Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИКА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
Николаева Л. А.
доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук


РЫНОК УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
(НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

Развитие рынка услуг в сфере здравоохранения является одним из важнейших аспектов обеспечения качества жизни населения и управления социально-экономическими системами. Одним из синтетических индикаторов качества жизни является здоровье человека и его потенциал, способные обеспечить экономическое развитие общества, уровень материального благосостояния, медико-экологическое и духовное благосостояние человека.
Поддержание тенденций, способствующих повышению качества жизни населения, является основной целью в деятельности органов управления регионами. Эффективность управления региональным развитием определяется возможностями воздействия управленческих структур на качество жизни.
Вопросами инфраструктуры рынка медицинских услуг занимается Комиссия по развитию здравоохранения при Комитете по вопросам социальной политики Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Деятельность Комиссии осуществляется в тесном взаимодействии с Подкомитетом развития предприятий малого бизнеса в области производства и реализации современной медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Многие проблемы и трудности становления цивилизованного рынка медицинских услуг связаны с отсутствием достоверной информации об участниках данного рынка, что не способствует развитию здорового делового климата, ограничивает возможность осознанного выбора услуги потребителем.
При изучении проблемы обеспечения и укрепления здоровья населения основным объектом исследования является содержание и ход реализации различных региональных стратегий развития социальной сферы, принятых на разных уровнях управления. Рассмотрим реализацию подобных программ на примере Приморского края Дальневосточного региона, который можно охарактеризовать как территорию, имеющую потенциально благоприятные возможности для становления цивилизованного рынка медицинских услуг. Важно заметить, что опыт реализации стратегии развития социальной сферы имеет значение не только для края, но и для России в целом.
Практика предпринимательской деятельности, осуществляемая субъектами государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, заслуживает постоянного изучения и обобщения. Полученные на этой основе данные могут служить для разработки механизмов, оптимизирующих развитие цивилизованного рынка медицинских услуг и минимизирующих влияние на него негативных факторов.
Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг. определяет направления развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в условиях перехода России к открытой модели экономики.
Применительно к социальной сфере главная цель стратегии состоит в том, чтобы к 2006-2007 гг. достичь среднероссийских стандартов благосостояния, а к 2010 г выйти на позиции развитых стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), достигнутых ими в 90-х годах ХХ века. Только выход на эти рубежи гарантирует сохранение и расширенное воспроизводство населения, способного обеспечить краю конкурентные позиции в условиях динамически развивающихся рынков Тихоокеанских экономик. Ориентация на жесткие требования мирового рынка услуг в сфере здравоохранения и завоевание собственных сегментов на этом рынке обеспечивают развитие новых экономических отношений в здравоохранении.
В качестве индикатора социального благополучия региона для Приморского края представляется возможным использовать такой показатель, как рейтинг инвестиционной привлекательности территории, поскольку он на 75% определяется факторами, характеризующими уровень капитализации человеческих активов.

По оценкам, реализация целевых программ по развитию медицинских услуг, физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни приведет к увеличению средней продолжительности жизни населения к 2010 году до 68 лет. С учетом стандартного норматива простого воспроизводства численности населения, предполагающего в среднем 1,5 ребенка на одну семью, указанная тенденция приведет к замедлению темпов снижения численности населения края. Этому также будет способствовать рост положительного сальдо миграции. Ожидается, что к 2010 году численность населения Приморского края стабилизируется на уровне 2,2-2,3 млн. человек, а в последующие годы начнет расти. В сфере охраны окружающей среды и сохранения рекреационного потенциала программой предполагается расширение области применения природоохранных технологий и переход в среднесрочной перспективе на экологические стандарты, соответствующие нормам, принятым в развитых странах АТР в начале 90-х годов.
Стратегической целью Приморского края в сфере здравоохранения является кардинальное улучшение состояния здоровья населения и выход на параметры трудоспособности и продолжительности жизни, соответствующие международным стандартам для развитых стран, являющихся соседями Приморского края в северо-восточной Азии.

Реализация этой цели предполагает решение таких частных задач, как:
1. Усиление профилактической направленности системы здравоохранения и повышение реальной доступности качественных медицинских услуг для широких слоев населения. Для этого требуется создание условий и стимулов, направленных на повышение эффективности профилактических действий по предотвращению заболеваний и травматизма. Необходимо совершенствование механизмов управления страховыми фондами, обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения; изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников. Важными задачами являются также развитие научных исследований и технологических разработок для улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств, укрепление институтов защиты прав пациентов и медицинских работников.
2. Повышение самостоятельности лечебных учреждений в определении направлений развития, хозяйственных условий функционирования и формировании систем самоуправления (попечительские советы, частные фонды и др.). В рамках данной цели предполагается разработать условия и механизмы, стимулирующие привлечение средств граждан и работодателей в развитие системы здравоохранения; перейти к подушевому распределению бюджетных средств на развитие медицинской сферы. Для реализации данной цели необходимо создать правовые, экономические и организационные условия повышения самостоятельности медицинских организаций в определении медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют запросам и финансовым возможностям населения и бизнеса.
Основными факторами, определяющими практическую значимость новых медицинских технологий, являются обеспечение высокого качества медицинских услуг, их клиническая эффективность и безопасность для пациента. В этой связи особое значение имеет независимая экспертная оценка новых медицинских технологий исполнителями медицинских услуг (врачами частной практики) и изучение удовлетворенности пациентов результатами лечения с применением новых медицинских технологий.
Научно-обоснованные требования к уровню, возможностям и объективным потребностям населения в услугах медицины учитывают показатели средней продолжительности жизни и обеспеченность местами в стационарах. Указанные показатели могут быть сформированы на основе следующих составляющих:
1. финансовые затраты, параметром количественной характеристики которых является объем капиталовложений в здравоохранение ( в процентах расходов бюджета);
2. трудовые затраты, которые могут быть представлены в форме оценки технического уровня оснащенности медицинских учреждений.
Эти показатели позволяют определить индекс качества жизни, который для Приморского края Дальневосточного региона в 2002 г. составлял 0,69%. Проектные показатели на 2004-2010 г. имеют тенденцию к увеличению. Например, к концу 2005 г. планируется его увеличение на 0,1 % , а к 2008-2010 его рост составит 0,896 %.
Развитие системы здравоохранения четко отражается индикатором детской смертности на 1000 родившихся и индикатором смертности в трудоспособном возрасте на 100 тыс. населения. Динамика вышеуказанных показателей за 1999-2002 и прогнозных оценок на 2004-2040 гг. приведена в таблице 1.
Таблица 1
Индикаторы развития системы здравоохранения в Приморском крае в 1999 - 2010 гг.
Источник: материалы Комитета Здравоохранения Администрации Приморского края.

Неуклонно снижается показатель детской смертности в 2002 году в сравнении с 1999 он снизился в 1,51 раза, в 2010 в сравнении с 2002 показатель должен снизиться в 1,6 раза.
Другой индикативный показатель - смертность в трудоспособном возрасте - увеличивается по всем основным причинам, представленным в левом столбце таблицы.
Один из критических показателей качества жизни - ее продолжительность. Средняя продолжительность жизни жителей Приморского края в сравнении с показателями по РФ приведена в таблице 2.
Таблица 2.
Средняя продолжительность жизни в Приморском крае в 1996-2001 гг.
Источник: материалы Комитета Здравоохранения Администрации Приморского края.

Показатель продолжительности жизни населения Приморского края имеет положительную тенденцию. Так в 2001 году в сравнении с 1995 продолжительности жизни увеличилась на 1 год, однако следует отметить, что продолжительность жизни жителей Приморского края в среднем на год меньше, чем по РФ. Особенно заметен разрыв у женщин, он составляет в среднем 2 года.
На качество и своевременность оказания медицинской помощи влияют такие показатели как наличие учреждений здравоохранения, обеспеченность кадрами, их квалификация.
Сеть учреждений здравоохранения в 2002 году сократилась в сравнении с 1998 годом на 13% за счет реорганизации (укрупнения) больничных учреждений и их ликвидации в небольших населенных пунктах. За счет этого возросло количество фельдшерско-акушерских пунктов в селах.
К положительным тенденциям следует отнести то, что кадровый потенциал учреждений здравоохранения увеличивается, по ведущим направлениям лечебной деятельности отмечается достаточная обеспеченность населения врачами. При этом, 24,5% всех врачей имеют высшую квалифицированную категорию, 18,3% - первую. Таким образом, получение медицинской помощи в Приморском крае доступно и осуществляется квалифицированными кадрами.
В последние годы в здравоохранении появилась такая новая, удобная для населения форма предоставления лечения, как дневные стационары медицинских учреждений. По сравнению с 2000 годом число мест в дневных стационарах увеличилась в 1,3 раза.
Лечение в дневном стационаре меньше травмирует больных в моральном плане, оно значительно дешевле, чем в стандартной больнице, и позволяет сократить продолжительность периода временной утраты нетрудоспособности.
Состояние здравоохранения во многом определяется финансовым положением учреждений, оказывающих медицинскую помощь. Доля расходов по здравоохранению в расходах краевого бюджета в 2001 г. составляла 17,6%, в 2002 - 17,3%, т.е. снизилась на 0,3%.
При этом стоимость программы госгарантий, обеспечивающей население бесплатной медицинской помощью, в денежном выражении увеличивается с каждым годом. Так в 2002 г. в сравнении с 1999 произошло увеличение на 3116,4 млн. рублей или в 2,7 раза. Однако утвержденная программа по отношению к расчетной составляет 67,6%, а фактическое финансирование еще ниже утвержденной программы и составляет 79,5%, т.е. наблюдается разрыв в 1,8 раза. Поэтому расчетный подушевой норматив финансирования территориальной программы госгарантий в 2001 году составлял 988,3 рублей на 1 жителя, а фактический составил только 623,9 рубля, т.е. на 364,4 рубля ниже. Если учесть, что число обращений к врачам ежегодно увеличивается, а подушевой норматив растет, но ниже расчетного, то больным приходится либо доплачивать при получении медуслуги, либо получать услугу платно.
В 2002 году 85,7% взрослых, подлежащих периодическим медицинским осмотрам или занятых на вредных производствам, 87,9% подростков и 96,5% инвалидов ВОВ прошли соответствующие медицинские комиссии.
В крае действует 6 целевых программ здравоохранения, способствующих поддержанию здоровья, охватывающих такие области здравоохранения. как безопасное материнство, сахарный диабет, антивич/спид, борьба с туберкулезом, вакцинопрофилактика, комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками. Общая стоимость программ составила 155,8 млн. руб.
Комплексная оценка макроэкономической ситуации показывает, что, несмотря на сложную ситуацию в крае, наметились благоприятные тенденции к ее улучшению, что определяет повышение уровня и качества жизни населения.


Литература.
1. Программа деятельности Комиссии по развитию рынка услуг в сфере здравоохранения при Комитете по вопросам социальной политики Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2002-2004 г.г. // http://tpprf.rbc.ru/ru/main/committee/komsotc/komzdr/zdrprog/
2. Материалы Комитета Здравоохранения Администрации Приморского края.
3. http://old.fesaem.ru/doklad/resume.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия