Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Матвиенко С. В.
директор департамента информационных технологий ОАО «Банк Санкт-Петербург»,
кандидат экономических наук


Инновационная система как форма соединения науки и производства

Экономика индустриального общества разделялась на материальное производство и непроизводственную сферу, исходя из различия в их воспроизводственных процессах и противопоставления производства и потребления. Вся сфера услуг выступала лишь инструментом доведения готового материального блага до его потребителя или предпосылкой создания этого блага.
Наука - это система знаний человечества об объективных законах развития и функционирования общества, природы, производственно-технических систем и одновременно деятельность людей по накоплению и систематизации этих знаний. Это определение характеризует науку как идеальную силу, форму общественного сознания, явление духовной жизни общества. Наука как свод человеческих знаний, как познавательная деятельность людей может развиваться по своим собственным законам, на основе внутренней логики научных идей, когда теория сама поставляет себе материал для дальнейшего развития, движущей силой которого является научная дискуссия и эксперимент; сопоставление различных гипотез, объясняющих те или иные явления и противоречия их развития.
Однако, возникнув в сфере сознания, наука затем превращается, как предвидел еще К. Маркс, в самостоятельную потенцию производства, получает призвание быть средством производства богатства. Уже в индустриальной экономике некоторые области науки на основе исследования закономерностей развития природы и функционирования производственно-технических систем разрабатывали новые орудия и предметы труда, технологические процессы, методы организации производства и т.д. Это второе определение науки характеризует ее как `индустрию открытий`. Производственные функции науки индустриального общества были рассмотрены в работах Ю.С. Мелещенко (Техника и закономерности ее развития. Лениздат, 1967); Л.М. Гатовского (Экономические проблемы научно-технического прогресса. Наука, 1971); С.В. Пирогова и М.П. Ринга (Экономические проблемы научно-технического прогресса. Экономика, 1970); К.Ф. Гузини и в ряде других публикаций 70-90-х гг.
В них показано, как наука из обособленной информационной системы превращается в самостоятельную подсистему научно-технического прогресса, в обязательное предварительное условие общественного производства и человеческой деятельности.
При этом одинаково неоправданно как отождествление науки с техникой и непосредственным производством, отрицание ее существенных особенностей, так и противопоставление науки как формы общественного сознания материальному производству.
Формой такого противопоставления является принятое в ряде публикаций тех лет выделение науки в качестве особой, новой, по сравнению с рабочей силой и средствами производства, производительной силы. Наука воздействует на производство не наряду с рабочей силой и средствами производства, а через прогресс этих элементов производства и их взаимосвязей. Показателем того, до какой степени наука превратилась в непосредственную производительную силу, т.е. стала частью инновационной системы, является степень развития основного капитала, знаний и культуры производителей, а также степень планомерности производства, т.е. его подчинения контролю всеобщего интеллекта.
Наука как звено инновационной системы охватывает две экономически разнородные области: фундаментальные исследования, связанные с накоплением научных знаний в данной области науки, и деятельность по прикладному исследованию, разработке и освоению конкретных нововведений. В индустриальной экономике фундаментальная и прикладная науки развивались относительно самостоятельно, причем прикладная наука - в самой сфере материального производства. В административно-командной экономике эти две ветви науки были разделены организационно: Академия наук функционировала и до сих пор функционирует как самостоятельная мегаструктура, а прикладная наука относилась к отраслевым министерствам и после их ликвидации практически лишилась финансирования.
Между тем все учреждения науки объединяются общностью конечной цели деятельности, характера трудового процесса, средств и предметов труда, состава кадров, хотя для прикладной науки характерны особенно тесные связи с производственными предприятиями, где реализуется эффект нововведений. Результаты деятельности прикладной науки материализуются в новых технологических процессах, новых видах орудий и предметов труда, новых формах организации производства и управления, т.е. материализуется эффект науки в целом. Еще в 70-80-х гг. некоторыми экономистами высказывались предложения о выделении прикладной науки в самостоятельную отрасль со своими ресурсами и поощрительными фондами, своей системой планирования, отчетности и т.д. Другие экономисты относили всю науку к непроизводственной сфере или считали труд исследователей производительным лишь с момента внедрения его результатов в производство.
Согласно неоклассической теории, технологический прогресс является внешним (экзогенным) фактором экономического роста. Лишь в 80-х гг. ХХ века возобладала концепция развития экономической системы на базе эндогенных факторов, т.е. внутренне присущих ей технологических изменений, новых знаний и навыков, позволяющих использовать эти знания при производстве товаров и услуг [1].
Образование, наука и производство объединяются при этом в единый долгосрочный инновационный цикл, причем перевороты в образовании дополняют и углубляют перевороты в науке и технике, приводя человеческий фактор в соответствие с новым уровнем познания и технологическим укладом [2].
Ортодоксальная экономическая теория, ведущая свое начало от А. Смита и Д. Рикардо, объясняет технологический прогресс с помощью производственных функций, но не исследует его роль в развитии экономики и не способствует его осуществлению. Как отметил В. Маевский, наиболее ярким свидетельством этого являются рекомендации МВФ для переходных экономик, принятие которых привело к глубокому спаду производства в ряде стран и, в первую очередь, в России [3].
Указанному подходу противостоит эволюционная экономическая теория, которая рассматривает экономическое развитие как необратимый процесс нарастания сложности, многообразия и продуктивности производства за счет периодически повторяющейся смены технологий, видов продукции, организаций и институтов (правил поведения).
Выделяются следующие принципиальные отличия современной эволюционной теории. Во-первых, ее исходный пункт - признание неоднородности экономических субъектов, которые разделяются на новаторов, проектирующих, разрабатывающих и осваивающих новые технологии и продукты, и консерваторов, эксплуатирующих уже созданные технологии и стремящихся сохранить прежние социальные институты.
Во-вторых, эволюционная теория не трактует рынок как модель совершенной конкуренции, поскольку новаторы на некоторое время создают технологическую монополию (это отмечал еще Й. Шумпетер [4]), максимизируют прибыль (К. Маркс писал об избыточной прибавочной стоимости) и вытесняют консерваторов с рынков сбыта и ресурсов.
В-третьих, неоклассики считают главным принципом рыночной экономики равновесие между спросом и предложением, к которому рынок движется благодаря реакции производителей и потребителей на информацию об изменении цен. Эволюционисты считают неравновесие и даже кризис не нежелательным явлением, а одним из основных условий развития. При этом рынку, как показали нобелевские лауреаты Дж. Акерлоф и Дж. Стиглиц, присуща неравновесность информации: производитель располагает более полной информацией о своем продукте, а высший менеджер - о своей фирме, чем покупатель или внешний инвестор. Здесь действует фактор неопределенности, порождающий инновационные риски, что согласуется с неравновесной природой инновационной прибыли (технологической ренты).
Нововведение можно определить как новый способ удовлетворения общественных потребностей, основанный на научных исследованиях, дающий полезный эффект, адекватный условиям социально-экономической среды своего использования.
Рассмотрение нововведения в зависимости от его источника определяет особенности финансирования и управления этим процессом. При этом распространение нововведений признается органической составной частью их формирования - второй вслед за созданием. Понятие непрерывности (continuity) этого процесса было введено еще в 70-х гг. В последние годы принято отличать радикальные нововведения от улучшений и усовершенствований.
Нововведение (инновация) представляет собой не научное открытие, а его превращение в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях результат. Й. Шумпетер определял инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [5].
Ф. Янсен отмечает, что инновация - это соединение мира техники и мира бизнеса, коммерционализация научного потенциала в виде новой технологии, новых товаров, услуг и процессов, новых рынков или рыночных сегментов, новых организационных форм и подходов к менеджменту, т.е. новая комбинация технологии, продукта и рынка [6].
Таким образом, инновация - это одновременно продукт и процесс разработки, освоения, эксплуатации и замены производственно-экономического и социально-организационного потенциала экономической системы, эффективное использование новых научно-технических идей в виде новых технологий, видов продукции, услуг, организационно-технических и социально-экономических изменений, управленческих решений производственного, экономического, административного и другого характера.
Инновация является результатом интеллектуальной, в т.ч. научно-технической деятельности, направленной на использование результатов совершенствования процесса и продукта деятельности в сферах производства, экономических, правовых и социальных отношений, науки, культуры, образовании и т.д. [7]
По мнению некоторых авторов, целесообразно разграничивать инновации и новшества - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ. Инвестиции в разработку новшества создают потенциал для главного результата - нововведения, преобразующего производство товаров и услуг, а в конечном счете - социальные институты общества.
Понятия `информационное` и `постиндустриальное` общество зачастую употребляются в научной литературе как тождественные. Первое из них указывает на содержание, сущность этого этапа развития, а второе - на его хронологическую последовательность (после стадии крупной машинной индустрии, датируемой от начала ХIХ до конца ХХ века).
Постиндустриальному информационному обществу свойственен особый тип экономики, в котором информация выступает определяющим производственным ресурсом, производство услуг - главной сферой занятости, а научное знание и методы его рационального использования - главной формой общественного богатства. При этом услуги могут быть реализованы как рыночным, так и нерыночным способом. В первом случае формируется рынок научно-технической продукции и информации - особый, наиболее крупный и значимый рынок информационной экономики, во втором - осуществляется распределение общественных услуг, непосредственно регулируемое государством и институтами гражданского общества.
Интернет как глобальная информационная сеть стал общественной производительной силой, которая не может находиться в частной собственности и образует основу инновационной инфраструктуры.
К числу основных черт информационной постиндустриальной экономики относятся:
? превращение в процессе научной революции, новых знаний, информации, методов их рационального и эффективного использования в основную форму общественного богатства;
? технологическая революция, связанная с переходом к пятому технологическому укладу, комплексно-автоматизированному и компьютеризованному производству;
? возрастание роли человеческого капитала, всестороннего развития способностей и инициативы работников, их отношения к труду в качестве главного производственного ресурса;
? непрерывное обновление ассортимента продукции, технологии, организации производства, труда и управления;
? структурные сдвиги, связанные с превращением сферы услуг и наукоемких отраслей производства в главную сферу занятости и производства ВВП;
? глобализация и интернационализация производства, создание мирового рынка товаров, услуг, капиталов, информации и технологий, рабочей силы, а также выбросов в окружающую среду.
Научная революция означает переворот во взаимосвязанных областях, дифференциацию и синтез различных наук; переход к созданию мегатеорий, объясняющих закономерности развития материи в целом на различных ее уровнях; поворот от натурных экспериментов при изучении процессов и явлений к исследованию их компьютерных моделей.
Техническая революция - это переход к использованию принципиально новых средств производства во всех отраслях и сферах человеческой деятельности: не только в промышленности, транспорте и связи, но и в сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг, здравоохранении, просвещении, в управлении данными сферами. Современная техническая революция преобразует не только средства, но и предметы труда, а также способы их соединения - технологию производства. Так, нанотехнология создает неизвестные природе материалы с заранее заданными свойствами, а непрерывные физико-химические и биологические процессы зачастую протекают в экстремальных условиях.
Научно-техническая революция представляет собой одновременный, взаимосвязанный и ведущий свое начало от фундаментальных научных открытий переход к новому технологическому укладу. Если перевороты в науке и технике как перерывы в постепенности их развития имели место на протяжении всей истории развития общества, то научно-техническая революция, основанная на изменении качества связей науки и производства, происходит впервые. Ее содержание не сводится к сумме переворотов в науке и технике, не исчерпывается количественными характеристиками ускорения темпов развития ВВП. Новое качество, присущее научно-технической революции, связано с интеграцией науки и техники в единый комплекс, с изменением характера взаимосвязей между ними, с появлением инновационной системы, знаменующей превращение науки, которая прежде рассматривалась лишь как форма общественного сознания, в сферу производственной деятельности.
Тенденции развития науки, техники и интегрированной системы `наука-техника-производство` исследованы в работах ряда видных философов и экономистов. Однако это развитие не ограничивается материальными элементами производительных сил, совершенствованием средств и предметов труда. С позиции системного анализа можно говорить о свойствах производительных сил, которые определяются их структурой, соотношением и взаимосвязью составляющих, т.е. качествами, присущими системе в целом, а не ее отдельным элементам. К таким качествам, свойственным производительным силам как производственной системе, относятся общественная комбинация (обобществление) производства в глобальных масштабах, новое международное разделение труда и способ соединения вещественных и личных факторов в производственном процессе, новая роль работника в процессе производства.
Основные черты постиндустриального информационного общества исследованы в работах Д. Белла [8], Ф. Махлупа [9], Х. Дордрика [10], Й. Бенигера [11], Д. Лиона [12], М. Кастельса [13] и ряда других экономистов.
Особенности нового технологического уклада исследовали С. Глазьев [14], Ю. Яковец [15], А.А. Румянцев [16], А.Г. Фонотов [17], Вл. Иноземцев [18] и другие экономисты. В последнее время опубликованы важные статьи Н.Бекетова [19], а также К.Лиухто [20], который подверг анализу информационно-коммуникационный сектор российской экономики, процессы компьютеризации и распространения Интернета, рост внешнеторгового потенциала российских информационных технологий, доказывающий, что Россия движется по тому же пути, что и наиболее развитые страны.
Все эти многообразные изменения в сфере производства и в области науки сделали возможным и необходимым переход к качественно новым формам их соединения в рамках единого цикла.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия