| | Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Николаев М. В. профессор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук Егорова И. Е. заведующий Отделом изучения опыта мировой экономики
Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат экономических наук
| |
| | В современных условиях глобализации мировой экономики возрастает степень конкуренции между отдельными продуктами, предприятиями, регионами и целыми странами. С самостоятельным решением задачи наиболее эффективного использования имеющихся конкурентных преимуществ отдельные предприятия справится не в состоянии. Именно поэтому, как показывает мировая практика, в последнее время получил широкое распространение кластерный подход к размещению производства.
Согласно общепризнанному определению М. Портера, кластер - это `группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга`.
В современном мире высоких технологий кластерам отводится важнейшая роль. Благодаря своевременной поддержке существующих и развитию новых кластеров, развитые страны мира повышают свою конкурентоспособность, а, как следствие, повышается общее благосостояние мирового сообщества. Примерами успешных кластеров могут служить телекоммуникационный кластер в Финляндии, Силиконовая долина в США, винодельческие кластеры в Португалии.
Теоретические основы формирования отраслевых комплексов в России, во многом перекликаются с аспектами развития кластеров. Вплоть до конца прошлого века, в период становления рыночных отношений российские экономисты возвращались к плановой теории развития и размещения производительных сил, при которой создавались так называемые ТПК (территориально-производственные комплексы). На каждое десятилетие разрабатывалась Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны, которая предусматривала наиболее эффективное сочетание различных производств в производственно-территориальных комплексах и оптимальные пропорции развития отдельных экономических районов.
Так, благодаря наличию значительных запасов минеральных ресурсов Якутия заняла достойное место на экономической карте страны, и в условиях социализма успешно развивались Южно-Якутский угольный территориально-производственный комплекс, золотодобывающая и алмазодобывающая отрасли в Западной Якутии.
С переходом на рыночные условия хозяйствования и обретением регионом `суверенитета` в начале 90-х гг. прошлого века, в Якутии сформировался полноценный промышленный комплекс по добыче, переработке и реализации алмазов. С 1992 г., когда был утвержден первый Государственный бюджет РС(Я), роль алмазодобычи существенно усилилась. Основной доходообразующей отраслью РС(Я) стала алмазодобывающая промышленность. Во второй половине 90-х гг. была предложена концепция перехода АБК РС(Я) на рыночные условия хозяйствования, его стабилизация с учетом внешнеэкономических аспектов и на базе сотрудничества с другими регионами России.
В настоящее время АБК представляет собой межотраслевой производственно-торговый комплекс, включающий добычу алмазов, их обработку для получения бриллиантов и технических алмазов (гранильная и ювелирная промышленность) и реализацию конечного продукта (преимущественно оптовым покупателям или на выставках-аукционах). Таким образом, интегрируется добывающая, обрабатывающая промышленность и сфера услуг.
Изучение вопросов формирования и развития региональных кластеров в Якутии на базе алмазно-бриллиантового комплекса можно рассматривать, как важное конкурентное преимущество современной экономики региона, обеспечивающее реальный синергический эффект.
При этом, при исследованиях проблемы кластерного подхода для экономики регионов России, в современных условиях, необходимо указать на следующие обстоятельства:
Во-первых, отечественная экономическая наука рассматривает понятие `кластер` только через призму западных теоретических разработок. В настоящее время отсутствует четкое определение кластера с учетом российских условий, кроме общепризнанной терминологии М. Портера, основного разработчика теории конкурентных преимуществ, впервые вынесшего проблему кластеров на международную трибуну. Кроме того, взаимосвязанные понятия инновационной деятельности и конкурентоспособности региона также не имеют четких границ в определении. Это, в свою очередь, тормозит дальнейшее исследование проблемы кластерного подхода к развитию региона.
Во-вторых, существующие в РФ комплексы, среди которых выделяется алмазно-бриллиантовый комплекс, как имеющий стратегическое значение для экономической безопасности страны, во многом имеют очертания кластеров, хотя и не систематизированных и, соответственно, не достигающих основной цели - повышения конкурентоспособности региона. Необходимо проведение стратегического анализа данных комплексов с выделением основных элементов построения высокоэффективных кластеров на их базе.
В-третьих, продукция алмазно-бриллиантового комплекса (алмазы, бриллианты, и ювелирные изделия) обладает уникальными свойствами, отличающими ее от массовой продукции. Наиболее существенной чертой, объединяющей перечисленные отрасли в один комплекс, можно считать тезаврационные свойства производимой в нем продукции - алмазов, бриллиантов, изделий с бриллиантами (в силу отсутствия у них сроков эксплуатации). Это, с одной стороны, делает алмазобриллиантовый рынок достаточно устойчивым и перспективным, а с другой стороны, способно в экстремальных условиях его обрушить (в случае выброса всего накопленного товара на рынок его стоимость превысит несколько триллионов долларов).
На основе имеющихся обобщений можно привести следующее определение термина. Кластер представляет собой систему взаимосвязанных предприятий, общественных и научных организаций и государственных органов, планирующих и координирующих свою деятельность в соответствии с единой целью, выраженной в повышении конкурентоспособности продукции кластера, на основе эффекта синергизма.
Именно наличие так называемого синергетического эффекта отличает кластер от существовавших ранее производственных комплексов, где учитывалась роль и вклад каждого элемента комплекса, но общий валовой эффект не рассматривался как необходимая его часть. Для достижения заданной цели достижения экономического эффекта схема должна быть построена на следующих принципах:
- рациональное и наиболее эффективное размещение экономических районов;
- комплексное развитие хозяйства всех районов страны;
- оптимальное территориальное разделение труда между регионами;
- выравнивание уровней экономического и социального развития экономических районов страны. | | Таблица 1 Основные характеристики ТПК при плановом хозяйстве и кластеров в современной экономике | | Практически весь перечень принципов формирования территориально-производственных комплексов можно перенести и в понятие кластера. При этом обнаруживается ряд существенных отличий (Таблица 1):
- ТПК создавались с целью наиболее эффективного потребления природных и человеческих ресурсов, в то время как кластер призван объединить различные институты и фирмы для создания высококонкурентной продукции;
- ТПК создавались по указанию правительственных органов, то есть искусственно, в основном, в непосредственной близости от источника сырья, в то время как для появления кластера необходимо наличие конкурентного преимущества данной территории (научного потенциала для кластера биотехнологий, многовековых ремесленнических навыков для появления обувного кластера в Италии);
- Развитие ТПК во многом было построено в соответствии с количественными плановыми показателями его деятельности, что тормозило естественное развитие экономических и социальных связей между его объектами.
В эпоху плановых методов управления в уже сформированном ТПК могли появляться новые связи, не укладывавшиеся в генеральную схему развития производства, в соответствии с которой их дальнейшее развитие блокировалось. Можно сделать вывод, что ТПК в плановой экономике имели одинаковую с кластерами природу, отличными были только условия внешней и внутренней среды. Основной принцип формирования ТПК заключался в сглаживании различий между различными районами страны, при этом все ставилось в угоду интересам партийной власти, в то время как блокировался выход конкурентной силы на местах.
Практикуемая в современных условиях дифференциация регионов, напротив, выделяет среди них регионы-доноры и дотируемые регионы. Здесь уже заложен принцип различий по конкурентным преимуществам. Представляется правильным вывод о том, что ТПК в плановой экономике был предвестником кластеров в зарубежной практике. Более того, плановые методы хозяйствования соотносятся с проведенными экономическими расчетами, скоординированными сверху и подогнанными для ситуации на местах, в то время как планирование кластера с точностью `до километра и рубля` невозможно хотя бы в силу разрозненности его участников и существования коммерческой секретности. В настоящее время в России было бы реальным введение кластерного подхода, сочетающего как западные разработки по данной тематике, так и плановую экономику.
Создание алмазного кластера в Республике Саха (Якутия) в основу которого положена идея максимально эффективного использования государственных активов путем формирования холдинга предприятий, направлена на решение актуальных задач:
- обеспечение добывающих предприятий, входящих в структуру вертикально-интегрированного комплекса, постоянными финансовыми источниками за счет привлечения долгосрочных кредитов и работы с ценными бумагами на фондовом рынке;
- полное обеспечение сырьем алмазогранильного и ювелирного производства, входящего в структуру вертикально-интегрированного комплекса;
- увеличение объемов производства бриллиантов на заводах путем специализации обработки алмазного сырья и построения эффективной сбытовой политики на внутреннем и на мировом рынке алмазов и бриллиантов;
- достижение конкурентоспособности республиканской ювелирной продукции на российском рынке, и освоение международных потребительских рынков с использованием современных инструментов и методов маркетинга, внедрения и популяризации республиканских торговых марок;
- повышение эффективности продаж бриллиантов, ювелирных изделий на внутреннем и на внешнем рынке за счет совершенствования сбытовой структуры, расширения клиентской базы и применения современных инструментов и методов маркетинга.
Схема создаваемого кластера представляет тип вертикально-латерального комплекса, в котором предприятия объединяются в одной производственной цепочке - добыча сырья, переработка, выпуск продукции, сбыт, не только путем участия в уставном капитале, но также за счет создания предпринимательской сети, основанной на заключении генеральных соглашений на поставку продукции.
Схема взаимодействия участников алмазного кластера базируется, как на основе финансового участия, т.е. приобретения контрольного пакета акций, создания дочерних предприятий и.т.д. (вертикальные, горизонтальные и смешанные концерны, объединения на принципах франчайзинга и т.д.), так и на договорной основе, без полной имущественной интеграции (предпринимательские сети, стратегические альянсы, картели, консорциумы). Таким образом, в вертикально-интегрированном комплексе будут задействованы все необходимые звенья для производства конечного продукта (ювелирных изделий) и создания надежной системы сбыта по всему миру (оптовые и розничные торговые сети).
Полный цикл производства от добычи алмазного сырья и драгоценных металлов до сбыта ювелирных изделии, реализуемых в системе холдинга, требует централизации усилий по продвижению продукции, планированию ассортимента и финансирования мероприятий маркетинга. Мероприятия маркетинга включают в себя как рекламу и продвижение готовой продукции ювелирных изделий, так и учет, контроль, планирование и управление всем производственным процессом группы объединенных предприятий.
Кроме того, холдинговая компания будет осуществлять централизованное регулирование планов производства, распределение финансовых потоков и материальных ресурсов между предприятиями комплекса. Произведенная предприятиями комплекса продукция подлежит реализации через единую сбытовую организацию путем оформления соответствующих договоров. Таким образом, холдинговая компания выступает центром кластеризации, обладая необходимым набором преимуществ для реализации наиболее эффективной сбытовой политики. В условиях дефицита оборотных средств наличие у холдинговой компании доступа к значительным финансовым ресурсам извне благодаря высокой деловой репутации становится важным конкурентным преимуществом. Холдинговая компания выступает в качестве посредника между предприятиями, осуществляющими добычу, переработку и производство продукции алмазного кластера и поставщиками сырья, с одной стороны, и потребителями продукции, с другой. Перспективная модель функционирования алмазного кластера представлена на схеме 2. | | | Схема. Перспективная модель функционирования алмазного кластера в Якутии. | Совершенно очевидно, что процесс внедрения кластеров в России имеет свои особенности:
1. Наличие объединяющей структуры, функции которой заключаются в координации развития участников кластера. Такой структурой может служить холдинговая компания предлагаемого алмазного кластера, созданная с единственной целью - способствовать скорейшему и наиболее эффективному формированию кластера в регионе. Как правило, лидером кластера может стать крупное сильное предприятие, существующее, либо созданное совместным решением государственного и частного секторов экономики.
2. Развитие кластеров и вертикально-интегрированных комплексов взаимодополняет друг друга. По определению кластер предполагает объединение предприятий на основе горизонтальной интеграции, в то время как для повышения уровня доверия участников кластера по отношению друг к другу использование базы вертикальной интеграции устраняет многие барьеры на пути широкого применения данных организационно-экономических форм сотрудничества. Расширение деятельности группы предприятий за счет участников кластера, предлагающих, к примеру, консультационные услуги, поставляющих материалы для выпуска основной продукции кластера снижает издержки во всей длине вертикальной цепочки.
3. Значительная роль государства в формировании кластеров. Поскольку создание кластеров необходимо проводить с учетом реализуемых и планируемых программ развития отраслей, регионов, международного сотрудничества, возрастает значение государственной поддержки инициатив снизу, а также, возможно, государственное инициирование создания кластеров.
4. Формирование кластеров в экспортоориентированных секторах экономики. Противостояние усиливающейся международной конкуренции требует от предприятий объединения усилий для выпуска высококонкурентной продукции. Именно поэтому наиболее эффективно кластеры могли бы работать в таких отраслях, как металлургия, производство высоких технологий, производство медицинской техники и фармацевтика, а также алмазно-бриллиантовый комплекс в силу экспортной ориентированности основного товара - бриллиантов.
Развитие экономики России неоднородно, параллельно с высокими темпами роста и значительной долей в доходах государственного бюджета крупных экспортоориентированных предприятий, серьезные трудности испытывает средний и малый бизнес. С целью повышения конкурентоспособности страны в целом и сокращении разрыва между регионами и центром государству необходимо сконцентрировать внимание на развитии новых типов ресурсов на местах, являющихся факторами региональной конкурентоспособности. Развитие кластеров на базе сильных конкурентоспособных предприятий России позволит задействовать новые ресурсы, активизирует процесс появления деловых инициатив в регионах, и в целом станет базой для формирования новых областей знаний, производства и сервиса, в том числе и в малом бизнесе. |
| |
|
|