| | Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Григорьева И. В. доцент кафедры экономики, учета и аудита Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В. Плеханова,
доктор экономических наук
| |
| | Основными функциями логистики зон строительных ресурсов (СР) являются: обоснование необходимости в их формировании, определение их видов и назначения; разработка методов нормирования; контроль за их состоянием; управление.
Значение использования принципов логистики в инвестиционно-строительном комплексе (ИСК) подтверждается мировой практикой. В развитых странах Запада процесс производства товаров составляет лишь 2-3 % общего времени производства и обращения. 98 % времени приходится на различные Среди других механизмов оптимизации закупок необходимо отметить различные стратегии ценовых скидок, установление транспортных взаимоотношений между поставщиками и потребителями СР, предусматривающие заключение контрактов, проведение тендеров, аукционов.
операции, связанные с перемещением и хранением исходных материалов и готовой продукции. Стоимость всех видов материально-технического обеспечения составляет более 30 % от общей суммы издержек производства. При этом на перемещение приходится более 40 % указанных затрат, на хранение - более 20 %, на собственно материальные затраты - 20-25%; на административные расходы - 10-15 %; на маркетинговые исследования - 10-12 %.
Управление зонами СР - это и целенаправленное формирование, внутрипроизводственное распределение и потребление ресурсов. Основной целью логистического управления зонами СР ИСК является качественное обеспечение ресурсами, необходимыми для выполнения заданного производственного цикла. Эта цель успешнее достигается при создании логистической системы управления СР и обеспечении ее функционирования в каждом из региональных ИСК.
Вероятные различия в затратах ресурсов предполагают определение вариантов их оптимизации в системе `снабжение - производство` - минимизацию издержек на закупку строительных ресурсов (при ограниченной вероятности нарушения поставок) или максимизацию качества поставок СР (при ограничениях на затраты). Это возможно при решении задачи по определению общих логистических издержек при таком ограничении, как на вероятность удовлетворения спроса. При этом нужно учитывать, что в затратах, связанных с приобретением СР, составляющих от 50 до 70 % себестоимости производства готовой строительной продукции, особенно значимы цена на СР, затраты на транспортировку и на управление запасами (складирование, грузопереработку, хранение)
Для сокращения этих затрат необходим целый комплекс мероприятий:
- совершенствование планирования потребности и нормирования расхода СР для производственных подразделений строительных организаций;
- минимизация (устранение) потерь от брака в производстве и потерь ресурсов при их поставке;
- максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных ресурсов;
- доставка СР от поставщиков большими партиями с максимальным использованием грузоподъемности транспортных средств и при минимальных тарифах;
- исключение промежуточного складирования СР при доставке;
- минимизация запасов ресурсов на всех уровнях складской системы.
Любой региональный ИСК для реализации своей миссии на рынке должен иметь типичный логистический `набор`, необходимый для управления процессом приобретения СР, на основе использования той или иной логистической концепции.
Существуют несколько таких концепций.
Логистическая концепция `just-in-time` - JIT (`точно в срок`) - определяет довольно простую логику управления запасами без какого-либо ограничения в отношении их минимума, при котором потоки СР синхронизированы с потребностью в них, задаваемой программой выпуска готовой продукции. Подобная синхронизация обеспечивается координацией вопросов снабжения и производственного менеджмента.
Логистическая концепция - JIT может быть представлена в следующей табличной форме | | Логистическая концепция | | | | Использование данной логистической концепции позволяет организовать ресурсное обеспечение с минимальными запасами СР незавершенного производства и готовой строительной продукции, с использованием коротких строительных циклов; с небольшими объемами производства готовой строительной продукции и пополнения запасов; с большим числом надежных поставщиков и перевозчиков; эффективной информационной поддержкой; высоким качеством готовой строительной продукции и логистического сервиса.
Применение JIT подхода, вместе с тем, способствует концентрации основных поставщиков СР ИСК. Для ИСК вообще важно небольшое количество поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности, а при реализации концепции JIT поставщики становятся по существу партнерами ИСК.
На другой логистической концепции `Requirements / resource planning` - RP (`планирование потребностей / ресурсов`) создаются логистические системы `толкающего` типа.
Базовыми микрологическими системами, основанными на концепции RP в производстве и снабжении являются системы MRP I и MRP II: системы планирования потребностей в материалах и производственного планирования потребностей в ресурсах, а в распределении - DRP I и DRP II: системы планирования распределения продукции и распределения ресурсов.
Основными целями MRP являются:
- удовлетворение потребностей в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;
- поддержание низких уровней запасов СР, незавершенного производства, готовой продукции;
- планирование производственных операций, расписания доставки, закупочных операций.
Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции, затем определяется время и необходимое количество СР для удовлетворения потребностей производственного процесса.
Еще одна концепция `Lean production` - `тощее производство` - по существу является развитием подхода `just in time` и включает системы KANBAN и MRP. Специфика логистической концепции `Lean production` состоит в обеспечении высокого качества и небольших размеров производственных партий невысокого уровня запасов, использования высококвалифицированного персонала, гибкого оборудования.
Название `тощее производство` она получила потому, что на ее основе меньше затраты, чем при массовом производстве. Она соединяет себе преимущества массового (большие объемы и низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнообразие продукции и гибкость реакции на требования ИСК).
Как и в концепции JIT, в `Lean production` одну из ключевых ролей играют взаимоотношения с надежными поставщиками. Конечной целью партнерства является установление длительных связей с ограниченным количеством надежных поставщиков по каждому виду СР. В концепции `Lean production` они также становятся непосредственными участниками организации производства, маркетинговой и логистической деятельности, обеспечивающей реализацию миссии ИСК. Такой подход к поставщикам, действительно, делает их настоящими партнерами по бизнесу и способствует превращению снабжения в логистическую стратегию ИСК. Но при этом поставщики СР должны удовлетворять следующие требования производителей:
- доставка СР должна определяться в соответствии с техникой JIT;
- СР должны отвечать всем требованиям стандартов качества;
- цены на СР должны быть достаточно низкими, но не в ущерб качеству СР и доставки их потребителю;
- продавцы ресурсов должны предварительно согласовывать возникающие у них проблемы и трудности с потребителями;
- поставки СР должны сопровождаться сертификатами, подтверждающими качество или документацией по организации контроля за ним у производителя;
- продавцы должны помогать проведению экспертиз;
- СР должны сопровождаться соответствующими входными и выходными спецификациями.
Названные, а также другие концепции (ROP - rules based reorder; OR - guick response; CR - continuous replenishment; AR - automatic replenishment) и микрологические системы KANBAN, MRP, OPT, а также их комбинации нацелены на синхронизацию по определенным алгоритмам программы выпуска готовой продукции и процедуры приобретения необходимых СР.
Общая стратегия управления приобретением СР ИСК исходит из необходимости взаимодействия финансового, операционного, логистического менеджмента на основе критериев, определяющих политику ИСК, анализа рынка поставщиков и установленных временных приоритетов. К числу последних относятся: конкурентоспособность поставщиков на рынке ресурсов; возможность представления ими ценовых скидок при длительных взаимоотношениях; соответствие поставок логистической стратегии ИСК; максимальное снижение затрат на доставку и хранение ресурсов, полученных от поставщиков; возможность длительного партнерства в бизнесе. (См. рис.1)
При выборе поставщиков необходимо учитывать:
- доступность продукции - возможность приобретения СР в течении года или срока действия контракта в любой момент;
- конкурентоспособность их продукции -ее качество, надежность (безотказность, долговечность, рентабельность, сохраняемость), технологичность, материалоемкость, дизайн;
- надежность поставщика - при операциях по проводке счетов и заказов, реакции на специальные запросы по его репутации;
- стабильность дизайна, цвета, технических характеристик поставляемой продукции; | | | Рис 1. - Стратегия логистического менеджмента закупок СР | - условия поставок - минимизация или стабилизация периода времени от размещения заказа до получения необходимого продукта, минимальные партии товара, ответственность продавца за поставки, приемлемые расходы и соблюдение согласованного графика;
- цена закупки, возможные скидки (при оптовой закупке, длительных производственно-хозяйственных связях), возможность кредита, сроки платежа;
- удаленность поставщика и соответственно окончательная цена продукции с учетом транспортной составляющей.
На основании вышеизложенного, алгоритм выбора поставщика можно укрупненно представить в виде блок-схемы (рис. 2).
В случае, когда системе установленных критериев отвечает несколько поставщиков, необходимо осуществлять ранжирование, используя непосредственные контакты с представителями поставщиков.
Эффективность логистического менеджмента закупок материальных ресурсов определяется наилучшим использованием финансовых, материальных и других видов ресурсов, что требует решения большого количества оптимизационных задач.
Решение таких задач представляет значительную сложность, поэтому на практике целесообразно пользоваться определенным набором рациональных методов управления закупками.
Так, одной из типичных задач является определение объемов приобретаемых СР и времени их оплаты. Для этого необходимо оценить транспортные расходы, затраты на содержание запасов, определиться по ценам закупаемых ресурсов и с выбором стратегии.
Может быть использована стратегия, предусматривающая приближение покупки СР к моменту их непосредственного потребления, отвечающая идеологии JIT - `точно в срок`. Альтернативной стратегией является `покупка вперед` (форвардная сделка), типичная для операций с форвардными контрактами на товарных биржах. Приобретая СР `вперед` (с отсрочкой поставки), предприятие стремится застраховать себя от возможного будущего повышения цен на СР.
Западные фирмы чаще пользуются `смешанной` стратегией оплаты закупаемых ресурсов. Такая стратегия применяется в тех случаях, когда цена имеет явный сезонный характер. В этом случае на этапах спада цены применяют оплату по факту поставки, а на этапах подъема - форвардную оплату.
Одной из распространенных ценовых стратегий закупок является стратегия `осреднения` цены. Она сходна со стратегией форвардных сделок, однако в данном случае не накладываются ограничения на сезонные колебания цен, а исходят из случайного изменения цен в течение года. Закупки при этой стратегии осуществляются с фиксированным интервалом по средней цене в интервале. `Осреднение` осуществляется за счет количества закупаемых материальных ресурсов с помощью установления бюджета закупок по цене первого месяца фиксированного интервала. Недостаток этой стратегии заключается в присутствии риска неудовлетворения потребности производства в определенный интервал времени из-за фиксированного бюджета.
Среди других механизмов оптимизации закупок необходимо отметить различные стратегии ценовых скидок, установление транспортных взаимоотношений между поставщиками и потребителями СР, предусматривающие заключение контрактов, проведение тендеров, аукционов. | | | Рис. 2 - Алгоритм выбора поставщика СР по зонам |
| |
|
|