Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Санникова И. Н.
доцент Алтайского государственного университета, докторант Новосибирского университета экономики и управления,
кандидат экономических наук


РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье анализируются современные тенденции в корпоративной отчетности зарубежных компаний. В последнее время корпоративная отчетность претерпевает значительные изменения, связанные с новыми запросами внешних пользователей информации. Сегодня в зарубежной практике наблюдается рост числа попыток применения нефинансовых критериев в оценке деятельности компании. Общепризнанным становится тезис, что использование нефинансовых критериев - это попытка добиться прогресса на важных этапах, которые ведут к успеху компании. Завтрашние требования западных фондовых рынков будут направлены на отчетность о стоимости. Новая отчетность о стоимости объективно будет вынуждать раскрывать рынку информацию о параметрах и критериях, которые используются менеджерами для внутренних целей. Здесь в какой-то мере стираются границы между управленческим и финансовым учетом.
Активными участниками формирования корпоративной отчетности становятся внешние пользователи информации. Дальнейшее развитие процессов подготовки внешней отчетности предполагает формирование самообучающейся системы через активное взаимодействие персонала компаний и внешних заинтересованных лиц.
Автор предлагает вариант создания обучающей среды при отсутствии развитого фондового рынка. В российских условиях профессиональные региональные саморегулируемые организации могут являться основным звеном механизма связи между партнерами по созданию обучающей среды.

Сегодня знания представляют собой важнейший ресурс, но они не даются раз и навсегда как неисчерпаемые природные богатства. Знания как ресурс необходимо постоянно поддерживать. В конкурентной борьбе происходит смещение акцентов с материальных ресурсов в пользу ресурсов интеллектуальных. Поэтому в совокупности процессов, обеспечивающих конкурентоспособность, все более важными становятся обучающие процессы. Самой приоритетной задачей менеджмента на сегодняшний день является налаживание непрекращающихся обучающих процессов, благодаря которым передается существующее знание и появляется новое.
Все большее количество работ в настоящее время посвящается исследованию инноваций, совершаемых не в сфере технического прогресса и производственных технологий, а в области взаимодействиями между людьми, где нововведения приобретают черты совместных обучающих процессов. Знание того, как осуществлять коммуникации, как сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, становится фактором роста стоимости компании. Такой подход базируется на концепции общества, основанного на знании (knowledge-based economy), которая находит все большее распространение в западном мире.
Наиболее известная динамическая концепция `обучающейся экономики` предполагает осознанную активность субъектов взаимодействия. Так, персонал компании, способный к обучению, должен не только реагировать на вызовы внешней среды, но и самостоятельно инициировать необходимые изменения. `В этом и заключается основной смысл `обучающейся организации` - она постоянно расширяет свою способность создавать собственное будущее. Такой организации недостаточно просто выживать. `Учиться выживанию`, или, как чаще говорят, `учиться приспособлению`, очень важно и полезно. Но в обучающейся организации `адаптивное обучение` должно быть дополнено `порождающим обучением`, которое повышает наш творческий потенциал`[1].
Проблемы обучения персонала организации в настоящее время являются наиболее важными в литературе зарубежных специалистов по менеджменту. Сегодня концепция обучающейся организации находит свое отражение в годовых отчетах крупнейших компаний, таких, как Coca-Cola, First National Bancorp, Chevron, Mead Industries, Shell Oil и Tenneco. Немногочисленные научные труды российских ученых по проблеме `обучающейся экономики` пока исходят из необходимости научиться адекватно реагировать на изменения внешней среды.
Тем не менее, в литературе на сегодняшний день пока не сложилось четкого определения обучающейся или самообучающейся организации. Обобщив большинство имеющихся неявных определений, можно сказать, что под обучающейся организацией понимается та, что способна учиться быстрее, чем ее конкуренты. Понятно, что речь идет о способности к обучению персонала организации. В ряде случаев зарубежные авторы ограничиваются исключительно способностями менеджеров к обучению, хотя в принципе способность к обучению должна распространяться на весь персонал.
Действительно, единственным бесконечно воспроизводимым ресурсом является способность к обучению. Все другие виды ресурсов и факторы производства - капитал, труд, сырье, технологии и знания в виде нематериальных активов, в том числе неотчуждаемых - могут тем или иным способом оказаться у конкурента, но никто не в состоянии лишить организацию способности обучаться. Самой важной способностью конкурирующих экономических субъектов становится не затухающая способность обеспечивать распространение и восприятие знания.
В современном обществе основным ресурсом становится нематериальный капитал, который понимается достаточно широко, и не соответствует какому-либо бухгалтерскому определению нематериальных активов. Основная составляющая нематериального капитала - это знания, способности (компетенции) сотрудников и возможности в овладении новыми компетенциями.
Возрастающий интерес к нематериальному капиталу на уровне принятия решений, как внутренних, так и формируемых на базе внешней отчетности, естественным образом побуждает отражать тенденции изменения нематериального капитала в публикуемой отчетности. `Если компания инвестирует в новые перспективы, ее успех (или неудача) не может быть оценен в течение краткосрочного периода при помощи традиционной финансовой модели бухгалтерской отчетности. Эта финансовая модель, разработанная для торговых компаний и корпораций индустриальной эпохи, оценивает события прошлого, но не результаты вложений в возможности, которые создадут стоимость в будущем`[2].
Корпоративный мир озабочен поиском формы отражения информации о нематериальном капитале и ресурсах, способных создавать стоимость. К настоящему моменту этот поиск привел к созданию сбалансированной оценочной ведомости (balanced scorecard), в которой представлены и так называемые нефинансовые показатели.
Впервые сбалансированная оценочная ведомость была представлена Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном в 90-е годы прошлого века. За довольно короткий срок предложенный указанными авторами подход к измерению реализации корпоративной стратегии превратился в эффективный практический инструмент, который в настоящее время активно используется крупнейшими компаниями мира.
Сбалансированная оценочная ведомость как инструмент учета нематериальных активов
Сбалансированная система показателей, связанных по принципу `причина - следствие`, описывает развитие стратегии компании: каким образом инвестиции в обучение персонала, информационные технологии, инновационные продукты и услуги в конечном итоге способствуют улучшению финансовых показателей.
Концепция сбалансированной оценочной ведомости приближает организации к новой парадигме оценки результатов деятельности, суть которой состоит в интеграции главных нефинансовых показателей с финансовыми. Современные информационные технологии позволяют компаниям расширять диапазон представляемых показателей результатов деятельности, устанавливать и анализировать взаимосвязи между ними.
Основной финансовый показатель - текущая прибыль, на самом деле не лучший индикатор для определения возможностей дальнейшего развития, в том числе и для определения цены акций. Кроме того, концентрация внимания на стабильно высоких краткосрочных финансовых результатах вынуждают менеджеров уделять недостаточное внимание инвестициям в нематериальные активы, что может уже в среднесрочной перспективе привести компанию к краху.
При оценке перспектив компании важны и финансовые и нефинансовые показатели в определенной, хорошо продуманной комбинации. Системы показателей должны разрабатываться на основании как внутренней информации (например, объем отгрузок или мотивация работников), так и внешней (например, доля рынка).
Финансовые показатели отражают фактические результаты деятельности с некоторым запозданием. `Обычные отчеты, содержащие финансовые показатели состояния бизнеса, как внутренние (бюджет или отчет об отклонениях), так и внешние (отчеты о прибыли или о движении денежных средств), больше напоминают табло на бейсбольном поле. Табло показывает игроку, проигрывает его команда или выигрывает, но ничего не сообщает о том, что игрок делает правильно, а что неправильно с точки зрения бейсбольной техники. Если он попытается играть в бейсбол, ориентируясь только на табло, то не добьется успеха`[3]. Так образно и доступно зарубежные специалисты в области стратегического управления затратами демонстрируют ограниченность финансовых оценок, представляющих результаты, к которым привели принятые в прошлом решения, а не те шаги, которые нужно предпринимать, чтобы выжить в современных условиях.
Прогнозные оценки будущей прибыли компании, основанные на экстраполяции текущей прибыли или ее динамики в прошлом, как показывает зарубежный и отечественный опыт, не являются надежными и не получают основательные статистические подтверждения. И дело здесь не только в методиках таких оценок. Действительно, в ряде случаев падение текущей прибыли служит индикатором долгосрочных проблем с финансовым состоянием, но иногда причина заключается в бухгалтерских возможностях манипулирования финансовыми результатами. К слову сказать, такие возможности у бухгалтера были всегда, не говоря уже о возможности руководствоваться профессиональным суждением при разграничении доходов и расходов по учетным периодам. По большому счету, даже при наличии положительного аудиторского мнения по поводу отчетности мы должны иметь в виду определенную условность в оценке текущей прибыли. Поэтому внешним и внутренним пользователям необходима информация о более широком наборе параметров деятельности.
Как правило, нефинансовые показатели с опережением отражают динамику финансовых показателей, правда, часто через сложную и не в полнее очевидную цепочку причинно-следственных связей. Обычно повышение качества производимой продукции влияет на удовлетворение запросов потребителей, увеличение рыночной доли компании. Инвестор, узнав о росте качества продуктов фирмы, начинает обоснованно ожидать, что этот факт благоприятно отразится на ее прибыли. В результате стоимость компании должна возрасти относительно стоимости других фирм, у которых на сегодняшний день прибыль может быть и выше, но перспективы роста стоимости более проблематичны из-за худшего качества продукции. Сегодня в зарубежной практике общепризнанным становится тезис о том, что использование нефинансовых критериев - это попытки добиться прогресса на важных этапах, ведущих к успеху компании.
Сбалансированная оценочная ведомость или аналогичная ей форма отчетности должна предоставлять возможность анализа факторов бизнеса. В ней должны быть представлены опережающие показатели - факторы стоимости. Их значение в текущий период времени связано со значением других показателей в будущем. Выбор таких опережающих показателей, естественно связан с осознанием (или, как говорят зарубежные менеджеры, видением) бизнес - модели. Бизнес-модель это совокупность факторов стоимости, выраженных в конкретных показателях, и связанных определенными соотношениями. Идея предварительного построения бизнес - модели для формирования публикуемой отчетности все настойчивее звучит в современной западной литературе.
Завтрашние требования западных фондовых рынков будут направлены на отчетность о стоимости (Value Reporting). Новая отчетность о стоимости объективно будет требовать раскрытия информации о параметрах и критериях, которые используются менеджерами для внутренних целей. Здесь в какой-то мере стираются границы между управленческим и финансовым учетом. Поэтому возникает возможность использовать основы стратегического управленческого учета для построения бизнес - модели.
Проблемы стандартизации отчетности о стоимости
Рассмотренные тенденции в зарубежной внешней отчетности - это не отдаленные, а настойчивые требования развитого фондового рынка. В недалеком будущем возникнет потребность в определенной стандартизации принципов построения новой отчетности. Уже сегодня рассматриваются некоторые трудности и перспективы такой стандартизации. Обобщив весь имеющий материал по данному вопросу, можно привести определенный перечень этих проблем.
Во-первых, построение бизнес - модели (например, связь между поведением потребителей и стоимостью для акционеров) основывается на отраслевой специфике и принятой бизнес - стратегии, что предопределяет ее индивидуальность.
Во-вторых, в некоторых случаях проблематичным представляется определение продолжительности временных разрывов в причинно-следственных связях в создаваемой схеме анализа факторов бизнеса.
В-третьих, всегда будет существовать необходимость корректировки бизнес модели.
В-четвертых, останется проблема сохранения части информации исключительно для внутреннего использования. Потребуется революция в сознании менеджера, чтобы понять и оценить выгоды от открытости информации перед сохранением конфиденциальных сведений, хотя уже в настоящее время мы имеем примеры изменения сознания менеджеров в пользу `требования справедливой прозрачности` (Regulation Fair Disclosure, FD). Так, компания Shell, по признанию многих специалистов и аналитиков, уже сегодня превратила информационный обмен в подлинный диалог, установив через различные каналы двустороннее общение с заинтересованными пользователями.
В-пятых, изменения должны произойти и в сфере аудита. Логично предположить, что акценты должны сместиться от выражения мнения о достоверности отчетных показателей к проверке надежности и адекватности бизнес - процессов. Аудитору придется оценивать эффективность деятельности организации, что в настоящее время не входит в круг аудиторских обязанностей, мало того, существуют ограничения, препятствующие аудиторам давать советы и консультации, фактически превращающие его в менеджера. Речь в данном случае идет о достаточно старой проблеме соотношения аудита и консультационных услуг.
Несмотря на вышеприведенные трудности, уже в настоящее время имеются попытки определения стандартов для совокупности нефинансовых показателей. Одной из таких попыток стала так называемая Глобальная инициатива в отчетности (Global reporting Initiative - GRI). Это долгосрочная международная программа с участием множества заинтересованных сторон, цель которой состоит в разработке и повсеместном распространении универсального `Руководства по долговременной отчетности`.
Отследить перспективы роста стоимости компании невозможно без изучения бизнес - модели. Но представление отчетной информации даже в состоянии близком к идеальному еще не гарантирует эффективность работы системы. Здесь также важна обратная связь с инвесторами и аналитиками, доставляющая внешние отклики о достоверности представленной модели. Упомянутое выше требование справедливой прозрачности инициирует непрерывный диалог с акционерами и другими заинтересованными группами. Прозрачность не сводится к элементарному распространению информации, к попытке оказать определенное влияние на всех заинтересованных пользователей, она означает активное участие внешних пользователей. Исходя из этого, отчетность должна предоставлять возможность не только информировать, но и получать ориентиры для удовлетворения дальнейших информационных запросов.
Предположение о том, что пользователи сами, по собственной инициативе, могли задавать представителям компании интересующий их вопрос в интерактивном режиме, высказать свои сомнения, кажется для нас фантастичным. Но западный мир уже близок к такой реальности.

Роль внешней отчетности в процессе обучения организации
Ключевое слово определения требования справедливой прозрачности - диалог, то есть двусторонняя связь, взаимный обмен. Когда происходит диалог, пользователи удовлетворяют свои информационные потребности, а компании больше узнают о том, в чем они нуждаются.
Технологии диалога, как известно, необходимы в образовательной деятельности. В ходе субъект - субъектного взаимодействия создаются условия для полноценного соразвития всех субъектов образовательного процесса. Применительно к процессу формирования отчетности, мы не можем в полной мере говорить об образовательном процессе, но взаимное обучение сторон здесь очевидно. Следовательно, дальнейшее развитие процессов подготовки внешней отчетности предполагает формирование самообучающейся системы через активное взаимодействие персонала компаний и внешних заинтересованных лиц.
Каждую организацию можно представить как своеобразную открытую систему знаний. Элементами этой системы являются люди как носители знаний и информация, зафиксированная на бумажных и электронных носителях. В обучающейся организации необходимо управлять знаниями людей и потоками информации. Причем, нельзя сказать, что кто-то окончательно создал обучающуюся организацию. В данном контексте управлять - значит поддерживать способность персонала к обучению. `При строительстве обучающихся организаций не бывает никаких `уже приехали`. Нет конечного пункта. Это путешествие длиною в жизнь`[4].
Управление обучающейся организацией сопряжено с повышенными трудностями, поскольку изменения в организационной культуре, ценностных установках, сознании, образе мышления, системах образования и взаимодействия представляют собой инерционный и длительный процесс.
Информационная прозрачность, являясь продуктом взаимного обучения, способствует более качественному управлению компанией. Чем больше информационная прозрачность компании, тем больше подотчетность ее менеджеров. Взаимодействие с потребителями информации должно вынуждать менеджеров постоянно `быть в форме`, развивать свои способности к самосовершенствованию.
Таким образом, корпоративная отчетность, которую с полным основанием можно назвать `диалоговая отчетность` или `отчетность диалогового взаимодействия`, становится важнейшим звеном формирования обучающей среды для менеджеров компаний и для всех заинтересованных внешних пользователей.
Во-первых, в большинстве случаев современные бизнес - модели корпоративной отчетности должны представлять показатели, характеризующие человеческий капитал компании, способности персонала к развитию и обучению. Поэтому можно говорить, что корпоративная отчетность должна представлять результат обучающего процесса.
Во-вторых, в корпоративной отчетности должны отражаться показатели, характеризующие дальнейшее развитие компании. Система нефинансовых показателей должна послужить рынку необходимым подтверждением, что успехи компании сохранятся и в дальнейшем. Создатели отчетности представляют новые тенденции в деятельности компании, а пользователи информации в свою очередь, дополняют ее реалиями, складывающимися во внешней среде. Таким образом, формируется среда постоянного взаимообучения и развития.
О перспективах развития корпоративного учета в России
Важнейшей составляющей обучающего процесса является наличие заинтересованных внешних пользователей информации, обеспечивающих обратную связь. Можем ли мы предположить развитие корпоративной отчетности без важнейшей составляющей - интересов внешних пользователей? Логично предположить отрицательный ответ. Означает ли этот факт, что в российских условиях отсутствия развитого фондового рынка наши организации не смогут эффективно конкурировать с западными в сфере создания обучающей организации?
В настоящее время мы не можем рассчитывать на бурное развитие рынка ценных бумаг, на быстрое появление активных пользователей информации финансовой отчетности. В таких условиях необходимо попытаться обеспечить своеобразную замену внешних пользователей информации. Мы считаем, что такую замену можно осуществить путем создания специфических институтов, способных сформировать среду для диалога между разными субъектами экономического взаимодействия. Даже западные сторонники рыночного саморегулирования в настоящее время признают, что сама по себе рыночная среда, без соответствующей инфраструктуры уже не может обеспечить эффективных обучающих процессов. И в нашей стране вряд ли можно уповать исключительно на рыночные механизмы. Нельзя надеяться и на централизованное решение проблемы. Как следует из практики, мобильность экономических субъектов всегда выше, чем скорость изменения регламентирующих процедур, определяющих долгосрочные перспективы развития экономики.
В нашем случае институтом, обеспечивающим формирование обучающей среды, могут стать саморегулируемые профессиональные организации, хотя они и не смогут в полной мере заменить совокупность внешних пользователей развитого фондового рынка. Специалисты, представляющие саморегулируемые организации, в обычных условиях не связаны личными финансовыми интересами с экономическими субъектами. Поэтому вероятнее всего будет существовать определенный информационный разрыв в наборе показателей и методиках их формирования по сравнению с западными компаниями. Тем не менее. мы сможем двигаться в направлении сближения управленческого и финансового учета, характерном для развитых стран.
В достаточно специфичной культурной среде некоммерческие профессиональные партнерства способны стать накопителем `знаниевого` капитала. В любой социально-экономической среде некоммерческие организаций разного рода - союзы, ассоциации, сети взаимодействующих коммерческих организаций, образовательных учреждений позволяют выработать единые нормы поведения, способные влиять на профессиональную и общую культуру. Но для нас профессиональные саморегулируемые организации - это еще и единственная возможность создания обучающей среды для экономических субъектов, реализации и развития общественной и творческой активности.
Таким образом, в России успех процесса создания обратной связи при формировании обучающей среды зависит от саморегулируемых профессиональных организаций. Но такая задача под силу только территориальным профессиональным организациям.
Во-первых, профессиональные организации на общегосударственном уровне имеют свойство становиться подобием государственных органов, со всеми вытекающими негативными последствиями.
Во-вторых, по мнению зарубежных и отечественных специалистов, процесс создания нового знания фокусируется именно в регионах. `В результате подхода к инновации с учетом культурного и институционального контекста растет важность локальных обучающих процессов, которые становятся важной частью базы знаний и инфраструктуры фирм и регионов`[5].
Западные исследователи настаивают, что в условиях глобализации регионы не исчезают как таковые, а напротив - способствуют развитию обучающей среды, поскольку на уровне региона обеспечивается более эффективный и непосредственный обмен информацией. Ведь, как известно, неотчуждаемые (неявные) знания невозможно транслировать даже через суперсовременные электронные средства связи. Знание качественно отличается от информации. Информация может передаваться с помощью материальных носителей. Знания содержат в себе еще и неотчуждаемую часть, которая может быть передана только лично в результате субъект - субъектного взаимодействия. Можно сказать, что новое знание формируется в результате эмоционального, доверительного контакта между совместно обучающимися сторонами. Внутри региона профессиональные саморегулируемые организации могут являться основным звеном механизма связи между партнерами по созданию обучающей среды. Непосредственное взаимодействие участников диалога, общий культурный опыт имеют исключительное значение для информационного обмена и развития способностей к обучению.
Необходимость создания саморегулируемых профессиональных бухгалтерских организаций сегодня признается и учеными - экономистами и государственными чиновниками. Но в большинстве случаев речь идет о разработке профессиональных стандартов деятельности, кодексе профессионального поведения и повышении квалификации бухгалтеров. То есть, пока данный институт не рассматривается как центральное звено создания обучающей среды. Исходя из обоснованного выше нового взгляда на миссию таких организаций, необходимо отметить важнейшие аспекты их деятельности, не учитываемые ранее.
Во-первых, образовательные программы должны быть направлены на совместное обучение менеджера и бухгалтера или, что менее предпочтительно, предусматривать программы для менеджеров. Обучающейся бухгалтерии не может быть вне обучающейся организации. Задачи современной бухгалтерии следуют из задач менеджмента. Кроме того, бухгалтер как адаптор, по логике должен следовать за менеджером - инноватором. Если внимательно всмотреться в обучающие программы, действующие в США, а также в американскую учебную литературу, то мы не найдем бухгалтерских учебников, описывающих учет ради самого учета. Бухгалтерский учет, стратегический управленческий учет, вопросы корпоративной отчетности рассматриваются исключительно в прикладном значении. Отечественные авторы, к сожалению, продолжают сложившуюся практику фрагментации знания. Поэтому часто получается, что предложенная менеджером новая эффективная система стимулирования персонала не работает, а информация, подготовленная бухгалтером исходя из тех возможностей, которые он имеет, не находит применения.
Во-вторых, образовательные программы должны отдавать приоритет управленческому учету. Успешность образовательной программы в основном зависит от осознания обучающимися субъектами практической применимости получаемых знаний. Сегодня многие образовательные программы по финансовому учету, ориентированные на МСФО, не находят применения на практике, поэтому эффективность таких программ незначительна. Грамотно построенный управленческий учет обязательно даст видимый эффект для обучающихся, позволит применить полученные знания на практике, следовательно, человек не разочаруется в образовательных программах.
Таким образом, региональные саморегулируемые организации смогут стать важнейшим звеном формирования обучающей среды для российских организаций.


[1] П. Сенге. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. М.,2003. С.37.
[2] Р.Каплан, Д.Нортон Сбалансированная система показателей. М., 2005. С.23
[3] Дж. Г. Шанк Стратегическое управление затратами: новые методы увеличения конкурентоспособности. СПб. 1999. С.151.
[4] П. Сенге. Указ. Соч. С.17.
[5] Н.Я.Калюжнова Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М., 2004. С.113.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия