенклатуре, качеству, времени и стоимости товаров.
Таблица 2 Дислокация предприятий ОПК по федеральным округам
Составлено по [2]

Однако, ввиду ограниченности бюджетных ассигнований, часто приходится преднамеренно уменьшать сервисные услуги для того, чтобы сэкономить средства и увеличивать объем продукции по ГОЗ. К сожалению, подобная тенденция ограниченности бюджетного финансирования сохранится и в будущем. В таблице 3 показаны динамика ВВП и ГОЗ [3]. Анализ таблицы показывает, что даже с увеличением финансирования ГОЗ затраты на распределение продукции остаются значительными. Поэтому резервом снижения затрат может быть уменьшение стоимости логистики, а это предполагает реформирование (реинжиниринг) существующих материалопроводящих систем.
Обобщая и систематизируя логистический подход, очевидно, что использование логистики служит для выявления и использования потенциальных резервов улучшения параметров потоковых процессов, и, в итоге, улучшения конечных результатов деятельности ОПК.
Сам же процесс последовательного и системного применения современных знаний, навыков, форм и методов логистики рыночными и государственными структурами, точнее их системами управления, можно назвать логистизацией этих структур или их систем управления.
Таблица 3 Расходы на национальную оборону и государственный оборонный заказ в 2000–2004 гг.
Составлено по [3]
Рис. 1. Модель формирования оптимальной организационной структуры ЛС (отрасль, холдинг) ОПК с помощью программно-целевого подхода

К числу основных, наиболее типичных мероприятий такой системной рационализации системы управления оборонно-промышленного комплекса относятся:
1.Выявление и формализация проблемных ситуаций внутри оборонного комплекса и за его пределами, то есть в зоне совместного хозяйствования нескольких структур (в пределах логистической цепи).
2.Правильная постановка и моделирование информационных и оптимизационных логистических задач, вытекающих из этих проблемных ситуаций.
3.Эффективное решение поставленных задач с помощью современных методов принятия решений, средств вычислительной техники и информационных технологий.
4.Реализация принимаемых решений всеми участниками логистизации (рационализации и оптимизации) взаимосвязанных процессов с учетом их взаимной выгоды (нахождение логистического поля взаимных интересов и компромиссов).
Осуществить продуктивно весь комплекс подобных мероприятий на прежней организационно-экономической и технической основе управления – не реально. Требуется широкая программа создания как социально-экономических, так и организационно-технических преобразований в виде разработки и создания эффективных новообразований логистических систем управления. Между тем, сам процесс логистизации существенно различается в разных странах в зависимости от уровня развития и общественной эффективности национальной экономики.
В этом смысле реструктуризация оборонно-промышленного комплекса России, как показал устойчивый разрыв между теорией и практикой использования логистики в нашей стране, не подготовлена для непосредственного применения этого научного инструмента. Причинами этого являются: слабое развития институциональной сферы; рыночной инфраструктуры; нестабильность российского рынка; низкая управляемость рыночных и государственных структур; получение доходов и прибыли, главным образом, за счет непродуктивных и даже антиобщественных (криминальных) факторов и источников; высокий уровень неформальных структур управления.
В результате программа проектирования материалопроводящей системы ОПК в этих условиях расширяется за счет включения в нее группы дополнительных мероприятий, направленных на достижение минимально-необходимой работоспособности комплекса и усиление целеполагания на основе программно-целевого подхода (рис. 1).
Такое толкование логистизации ОПК, с одной стороны, объясняет устойчивую невостребованность отечественной практикой современных форм и методов логистики, широко распространенных за рубежом. С другой стороны, ставит на повестку дня ряд актуальных проблем в условиях проводимых в России реформ. К их числу относятся следующие.
1.Определение степени подготовленности ОПК России к использованию инструментов проектирования логистических систем.
2.Разработка более широкой и содержательной программы проектирования потоковых процессов и создание логистических систем как на отдельных участках и стадиях циклично воспроизводимой деятельности, так и по всей логистической цепи.
3.Установление более четкого и продуктивного взаимодействия между маркетинговыми службами и другими подразделениями хозяйственных структур с их логистическими системами.
4.Использование объективных и надежных критериев общественной и рыночной эффективности проектируемых логистических систем
Неподготовленность действующей системы управления оборонно-промышленным комплексом России к непосредственному применению логистики требует более широкой и содержательной трактовки проектирования логистической системы комплекса. Основным ядром и целью логистизации остается обеспечение необходимой рациональности (оптимальности) управления потоковыми процессами и реализация тем самым дополнительных резервов за счет осуществления более успешных вариантов взаимодействия производительных сил.
Величина этих резервов зависит от выполнения системами управления требований объективного закона экономической кибернетики – закона необходимого разнообразия, поэтому экономическим объектам и их управленческим структурам требуется периодическая реорганизация (реинжиниринг). В этом заключается основная задача логистизации и образованной в результате этого логистической системы ОПК.
В содержательном же отношении процесс рационализации управления потоковыми процессами в оборонном комплексе с помощью логистики сводится к трем основным проблемам:
1.Разработке более рациональной (оптимальной) «технологии» проектирования логистических систем во всей логистической цепи в виде пространственно-временной последовательности и исполнения управленческих решений распорядительными центрами оборонно-промышленного комплекса.
2.Формализации и моделированию возникающих проблемных ситуаций и улучшения тем самым постановки задач проектирования на всех уровнях.
3.Использованию более совершенных организационных структур, форм и методов, технических средств и кадров управления, адекватных новой «технологии» проектирования для более полного и точного решения логистических (информационных и оптимизационных) задач [4].
Проецируя интеграционные процессы на оборонный комплекс, следует отметить, что реструктуризация «оборонки» подразумевает создание крупных интегрированных научно-производственных структур, в основу которых положен принцип единства задач и технологических процессов. И это понятно, ведь объединение разработчиков и производителей позволяет наиболее рационально и эффективно использовать научный и производственный потенциал предприятий и организаций ОПК, успешно конкурировать на рынке наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
Вместе с тем, многообразие применяемых экономических подходов и механизмов реформирования, используемых при разработке экономической политики, является базовым, но весьма дифференцированным условием выработки экономической стратегии, с одной стороны. С другой, внешние и внутренние социально-экономические, технико-технологические и политические условия требуют адекватного сложившимся условиям выбора экономического инструментария.
Поэтому, как правило, экономическая политика строится на сочетании методов различных экономических концепций в соответствии с решаемыми социально-экономическими задачами, и доминирующими факторами. Анализ специфической экономической политики России за последние годы показывает, что механизм достижения намеченных целей, в стремлении адекватного отражения действительности, был основан на использовании экономического инструментария многих школ управления экономикой.
Начало переходного периода характеризовалось доминированием монетарной концепции, после чего произошел крен в сторону кейнсианства. Нынешнему состоянию свойственен институциональный подход при выработке экономической политики, при котором сферы общественной жизни, начиная с социума, и заканчивая политикой, являются институтами, формируемыми с заранее определенной институциональной средой, в разной степени регулируемой государством. Это отчетливо наблюдается при анализе различных концепций, доктрин, нормативно-правовых актов. С этой позиции ОПК, с определенной степенью декомпозиции, можно определить как высокотехнологичный институт национальной экономики, деятельность которого необходимо регулировать, поскольку его динамичное развитие оказывает влияние на смежные и опосредованно на другие институты.
Соответственно в контексте предложенного подхода, как подтверждает практика, логистика дает эффективный механизм управления экономическими системами, а предлагаемая технология логистизации (проектирования) системы ОПК становится необходимой и возможной в настоящих условиях социально-экономической ситуации России только при обеспечении минимально необходимой работоспособности отечественных рыночных структур (систем управления).
Следовательно, логистизацию оборонно-промышленного комплекса следует осуществлять в двух главных направлениях.
1.Создавать необходимые условия для повышения степени управляемости, адаптивности и улучшения целеполагания логистической системы ОПК.
2.Одновременно ориентировать формы и методы логистизации системы ОПК на реально достижимую (к моменту создания микро- и макрологистических систем) модель управления рыночными структурами. Это означает, в свою очередь, необходимость существенной модификации применяемых знаний и навыков проектирования с целью адаптации к ограниченной работоспособности рыночных хозяйственных систем переходного периода.
Таким образом, реформирование российского ОПК на принципах логистики не может ограничиться рационализацией только оборонного комплекса и его системы управления, а должно сопровождаться параллельными преобразованиями во взаимодействующих отраслях.


Литература
1. Фарамазян Р., Борисов В.В. Военно-экономические аспекты национальной безопасности. – М.: АО «Полиграфия», 1996. – 164с.
2. Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 гг.)
3. Хайтбаев В.А. Научно-практические основы управления оборонно-промышленным комплексом. Проблемы и перспективы развития. – Самара: Изд-во СамГАПС, 2006.
4. Хайтбаев В.А. Логистика системы тылового обеспечения Вооруженных Сил в современных условиях. – Самара: Изд-во СГАУ, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия