| | Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006 | | ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Войцеховская И. А. преподаватель кафедры менеджмента Красноярского государственного торгово-экономического института
| |
| | Конкурентоспособность предприятий зависит от многих условий, в том числе от деятельности правительств по созданию справедливой конкурентной среды, от методического обеспечения реструктуризации предприятий, необходимой для их успешного функционирования в конкурентной среде, от состояния законодательства, в частности налогового и антимонопольного, и т. д.
Однако в первую очередь конкурентоспособность предприятия определяется его потенциалом.
Конкурентоспособность предприятия представляет собой его интегральную временную характеристику в условиях конкретного рынка, определяющую способность предприятия функционировать в бескризисном режиме и положение по отношению к прямым конкурентам по основным параметрам его потенциала - технико-технологического, кадрового, маркетингового, финансового, организационно-управленческого, инновационного.
Потенциал предприятия характеризует вся совокупность показателей и факторов, определяющих его возможности, средства, запасы, способности, ресурсы, производственные резервы, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.
К особенностям потенциала предприятия можно отнести его вероятностный характер, поскольку величина потенциала зависит и от `слабого звена` - наименее развитой его составляющей, от изменений в качестве, пропорциях ресурсов, а также условий среды, в которой действует предприятие.
В связи с этим необходим системный подход к анализу, оценке и управлению его деятельностью, направленной на формирование и использование интегрального потенциала предприятия в интересах обеспечения конкурентоспособности и долгосрочного и устойчивого развития.
Потенциал предприятия - многомерное образование, структура которого определяется тремя группами факторов, обуславливающих и весь спектр деятельности предприятия:
- функциональными, определяющими функциональную деятельность;
- организационными, определяющими организацию (способ управления) этой деятельностью;
- ресурсными, характеризующими ресурсы, необходимые для организации деятельности и достижения конкурентных преимуществ.
Вариантность объединения различных ресурсов обусловливает разнообразие внутреннего строения предприятия и возможностей достижения конкурентоспособности. Однако потенциал предприятия зависит не только от этих внутренних возможностей, но, естественно, и от внешних условий: величины потребительского спроса, действий конкурентов, отношений с поставщиками сырья, политики правительства и т. д.
Важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить предприятиям условия для достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем наиболее эффективного использования их потенциала и увеличения этого потенциала более высокими темпами, чем повышается потенциал их основных конкурентов.
С этой целью необходимо анализировать все основные составляющие потенциала: технико-технологический, кадровый, финансовый, организационно-управленческий. маркетинговый, инновационный.
В современных условиях при резком обострении международной конкуренции особое значение для повышения конкурентоспособности предприятий приобретают три последние составляющие потенциала (см. таблицу). | | Таблица 1
Взаимосвязь между факторами потенциала предприятия и показателями его конкурентоспособности | | | | Системный анализ позволяет оценить весь комплекс факторов, определяющих интегральный потенциал предприятия и конкурентоспособность. Но для эффективного управления конкурентоспособностью предприятия нужно ориентироваться на ряд принципов.
Во-первых, это принцип системности, в соответствии с которым поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом. Для оценки фаторов повышения конкурентоспособности предприятия все показатели, характеризующие различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему.
Во-вторых, это принцип комплексной оценки факторов. Каждый показатель системы характеризует влияние на рассматриваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов. Соответственно, показатели должны строиться с учетом комплекса факторов, обуславливающих конкурентоспособность.
В-третьих, это принцип функциональной направленности управления повышением конкурентоспособности предприятия, предполагающий использование показателей, характеризующих уровень: планирования, организации, учета и контроля, мотивирования и стимулирования, координации и регулирования.
Четвертый принцип - учет специфики деятельности. Система должна предусматривать показатели, характеризующие отраслевые особенности и их влияние на конкурентоспособность.
Пятый принцип - принцип иерархичности показателей предполагает их ранжирование от общих к частным. К первым относятся сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности. Частные показатели должны дополнять их с учетом влияния на исследуемый процесс особенностей деятельности предприятия.
Шестой принцип - принцип информационного обеспечения. Система должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся (в действующих формах учета и статистической отчетности) информацией, обладающей достаточной достоверностью. Показатели, полученные в результате абстрактных построений или экспертным путем, мало способствуют управлению конкурентоспособностью.
Седьмой принцип - принцип обеспечения сопоставимости. Необходима сопоставимость показателей по их характеристикам, методам получения информации, единицам измерения и способам расчета.
Восьмым принципом является принцип непрерывности, предполагающий корректировку тех или иных показателей системы либо включение в нее дополнительных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования и окружающей его конкурентной среде. Такая корректировка должна иметь дискретный характер и осуществляться только по результатам практики использования системы показателей.
Среди названных принципов управления конкурентоспособностью предприятия наибольшее значение имеет принцип комплексной оценки факторов, предполагающий всестороннюю оценку их состава и механизма влияния. От этого, по существу, зависит весь ход дальнейшей аналитической и практической деятельности.
В целом же использование данных принципов позволяет иметь научно обоснованную систему оценки уровня конкурентоспособности предприятия. |
| |
|
|