Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Хайруллин Н. Г.
заслуженный деятель науки РФ, профессор,
ректор Казанского Финансово-экономического института,
Президент экономического общества Республики Татарстан,
председатель Совета ректоров вузов Республики Татарстан


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕРНИЗАЦИИ

Система высшего образования является бесспорным и мощным фактором всеобщего прогресса, определяющим судьбы страны на большую перспективу. В переходные эпохи, для которых характерны глубокие системные перемены, эта роль высшего образования особенно актуализируется, ведь именно оно определяет качество того интеллектуального потенциала, который способен генерировать новые идеи для прокладывания маршрутов реформ и создавать `человеческий материал`, способный осуществить прорыв в новое цивилизационное измерение.
Именно высшее образование становится `точкой` роста экономики, модернизации социально-политической сферы, глубоких перемен в духовной жизни и культуре. Несмотря на то, что трудности и провалы `десятилетия реформ` основательно подточили фундамент признанной во всем мире российской образованности и науки, Россия продолжает сохранять свое место в числе стран с наиболее развитыми и сильными системами и традициями высшего образования. Сегодня в России функционируют около 3000 вузов, из них около 600 государственных. Это больше, чем в таких европейских странах, как Франция, Великобритания и Германия, вместе взятых, несмотря на то, что население России меньше совокупной численности населения перечисленных стран.
В настоящее время каждый четвертый житель России (а это почти 40 млн. человек!) органично включен в образовательное пространство, а количество собственно студентов составляет 364 человека на 10 тысяч населения. Статистика, таким образом, обязывает считать эту сферу мощным фактором, влияющим на `жизненный тонус` и самочувствие всей страны.
Резко усиливается социальный статус высшего образования в контексте перехода человечества к постиндустриальному этапу своего развития и становления глобального информационного общества. Речь идет о необходимости совершения интеллектуальной революции не только на надстроечном, но и на базисном - ментальном уровне. Это означает, что именно наука, образование и культура должны будут предопределять темпы и масштабы движения человечества в целом и каждой страны, в частности, к ценностям и достижениям постиндустриальной, то есть информационной цивилизации. Этот начавшийся процесс перехода протекает на базе нескольких совмещающихся тенденций общественного развития.
Первая - `менеджериальная революция` - рост власти, влияния и доходов управленческого звена. Уже в 50-е годы ХХ века аналитики обратили внимание на проявления этого процесса, поначалу вызвавшие недоумение. Действительно, рост влияния и доходов той или иной группы связан с наличием у нее специфических ресурсов. С развитием капитализма и становлением индустриального общества ключевыми ресурсами стали техника и капитал. Соответственно, влияние и высокие доходы стали достоянием промышленной и финансовой элиты - собственников предприятий и капитала. Главная роль в принятии решений и получении доходов от деятельности предприятия принадлежала собственникам контрольных пакетов акций. Наемный менеджер в этом свете - фигура второстепенная - распорядитель. Тем удивительнее казалось поначалу активное включение наемных управленцев в процессы принятия ключевых решений и распределения доходов. По этим показателям (власть и доходы) менеджеры стали быстро приближаться к собственникам предприятий. Каким же специфическим ресурсом обладали управленцы? Ответ дала практика формирования рыночной экономики - знаниями. Действительно, именно обладание уникальными знаниями (в сочетании с опытом, ведь опыт это тоже знания - практические) превращало менеджеров в ключевые фигуры рыночной экономики. Реальный собственник не успевал осваивать необходимый объем знаний для эффективного управления бизнесом в условиях быстро усложняющейся высокотехнологичной информационно-насыщенной экономики.
Вторая тенденция - рост высоких (наукоемких) технологий. С середины ХХ века стали интенсивно развиваться производства, базирующиеся на науке, особенно, на той ее части, которая давала мгновенный экономический и финансовый эффект. Это такие отрасли, как фармакология - создание лекарственных препаратов; электронное приборостроение - от магнитофона до компьютера; телекоммуникации - от телевидения до Интернета и сотовых телефонов; программирование - от первых станков с ЧПУ до современных компьютеризированных систем управления; авиакосмическая промышленность, военная технология - от `малых` до баллистических ракет и атомного оружия. По мере развития этих отраслей ускорялись темпы и повышалась эффективность интеграции науки, производства и бизнеса вокруг одного собирательного начала - феномена знаний. Знания, получаемые через науку и опыт, таким образом, становятся ключевым фактором развития экономики.
На перемены в экономике и общественной жизни интенсивно влияет не только техническое и естественнонаучное знание, но и гуманитарное. Управленческие технологии, маркетинговые исследования, технологии воздействия на сознание и поведение людей (в том числе политтехнологии), многие социальные программы (сохранения генофонда; наций; снижения уровня преступности, экстремизма; защиты окружающей среды и т.д.) также основаны на знаниях. Знаниях о механизмах поведения и мышления человека, о законах функционирования общества. То есть, гуманитарные знания становятся жизненно необходимыми для выживания и развития современных обществ.
Третья тенденция - рост значимости и престижа высшего образования. Это легко продемонстрировать в цифрах. Если в 60-е годы ХХ века стоимость обучения в четырехлетнем колледже в США составляла примерно 20 тыс. долларов. В 90-е годы подобное обучение стоило уже около 100 тыс. долларов, т.е. увеличилась в пять раз, тогда как цены в целом выросли в 2,5 раза. Еще более впечатляют цифры роста доходов специалистов с высшим образованием. Так в 60-е годы разница в доходах между специалистом с высшим и средним образованием составляла примерно 200 тыс. долларов за тридцать лет карьеры. Другими словами человек с высшим образованием зарабатывал на 200 тыс. долларов больше за тридцать лет трудовой деятельности. В 90-е годы эта разница составляла уже 600 тыс. долларов, а по отношению к носителю докторской степени - 1 миллион долларов. Как видно образование в таком измерении становится все более значимой ценностью и все более приоритетной сферой общественной жизни.
Таким образом знания, их приращение и использование стали играть ключевую роль в жизни наиболее развитых обществ. В этом, собственно, и заключается смысл словосочетания `информационное общество`. Это общество, в котором роль главного ресурса, обеспечивающего существование и развития, играют знания. Знания - это информация, которая усваивается, перерабатывается и используется человеческим интеллектом. Именно интеллект обеспечивает усвоение и переработку информации (знаний) и получение на этой основе новой информации (знаний). Поэтому главной задачей информационного общества становится построение эффективной системы накопления знаний и развития интеллекта. Такой системой и должна стать система образования.
Как эти задачи решаются на региональном уровне? Сразу отметим, что вся многогранная работа на местном уровне строится исходя из признания того, что именно высшая школа становится фактором роста экономики, глубоких перемен в социальной и духовной жизни общества является главным системообразующим фактором развития страны, условием ее национальной безопасности и международного авторитета. Эта мысль обозначена во всех программных образовательных документах рубежного времени. Так, в `татарстанской модели` реформирования общества развитие высшей школы было определено в качестве приоритетной задачи. В ходе реализации Федеральной программы по 1000-летию Казани был выполнен масштабный объем работ, связанных с модернизацией системы высшего образования. Весьма характерно, что в обсуждаемом сейчас в Татарстане документе `Стратегия социально-экономического и пространственного развития Казани до 2015 года` среди многих целей в развитии общества первой обозначена цель - `создание столичной образовательной системы, соответствующей современным требованиям, укрепление позиции Казани как университетского центра`. В рамках этой цели поставлены задачи развития единого образовательного пространства, укрепления и систематизации связей крупных казанских университетов со школами, развития новых образовательных учреждений, формирования интегрированной многоуровневой системы непрерывного образования. В этом документе особо подчеркивается актуальность задачи вхождения городской образовательной системы в мировое информационно-образовательное пространство .
Региональный потенциал высшей школы в Татарстане по его количественным и качественным параметрам достаточно солиден и определяется, прежде всего, развитостью экономики республики, в которой главными приоритетами являются нефтедобыча и нефтехимия, автомобиле-, авиа-, машиностроение и энергетика, агрокомплекс. В силу многих важных факторов Республика Татарстан представляет собой крупнейший образовательный, академический и промышленный регион, получивший признание не только в России, но и в мире. Вклад преподавателей и ученых вузов в развитие экономического и интеллектуального потенциала России и Татарстана всегда был значительным, а во многом и определяющим. И сегодня вузовские кафедры, исследовательские центры и лаборатории представляют прочную основу для развития экономики, социальной и духовной сферы общества. Характерным для данного региона является то, что развитие высшей школы и фундаментальной науки проходит в рамках крупных государственных программ и при серьезной поддержке исполнительной власти. Федеральная целевая программа `Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки`, так же как целевая программа `Интеграция науки и высшего образования России на 2001-2006 годы` находится под постоянным контролем структур исполнительной власти. По объему промышленного производства Татарстан занимает 4-е место в России, а в Поволжье стабильно 1-2-е места. Три взаимосвязанных приоритетных принципа - экономический прогресс, социальная справедливость и защита окружающей среды - легли в основу новой стратегии развития республики. За 2004 год рост объемов промышленного производства составил в сопоставимых ценах более 105,5%. Объем промышленного производства в 2004 году составил 348,4 млрд. рублей (в 1998 году - 52,5 млрд. руб.). Сальдированный финансовый результат составил 70 млрд. рублей. На развитие экономики и социальной сферы направлено инвестиций в основной капитал в сумме 86,6 млрд. рублей. Валовой региональный продукт республики составил в 2004 году 380 млрд. рублей, или 106% к 2003 году, на душу население - 100, 8 тыс. рублей. Агропромышленный комплекс республики вошел в тройку среди регионов Российской Федерации по производству зерна, мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции. В расчете на душу населения их производство в среднем в 1,5 раза выше аналогичных общероссийских показателей. Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 57,1 млрд. рублей или 103,3%.
В 2004 году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 9,3%, реальная заработная плата - на 1,6%. За период с 1998 года повышение заработной платы работников бюджетной сферы проводилось несколько раз. В результате она выросла вдвое. Если в декабре 1998 года среднемесячная заработная плата по республике составляла 1302 рубля, то в декабре 2004 года - 5548,4 рубля.
Современная высшая школа Татарстана, продолжая и развивая накопленные традиции, выступает важнейшим национальным ресурсом развития республики, дальнейшего укрепления интеллектуального и социально-экономического потенциала общества. Подготовкой специалистов для различных сфер экономики Татарстана сегодня занимаются 24 государственных высших учебных заведения и 27 филиалов. Общее количество вузов по Республике Татарстан - 81, в них обучается около 200 тыс. студентов. В минувшем учебном году республика получила 23,8 тысяч дипломированных специалистов по 200 направлениям и специальностям.
Таким образом, региональный потенциал модернизации высшей школы формируется на основе `продвинутой` экономики и других развитых сфер общественной жизни, в том числе и прежде всего таких, как научной, социальной и культурной. Весьма важным условием для решения задачи модернизации явилось то, что в системе высшего образования удалось избежать таких необратимых разрушений и провалов, которые испытали многие другие сферы общественной жизни и отрасли производства. Сохранение высшей школой своего базового интеллектуального потенциала явилось исходной предпосылкой не только для сохранения себя как интеллектуальной единицы страны, но и повышения своей роли в общенациональном и региональном развитии через осознание принципиально новой миссии высшего образования.
Речь идет о том, что система высшего образования, находясь в режиме самовыживания на этапе достаточно долгого перехода общества к принципам, нормам и стандартам рынка, не имела возможности претендовать на роль субъекта исторического творчества, ослабла их важнейшая социальная функция как фактора цивилизационных перемен и на общероссийском и на местно-территориальном уровне. Высшая школа, пытаясь приспособиться к вызовам рыночно-ориентированного общества, стала заниматься продажей своего интеллектуального богатства, активов знаний, которые накопились к моменту начала рыночных реформ. Она стала быстро формировать пакеты образовательных, кадровых, реформаторских услуг, не слишком органично вплетаясь в лихорадочно быстро либерализующуюся общественную систему.
Историческая фаза трансформации России еще не завершена, но пройден главный этап - адаптации философии рынка и стабилизации экономики. А это неизбежно актуализирует вопрос о миссии высшей школы. По мере того, как более четко и точно определяются перспективные и этапные цели страны, в той же мере общество подходит к определению ключевой роли высшей школы, которая должна `вернуть` свою субъектность в историческом преобразовательном процессе через осуществление полноформатной модернизации. На местно-территориальном уровне такая общая цель может быть уточнена до решения задачи превращения высшей школы в субъект формирования региональных моделей цивилизационного развития, превращения региона в `точку` экономического и духовного роста страны, в силу, способную обеспечить интеллектуальный прорыв. Такая роль может быть выполнена прежде всего через превращение высшей школы в субъект стратегий регионального развития, формирование образовательной, научной, кадровой, инновационной и социокультурной региональной политики.
Современная высшая школа может и должна стать одной из устойчивых основ формирования экономической и социокультурной региональной идентичности, ключевым `игроком` экономических стратегий, разработчиком политик прорыва и своеобразной моделью цивилизационных перемен. Только в таком качестве высшая школа в целом и каждый вуз в частности могут претендовать на вхождение в общемировые образовательные процессы, выход на европейскую арену в качестве субъекта исторического творчества и инноваций. Для достижения этой цели в феврале 2000 года на заседании Совета ректоров была принята Концепция развития высшего образования в Республике Татарстан. Важным методологическим ориентиром и правовой основой выработки региональной модели модернизации высшей школы стал Закон Республики Татарстан `О внесении изменений и дополнений в Закон Республики `Об образовании` (май 2004 года)`, в котором сформулированы цель, роль и миссия системы образования как фактор устойчивого и динамичного развития региона. В контексте этих двух важных документов и определились главные направления модернизации высшей школы. Приоритетными среди них стало решение таких задач, как фундаментализация образования; поиск новой парадигмы образования и нравственно-ориентированной модели высшей школы; развитие системы дополнительного профессионального образования и интеграция системы высшего образования в общемировые цивилизационные и образовательные процессы. Выделение именно этих задач в качестве ключевых в процессе модернизации высшей школы определялось совокупностью факторов как внутриреспубликанского, так и общероссийского и глобального характера.
Важность этих задач была особо подчеркнута на выездном заседании президиума Российской академии наук в июне 2005 года, на повестке дня которого были обозначены самые актуальные проблемы усиления интеллектуального потенциала страны: интеграция науки и образования; формирование общества и экономики, основанные на знаниях; обеспечение стабильного и устойчивого развития страны и усиление ее конкурентоспособности в координатах мирового сообщества.
Курс на фундаментализацию образования был взят в контексте общемировых изменений и прежде всего с учетом последствий глобализации. Именно они потребовали перехода высшей школы от сугубо узкой ориентации на профилизацию и специализацию к усилению научно-теоретического, концептуально-методологического потенциала специалистов с тем, чтобы они, имея фундаментальное образование, могли более гибко адаптироваться в рамки более узких специальных направлений и своих сугубо профессиональных миссий. Это означает, что вся вузовская система, от ректора до лаборанта, через освоение достижений отечественных и зарубежных научных школ в своей реальной и каждодневной деятельности должна стремиться выйти на уровень международных образовательных стандартов. Фундаментализация - это, прежде всего, усиление научного базиса знаний и умений будущих специалистов, особенно в свете осознаваемых всеми реалий, заметного снижения качества их подготовки в период кризиса образования. Мы понимаем, что задачу такого характера и масштаба невозможно решить путем `кавалерийского наскока` или `голого администрирования`. Потребуется многоэтапная и глубинная работа по проведению серьезного обновления и `ревизий` теоретической части учебных курсов, изъятия из них отвергнутых современной наукой парадигм, ортодоксий и архаизмов, отказа от излишней идеологизации и политизирования, освоения новых пластов знаний, накопленных современной наукой в последние десятилетия. Здесь неизбежно возникают также проблемы сохранения лучших традиций, ценностей и культуры российской высшей школы перед лицом того вызова, которым сопровождается приход в вузы новых поколений преподавательской молодежи.
Речь идет о проблеме адаптации нового поколения преподавательского корпуса, имеющего свои амбиции и притязания, свои устремления и воззрения, свою систему ценностей, к сложившейся образовательной, довольно консервативной, системе. Но без такого синтеза традиций и новаций, без умелой `трансплантации` новаций и традиций модернизация высшей школы невозможна.
Далеко не простой и по-прежнему весьма актуальной проблемой остается существенное обновление и развитие теоретико- методологической базы науки. Отказ от монополий, диалектико-материалистической методологии научных исследований отнюдь не означало одновременного и автоматического освоения всеми того арсенала методов, которые давно известны в современной науке. Освоение пространства методологического плюрализма также потребует времени и терпения.
Фундаментальность в подготовке специалистов, которой всегда по праву гордилась советская высшая школа, оказалась девальвированной в годы беспорядочных и непродуманных реформ, поставивших под удар систему, которая создавалась десятилетиями. Однако нет никакого смысла в том, чтобы преувеличивать потери и ностальгировать по прошлому, ибо сохранена возможность управления ситуацией и использования возможностей для глубоких модернизационных перемен системы высшего образования. Так, если до недавнего времени в обучении студентов, как и много веков назад, превалировал метод `доски и мела`, то с появлением компьютеров и информационных систем мы вводим в образовательный процесс мультимедийные, информационные технологии, не отличающиеся от европейских образовательных эталонов и международных стандартов.
Использование современных методик обучения позволяет наиболее полно раскрыть и развить возможности студента, нацелить его на творческую работу, отойти от традиционного стиля, где главным действующим лицом в образовательном процессе должен быть преподаватель.
Одним из условий фундаментализации образования, важнейшим критерием результативности модернизации высшей школы является высокий уровень качества подготовки специалистов. Этот вопрос неоднократно обсуждался на Совете ректоров вузов Республики Татарстан. В результате в ряде вузов появились комиссии и советы по качеству образования. Эти вопросы стали предметом обсуждения на заседаниях ученых советов вузов. Так, на очередном заседании ученого совета Казанского государственного финансово-экономического института было утверждено `Положение о системе управления качеством образования`, а затем была принята и Концепция управления качеством образования. Главными направлениями данной концепции являются: управление качеством образовательных программ; управление качеством контингента обучающихся; управление качеством информационно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса; управление кадровым обеспечением учебного процесса; управление качеством социального, технологического, экономического и политехнического обеспечения (СТЭП - факторов) образовательного процесса; мониторинг и контроль знаний, умений и навыков обучающихся.
Таким образом, теперь решение проблемы повышения качества подготовки специалистов приобретает новое методологическое, философское и нравственное обоснование. Эта сложная проблема решается комплексно, и результаты деятельности всех подразделений вуза (кафедр, деканатов, служб) будут теперь оцениваться с точки зрения внесения ими вклада в решение общей стратегической задачи по повышению качества образования.
Учитывая важность реализации данной концепции, в Казанском государственном финансово- экономическом институте создано специальное подразделение - учебно-методическое управление, которое призвано координировать действия всех структур института, занимающихся вопросами повышения качества подготовки специалистов.
Важной составляющей процесса модернизации высшей школы является поиск новой парадигмы образования и нравственно-ориентированных моделей высшей школы. Не секрет, что дискуссия о миссии высшей школы до сих пор еще не закрыта. В настоящее время сохраняется ее традиционная миссия - сбережение, развитие и распространение знаний и социального опыта в различной форме путем научных исследований и интеллектуального творчества . Но что касается собственно образовательной деятельности, то перед высшей школой стоит задача не только профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, но и формирования ответственных, просвещенных и активных граждан, а также обеспечения всестороннего развития личности.
Высшее образование, как показывает мировая практика, повсюду является важнейшим `инструментом` социализации, воспитания личности - это его универсальная миссия. Однако в эпоху тотального господства технократических принципов организации жизнедеятельности общества сформировалась такая парадигма образования, в которой все меньше места оставалось нравственному, духовному, гражданскому воспитанию. Переход человечества к новому типу цивилизации - постиндустриальной, которую чаще определяют как гуманитарную, обозначил его неотложную задачу всеобщего характера: преодолеть потребительский индивидуализм, агрессивный эгоизм, алчность, тенденцию роста бездуховности и дегуманизации. Именно в этом русле и была определена стратегическая задача выхода из кризиса системы образования. Вот почему в программных документах ЮНЕСКО внимание мировой научно-педагогической общественности акцентируется на то, что главной причиной кризиса системы образования является не слабость материально-финансовой базы, а дефицит идей: идей роста, развития, воспитания, идей, объединительных и мобилизующих .
В этом аспекте кризис мировой образовательной системы в России обозначился значительно острее и драматичнее. Известно, что за годы реформ была дискредитирована и практически изгнана из вузовской педагогики в России воспитательная работа, что `надломило` и деформировало педагогический процесс, ведь вузы всегда решали триединую образовательную задачу: обучение, развитие и воспитание будущих специалистов и граждан. В 1990-е годы российские высшие учебные заведения стали превращаться лишь в место для передачи знаний и информации, за что жизнь мгновенно `отомстила` обществу появлением огромного числа молодых людей с девиантным поведением, узкоэгоистическими устремлениями, начисто лишенных высоких гражданских качеств, которые ранее всегда отличали молодежь нашей страны.
Развенчание коммунистической идеологии не сопровождалось поиском приемлемой и привлекательной идеологической альтернативы, содержание которой вбирало бы в себя нравственно-мировоззренческие общечеловеческие ценности. Поэтому оказывались нереальными и беспомощными попытки воссоздать систему воспитания в российском образовании без соответствующего ее идеологического наполнения.
Последующие программные документы образовательного характера (`Национальная доктрина образования Российской Федерации`, `Концепция государственной и научно-технической инновационной политики в системе образования на 2000-2004 годы` и другие) создали необходимую основу для постепенного `выправления вывиха` в цепи триединой задачи образования: обучение - развитие - воспитание.
Региональный `срез` системы высшей школы в этом плане стал наиболее подготовленной социальной площадкой, где в большей степени удалось не только сохранить педагогические традиции гуманитаризации образования, но и в опережающем режиме вести поиск нравственно-ориентированных моделей образования. Вузы Татарстана в разной степени, но сумели приспособить сохранившиеся институты творческой самодеятельности и воспитания студенчества (институт кураторства на младших курсах, студенческие летние строительные отряды, лекторские группы, общественные лаборатории научно-технического творчества, многожанровые конкурсы, фестивали и т.д.), адаптировать к реалиям, потребностям и вызовам XXI века. Исходной точкой и целью нравственно-ориентированного образования должен стать человек высокой культуры, способный в условиях плюрализма идей, норм, стандартов мышления и поведения и даже систем ценностей самостоятельно и осознанно осуществлять свой нравственно-мировоззренческий выбор в пользу гуманистических ценностей. Такая ориентация подвела нас к мысли о целесообразности участия в Программе ЮНЕСКО `На пути к культуре мира`, которая предоставляет уникальную возможность ведения нравственно-мировоззренческого воспитания студенческой молодежи. Культура мира, вбирая в себя целый комплекс таких общецивилизационных ценностей, как приверженность к демократии, согласию, толерантности, диалогу и сотрудничеству, стала подлинной интеллектуальной находкой для научно-педагогической общественности.
В целях ведения постоянного `замера` состояния воспитательной работы в вузах, мобилизации для этого имеющихся ресурсов как внутривузовского, так и общереспубликанского масштаба, а также управления этим процессом при Совете ректоров создан специальный общественный институт - Межвузовский координационный совет по организации воспитательной работы. Приоритетными направлениями деятельности Совета стали: теоретическое оформление и практическая реализация воспитательной политики; разработка и реализация целевых научных проектов и программ по организации воспитательной работы в вузах; обеспечение взаимодействия в режиме партнерства и сотрудничества всех органов государственного управления, СМИ, общественных организаций, коммерческих структур, различных фондов, имеющих отношение к молодежи; организация участия вузов в международных проектах, программах, форумах, конкурсах, а также развитие международных контактов и обменов информацией, студентами, аспирантами, учеными с зарубежными научно-образовательными центрами.
В результате предпринятых мер уже сегодня можно констатировать, что вузы республики имеют общепринятую концептуально-методологическую платформу действий. Во всех вузах функционируют комиссии или советы по организации воспитательной работы среди студентов. На уровне факультетов и кафедр также обозначаются `ростки` самодеятельного творчества педагогов и студентов.
Так, в Казанском государственном финансово-экономическом институте в рамках Программы ЮНЕСКО `На пути к культуре мира` и на основании Соглашения между Кабинетом министров РТ и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО был создан первый в России и в мире Институт культуры мира. Это уникальное научно-исследовательское, образовательное и информационно-пропагандистское учреждение, главной целью которого является ведение миротворческой подготовки студентов в форме дополнительного образования. В учебных курсах международного гуманитарного права и прав человека, этноконфликтологии и управления конфликтами, основ переговорного процесса и посредничества (всего 23 специализированных курса) реализуются все главные функции образования: обучающая, развивающая и воспитательная. Получаемые знания закрепляются конкретным участием молодых людей в студенческих миротворческих инициативных объединениях: лекторской группе `Диалог`, корпусе волонтеров `Милосердие`, дискуссионном клубе `Проблема`, в проведении гуманитарных форумов и миротворческих акций республиканского, российского и международного масштабов. Плодом коллективного творчества студентов и преподавателей Института культуры мира, Совета ректоров и мэрии Казани стал проект `Казань - город культуры мира`. Результаты его реализации общеизвестны: накануне тысячелетнего юбилея ЮНЕСКО наградила Казань золотой медалью `Пальмовая ветвь мира`, а также обозначила его новый статус: `Казань - город культуры мира`. В настоящее время такого рода проекты осуществляются еще в ряде городов республики: Елабуге, Бугульме, Буинске, Альметьевске. Формой признания вклада Института культуры мира в усиление интеллектуального потенциала и нравственно-мировоззренческого воспитания студенческой молодежи являются дипломы, грамоты, сертификаты, завоеванные на всероссийских и международных конкурсах, конференциях и форумах.
При этом важно подчеркнуть, что в ходе апробации самых различных форм студенческого самодеятельного творчества, мы, во-первых, вышли на путь прямого участия в решении глобальной проблемы современности - подготовки новой генерации миротворцев - конфликтологов (в отличие от военных миротворцев - `голубых касок` ООН), которые востребованы сегодня не только для `горячих точек` мира, но и в повседневной сложной, противоречивой и конфликтогенной жизни, где действует и творит современный специалист. Во-вторых, гуманистические ценности и идеи культуры мира: отказ от агрессии и насилия в разрешении конфликтов, толерантность и веротерпимость, альтруизм и гражданственность, приоритеты демократии и права человека, приближают образование к международным гуманистическим стандартам качества. Во время вручения Генеральному директору ЮНЕСКО К. Мацууре Диплома Почетного профессора Института культуры мира в Казани он совсем не случайно подчеркнул, что `культура мира и диалога цивилизаций уже становится платформой воспитания специалистов новой генерации, способных ответить на вызовы новой эпохи`.
Конечно, в каждом вузе соответственно сложившимся традициям, научным направлениям, имеющимся у них интеллектуальным, кадровым и финансовым возможностям складываются и получают развитие самые различные формы организации воспитательной работы среди студенчества. Для концептуализации, систематизации и усиления их эффективности значительную роль сыграла инициатива Казанского государственного университета, который разработал и предложил всему вузовскому сообществу `Модель системы воспитания в высшем учебном заведении`. В ходе эксперимента по реализации этой модели на базе Казанского университета удалось ответить на многие теоретические вопросы воспитания студенчества; создать механизмы управления качеством воспитания и выработать критерии (стандарты) его качества; разработать и применить на практике новые авторские диагностические методики; создать модель воспитания, основанную на организационной культуре университета и системе обратных связей через использование мониторинговых технологий. Многие инновации использованы в практике воспитательной работы через корректировку соответствующих планов; через совершенствование структуры управления и, в частности, системы студенческого самоуправления; через участие самих студентов в диагностических мониторинговых исследованиях; через разработку университетской комплексной программы `Образование и здоровье`, специальной межвузовской республиканской `Программы профилактики наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи Республики Татарстан`, через совершенствование работы кафедр и кураторов студенческих групп.
Значимость осуществленного эксперимента в Казанском государственном университете определяется тем, что он может служить основой для разработки новых моделей воспитания в вузах и повышения эффективности и качества воспитательной работы.
Организация дополнительного профессионального образования (ДПО) также становится важнейшим направлением модернизации высшей школы. Об этом свидетельствуют масштабы начатого в республике эксперимента. Сегодня в Татарстане 433 учреждения ДПО, из них 85 (19,6%) негосударственных, 246 (56,8%) государственных учреждений, 102 (23,5%) учебных центров системы внутрифирменного обучения. В обеспечении учебного процесса в системе ДПО заняты более 5 тысяч преподавателей, в том числе около 600 профессоров, докторов наук и более 3 тысяч доцентов, кандидатов наук. В настоящее время реализуется 12700 программ ДПО по 530 направлениям, из них краткосрочных - 5235 (41%), среднесрочных - 6873 (54%), долгосрочных - 592 (4,6 %) .
Вся работа по управлению многопрофильной и многоступенчатой образовательной системой осуществляется на основе Концепции развития системы ДПО. Важным шагом на этом направлении модернизации стала `Программа развития системы дополнительного образования в Республике Татарстан на 2002-2005 годы`.
Важнейшим инструментом, способствующим решению таких ключевых задач модернизации образования, как обеспечение доступности, повышение качества и усиления эффективности, является создание университетских комплексов. Интеграция, объединение и координация усилий отдельных образовательных структур в единую научно-образовательную систему в форме университетского комплекса способствует выводу общества в режим стабильного, устойчивого развития.
Создание университетских комплексов Татарстана убеждает нас в том, что они прежде всего усиливают свою роль в развитии городов, республики и всего Поволжско-Уральского региона. Они становятся градообразующим фактором, научно-методическими и культурными центрами непрерывного образования в республике, потенциалом научных школ, наукоемких производств, инновационных проектов. Ценный вклад они вносят в процессы подготовки к 1000-летию Казани, превращая многие города (Набережные Челны, Альметьевск, Елабуга и др.) в города высокой европейской культуры.
Но дальнейшее повышение их роли связано с решением задач по структурному изменению внутренней жизни вузов, созданием новых принципов и механизмов взаимодействия и финансирования всех составных частей университетского комплекса. На повестке дня давно стояла задача по созданию межвузовских центров по гуманитарной, математической, информационной, правовой и т.д. подготовке студентов. Ведь эти задачи пока каждый вуз решал самостоятельно, изолированно, при этом дублируя методические усилия в одних и тех же направлениях, распыляя средства на решение одних и тех же задач. Вот почему Совет ректоров вузов Республики Татарстан начал экспериментальную работу по формированию таких профессиональных межвузовских центров.
Важнейшим составляющим концепции модернизации высшей школы является развитие международных контактов, приобщение к общемировым процессам в сфере науки, образования и культуры и `подтягивание` планки качества российского образования на уровень международных стандартов. Динамичному темпу модернизации высшей школы на этом направлении способствуют, по крайней мере, три крупных фактора: глобализация, федерализация и регионализация. Но они сами по себе не обеспечивают автоматического успеха. Более того, они выступают в форме `вызовов` новой эпохи, на которые высшая школа должна суметь дать достойные `ответы`.
Стратегической задачей в этом направлении модернизации высшей школы является обеспечение глубокой и гармоничной интеграции вузов в международное академическое и образовательное сотрудничество. По мере решения этой задачи казанские вузы стали ближе и доступнее нашим партнерам. Наши международные связи приобретают более системный и масштабный характер. Партнерские отношения поддерживаются более чем с 50 зарубежными университетами в 25 странах мира. Важно отметить тенденцию не только расширения форм межвузовского сотрудничества, роста интенсивности обменов и объемов привлеченного финансирования для этих целей, но и то, что в основном этот процесс осуществляется на конкурсной и программной основе.
Международное сотрудничество вузов до сих пор развивалось вширь, сейчас настала пора изменить его векторальную направленность вглубь, имея в виду задачу более полного использования международного академического фактора для решения задач модернизации высшей школы. Ее успешному решению будет способствовать `вхождение` вузов региона в Болонский процесс.
Таковы основные направления региональной модели модернизации высшего образования, которая призвана решить главную задачу современности - поднять качество российского образования, конкурентоспособность вузов и на этой основе готовить специалистов новой генерации, способных дать `ответы` на вызовы третьего тысячелетия.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия