Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Д О К Т Р И Н А
"ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО В XXI ВЕКЕ"
Проект
Проект доктрины подготовлен под общим руководством Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества Г.А.Рапоты и Ответственного секретаря Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС А.Н.Марышева инициативной исследовательской группой, в состав которой вошли председатель общественного объединения "Партия России" Ю.В.Крупнов, заместитель губернатора Пензенской области профессор П.Х.Зайдфудим, ответственный секретарь института "Учебник Пайдейя" В.А.Бычков.

Миссия Евразийского экономического сообщества

Миссия ЕврАзЭС состоит в развитии всех государств - членов Сообщества на основе формирования единого экономического и гуманитарного пространства с целью достижения высоких стандартов благосостояния и социальной защиты населения.
Комплексное и устойчивое развитие каждого государства в условиях глобализации возможно исключительно за счет постановки Сообществом общих целей нового цивилизационного строительства.
Новая цивилизация, на наш взгляд, должна представляться гражданам государств Сообщества своего рода Новым Светом, вобравшим в себя все лучшие черты традиционной жизни народов, проживающих на территории ЕврАзЭС, и современной жизни в ведущих странах мира. Она вырастает также из опыта СССР и дореволюционной России и призвана утвердить себя как конкурентоспособная экономическая система. В ее основе должны быть не просто уважительное отношение к своеобразию и самобытности каждого государства, народа, религии, региона, семьи, человека, но и целенаправленное развитие и культивирование такого своеобразия и одновременно постепенное создание межгосударственного, надэтнического и надконфессионального цивилизационного единства.
Сохранение национального суверенитета каждого государства Сообщества должно быть напрямую связано с его способностью становиться активным участником развития транснациональной государственности, для которой характерны система экономических, политических, культурных, гуманитарных, оборонных и других многосторонних и двусторонних межгосударственных договоров и отсутствие единого унитарного центра управления.

Мировое качество жизни

Важнейшей задачей интеграции государств - членов ЕврАзЭС является достижение мирового качества жизни как ее интегральной характеристики, предполагающей: создание условий для квалифицированного и интересного труда; высокий уровень жизни и высокое качество свободного времени; безопасность детства; высокую эффективность систем жизнеобеспечения; общую безопасность; отсутствие криминального давления; элементарный порядок и т.д.
Достижение мирового качества жизни требует новой системы расселения на территориях ЕврАзЭС, интенсивного освоения отдельных территорий, обеспечения единых стандартов качества жизни, единого инфраструктурного жизнеобеспечения в каждом регионе Сообщества.

Ноополитика

Ноополитика, основанная на идеях ноосферы французского философа Ле Круа и русского ученого В.И.Вернадского, методологических исследованиях североамериканских ученых Дж.Аркиллы и Д.Ронфельдта, предполагает согласованные и совместные решения проблем глобализации путем опережающего развития знаний, лидерских инновационно-технологических комплексов, транснациональной инфраструктуры, информационно-коммуникационных технологий, международной производственной и научно-технической кооперации, поэтапного углубления экономической и гуманитарной интеграции стран ЕврАзЭС.
Ноополитика реализуется Сообществом через создание межгосударственной сети научно-образовательно-промышленных ноополисов (технополисов, техноэкополисов, агрополисов, "пайдейяполисов", университетских городов, наукоградов, этнопарков, национальных парков, зон пионерного или авангардного развития и т.д.).
Сеть ноополисов позволит планомерно осуществлять следующие стратегические решения:
- выводить регионы из депрессивного состояния и дотационно зависимого режима;
- разрабатывать и осуществлять в регионах локальную экономическую политику;
- устранять неравномерность регионального и локального развития;
- создавать условия для накопления капитала на основе производства конкурентоспособных товаров и услуг, в том числе путем организации в регионах свободных экономических зон;
- осуществлять региональные технологические и социокультурные "прорывы", ведущие к созданию нового технологического уклада в производстве и формированию новых форм организации жизнедеятельности (системы техноэкопайдейяполисов).

Сетевой университет

Формирование единого культурно-образовательного и информационного пространства Сообщества предполагает организацию Сетевого евроазиатского университета (СЕУ).
В составе СЕУ целесообразны следующие подразделения: образовательное, научное, аналитическое, информационное (на основе телерадиокомпании "Мир"), технологическое (по обеспечению передовых промышленных систем).
СЕУ обеспечивает конвертируемый диплом и универсальный стандарт образования.

Языковой союз

На основе ключевых национальных языков и русского языка формируется языковой союз Сообщества, призванный решать задачи по развитию русского языка как мирового, обеспечению практического трехъязычия (национальный - русский - иностранный) для каждого гражданина Сообщества, по организации межгосударственной системы литературных, научных и технических переводов с языков Сообщества и других языков.

Общественный парламент народов Евразии

Народная дипломатия и организация общественного парламента народов должны стать фундаментом постепенного формирования транснациональной государственности Сообщества.

Трансконтинентальный инфраструктурный плацдарм

Уникальное географическое положение государств ЕврАзЭС позволяет мировому сообществу рассматривать его в качестве трансконтинентального инфраструктурного плацдарма, гигантского "моста" между всеми континентами.
Развитие территории Сообщества как трансконтинентального инфраструктурного плацдарма отвечает на следующие "вызовы" XXI века:
- необходимость обеспечить возрастающие запросы населения, в том числе доступность перемещения на дальние расстояния в максимально короткие сроки;
- необходимость регулировать в интересах ЕврАзЭС процесс экономическую глобализацию на основе контроля за трансконтинентальными коммуникациями и блокирования внешних угроз, связанных с растущим интересом извне к слаборазвитым и малозаселенным территориям России;
- необходимость ускорить экономическую интеграцию Севера и Юга Азии;
- необходимость использовать возможности "стратегического прорыва" в стремительно развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе для организации опережающего развития тихоокеанского побережья России.
Основой трансъевразийского "моста" должна стать организация трех трансконтинентальных транспортных мегамагистралей: двух широтных трансъевразийских высокоскоростных и связанного с ними среднеазиатского транспортного коридора "Юг - Север".
Развитие трансконтинентального инфраструктурного плацдарма требует реализации нескольких инфраструктурных проектов и создания ряда общих рынков ЕврАзЭС.
К инфраструктурным проектам относятся: евразийские коридоры развития; высокоширотная троллейкарная магистраль; Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб-2); международный транспортный коридор "Север- Юг"; новые системы транспорта и ряд других.
Среди общих рынков особое значение имеют энергетический, транспортный, валютный, образовательный, ведущие к созданию единого рыночного пространства государств Сообщества, которое является главной целью его геополитических устремлений.


Печатается с сокращениями

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия