Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Бекетов Н. В.
и.о. директора Института региональной экономики Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ,
доктор экономических наук


О формировании региональных кластеров экономики Республики Саха (Якутия)

Территория Республики Саха (Якутия) характеризуется сложной структурной организацией и сочетанием природно-климатического, территориально-отраслевого, поселенческого и производственно-ресурсного потенциалов и определяется процессами регионализации и пространственной кластеризации социально-экономического комплекса региона. Такая регионализация обусловлена социально-экономической дифференциацией относительно освоенных и слабо освоенных районов, развитых и депрессивных территорий, особенностями территорий проживания коренных малочисленных народов. Кроме того, имеет значение неразвитость дорожно-транспортной и других видов инфраструктуры, призванных связать улусы республики и обеспечить ее внутренние республиканские и межрегиональные связи, а также необходимость диверсификации производительных сил республики и оптимизации ее расселенческо-поселенческой структуры.
В пространственном отношении территориальную структуру хозяйства республики образуют шесть локальных групп социально-экономических районов (СЭР) мезоуровня (наиболее освоенных муниципальных образований). Это достаточно крупные территориальные социально-экономические образования, отличающиеся административно-территориальной общностью, стабильностью своих внешних границ, четко выраженной специализацией хозяйства на основе использования благоприятных природных и социально-экономических условий территории. Для каждого из них характерно единство функционально-пространственной среды, в пределах которой происходит взаимосвязанное и взаимосогласованное отраслевое и территориальное развитие и складывается территориально-производственная общность по воспроизводству общественного продукта и услуг.
Социально-экономические районы республики сравнимы по площади, природно-ресурсному потенциалу не только с некоторыми субъектами федерации, но и с отдельными государствами мира (табл.1, табл.2).
Каждый из таких мезорайонов выполняет в той или иной мере функции всего регионального промышленного комплекса. Однако специфика размещения минерально-сырьевых ресурсов, особенности исторического развития и другие причины обусловили различия по их месту и функциям в хозяйстве региона, территориально-отраслевой и кластерной структуре.
Анализ динамики пропорций социально-экономических районов в территориальной структуре хозяйства республики за 1990–2005 гг. показал, что ей присуща относительная стабильность, малая изменяемость во времени. Это главная особенность территориальной структуры хозяйства региона. До недавнего времени осуществлялась лишь модернизация существующей материально-экономической структуры при сохранении сложившегося «каркаса».
Таблица 1 Территориальные различия социально-экономических районов РС (Я )
Таблица 2 Доля социально-экономических районов в важнейших показателях РС(Я) за 2005 г. (%)

Общей структурной закономерностью развития всех социально-экономических районов республики является неуклонное повышение доли промышленности в валовом продукте. За 1990–2005 гг. индексы концентрации (Ií) и локализации (Il) промышленного производства в анализируемых социально-экономических образованиях РС (Я) увеличились соответственно в 1,6 и 1,8 раза, а сельскохозяйственного – только на 15 % (в среднем Ií – в 1,2 и Il – в 1 ,4 раза). Сельское хозяйство развивалось в основном в группе улусов Центрального СЭР. В этом районе удельный вес сельского хозяйства в совокупном продукте республики в 1,9 раза превышает среднереспубликанскую долю. В группе социально-экономических образований в восточной части территории РС (Я) данное превышение (индекс локализации по сельскому хозяйству) составило 1,6 раза, в южной группе – 1,35. Центральная Якутия дает более четверти сельскохозяйственной продукции РС (Я).
Темпы развития экономики территорий Восточного и Северо-Восточного СЭР во многом определяются объективной закономерностью преодоления монокультурного характера народнохозяйственных структур. В последних получили преимущество два комплекса: аграрно-пищевой и торгово-распределительный.
Урбанизированная часть территории (Центральный СЭР) специализируется на производстве продукции перерабатывающих подотраслей. Значительно развито разнообразное машиностроение; его доля примерно такова, как в среднем по Дальневосточному федеральному округу. Особенностью данного района являются высокая плотность населения и значительная территориальная концентрация производства: на душу населения производится продукции на 7% больше, чем в среднем по РС (Я).
Центральный СЭР является, безусловно, ведущим мезорайоном РС (Я) как по масштабам, так и по составу отраслей. К отраслям специализации относятся: машиностроение, лесозаготовки, промышленность строительных материалов. Главная особенность отраслевой структуры – существенные масштабы развития практически всех отраслей специализации РС (Я) за исключением топливной и горнодобывающей промышленности. На территории района сосредоточено 25 % заготовок леса, производится 33 % электроэнергии РС (Я), 34% стройматериалов, 39 % газохимической продукции, 25% – лесоперерабатывающей.
Диспропорции социального и экономического развития территорий РС (Я) в значительной степени определяются недостаточно сбалансированной инвестиционной политикой, при формировании которой интересы территории были отражены, как правило, в меньшей степени, чем интересы отраслей и корпораций. Распределение капиталовложений по территории РС (Я) таково, что по объему основных инвестиций Западный и Центральный СЭР опережали остальные мезорайоны (см. табл.3).
Таблица 3 Территориальная структура капитальных вложений в экономику РС( Я) (%)

Анализ процессов капитального строительства в динамике показывает, что в 2000-х гг. наблюдалось снижение инвестиционной активности во всех социально-экономических районах РС (Я) по сравнению с предыдущими пятилетиями. Во всех шести СЭР давно сформировался производственный потенциал, а освоение инвестиционных ресурсов осуществляется путем обновления основных фондов (см. табл.4).
Таблица 4 Доля реконструкции и технического перевооружения в государственных капитальных вложениях производственного назначения (%)

Несмотря на значительную долю реконструкции в капитальном строительстве РС (Я), удельный вес возмещения выбытия устаревших основных фондов невысок по сравнению со среднероссийским уровнем. Медленнее всего основные производственные фонды (ОПФ) обновлялись в производственном комплексе Центрального и Южного регионов. Так, в 1999 г. коэффициенты обновления и выбытия ОПФ составляли, соответственно: в Западном СЭР – 6,0 % и 1,6; в Центральном – 4,4 и 1,4; в Северо-Восточном –7,7 и 2,2; в Северном – 5,9 и 1,5; в Южном – 4,9 и 1,5; в Восточном – 5,2 и 1,5; в РС (Я) в целом – 5,8 % и 1,6 %.
В территориальной структуре экономики РС (Я) явно выделяются два крупных и наиболее перспективных СЭР индустриального типа – Южный и Западный. Каждый из них является частью единого целого, в то же время отличаясь историческими особенностями формирования, сочетанием природных ресурсов, структурой и производственной специализацией хозяйства, уровнем урбанизации, перспективами развития. Доля промышленности Южной Якутии и Западного региона составляет в настоящее время более 87% совокупного продукта всех вышеназванных районов. В перспективе, в связи созданием нового промышленного района, представленного тремя формирующимися региональными производственными кластерами (газохимическим, металлургическим, атомным), объединенными тремя комплексными инфраструктурными схемами – автодорожной, железнодорожной и электросетевой, на данные районы будет приходиться почти 70% промышленного производства РС (Я). Общая сумма инвестиций только в формируемом кластере производств Южной Якутии превышает $20 млрд. руб. Кроме того, здесь будет создано почти 90 000 рабочих мест.
Отраслевые структуры материального производства субъектов социально-экономического районирования на территории РС (Я) разнообразны, однако до недавнего времени слабо взаимодополняли друг друга. Это не позволяло создать необходимый базис устойчивости их положения в период развития среднесрочного прогнозирования. В последнее время разработана инновационная Схема развития и размещения производительных сил РС (Я). Прогнозный анализ эффективности размещения производств и предприятий региона в соответствии с данной схемой привел к выводу о формировании благоприятной территориально-отраслевой структуры. Это подтверждается сравнением со средней по федеральному округу структурой, и даже со средней для регионов старопромышленного освоения страны [1, с. 23 – 26; 2].
В течение последних 16 лет наибольшей равномерностью отличалась динамика хозяйства Центрального и Южного СЭР (устойчиво высокие темпы относительно РС), а также социально-экономические комплексы северной и восточной группы мезорегионов (устойчиво низкие относительные темпы). Скачкообразно развивалась промышленность Западного социально-экономического района РС (Я).
Среднегодовые темпы прироста индустрии Западного региона упали с 5,3 % в 1995 г. до 2,6 % в 1997–2005 гг. Будучи самыми высокими в 1995–1997 гг., они стали самыми низкими среди социально-экономических районов РС (Я). Основная причина связана с выходом на пиковый уровень добычи алмазов в середине 90-х гг., ее стабилизацией и снижением к 2004 г. Остальные производства составляли 14 % всего совокупного общественного продукта и четверть промышленного производства СЭР. Неблагоприятная динамика развития отраслей западного горнопромышленного комплекса сказалась на динамике всего промышленного производства в регионе.
Отраслевые структуры Южной и Западной Якутии во многом сходны: ведущее положение занимает горнодобывающий комплекс производств; достаточно высока доля машиностроения в совокупном продукте (соответственно 19,2 и 18,7%, в то время как в других социально-экономических районах РС (Я) – от 3 до 14%); незначительна роль сельскохозяйственного производства. В Южной Якутии доля сельского хозяйства в совокупном продукте составляла 8,8%, в Западной – 12,7%. В других регионах РС(Я), за исключением Центрального СЭР, она колеблется от 64 до 78%.
Вместе с тем Южный мезорайон рассматривается в Программе обеспечения профессиональными кадрами, с учетом действующей Схемы развития производительных сил, как транзитивная территория, динамика развития которой будет задавать темпы перспективного развития всей экономики Якутии на ближайшие 30–40 лет. Прирост ВРП Южной Якутии составит 44% от общего ВРП Республики Саха (Якутия). Перспективы развития этого региона обусловлены как значительным природно-ресурсным потенциалом, так и рядом важнейших федеральных решений. Через Южную Якутию пройдет нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан; в едином створе с ВСТО будет проложен магистральный газопровод; регион обрел железнодорожную связность. Таким образом, для формирования на этой территории нового мощного индустриального центра России определенные инфраструктурные предпосылки уже созданы. Кадровая потребность проектируемых объектов уже в ближайшие 2–3 года определяется цифрами в 15–20 тыс. чел.
Важнейшим элементом нового промышленного района является Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, в рамках которого на первом этапе будут построены две станции на реке Тимптон (Канкунская и Нижне-Тимптонская) общей мощностью 2800 МВт. Все остальные кластеры – гарантированные потребители электроэнергии гидроэлектростанций и трудовых ресурсов. Прежде всего это относится к проекту строительства крупнейшего в России Эльконского горно-металлургического комбината по добыче и обогащению 5000 т урана в год. Комбинат призван решить стратегическую задачу обеспечения российским сырьем отечественной атомной промышленности. По предварительным оценкам, потребность в кадрах будет определяться цифрами по 3–5 тыс. чел. на каждый из 3 этапов строительства и развития производства.
Химический кластер Южно-Якутского промышленного района будет состоять из двух предприятий. Инвестиционная группа «АЛРОСА» планирует строительство Селигдарского горно-химического комбината на базе крупнейшего месторождения апатитов (численность привлекаемых трудовых ресурсов оценивается в 3–5 тыс. чел.). Вторая составляющая химического кластера – проект Алданского газохимического комплекса с проектируемой численностью трудовых ресурсов от 12 тыс. чел. (строительный этап введения производственных объектов первой очереди) до 18 тыс. чел. (вторая очередь, развитие социальных объектов), что стало возможно благодаря принятому решению о направлении восточного газопровода через Алдан в едином створе с ВСЮ.
Огромное значение для проекта имеет металлургический кластер, объединяющий три горно-обогатительных комбината и новый крупный металлургический завод в Нерюнгри. ГОКи потребуют привлечения свыше 12 тыс. специалистов разной квалификации, металлургический завод – еще 8 тыс. чел. только для пуска первой очереди.
К металлургическому кластеру по производственной логике тяготеет ряд угольных проектов, также планируется строительство крупного цементного завода мощностью 1 млн. тонн в год. Комплекс работ по строительству всех этих предприятий определяет совершенно новый уровень спроса на профессиональном рынке трудовых ресурсов.
Наибольшие темпы развития ожидаются в Южной Якутии, где в прогнозный период предполагается к осуществлению целый комплекс взаимосвязанных и имеющих национально значимый характер проектов. Это, прежде всего, создание Южно – Якутского энергетического комплекса с использованием гидроэнергетического потенциала рек Тимтон, Учур, Алдан и Олекма, увеличением добычи углей Нерюнгринской группы, освоением Эльгинского месторождения, увеличением мощности существующих ТЭС и возможным строительством новой ТЭС на углях Эльгинского месторождения.
Создаваемый энергетический потенциал позволит осуществить масштабные проекты по освоению месторождений железной руды, золота, урана, апатитов, строительство металлургического комбината мощностью до 10 млн. тонн. Для обеспечения бурно растущих потребностей всего Дальнего Востока планируется использование сырья как южноякутских, так и других дальневосточных месторождений, Появляется интерес к строительству в этом регионе алюминиевых заводов, учитывая удобную транспортную схему поставок сырья. Возникают реальные возможности создания ОЭС Дальнего Востока и Восточной Сибири и крупномасштабного экспорта электроэнергии с соответствующим развитием магистральных линий электропередач. Достройка железной дороги до Якутска и ее дальнейшее продолжение в восточном и западном направлениях существенно повысят транзитные возможности региона.
Возникнет потребность в большом количестве квалифицированных трудовых ресурсов, которая будет удовлетворяться за счет как широкого использования вахтовых методов (до 20 тыс. чел.), особенно на этапе строительства, так и внутренней миграции (25–30 тыс. чел). Роль внешней миграции не следует переоценивать, однако положительный приток все же будет иметь место, и его величина должна быть более строго оценена по мере проработки основных инвестиционных проектов. Ориентировочно он не должен превысить 40–50 тыс. человек.
Основным препятствием на пути реализации указанных планов может стать кадровая проблема и состояние социальной и коммунальной инфраструктур в регионе. Можно говорить, что уровень образования населения в РС (Я) довольно высок, однако квалификация местного населения в настоящее время не в состоянии удовлетворить потребности новых производств. В качестве механизма решения кадрового вопроса целесообразно использовать все имеющиеся в настоящее время ресурсы:
– привлечение местного населения, прежде всего наиболее перспективной его части – молодежи, только вступающей в трудоспособный возраст, путем организации специальных образовательных программ;
– привлечение трудовых ресурсов из других регионов России и из-за рубежа, в том числе в рамках Президентской программы переселения соотечественников из стран СНГ;
– стимулирование переселения трудоспособного населения из других, неблагополучных районов Республики Саха (Якутия) и соседних регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока с прохождением переобучения (за счет средств республиканского бюджета и инвесторов) и предоставлением жилья.
Правительство Республики Саха (Якутия) должно взять на себя большую часть работы по подготовке кадров для реализации проектов, представленных в Схеме развития производительных сил, прежде всего в Южной и Западной Якутии. В первую очередь необходимо использовать потенциал образовательных учреждений г. Нерюнгри, г. Мирного и г. Якутска как базу для подготовки кадров для новых проектов развития современной пространственной структуры экономики региона. Программа обеспечения профессиональными кадрами приоритетных отраслей экономики РС (Я) требует нескольких лет для своей реализации. За это время можно будет организовать все необходимые образовательные программы как в высших учебных заведениях, так и в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.
Для решения жилищного вопроса и развития объектов соцкультбыта также необходимо использовать все имеющиеся в настоящее время инструменты – привлекать средства в рамках национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье» и ФАИП, использовать ресурсы республиканского бюджета и инвесторов. В данном случае местные власти (муниципальные и республиканские) должны выступить координатором этого процесса, что позволит оптимизировать объемы строительства и повысит качество социального обслуживания живущего и вновь привлекаемого населения.
В пределах ряда социально-экономических районов в соответствии со Схемой развития производительных сил планируется развитие 89 вертикально-интегрированных производственных структур и технологических отраслевых групп, представляющих собой систему производств кластерно-территориального типа. Все локальные комплексы взаимосвязаны благодаря единому общерегиональному воспроизводственному технологическому процессу, в котором каждый из них выполняет определенные функции и характеризуется индивидуальным составом энерго-производственных циклов. Площадь формирующихся кластеров колеблется в пределах от 9,2 тыс. кв. км до 58,3 тыс. кв. км при средней величине 29 тыс. кв. км.
По концентрации промышленно-производственного персонала проектируемых вертикально-интегрированных производственных структур все комплексы кластерно-территориального типа, формирующиеся на территории РС (Я), можно объединить в четыре группы: а) сверхкрупные (более 30 тыс. чел.); б) крупные (10–30 тыс.); в) средние (5–10 тыс.); г) малые (менее 5 тыс. чел.). В этой связи актуальность прогнозирования кадрового обеспечения многократно возрастает в период диверсификации и реструктуризации социально-экономической жизни региона. Следует иметь в виду, что в перспективе произойдут не только количественные, но и существенные качественные изменения, которые необходимо учесть в разрабатываемых прогнозах.
К наиболее мощным комплексам кластерно-территориального типа относятся полифункциональные производственные системы, формирующиеся на базе Якутской агломерации и близлежащих урбанизированных территорий, Нерюнгринского и Алданского полюсов развития, Мирнинского ареала притяжения новых технологий, выполняющие лидирующие функции в структуре хозяйства своих регионов.
Современная территориальная структура хозяйства РС (Я) – результат пространственной дифференциации экономики, длительного развития отраслевой (межотраслевой) структуры, отражающей внутрирайонные производственные различия, а также отраслей и производств, образующих определенные сочетания в территориальных системах различного ранга. Территориальная структура хозяйства проявляется в системе различных меж- и внутрирайонных пропорций, которые постоянно меняются и совершенствуются. Однако им присуща определенная инерционность. Их изменение требует, как правило, более продолжительного времени, чем изменение классических отраслевых структур.
Вместе с тем осуществление намечаемых инвестиционных проектов как в базовых отраслях промышленности, так и в инфраструктурных, в прогнозный период внесет существенные изменения в пространственную структуру экономики и сложившуюся схему расселения.
На западе создание мощного ядра, объединяющего традиционную отрасль специализации с центром в г. Мирный и демонстрирующие явные тенденции стремительного развития очаги зарождения нефтегазового комплекса, определяет формирование новых приоритетов в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры и большие перспективы развития государственно-частного партнерства. С этим кластером в 2008–2011 гг. будут связаны самые заметные сдвиги в развитии современной отраслевой и перспективной расселенческой структур Западного СЭР.
Учитывая емкость рынка стран АТР и запасы углеводородного сырья, которыми обладает республика, одной из ведущих отраслей станет нефтегазовая промышленность. Развитие отрасли связано с освоением крупнейших нефтяных месторождений в западной части РС(Я): Талаканского (ОАО «Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинского (ОАО «Таас-Юряхнефтегазодобыча»), Иреляхского (АК «АЛРОСа») и других. Начато строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Если сейчас добывается немногим более 300 тыс. тонн нефти исключительно для потребностей республики, то к 2020 г. объем добычи планируется довести до 12,7 млн. тонн. Ввод первых производственных мощностей намечен на 2008 год. Основная часть новых промышленных объектов, связанных с освоением нефтяных и газовых месторождений, сооружением нефтепровода ВСТО, а также с дальнейшим развитием алмазодобывающей промышленности, концентрируется в гг. Мирном, Ленске и развивающихся гг. Удачном, Нюрба и поселке Айхал. Здесь получат дальнейшее развитие также вахтовые и экспедиционные поселения. Г. Олекминск может быть использован в качестве базового узла при строительстве ВСТО лучевым способом. Строительство в перспективе 2012–2015 гг. железной дороги увязывается с освоением крупных железнорудных месторождений, а также значительных лесных ресурсов.
В газово-промышленном кластере Западного СЭР планируется освоение Чаяндинско-Ботуобинской группы месторождений газа, строительство газоперерабатывающего завода и магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток. Добыча газа должна увеличиться с 1,6 млрд. м3 до 13 млрд. м3 в 2013 году и 34 млрд. м3 – в 2020 году. Реализация этого проекта позволит газифицировать южные районы Якутии, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Приморский край, обеспечит экспортные возможности для поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создаст предпосылки для организации в трех субъектах Дальневосточного федерального округа газохимических производств.
Предусмотренный схемой проект дальнейшего развития газовой промышленности Якутии полностью совпадает с основными положениями последней редакции разработанного ОАО «Газпром» проекта программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения. Данный проект обеспечит возможность экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (вариант «Восток-50»), учитывает приоритеты государственных интересов и решает задачу скоординированного вовлечения в разработку четырех газовых центров на Востоке – на Сахалине, в Республике Саха (Якутия), в Красноярском крае, Иркутской области. Все указанные центры в перспективе будут интегрированы в Единую систему газоснабжения России.
Проектируемая численность привлекаемых трудовых ресурсов в период развертывания строительных работ и реализации пусконаладочных этапов технологических процессов производств по этим проектам предварительно оценивается в 45–50 тыс. чел.
В Северном и Северо-Восточном СЭР развитие будет сосредоточено в основном в улусных центрах (Абыйском, Аллаиховском, Булунском, Верхнеколымском, Момском, Нижнеколымском и Среднеколымском). Следует особо подчеркнуть, что экстремальные природно-климатические условия Северо-Восточного СЭР, отдаленность и труднодоступность территории, очаговый характер расселения, отсутствие надежной энергетической системы, повышенные требования к обеспечению надежности систем жизнеобеспечения обусловливают необходимость особой государственной политики энергетической безопасности развития этого региона.
Направление государственных инвестиций должно быть ориентировано на перевооружение на базе современных технологий материальной базы и инфраструктуры производства с учетом этноэкологических особенностей региона и опыта традиционного природопользования. Малый бизнес в районах проживания коренных малочисленных народов Севера представлен слабо, так как узко специализирован и доля его в валовом региональном продукте минимальна. Следующая проблема развития малого бизнеса в регионе связана с нехваткой квалифицированных кадров.
По данным Комитета государственной статистики РС (Я), в таких муниципальных образованиях СЭР, как Абыйский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский улусы, т. е. на отдаленных арктических территориях, более 80% новых рабочих мест созданы в сфере малого предпринимательства.
Одним из наиболее перспективных видов развития малого предпринимательства в регионе является экотуризм. Спектр туристского предложения может базироваться также на богатом историко-культурном наследии, основанном на истории, археологии, культуре, традиционном природопользовании и мировоззренческих установках народов, населяющих территории арктических улусов.
Особое место среди районов Якутии занимает центральная, наиболее развитая в промышленном отношении, часть республики. Строительство железной дороги с мостом через р.Лена предполагает кардинальные изменения в сети поселений. Возникнут новые железнодорожные станции вдоль магистрали от Томмота до Якутска; большое значение будет иметь создание в Якутске центрального транспортно-логистического узла, концентрирующего и перераспределяющего железнодорожные, автомобильные, речные и воздушные (с созданием хаба на базе Якутского аэропорта) потоки не только внутрирегионального, но и, прежде всего, межрегионального и международного товарно-транспортного обмена.
Большие изменения ожидаются в развитии поселка Н. Бестях, который находится на правом берегу р. Лены в Мегино-Кангаласском улусе. Перспективы градостроительного развития поселка связаны со строительством железнодорожной линии Беркакит–Томмот–Якутск и ее продолжением на Магадан – Чукотку. Данный населенный пункт становится крупным транспортно-перевалочным узлом, где железнодорожные пути пересекаются с водными и автомобильными путями, ведущими как в левобережные, так и в правобережные районы РС (Я).
Ожидаемая газификация группы Заречных районов республики еще более повысит привлекательность Центрального района республики, что повлечет за собой увеличение внутриреспубликанских миграционных потоков (до 25–30 тыс.чел.).
В настоящее время в г.Якутске отчетливо прослеживается ступенчатость внутриреспубликанских передвижений населения из сельской местности. На первом этапе миграционных перемещений происходит переезд в близлежащие к столице Республики улусы, а затем на втором этапе миграционного движения осуществляется переезд в г. Якутск. Эта тенденция сохранится и на перспективу.
Основным ядром инновационного развития Центрального СЭР останется, по всей видимости, Якутская городская агломерация с населением около 260 тыс. чел. Данная зона притяжения имеет тенденцию к расширению и увеличению концентрации производств материальной и нематериальной сферы, всех форм бизнеса, финансового капитала. Якутская агломерация включает не только ближнее окружение, но и прилегающие центры перспективного роста – Намский и Покровский (включающий особую туристско-рекреационную зону). По предварительным оценкам, потребность рассматриваемого регионального кластера Центрального СЭР в дополнительных трудовых ресурсах для развития 76 крупных проектируемых объектов промышленности и сельского хозяйства, а также создания свыше 280 новых производств и предприятий сферы обслуживания малого и среднего бизнеса 1 составит свыше 65–70 тыс. чел. на первом этапе реализации схемы (2008–2015 гг.).
Ключевым вопросом как для нормального функционирования экономики и социальной сферы республики в стабильном режиме, так и для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов является развитие инфраструктуры, прежде всего электроэнергетики и транспорта. В связи с планами продолжения железной дороги до Магадана и далее на восток и реализацией ряда других инфраструктурных проектов стоит задача по формированию нового транспортно-промышленного и горнопромышленного кластера в составе Восточного СЭР, с центром в п. Хандыга. Реализация многих проектов потребует четко налаженного, бесперебойного энергоснабжения и ввода дополнительных мощностей. Схемой предусматривается, что в связи с активизацией инвестиционной и производственной деятельности потребление электроэнергии в этом региональном кластере возрастет уже с 2008 г. в 3 с лишним раза в связи с реализацией проектов. В частности, предусматривается инфраструктурное обеспечение инвестиционных проектов в зоне ответственности ОАО «Полюс-Золото» (2007–2013 гг.) – создание электроэнергетической (ТЭЦ на угле, ЛЭП) и транспортной инфраструктуры (строительство автодорог,), а также новое строительство – ЗИФ и др. высокозатратных проектов по модернизации карьерного парка, доразведке и освоению новых месторождений.
Уже к 2015 году планируется за счет перевода на открытую разработку Куранахского рудного поля, вовлечения в промышленную отработку месторождений Нежданинское и Кючус достичь уровня добычи золота 10–15 т в год (ОАО «Полюс Золото»). В непосредственной близости от Нежданинского месторождения выявлены месторождения свинца, цинка, серебра, меди, вольфрама и угля. Значительная часть данных ресурсов сможет приобрести промышленное значение при условии создания объединенной транспортной и энергетической инфраструктуры Якутии и Магаданской области. Для этого необходимо соблюдение следующих условий: окончание строительства федеральной дороги «Колыма»; строительство автодороги Развилка – Нежданинское (100 км) как ответвления федеральной дороги «Колыма»; модернизация ЛЭП Хандыга – Усть-Нера на принципах государственно-частного партнерства. По мере реализации представленных проектов предусматривается привлечение 18–20 тыс. чел.
При условии реализации инновационного сценария развития Восточного СЭР уже до начала 2008 г. необходимо приступить к разработке программы социально-экономического развития Заполярного горнопромышленного района. В ее основу заложено комплексное освоение минерально-сырьевой базы оловодобывающих и золотодобывающих отраслей на территориях Усть-Янского и Верхоянского районов, в 200-километровой зоне вокруг пос. Усть-Куйга. Кроме того, с учетом перспективных планов по строительству генерирующих мощностей в пос. Депутатский (строительство мини-ТЭЦ, 2007–2010 гг.) предстоит определить поэтапный порядок строительства генерирующих мощностей в пос. Усть-Куйга. В свою очередь, планируемый ОАО «Полюс Золото» ввод производственных мощностей Кючусского ГОК в 2014 г. обеспечит на первом этапе, в 2013 г., строительство Усть-Куйгинской ТЭС мощностью 24 мВт. Численность привлекаемых трудовых ресурсов и их квалификационный состав будет определяться реальными сроками ввода в эксплуатацию новых производственных объектов и по предварительным оценкам составит 12–15 тыс. чел.
Для Якутии в кластерном подходе важным является развитие внутреннего рынка, укрепление внутриреспубликанских связей на основе освоения дорожно-транспортной инфраструктуры, создания межхозяйственных связей, совершенствования общественного разделения труда с максимальной реализацией местных ресурсов и возможностей, которые, постепенно расширяясь, будут выходить за пределы опорных «полюсов», распространяясь на все большие ареалы. Особого внимания и поддержки при таком развитии требуют многообразные сферы обслуживания, создающие новые рабочие места, предлагающие инновационные виды обслуживания, развивающие и облагораживающие территорию.
Ожидается перераспределение имеющихся трудовых ресурсов внутри самой республики (до 70 тыс. чел.) в период с 2008 по 2015 г., что будет способствовать снижению масштабов безработицы населения, особенно в сельских улусах (по оценкам, до 3–5 тыс. чел. в год). Освоение новых профессий, в частности, связанных со строительством железной дороги, развитием гидроэнергетики, освоением нефтегазовых месторождений, развитием нефте, газо- и углехимии, потребует соответствующей подготовки и разработки республиканской кадровой политики.
В то же время особенностью перечисленных потенциальных якутских кластеров является их ориентация на межрегиональное взаимодействие. Их роль и влияние будут простираться далеко за пределы РС(Я), и это, в свою очередь, во многом будет определять базовые закономерности их развития.
Именно поэтому с самого начала так важна увязка стратегий и конкретных программ их развития с общегосударственными стратегическими приоритетами и комплексными программами территориального и отраслевого (в первую очередь, ТЭК, МСК и транспорт) развития Российской Федерации на Дальнем Востоке и Севере с учетом перспектив международного сотрудничества и реалий мирового рынка.
Кластерное развитие предъявляет особые требования к проектированию и созданию инфраструктурных сетей. В этой связи ряд положений транспортной и энергетической стратегий и программ развития Республики Саха (Якутия), а также соответствующих федеральных программ должен быть пересмотрен с учетом основных выводов схемы.
Особенно актуальными являются развитие железной дороги в направлении Якутск – Магадан, а также железнодорожных магистралей по территории Центральной Якутии в смежные мезорайоны (Якутск – Мирный – Вилюйская группа улусов – Ленск и далее до соединения с «Севсибом»). Важную роль будут играть новые широтные и меридиональные автомобильные дороги федерального и республиканского значения, очередность развития которых должна быть тесно увязана с графиками осуществления основных инвестиционных объектов.
Можно утверждать, что в РС (Я) в прогнозной перспективе существенно изменится основной рисунок размещения узловых элементов опорного каркаса расселения с переходом от двух главных узлов на широтной оси нагрузки – Западного и Центрального – к более развернутой и сбалансированной конфигурации с добавлением равнозначного Южного, а в перспективе и Восточного узлов.
Дальнейшее упорядочение и обогащение такого каркаса связано и с резким возрастанием роли некоторых малых и средних населенных пунктов. Так, развитие Северного морского пути и приполярных территорий РС (Я) потребует опережающего роста портовых комплексов Тикси, Черского и других поселений; для активизации пространства между Якутском и Магаданом целесообразно дальнейшее развитие целой сети поселений и т.д.
Следует подчеркнуть, что сложившаяся ситуация делает актуальной проблему формирования более развитой структуры сети городов.
Власть начинает концентрироваться не в формальных точках ее прописки, а там, где появляется более эффективная технология ее реализации другими субъектами территории, в частности бизнесом. Поэтому в прогнозный период всю территорию республики можно разделить в политико-экономическом отношении на три типа зон: 1) зоны активности крупных федеральных корпораций; 2) зоны активности местных корпоративных структур, которые выполняют и многочисленные социальные функции; 3) зоны без корпоративного присутствия, где региональным властям целесообразно создавать локальные корпорации экономического развития.
На одних территориях, как, например, в Южной Якутии, происходит сопряжение деятельности нескольких крупных федеральных ресурсных холдингов. На других территориях идет диверсификация деятельности одного крупного или среднего холдинга федерального или республиканского значения (например, АК «АЛРОСА»).
Важнейшим направлением совершенствования пространственной структуры экономики является выделение и развитие региональных производственно-экономических кластеров. Это позволит достичь значительного синергетического эффекта в производственной и социальной сферах за счет согласованного, взаимоинициирующего и взаимодополняющего осуществления ряда инвестиционных проектов в различных отраслях.
Любой крупный проект в Якутии требует значительного инфраструктурного обустройства, которое всегда подразумевает государственное участие в виде федерально-регионального софинансирования – реального партнерства с корпоративными структурами. Поэтому принципиальная особенность новых кластеров, которые будут в Якутии создаваться, против советских ТПК состоит именно в том, что организационная форма локализованных сопряжений будет совсем другая. Это будет альянс государства – его усилий, его средств, финансов – и корпоративного сектора.
При условии реализации инновационного сценария развития, предложенного в Схеме, к 2020 г. Якутия должна стать регионом с устойчиво развивающейся экономикой. Валовой региональный продукт превысит 1 трлн. руб., возрастет в сопоставимых ценах к уровню 2005 года в 2,8 раза.
Реализация крупных инвестиционных проектов, укрепление базовых отраслей, развитие инфраструктуры региона позволит достичь главной цели государственной политики – повышения благосостояния граждан. Реальные доходы населения возрастут в 3,6 раза. Развитие конкурентоспособных производств повысит занятость населения, создаст условия для приостановления миграционного оттока и привлечения высококвалифицированных рабочих кадров.
Результаты реализации инвестиционных проектов дадут импульс не только для Якутии, но и для развития в большинстве регионов Дальневосточного округа как инфраструктуры, так и в освоении минерально-сырьевой базы.


Литература
1. Бекетов Н.В. Современные проблемы пространственной организации экономики Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. – 2006. – № 11. – С. 23–26.
2. Бекетов Н.В. Региональная экономика. Якутск: РИМЦ, 2006. – 152 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия