Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Лансков П. М.
докторант кафедры финансов и банковского дела Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СТРАН СНГ

Системы учета прав собственности на ценные бумаги (учетные системы) фондовых рынков развитых стран, как правило, базируются на Центральных (национальных) депозитариях, развитие которых в предыдущее полтора десятилетия основывалось на одной из ключевых рекомендаций доклада Группы 30-ти (G30), подготовленного в 1989 году крупнейшими мировыми экспертами. Суть указанной рекомендации сводится к тому, что каждая страна должна иметь либо Центральный депозитарий, либо сеть тесно связанных друг с другом депозитариев. Вызывает удивление, что в России в последние годы эта рекомендация интерпретировалась в усеченном до середины варианте. Сменяющие друг друга представители органов регулирования российского фондового рынка и некоторые из его заинтересованных профессиональных участников до недавнего времени почему-то предпочитали не вспоминать про вторую часть рекомендации. Между тем в докладе G30 отмечалось, что при наличии более чем одного Центрального депозитария, они могут быть специализированы по видам бумаг или по обслуживаемым регионам.
Так, например, даже в США - стране, где в 90-е годы прошлого века произошла консолидация финансовой инфраструктуры, функцию Центрального депозитария выполняет Депозитарно-трастовая и клиринговая корпорация (Depository Trust and Clearing Corporation - DTCC), а клиринговое обслуживание бумаг казначейства и государственных агентств сосредоточено в FICC - Клиринговой корпорации по бумагам с фиксированными доходами (Fixed Income Clearing Corporation). Последняя является организацией, аффилированной с DTCC и представляет собой самостоятельное юридическое лицо. Не следует забывать и то, что предметом доклада и последующей деятельности G30 были и остаются системы клиринга и расчетов, по отношению к которым собственно депозитарная функция хранения и учета прав собственности на ценные бумаги носит вспомогательный характер. Другое дело, что в конце 80-х годов прошлого века основными целями создания Центрального депозитария ценных бумаг были `обездвиживание` и `дематериализация` финансовых инструментов. При этом под `обездвиживанием` понимается размещение сертификатов ценных бумаг в Центральном депозитарии, а под `дематериализацией` - эмиссия ценных бумаг в бездокументарной форме.
Приведенный пример дает возможность понять, почему Центральный депозитарий до сих пор не появился в России. Дело в том, что изначально необходимости в дематериализации для подавляющего большинства бездокументарных бумаг у нас не было и, судя по последней редакции Закона `О рынке ценных бумаг` , уже не будет, а потребность в централизации клиринга и расчетов еще до конца не осознана рынком и, следовательно, не востребована.
Функции Центральных депозитариев разных стран, совпадая в основах, могут существенно различаться в деталях. В теории, Центральный депозитарий объединяет все учетные институты страны в единую расчетно-депозитарную систему, в рамках которой он сам обслуживает оборот финансовых инструментов на организованном рынке.
В некоторых странах депозитарии выполняют перечень функций, существенно отличающихся от традиционных. Например, в Великобритании и Ирландии функции центрального расчетного и клирингового института фондового рынка, признаваемого Центральным депозитарием, выполняет система CREST, которая, строго говоря, не является депозитарием, ни в отечественном, ни в западном понимании.
Перенимая международный опыт в области организации расчетных систем по ценным бумагам, в России следует исходить из того, что совершенно не обязательно механически объединять все расчетные депозитарии в один Центральный (расчетный), если будет обеспечена их взаимосвязь и технологическая совместимость. С другой стороны, нельзя не учитывать и объективную потребность в устранении дублирования инфраструктуры. Однако, упростить систему можно путем слияния расчетно-депозитарных систем, создания `совместных` предприятий или поиска иных форм сотрудничества. Дублирование функций обнаруживается в деятельности двух крупнейших российских расчетных депозитариев - Национального депозитарного центра (НДЦ) и Депозитарно-клиринговой компании (ДКК). Тем не менее, одновременно наблюдается и активное взаимодействие обеих структур в обслуживании участников рынка, работающих на крупнейших российских торговых площадках, соответственно, Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), и Российской торговой системе (РТС).
Аргументом, зачастую используемым для подтверждения необходимости срочного создания единого Центрального депозитария, служит факт постепенного перемещения оборота отечественных ценных бумаг на западные рынки. Однако очевидно, что оно имеет своей основной причиной отнюдь не отсутствие в стране структуры с формальной вывеской Центрального депозитария, а то, что именно на западных рынках присутствуют основные инвесторы, приобретающие российские ценные бумаги, и их деньги нужны нашему бизнесу больше, чем он им.
С другой стороны, перевод российских ценных бумаг в зарубежные учетные системы путем выпуска американских или европейских депозитарных расписок на часть их выпусков, депонированную в зарубежных банках-кастодианах, дает возможность инвесторам не только минимизировать риски хранения ценных бумаг и реализации закрепленных ими прав, но и обеспечить ликвидность своих вложений за счет сервиса, который предоставляет им западная расчетно-клиринговая инфраструктура. В связи с этим, естественным дополнением международных центральных депозитариев (ICSD) Euroclear и Clearstream могло бы стать создание расчетно-клиринговой системы стран СНГ, ЕврАзЭС или, на первом этапе стран участниц Соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Участниками такой системы могли бы стать все расчетные депозитарии соответствующих стран-участниц ЕврАзЭС. На этом пути не должно возникнуть принципиальных препятствий с организационной точки зрения, поскольку принципы построения учетных систем соответствующих стран в целом близки по своей структуре и выполняемым функциям (см. таблицу) и, следовательно, могут эффективно взаимодействовать.
В то же время осмысленное применение рекомендаций международных экспертов при формировании такой системы позволило бы преодолеть многочисленные законодательные и бюрократические преграды на пути создания единого финансового рынка на постсоветском пространстве. Создание международной системы обслуживания ценных бумаг на уровне `продвинутой` части стран СНГ могло бы привести к возникновению синергетического эффекта в развитии их внутренних финансовых рынков.
В проекте Соглашения `О внедрении международных стандартов расчетов по сделкам с ценными бумагами и деривативами` (далее - Соглашения), подготовленном экспертной группой в рамках работы по формированию Единого экономического пространства России, Украины, Беларуси и Казахстана, согласованное развитие учетных систем стран-участниц Cоглашения рассматривается в качестве важного условия для свободного перетока капитала и облегчения процессов взаимного инвестирования.
Проект Соглашения предполагает, что при построении национальных учетных систем должны использоваться единые для всего пространства ЕврАзЭс принципы, зафиксированные в законодательстве. Указанные принципы должны определить унифицированный порядок формирования следующих ключевых элементов национальных учетных систем.
 структура и организация национальных учетных систем;
 осуществление депозитарного учета;
 допуск на фондовые рынки иных стран и обращение там ценных бумаг, эмитированных резидентами стран-участниц соглашения, а также допуск ценных бумаг третьих стран на рынки ЕврАзЭс
 взаимодействие институтов учетных систем и клиринговых организаций стран-участниц Соглашения;
 расчеты по сделкам с ценными бумагами, в том числе трансграничным
 расчеты между странами - участницами Соглашения;
 осуществление корпоративных действий, в том числе, сбор реестров владельцев именных ценных бумаг;
 взаимодействие учетных систем финансового рынка стран-участниц соглашения с учетными системами третьих стран.
Разработчики проекта Соглашения договорились о том, что в странах-участницах Соглашения Центральный депозитарий должен обеспечивать учет и хранение существенной доли ценных бумаг, эмитированных и допущенных к обращению, а также осуществлять учет деривативов (производных финансовых инструментов), и ценных бумаг, депонированных для их обеспечения. Кроме того, он должен стать расчетным центром по всем сделкам с ценными бумагами, совершенным на организованном рынке на территории Стороны. Для того, чтобы Центральный депозитарий мог осуществлять эти свои функции, предполагается наделить его следующими правами:
- обеспечивать перевод учета прав собственности на ценные бумаги между регистраторами и депозитариями на основе использования электронного документооборота;
- открывать междепозитарные (корреспондентские) счета Центральным депозитариям стран-участниц Соглашения и осуществлять ведение этих счетов;
- открывать междепозитарные (корреспондентские) счета Центральным депозитариям третьих стран и международными депозитарно-клиринговым организациям и осуществляет ведение этих счетов в порядке, предусмотренным законодательством страны-участницы Соглашения.

В рамках Соглашения предполагается также создать правила хранения и учета депозитарных расписок на иностранные ценные бумаги, выпускаемые в странах-участницах. При этом порядок осуществления депозитарных операций с ними не должен существенно отличаться от соответствующих правил и порядков для эмиссионных ценных бумаг. Вполне логично представить роль Центрального депозитария как основного института, отвечающего за учет выпусков депозитарных расписок на иностранные ценные бумаги, обращающиеся на территории страны-участницы Cоглашения. При этом право признать допустимым хранение (учет) таких ценных бумаг также в других депозитариях, открывших междепозитарные счета в Центральном депозитарии, можно было бы оставить на усмотрение каждой конкретной страны.
В целях более эффективного взаимодействия российских участников рынка с Центральными депозитариями стран ЕврАзЭС и ЕС была бы желательна некая мягкая форма горизонтальной консолидации основных российских расчетных депозитариев.
Подобная цель вполне достижима путем создания единого расчетно-депозитарного холдинга, в структуре собственности которого были бы представлены нынешние владельцы расчетных депозитариев и другие крупнейшие участники рынка, включая регистраторов. На этот холдинг могут быть возложены функции по управлению Национальным депозитарным центром и Депозитарно-клиринговой компанией России. Представляется также целесообразным сохранить юридическую обособленность расчетных депозитариев, входящих в такой холдинг на правах дочерних структур. Таким образом можно сохранить их специализацию по сегментам рынка (корпоративному, государственному, субфедеральному, паев ПИФ, ипотечных ценных бумаг и т.д.) и по отдельным функциям (расчетного депозитария, центрального клирингового контрагента). Такой подход позволит сформировать систему управления рисками расчетно-депозитарной и клиринговой деятельности, адекватную каждому сегменту и каждой отдельной функции. Созданная таким образом расчетно-депозитарная структура могла бы послужить основой для образования международной системы обслуживания ценных бумаг или международного центрального депозитария по ценным бумагам для стран СНГ.
Так или иначе, можно констатировать, что по мере естественного развития инфраструктуры фондового рынка России и других стран СНГ, учет результатов оборота ценных бумаг будет постепенно концентрироваться в расчетно-депозитарной системе.
Необходимо иметь в виду, что это практически будет означать подчиненную роль деятельности регистраторов по отношению к расчетно-депозитарной деятельности. Однако при наличии развитых международных систем клиринга и расчета, роль кастодианов тоже смогут взять на себя национальные Центральные (расчетные) депозитарии, взаимосвязанные с ICSD. В любом случае, будущее учетной инфраструктуры российского рынка ценных бумаг обнаруживается в реальном объединении нынешних регистраторов и депозитариев в учетную систему. В связи с этим развитие современных технологий обмена учетной, расчетной и клиринговой информацией выходит на первое место.
Структура и функции учетных и расчетных систем национальных рынков капитала стран СНГ

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия