Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Фарзалиев М. П.
аспирант кафедры информационной экономики Азербайджанского государственного экономического университета

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНА

Характерная для стран на периферии мировой экономики ограниченность собственных источников повышения конкурентоспособности обусловлена технологической их отсталостью, глубоким разрывом между структурами производства и потребления, острой потребностью во внешних рынках сбыта, не оставляющей никакого альтернативного выбора. Это относится и к Азербайджану.
Вместе с тем выгодное геополитическое положение, благоприятные природно-климатические условия, богатые месторождения природно-минеральных ресурсов, научный и трудовой потенциал делают возможным эффективное включение Азербайджана в систему мирохозяйственных связей - за счет участия в возрождении `Великого шелкового пути` как транспортно-коммуникационного коридора между Европой и Азией, реализации перспективных энергетических проектов (совместно с иностранными компаниями) по освоению нефтегазовых месторождений в азербайджанском секторе Каспия и строительству трубопроводов и т.д.
В связи с этим Азербайджан активно участвует и в региональных интеграционных группировках (ОЧЭС, ГУАМ, СНГ и др.), и поддерживает тесные контакты с такими международными экономическими организациями, как МВФ, Всемирный Банк, ВТО и др.
Пока позиция Азербайджана в международном разделении труда не выходит за рамки функционирования его как `сырьевого придатка` Запада, так как существует целый ряд проблем, затрудняющих изменение этой позиции: конфликт с Арменией, спад в экономике и структурная ее деформация при переходе к практике рыночного хозяйствования, нефтяной фактор, по-прежнему предопределяющий топливно-сырьевую специализацию Азербайджана (1, с. 88-94, 202-203).
Трансформационный спад достиг апогея в 1994 г. - по сравнению с 1990 г. ВВП уменьшился на 52,6%, промышленное производство -на 61,8%, сельскохозяйственное производство -на 43,6%, уровень инфляции составил 1763%, дефицит бюджета вырос до 13%. Гиперинфляционный рост цен, коллапс и стагнация производства продолжались вплоть до 1996 г., в котором совместными усилиями правительства, МВФ и Всемирного банка удалось обеспечить макроэкономическую стабильность в стране (впервые был зафиксирован прирост ВВП на1,3%). Однако, как справедливо заметил американский экономист Дж. Тобин, `: опасной ошибкой является вера в то, что монетарная стабильность представляет собой достаточное условие для оживления производства, перестройки промышленности и достижения необходимой реаллокации ресурсов`. (2, с. 71). Необходимо решать стратегическую задачу повышения конкурентоспособности экономики - задачу, которая в условиях Азербайджана в настоящее время предлагает разработку и реализацию эффективной `нефтяной` стратегии и использование ресурсоэкспортирующей модели экономического роста.
Благоприятная конъюнктура на мировом нефтяном рынке, высокие темпы инвестиционных вливаний в экономику, начальные структурные реформы, приведшие к развитию малого и среднего предпринимательства и увеличению доли частного сектора в ВВП, достигшего в 2004 г. 75%, качественные институциональные изменения в управленческой, налоговой, банковской сферах обеспечили среднегодовой 10% прирост ВВП, увеличение реальных денежных доходов населения. Практически мало ощутима сейчас и проблема внешнего долга (правда, при риске, связанном с мировыми ценами на нефть). Для покрытия внешнего долга в 1,6 млрд. долл. могут быть использованы валютные резервы и валютные доходы Нефтяного фонда, достигшие к началу 2005 г. 880 млн. и 970 млн. долл. соответственно.
Но непривлекательность и неконкурентоспособность других (не нефтяных) секторов экономики ведут к опасным симптомам `голландской болезни`, сокращению объемов производства во многих отраслях, особенно в обрабатывающей промышленности, к недостаточно рациональному распределению иностранных капиталовложений.
Таблица 1.
Иностранные инвестиции в экономику Азербайджана в период с 1995 по 2004 гг. и их структура, млн.долл. США.
Источник: по данным Госкомстата Азербайджана (3).

Как видно из таблицы, доля ПИИ за анализируемый период возросла с 41,2% до 86%, но почти 90% из них было направлено в нефтяной сектор. В то же время (с 1995 г. в 2003 г.) прирост промышленного производства составил 22%, а добыча нефти и природного газа выросла на 60% (доля нефтяного сектора в структуре промышленности достигла 70%, удельный вес промышленности в ВВП - 38%). Обрабатывающая промышленность увеличила объем своего производства всего лишь на 7%; при этом нефтепереработка сократилась на 26%. Удельный вес ТЭК в промышленности возрос с 68,3% в 1997г до 81,8% в 2003г.
Такая тенденция наложила свой отпечаток и на внешнюю торговлю, ее динамику, структуру, географию и затруднила решение проблем и в данной сфере. Разрыв производственно-торговых связей, существовавший в рамках СССР, и трансформационный спад привели к уменьшению экспортного потенциала во многих отраслях экономики и потере традиционных рынков сбыта. Гипертрофированное развитие нефтяного сектора создало в экспорте моноструктуру. Либерализация внешней торговли на старте реформ обернулась затем расширением импорта, которое при низкой конкурентоспособности многих видов продукции сопровождалось усилением позиций зарубежных фирм на внутреннем рынке, усилило импортную зависимость по многим чувствительным для страны позициям (пищевая и легкая промышленность, машиностроение и др.).
Экономика Азербайджана приобрела высокую степень открытости. Общий объем внешней торговли за период с 1994 по 2004гг возрос на 397% (с 1431 млн.долл. до 7118 млн. долл.). Удельный вес экспорта увеличился с 46% до 51%, а импорта в общем сократился с 54% до 49%. Доля экспорта в страны СНГ сократилась с 43,1% до 17%, а импорта - с 62,5% до 34,3%. Удельный вес нефти и нефтепродуктов в экспорте вырос с 35% до 82,2%. По всем остальным товарным группам было зафиксировано снижение удельного веса: в машиностроении - с 14,9% до 4,7%, в легкой промышленности - с 18,2% до 1,4% и т.д. В импорте за анализируемый период доля машиностроения возросла с 13,6% до 39,6%, а доля ТЭК и пищевой отрасли сократились с 32,1% до 11,5% и с 26,4% до 11,8%, соответственно.
Таблица 2.
Динамика внешней торговли Азербайджана в 1994 - 2004 гг. (млн. долл.)
Источник: по данным Госкомстата Азербайджана (3).

Стратегический курс на `интеграцию` в мировую экономику под `прессингом` МВФ, ВТО и др. организаций привели к тому, что правительство осенью 2004 г. приняло решение, означающее практический отказ от прежних нерыночных правил в осуществлении экономической политики, но за счет решения ряда социально-экономических проблем. Речь идет, прежде всего, об отказе от принципа `перекрестного субсидирования` в ценовой политике по отношению к естественным монополиям ТЭК и, соответственно, о ликвидации льготных тарифов для населения, о последующем повышении общего уровня единых тарифов в соответствии со стратегией `доведения уровня внутренних цен до уровня мировых`, о ликвидации бюджетных дотаций, о постепенном свертывании целевых программ льготного налогообложения, в частности в сельском хозяйстве, как противоречащих принципам рыночного хозяйствования, об ускорение институциональных преобразований и т.д.
Масштабность внутренних проблем вызывает большие сомнения относительно целесообразности скорейшего вступления Азербайджана в ВТО, даже при получении приемлемого `статуса` и длительного `льготного режима`, из-за низкой конкурентоспособности национальной экономики, нарастающей деформации товарной и географической структуры экспорта, углубления его нефтяной специализации при одновременном снижении на фоне снижения экспортных поставок продукции всех других отраслей, а также в связи с незавершенностью структурных реформ. Реформа государственного сектора и реструктуризация базовых отраслей экономики должны предшествовать вступлению в ВТО, а не следовать за ним. Высокая монополизация экономики и нерешенность проблемы создания конкурентной среды пока обуславливают и малоэффективность, и отдаление окончательных сроков завершения процесса приватизации. Только при наличии конкурентной инфраструктуры можно предпринимать шаги по приватизации более крупных предприятий, как справедливо считает М. Голдман (4, с. 23). Приватизированные монополии хуже монополий, находящихся в собственности государства, поскольку они практически не подвержены эффективному государственному регулированию. (5, с. 134)
В ситуации, при которой большую часть своих внешнеторговых операций с нефтью страны СНГ осуществляют в рамках взаимной торговли, индивидуальный прием этих стран в ВТО к тому же означает неизбежность потери традиционных рынков сбыта.
Тем не менее, логика развития мировой экономики, необходимость в реализации энергетических проектов и статус коммуникационно-транспортного коридора между Европой и Азией делают для Азербайджана вступление в ВТО неизбежным процессом.
В то же время однородность социально-экономическим проблем у всех `вышедших из одной `шинели`` стран бывшего СССР, преобладающая однотипная сырьевая ориентация экономики, отсутствие в регионе развитой страны - явного локомотива (на подобии Японии для стран Юго-Восточной Азии), наряду с таким фактором, как усиление `прозападных` настроений (по ряду причин) в отдельных странах, в том числе и в Азербайджане, в связи с надеждой на активное участие Западного мира в решении Карабахского конфликта обусловили включение Азербайджана в ОЧЭС и в ГУУАМ и постепенное расчленение СНГ на отдельные блоки.
Поэтому, говоря о перспективах региональной интеграции, следует учесть, что способность развиваться на эндогенной основе при наличии природных, производственных и интеллектуальных ресурсов существенно ограничивается недостатком внутренних финансовых возможностей. Отсюда и проблема расширения внешнеэкономических связей вплоть до глобальных масштабов. Но при таком расширении, конечно, важно сохранить доступ и на традиционные рынки сбыта в СНГ.
Глобализация для стран с переходной экономикой подготовила две `ловушки` (внешний долг и сырьевая специализация). За счет нефтяного фактора Азербайджан, миновав ловушку внешнего долга, попав в ловушку сырьевой специализации. Для выхода из данной ситуации требуется диверсификация экономики, а в мирохозяйственном аспекте - развитие процесса диверсификации экспорта и рационализации импорта.


Литература
1. Гаджиев Ш.Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. Киев: `Експрес-об`ява`, 2000. 504 с.
2. Тобин Дж. Вызовы и возможности //Реформы глазами американских и российских ученых. - М., Фонд ` За экон. грамотность`, 1996. С. 65-74.
3. Статистические показатели Азербайджана: Статистические ежегодные издания с 1995 по 2004 гг.
4. Голдман М.А. Приватизация в России: можно ли исправить допущенные ошибки? // Там же. - 2000. - ? 4. - С. 22-27.
5. Интрилигейтор М.Д. Шокирующий провал `шоковой терапии` // Реформы глазами американских и российских ученых. - М.: Фонд `За экономическую грамотность`, 1996. С. 128-136.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия