Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Чавтур А. В.
руководитель функционального Блока анализа и поддержки продаж ОАО «Банк Уралсиб» (г. Москва)

Системный подход к организации почтово-банковской деятельности в России

Почтово-банковская деятельность представлена практически на всей территории Европы и в ряде стран Азии. В настоящее время насчитывается свыше восьмидесяти национальных почтовых банков. Все они разнородны по формам собственности и спектру услуг, принципам взаимодействия с почтой и технологиям, доле занимаемого рынка. Общим для них является ценовая дифференциация и доступность услуг по сравнению с традиционными кредитными институтами, широкая сеть обслуживания. Во многих случаях такие банки являются системообразующими, что обуславливает предоставление им государством различных преференций.
Общемировой рынок почтово-банковских услуг характеризуется высокой емкостью и находится в фазе интенсивного роста. При этом степень универсализации почтовых банков различна: у одних она тождественна классическим кредитным организациям, другие фокусируют внимание исключительно на специфичных преимуществах.
Очевидно то, что даже в развитых странах в современную эпоху информатизации и глобализации почтово-банковский бизнес сохраняет значительную автономность, актуальность и присущие ему достоинства - прежде всего, ценовую и территориальную доступность. В основном, это определяется преимущественной ориентацией почтово-банковского бизнеса на внутренние национальные рынки, а также самим характером решаемых им задач.
Масштабы почтово-банковского бизнеса за рубежом свидетельствуют о том, что почтовые банки во многом формируют национальные рынки розничных финансовых услуг. Обслуживание корпоративного сектора, как правило, менее приоритетно и не всегда полноценно реализовано. Аккумуляция крупных ресурсов и доминирование по объемам внутренних платежей населения в большинстве случаев обуславливает высокую социальную значимость почтовых банков и стимулирование развития этого бизнеса на общегосударственном уровне.
Существуют сложности в однозначной идентификации признаков почтово-банковского бизнеса в ряде стран, поскольку использование банками почтовой инфраструктуры не является исчерпывающим критерием, равно как и осуществление финансовых услуг собственно почтой. Существенные вариации классификационных критериев обусловлены как интеграционными процессами в бизнесе, так и сугубо национальной спецификой. Поэтому вполне очевидно, что однозначное толкование определения бизнеса применимо для конкретной страны или их группы, но не всего сообщества.
Принципиально, используются три базовых платформы реализации почтово-банковской деятельности на основе: собственно специализированного банка (модель Англии); финансовой службы почты, выполняющей банковские функции (модель Франции); симбиоза банка и почты, когда собираемые ресурсы почта передает в управление банку (модель Германии).
Выбор в конечном итоге для каждого государства обуславливается степенью либерализма в банковской и правовой сферах, технологичностью и масштабами почтовой системы и другими факторами. Для России приемлемым является только последний, симбиотический вариант. Иные пути неактуальны в силу специфики законодательства и территориального масштаба, лимитирующего инвестиционные возможности и технические аспекты бизнеса.
В ряде стран, как и у нас, почтово-банковский бизнес лишь зарождается или осуществляется без образования специализированных банков. Полнофункциональное банковское обслуживание, характерное для ряда стран, в российских условиях практически неосуществимо и неактуально. Слишком ограничен спектр почтово-банковских услуг (применимый к отечественным условиям), чтобы позволить банку адекватно развиваться, успешно конкурировать и оперативно реагировать на изменение внешних условий.
Очевидно, в России нет смысла и стремиться к полнофункциональному банковскому обслуживанию на почте. В самом деле, даже тривиальные операции с ценными бумагами актуальны лишь для узкого целевого сегмента. Слишком велика существующая разница в потребностях и возможностях клиентов традиционного банка и почтового, основной целевой аудиторией которого, по нашему мнению, должны выступать мало- и среднеобеспеченные слои населения, а также мелкий частный бизнес. Кроме того, фактор большой территории существенно влияет на себестоимость операций и их скорость, издержки на тиражирование новых услуг.
Сразу акцентируем внимание, что концентрация почтово-банковской деятельности в крупных городах с высоким уровнем финансового сервиса нивелирует ее ценность для потребителя, функциональность и ограничивает клиентуру. Самой философии этого бизнеса, при условии его системности, противоречит реализация вне региональных территорий и периферии. Это обусловлено не столько уровнем конкуренции, сколько качественно иными целевыми сегментами, финансовыми потребностями, наличием скрытых резервов потребления.
Сформулируем ключевые определения. Почтово-банковским является бизнес банковского профиля, обладающий признаками системности, который обуславливает такую форму функциональной интеграции банка и почты, при которой конечная реализация стандартных банковских услуг осуществляется почтой на компенсационной основе. В свою очередь, почтовым банком может быть признана кредитная организация, уполномоченная к использованию почтовой сети или ее части для бесконтактной реализации через нее как минимум элементарного комплекса банковских услуг и при условии, что такая деятельность является для банка системообразующей. В рамках определения, такие банки в России пока отсутствуют.
Основываясь на результатах исследования автора (не являющихся проблематикой данной статьи), показано, что в современных условиях, собственно почтово-банковскими могут быть признаны лишь две технологические формы реализации бизнеса: на основе агентских отношений и посредством механизма почтовых переводов. Общим для них является то, что все функции front-office выполняет почта, а функции back-office реализует банк.
Последняя форма является наиболее прогрессивной и перспективной: она наименее затратна и трудоемка, практически не имеет ограничений по функциональности, распространению и правомерности. Важно, что при ее использовании отсутствуют прямые неоперационные затраты банка. Это создает основу для системного подхода к бизнесу и для массового тиражирования стандартизированных банковских продуктов.
Системное развитие почтово-банковского бизнеса банком может быть реализовано несколькими путями, оптимальным из которых является трансформация стратегии и технологий уже существующего традиционного банка. Появление же на финансовом рынке дополнительных крупных операторов - заметим, что почтово-банковский рынок ныне практически свободен от конкуренции, - позитивно отразится на всей банковской системе, учитывая ее слабую капитализацию. В то же время, это не приведет к существенному росту конкуренции внутри нее.
Конкурентные ниши классических банков и почтового (здесь и далее - в контексте данного нами определения термина, см. выше) перекликаются достаточно слабо, ввиду выраженной специфики бизнеса последнего. В самом деле, целевые клиентские сегменты, сама миссия бизнеса, решаемые задачи, используемые инструменты и каналы продаж - явно дифференцированы, а потенциальные очаги конкуренции, по большому счету, территориально локализованы, что будет раскрыто далее. В этой связи, гипотетические антимонопольные противоречия не оправданны и не должны возникать.
В российском сегменте почтово-банковские услуги в настоящее время развивают три универсальных коммерческих банка [1]. Однако ни для одного из них этот бизнес пока не является системным или профильным. Суммарный охват отечественной почтовой сети их услугами составляет ~14% и эквивалентен ~6 тыс. почтовых отделений, при потенциальной инфраструктуре свыше 40 тыс. точек продаж. При этом существует достаточно четкая территориальная дифференциация реализации почтово-банковских услуг между этими банками.
Реализуемый всеми отечественными банками-операторами спектр почтово-банковских услуг - является базовым и по сути рудиментарным, с незначительными вариациями. При этом двумя операторами исследуемый бизнес рассматривается в контексте социально-ориентированных программ, с соответствующим позиционированием целевой клиентуры. Таким образом, этот бизнес в настоящее время фактически ориентирован на весьма узкий сегмент клиентуры и финансовых потребностей.
Однако критерии системного развития бизнеса требуют корректировки сложившихся тенденций. В частности, необходимо практическое развитие корпоративных основ почтово-банковского бизнеса и расширение целевой аудитории потребителей услуг. Существующий спектр услуг также недостаточен: совершенно очевидно, что почтово-банковский бизнес не может являться системообразующим, если девять десятых его оборота составляют только пассивные, депозитные операции. Активные продукты нуждаются в трансформации из локально-экспериментальных продаж - в тиражирование. Актуальность этого состоит в необходимости диверсификации рисков и стимулирования роста клиентской базы.
Добавим, что степень востребованности почтово-банковских услуг в целом должна незначительно отличаться от общебанковских тенденций. Однако, в пассивном блоке операций, функция накопления будет в основном замещена функцией сбережения, ввиду невысокой платежеспособности целевой клиентуры (накопление предполагает относительно высокий уровень инвестиций).
Следует отметить, что почтово-банковские средства в целом характеризуются наибольшей устойчивостью, высокой степенью седиментации остатков и низкой оборачиваемостью. Причиной выступает выраженная однородность целевого клиентского сегмента, а соответственно стабильность и предсказуемость потребления. Это обстоятельство, при условии четкой сегментации, позволяет более эффективно тиражировать услуги и управлять их продажами, а при значительных объемах ресурсов позитивно отражается на ликвидности.
Кроме того, в соответствии с исследованиями автора, внутренняя себестоимость почтово-банковских ресурсов существенно ниже аналогичной стоимости в традиционном розничном банковском секторе. Это обусловлено тем, что функции front-office осуществляет почтовая сеть и удельный вес неоперационных издержек в составе себестоимости обязательств - ниже.
Отметим, что компенсация почте - доминирующая статья операционных затрат почтово-банковского бизнеса банка. В настоящее время используемые ставки компенсации почте по почтово-банковским услугам, как и сам механизм их расчета - неоднородны. Стандартизация механизма затрат не соответствует локальным интересам региональных почтовых структур и станет возможна в полной мере после окончания реформы почтовой отрасли и реальной централизации ее финансовой политики.
Осуществляемая в рамках реформы централизация должна оказать серьезное влияние на все процессы координации почтово-банковского бизнеса, в значительной степени определяя вектор его развития. Однако в экономическом аспекте для операторов рынка основной задачей явится унификация механизмов вознаграждения почты при обеспечении приемлемого уровня рентабельности.
Очевидно, что определение эффективной величины компенсации будет всегда носить характер компромисса, учитывая антагонистические позиции банка и почты в этом контексте. Заметим, что, в отличие от классических банковских услуг, специфика почтово-банковских заключается в превалирующей доле операционных издержек в их себестоимости, при минимальной доле функциональных (неоперационных) затрат. Специфичным фактором прямого воздействия на себестоимость ресурсов является компенсация почте, косвенного - низкая скорость транзакций в почтово-банковском бизнесе.
Необходимость материальной мотивации конечных продавцов (почтовых сотрудников) может выступать и в качестве автономной составляющей цены. В условиях консолидации отрасли этот фактор может явиться основным действенным инструментом, стимулирующим работу на местах. Отметим, что абсолютное игнорирование этого фактора как почтой, так и банком - может негативно сказаться и на качественных, и на количественных показателях продаж.
В целом, базой для определения компенсации могут служить: а) эффективная маржа по почтово-банковским ресурсам с учетом их структуры и объема; б) трудоемкость продаж: производное расчетного количества транзакций и нормативов времени; в) договорной приемлемый уровень рентабельности банка и почты; г) синтез этих факторов.
Вернемся к концептуальным элементам организации бизнеса. Территориальная экспансия является одним из ключевых критериев стратегии развития почтово-банковского бизнеса. При построении бизнеса на базе технологий почтовых переводов снимаются надзорные ограничения по необходимости присутствия филиалов банка в регионе ведения почтово-банковской деятельности. Это выступает катализатором ее системного распространения.
Вместе с тем, необходимый и достаточный спектр почтово-банковских услуг объективно является неполноценным. Из этого следует, что повышение потребностей клиента в финансовых услугах обусловит выбор им иного банка. Ситуацию, когда спрос на спектр услуг выше предложения, в ряде случаев можно считать штатной (например, вексельное кредитование или конверсионные операции не могут быть реализованы через почту). Степень же развития любого предприятия прямо коррелирует с уровнем его потребностей в услугах.
Буквально, это приведет к тому, что по мере становления частного хозяйства, на этапе перехода к среднему бизнесу почтово-банковские услуги будут им все менее востребованы. Таким образом, наиболее активная и высокодоходная часть клиентуры станет наименее устойчивой в целевом сегменте потребителей этих услуг. Избежать этого можно лишь сочетанием почтово-банковского обслуживания с традиционным.
В свою очередь, последнего можно достичь только наличием точечных полнофункциональных сбытовых подразделений банка. Разумеется, сеть филиалов банка должна совмещать, насколько это приемлемо, коммерческие интересы банка и территориальную доступность для клиентов, обслуживаемых через почтовые отделения. В данной ситуации необязательно исключительное размещение филиалов в крупных региональных центрах (с высокой конкуренцией) или их присутствие в каждом регионе.
Наличие сети полноценных филиалов позволит придать им функции: а) координации развития почтово-банковских услуг на подведомственном кустовом участке; б) финансового обслуживания целевой клиентуры за рамками почтово-банковских услуг, а значит ее закрепления и поддержания конкурентоспособности; в) традиционного банковского бизнеса для дополнительного, не целевого банку сегмента потребителей (диктуется самоокупаемостью). При этом необходимый размер собственной сети зависит, прежде всего, от политики банка, поскольку в ее основу могут быть положены различные критерии.
Потенциальная инфраструктура точек продаж почтово-банковских услуг (собственно почтовая сеть) - весьма неоднородна с экономической точки зрения. В силу ряда социальных и территориальных факторов, лишь часть почтовых отделений потенциально способна обеспечить высокий объем продаж банковских услуг, основная же часть инфраструктуры будет сравнительно малоэффективной. Означает ли это, что почтово-банковский бизнес должен быть сконцентрирован только в высокодоходном сегменте?
По нашему мнению, дифференцированный подход должен иметь место только при применении агентских технологий, т. е. при наличии прямых инвестиций банка в каждую точку продаж. При использовании же технологических принципов переводов такой подход не оправдан. В этом случае приоритетом становится валовой объем продаж и масштабный охват сети.
Такая стратегия тем более оправданна, если учесть перманентное сокращение доходности банковского бизнеса и общее усиление конкурентного фона. Вместе с тем рынок банковских услуг весьма динамичен (прежде всего, в области технологий и гибридизации услуг с небанковскими). Поэтому четкие критерии развития бизнеса актуальны в долгосрочной перспективе, не являясь константой в принципе.
Активная географическая экспансия, к которой должен стремиться банк, выступает не самоцелью, а мерой обеспечения конкурентного преимущества. Вместе с тем она должна быть в определенном смысле дифференцированной: очевидно, что почтовый банк будет иметь наибольшие конкурентные преимущества лишь на региональных рынках, причем в их периферийных областях.
В городах с развитой конкуренцией почтово-банковские услуги по большому счету не будут ни востребованы, ни конкурентоспособны (кроме случаев узкого позиционирования клиентуры). Охват почтовых отделений в центрах индустрии целесообразен на этапе `избыточного` развития бизнеса либо при реализации административного фактора, например, доступа банка к социальным программам и выплат через почту пенсий, пособий и т. д.
Развитие бизнеса в долгосрочной перспективе напрямую связано с эффективностью функциональной интеграции банка и почты. Система банк-почта обладает потенциальной эмерджентностью, которая может быть реализована лишь совместно. Так как почтовая отрасль в силу своего масштаба обладает слабой динамикой, достижение эффекта возможно при децентрализации тактических решений и изменений, но при единой координации стратегических.
Так, например, сферу подготовки и мотивации продавцов логично планировать на местах, а определение стандартов, осуществление возможных совместных акций или инвестиций в расширение бизнеса - централизованно. В конечном итоге, интеграция может не исчерпываться прямым функциональным обеспечением бизнеса, хотя и в этом случае результат может быть значителен.
Экономическим следствием симбиоза обеих структур может стать повышение их инвестиционного потенциала, эффективного объема потребляемых ресурсов, снижение трансакционных издержек и рисков. В этом контексте, почтово-банковский бизнес выступает не только связующим основанием сотрудничества, но и естественным катализатором для такого, потенциально синергетического, эффекта.
Почтово-банковский бизнес в целом инертен к внешним изменениям, поэтому крайне важно, насколько возможно, обеспечить его гибкую координацию. Для банка ее специфика заключается в том, что сбытовая сеть (почтовые отделения) юридически не относится к банковским подразделениям. Соответственно, удельная эффективность точки продаж и степень освоения рынка - непосредственно зависят от результатов интеграции с почтой. Критериями оценки выступают: маневренность изменений, действенность контроля, качество услуг и мотивация продавцов.
Учитывая вышесказанное, можно выделить следующие приоритеты стратегического развития почтово-банковского бизнеса. Это: активная территориальная экспансия; массовость продаж; децентрализованная координация; взаимодополняемость почтово-банковских услуг традиционными; сохранение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
В свою очередь, критерии системного распространения бизнеса должны ориентироваться: на низкоконкурентные рынки сбыта банковских услуг; фокусирование на целевой клиентуре; ценовую доступность и стандартизацию услуг; низкие удельные инвестиции на точку продаж; универсальность и адаптивность технологий.
Стержневым преимуществом почтово-банковского бизнеса является сочетание пяти факторов: незначительные инвестиции на точку сбыта - низкая себестоимость услуг - массовость продаж - собственная уникальная ниша - ориентация на периферийные (низкоконкурентные) рынки. Следование этим критериям и должно лежать в основе стратегии развития бизнеса.
Почтово-банковскому бизнесу не требуется: процедура укрепления и регистрации почтового отделения в Центральном банке РФ, этап подбора персонала, осуществление телекоммуникационных работ и др., что очень сокращает размер прямых инвестиций и способствует быстрому запуску новых точек продаж. Разумеется, этот фактор следует расценивать как серьезное преимущество, которое также должно лежать в основе стратегии развития почтово-банковской деятельности. Благодаря ему становится возможным:
а) в сжатые сроки сформировать достаточную сбытовую сеть;
б) наращивать ее объем с минимальным количеством ограничений;
в) равномерно и быстро выходить на новые региональные рынки;
д) ускорить срок выхода точки продаж на проектную мощность;
е) минимизировать себестоимость содержания масштабной сбытовой сети.
И хотя почтово-банковский бизнес сосредоточен на периферийных рынках и имеет свою узкоспециальную конкурентную нишу почтового банка, отдельные виды деятельности аналогичны услугам, например, Сберегательного банка. Однако конкуренция здесь незначительна, т. к. почтовый банк имеет качественно иной продуктовый ряд и спектр услуг, различный ареал и концентрацию сети продаж и, наконец, разные сегменты потребителей услуг. Основу для почтового банка должна составить `домашняя` клиентская база типового почтового отделения, с невысокими требованиями к параметрам финансовой инфраструктуры. Это подтверждает корректность выбора конкурентной ниши и реалистичность стратегических задач (в противном случае, идеи развития бизнеса на практике могли бы оказаться нежизнеспособными). Впрочем, административные риски для почтово-банковской деятельности существуют. В этом плане актуальна проблема предстоящей частичной приватизации почтовой отрасли, как заключительный этап ее реформации.
Ее успешность и последствия пока не могут быть прогнозируемы достаточно четко. Целесообразно полагаться на то, что программа приватизации обеспечит декларируемые цели с минимумом побочных эффектов, что находится в интересах самой почты. В свою очередь, стабильное развитие почтово-банковского бизнеса предполагает, что состояние его инфраструктуры (сети почтовых отделений) и условий работы с ней должны быть относительно постоянными либо предсказуемыми.
В современных условиях развитие почтово-банковского бизнеса должно идти комплементарно с проводимой реструктуризацией почтовой отрасли. Сторонам необходимо совместно осуществлять взаимную адаптацию технологий и форм взаиморасчетов, маркетинговых программ. Тесная интеграция способна значительно укрепить позиции банка, дать импульс к развитию бизнеса.
Дополнительно отметим, что стратегический подход к развитию бизнеса должен быть только комплексным, когда гармоничное сочетание всех факторов образует единую концепцию. Игнорирование же отдельных составляющих стратегии - способно нивелировать ее практическую ценность.
В завершение статьи, сформулируем основные выводы.
1. Выраженная однородность потребителей почтово-банковских услуг позволяет более эффективно тиражировать услуги и управлять их продажами, а при значительных объемах ресурсов позитивно отражается на ликвидности. Целевую ритейловую основу почтово-банковского бизнеса должна составлять `домашняя` клиентура типового почтового отделения, индифферентная к параметрам финансовой инфраструктуры. Клиентская база юридических лиц в основной своей массе должна быть представлена мелким частным бизнесом.
2. Почтово-банковский бизнес должен быть преимущественно сосредоточен на периферии, где он наиболее эффективен, то есть вне сферы интересов классического банковского бизнеса. При этом активная территориальная экспансия является одной из ключевых мер обеспечения конкурентного преимущества.
3. Развитие собственно почтово-банковского бизнеса в центрах индустрии, крупных и средних городах - целесообразно лишь при реализации банком административного фактора (например, доступа к социальным программам). Однако именно в этих зонах должны размещаться кустовые филиалы с традиционным банковским обслуживанием.
4. Требования к параллельному наличию собственной филиальной сети банка обусловлены: а) кустовой координацией развития почтово-банковских услуг; б) полнофункциональным обслуживанием целевой клиентуры в рамках ее закрепления и поддержки конкурентоспособности; в) компенсацией активных операций; г) смежными доходами от нецелевого сегмента потребителей.
5. Стержневым преимуществом почтово-банковского бизнеса является сочетание пяти факторов: низкий уровень инвестиций на точку сбыта - массовые продажи и однородная клиентура - низкая себестоимость услуг - собственная локальная ниша - ориентация на периферию (низкоконкурентные рынки). Следование этим критериям и должно лежать в основе стратегии развития бизнеса.
6. Удельная скорость запуска новых точек продаж в почтово-банковском бизнесе многократно выше, чем в традиционном банковском. Это позволяет: формировать и наращивать сбытовую сеть в сжатые сроки, планомерно осваивать новые региональные рынки, сократить нормативный срок выхода на проектную мощность и минимизировать себестоимость содержания сбытовой сети.
7. Индикаторами результативности при экстенсивном развитии бизнеса являются: а) степень внутрирегионального охвата почтовой сети; б) удельный вес почтово-банковского бизнеса в общей совокупности; в) изменение операционной нагрузки на типовой филиал; г) скорость и интервалы запуска конечных точек продаж; д) продвижение бизнеса в новые регионы; е) изменение доли рынка.
8. Факторами эффективного интенсивного развития бизнеса выступают: сокращение сроков выхода типового почтового отделения на расчетную мощность; темпы роста, превышающие по соотносимым критериям инфляцию; сохранение уровня рентабельности растущего бизнеса; рост объема потребления услуг в расчете на одного клиента; снижение трудоемкости продаж.
9. Развитие бизнеса в долгосрочной перспективе напрямую связано с эффективностью функциональной интеграции банка и почты. Система банк-почта обладает потенциальной эмерджентностью, которая может быть реализована лишь совместно. Экономическим следствием симбиоза обеих структур может являться повышение их инвестиционного потенциала, эффективного объема потребляемых ресурсов, снижение трансакционных издержек и рисков.
10. Эффективность системного подхода к развитию почтово-банковского бизнеса подтверждается мировой практикой. Он масштабно реализован в десятках развитых стран, в то время как в России, несмотря на свой высокий потенциал, освоен фрагментарно и недостаточно - в основном в составе основного бизнеса нескольких банков.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия