| | Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005 | | ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ | | Мухаметов Р. соискатель кафедры мировой и российской политики Философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
| |
| | Статья посвящена рассмотрению актуального вопроса об отношении исламского мира к процессам глобализации. По мнению автора, это отношение может выступать в различных формах: от прямых конфликтов до взаимного обогащения и конвергенции исламского мира и Запада. Причем исламский мир, считает автор, может внести существенный вклад в решение проблем глобализации. | Очевидно, что процесс соприкосновения Ислама, как одного из важнейших факторов мировой политики, с глобализационными процессами станет одним из основных процессов XXI в. Также очевидно, что он будет конфликтным, так как Ислам, по крайней мере, в его аутентичном, нереформированном виде не вписывается в тот мир, который формирует современная глобализация. Вопрос состоит в том, в каком виде это противоречие будет разрешаться.
Как пишут известные российские специалисты по Исламу, в существе мусульманского сознания и религиозности есть нечто принципиально противоречащее современной модели глобализации. В отличие от ряда христианских вероисповеданий, Буддизма и Индуизма Ислам требует следования определенному образу жизни, несовместимому (или, может быть, с большим трудом совместимому) с глобалистскими ценностями и представлениями о мироустройстве .
Но исламский мир не отрицает глобализацию как таковую, он выдвигает свой проект глобализации и свой цивилизационный проект - в качестве альтернативы нынешнему, который требует от современного мира, в первую очередь от Запада, кардинальных изменений. Поэтому для того, чтобы найти механизмы встраивания исламского мира в формирующийся миропорядок потребуется широкий диалог, учет и уступки с обеих сторон.
Но пока об этом речь не идет, исламской политической доктрине вообще нет места в политическом процессе на Западе. Запад, признавая, например, легитимность христианско-демократических партий и иудаистских политических организаций, отказывает в этом Исламу и не признает естественную конкуренцию разных ценностных систем.
При этом сужается пространство для поиска путей стратегического решения по формированию отношений Запада с исламским миром и создаются условия для интенсификации `горячих` форм конфликта.
Таким образом, вырисовываются следующие формы контактов исламского мира и глобализации в ее нынешнем виде:
1) Силовое подавление и навязывание исламскому миру западных либеральных стандартов. Такой путь естественным образом активизирует ответную реакцию в самых жестких формах.
2) Попытки постепенного относительно мягкого поглощения и включения исламского мира во вновь формируемую международную систему через воспитание и заигрывание с элитами, воздействие в культурной и экономической сфере как это произошло, например, с Германией и Японией после второй мировой войны или Индией и СССР за последние десятилетия. По мнению З. Бжезинского, нет причин абсолютной несовместимости `ислама и демократии`. Однако при этом он замечает, что задача `переваривания` исламского мира будет сложнее создания трансатлантического сообщества после Второй Мировой войны .
Е. Примаков также высказывает схожую позицию, выступая за разделение понятий исламского экстремизма и исламского фундаментализма. С последним он связывает перспективу перехода в `исламскую демократию, соседствующую с традиционными ценностями` .
3) Сосуществование Ислама и Запада. Здесь просматривается определенный аналог с `холодной войной` 50-80 гг. XX в. между СССР и США.
4) Конвергенция. Постепенное взаимопроникновение и взаимная трансформация исламского мира и современных глобализационных процессов.
5) Ислам - как центр и выразитель общемирового протеста. Участие исламского мира в общемировом протестном движении за коррекцию нынешнего курса глобализации. Этот вариант развития событий предполагает, что политическая доктрина Ислама станет общим дискурсом для всех протестных сил на планете, выступающих за коррекцию нынешней глобализации.
Безусловно, вариант силового подавления абсолютно бесперспективен, и это понимают в США, которые применяют и другие, более `мягкие` методы давления на исламский мир. С другой стороны, вариант `поглощения` исламского мира Западом также вряд ли может увенчаться успехом.
Исламский мир отнюдь не замыкается на тех или иных государствах. Ограниченность методов экономического и культурного `поглощения` в случае с исламским миром демонстрируют сегодня мусульманские диаспоры, проживающие на Западе, которые, несмотря на мощное внешнее воздействие, зачастую лишь закаляются и укрепляются в собственной идентичности. Кроме того, сценарий `поглощения` в 20 в. уже пытались реализовывать британцы - но безуспешно.
Третий вариант - вариант `холодной войны` вряд ли имеет перспективы реализоваться, так как противоречит самой сути глобализации, для которой не должно быть закрытых пространств, да и исламский мир не обладает мощным ресурсом подобно СССР, чтобы противостоять второму полюсу мировой системы в рамках глобального двухполюсного противоборства. Говорить об этом варианте можно только в той степени, в которой исламский мир будет выступать неким противовесом глобальному капитализму и проектам однополюсного мира, обеспечивая тем самым определенной баланс мировой системы.
Третий вариант возможен только в том случае, если ведущие мировые акторы пойдут на создание некоего подобия общемусульманского халифата на землях бывшей Османской и Арабской империй с той целью, чтобы сделать исламское движение, ныне почти не связанное с каким-либо конкретным государством, зависимым от национальных и государственныйх интересов. В перспективе такой халифат неминуемо должна будет постичь участь СССР, то есть исламский мир может `завязнуть` в проблемах своего государства и потерять глобалистский и революционный дух. Но этот вариант представляется фантастическим, по крайней мере, пока.
На наш взгляд, в исламском мире возобладают тенденции к выражению общей протестной роли Ислама. Этот фактор будет усиливаться с течением времени: сопротивление нынешней модели глобализации и исламский политический проект будут вызывать симпатии с самых разных сторон, но вряд ли данный процесс приобретет характер `мировой революции`, чего так боятся на Западе. Участие исламского мира в движении за коррекцию глобализации будет влиять на выработку новых форм мировой социальной организации.
Пятый, `протестный` вариант будет выступать не в качестве самостоятельного сценария мирового развития, а в качестве инструмента продвижения варианта конвергенции в интересах самого исламского мира и составляющих его государств, которые увеличат свое влияние на характер глобализационных процессов, разворачивающихся на планете.
Вероятно, конвергенция исламского мира и Запада может принимать самые разные формы, в том числе формы жесткой общественно-политической борьбы и силового противостояния. Через мучительную `притирку` и взаимную адаптацию будут формироваться новые представления о совместном развитии и миропорядке, будет происходить взаимообогащение сторон, в котором важно учесть социально- экономические и морально- философские проблемы и Запада, и исламского мира.
Данный процесс можно охарактеризовать как конфликтный диалог, при ведении которого исламский мир будет выступать в качестве союзника всех мировых сил, выступающих за внесение существенных изменений в преобладающую ныне модель глобализации. Это может стать самым весомым вкладом мусульман в развитие человеческой цивилизации со времен золотого века арабо-мусульманской цивилизации.
Но говорить об этом станет возможным только тогда, когда нынешний всплеск пассионарности исламского мира приведет к тому, что он в полной мере станет субъектом своей судьбы. На данный момент времени исламский мир раздроблен политически, лишен стабильности и слаб в военном отношении.
По нашему мнению, роль консолидирующего исламский мир фактора в современных условиях может сыграть политическая доктрина Ислама, переживающая сегодня новую фазу своего развития, связанную с решением проблем глобализации. Исламский политический дискурс, становящийся общей идеологической базой, `языком` всего пробуждающегося исламского мира будет определять множество форм контактов мирового мусульманского сообщества с процессами глобализации и влиять на характер этих процессов. | |
|