| | Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ | | Зазян Р. В. начальник управления отдела анализа и методологии Контрольной палаты Национального Собрания Республики Армения,
доцент Ереванского государственного экономического института,
кандидат экономических наук
| |
| | В последние десятилетия вопросам управления госдолгом уделяется все большее внимание. Отчасти это стало результатом роста государственного долга во многих странах и значительных размеров ресурсов, уходящих на его обслуживание.
Эффективное управление государственным долгом является одной из основых проблем экономики любой страны, от реализации которой зависят как темпы экономического роста, так и результативность финансовой, бюджетной и социальной политики государства.
В стате обсуждается проблем управление государственным долгом Республики Армения и с целью повышения качества управления государственным долгом в Республике Армения, дается предложения по принятью комплексных, организационных и законодательных мер, а также о необходимости сформировании единной государственной политики в области управления государственным долгом. | Государство занимает (на короткий или долгий срок) финансовые ресурсы, с целью покрытия бюджетного дефицита, а также реализации инвестиционных программ в разных сферах национальной экономики, которые не вписываются в рамки доходов государства, формируемых от налогов, сборов и возможной реализации активов, в результате чего образуется государственный долг страны.
В случае привлечения внешних и внутренних ресурсов должна быть создана система управления государственным долгом, поскольку нерациональные и избыточные заимствования создают в стране такие долговые обязательства, которые существенно ограничивают свободу проведения экономической политики.
У каждой страны свои особенности управления государственным долгом. Они определяются ограничениями, налагаемыми рынком капитала, особенностями валютного режима, качеством ее макроэкономической политики и мер нормативного регулирования, организационно-правовым потенциалом в области разработки и осуществления реформ, кредитоспособностью страны и ее целями в сфере управления государственным долгом.
Международный валютный фонд и Всемирный банк разработали `Наставления по управлению государственным долгом`, согласно которым управление государственным долгом - это процесс разработки и выполнения стратегии управления задолженностью органов государственного управления, который позволит привлечь необходимую сумму финансирования, выполнить целевые установки правительства в отношении степени риска и затрат, а также решить любые другие задачи, поставленные правительством в области управления государственным долгом, например, задачу создания и поддержания эффективно работающего рынка государственных ценных бумаг.
Основной целью управления государственным долгом для всех стран является обеспечение удовлетворения потребностей правительства в финансировании и выполнение его обязательств по платежам при наименьших затратах в средне- и долгосрочной перспективе при разумной степени риска.
Задача управления государственным долгом состоит в том, чтобы:
• предоставить в распоряжение государства средства, необходимые для исполнения госбюджета,
• извлечь выгоду из внешнего финансирования и избежать макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем,
• управлять им с наименьшими затратами при условии приемлемого и установленного уровня риска, так как существует прямая связь между риском и ожидаемыми затратами. Важным исходным моментом при этом является решение вопроса о том, какой профиль риска будет у государственного долга,
• способствовать развитию и стабилизации финансовых рынков.
Для эффективного управления государственным долгом правительство должно по возможности точно определить временной портфель обязательств правительства по обслуживанию долга: оно должно прогнозировать доходы от экспорта, внутренние налоговые поступления, а также доступ к различным источникам финансирования в будущем. Правительство должно стремиться выплачивать свои долги раньше срока или их рефинансировать на благоприятных условиях.
Надежная политика управления государственным долгом позволяет снизить возможность распространения кризисных явлений и финансовых рисков, благодаря своей роли катализатора развития более широкого и емкого финансового рынка, обеспечить плановое исполнение госбюджета и проведение государством наиболее благоприятной для экономики и населения страны финансовой политики. Но даже при хорошо организованном, компетентном и открытом управлении государственным долгом с четко определенными задачами и полномочиями невозможно компенсировать промахи бюджетного планирования или исполнения бюджета, ведущие к неудовлетворительному контролю над расходами.
Эффективное управление государственным долгом является одной из основных проблем экономики Республики Армения, от решения которой зависят как темпы экономического роста, так и результативность финансовой, бюджетной и социальной политики государства. Государственный долг Республики Армения по состоянию на 31 декабря 2004 г. составил 1,278.4 млн. долл. США, из которых 92.3 % или 1,182.9 млн. долл. - внешний долг
Российская Федерация взяла на себя все обязательства бывшего СССР, в результате чего в момент обретения независимости внешний долг Республики Армения был нулевым. Он начал формироваться с 1991г. Первые кредиты были предоставлены Евросоюзом и Российской Федерацией. В настоящее время самым крупным кредитором Республики Армения является Всемирный Банк.
С точки зрения оценки внешней задолженности государства (наряду с абсолютной величиной внешнего долга) не менее важным критерием является способность обслуживания указанного долга, а для этого необходимо, чтобы темпы роста ВВП, экспорта товаров и услуг, доходов госбюджета опережали темпы роста внешнего долга и уровня его обслуживания.
Необходимо отметить, что платежи по государственному внешнему долгу являются одним из существенных факторов, ограничивающих возможности стимулирования экономического роста. Эти расходы отвлекают значительные бюджетные ресурсы, выводят их из экономического оборота и вынуждают накапливать значительные финансовые резервы.
В настоящее время в Республике Армения не достигнуты какие-либо успехи в снижении долгового бремени. Ее внешний долг увеличился с 0.679 млн. долл. США (по состоянию на 31 декабря 1997 г.) до 1.183 млн. долл. (по состоянию на 31 декабря 2004 года).
Соотношение внешнего долга и ВВП составило 43% (на 31 декабря 2000 г.), и 33% (на 31 декабря 2004 г.) (Таблица 2). Снижение данного показателя произошло не за счет снижения внешнего долга, а за счет увеличения объема ВВП.
На начало 2005 года в Республике Армения доля льготных кредитов в структуре государственного внешнего долга составила 97% .
По сравнению с тем же периодом предыдущего года, в 2004 году объем государственного внешнего долга вырос на 7.8 % (что составляет 85.3 млн. долл. США).
Это было обусловлено:
- разницей `использование - погашение` - 38.9 млн. долл. США,
- изменением курсов основных валют, представленных во внешнем кредитном портфеле РА, по отношению к доллару США - 46.4 млн. долл. США.
В течение 1999-2004 гг. во внешнем кредитном портфеле Республики Армения доля кредитов, предоставленных в долларах США, понизилась с 29 до 6.3%, а доля кредитов в SDR и в EUR увеличилась соответственно c 67.9 до 87.4% и с 3.2 до 6.2%.
Повышение курсов SDR и EUR по отношению к доллару США имело негативное воздействие в основном с точки зрения увеличения объема уплачиваемых процентов. На погашение же основной суммы долга это оказало незначительное влияние, поскольку по линии внешних обязательств правительства РА, было произведено частичное погашение только одного кредита, предоставленного в SDR. Что касается задолженности по государственным кредитам, предоставленным Правительством Российской Федерации, то согласно межправительственному соглашению `О порядке передачи имущества, находящегося в собственности Республики Армения`, подписанному 17 июля 2002 г., погашение долга было осуществлено в имущественной форме.
Как показали исследования, в процессе управления государственным долгом Республики Армения допускаются ошибки и просчеты, которые приводят к потерям бюджета. Политика по управлению внешним долгом не вышла на среднесрочный и долгосрочный уровни, ограничиваясь краткосрочной перспективой. Медленно идут институциональные изменения системы управления государственным долгом. Политика управления государственным долгом остается недостаточно прозрачной, что не позволяет гражданскому обществу полноценно ее контролировать, а это не способствует росту доверия инвесторов.
Для устранения этих недостатков с целью повышения качества управления государственным долгом в Республике Армения необходимо принять комплексные организационные и законодательные меры, а также сформировать единую государственную политику в области управления государственным долгом. Для этого необходимо:
- принять закон о государственном долге,
- внести изменения и дополнения в закон РА `О бюджетной системе РА`, и в другие законодательные акты, регулирующие вопросы управления государственным долгом,
-разработать нормативные акты, регулирующие операции по выкупу, переоформлению и досрочному погашению долга,
- сформировать единую политику в области управления государственным долгом РА,
- утвердить концепцию управления государственным долгом, в том числе руководящие принципы управления государственным долгом РА,
- создать межведомственную комиссию на постоянно действующей основе,
- создать агентство по управлению государственным долгом, в том числе внешним и внутренним.
В мировой практике сторонники создания единой системы управления всеми государственными заимствованиями приводят следующие аргументы.
Во-первых, трудно разделить заимствования по типу лежащих в их основе потребностей. Краткосрочный заем может использоваться для удовлетворения потребности в финансировании, а долгосрочный - для обеспечения ликвидности.
Во-вторых, в последние годы усложнилась работа на финансовых рынках (более многочисленными и `продвинутыми` стали инструменты заимствований, возросли требования к управлению рисками, более сложными становятся технические системы управления государственным долгом). Единая же система управления государственным долгом позволит более эффективно использовать знания и опыт, а также технические системы.
В-третьих, подверженность государства рискам определяется структурой всего государственного долга. Единая система облегчит активное управление профилем риска. Для этого необходимо разработать систему показателей, методику анализа и оценки различных рисков по операциям с государственными долговыми обязательствами. Средне- и долгосрочные займы в национальной валюте, должны составлять наибольшую часть государственного портфеля долговых обязательств, как это предусмотрено в программе деятельности правительства. | |
|