| | Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ | | Зуев В. А. докторант кафедры мировой экономики
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук
| |
| | Программы энерго- и теплосбережения при любых формах собственности фактически нереализуемы, если экономия невыгодна, если вся система теплопроизводства и теплоснабжения - ресурсоемка и расточительна.
Анализ энергетических стратегий ведущих государств мира свидетельствует о том, что каждая страна на основе их разработки определяет и свои позиции по конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Большой интерес представляют в связи с этим национальные энергетические стратегии соседей России - Дании, Финляндии, Германии и стран Европейского союза в целом.
Принимая во внимание масштабы российской экономики и энергетики, для РФ особое значение имеет опыт Европейского союза.
В основе современной энергетической стратегии и организации государственного регулирования ТЭК лежат прогнозы по важнейшим макроэкономическим показателям и многочисленные энергетические индикаторы на перспективу до 2020 года. Используемые при их разработке математические модели достаточно полно отражают внешнеэкономические тенденции и результаты практической деятельности в области энергетики. В прогнозах учитываются технологическая эффективность добычи, переработки и потребления энергоносителей, динамика мировых цен на энергетическое сырье, мощности АЭС, выводимые из эксплуатации, процесс реструктуризации внутренних региональных рынков электроэнергии.
На таких прогнозных оценках и строится энергетическая стратегия Европейского союза, изложенная в `Зеленой книге` Сообщества `На пути к Европейской стратегии безопасного энергоснабжения`. В ней содержится анализ современного положения в сфере потребления и производства энергии, прогнозные значения важнейших макроэкономических и энергетических показателей на период до 2030 года. Формулируются цели и задачи в области либерализации рынков газа и электроэнергии, налоговой политики, стимулирования использования возобновляемых источников энергии и снижения выбросов парниковых газов, развития науки и технологии, внешнеэкономического сотрудничества и т.п. Центральным выводом является вывод о дополнительной плате за снижение издержек.
Опыт Западной Европы также показал, что процесс реформирования энергетики может быть успешным только тогда, когда учитывается обусловленное техническим процессом единство генерации тепла (ТЭЦ, котельные), его распределения и функционирования клиентских установок (ЦТП, тепловые пункты зданий), необходимое для обеспечения рационализации теплоснабжения. При обоюдной зависимости генерации и распределения они, как правило, принадлежат одному предприятию (хотя организационно эксплуатация генерирующих агрегатов и эксплуатация тепловой сети разделены). Существенные решения принимаются руководством предприятий.
Разумеется, выбор той или иной модели реструктуризации в сфере энергетики в значительной мере зависит от экономических условий, складывающихся в каждой отдельно взятой стране. К примеру, в Великобритании в 1988-1989 финансовом году убытки электроэнергетической отрасли составили 4,75 млрд долл., а после реформ в 1994-1995 г. уже валовой ее доход достиг 4,6 млрд долл.
В принципе открытый рынок приводит к понижению цен на электроэнергию. В Великобритании они снизились на 50%, качество же обслуживания резко повысилось. Цена акций генерирующих компаний возросла в десять раз. Аналогичная ситуация имела место и в других странах, открывших свои рынки. Цены на рынке снизились до экономически обоснованного уровня. В Германии цены также упали на 50%, а там, где они были занижены, выросли до уровня экономически обоснованных. Так, в Бразилии цены выросли на 10%. Опыт открытого рынка дает возможность понять, что создание конкурентной среды в секторах генерации и сбыта энергии способствует саморегуляции процессов ее производства. При этом цена на энергию устанавливается в соответствии с требованиями рыночной системы.
Однако, либерализация рынка не всегда ведет к понижению цен. В США в штате Калифорния, например, она привела к удвоению платы за электроэнергию, так как для ее производства не оказалось достаточных мощностей. Новые производители на рынке могут не появиться из-за высоких рыночных барьеров, высокого уровня конкуренции. Барьеры для свободной торговли создает, в частности, конкуренция бывших государственных энергокомпаний, все еще доминирующих на многих национальных рынках. В ЕС энергокомпании, желающие продавать электроэнергию на рынках соседних европейских стран по низкой цене, сталкиваются с проблемой свободного доступа к распределительным мощностям. Владельцы распределительных сетей, а это, как правило, очень крупные, вертикально интегрированные структуры, просто лишают другие компании допуска к своим мощностям, стремясь оградить себя от нежелательных конкурентов.
Система перекрестного владения акциями региональными генерирующими, транспортирующими и распределительными компаниями позволяет создать мощные энергоальянсы, которые уже не раз доказывали, что могут быть существенным препятствием для прихода на национальный рынок компаний из других стран. Большинство энергогенерирующих компаний Западной Европы предпочитает стоять на защите своих рынков, а не пытаться завоевывать новые. Рынок электроэнергии в Европе, таким образом, все еще далек от `свободных отношений` .
Европейская комиссия предложила менее жестко контролировать распределяющие и передающие электроэнергетические системы, учитывая, что ключевыми элементами данного процесса становятся гармонизация цены при транспортировке электроэнергии по территории европейских государств, введение единых тарифов. Вместе с тем, слияния и поглощения, которые захлестнули энергогенерирующий сектор ЕС в последние несколько лет , были связаны и с тем, что правительства ряда европейских государств способствуют им, укрепляя тем самым позиции крупнейших компаний своих стран. В результате в Германии на энергогенерирующем рынке доминируют две компании - RWE и Eon, созданные путем слияний и поглощений. В Испании объединены две крупные компании - Endesa и Iberdrola. В Италии властвует электроэнергетический гигант Enel. Позиции Electrite de France - французского энергогенерирующего монополиста уникальны: производство 95% электроэнергии, покупаемой во Франции. Это самый крупный производитель электроэнергии в Европе, который постепенно поглощает мелкие компании на всем субконтиненте, в том числе в Великобритании и Германии. Возникла новая элита энергогенерирующего рынка ЕС: уже упомянутые RWE, Eon, Electrite de France, Enel, Endesa/Iberdrola, а также Vahenfall (Швеция), Electabel (Бельгия) и Centrica (Великобритания).
В данных условиях наряду с дерегулированием и либерализацией рынка все-таки необходим жесткий контроль со стороны государства за деятельностью энергетических компаний, поскольку при усилившейся конкуренции многие компании идут по пути уменьшения издержек на основе слияний. Бесконтрольное слияние энергокомпаний в конечном счете может привести к полной монополизации рынка энергии.
Западная модель реформирования энергетики предусматривает разграничение собственности не энергетическом рынке , исходит из необходимости существенного повышения эффективности, значительных структурных преобразований в этой сфере экономики, коррекции цен до достижения экономически обоснованного их уровня.
В России такие решения требуют серьезных организационных изменений (особенно в связи с включением ТЭЦ в межрегиональные территориальные генерирующие компании), тщательных обоснований при выборе вариантов реформирования энергетики. В частности, это относится к теплоснабжению, которое к тому же зависит от величины городов и размеров сети, вида комбинированной выработки электроэнергии и тепла, соотношения электрической мощности станций с отпускаемой тепловой мощностью, наличия открытой или закрытой схемы горячего водоснабжения, права на сбыт энергии конечным потребителям.
На примере такой области энергетики, как теплоснабжение, основные направления реформирования ее в России могут быть сведены к следующим вариантам. | | | Эффективный экономический механизм определяет жизнеспособность любой экономической системы. Сложность создания такого экономического механизма в энергетике, в том числе в системе теплоснабжения, обусловлена сложностью учета издержек на производство, транспортировку, переработку и потребление энергии. Эти издержки невозможно анализировать без рассмотрения ряда технических аспектов, свойственных и такому специфическому товару, как тепловая энергия. Анализ затрудняет также неравномерность теплопотребления в течение года, что делает необходимым огромный резерв теплогенерирующих мощностей, простаивающих большую часть года. Нужно учитывать и технические возможности одновременного производства тепла и электроэнергии при работе ТЭЦ, приоритет экологических требований, невозможность отключения теплоснабжения в зимний период - приоритет надежности теплоснабжения, проблему изменения тарифов на энергию.
В России система тарифов, доставшаяся в наследство от нерыночной экономики, плохо учитывает все эти факторы. Цена тепла от ТЭЦ рассчитывается так, как будто оно произведено в котельной (согласно методике, принятой в СССР). Применяемый метод разнесения затрат на выработку тепловой и электрической энергии относит всю экономию от комбинированной выработки только на электроэнергию. Региональные энергетические комиссии, работающие на непостоянной основе и не имеющие собственного штата специалистов, разбирающихся в комбинированной выработке тепла, сводят регулирование тарифов к анализу затрат, представленных оптовым продавцом - АО-энерго. Независимый аудит тарифов тоже весьма затруднен, так как комиссии несут ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну .
Фактически единственным определителем стоимости тепла, продаваемого АО-энерго, является тариф на тепло, отпускаемое крупными котельными. (Во многих регионах РФ тарифы на тепло, отпускаемое ТЭЦ и котельными, практически сравнялись).
В Европейском союзе в результате мероприятий по экономии в сфере потребления тепла все более осознается возможность огромной выгоды от комбинированной выработке тепла и электроэнергии. Поэтому широко внедряется теплофикация . В России все наоборот: средства расходуются на строительство новых котельных, выгодных только при низкой цене на газ, а существующая в стране мощная система теплофикации фактически начинает разрушаться.
Реальный выход из трудностей состоит именно в энергосбережении, потенциал которого огромен. Однако в России пока экономия сводится к `недогреву`, а мероприятия по экономии с привлечением значительных средств, в том числе заемных, имеют очень низкий эффект. Низкая эффективность таких мероприятий обусловлена, во-первых, тем, что повсеместно не осуществляется мониторинг проектов, сэкономленные средства выводятся из общего финансового оборота и не создается заинтересованности в их рациональном использовании. Во-вторых, при оптовой продаже тепла его продавец стремится лишь подороже продать. Но так как и покупающие тепло муниципальные предприятия стремятся к тому же, их услуги оплачиваются по повсеместно принятой схеме - как надбавка к цене тепла. При установке в тепловых пунктах (т.е. на границе собственности АО-энерго и муниципального предприятия) теплосчетчиков, фиксирующих фактическое теплопотребление у обеих организаций, как правило, уменьшаются доходы, и для повышения их хотя бы до прежнего уровня обе организации совместными усилиями увеличивают расходы тепла. Счетчики тепла, призванные быть инструментом экономии, при такой системе тарифов, стимулируют энергорасточительность. В итоге не осуществляются даже самые очевидные мероприятия по экономии энергоресурсов.
В современных условиях, когда значительно увеличивается себестоимость добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, резко возрастает потребность в дополнительных инвестициях в ТЭК. Одновременно ужесточаются экологические требования к энергетике. В этой ситуации повышение энергоэффективности экономики как средства удовлетворения растущих энергетических потребностей общества становится важнейшей задачей и науки, и хозяйственной практики. Решение такой задачи требует внимательного изучения и позитивных и негативных сторон мирового, в частности, европейского, опыта энергоснабжения и энергосбережения. | |
|