Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Чавтур А. В.
руководитель функционального Блока анализа и поддержки продаж ОАО «Банк Уралсиб» (г. Москва)

ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЧТОВО-БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
В статье раскрыта актуальность системного развития почтово-банковской деятельности, предпосылки ее активного становления и современная фаза реализации. Показан потенциал отечественного почтово-банковского рынка по объемно-количественным критериям. Исследованы и классифицированы существующие проблемы развития почтово-банковского бизнеса, проанализированы перспективы и условия его широкой реализации. Рассмотрено влияние системного развития бизнеса на решение социально-экономических проблем. Сформулированы ключевые термины и выводы.

Существенными факторами, препятствующими экономическому развитию России на современном этапе, являются слабая капитализация и низкая конкурентоспособность банковской сферы. Отсутствие внутренних источников инвестиций, вывод капиталов за рубеж и невысокий кредитный рейтинг страны на мировом рынке капиталов существенно затрудняют проведение инвестиционной политики и развитие предпринимательства.
В то же время, население располагает значительными `матрацными` сбережения-ми, которые могут быть реинвестированы в экономику. Однако, концентрация финансо-вой инфраструктуры в индустриальных зонах, ее сокращение в сельской местности и не-высокое доверие к самим финансовым институтам снижают эффективность привлечения внутренних заемных ресурсов.
Неоднородность условий предпринимательства и уровня жизни создает предпо-сылки к уходу корпоративного бизнеса в крупные города с одной стороны, а с другой, обуславливает масштабный переход частного крестьянско-фермерского бизнеса в теневой сектор. Это способствует усилению диспропорций в социально-экономическом развитии городских и сельских территорий и различных регионов в целом.
Решению этих важных экономических проблем, а также ряда сопряженных, в зна-чительной степени будет способствовать активизация и системное становление почтово-банковской деятельности. Развитие этого бизнеса обеспечит повсеместную доступность основных банковских услуг и повышение финансовой культуры населения, включая уда-ленные и незначительные территориальные образования.
Следствием этого станет сглаживание социально-экономических различий цен-тральных и периферийных районов, появится импульс к развитию села и цивилизованного частного предпринимательства, что в свою очередь, позволит увеличить объем налоговых поступлений. Кроме того, интенсификация почтово-банковского бизнеса приведет к во-влечению в экономический оборот значительного пласта ресурсов - `матрацных` денег населения. Во многом это окажется возможным благодаря наличию соответствующей ин-фраструктуры, доверию и привычке населения к почте.
Привлечение значительных денежных резервов, в том числе и тех, которые сейчас не являются объектом банковских интересов будет способствовать росту капитализации и кредитоспособности финансовой системы. Наличие же дополнительных крупных опера-торов должно позитивно отразиться на конкурентоспособности банковской сферы в ре-зультате усиления позиций специфической ниши, которую занимает почтово-банковской деятельность, и привести к ослаблению доминанирования Сберегательного банка на роз-ничном рынке.
Развитие почтово-банковского бизнеса тем более актуально, что он успешно и мас-штабно реализован в десятках развитых стран, в то время как в России, где в наличии име-ются выраженные предпосылки для его развития, он реализуется фрагментарно и не-достаточно, в составе основного бизнеса нескольких банков.
В настоящее время предпосылками для интенсивного развития этого направления деятельности является либерализация взглядов руководства надзорных органов (Банка России, Министерства по антимонопольной политике и др.) на осуществление почтово-банковских операций и ведение бизнеса, а также начавшаяся системная реформа почтовой отрасли.
Отметим, что на фоне позитивных сдвигов в законодательстве, технологическая среда почтово-банковского бизнеса претерпела существенные изменения, а практическое развитие бизнеса, осуществляемого, по сути, экспериментальным путем, достигло крити-ческого уровня, за которым последует фаза его активного качественного становления.
При изучении типологии и критических признаков бизнеса автором были сформу-лированы и эксплицитно обоснованы следующие ключевые термины. Почтово-банковским является бизнес банковского профиля, обладающий признаками системности, который обуславливает такую форму функциональной интеграции банка и почты, при ко-торой конечная реализация стандартных банковских услуг осуществляется почтой на компенсационной основе.
В свою очередь, почтовым банком может быть признана кредитная организация, уполномоченная к использованию почтовой сети или ее части для бесконтактной реализа-ции через нее как минимум элементарного комплекса банковских услуг и при условии, что такая деятельность является для банка системообразующей. Отметим, что в рамках сформулированного определения, такие банки в России еще отсутствуют.
Масштабы почтово-банковского бизнеса за рубежом свидетельствуют о том, что почтовые банки во многом формируют национальные рынки розничных финансовых ус-луг. Тот факт, что почтовые банки осуществляют аккумуляцию крупных ресурсов и до-минируют по объемам привлечения внутренних платежей населения, в большинстве слу-чаев обусловливает высокую социальную значимость этих институтов, в результате чего развитие этого бизнеса находит поддержку на общегосударственном уровне.
Общемировой рынок почтово-банковских услуг характеризуется высокой емко-стью и находится в фазе интенсивного роста. Общим свойством стратегии операторов данного рынка является ценовая дифференциация и доступность услуг по сравнению с традиционными кредитными институтами, широкая сеть обслуживания. Во многих случа-ях, такие банки являются системообразующими, что обусловливает предоставление им различных преференций.
Очевидно то, что даже в развитых странах в современную эпоху информатизации и глобализации почтово-банковский бизнес сохраняет значительную автономность, акту-альность и присущие ему достоинства - прежде всего, ценовую и территориальную дос-тупность. В основном это определяется преимущественной ориентацией почтово-банковского бизнеса на внутренние национальные рынки, а также самим характером ре-шаемых им задач.
В России почтово-банковские услуги в настоящее время развивают три универ-сальных коммерческих банка. Однако ни для одного из них этот бизнес пока не является системным или профильным. Суммарный охват отечественной почтовой сети их услугами составляет около 14% и осуществляется примерно 6 тысячами почтовых отделений, при потенциальной инфраструктуре свыше 40 тыс. точек продаж. При этом существует доста-точно четкая территориальная дифференциация среди этих банков при реализации ими почтово-банковских услуг.
Существующий уровень развития отечественного почтово-банковского бизнеса в целом является совершенно недостаточным как по количественным, так и по качествен-ным критериям. Фактически, современное состояние указанного бизнеса можно охаракте-ризовать пока как активную фазу его становления. В этой связи, представляется важным показать его реальный потенциал и проанализировать факторы, препятствующие его раз-витию на современном этапе.
В ходе исследования было выявлено несколько ключевых принципов функциони-рования почтово-банковского бизнеса. Во-первых, в отечественных условиях необходимо и достаточно осуществлять развитие элементарного спектра почтово-банковских услуг и пока неприемлема зарубежная практика полнофункционального обслуживания.
Во-вторых, ритейловую основу почтово-банковского бизнеса должна составлять `домашняя` клиентура типового почтового отделения, индифферентная к параметрам финансовой инфраструктуры. Клиентская база юридических лиц в основной своей массе должна быть представлена крестьянско-фермерским и иным, преимущественно мелким, частным бизнесом.
Наконец, отечественный почтово-банковский бизнес может быть наиболее востре-бован и эффективен лишь вне индустриальных зон и мегаполисов (иными словами, он должен быть сосредоточен преимущественно на периферии). В этой связи, далее пред-ставляется логичным оценивать потенциал почтово-банковского рынка, прежде всего по сельской и приравненной к ней местности - как типичному ареалу изучаемой деятельно-сти, наиболее полно отражающему философию ее развития.
Как уже было отмечено, потенциально инфраструктура точек продаж почтово-банковского бизнеса включает 40,1 тыс. стационарных отделений почтовой связи. Суще-ствующая зона покрытия территории страны почтовой сетью составляет 99%. При этом на целевую для данной деятельности территорию приходится 71% всей почтовой сети, что эквивалентно 29,8 тыс. почтовых отделений.
При анализе ключевых параметров, характеризующих емкость почтово-банковского рынка в настоящее время, был использован анализ и осуществлена после-дующая комплексная интерпретация широкого спектра официальных источников и стати-стических данных, характеризующих социально-экономические условия, современное со-стояние банковской и почтовой сфер, финансовую активность населения.
Результаты свидетельствуют о следующем (в контексте тематики данной статьи, промежуточные рассуждения опущены). Суммарная емкость российского почтово-банковского рынка по привлеченным ресурсам в настоящее время превышает 161 млрд. руб. или 5,6 млрд. долл. Опираясь на статистические данные о состоянии депозитной базы в кредитной сфере, несложно подсчитать, что исследуемый рынок эквивалентен 6% на-ционального рынка банковских услуг.
Справочно приведем удельные показатели потенциала на единицу почтового отде-ления (в целевом территориальном сегменте). Среднее количество частных клиентов со-ставит примерно260 ед. в расчете на одно отделение; потенциальный объем суммарного привлечения, включая корпоративную составляющую, в среднем составит не ниже 5,4 млн. руб. Напомним, что основу корпоративной клиентуры почтово-банковского бизнеса должны составлять крестьянско-фермерские хозяйства и мелкий бизнес (с предпринима-тельством без образования юридического лица).
Акцентируем внимание на том, что приведенные результаты емкости рынка явля-ются минимальными и охватывают исключительно периферию. Кроме того, сама емкость рынка не является статичной: она коррелирует с изменением уровня жизни и располагае-мых доходов, темпом инфляции, степенью информатизации общества и рядом других факторов.
Следует также учесть, что подавляющая часть этих ресурсов, в условиях практиче-ски полного отсутствия банковской инфраструктуры в сельской и приравненной к ней ме-стности, в настоящее время обращается вне банковской сферы, фактически составляя `те-невой` оборот. Можно оценить потенциальную емкость почтово-банковского рынка, со-ставляющую примерно17,5% величины денежной массы вне банковского сектора.
Таким образом, развитие почтово-банковского бизнеса играет не только сущест-венную социальную роль, но и в значительной степени способствует легализации эконо-мики и вовлечению пассивной денежной массы в воспроизводство. В свою очередь, это лишний раз подтверждает актуальность системного распространения бизнеса и создания условий, стимулирующих его развитие.
Вряд ли абсолютную величину ресурсной емкости можно назвать существенной по критериям общемировой практики, однако, не следует забывать специфику российского рынка почтово-банковских услуг. Ее обусловливают такие значимые факторы, как об-ширная территория, неоднородная концентрация потребителей банковских услуг и самих объемов потребления, невысокий средний уровень жизни, социально-культурные разли-чия и др.
Кроме того, если в европейских странах рынок почтово-банковских услуг развива-ется достаточно давно, то России лишь предстоит его системное формирование. Разумеет-ся, в развитых странах финансовая активность населения на порядок выше российской: в этом смысле, можно ожидать увеличения национальных показателей. При этом, вполне очевидно, что в сельской местности они наименьшие, причем не в силу отсутствия самих потребностей в финансовых услугах, а главным образом, из-за элементарного отсутствия там банковской инфраструктуры.
Дополнительно отметим, что в дальнейшем сама степень развития почтово-банковского бизнеса будет непосредственно влиять на емкость рынка. Действительно, по-требность в финансовых услугах может возрастать параллельно развитию инфраструкту-ры бизнеса. Катализатором этого процесса может выступать соответствующая маркетин-говая политика банка и почты, оптимизация бизнес-процессов и др.
Однако на современном этапе российским операторам почтово-банковского бизне-са крайне важно поддерживать существующие темпы его развития, формируя тем самым рынок потребления. Все основные проблемы развития и становления почтово-банковской деятельности в России, можно структурировать по категориям следующим образом.
I. Блок административных проблем:
- проблемы эффективного управления симбиотической системой на большой тер-ритории (потенциально, при условии системного развития бизнеса);
- административные проблемы взаимодействия с подразделениями почты в регио-нах, обусловленные их локальными коммерческими интересами;
- наличие в среднесрочной перспективе различных макросценариев системного развития бизнеса и трудноразрешимой дилеммы собственности по отношению к его опе-раторам;
- высокая степень риска для новых операторов при вхождении на почтово-банковский рынок - вплоть до окончания реформы почтовой отрасли;
- существующая де-факто избирательность в банках, функционирующих на этом рынке и неявная дифференциация принципов допуска к почтовой сети.
II. Блок экономических проблем:
- невысокая средняя платежеспособность целевой клиентуры. Это обуславливает `естественный` отбор среди потенциальных операторов и сокращает удельные показатели эффективности;
- сложившаяся неоднородность условий компенсационного вознаграждения почте (механизмов определения, величины ставок, периодичности и др.) на местах, зачастую предопределяющая нерентабельность бизнеса;
- относительная новизна бизнеса и неразвитость отечественного почтово-банковского рынка порождает риск осуществления капиталовложений (по большому сче-ту, венчурных) в его развитие.
III. Функциональный блок проблем:
- отсутствие прямой и явной конкуренции на почтово-банковском рынке, ввиду территориальной дифференциации и локализации этого бизнеса у банков-операторов, обуславливает сравнительно низкий уровень прогресса;
- риск `паразитарного`, а не симбиотического сотрудничества банков с почтой сдерживает общие масштабы развития бизнеса и обуславливает избирательность поведе-ния банков-участников этого рынка;
- потенциально высокая социальная значимость почтово-банковского бизнеса, пре-допределяет повышенные требования к надежности и устойчивости банков-операторов, что естественным образом ограничивает круг претендентов;
- существующая ориентация в спектре почтово-банковских услуг на пассивные операции при практически полном отсутствии активных. Это сдерживает системное раз-витие бизнеса, обуславливая его текущую неполноценность;
- наличие функциональных ограничений по продуктовому ряду в почтово-банковском бизнесе (например, невозможно осуществление через почтовую сеть конвер-сионных операций);
- опосредованное влияние банка на эффективность мотивации, уровень компетент-ности конечных продавцов (почтовых сотрудников) и рост доли активных продаж.
IV. Блок технологических проблем:
- существующая неоднородность используемых почтово-банковских технологий, во многом предопределяющая различный качественный уровень развития бизнеса в ре-гионах;
- различный уровень материальной и информационной оснащенности почтовой се-ти, накладывающий ограничения на выбор технологии (за исключением универсальной, на базе почтовых переводов);
- сравнительно низкая средняя скорость почтово-банковских платежей и транзак-ций, что является спецификой исследуемого бизнеса и влияет на конкурентоспособность расчетного обслуживания.
V. Блок нормативных проблем:
- несовершенство федеральной законодательно-правовой базы в области почтово-банковского бизнеса, что определяет необходимость формулировки более четких принци-пов его регулирования и надзора;
- отсутствие единых стандартов и нормативной документации, взаимосогласован-ных с почтовой отраслью и регламентирующих почтово-банковскую деятельность, вклю-чая унификацию договорных отношений и форм взаиморасчетов.
Несмотря на множество стратегических и тактических проблем, сопутствующих развитию почтово-банковского бизнеса на современном этапе, все они являются преодо-лимыми. Абсолютное большинство из них разрешаются по мере формирования почтово-банковского рынка и в ходе реформы почтовой отрасли. Отметим также, что те или иные проблемы роста сопровождают развитие любых, в том числе развитых сфер деятельности с высоким уровнем конкуренции.
Вполне очевидно, что почтово-банковский бизнес в России получит активное раз-витие в течение ближайших лет. При этом его относительная новизна и функциональная специфика не станут препятствиями роста. В настоящее время мы являемся свидетелями бурного развития потребительского кредитования и электронного банкинга. Пусть и с не-которой задержкой, но отечественный финансовый сектор внедряет и использует передо-вую западную практику, с соответствующей степенью адаптации.
На федеральном уровне сегодня через почтовую сеть реализуются некоторые фи-нансовые услуги (рудиментарные для полноценного бизнеса), например продажа стандар-тизированных страховых полисов, погашение кредитов и пр. Это тоже является своего ро-да импульсом, пусть и косвенным к дальнейшему становлению бизнеса. Кроме того, предпосылки его развития в России подтверждаются и мировой практикой.
Отметим, что работа по созданию отечественного почтового банка, с различной интенсивностью велась международной экспертной группой в течение ряда лет (до 1998 года). Исследования автора показали, что причинами неудач на этом пути явились приме-нение не адаптированных к России бизнес-моделей, нечеткость требований к инвесторам, нестабильность экономики, несовершенство правового поля.
Мировой опыт показывает, что почтовые банки играют важную, в ряде случаев системообразующую роль в национальных экономиках. В большинстве своем они суще-ствуют на протяжении ряда десятилетий, что лишний раз подтверждает устойчивость и жизнеспособность их миссии, даже в век интенсификации технологий и глобализации. В мире насчитывается свыше 80 национальных почтовых банков, наибольшее развитие они получили в странах Европы.
Системное развитие отечественного почтово-банковского бизнеса позволит решить ряд важных и актуальных социально-экономических проблем:
а) приведет к повышению инвестиционной привлекательности и росту капитализа-ции отечественной банковской сферы и почтовой отрасли;
б) позитивно отразится на конкурентоспособности национальной кредитно-финансовой системы и выразится в ослаблении доминанты Сбербанка на розничном бан-ковском рынке;
в) обусловит реинвестирование в экономику `матрацных` сбережений населения. Это станет возможным благодаря наличию соответствующей инфраструктуры, доверию населения к почте;
г) повлечет сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии меж-ду городскими и сельскими территориями и между различными регионами в целом;
д) обеспечит повсеместную доступность основных банковских услуг (включая уда-ленные территориальные образования) и общее повышение финансовой культуры населе-ния;
е) создаст реальный импульс к развитию села и цивилизованного частного (пре-имущественно малого) предпринимательства, что в свою очередь, позволит увеличить объем налоговых поступлений;
ж) инициирует развитие частного крестьянско-фермерского бизнеса и обеспечит возврат в легальную экономику значительной части ресурсов из теневого сектора.
Кроме того, системное обслуживание самой почтовой отрасли банком-оператором влечет за собой оптимизацию проходящих через нее финансовых потоков и повышение их эффективного объема, что увеличит инвестиционный потенциал почтовой системы, при-ведет к минимизации ее трансакционных издержки и рисков.
Именно в нашей стране почтово-банковскому бизнесу присуща ярко выраженная социальная нагрузка, учитывая его целевую аудиторию и специфику деятельности. Это - объективный фактор, имеющий свои преимущества и недостатки, его действие связано с географическими и экономико-социальными особенностями положения и развития наше-го государства.
Заметим, что конечные условия развития почтово-банковской деятельности опре-деляются рамками реструктуризации почтовой отрасли и собственником ее инфраструк-туры. Осуществляемая реформа почтовой системы предусматривает ее санацию путем создания единого федерального оператора с консолидацией финансовой политики и акти-визацию почтово-банковских услуг.
Можно выделить три потенциальных ключевых сценария дальнейшего развития бизнеса: а) формирование рынка в результате активизации конкурсных механизмов дос-тупа; б) трансформация отраслевого банка и формирование условий для его доминирова-ния; в) сохранение нескольких операторов с дифференциацией условий бизнеса в зависи-мости от ряда факторов, включая степень аффилированности к почте.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия