Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ЭКОНОМИКА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
Сивкова С. В.
преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Сочинского государственного университета туризма и курортного дела

Концептуальный подход к формированию механизма управления конкурентоспособностью санаторно-курортных организаций

На современном этапе российской экономики производственный и экономический потенциал санаторно-курортной сферы не может эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован соответствующий механизм управления конкурентоспособностью санаторно-курортных организаций.
В этой связи представляется целесообразным исследовать категорию `механизм`.
В современных энциклопедических словарях термин `механизм` определен как:
1) система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких твердых тел в требуемые вполне определенные движения других твердых тел, например подъемный механизм [1];
2) внутреннее устройство, система чего-либо, например государственный механизм управления;
3) совокупность и последовательность состояний и элементарных стадий процессов, из которых складывается какое-либо явление [2], например механизм социального явления, механизм химической реакции.
В соответствии с наиболее общей схемой построения механизма он включает в себя следующие элементы:
- субъект (инициатор) как движущая сила, осмысленно запускающая в действие данный механизм; цели как программируемые желаемые результаты действия механизма;
- форма как необходимое организационное оформление методического обеспечения; методы как инструментарий, способы и технологии процессов достижения поставленной цели;
- средства как совокупность видов и источников ресурсов, используемых для достижения целей;
- объекты - хозяйствующие субъекты, хозяйственная среда, экономические явления.
Механизм должен быть нацелен на выполнение следующих функций:
- реализацию потенциала, заложенного в каждой форме собственности и хозяйствования, обеспечение плодотворной конкуренции и сотрудничества в деле использования имеющегося потенциала при выходе из экономического кризиса на путь экономического роста;
- упорядочение процесса воспроизводства с помощью формирования рыночно-конкурентной системы самоорганизации, самоуправления процессов хозяйствования и соответствующей системы государственного экономического регулирования;
- обеспечение сбалансированности и внутрипроизводственной пропорциональности между структурными звеньями производства на современной инновационной основе;
- осуществление самоорганизации и взаимодействия хозяйствующих субъектов, движения и развития капиталов на основе конкурентной борьбы; определение таким образом структуры общественного производства, формирование его динамичных пропорций и, в конечном счете, обеспечение тем самым оптимальной организации воспроизводства всего общественного капитала;
- поддержание устойчивых стимулов для предпринимателей, менеджеров, работников и коллективов в создании качественно новых технологий, форм организации производства, маркетингового обслуживания, реализации квалификации и творческого потенциала всех субъектов воспроизводства;
- создание равных экономических условий для реализации социально-экономического потенциала каждой формы и субъекта собственности и хозяйствования в организации эффективной деятельности;
- обеспечение соответствия экономического поведения каждого коллектива и работника, а также саморегулирование всех экономических систем в полном соответствии с требованиями экономических законов расширенного воспроизводства.
Таким образом, механизм представляет собой организованную или упорядоченную систему взаимодействия экономических явлений на основе совокупности институциональных установлений, обеспечивающую субъектам хозяйствования в определенных расчетных режимах возможность достижения заданных или прогнозируемых результатов.
Разработка механизма управления конкурентоспособностью становится одной из важнейших задач организации, без решения которой очень сложно выжить на рынке в условиях конкуренции и получить желаемый результат своей деятельности.
Вопросы формирования и функционирования механизма управления конкурентоспособностью практически не рассматриваются в современной научной литературе. В этой связи автор предлагает следующий подход к разработке и рассмотрению элементов данного механизма.
Содержание механизма управления конкурентоспособностью различается в зависимости от рассматриваемого уровня конкурентного поля, то есть можно выделить особенности управления конкурентоспособностью на макро-, мезо- и микроуровнях. По нашему мнению, особую значимость имеет рассмотрение механизма управления конкурентоспособностью на микроуровне, поскольку реально это управление осуществляется на уровне организации. На микроуровне субъектом управления является сама организация, а объектом - весь оставляющий ее потенциал. Именно организация обладает необходимыми ресурсами, предпринимательской инициативой, кадрами. От умения, целенаправленности и инициативности самой организации зависит, в какой степени она может использовать свой внутренний потенциал и возможности внешней среды, формируемой государством для достижения высокого уровня конкурентоспособности.
Конкурентоспособными можно считать те хозяйствующие субъекты, которые в своей хозяйственной деятельности достигают поставленных целей, доставляя потребителю конкурентоспособные услуги. В свою очередь, механизм управления конкурентоспособностью организаций представляет собой совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется воздействие на весь имеющийся внутренний потенциал организации, на управляемые параметры внешней среды, с учетом тенденций рыночной ситуации. Для обеспечения желаемого уровня конкурентоспособности необходимо комплексное функционирование всех элементов механизма. Отсутствие какого-либо звена нарушит последовательность и приведет к сбою функционирования механизма управления.
Специфика механизма управления конкурентоспособностью определяется особенностями процесса воспроизводства экономического и производственного потенциала и ведения конкурентной деятельности в конкретных экономических условиях.
Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают организации, которые выпускают некачественную или излишне дорогую продукцию или услуги. Это касается и организаций санаторно-курортной сферы.
Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.
На конкурентоспособность организаций санаторно-курортной сферы влияет множество факторов, определяющих силу бизнеса, способность организации держаться на плаву и оперировать в текущих финансово-экономических и политических условиях, в том числе решать налоговые проблемы. Это финансовая устойчивость и независимость, оснащение материально-технической базы, ее износ, организация финансовой, хозяйственной, сбытовой, аналитической, обслуживающей и других видов деятельности. Но эти факторы определяют только одну сторону конкурентоспособности. Действительно, одна лишь плохая организация ведения бизнеса может свести на нет все преимущества рекреационного продукта санатория, однако оценка привлекательности санаторно-курортного продукта представляется более важной, так как преимущества организации санаторно-курортной сферы, основанные на привлекательности ее продукта, влияют на выбор отдыхающего, а следовательно, на уровень финансового оборота организации [3].
Конкурентное преимущество такого рода организаций - это те характеристики, свойства санаторно-курортного продукта (СКП), которые создают для санатория определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. В этой связи конкурентоспособность организации можно рассмотреть с точки зрения двух ее составляющих - конкурентного потенциала и конкурентной позиции [4]. Конкурентный потенциал организации складывается из финансового, технического и организационного потенциала. Конкурентная позиция - это позиция организации на рынке сбыта санаторных услуг. Относительное превосходство конкурента обусловлено различными факторами. В общем виде эти факторы можно подразделить на две группы, исходя из создаваемых ими преимуществ, как внутренних, так и внешних.
Внешние преимущества организации санаторно-курортной сферы основаны на отличительных качествах ее рекреационного продукта, создающих ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения потребительской привлекательности рекреационного продукта. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает `рыночную силу` организации санаторно-курортной сферы в том смысле, что она может заставить рынок принять цену продаж путевок более высокую, чем у приоритетного конкурента, не обеспечивающего соответствующей отличительной привлекательности своих услуг.
Внутренние преимущества базируются на превосходстве организации санаторно-курортной сферы в отношении эффективности (или издержек) производства и управления предприятием и продуктом. Они создают `ценность санаторно-курортного продукта`, позволяющего добиться меньшей себестоимости, чем у конкурента. Внутреннее конкурентное преимущество - следствие большей производственной эффективности, которая обеспечивает санаторию рентабельность и устойчивость к снижению цены продаж, навязываемой рынком или конкуренцией.
Современная сложная ситуация в санаторно-курортной сфере складывается под влиянием целого комплекса факторов. Одним из них является то, что далеко не все предприятия готовы вести конкурентную борьбу в относительно новых условиях хозяйствования. Однако в сегодняшних условиях эффективное функционирование предприятия невозможно без выработки стратегии конкурентоспособности, отвечающей особенностям рынка в целом и данного предприятия в частности.
Конкурентоспособность продукта определяется наличием характеристик, дающих возможность для привлечения и сохранения его потребителей. Конкурентоспособным является тот продукт, `комплекс потребительских и стоимостных свойств, которого обеспечивает ему коммерческий успех, то есть позволяет быть прибыльно обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов`.
Как правило, ни одна организация не может иметь преимущества перед конкурентами по всем характеристикам продукта, влияющим на предпочтения потребителей. В связи с этим необходима выработка стратегии, способной обеспечить конкурентное преимущество в долгосрочном аспекте.
Проведенные исследования позволяют сформировать основные предложения по формированию механизма управления конкурентоспособностью санаторно-курортной организации. Данный механизм должен включать в себя следующие элементы (см. рис. 1):
- определение системы целей, установок, мотивов деятельности и методов управления;
- построение оптимальной организационной структуры управления;
- формирование оценочных показателей;
- анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность;
- периодическую оценку собственной конкурентоспособности, возможностей конкурентов и потребителей;
- разработку конкурентных стратегий действия в изменяющихся рыночных условиях;
- выработку наиболее приемлемых путей повышения конкурентоспособности.
Рис. 1. Механизм управления конкурентоспособностью санаторно-курортной организации

Другими словами, механизм управления конкурентоспособностью санаторно-курортной организации - это разработка целей деятельности, анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность, оценка ее уровня и выработка направлений управляющего воздействия.
Остановимся подробнее на элементах обеспечения конкурентоспособности:
1) организационное обеспечение - управление всеми микро- и макропроцессами деятельности организаций и курорта в целом с использованием достижений науки управления и соблюдением основных принципов менеджмента;
2) экономическое обеспечение - создание и регулирование рентабельного процесса оказания рекреационных услуг, маркетинговой деятельности, в том числе рыночных исследований, оптимального ценообразования и маркетинговых коммуникаций, разработка стратегий и технологий ресурсосбережения, обновление основных фондов;
3) техническое обеспечение - совершенствование технологий оказания услуг и технического снабжения хозяйствующих организаций с целью улучшения качества предоставляемых санаторно-курортных услуг и повышения социальной безопасности;
4) кадровое обеспечение - привлечение и повышение квалификации сотрудников организаций курорта с целью создания профессиональной команды обслуживающего персонала, улучшение сервиса и качества обслуживания;
5) экологическое обеспечение - сохранение экологической чистоты региона и гарантия оптимального сочетания потребностей бизнеса и возможностей природных ресурсов;
6) научное обеспечение - развитие и применение в практической деятельности заинтересованных субъектов рынка санаторно-курортных услуг современных достижений науки, наукоемких технологий и методов оказания услуг и управления организациями, внедрение новых информационных, финансовых и учетных технологий;
7) правовое обеспечение - добросовестное и неукоснительное соблюдение требований российского и международного законодательства, регулирующего сферу туристского бизнеса и гражданско-правовых отношений в целом, ведение законной конкурентной борьбы, соблюдение прав потребителей на безопасность, качество продукции и информацию о продукции;
8) информационное обеспечение - организация коммуникативного процесса внутри организации и снабжение качественной и своевременной информацией об изменениях внешней среды.
Все эти элементы в свою очередь можно объединить с систему обеспечения конкурентоспособности [5] организаций санаторно-курортной сферы (рис. 2).
Рис. 2. Система обеспечения конкурентоспособности СКО

Система обеспечения конкурентоспособности СКО имеет ряд подсистем, без наличия которых действие самой системы не представляется возможным.
К ним относятся:
- целевая подсистема, включающая в себя глобальную и локальную цели. Глобальная цель - это повышение качества жизни работников и конкурентоспособности страны на основе конкурентоспособности и эффективности организации. Локальная цель - повышение качества процессов, услуг, развитие, ресурсосбережение, расширение рынка и т. д.;
- обеспечивающая подсистема - правовое, методическое, ресурсное, информационное, техническое, организационное обеспечение;
- управляемая подсистема - стратегический маркетинг, инновационная деятельность, сбытовая логистика и т. д.;
- управляющая подсистема - персонал различных уровней.
Важными составляющими механизма управления конкурентоспособностью санаторно-курортных организаций и курорта в целом являются процесс оценки и формирования конкурентоспособности. Общая схема оценки и формирования конкурентоспособности санаторно-курортных организаций представлена на рис. 3.
Рис. 3. Алгоритм оценки и формирования конкурентоспособности санаторно-курортных организаций

Предложенный механизм управления конкурентоспособностью СКО позволяет решить две основные задачи управления конкурентоспособностью:
- оказание конкурентоспособных услуг;
- завоевание и закрепление определенной доли рынка в конкретный промежуток времени.
Управление при этом должно строиться на принципах целевой совместимости, непрерывности и надежности, планомерности, пропорциональности, динамизма, научности и обоснованности принимаемых решений, совместимости личных, коллективных и государственных интересов в управлении, а также непрерывного стратегического управления и максимального отражения специфических условий хозяйствования организации в стратегии конкурентоспособности.
При разработке механизма управления конкурентоспособностью необходимо также принимать во внимание и учитывать изменение социальных, политических, демографических, экологических и других условий.
Разработкой и внедрением механизма управления конкурентоспособностью на предприятии должна заниматься специальная служба или отдел. В то же время редкие санатории и пансионаты имеют такую службу, так как создание еще одного структурного подразделения связано со значительными финансовыми затратами. Тем не менее достижение определенного уровня конкурентоспособности возможно только при решении предприятием задачи, которая формируется тремя показателями: развитие, рост, прибыль.
Таким образом, управление конкурентоспособностью санаторно-курортной организации предполагает:
- стратегическое видение руководителем перспектив, средств и методов их достижения и необходимых для этого ресурсов (кадровых, материальных, финансовых);
- выбор целевых рынков и их сегментов: учет требований потенциальных клиентов, выявление приоритетных потребностей клиентов, неудовлетворенных потребностей и т. д.;
- выявление рыночного потенциала своего санаторно-курортного продукта, его конкурентных преимуществ и недостатков;
- оценка конкурентов и уровня их конкурентоспособности;
- оценка своих возможностей и собственного потенциала конкурентоспособности.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия