Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СНГ и ЕврАзЭС
Некрасов В. А.
руководитель Представительства Федеральной таможенной службы России в Кыргызской Республике,
кандидат юридических наук (г. Бишкек)


К ПРОБЛЕМЕ УНИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В настоящее время таможенная служба - не просто организация по взиманию таможенных платежей, таможенному оформлению и проверке соответствующих документов. Ее деятельность настолько многопланова, что сущность этой деятельности в полной мере не всегда раскрывается.
В современном обществе посредством нее осуществляется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономических отношений, оказываются услуги, осуществляются контроль и другие функции [1], обеспечивающие регулирование товарообмена, выполнение задач по защите рынка, развитию национальной экономики и международного сотрудничества, формированию и совершенствованию административно-правовых норм в данной сфере экономики.
Под административно-правовыми нормами при этом понимаются определенные правила поведения, необходимые для регулирования отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся при выполнении государством функций управления. Соответственно следует более последовательно разграничивать таможенное дело и таможенную политику. Первое определяет структуру таможенного регулирования, его функции, вторая - цели и средства достижения целей таможенной деятельности
В условиях глобализации экономики и либерализации международной торговли особой задачей становится унификация и гармонизация таможенного регулирования - как на двусторонней основе, так и в рамках региональных интеграционных объединений.
Унификация таможенных законодательств является в настоящее время своеобразным фундаментом для формирования гармонизированных таможенных правил и технологий таможенного контроля.
Это в полной мере относится к России и Казахстану, которые первыми в Евразийском экономическом сообществе приступили к разработке новых таможенных кодексов, учитывающих современные реалии, предполагающие внедрение в национальное законодательство мировых стандартов и норм, закрепленных в универсальных конвенциях.
Новые таможенные кодексы Российской Федерации и Республики Казахстан построены на одной и той же правовой основе - положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции 1973 года). В результате таможенное дело в Республике Казахстан и Российской Федерации практически идентично, хотя и имеет свои особенности, обусловленные определенными, но не принципиальными различиями национальных законодательств. В частности, в Республике Казахстан таможенные органы участвуют в разработке и реализации таможенной политики, обеспечивая в пределах своей компетенции суверенитет и экономическую безопасность государства, в Таможенном же кодексе России такие их функции не обозначены (ст. 403).
Известные различия существуют в таможенном контроле и таможенном оформлении, в таможенных платежах, в таможенных режимах и в организации деятельности таможенных органов.
Сравнительный анализ позволяет систематизировать эти различия.
В разделе `Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу` в Таможенном кодексе Республики Казахстан указывается, что обязанности по уведомлению о прибытии товаров возлагаются на перевозчика либо лицо, перемещающее товары. В Таможенном же кодексе Российской Федерации они возлагаются на администрацию авиационных, железнодорожных и морских (речных) портов.
В отношении внутреннего таможенного транзита Таможенный кодекс Республики Казахстан устанавливает уведомительный порядок, Таможенный кодекс Российской Федерации - разрешительный порядок. В первом нормы внутреннего таможенного транзита распространяются на товары, перемещаемые через территорию сопредельного государства, в России же такой порядок отсутствует.
Ст. 80 Таможенного кодекса России содержит понятие `экспедитор`, которым определяется лицо, действующее по договору транспортной экспедиции в соответствии с гражданским законодательством. В Таможенном кодексе Казахстана этого понятия нет.
Ст. 83 Таможенного кодекса Российской Федерации, в целях идентификации товаров, помещаемых под процедуру внутреннего таможенного транзита, допускает практику нанесения специальных наклеек, использования специальных защитных приспособлений, помещения документов, необходимых для таможенных целей, в грузовые отделения транспортных средств, контейнеры или съемные кузова, на которые налагаются таможенные пломбы и печати, а также в сейф-пакеты. В Таможенном кодексе Казахстана такая норма и практика не используется.
Таможенный кодекс Республики Казахстан в качестве одной из мер обеспечения доставки товара предусматривает гарантийное обязательство получателя товаров о доставке товара для стимулирования добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. В Таможенном кодексе Российской Федерации гарантийное обязательство отсутствует. Вместе с тем Таможенный кодекс России в качестве одной из мер предусматривает определение маршрутов. В Таможенном кодексе Казахстана этого нет. Зато он, в соответствии со статьей 74, допускает внесение обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов в любом таможенном органе, что упрощает данную процедуру. Такая возможность в российском кодексе не предусмотрена.
Ст. 66 казахстанского Таможенного кодекса позволяет приостановить действие лицензии таможенного перевозчика на срок до шести месяцев для устранения допущенных им нарушений и в случае неустранения нарушений отзывать лицензию. По Таможенному кодексу России такая практика не предусмотрена, но таможенные органы имеют право исключать таможенных перевозчиков из Реестра (при возникновении перечисленных в кодексе случаев).
В Таможенном кодексе Республики Казахстан при транзите товаров меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются, а по российскому Таможенному кодексу они предусмотрены. Принципиально и то, что, в соответствии со ст. 408 Таможенного кодекса Российской Федерации, ее таможенные органы, в отличие от казахстанских, наделены правом проведения оперативно-разыскной деятельности. И в общем эти разные подходы затрудняют совместную правоохранительную деятельность.
В целях реализации ст. 5 и согласно ст. 59 Таможенного кодекса РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный решать вопросы таможенного дела, вправе принимать нормативные акты, устанавливающие тот или иной порядок таможенного оформления товаров. В Казахстане такой орган государственной власти вправе принимать только нормативные правовые акты, предусмотренные кодексом (ст. 23).
В Республике Казахстан по общему правилу декларирование товаров производится в таможенном органе, где осуществляется таможенное оформление товаров. В Российской Федерации существует право подавать таможенную декларацию в любой таможенный орган. Вместе с тем в России таможенный кодекс запрещает вносить изменения после обнаружения недостоверного декларирования, в Казахстане же данная норма установлена нормативным актом Агентства таможенного контроля Республики Казахстан.
Таможенным кодексом Казахстана предусмотрен срок подачи полной таможенной декларации при периодическом декларировании, а в российском кодексе он не предусмотрен. Это связано с тем, что в Казахстане такой порядок используется для статистических целей и контроля за фактическим перемещением товаров. В Российской же Федерации при периодическом декларировании возможна только корректировка таможенной стоимости после фактического перемещения товаров. Сам порядок исчисления и корректировки таможенной стоимости определен законодательством.
Различия в таможенной деятельности находят выражение и в том, что Таможенный кодекс Республики Казахстан имеет норму о приостановлении деятельности брокеров на срок до шести месяцев для устранения допущенных нарушений, а в России приостановление деятельности брокеров не предусмотрено.
Различаются и возможности продления срока выпуска товаров: по Таможенному кодексу РФ он может быть продлен на время, необходимое для разделения товарной партии на отдельные товары, по Таможенному кодексу РК - только на срок до 10 дней (при перемещении водным транспортом - до 20 дней).
Переработка товаров по Таможенному кодексу Казахстана допускается при наличии определенного заключения соответствующего уполномоченного органа. В Таможенном кодексе Российской Федерации установлено, что разрешение на переработку выдает сам таможенный орган.
Основное расхождение по временному ввозу заключается в различном подходе к предметам лизинга. По кодексу Республики Казахстан предметы лизинга освобождаются от уплаты таможенных платежей и налогов на весь период лизинга, по кодексу России допускается временный ввоз товаров с частичным освобождением от уплаты платежей и налогов на 34 месяца.
В соответствии с Таможенным кодексом Казахстана после завершения таможенного оформления товара изменение режима отказа в пользу государства на иной режим не допускается. В Таможенном кодексе России Федерации подобная норма отсутствует.
В Таможенном кодексе Российской Федерации открытие магазина беспошлинной торговли осуществляется в уведомительном порядке, а при помещении товаров под этот режим применяются способы обеспечения уплаты таможенных платежей. В Казахстане этот вид деятельности лицензируется, а обеспечение уплаты платежей при таможенном оформлении не предусматривается.
В отношении различий таможенного оформления международных почтовых отправлений необходимо отметить, что в Казахстане в приоритетном порядке оформляется только экспресс-почта, а в Российской Федерации - все международные почтовые отправления.
По кодексу России таможенный орган в случае истечения предельного срока хранения на складах временного хранения и на таможенных складах вправе осуществлять распоряжение товарами на основании акта таможенного органа. В Казахстане лишение права собственности возможно только на основании решения суда.
Довольно заметные различия существуют в области классификации и уплаты таможенных платежей. Так, по Таможенному кодексу Российской Федерации к таможенным платежам относятся и налоги, взимание которых возложено на таможенные органы. Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с российским законодательством. Не регламентируется порядок взимания таможенных сборов. В Таможенном же кодексе Республики Казахстан в отличие от российского предусмотрены сборы за принятие предварительного решения, а также за хранение товаров на СВХ и таможенных складах, принадлежащих республиканским таможенным органам.
В таможенных кодексах Казахстана и России существенно различаются сроки предоставления отсрочки (рассрочки) таможенных платежей. Предоставление отсрочки и рассрочки таможенных платежей в Казахстане связано с поддержкой производителей товаров, и отсрочка предоставляется для товаров, ввозимых в целях промышленной переработки. В России же она предоставляется на все товары в случае обстоятельств действия `непреодолимой силы`, задержки оплаты, ввоза товаров, подвергающихся быстрой порче, поставки товаров по межправительственным соглашениям. По Таможенному кодексу Республики Казахстан за предоставление отсрочки (рассрочки) не взимаются проценты. Законодательством России они предусмотрены.
В Российской Федерации при осуществлении всех видов таможенной деятельности требуется обеспечение уплаты таможенных платежей. В соответствии с Таможенным кодексом Республики Казахстан такие случаи, когда таможенный орган имеет право требовать обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, возможны, но ограничены.
Существенно отличается механизм взыскания задолженности и пени в связи с различиями национальных налоговых законодательств. (Сроки возврата таможенных платежей и налогов в Таможенном кодексе Российской Федерации - 3 года.)
В целом Таможенный кодекс Российской Федерации ориентирован на более жесткую, нежели Таможенный кодекс Республики Казахстан, регламентацию таможенной деятельности. В то же время российский кодекс в целях развития торговли предусматривает возможность установления таможенными органами более простых процедур, чем установлены кодексом; органу, уполномоченному в области таможенного дела в России, предоставлено право сокращать количество документов и сведений, предусмотренных кодексом для таможенного оформления. За осуществление таможенного оформления вне времени и места работы таможенных органов в России, в отличие от Казахстана, не взимаются сборы за таможенное оформление. В России Таможенный кодекс разрешает и удлиненные сроки вступления в силу нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность (ст. 63, ст. 124). Таможенный же кодекс Казахстана предусматривает, что все нормативно-правовые акты вступают в силу на общих основаниях (ст. 378).
Таможенным кодексом Российской Федерации к лицам, предоставляющим услуги участникам внешнеэкономической деятельности, устанавливаются более жесткие требования, чем Таможенным кодексом Республики Казахстан. Так, по Таможенному кодексу Российской Федерации к условиями включения в Реестр таможенных перевозчиков отнесены: 1) осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет; 2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.
Таможенный кодекс Российской Федерации особо выделяет и стабильных участников внешнеэкономической деятельности, устанавливая для них упрощенный порядок таможенного оформления.
Таким образом, сравнительный анализ таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан, подтверждая вывод о принципиальной общности системы административно-правового регулирования таможенного дела в этих двух государствах-членах ЕврАзЭС, позволяет, однако, говорить о необходимости дальнейшего сближения их позиций в данной области. Такое сближение необходимо для углубления российско-казахстанского интеграционного сотрудничества и разработки оптимального варианта Основ таможенного законодательства Евразийского экономического сообщества.

1 См.: ст. 1 Таможенного кодекса РФ. Официальный текст. ДГУП "Ростаможинформ", М., 2003 г. и ст. 1 Таможенного кодекса Республики Казахстан. Издательский дом "БИКО". Алматы, 2005 г.



Литература
1. Таможенный кодекс Республики Казахстан. Алматы: Изд. дом "БИКО", 2005.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М.: ДГУП "Ростаможинформ", 2003.
3. Алибеков С.Т. Казакстаннын кеден кукыгы. Алматы, 2002.
4. Алибеков С.Т. Казахстанское таможенное право (Общая и Особенная части). Алматы, 2003.
5. Безлепкин Б.И., Войтенкова О.Н. Таможенное регулирование в таможенных союзах. Таможенное право: Курс лекций. В 2-х т. Т. 1. Общая часть /Под. ред. В.Г. Драганова. М.: Экономика, 1999.
6. Блинов Н.М. Таможня в условиях глобализации внешней торговли // Таможня в условиях глобализации внешней торговли: Сб. науч. тр. М.: РИО РТА, 2000.
7. Ванин М.В. Перспективные направления таможенной политики России // Время новостей. 2001. 24 ноября.
8. Гребенщикова Л.В., Кубасова И.А., Сарсембаев М.А. Таможенное законодательство и международные таможенные конвенции. Алматы, 1996.
9. Лозбенко Л.А. О некоторых актуальных проблемах развития таможенных служб в условиях глобализации мировой торговли //Таможня в условиях глобализации внешней торговли: Сб. науч. тр. М.: РИО РТА, 2000.
10. Некрасов В.А., Джандарбеков И.А. Основы таможенного дела в Республике Казахстан. Алматы: "Издательство LEM", 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия