Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Николаев М. В.
профессор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук

Марактаев А. Н.
директор Якутского филиала НП "Алмазная Палата России"

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АЛМАЗНО-БРИЛЛИАНТОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Интернационализация в условиях глобализации существенно изменила понимание и соотношение национальной, региональной и локальной экономики. Их превращение из замкнутых в открытые - закономерный, но весьма противоречивый процесс. Он включает, с одной стороны, стимулирование региональных внешнеэкономических связей и открытия экономики, с другой - ее защиту от негативного воздействия мирового рынка, связанного с вытеснением местных производителей, бегством национальных капиталов в более благополучные страны, эмиграцией квалифицированных кадров, чрезмерной зависимостью от стратегического импорта, неблагоприятных изменений рыночной конъюнктуры на сырьевых рынках.
Под интернационализацией производства понимается установление непосредственных и устойчивых хозяйственных связей между предприятиями различных стран, вследствие чего производственный процесс в одной стране становится частью процесса, протекающего в международном или мировом масштабе. В АБК этот процесс развивается особенно интенсивно.
Главным экономическим субъектом в условиях глобализации становятся мезоэкономические структуры - межотраслевые хозяйственные объединения, осуществляющие стратегическое управление технологическими цепями - от добычи сырья и разработки новой продукции до ее производства и оптовой или розничной (для индивидуальных продуктов особой сложности и высокой стоимости) продажи. Главная особенность этих структур - трансформация отношений между их участниками на организационно-плановой, а не стихийно-рыночной основе.
В развитии экономической глобализации можно отметить четыре основные тенденции.
Во-первых, создание единого мирового рынка товаров, капиталов, информации, услуг, а также рабочей силы ограничило национальный экономический суверенитет, сделало невозможной автаркию, т.е. независимое экономическое развитие даже крупных стран. По мнению многих ученых в Европе ХХ1 века управление экономикой во все большей степени будет осуществляться на уровне регионов, а не государств. Информатизация производства создает новые условия для кооперации регионов различных стран.
Во-вторых, цикл производства конечного продукта, особенно в высокотехнологичных отраслях, основывается на кооперации фирм разных регионов. Особое значение при этом приобретает оценка их конкурентных преимуществ для той или иной стадии цикла и развитие регионального планирования, позволяющего эффективно использовать эти преимущества.
В-третьих, возрастает роль относительно небольших регионов с открытой экономикой. Их конкурентоспособность определяется не численностью населения, а размерами внешнего рынка, на котором реализуется их продукция, т.е. степенью интеграции в мировую экономику.
В-четвертых, основными субъектами глобальной экономики становятся мезоэкономические структуры (совокупность интегрированных звеньев экономики, т.е. межотраслевых технологических цепей, в которых стратегическое управление и координацию воспроизводственных процессов осуществляют корпоративные и договорные структуры, выступающие как среднее звено управления) - транснациональные (ТНК) и межрегиональные компании.
В индустриальной экономике структурной единицей экономики была отрасль - совокупность предприятий, однородных по преимущественному назначению продукции, базовым технологиям и добываемому или перерабатываемому сырью (материалам). В постиндустриальной экономике основной структурной единицей становится межотраслевой комплекс, обслуживающий определенный сегмент национального и мирового рынка.
Мировой алмазобриллиантовый комплекс (АБК), представляет собой межотраслевой (интегрированный мезоэкономический) производственно-торговый комплекс (см. рис.) и отличается сложными, обширными связями между предприятиями производственной и непроизводственной сфер. Он включает в себя практически все структурные элементы мировой экономики - от добывающих отраслей до рекламного бизнеса: добычу алмазов, производство бриллиантов и изготовление ювелирных изделий, производство изделий промышленного назначения из технических алмазов, оптовую торговлю алмазами и бриллиантами, оптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями с бриллиантами и изделиями из технических алмазов а также рекламу бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами.
Такая интеграция добывающей, обрабатывающей промышленности и сферы услуг имеет следующие преимущества:
- увеличение для региона добавочной стоимости, создаваемой в основном в сфере обработки сырья и реализации готовой продукции;
- создание интегрированной системы стратегического маркетинга, планирования и управления всем технологическим циклом, расширение возможностей использования доходов от реализации бриллиантов и т.д. для освоения передовых наукоемких технологий добычи алмазов, повышения экологичности производства;
- расширение межрегиональной кооперации, позволяющей создать дополнительные рабочие места и развивать российское производство оборудования и услуг для АБК;
- превращение АБК в кластер, способный стать локомотивом экономического роста Якутии, Архангельской обл., и других регионов России, где открыты месторождения алмазов.
Рис. Структура интегрированного мезоэкономического комплекса (на примере алмазно-бриллиантового комплекса России)

Следует отметить следующие отличия АБК от других глобальных мезоэкономических комплексов:
1. Высокая стоимость конечного продукта, его тесная связь с производством драгоценных металлов (золото, платина, палладий) и быстрый рост добавленной стоимости по мере обработки сырья.
2. Разнородность экономики отраслей, входящих в состав АБК и неравномерность их размещения с учетом того, что конечный ювелирный продукт не является предметом первой необходимости и реализуется преимущественно в богатых странах.
3. Высокая степень монополизации, глобальная монополия одной компании в сфере распределения и оптовой торговли бриллиантами.
4. Интенсивная интернационализация, основанная на кооперации различных стран и регионов с учетом уникальности и нестандартности бриллиантов.
Региональный или межрегиональный кластер представляет собой комплекс взаимосвязанных секторов экономики, включающий базовую (профилирующую для региона) отрасль, отрасли-поставщики и отрасли-потребители ее продукта, а также производителей соответствующего оборудования и услуг, в первую очередь, научно-образовательных и высокотехнологичных. Критерием выделения базовой отрасли кластера является ее способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке.
АБК Республики Саха (Якутия) в основном ориентируется на мировой рынок алмазов и бриллиантов. Его экспортный потенциал превышает 2 млрд. долл. Россия является полноправным членом мирового алмазно-бриллиантового комплекса: по запасам алмазов в недрах она занимает первое место в мире, по добыче - второе после Ботсваны. Спрос и предложение этих товаров в мире имеют устойчивую тенденцию к росту. Общий объем добычи алмазов в странах - продуцентах в 2005 г. достиг 8,92 млрд. долл. по сравнению с 7,68. - в 2000 г. (рост в 1,16 раза) и 6,8 млрд. дол. - в 1977 г. (рост в 1,31 раза).
АБК оказывает не только определяющее влияние на социально-экономическое положение Республики Саха, но и имеет стратегическое значение для экономики России в целом, являясь центром межрегионального кластера, базовую отрасль которого формирует АБК и компания `АЛРОСА`. На долю АБК в 2000 г. приходилось 71,3% промышленной продукции республики, около 80% доходов бюджета и 58,9% валового регионального продукта. В бюджеты разных уровней в 2001 г. от компании `АЛРОСА` поступило около 20,0 млрд. руб. в виде налогов и различных платежей (в том числе: в федеральный бюджет - около 3,0 млрд. руб., консолидированный бюджет РС(Я) - 17,6 млрд. руб., во внебюджетные фонды РС(Я) - 3,2 млрд. руб.).
За последние годы в алмазно-бриллиантовом комплексе России была проведена колоссальная работа по созданию цивилизованных условий для ведения алмазного бизнеса. Региональное управление АБК требует создания соответствующей правовой базы и региональной стратегии. В дополнение к федеральным законам, в Республике Саха приняты законы: о надомном труде в алмазогранильной и ювелирной отрасли; о создании и функционировании совместных алмазогранильных предприятий с иностранными инвестициями на территории республики; о гражданской тезаврации драгоценных металлов; о создании в Республике Саха предприятий по снабжению алмазным сырьем, производству и сбыту бриллиантов; об особом статусе АК `АЛРОСА`. Важным этапом в развитии российского законодательства явилось введение в действие Федерального закона от 26 марта 1998 г. ? 41-ФЗ `О драгоценных металлах и драгоценных камнях`. Однако практическое применение закона выявило недостатки, которые необходимо учесть.
Так, например, в законе заложен основополагающий принцип монополии государства на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, суть которого - в жестком государственном контроле над их добычей и оборотом. Также закон пытается регулировать ряд гражданско-правовых отношений, установленных Гражданским кодексом РФ (в частности регламентировать вещные права на драгоценные металлы и драгоценные камни - статьи: 2, 20, 21 указанного закона). Федеральный закон `О драгоценных металлах и драгоценных камнях` является законом непрямого действия, так как в механизме его исполнения заложен определенный круг подзаконных актов: указов, постановлений, инструкций и т.д. Закон включает в себя нормы, дублирующие соответствующие правила, содержащиеся в Федеральных законах `О недрах`, `О лицензировании отдельных видов деятельности`. Все это негативно сказываются на реализации прав субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
На уровне федеральных законов регулирующих рынки драгоценных металлов и драгоценных камней были адаптированы и действуют в настоящее время Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, федеральные законы `О недрах`, `О лицензировании отдельных видов деятельности`, `О валютном регулировании и валютном контроле`, а также ряд нормативно-правовых актов.
Либерализация валютного законодательства не затронула Уголовный кодекс РФ. Так под стати 191 и 192 Уголовного кодекса РФ можно подвести любое нарушение норм ФЗ `О драгоценных металлах и драгоценных камнях` и других законодательных актов регулирующих этот вид деятельности. Остался в силе и Указ Президента РФ от 22.02.1992г. ? 179 `О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена`, ограничивающий свободное обращение драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Тяжелое бремя отчетности перед контролирующими органами государства, высокие налоги и бюрократия не стимулируют развитие алмазно-бриллиантового комплекса, а только ухудшают и без того тяжелое его положение. Например, в Израиле в целях развития алмазной промышленности правительство отменило все налоги за исключением налога на прибыль и импорт бриллиантов в размере 0,15% и практически не контролирует ввоз и вывоз драгоценных камней. В Японии экспорт и импорт драгоценных камней облагается только НДС в размере 5%, причем в случае экспорта этот налог возвращается, а при импорте возможна отсрочка по уплате таможенных платежей в течение 4 месяцев.
Основными задачами стратегии повышения конкурентоспособности алмазно-бриллиантового комплекса России в условиях глобализации являются:
- установление обоснованного соотношения региональных доходов и расходов, дифференциации налогообложения и создания системы законодательно установленных грантов, создающих четкие финансовые перспективы для местных властей, способы поддержки экономического и социального развития регионов с особыми объективными условиями хозяйствования;
- создание устойчивых и прямых экономических связей регионов, выходящих за национальные рамки, которые создают основу для глобальной экономической трансформации, нового регионализма, преодоления чрезмерной дифференциации и укрепления социально-экономической безопасности регионов и страны в целом, преодоления угрозы сепаратизма.
- субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам (при действующих ставках минимальная рентабельность экспорта должна составлять 25-30%, что делает его во многих случаях неконкурентоспособным);
- создание государственного агентства по страхованию рисков отечественных экспортеров, как это сделано в ФРГ (Hermes), Франции (Coface) и других странах;
- развитие региональных информационно-консультационных центров, оказывающих фирмам помощь в разработке экспортной стратегии, подготовке к тендерам, юридической подготовке и сопровождении контрактов;
- активизация работы торгпредств (экономических отделов посольств, включающих региональных представителей) по организации связей с зарубежными партнерами, продвижению российских товаров на зарубежные рынки, помощи при антидемпинговых расследованиях;
- развитие кооперирования с фирмами стран СНГ и соседних государств для совместного выхода на мировые рынки.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия