Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
АГРОЭКОНОМИКА
Аббасов А. Ф.
заместитель директора по научной работе Азербайджанского научно-исследовательского института экономики и организации сельского хозяйства,
кандидат экономических наук


РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО ПРОИЗВОДСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Продовольственная безопасность - составная часть национальной безопасности государства и условие стабильной жизнедеятельности общества. В мировой практике понятие `продовольственная безопасность` применяется, прежде всего, при оценке состояния внутреннего продовольственного рынка. Вместе с тем оно имеет не только социально-экономический, но и политико-экономический характер: первый означает, что в соответствии с принятыми в стране нормами потребления государство должно создавать условия для обеспечения своих граждан основными продуктами питания, второй - что в этих целях оно должно мобилизовывать свои внутренние ресурсы с учетом аграрно-климатических условий страны. При этом продовольственная безопасность в странах с развитой рыночной и с переходной экономикой имеет свои особенности.
В Азербайджане обеспечение продовольственной безопасности - одна из самых актуальных проблем, в связи с чем проводимые в этом направлении научные исследования представляют значительный теоретический и практический интерес, если учесть, что решение этой проблемы - одно из условий сохранения суверенитета государства, экономической безопасности, и социальной стабильности в обществе, в конечном счете, национальной безопасности (1,с.192,193).
Таким образом, эта проблема имеет важное значение, с точки зрения стратегических интересов страны, особенно в переходный период, связанный с формированием рыночной экономики, а ее решение предполагает: удовлетворение спроса населения на продовольственную продукцию; обеспечение промышленности сырьем местного производства; сохранение общественно-политической и социальной стабильности в обществе; предотвращение зависимости национальной экономики от изменений, конъюнктуры на соответствующих мировых рынках; развитие внутреннего сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности; некоторую нейтрализацию импорта; обеспечение стабильной занятости и доходов населения в сельской местности; сохранение этнонациональных особенностей местного населения путем создания возможностей для `выживания` села; предотвращение крупных валютных расходов на импорт продовольствия; нейтрализацию негативного влияния на местный продовольственный рынок кризисов в зарубежных странах - экспортерах и импортерах продовольственной продукции.
Обеспечение продовольственной безопасности требует использования всех факторов, необходимых для реализации стратегических национальных экономических интересов в сфере производства и продвижения сельскохозяйственной и пищевой продукции к потребителям. Соответственно необходимы эффективная стратегия и тактика в данной сфере, находящая выражение в аграрной политике государства, целью которой должно быть создание благоприятных условий для стабильного удовлетворения спроса населения на продукты питания за счет эффективного использования имеющегося у страны производственного и экономического потенциала.
Такая политика предполагает реализацию ряда комплексных долгосрочных мероприятий, в том числе по мониторингу условий, создающих угрозу для обеспечения населения продуктами питания, и по устранению деструктивных тенденций в области продовольственной безопасности, мероприятий по разработке национальной стратегии продовольственной безопасности, по реальному удовлетворению спроса населения на продовольственную продукцию, а спроса промышленности на сельскохозяйственное сырье благодаря выпуску качественной продукции и установлению выгодных и потребителям и производителям цен.
В 2003 году, например, показатели производства большинства видов сельскохозяйственной продукции В Азербайджане были выше аналогичных показателей в 2002 году. Имел место прирост общего объема сельскохозяйственной продукции на 5,6 %, в том числе: продукции растениеводства на 5,1%, животноводства на 6,3%.
Однако, несмотря на возникшую в последние годы тенденцию роста, производство сельскохозяйственной продукции все еще ниже уровня потенциальных возможностей азербайджанской экономики. В основном потому, что развитие рыночных отношений создало на селе сложную ситуацию, связанную с отсутствием необходимых условий для увеличения производства и неэффективным использованием ресурсов. В результате, продовольственной продукцией население обеспечивается в значительной мере через каналы импорта.
В настоящее время нет однозначных предложений по развитию продовольственного рынка страны, к разработке продовольственной программы подходят, исходя из двух разных позиций: 1)обеспечения спроса населения на продовольственную продукцию за счет внутреннего производства, 2) улучшения его продовольственного обеспечения путем развития соответствующих международных экономических отношений, свободной торговли - с помощью импорта.
Наш анализ результатов реформ в сельском хозяйстве позволяет делать вывод о том, что эффективность многоукладной структуры в аграрном секторе экономики зависит не просто от одновременного существования государственной, коллективной, смешанной, частной и личной собственности, а от уровня их взаимодействия. Создание равных условий для развития в аграрном секторе различных форм собственности, формирование системы необходимых взаимосвязей и взаимоотношений эффективного согласования интересов разных хозяйствующих субъектов только и может обеспечить нормальное функционирование механизма регулирования продовольственного рынка в республике. Эффективность такой системы, в первую очередь, предполагает независимость этих субъектов, практику стимулирования их развития со стороны государства, возможность реализации имеющейся в их распоряжении продукции через любые каналы сбыта.
Уровень продовольственной безопасности определяется удельным весом внутреннего (национального) производства в общем объеме удовлетворения спроса. Если удельный вес продукции внутреннего производства не превышает 70% общего объема спроса на определенный вид продукции, то это уже можно считать критической ситуацией с точки зрения продовольственной безопасности.
Уровень удовлетворения спроса на продовольственную продукцию в Азербайджане за счет внутреннего (национального) производства характеризуется следующими данными.
Таблица 1.
Уровень удовлетворения спроса на продовольственную продукцию в Азербайджанской Республике за счет внутреннего производства
* Таблица составлена автором на основе данных статистического сборника `Сельское хозяйство Азербайджана-2004`

Как видно из таблицы, в 1995-2003 гг. наблюдалась тенденция к росту производства сельскохозяйственной продукции. Однако уровень удовлетворения спроса населения на продовольственную продукцию по сравнению с существующим объемом производства относительно невысок. В 2003 году спрос потребителей на сельскохозяйственную продукцию (за исключением бахчевых и овощей) полностью не был удовлетворен. Даже при производстве картофеля, где за последние годы достигнуты особенно высокие результаты, спрос населения был удовлетворен на 93,8%; спрос на фрукты был удовлетворен лишь на 87,2%, на зерно - на 62,7%.
Для обеспечения потребления населения страны за счет внутреннего производства, а это приоритетное направление проводимой в стране аграрной политики, необходимы более последовательное и масштабное стимулирование товаропроизводителей в сельском хозяйстве, повышение эффективности их производственной и финансовой деятельности, гибкое государственное регулирование.
Роль государственного экономического регулирования в обеспечении продовольственной безопасности страны определяется созданием условий для стабильного роста производства в аграрно-промышленном секторе национальной экономики, а также использованием государственных функций и политической воли для нейтрализации опасности продовольственной зависимости страны.
Одной из главных целей регулирования продовольственного рынка является повышение уровня самообеспеченности и защита интересов потребителей и товаропроизводителей в сельском хозяйстве. При этом интересы производителей должны защищаться, если их деятельность не противоречит интересам потребителей. Однако даже при использовании всех имеющихся ресурсов, повышение уровня обеспеченности населения страны собственным продовольствием на 100% совсем не простая задача. Поэтому задача состоит в том, чтобы обеспечивать продовольственную безопасность на определенном уровне.
Другой целью обеспечения продовольственной безопасности страны за счет регулирования продовольственного рынка является достижение стабилизации в период резких изменений цен на рынке
Для достижения этих целей необходимы:
 формирование паритетных экономических отношений между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;
 устранение несоответствия между доходами работников, занятых в аграрно-промышленном комплексе, и доходами работников в других сферах народного хозяйства;
 защита местных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
В практике развитых стран мира к основным направлениям регулирования продовольственного рынка относятся: регулирование цен с целью усиления влияния спроса на производство сельскохозяйственной продукции; воздействие на уровень расходов товаропроизводителей с помощью налоговой системы и субсидий; обеспечение государственных гарантий для товаропроизводителей продовольствия.
Особую роль в обеспечении продовольственной безопасности и регулировании продовольственного рынка играют государственные продовольственные фонды. Они необходимы для создания продовольственных запасов, используемых государством в чрезвычайных ситуациях (при стихийных бедствиях, во время войны, в периоды, когда на рынке наблюдается серьезный дефицит продовольствия и стремительный рост цен. С целью координации деятельности, связанной с государственным регулированием продовольственного рынка, формированием продовольственных фондов и организацией их использования правительствами обычно создаются специальные государственные агентства, которые в качестве юридических лиц, действуют от имени государства, выполняя специальные обязательства перед товаропроизводителями.
В мировой практике как средство нетарифного регулирования с целью предотвращения продовольственной зависимости и сокращения импорта применяются сбытовые квоты, в частности, для ограничения объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой зарубежными товаропроизводителями и усиления позиций отечественных производителей этой продукции на внутреннем рынке, в том числе за счет их экономического стимулирования.
Важным фактором регулирования продовольственного рынка является государственная ценовая политика, которая предполагает, в первую очередь, обеспечение паритетных соотношений цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, компенсацию высоких затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, уплату налогов и прочих платежей. (Это так называемые `целевые цены`). `Гарантийные` цены в соответствии с экономической политикой государства в течение определенного периода обеспечивают достаточный для осуществления расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции уровень доходов. `Ориентировочные` цены рекомендуются как для товаропроизводителей, так и покупателей сельскохозяйственной продукции. Они устанавливаются государственными органами на основе прогноза рыночной конъюнктуры и средних рыночных цен по видам продукции, по которым не предусмотрены гарантийные цены.
Большое значение при регулировании производства и сбыта имеют залоговые операции как одно из наиболее эффективных экономических средств, имеющихся в распоряжении государства, для обеспечения продовольственной безопасности страны и регулирования продовольственного рынка. Они определяют порядок выдачи кредитов на основе залога сельскохозяйственной продукции. При этом продукция, оценивается по (категориям) заклада. Государство обеспечивает залоговые операции путем оплаты стоимости залога. Производители сельскохозяйственной продукции принимают участие в этом процессе на добровольной основе. Функции залогоприемщика выполняются государством в лице его уполномоченных. В качестве залога принимаются и уже произведенная сельскохозяйственная продукция, и сельскохозяйственная продукция будущего года. Государственные гарантии на залоговые операции по сельскохозяйственной продукции предусматривают финансирование залоговых операций (уполномоченными органами государства непосредственно из бюджета), предоставление кредита залогоприемщикам на льготных условиях; выделение кредитов и бюджетных ассигнований залогоприемщикам для компенсации их расходов по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Не менее значимы целевые государственные программы помощи сельским товаропроизводителям. При этом наиболее распространенным видом компенсаций по целевым программам помощи является предоставление бюджетных средств товаропроизводителям для приобретения материально-технических ресурсов с условием частичного погашения расходов. К ним относятся дотации с целью содействия согласованию рыночных цен и уровней доходов, а также для обеспечения выплаты процентов по кредитам, субсидии товаропроизводителям с целью стимулирования их экспортной деятельности, а также субсидии как адресные финансовые средства с целью финансирования социальных и культурных мероприятий.
Государство для обеспечения продовольственной безопасности страны гарантирует хозяйствующим субъектам, занимающимся аграрно-промышленным производством:
- создание соответствующих условий для обеспечения эквивалентности межотраслевого обмена между сельским хозяйством и промышленностью, а также достаточных доходов для осуществления расширенного воспроизводства;
- реализацию основной сельскохозяйственной и продовольственной продукции по гарантийным ценам в рамках квот, установленных государственными органами;
- содействие инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных для производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции в соответствии с целевыми программами;
- государственную помощь в производстве и реализации основных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции с учетом региональных, экономических и природно-климатических условий;
- погашение определенной части процентов по кредитам, коммерческих банков и выдачу кредитов на льготных условиях;
- компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей;
- антимонопольное регулирование цен на продукцию перерабатывающих предприятий;
- применение, в соответствии с налоговым законодательством, льготного налогообложения предприятий и организаций, занимающимся аграрно-промышленным производством;
- осуществление мер экономической защиты отечественных товаропроизводителей от неблагоприятного воздействия внешнего рынка.


Литература
1. Аббасов А.Ф. Обеспечение продовольственной безопасности как приоритетные направления для защиты внутреннего рынка /Азербайджанский научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства // Научные труды. - 2004. - N 3. - С 2-20.
2. Салахов С.В. Проблемы государственного регулирования в аграрном секторе. - Баку: Нурлар, 2004. - С.504.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия