Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ИЗ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ

Необходимо подготовить Основы законодательства, регулирующие отношения в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, используя накопленный законодательный опыт государств-членов ЕврАзЭС, а также опыт правоприменения в данной сфере общественных отношений.
При этом целесообразно:
- при определении критериев отнесения хозяйствующего субъекта к категории занимающего доминирующее положение на рынке использовать подходы как Закона Российской Федерации, так и законов Республики Казахстан и Республики Таджикистан в части установления предельного процента (доли) рынка, ниже которого признание хозяйствующего субъекта занимающим доминирующее положение на рынке невозможно;
- предусмотреть возможность для хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает установленный процентный норматив, доказать, что, несмотря на превышение обозначенной выше величины, его положение на рынке не является доминирующим (Закон Российской Федерации и Закон Республики Таджикистан);
- используя основные положения Закона Республики Казахстан, детализировать случаи, при наступлении которых хозяйствующий субъект, обладающий долей, меньшей, чем установленный предельный норматив, может быть признан занимающим доминирующее положение;
- установить критерии, при соответствии которым необходимо получение предварительного согласия антимонопольного органа, либо его уведомление при создании и реорганизации хозяйствующих субъектов;
- унифицировать подходы по совершению сделок с долями (акциями) в уставных фондах хозяйствующих субъектов с целью предотвращения возникновения либо усиления доминирующего положения таких субъектов на рынке;
- выработать единые подходы при определении перечня запрещенных действий (бездействий) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, за которые в соответствии с законодательством государств-членов ЕврАзЭС может наступать ответственность.
Наряду с этим, в Основах законодательства должны найти отражение: основные формы конкуренции; правовое положение и полномочия антимонопольного органа, в том числе в части контрольных, надзорных полномочий, а также полномочий по наложению взысканий; основные направления государственного антимонопольного регулирования; меры государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, в том числе занимающих доминирующее положение на рынке; перечень действий (актов) государственных органов, местных органов управления и самоуправления, направленных на ограничение конкуренции, совершение (принятие) которых запрещено; общие условия применения антимонопольным органом мер, направленных на устранение совершения противоправных деяний, нарушающих требования антимонопольного законодательства; иные положения, вытекающие из сравнительно-правового анализа.
Следует упорядочить и систематизировать подходы к закреплению мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Учитывая специфику административного законодательства государств-членов ЕврАзЭС, зачастую предусматривающего необходимость закрепления соответствующих норм в специальных кодифицированных актах, которыми являются Кодексы об административной ответственности, необходимо переработать нормы об ответственности специальных законов государств-членов ЕврАзЭС.
При разграничении ответственности, предусмотренной в специальных законах, возможно сохранение гражданско-правовой ответственности, а меры административной ответственности следовало бы закрепить на уровне вышеупомянутых кодексов.
В этой связи государствам-членам ЕврАзЭС предлагается рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодексы об административных правонарушениях.
Проведенный анализ законодательства государств-членов ЕврАзЭС, устанавливающего уголовную ответственность в сфере антимонопольного законодательства, позволяет констатировать, что в большинстве случаев используются размытые формулировки диспозиций соответствующих статей, что зачастую дает возможность налагать уголовную ответственность за незначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности. С другой стороны, нечеткость формулировок может привести к невозможности привлечения к ответственности отдельных хозяйствующих субъектов, совершающих значительные нарушения в области антимонопольного законодательства, за которые должна предусматриваться именно уголовная ответственность.
В большинстве случаев за нарушение антимонопольного законодательства в качестве базовой должны применяться гражданско-правовая ответственность и такие меры воздействия, как принудительная реорганизация. Использование уголовно-правовых мер целесообразно лишь в борьбе с наиболее опасными нарушениями антимонопольного законодательства. При установлении уголовной ответственности необходимо конкретизировать и четко определить состав таких деяний.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия