Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Базылев Н. И.
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой экономической теории
Белорусского государственного экономического университета

Грибанова Н. Л.
аспирант кафедры экономической теории Белорусского государственного экономического университета (г. Минск)

"Новая экономика", ее движущие силы и тенденции развития

Мировая экономика начала XXI века характеризуется становлением общества знаний - "новой экономики", в которой ключевое значение приобретают умственная сила людей и технологии, обеспечивающей многократное ее возрастание. Человечество приближается к переходу в инновационную фазу развития. Отличительной ее особенностью и фундаментальной основой является повышенное внимание к знаниям, как к непосредственной производительной силе и главному производственному ресурсу. Закономерна и актуальна проблематика эффективности использования накопленных человечеством знаний, стимулов и условий значительного расширения спроса на новые технологии, а также влияния "новой экономики" на социальную и экономическую действительность.
Если понимать под "новой экономикой" один из хозяйственных секторов, то можно утверждать, что ее основные положения были разработаны в трудах Й. Шумпетера, Ф. Хайека и Ф. Махлупа. Основателем "экономики знаний" в качестве специфической дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги "Производство и распространение знаний в США" (1962 г.).
"Новая экономика" и ее ресурсный потенциал. Для обозначения изменений, происходящих в обществе последние десятилетия (1990-2005 гг.), в научной литературе используются два термина: "knowledge economy" ? "экономика знаний", или "новая экономика", и "information economy" - "информационная экономика". Выделяют четыре подхода к определению понятия "новой экономики".
Согласно первому подходу под "новой экономикой" понимается комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационно-коммуникационного оборудования, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуникационных сетей, а также вся система формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной мере построенная в сети Интернет. При данном подходе к "новой экономике" относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии.
Второй подход включает в понятие "новой экономики" организационные и институциональные новации в деятельности различных (в том числе и традиционных) отраслей экономики ряда развитых стран. Такое определение "новой экономики" представлено в концепции Совета экономических консультантов при Президенте США. Согласно ей американская экономика последнего десятилетия ХХ века в целом характеризуется как "новая экономика" в связи с экстраординарным приростом ее показателей, что стало результатом комбинированного эффекта от взаимодействия достижений в технологии, деловой практике и экономической политике.
Приверженцы третьего подхода обращают внимание на финансовую составляющую "новой экономики". Данный подход определяет "новую экономику" как одну из вершин международной финансовой экономики, финансовой модели хозяйствования, символизирующую широкое использование инструментария информационно-технологических инноваций в валютно-финансовой системе.
В рамках перечисленных подходов в поле зрения исследователей находятся важные элементы новой экономической реальности, создаваемой информационными технологиями как на секторальном, так и на общенациональном уровнях. Тем не менее, в указанных трактовках "новой экономики" недостаточно раскрывается динамика современного этапа общественного прогресса.
Четвертый подход рассматривает "новую экономику" как совокупность отраслей, характеризующихся более значительным удельным весом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. В этих отраслях технологическая реализация знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. В указанной трактовке "новая экономика" включает в себя сферу образования, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, оказание интеллектуальных услуг (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинг).
Подчеркнем, что важнейшим производственным ресурсом общества является не информация, как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производственных и технологических процессах, а знания - информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания. Поэтому, на наш взгляд, свойства современной хозяйственной системы наилучшим образом могут быть выражены понятием "экономика знаний", а не "информационная экономика".
Критерием определения "новой экономики" является степень влияния фактора знаний на производительность труда и экономический рост. Ее основными отличительными чертами выступают:
1. Знания как производственный фактор и основной ресурс. В "новой экономике" произведенный продукт, богатство становятся результатом применения знаний, которые одновременно являются и ресурсом, используемым для создания товаров и услуг, и элементом инфраструктуры (в виде системы образования, научных институтов и пр.). Соответственно, условия применения знаний включают в себя каналы, позволяющие перемещать знания из мест их создания в сферу производства. Быстрый экономический рост в "новой экономике" обеспечивается не наращиванием физических объемов выпуска постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости производимых продуктов, зависящей от инноваций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реакции бизнеса на изменение этих предпочтений.
2. Переход на новые технологии. Их основой выступают информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека. Р. Солоу, проанализировав экономический рост и его факторы в США, установил, что он объясняется техническим прогрессом и новыми технологиями. К 2015 г. мировой рынок наукоемкой продукции достигнет 6 трлн долл. США в год, из которых 2 трлн долл. США будут составлять информационные услуги [3, с. 192]. Внедрение информационных технологий характерно не только для производства, но и для непроизводственной сферы: образования, здравоохранения, финансов, торговли и др. Дистанционное образование, электронная передача денег, торговля через Интернет, консультации врачей, находящихся за тысячи километров от пациента, являются свидетельствами кардинальных преобразований непроизводственной сферы под воздействием информационных технологий.
3. Дематериализация создаваемого продукта. В "новой экономике" изменяется структура продукта и его стоимости, происходит снижение доли и значимости материальной составляющей продукта и рост ценности вложенного в него интеллекта. Данная особенность находит отражение в оценке стоимости фирм и предприятий, которая рассчитывается на основе оценки имеющихся интеллектуальных активов.
4. Изменение характера и структуры труда: от исполнительно-репродуктивного к интеллектуальному и инновационному, что приводит к трансформации привычного образа рабочего. Главным и дефицитным ресурсом становится творческий работник, способный генерировать новые идеи, создавать и внедрять современные технологии и продукты. Следствием данных тенденций являются значительные изменения на рынке труда, где происходит удешевление физического труда и растет стоимость труда интеллектуального. В "новой экономике" уровень образования влияет на экономический и социальный статус работника, его профессиональную карьеру.
5. Глобальные масштабы "новой экономики". "Новая экономика" ведет, прежде всего, к ликвидации географических и национальных границ экономического пространства. Это явление связано с развитием общества нового типа, в котором знания превращаются в главный ресурс. П. Дракер заметил: "Знание не ведает границ". Поэтому "новая экономика" является движущей силой одной из ключевых тенденций развития мировой экономики, а именно - прогрессирующей глобализации. Последнюю можно рассматривать как процесс формирования единого военно-политического, финансово- экономического и информационного пространства, функционирующего почти исключительно на основе высоких и компьютерных технологий [2, с. 49]. Экономика нового типа приводится в движение и одновременно является двигателем новых знаний и технологий, позволяющих осуществлять деятельность в масштабах всей планеты. Следовательно, "экономика знаний" является основной предпосылкой, фактором и источником развития глобализации.
Вышеперечисленные признаки позволяют определить "новую экономику" как процесс становления и развития мирового хозяйства, носящий глобальный характер, при котором социальный прогресс и экономический рост достигаются путем использования нового фактора производства - постоянно обновляемых знаний. "Новая экономика" включает весь механизм производства знаний. Ее инфраструктура и ресурсный потенциал состоят из нескольких элементов и содержат в качестве своих элементов сферу образования, фундаментальную и прикладную науку, систему коммуникаций, патентную систему и др. Выделяют следующие части инфраструктуры "экономики знаний" [4, с. 136]:
- производственная - дороги, транспорт, связь, отраслевая структура экономики;
- социальная - здравоохранение, культура, система доступа к общественным благам, а также система стимулов экономической деятельности, зависящая от распределения текущего и предполагаемого в будущем национального дохода по разным социальным группам;
- коммерческая - финансовые посредники и финансовые рынки, корпоративное право и корпоративное управление, система повышения конкурентоспособности субъектов экономики;
- информационная - система образования, наука, каналы коммерческой информации, Интернет, СМИ;
- политическая - экономическая политика органов власти всех уровней, независимая от других ветвей власти и от бизнеса судебная система, системы обратной связи от избирателей к выборным органам;
- территориальная - пространственная структура экономики, экология, бытовые условия жизнедеятельности, климат, степень эффективности местного самоуправления.
"Академический капитализм" как сфера развития "новой экономики". Проблема формирования, совершенствования и реализации творческих способностей человека приобретает особую актуальность в условиях становления "новой экономики", главным ресурсом и фактором развития которой выступают постоянно обновляемые знания. Растущая значимость знаний и информационно-телекоммуникационных технологий в экономическом благосостоянии и обеспечении конкурентоспособности повышают требования к научно-образовательным организациям в части удовлетворения ими социальных потребностей и обусловливают существенную трансформацию их деятельности, организационных структур, освоение новых функций. Данные тенденции нашли отражение в современной концепции функционирования сферы науки и образования, получившей название "академический капитализм". Последний представляет собой "рыночную или подобную рыночной деятельность научно-образовательной организации, а также ее сотрудников по привлечению внешних денежных средств" [7].
Значение высококвалифицированного труда возрастает, что поднимает проблему своевременного производства и передачи знаний, решить которую возможно путем опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы. Одну из важнейших ролей в этом процессе играют университеты как ключевой элемент системы профессионального образования.
В данной связи не только наука, но и образовательная деятельность университета должна быть переведена на новые организационные рельсы. Реакция на тотальное вовлечение университетов развитых стран в "академический капитализм" заключается в трансформации университета в предприятие общественного сектора экономики и выработке общеуниверситетской предпринимательской культуры. Поиск истины в ходе исследования, передача и распространение ее в процессе обучения, формирование личности с высокой интеллектуальной культурой в течение периода обучения выступают основными задачами высшего учебного заведения, решение которых базируется на наличии его академической свободы.
Рассмотрение университетов в качестве автономных организаций осуществлено в работах М. Вебера (школа как бюрократическая организация), Т. Веблена (американский университет как капиталистическое предприятие), Т. Парсонса (университет как социальная система). В них по многим признакам (управление, стимулирование, контроль и др.) проводится аналогия между университетом и типичным промышленным предприятием в рыночной системе. Так, приложение веберовской теории бюрократии к вузу дает основания для постановки вопросов об организационных патологиях (превосходство структуры над функцией), когда организационные системы стремятся к самодовлеющему поведению, превращая средства в цель. По мысли Т. Веблена, университеты в своем развитии подчиняются ценностям и законам рыночного выживания, нормам предпринимательства, подстраиваются под требования носителей власти и могут отступать от истинных целей и ценностей высшего образования, закладывая основу для возникновения социальных конфликтов в университетском сообществе.
Функционирование современного университета в качестве "предпринимательской организации" означает смену модели организации высшего учебного заведения. Указанный процесс означает переход к многоканальному финансированию университета на основе самостоятельного поиска источников дополнительных средств [1, с. 4]. Массовое вовлечение системы высшего образования в сферу "академического капитализма" находит отражение не только в изменении приоритетов финансирования научных исследований, но и в трансформации содержания обучения. Растет потребность в высококвалифицированных работниках, обладающих разносторонними навыками и способностями к быстрому обучению и адаптации, что приводит к повышению роли образования и образовательной системы. В результате традиционная концепция обучения и образования, базирующаяся на передаче суммы знаний, умений, сменяется новой концепцией, выдвигающей на первый план формирование активного запаса ключевых компетенций учащихся и студентов на основе их самостоятельного творчества.
В условиях "новой экономики" университет является многопрофильной структурой, органично сочетающей в себе образовательную, научную и инновационную деятельность и вносящей реальный вклад в повышение региональной и национальной конкурентоспособности. С данной точки зрения предпринимательский университет выступает не коммерческой организацией, торгующей образовательными услугами и результатами исследований, а главным поставщиком квалифицированного человеческого капитала, научных и технологических решений, ключевым элементом инновационной системы в формирующейся экономике, основанной на знаниях. Институты высшего образования, как главные источники и распространители знаний, приобретают функции опорных структур "новой экономики". Восприятие институтов образования, как учреждений социальной или непроизводственной сферы, сменяется осознанием новой модели образования, понимаемой как основа развития сферы производства, создающая решающий элемент капитала.
Ведущие классические университеты мира объединяют специалистов всех основных отраслей науки, что обеспечивает синергетический эффект развития знаний в наиболее актуальных междисциплинарных областях. Именно такие университеты, реализующие наукоемкие исследования, программы высшего образования, аспирантуры и докторантуры, способны решить проблемы перехода к глобальному рынку знаний с высочайшим уровнем конкуренции.
Направления государственного воздействия на динамику движения "новой экономики". В современных условиях под влиянием научных исследований, инновационных процессов, развития сферы образования и информационно-компьютерных технологий экономика, государство и общество приобретают принципиально новые характеристики и механизмы функционирования. Наращивание научно-технического потенциала и его укрепление, содействие созданию новых товаров и услуг становятся важнейшими стратегическими задачами экономической политики любого государства в начале XXI века.
Изменения, претерпеваемые рынком в рамках "новой экономики", сказываются на степени и масштабах государственного регулирования, эволюции его форм и методов. Отметим, что важным аспектом "новой экономики" становится направленность регулирования в инновационной сфере на обеспечение не только производства и распространения знания, но и на стимулирование процесса усвоения знания, поддержку развития рынков знания. Необходимость государственного воздействия обоснована с позиций разных подходов, используемых в экономической теории инноваций. К ним относятся как неоклассический, так и эволюционный подходы, а также их разновидности, представленные марксистской, шумпетерианской и постшумпетерианской парадигмами.
Особое значение приобретает система научно-технических приоритетов, при выборе которых исходной базой должны быть технологические потребности, удовлетворение которых может способствовать оживлению экономики. Решение этой проблемы невозможно без государственной поддержки. Необходимыми этапами ее осуществления могут стать формирование государственных научных, научно-технических и инновационных программ, обеспечивающих осуществление выбранных приоритетов; ресурсное обеспечение ключевых приоритетов путем целевого выделения средств; создание венчурных и инновационных фондов. В условиях "экономики знаний" конкуренция мощи государств проявляется в конкуренции уровней знания.
Прогресс экономики в западных странах, таких как США, занимающих доминирующее положение в развитии "новой экономики", осуществляется при целенаправленном участии государства. Так, на 2005 финансовый год правительство США запланировало 132 млрд долл. (5,5% расходов бюджета) на финансирование исследований. Стимулированием экспорта наукоемкой продукции, технологических разработок и наукоемкого производства в США занимаются многочисленные правительственные агентства и учреждения, основными из которых являются такие, как Офис торгового представительства, Корпорация по частным инвестициям за рубежом, Комиссия по международной торговле, Агентство по международному развитию, Агентство по торговле и развитию. В результате достижения НИОКР выступают одним из главных источников экспорта США, превысившего по данной статье в 2003 году 110 млрд долл., или 15% общего объема (724 млрд долл.) американского экспорта. Отметим, что в Беларуси доля наукоемкой продукции в экспорте составляет только 3,7%, а инновационной продукции в общем объеме промышленного выпуска - 9,3% [5, с. 8-9]. Страны Юго-Восточной Азии (Тайвань, Южная Корея) развиваются по пути государственного регулирования науки. Правительства этих стран директивно доводят до предприятий задания по обновлению продукции, стимулируют инновационные процессы.
Переход к "новой экономике" в странах Западной Европы повлек за собой объединение научной, промышленной и отчасти региональной политики на базе инновационной политики, главной целью которой стало поддержание среды, благоприятствующей созданию нововведений. Стимулы к инновациям, ресурсы и доходы от них определяются комплексом экономических, финансовых, маркетинговых, законодательных, налоговых, культурных и прочих факторов, формирующихся под воздействием государства. Государство продолжает использовать широкий арсенал прямых и косвенных мер по расширению новаторской работы, особенно в мелких и средних фирмах, сочетание которых определяется национальной спецификой.
Основными направлениями государственной инновационной политики стран Западной Европы в условиях "новой экономики" являются:
- улучшение инновационной среды путем усиления новаторской составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;
- стимулирование рыночного спроса на нововведения и использование концепции "лидирующих" рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к новшествам;
- стимулирование инноваций в государственном секторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;
- усиление региональной инновационной политики и расширение сотрудничества.
В данной ориентации государственного воздействия на инновационную сферу проявляется важная тенденция, характеризующая общие исторические перспективы функций государства в рыночной экономике и демократическом обществе: чем масштабнее и глубже достижения в науке и технике, в технологии и информационном обеспечении, тем больше полномочий бизнес и общество возлагают на государство, его ресурсы и институты. Роль государственного фактора повышается, происходит его оптимизация в ряду других составляющих прогресса. Таким образом, осуществление государственных научно-технических программ, создание новой технологии являются приоритетами экономической стратегии государства, опирающейся на мощный государственный аппарат, развитую государственно-правовую систему.
Стратегия экономического развития Республики Беларусь базируется на высокотехнологичной экономике, использующей знания. Действия правительства, предпринимаемые в этом направлении, имеют целью создать эффективную систему научной деятельности и обеспечить превращение научно-технологической политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями, как отдельно взятой отраслью экономики, в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования. Указанная цель обусловила разработку "Концепции развития науки в Республике Беларусь до 2015 года". Приоритетными направлениями Концепции являются дальнейшее развитие программно-целевого метода государственного планирования и финансирования научной и научно-технической деятельности для реализации стратегических целей на мировом технологическом рынке; совершенствование системы формирования и реализации программ и тем научных исследований с опорой на социально-экономические и научно-технические приоритеты развития, а также развитие механизма коммерциализации результатов научных исследований и разработок, создание эффективной инновационной системы страны исходя из имеющихся научно-технологических, интеллектуальных и финансовых возможностей. В результате реализации плана создания национальной инновационной системы, заложенного в Концепции, появится качественно новый мотивационный механизм обновления технологии, продукции, повышения скорости внедрения инноваций в белорусскую экономику.
Необходимым условием для этого является развитие образования. В соответствии с "Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г." главными целями развития образования являются удовлетворение потребностей граждан в образовании; повышение интеллектуального и культурного потенциала общества на основе национальной системы образования, отвечающей задачам нового этапа развития общества [6, с. 7].
Место любой страны в современном мире определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования и степенью использования науки и техники в производстве. Построение в Республике Беларусь общества знаний и ее вхождение в глобальное экономическое пространство возможно при наличии ряда условий, одним из которых является обеспечение эффективного развития интеллектуального потенциала государства. Именно образование, как основа фундаментальных знаний и источник производства человеческого капитала, способно обеспечить Республике Беларусь новый технологический прорыв. Интеграция образования и науки будет способствовать переходу к новой инновационной экономике. Для того, чтобы цепочка "образование - фундаментальная наука - прикладная наука - инновационная экономика" заработала, необходимо создание интегрированных научных центров, обеспечивающих совместное участие деятелей науки, высшего образования и инновационных структур в подготовке высококвалифицированных кадров и проведении научных исследований.


Библиография
1. Атоян В., Казакова Н. Университеты в современном мире// Высшее образование в России. 2005, ? 4.
2. Горбачев М.С. и др. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003.
3. Козловский В.В. Мировая экономика: социально ориентированный подход: учеб. пособие/В.В. Козловский, Э.А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005.
4. Костюк В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях //Общественные науки и современность. 2004, ? 4.
5. Мясникович М.В. Две концепции решения одной проблемы: российский и белорусский подходы к развитию науки//Белорусский экономический журнал. 2005, ? 1.
6. Полоник С.С., Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения Концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь //Белорусский экономический журнал. 2004, ? 4.
7. Slaughter, S., Leslie, L.L., Academic Capitalism. Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore and L.: The Johns Hopkins University Press, 1997.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия