Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СНГ и ЕврАзЭС

Из рекомендаций Межпарламентских слушаний "Вопросы сближения (унификации) таможенных законодательств государств-членов ЕврАзЭС: опыт, проблемы, перспективы"

К настоящему времени в государствах-членах Евразийского экономического сообщества практически завершился процесс формирования новой нормативно-правовой базы в таможенном законодательстве.
Новые таможенные кодексы приняты в Республике Казахстан (5 апреля 2003 г.), Кыргызской Республике (12 июля 2004 г.), Российской Федерации (28 мая 2003 г.), Республике Таджикистан (3 декабря 2004 г.). В Республике Беларусь проект Таможенного кодекса находится на завершающем этапе принятия парламентом. Все таможенные кодексы разработаны на основе принципов Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1999 г. (Киотской конвенции).
С принятием таможенных кодексов в государствах-членах ЕврАзЭС сформирована соответствующая общепризнанным мировым стандартам правовая база таможенной деятельности, созданы необходимые условия для модернизации системы таможенных органов и решения задач по ее совершенствованию.
Участники межпарламентских слушаний рекомендовали:
- государствам-членам ЕврАзЭС внедрять Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, принятые в июне 2005 г. Всемирной таможенной организацией;
- органам Евразийского экономического сообщества рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в Соглашение об Общем таможенном тарифе государств-участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 г., изменив ограничение перечней чувствительных товаров в зависимости от стоимостного объема совокупного импорта каждого из государств Сообщества на конкретно установленное число позиций по ТН ВЭД ЕврАзЭС. В указанном Соглашении рекомендуется исключить отсылочные нормы к правовым актам СНГ, для чего, при необходимости, разработать соответствующие соглашения государств-членов ЕврАзЭС, ускорить разработку единых правил таможенной оценки товаров, в том числе происходящих из третьих стран, с учетом норм и правил ВТО, а также разработку единых правил определения страны происхождения товаров;
- ускорить разработку Основ таможенного законодательства ЕврАзЭС. Несмотря на значительную степень унификации национальных таможенных кодексов государств-членов ЕврАзЭС, в национальных таможенных законодательствах государств Сообщества сохраняются отдельные нормы, препятствующие процессу формирования Таможенного союза. Разработка и принятие Основ таможенного законодательства позволит решить данный вопрос. Основы таможенного законодательства ЕврАзЭС должны основываться на общепризнанных мировых принципах правового регулирования таможенного контроля, содержать нормы правового регулирования таможенного оформления, нормы и правила, которые будут действовать на единой таможенной территории ЕврАзЭС после отмены таможенного контроля на внутренних границах государств Сообщества;
- парламентам Кыргызской Республики и Российской Федерации ускорить процесс ратификации Договора о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации от 18 июня 2004 года;
- Интеграционному Комитету ЕврАзЭС и правительствам государств-членов ЕврАзЭС приступить к разработке единых таможенных режимов Сообщества, в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года;
- парламентам и правительствам государств-членов Сообщества включать в национальные законодательства правовые нормы, позволяющие:
 создать единую автоматизированную информационную систему таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС, ориентируясь в перспективе на формирование общей системы управления таможенным делом;
 осуществлять информационный обмен между таможенными администрациями Сообщества и использовать результаты такого обмена при осуществлении таможенного контроля;
 внедрять процедуры предварительного электронного декларирования в пунктах пропуска на границах государств-членов Сообщества, гармонизировав требования в отношении предварительного электронного уведомления;
 расширять практику организации совместного таможенного контроля на общих границах государств-членов ЕврАзЭС;
 внедрять унифицированные системы управления рисками в практику работы таможенных органов и автоматизировать их;
 при осуществлении операций, связанных с досмотром перемещаемых грузов, использовать оборудование для неинтрузивного досмотра и обнаружения радиации, (осуществление таких операций не должно прерывать поток перемещаемых товаров и транспортных средств);
 таможенным администрациям государств Сообщества признавать результаты досмотра товаров таможенными органами страны отправления при осуществлении таможенного оформления и контроля в таможенных органах страны назначения товаров и транспортных средств без осуществления дополнительных процедур таможенного досмотра на границах государств Сообщества;
- таможенным службам устанавливать и развивать партнерские взаимоотношения с предпринимательским сообществом. Разработать совместно с представителями торгового сообщества порядок предоставления статуса уполномоченных экономических операторов, с целью предоставления таким операторам упрощенных процедур таможенного контроля. Целесообразно, чтобы в национальных законодательствах государств-членов ЕврАзЭС были унифицированы требования по предоставлению статуса уполномоченного экономического оператора. Необходимо разработать положение, согласно которому статус уполномоченного оператора будет признан на всей территории Сообщества.
Приняты и некоторые другие рекомендации.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия