Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЛОГИСТИКА И ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
Григорьева И. В.
доцент кафедры экономики, учета и аудита Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В. Плеханова,
доктор экономических наук


К ФОРМИРОВАНИЮ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАТРАТАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Основным методологическим принципом при определении экономической эффектив-ности управления затратами в логистических системах должен быть принцип системного подхода, позволяющий дать оценку деятельности всех участников процесса оказания ло-гистических услуг с учетом экономических интересов каждого, а также общих затрат в процессе их взаимодействия. Эффективность отдельных логистических операций должна оцениваться с точки зрения достижения стратегической цели функционирования всей сис-темы и роста общей эффективности.
Соответственно основные задачи управления затратами в логистической системе мо-гут быть сведены к следующим.
1. Формирование синергетической концепции управления логистической системой с учетом принципов гармоничного развития производства.
2. Выявление системообразующих факторов, самоорганизующих управление затра-тами в логистической системе.
3. Формирование системы показателей эффективности управления затратами в логи-стической системе.
4. Разработка механизма управления затратами в логистических системах.
5. Выявление и мобилизация резервов повышения экономического эффекта.
Существующие точки зрения на возможности повышения эффективности управления затратами в логистических системах могут быть представлены следующими подходами.
Процесс эффектообразования [1] целесообразно рассматривать в целостной совокуп-ности, что предполагает определение общего эффекта с учетом затрат в подсистемах ло-гистической системы для всех видов потоковых процессов. Анализ эффектообразующих факторов позволяет определить основные слагаемые оптимизации управления затратами в логистических системах.
Снижение затрат необходимо рассматривать с позиций повышения доходности участ-ников логистического процесса, а экономический эффект должен определяться по резуль-тату реализации логистических услуг.
При формировании системы показателей эффективности управления затратами в ло-гистических системах необходимо учитывать следующие требования: актуальность, одно-значность интерпретации, точность, ориентированность на получение информации с уче-том основных целей системы. В практике финансового анализа используют два основных подхода к определению экономической эффективности хозяйственной деятельности: ре-зультативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия относительно вели-чины авансируемых ресурсов, либо относительно величины их затрат в процессе произ-водства. Этот подход применим в исследовании при построении системы показателей для количественной оценки экономической эффективности логистической системы, характе-ризующейся совокупностью взаимосвязанных показателей.
Основным финансовым показателем функционирования логистической системы явля-ется доход от реализации продукции, оказания услуг [2]. Этот показатель учитывает и да-ет количественную оценку совокупному влиянию различных факторов. Для осуществле-ния логистических операций требуются затраты следующих ресурсов: труда персонала, занятого выполнением логистических операций (затрат на оплату труда этой категории персонала); материальных ресурсов на создание запасов в логистической системе (сред-ней стоимости материальных запасов в логистической системе); части основных произ-водственных фондов (ОПФ), используемых для логистических операций (среднегодовой стоимости ОПФ, используемых для логистических операций). Использование перечис-ленных ресурсов находит свое отражение в показателе логистических затрат. При оценке логистических затрат необходимо учитывать, что эти затраты можно подразделить на две группы: а) затраты, связанные с формированием и перемещением материального потока в сфере предложения услуги; б) затраты, связанные с процессом реализации услуги.
Учет логистических затрат представляет сложность вследствие неприспособленности современных систем бухгалтерского учета к обслуживанию процесса управления потоко-выми процессами. В этой связи для учета полных затрат в логистических системах целе-сообразно применять функциональный подход и пользоваться методами управленческого учета.
Этапы постановки задач адаптации управления затратами в логистической системе, изложенные выше, могут быть рассмотрены через призму формирования синергетической концепции развития логистической системы на основе системного подхода и принципов гармоничного производства. Синергизм является решающим фактором при принятии ре-шений о целесообразности тех или иных действий в условиях множественности выбора.
Различные формы синергизма, многообразие ситуаций, в которых возникает возмож-ность создания кумулятивного эффекта и широкий спектр релевантных понятий открыва-ет широкое поле для исследований.
Внимание к синергизму как к одной из важных концепций корпоративной стратегии было привлечено работой Ансоффа в 1960-х гг., где он показал, что стратегия, основанная на использовании эффекта синергизма, может рассматриваться как стержень процесса ди-версификации, позволяя хозяйствующему субъекту использовать текущие преимущества в новых областях деятельности [3].
В 1990-х гг. особую актуальность приобрел ресурсный подход, в соответствии с кото-рым хозяйствующие субъекты представляют собой совокупности материальных и немате-риальных ресурсов, включая компетенцию, знания и навыки [4]. Хэмел Г. и Прахалад К. в 1990 г. опубликовали статью `Стержневые компетенции корпораций`, в которой они ут-верждали, что успешные корпорации строят свою стратегию на использовании техноло-гических и других компетенций в разнообразных сферах бизнеса [5]. По их мнению, одна из основных обязанностей менеджмента заключается в идентификации и развитии стерж-невых организационных навыков и ноу-хау, изучение того, каким образом имеющиеся возможности могут быть использованы для производства различных видов конечной про-дукции.
На протяжении последних сорока лет концепция синергизма оставалась фундамен-тальной идеей научной и управленческой деятельности. Однако, несмотря на то, что мно-гие ученые утверждают, что синергизм является краеугольным камнем эффективной стра-тегии, даже успешные компании не всегда учитывают синергетические принципы управ-ления.
Анализ развития теоретических исследований концепций синергизма и организации производства, прогноз предприятиями перспектив и тенденций развития социально-экономических и производственно-сбытовых систем позволяет сделать вывод о необхо-димости разработки нового подхода к формированию и регулированию затрат в логисти-ческих системах, поиска новых способов повышения эффективности в принятии управ-ленческих решений. Такие возможности открывает концепция, основанная на системно-синергетическом подходе (разработанном И. Пригожиным, Т. Куном, Г. Хакеном), и принципах гармоничного производства (предложенных А.И. Клевлиным и Н.К. Моисее-вой), предусматривающих учет следующих постулатов: гармонии производства и окру-жающей сферы; стабильности и изменений; качества и стоимости элементов и процессов (потоков); основных и обеспечивающих функций и соответствующих им элементов структуры системы (гармония функций, структуры и связей); между управляющими и управляемыми звеньями; человеческих отношений (между трудом и менеджментом); ин-тересов и стимулов.
Основу концепции составляют базовые теории и такие прикладные дисциплины, как логистика, маркетинг. Цель создания синергетической концепции развития логистической системы имеет научно-теоретическую и практическую составляющие. Научно-теоретическая заключается в развитии теории и методологии управления затратами в ло-гистических системах на макро- и микро- уровнях в соответствии с требованиями гармо-ничного развития производства. Практическая заключается в оценке состояния, диагно-стике логистических систем, анализе проблемных мест и выработке рекомендаций по их разрешению.
Гармоничным считается производство, основанное на соблюдении оптимальных про-порций в использовании факторов производства, логистических и маркетинговых взаимо-связей и солидарной ответственности всех элементов цепи за конкурентоспособность про-дукции при совместном участии партнеров в процессе развития системы в условиях изме-няющейся внешней среды.
Складом становится транспортный поток, направленный от предприятия к предпри-ятию, от поставщика к поставщику; формируется новая модель хранения товара - на транспортных средствах (во время транспортировки). Скорость оборачиваемости капитала увеличивается многократно. Экономия только на содержании складов и создании запасов дает многократный эффект.
Гибкий учет интересов клиентуры требует от производителей оперативной реакции на изменения условий, результатом чего становится повышение качества обслуживания - сокращение времени выполнения заказов и обязательное соблюдение согласованного гра-фика поставок. Таким образом, фактор времени, наряду с ценой и качеством продукции, определяет успех функционирования предприятия.
Проблемы реализации при одновременном росте требований к качеству продукции вызывают у производителей адекватные требования к поставщикам сырья и материалов. В результате формируется сложная система связей между различными субъектами рынка, которая требует модификации существующих моделей организации в сфере снабжения и сбыта.
Значительно возрастает роль человеческого фактора, где одним из важных критериев эффективной деятельности становится обеспечение командного профессионализма. От-сюда вытекает необходимость создания условий для гармоничного взаимодействия ко-манды на всех уровнях управления. Таким образом, гармоничное производство выступает как перспективная концепция развития логистических систем.
На современном этапе логистика рассматривается как интегральный процесс, при-званный содействовать созданию потребительской стоимости с наименьшими общими затратами. При традиционном подходе материальные потоки не рассматривались в еди-ной совокупности, отсутствовала интеграция между партнерами. Любая система, в том числе и логистическая, по своему определению и существу представляет собой множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуя определенную це-лостность.
Под устойчивым развитием логистической системы понимается их способность само-сохранять свои структуры, адаптируя свою внутреннюю среду к внешним условиям за счет самоорганизации, обеспечивающей минимальные отклонения от вектора равновесия воздействующих сил. При таком подходе к понятию устойчивости логистической системы самоорганизующая эффективность устойчивого ее развития полностью отвечает эффек-тивности Парето: эффективной считается такая форма организации логистической систе-мы, при которой достигается максимальная полезность из существующих решений, тех-нологий и ресурсов, и невозможно увеличить чью-либо долю в получаемом результате, не сократив долю смежных сторон. Максимальная полезность всех участников логистиче-ского процесса соответствует максимальной возможности каждого из них при исключе-нии нанесения убытков друг другу.
В общем виде все виды логистических затрат и доходов можно изобразить в виде мо-дели обобщенных потоков (притоки денежных потоков D1 + D11; оттоки денежных пото-ков D2).
В общем случае эффект логистической деятельности будет равен:

(1)

Логистические системы, процессы, протекающие в них, обладают свойством самоор-ганизации, которое характеризуется способностью системы менять поведение или струк-туру в зависимости от окружающей обстановки в направлении, отвечающем интересам этой системы.
В формализованном представлении свойство самоорганизации можно описать сле-дующим образом. Пусть имеется некоторая система А, которая может быть представлена в форме модели сложной системы с дополнительными управляющими входами G = g1, g2, ..., gp. Имеется также система Б, модель которой вырабатывает значения управляющих сигналов g1, g2, ..., gp в зависимости от значения показателя качества управления системой W:

, (2)

где G - множество управляющих входных сигналов, способных корректировать зна-чение качества управления W в зависимости от набора заданных правил λ;
Ψ - функционал, увязывающий заданную зависимость между W и λ.
Наборы правил λ и взаимосвязь их с качеством управления W, формирующие управ-ляющий входной сигнал G, могут быть заданы только экспертами.
Управляющий сигнал G корректирует значение показателя качества управления W, что в свою очередь может привести к изменению параметров системы α1,α2, :, αk в же-лаемом направлении, где корректировка качества управления может быть также связана и с изменением структуры данной системы, то есть всей совокупности ее атрибутов.
Моделирование самоорганизующихся систем не представляет особых теоретических проблем, если применяется имитационная модель, позволяющая ввести любой набор пра-вил λ1, λ2, :, , корректирующих качество управления W. Входы, выходы и состояние этой модели (соответственно X, Y и Z) работают в имитационной модели в обычном ре-жиме и описывают объект или процесс. Выходы системы с индексом `g`, т.е. Y g, отобра-жают параметры качества управления W. Они поступают в систему Б, где анализируются в соответствии с имеющимся набором правил λ1, λ2, :, , и формируют управляющие сигналы G.
В зависимости от набора правил самоорганизации различают адаптивные, гомеоста-тические и экстремальные системы.
Адаптивные системы улучшают поведение в зависимости от значений состояния за определенный период времени, т.е. в начале, середине или конце интервала, в течение ко-торого измеряется состояние системы. Примерами адаптивных моделей можно назвать статистические модели Брауна и Хольта, которые, не являясь имитационными моделями, могут применяться в последних при оценке тех или иных параметров или способов фор-мирования правил λ1, λ2, :, .
Гомеостатические системы характерезуются тем, что поддерживают свое состояние в заданных границах.
Экстремальные системы поддерживают свое состояние в каком-то экстремальном значении, то есть в минимуме или максимуме.
В условиях неопределенности риск принятия неправильного решения очень высок. Единственный механизм, на который можно в этом случае опереться - использование об-ратной связи. Для эффективного использования механизма обратной связи следует учиты-вать:
1. При неправильной оценке времени реакции среды получаем не обратную связь на наше действие, а `суперпорцию` результатов других воздействий.
2. Отделение результатов своих и сонаправленных с ними воздействий от других.
3. Определение границ внешней системы, от которых получена данная обратная связь, в возможности и степени обобщения полученных результатов анализа на более широкую область применения.
На основании вышеизложенного анализа можно разработать синергетическую кон-цепцию формирования и регулирования затратами в логистических системах на основе системного подхода и принципов гармоничного производства.


Литература

1. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами.-М.: Наука, 1994.
2. Семенов В., Володина Е. Эффективность логистических систем //Маркетинг. - 2000. - N 2.
3. Ansoff J.H. Implanting Strategic Management Prentice Hall International, 1984. -P. 81.
4. Geneen H, The Synergy Myth. - New York: St, Martins Press 1997+, 1997.
5. Prahalad C.K., Hamel G. The Core Competence of the Corporation //Harvard Business Rewiew. - 1990. ( May-June). - P. 79-91.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия