| | Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005 | | К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ СНГ | | Маркосян А. Х. заместитель начальника Департамента
по управлению государственным имуществом
при Правительстве Республики Армения,
профессор, доктор экономических наук
| |
| | Коренные прeобразования в социально-экономической сфере выдвинули на первый план проблему экономической безопасности. Острота этой проблемы в постсоветских странах обусловлена рядом причин, в частности: влиянием отрицательных факторов, сопутствующих формированию новых предпринимательских структур; сложностью регулирования многообразных форм собственности в связи с высокой степенью монополизации экономики, низким уровнем ВВП на душу населения, высокой степенью безработицы, бедностью населения, незначительными объемами инвестиций, низкой конкурентоспособностью предприятий; слабым развитием рыночных инфраструктур; недостаточным опытом регулирования рыночной экономики, недостатком знаний и др.
Понятие `экономическая безопасность` используется как для обоснования определенных позиций, связанных с экономическими рисками, угрожающими безопасности страны. Это делает необходимым устанавливать причины возникновения угрозы экономической безопасности и стремиться к научному определению этого понятия.
Национальную экономическую безопасность невозможно охарактеризовать одним определением, так как она имеет несколько ее аспектов, характеризующих:
наличие у страны сил и средств, позволяющих противостоять угрозе экономическим интересам государства и общества;
способность экономики нейтрализовать действие внутренних и внешних факторов, оказывающих отрицательное влияние на ее самосохранение и дальнейшее развитие;
способность страны обеспечивать соответствие используемого ею экономического механизма изменяющимся условиям и целям развития;
возможность осуществлять необходимые действия для достижения поставленных целей на протяжении данного периода времени;
возможность надежно охранять и эффективно использовать трудовые, материальные, природные и финансовые ресурсы страны.
Еще в начале XX века экономическая мысль сформировала два важных принципа экономической политики: обеспечение эффективности производства и справедливого распределения благ. Первый предполагает обеспечение граждан государства при данной величине расходов максимальным количеством благ или, что то же самое производства продукции в данном количестве при минимальных расходах. В соответствии с принципом эффективности национальные ресурсы необходимо использовать таким образом, чтобы был обеспечен рост конечной продукции непроизводственного значения, отвечающей спросу потребителя, с оптимальной структурой. Одновременно нужно обеспечить и справедливость распределения доходов, и стабильность государства.
Обобщенно национальная экономическая безопасность означает состояние страны, при котором в определенных жизненно важных экономических сферах, гарантирующих соблюдение национальных интересов, обеспечивается целенаправленное и непрерывное развитие индивидов, государства и общества, либо исключающее вероятность возникновения угроз национальной экономике, либо сводящее и их масштабы к минимуму.
В то же время, проблема экономической безопасности в странах с переходной экономикой достаточно специфична: существует опасность превращения экономики страны в `придаточную экономику`, свертывания производств, основанных на новейших технологиях, `утечки мозгов` и общего сокращения интеллектуального потенциала, неполного использования имеющегося человеческого капитала и расхищения природных ресурсов, чрезмерного увеличения внешнего долга по отношению в ВВП, ухудшения состояния научной и образовательной систем.
Определение экономической безопасности предполагает: оценку внутренних и внешних угроз, условий и факторов, которые приводят к возникновению угрозы для страны, общества и жизненно важных экономических интересов индивида, на основании критериев, характеризующих состояние экономики, жизненно важные интересы страны и механизм обеспечения жизненно важных интересов, ориентирующий на развитие сотрудничества всех органов государственной власти. Особого внимания требует разработка системы показателей оценки экономической безопасности, определение пороговых значений показателей безопасности, анализ факторов, влияющих на такую оценку, сравнительный анализ экономической безопасности ряда стран с целью установления показателей, находящихся уже в опасном интервале и угрожающих и их отношениям.
Для создания механизма обеспечения экономической безопасности необходимо разработать комплекс законодательно-правовых, экономических и административных мероприятий, конечной целью которых должно стать предотвращение таких ситуаций, когда величины фактических и прогнозируемых показателей-индикаторов безопасности отклоняются от своих пороговых значений в нежелательную сторону или в нежелательных размерах. С этой целью необходим и систематический мониторинг для того, чтобы и вовремя уведомлять государственные органы, осуществляющие экономическую политику, относительно опасной ситуации.
К основным группам показателей экономической безопасности относятся: общий экономический потенциал страны; экономическая обеспеченность ее обороноспособности; степень возможного самостоятельного развития экономики, уровень жизни населения, уровень безопасности финансовой системы, степень экономической независимости, состояние системы управления экономической безопасностью.
В каждую группу может быть включено множество показателей, По мнению некоторых исследователей, число таких показателей можно увеличивать до бесконечности. Однако, важнейшими показателями, которые чаще всего используются зарубежными экспертами, являются:
Экономические: а) динамика объема ВВП по отношению к базовому году (%), б) степень продовольственной зависимости (доля в потреблении импортируемых продуктов) (%), в) доля продукции высоких технологий в экспорте (%), г) расходы на науку (в % к ВВП).
Социальные: а) соотношение наименьшей и средней зарплаты, б) децильный коэффициент (соотношение доходов 10% самого обеспеченного слоя населения и 10% самого бедного), в) соотношение прожиточного минимума и среднего дохода, г) уровень безработицы (%) (с учетом скрытой безработицы), д) соотношение рожденных и умерших (в год)
Политические: Прежде всего уровень легитимности власти (процент граждан, которые не доверяют органам власти).
Все показатели разделяются на сравнительные, абсолютные и пропорциональные. Пороговые величины сравнительных показателей определяются путем сравнения с величинами тех же показателей у основных конкурентов в регионе. Пропорциональные показатели определяют пропорцию различных составляющих системы экономической безопасности, которые обеспечивают стабильность системы независимо от того или иного состояния экономики. Пороговые величины абсолютных показателей определяются естественными жизненными потребностями населения и зависят от традиций, обычаев общества, а также природно-климатических условий.
Пороговые значения показателей экономической безопасности. величины ряда показателей ЭБ. Пороговые величины вышеуказанных показателей устанавливаются на основе международного опыта и большая их часть применима для всех стран, независимо от степени их развития . Для той или иной страны они могут различаться лишь по природно-климатическим условиям, историческому развитию, демографической ситуации и традициям.
Торговые значения исходят из следующих оценок.
Во-первых, это `децильный коэффициент`, который характеризует расслоение общества в зависимости от по величины доходов (разница между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных семей). Он не должен быть больше шестикратного. Это и `коэффициент Джини` (коэффициент концентрации доходов), который в промышленно развитых странах равен 0,15-0,17. Насколько этот показатель приближается к 1, настолько увеличивается неравномерность распределения доходов. `Естественный` уровень показателя бедности в промышленно развитых странах составляет от 8,7 до 9%. Далее, это уровень инфляции и безработицы. Нормальным уровнем инфляции в год считается 5-6%. В случае годовой инфляции в размерах от 6 до 10% разрабатываются и осуществляются специальные мероприятия по ее снижению. Международный опыт показывает, что в период коренных преобразований в экономике уровень безработицы допустим в размере 15,7-20%, однако может сохраняться лишь в течение 3-5 лет. В нормально развивающихся странах безработица составляет примерно 6-10%.
Показатели экономического роста. Нормальная величина темпа роста реального ВВП - 2,7-4% в год. В период коренных преобразований экономики допустимы показатели со знаком минус или 0,5-1,5% в год, но на период более чем 2-3 года. Необходимо снижение объемов ВВП более чем на 50%.
Соотношение цен товаров и количества денег. Опыт показывает, что пороговой величиной является соотношение 1:1,3. Отклонение от этого порогового показателя приводит к недостаточности денежных средств у предприятий (коммерческих организаций), к сокращению объемов производства, повышению цен на товары, что в свою очередь увеличивает темпы инфляции и ведет к снижению спроса.
Уровень расходов на науку и образование. Международный опыт свидетельствует, что если государственные расходы на науку не превышают 2% от ВВП, то замедляется научно-технический прогресс. А если расходы на образование не превышают 5% ВВП, то нация обречена на интеллектуальную деградацию. (Республика Армения, которая небогата топливно-энергетическими и другими природными ресурсами, придает большое значение развитию науки, охране интеллектуальной собственности, широкому внедрению инноваций. Можно без преувеличения сказать, что качество экономического роста в республике в значительной степени зависит от величины расходов на науку и образование .)
Уровень процентных ставок. Он должен быть ниже показателей прибыльности, действующих в экономике. Приемлемой величиной кредитных процентных ставок в мире считается 5-7%.
Оценка экономической безопасности для стран Южно-Кавказского региона нами была осуществлена на основании двадцати показателей (см. табл. 1) с использованием матричного метода.
Согласно предлагаемому методу оцениваются: (1) вероятность возникновения опасности в связи с изменением определенного показателя (2) степень влияния на безопасность страны, (3) продолжительность и (4) скорость изменения нежелательных проявлений.
Матрица дает возможность определить те угрозы при которых вероятность возникновения опасной ситуации доходит уже до уровня, когда требуются срочные мероприятия по улучшению ситуации. | | Таблица 1
Пороговые значения и классификация экономической безопасности стран Южно-Кавказского региона | | | | | | 1 Данные для 2001 года.
2 Данные отсутствуют.
3 Данные для 2002 года.
4 Данные для 1996 года.
5 Данные для 1997 года. | Использование такой матрицы повышает эффективность характеристик экономической безопасности, помогает более точно оценивать степень угрозы экономике по каждому конкретному показателю, способствует эффективному управлению ресурсами, предоставляя возможность оценить работу структур, влияющих на политику дальнейшего развития, исследовать многосторонние зависимости между различными показателями, устанавливать причины изменения того или иного показателя и влияние этого изменения на величины других показателей экономической безопасности.
Для определения степени влияния разных показателей на нами были приняты следующие оценки: влияние оценивается как незначительное, если соотношение среднего и порогового значения показателя находится в диапазоне 0,66 - 1, как среднее, если оно находится в диапазоне 1-3, и как значительное если оно больше 3-х.
Оценка показателей экономической безопасности (ПЭБ) для трех государств Южно-Кавказского региона представлена на следующих рисунках. | | Рисунок 1 АРМЕНИЯ | | | Рисунок 2
АЗЕРБАЙДЖАН | | | Рисунок 3
ГРУЗИЯ | | Сопоставление рисунков 1-3 свидетельствует, что для стран нашего региона характерны общие признаки экономической опасности.
Единая шкала оценки предполагает следующую градацию показателей экономической безопасности:
угроза, когда в долгосрочном периоде показатель ЭБ остается на таком уровне, который в значительной степени отклоняется от своего порогового значения, причем невозможно его изменение за счет других факторов,
опасность, когда фактическое значение показателя колеблется в диапазоне, близком к определенному пороговому значению,
безопасность, когда показатель ЭБ в долгосрочном периоде находится достаточно далеко от определенного порогового значения, в безопасном поясе.
По источникам возникновения угроз факторы, угрожающие ЭБ разделяются на внутренние и внешние.
Так, внутренними факторами, возникшими на этапе преобразований в Армении и угрожающими ее экономической безопасности, являются: значительное структурное изменение экономики; низкий уровень конкурентоспособности отечественного производства; невозможность для расширенного воспроизводства; дисбаланс между спросом и производством товаров; наличие монополий в различных отраслях экономики; отсутствие факторов, стимулирующих существенное повышение эффективности производства; искусственно стабилизируемый курс валют; непропорциональное экономическое развитие отдельных регионов республики; усиление имущественного неравенства и расслоения общества; рост экономических преступлений; ослабление системы государственного надзора.
К числу внешних угроз относятся: тенденция к превращению страны в придаток той или иной развитой страны; различные проявления дискриминации во внешней торговле; растущая зависимость от импорта; увеличение внешнего долга; отток из страны капитала; долларизация экономики; дестабилизация национальной валюты, ослабление ее позиций.
Специального внимания заслуживает ситуация в социальной сфере: жизненные интересы индивида, семьи, общества и его отдельных слоев, социальных групп, страны в целом. Среди основных угроз экономической безопасности в этой связи можно выделить неравномерное распределение доходов населения, снижение уровня удовлетворения потребностей в предметах первой необходимости, сокращение занятости, рост смертности, снижение рождаемости, снижение общего уровня жизни в стране, рост темпов миграции населения.
Серьезно угрожают экономической безопасности Армении теневая экономика и коррупция, имеющие серьезные политические, социальные и экономические последствия. Наличие теневой экономики обусловлено социально-экономическим и политическим положением в стране, низкой эффективностью государственного управления и наличием коррупции. По методу оценки, предложенному американским экономистом Гутманом, соотношение величина теневой экономики и ВВП в Армении 2000 г. составило 60,3%. Что касается коррупции, то, по данным Всемирного Банка, Армения относится к числу стран, где основной проблемой является административная коррупция, сознательное нарушение действующих законов и иных правовых актов, в основе которого - вариативное применение полномочий (или применение по своему усмотрению), и соответствующие использование правовых актов государственными лицами. `Стоимость` административной коррупции в странах СНГ в целом - 3,7% доходов компаний, в Армении - 4,6% .
К процессам, угрожающим Армении относится миграция интеллектуального капитала - составной части национального богатства, являющаяся предметом особой озабоченности. По данным различных исследований, из республики эмигрировало от 600 тыс. до 1,25 млн. чел .
Как предмет специальных исследований экономическая безопасность в Армении только начинает формироваться. Поэтому в республике не разработан системный подход к ней, отсутствует представление о безопасности как единой системе, не разработаны целостная концепция, законодательное ее обеспечение, соответствующая государственная стратегия.
Показатели, рассчитанные на основе данных Национальной статистической службы Республики Армения, правда, свидетельствуют, что уровень ЭБ республики находится в достаточно безопасном диапазоне. Однако их достоверность зависит от точности статистических данных. Вместе с тем, по этим показателям Армения уступает Азербайджану. Многие показатели безопасности вообще невозможно рассчитать из-за полного отсутствия или недостоверности официальных данных.
В связи с этим первоочередными задачами являются:
разработка концепции ЭБ Армении, которая должна четко определить направления, средства, мероприятия для обеспечения безопасности в долгосрочном периоде с учетом развития экономической и политической ситуации в регионе;
мониторинг и прогнозирование основных показателей ЭБ, которые должны быть положены в основу стратегии;
создание системы управления ЭБ в виде двухступенчатой структуры: Совета безопасности (в качестве регулирующего звена данной системы) и Правительства;
разработка тактики для реализации стратегии ЭБ и конкретных мероприятий в этом направлении;
создание законодательной основы ЭБ, принятие закона `Об экономической безопасности` и вытекающих из него иных правовых документов. |
| |
|
|