Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Газизуллин Ф. Г.
профессор кафедры экономической теории и права
Казанского государственного технического университета (КАИ) им. А.Н. Туполева,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки Республики Татарстан


К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ СООТНОШЕНИЯ ИСЛАМА И НАУКИ В ТРУДАХ АЯТУЛЛЫ БАЯЗИТОВА
(1847-1911 гг.)
Аятулла (Гатаулла) Баязитов - богослов, теоретик, общественный деятель, публицист, издатель. С 1871 г. - имам, военный ахун, переводчик при Министерстве иностранных дел России, преподаватель Азиатского департамента, Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге. Основатель и издатель первой в России татарской газеты "Нур" ("Свет"). Один из инициаторов и организаторов строительства Соборной мечети в Санкт-Петербурге.

Существенные сдвиги в развитии социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни России на рубеже XIX-XX веков не могли не вызвать изменений и в жизни татарского общества. В частности, в сфере духовной культуры, где доминировали два начала: религия и наука. В татарской нации происходит формирование научной интеллигенции, интеллектуальной элиты, яркой плеяды крупных мыслителей и общественных деятелей. В этом созвездии особое место занимает Аятулла (Гатаулла) Баязитов.
Предметом нашего исследования являются следующие труды А.Баязитова, написанные на русском языке и опубликованные в Санкт-Петербурге: "Возражение на речь Эрнеста Ренана. Ислам и наука" (1883 г., 38с.); "Ислам и прогресс" (1898 г., 93с.); "Отношение Ислама к науке и иноверцам" (1906 г., 110с.).
Между ними существует определенная преемственность. Они как бы дополняют друг друга, расширяют и углубляют предмет исследования. Обогащают его содержание, усиливают аргументацию, доказательность выдвигаемых положений. Происходит восхождение в научно-теоретическом аспекте.
В трудах А.Баязитова раскрывается сущность учения Ислама. Они нацелены на его воспроизведение в первозданном, исконном виде. Рассматриваются проблемы, особо востребованные историческим периодом, эпохой, общественными явлениями и событиями.
Свою же задачу мы видим в озвучивании и анализе, прежде всего, тех положений Корана и Хадисов , которые, по мнению А.Баязитова, перекликаются, созвучны с наукой, в частности, с экономической теорией, с отдельными ее положениями и "снимают барьеры, преграды" между наукой и Исламом.
Действительно. Эту проблему нельзя не затронуть, исследуя историю формирования и развития социально-экономической мысли татарского народа. И вот почему. Во-первых, в недалеком прошлом такая тема была запретная. Во-вторых, ее игнорирование не позволяет решить научную проблему - определить суть и значимость социально-экономического характера положений учения Ислама для включения их в "актив" национальной социально-экономической мысли. В-третьих, необходимо выяснить: существуют ли точки соприкосновения науки и религии, общие для них теоретические позиции по социально-экономическим проблемам.
Соотношение науки и религии, их место в жизни общества - эти вопросы всегда были в центре внимания общественности, причем позиции участников дискуссии резко отличались друг от друга: от полного отрицания совместимости науки и религии до признания, обоснования возможности и необходимости их синтеза.
Следует отметить, что вторая точка зрения на современном этапе развития человечества становится все более усиливающейся тенденцией. Произошедшие в ХХ веке в мире качественные перемены во всех сферах общественной жизни, вызванные крупными достижениями в развитии науки и техники и технологическим их применением, переходом общества в постиндустриальный, информационно-инновационный, интеллектуальный этап своего развития, усилением интернационализации и глобализации экономики, все большим осознанием человечеством себя частью природы, нависшей над ним реальной опасностью самоуничтожения - все это заметно усилило позицию выступающих за поиски объединяющих науку и религию "родовых" признаков, за их интеграцию.
Обратимся к позиции А.Баязитова именно по такого рода вопросам, к его доводам, аргументам, позволяющим, с его точки зрения, определить "соединительные ткани, звенья", "смежные грани" между Исламом и наукой и возможность их совместимости.
1. Системный и конкретно-исторический анализ, являвшийся основным методом исследования А.Баязитова, требовал выделения центральной идеи в учении Ислама, с одной стороны, и экономической теории, с другой.
Ключевое значение в Коране придается, по его мнению, труду, трудовой деятельности. Через категорию труд он выходит на экономическую науку и находит их объединяющие начала.
Труд в Коране, подчеркивал он, рассматривается как священное дело, священная обязанность верующего. Этот основополагающий тезис учения Ислама является, по мнению А. Баязитова, веским доказательством возможности сравнивать его с трудовой теорией стоимости, составляющей, как известно, исходный принцип, фундамент экономической науки, классической политической экономики. Отсюда делается вывод, что Ислам и наука по узловой проблеме теории и жизни, при оценке ее значимости не противоречат друг другу, что они совместимы. Что для общества более продуктивно восприятие их как части целого, полезнее более конструктивное восприятие как научных, так и религиозных знаний.
Как видим, А.Баязитов воспринимал трудовую теорию стоимости Адама Смита как великое научное достижение. Это свидетельствует о масштабности его мышления, широте эрудиции.
Стремление А.Баязитова найти общие черты между Исламом и наукой, на уровне кардинальных принципов достойно, на наш взгляд, позитивной научной оценки.
2. Заслуживает особого внимания то обстоятельство, что в учении Ислама, в Коране и Хадисах в один ряд с трудом ставятся знания и наука. А.Баязитовым приводятся следующие изречения Мухаммеда: "Приобретайте знания от колыбели до могилы"; "Ищите науку и познание, если бы даже они находились в Китае или на краю света".
Обретение знаний, их совершенствование, стремление быть образованным считается прямой обязанностью верующего. Овладение науками и передача своих знаний другим ставятся выше сведения веры к отдельным ритуалам. Все это не могло не побуждать мусульман к приобретению знаний.
В вышеуказанных сочинениях А.Баязитова дается анализ процесса формирования и развития образования и науки в мусульманском мире, реализующих кардинальные установки пророка Мухаммеда. Утверждается, что если достижения древнегреческих ученых послужили основой, исходной базой становления мусульманской науки, то она, в свою очередь, сыграла пионерскую роль в их обратном возвращении Европе, следовательно, в дальнейшем развитии самой европейской науки. НА конкретных примерах показано, что именно через труды многих мусульманских ученых, их переводы, читаем мы у А.Баязитова, греческая наука вновь стала достоянием европейских ученых. Поэтому можно считать, что мусульманская наука на новом историческом витке возвратила Европе научные достижения ее предков.
3. Серьезную теоретическую, методологическую нагрузку несет тезис о нравственности, дополняющий и расширяющий содержание двух предыдущих. Нравственное оздоровление общества рассматривается в Коране и Хадисах, - подчеркивает А.Баязитов, - как абсолютно необходимое условие изжития его пороков и как фактор активизации созидательной деятельности человека. А опору нравственности Мухаммед усматривал, что особенно важно для нас, в улучшении бытовых условий жизни народа, в экономическом развитии . Значит нравственность и экономика взаимосвязаны, зависят друг от друга. Как здесь не вспомнить высказывание А.С.Пушкина, пронизанное той же мыслью: экономика и нравственность неотделимы друг от друга.
Далее. Нравственное оздоровление общества как обязательное условие поступательного его развития увязывается в Коране и Хадисах с необходимостью человека трудиться, заниматься хлебопашеством или ремеслом, торговлей, всеобщего просвещения населения, развития науки и постижения людьми ее достижений.
4. А. Баязитов решительно выступает за свободу мысли. Без этого условия не может быть, подчеркивает он, и развития науки. Вместе с тем А. Баязитов решительно выступает против крайностей, особенно невежественного толкования Ислама, приписывания ему того, что никак не составляло его суть. Критиковал за однобокое исследование, например, за подмену системного, конкретно-исторического анализа одним лишь индуктивным методом познания. Этим "грешил", в частности, французский ученый-философ Эрнест Ренан. В речи, произнесенной 29 марта 1883 года в собрании "Научной французской ассоциации" он утверждал, что Ислам, якобы, враждебно относится к рациональной науке. Свой тезис он "подкреплял" сравнением уровня умственного развития мусульманских и европейских народов в конце XIX века, фактически исключив весь предыдущий период развития человечества.
Да, в конце XIX столетия скорее всего существовал разрыв в степени умственного развития народов Европы, с одной стороны, и мусульманских народов Среднего Востока и Азии, с другой. Но ведь были и другие времена, века, эпохи, когда именно в мусульманском мире цивилизация находилась на более высоком уровне, чем в Европе. И это приходится на тот период, когда государственные деятели мусульманских стран были верны учению Ислама, руководствовались основными его положениями и требованиями, когда Ислам играл роль учения-действия, действия активного, созидательного. Таковы размышления, суждения А.Баязитова в историческом разрезе. На этой основе он пишет: "На наш взгляд, вышеприведенные соображения Ренана (т.е. его утверждения о том, что Ислам и наука несовместимы, что Ислам тормозит общественный прогресс и т.д. - Ф.Г.) вместо того, чтобы умалить влияние Ислама на науку, служат скорее в пользу Ислама и доказывают лишь одно, что как сам Магомет, так и все мусульманские халифы не были узкими, односторонними фанатиками, а обладали самым широким взглядом на науку, причем интересовались всеми отраслями ее, нисколько не пренебрегая и языческими ее источниками".
В сочинениях А.Баязитова дана объективная картина становления и развития мусульманской цивилизации с VII века по XIX век на фоне зарождения и распространения Ислама. Указаны периоды ее существенного прогресса в экономике, науке и образовании и периоды резкого отставания от мирового развития в тех же областях. Названы причины. Не учение Ислама, согласно убеждениям А.Баязитова, виновато в отставании исламских стран и их народов от мирового развития в конце XIX-го столетия, а отклонения руководящей элиты от кардинальных положений Корана и Хадисов, от учения Ислама.
Да, во всем этом - большая доля истины. Но не вся истина. Были и другие причины, например, колониальное господство Запада над Востоком.
Из изложенного видно, что, опираясь на исторические факты, А.Баязитов дает научно-аргументированную отповедь Эрнесту Ренану.
Всесторонностью анализа, строгой приверженностью научной этике исследователь убедительно показывает несостоятельность выдвигаемых против Ислама незаслуженных обвинений, предвзятых измышлений. Одновременно очищает его от искусственных наслоений. Приоритет отдается тем основополагающим положениям Корана и Хадисов, верность которым и руководство которыми может, как это имело место в VII - XII вв., вновь обеспечить поступательное развитие исламских государств, возрождение и процветание их материальной и духовной культуры посредством приобщения к достижениям развитых стран в развитии экономики, науки, техники и образования.
5. Свою историческую миссию А.Баязитов видел в донесении учения Ислама, изложенного в Коране, Хадисах, Шариате, в наиболее чистом, первозданном виде, в том состоянии, в каком оно существовало в период жизни пророка Мухаммеда и в ближайшие после его смерти годы. Стремится возрождать подлинную сущность Ислама. Основное внимание уделял главным разделам, центральным проблемам, востребованным одновременно самой жизнью, насущными задачами развития и татарского общества.
Реализуя такие высокие цели, он фактически подвел фундамент под джадидизм, под его программу.
Джадидизм - это восстановление сущности Ислама, который первейшей задачей человека считал стремление к знаниям, познание мира, а значит жизнь на основе науки. Вместе с тем он означает шаг вперед в богословской мысли, означает программу действий в новых исторических условиях. И его роль не исчерпывается XIX-XX веками. Да и содержание может развиваться, тем более могут меняться акценты на приоритетах.
В средние века, как известно, в духовной жизни мусульман, татар Поволжья и Приуралья возобладали схоластика, начетничество, фанатизм. Естественно, это не могло способствовать прогрессу татарской нации, решению ее насущных экономических и социальных проблем.
В таких исторических условиях формируется джадизм - общественное движение, видевшее свою задачу в изменении образа мышления и действия татар.
Чтобы Ислам стал учением конструктивного действия, следовало возродить и вооружить верующих теми его кардинальными положениями, которые выражают его суть и составляют условия поступательного развития общества.
`Заслуга джадидизма заключается в том, подчеркивал М.Ш.Шаймиев, что он во главу угла поставил знания, образование, науки, открытость к иным культурам, религиозную терпимость, раскрепостил женщин, дал молодежи не только мораль, но и передовые знания, которые сделали их конкурентоспособными` .
6. В системе общечеловеческих ценностей всегда особое место занимали веротерпимость, толерантность, уважительное отношение ко всем религиям и их носителям, стремление поддерживать между людьми, народами добрые отношения независимо от их религиозных убеждений.
Эти ценности приобрели еще большую значимость и злободневность в современных условиях, когда резко усилились процессы интернационализации и глобализации мировой экономики, когда в мире имеются силы, стремящиеся обострить отношения между народами на религиозной почве, когда международный терроризм пытается действовать под флагом Ислама.
Тем значительнее историческая заслуга А.Баязитова, уделявшего в своих работах одно из центральных мест проблемам межконфессиональных, межрелигиозных отношений и раскрытию по ним истинной позиции Ислама. Она является, как убедительно показывает исследователь, решительно интернациональной.
Ислам, как и другие основные мировые религии - иудаизм, христианство, буддизм - это религия мира, а не войны, религия созидания, а не разрушения. Свою конструктивную роль Ислам выполняет, если достигается научное раскрытие его основных положений и принципов применительно к решению современных проблем.


Литература:
1. Баязитов А. Возражение на речь Эрнеста Ренана. Ислам и наука. Санкт-Петербург, 1883 г. - 38 с.
2. Баязитов А. Ислам и прогресс. Санкт-Петербург, 1898 г. - 93 с.
3. Баязитов А. Отношение Ислама к науке и иноверцам. Санкт-Петербург, 1906 г. - 110 с.
4. Аминов Д.А. Татары в Санкт-Петербурге (исторический очерк), СПб., 1994 г. - 64 с.
5. Янбаева Я. Потомки Баязитова. - Харьков: Торсинг, 2003. - 63 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия