Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Попов А. К.
старший эксперт Института экономических стратегий (Москва),
кандидат экономических наук


ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ФИЛОСОФИИ ХОЗЯЙСТВА

Введение. В последние годы стало модно говорить о философии хозяйства. При всей спорности этого предмета он хорош тем, что заставляет нас задуматься об онтологи-ческих и нравственных основаниях хозяйствования и экономики.
Вопрос о том, что такое `философия хозяйства` с православной точки зрения до сих пор не имеет определенного ответа, несмотря на появление в конце 2000 г. `Основ со-циальной концепции русской православной церкви`[1], в которых были рассмотрены только вопросы о труде и собственности. В то же время, очевидно, что отечественное им-перское тысячелетнее хозяйствование, как и византийское, должно было иметь под собой и определенную `философию` как осмысление хозяйственной деятельности, базирую-щейся на православной религиозной традиции. Так оно и было. Но эта `философия хозяй-ства`, как и само православие, бытовало не в виде неких `символических книг` или из-вестной всем и принятой доктрины, как это было на Западе, а скорее, в практике россий-ского державного хозяйства, да в форме русской истории от Ломоносова, Татищева, Ка-рамзина до Ключевского с его `Историей сословий`.
Наконец, на сцену в 1912 г. выступил русский философ-экономист С.Н.Булгаков со своей `Философией хозяйства` [2], где он попытался пойти к истокам экономической науки и сформулировать новую схему, или `парадигму` экономического мышления в противовес теории К.Маркса, а вместе с ним и всей политической экономии. Одним из замыслов С.Н.Булгакова было переломить все более крепчающие в среде интеллигенции и студенческой молодежи марксистские революционные настроения, дать новую популяр-ную и консервативную идеологию.
В своей философии хозяйства С.Н.Булгаков на основе своего `догматического но-ваторства` [3] сформулировал софианскую схему экономического мышления, заимствовав многие идеи из философии Николая Федорова (4). Однако софианство, а, следовательно, и софианская философия хозяйства, как `религия мертвого дела` противоречат русской православной традиции, а потому они не могли и не могут послужить основанием для формирования национальной экономической теории, которая необходима для понимания и обновления российской экономической действительности.
Но так или иначе почин С.Н.Булгаковым был положен. И, пожалуй, самым главным и полезным у него было представление о хозяйстве как о воспроизводстве жизни и пол-ноте ее материальных и нематериальных благ. Такая широкая постановка проблемы требует ответа на следующие основные вопросы:
Ш какова природа мира как хозяйственного объекта, или какова хозяйственная космология,
Ш какова природа человека как хозяина и работника, иными словами, какова хо-зяйственная антропология,
Ш какова природа самого хозяйства и хозяйствования, или какова хозяйственная социология и домостроительство.
Но прежде, чем переходить к формулированию основных принципов православной философии хозяйства [5], хотелось бы все-таки ответить на вопрос, а что же такое фило-софия хозяйства с православной точки зрения. На мой взгляд, православную философию хозяйства можно определить, немного перефразируя преподобного
Кирилла Словенского, так: философия хозяйства - это разумение божеских и че-ловеческих хозяйственных дел, которое учит человека через добродетель насколько воз-можно приближаться к Богу, сотворившему человека по своему образу и подобию, или учит обожению по мере своих хозяйственных дел и благодати.
Принципы православной космологии. Православная философия хозяйства опирается не на отвлеченные идеи тех или иных философов и экономистов, а на Божественное От-кровение, труды святых отцов и учителей Церкви и опыт хозяйствования православных народов и потому создается на твердом фундаменте. Уже в библейском рассказе о сотво-рении мира - Шестодневе - святые Отцы Церкви находят основы православной натурфи-лософии и космологии. Согласно Откровению, Бог сотворил мир вдруг и в одно мгнове-ние и вне времени положил его основание, которое знает только Он. Мир есть целое, стройное и согласное. И как целое он создан Творцом. Мир начинается не алогично, не бессловесно, а Словом, Второй Ипостасью Бога. Бог-Отец творит Премудростию, и Пре-мудрость есть воля, и с решением воли для Бога нераздельно дело. Таким образом, космос - это Божественное творение во времени из ничего, которое имело начало, а, следова-тельно и весь мир имеет и свой временной предел.
Бог не только некогда создал мир. Он сохраняет, содержит его как Вседержитель Своим вездеприсутствием. Таким образом, в мире во всю его историю действует Боже-ственный Промысл. И само человеческое хозяйство как часть этого мира также находится в Божием смотрении.
Проникающая космос Божественная энергия имеет для него трансцендентный характер и потому никак не может считаться душой мира, которая всегда интимно и им-манентно связана со своим телом.
Мир эволюционирует, но не так, как представляется в язычестве. Возникновение твари есть начало ее становления, которое продолжается и до сего дня, в отличие от того, что думают о библейской натурфилософии. Вселенная не сразу возникает в своей полно-те. Она постепенно устрояется и в определенной последовательности и порядке. Вдруг и сразу возникают элементы, стихии мира, из ничего. И при этом Бог сообщает им си-лу(энергию) самоосуществления. Мир начинает составляться из самодвижущихся и само-разделяющихся стихий, реализуя заложенный в творении потенциал. По словам св. Гри-гория Нисского, творившего в IV веке, `все было в возможности при первом устремлении Божием к творению, как бы от вложенной некоей силы, осеменяющей бытие вселенной, но в действительности не было еще каждой в отдельности вещи`. Эта сила была вложена в стихии как логически осмысленные энергии(силы) саморазвития из потенциального со-стояния в наличное бытие. Так постепенно возникает симфония мира.
Симфония мира содержит непереходимые ступени совершенства, или сложности, и вместе с ними восхождение по ним к большему естественному совершенству. Сперва мертвое вещество, потом растения, потом существа бессловесные. Сперва вещество, по-том жизнь, в него проникающая. Есть и ступени жизни: ` жизненная и душевная сила` проявляется в трех видах: как `сила растительная и питательная` уже в растениях; как `сила чувственная` или `сила восприятия` в животных; как `сила разумная` или сила рас-суждения только в человеке. Таким образом, в православной космологии отрицается `сквозная` эволюция от простого к сложному, от неживой природы к живой. Сложное никак не может возникнуть из простого. А вот деградация сложного вполне может про-изойти.
В симфонии мира все со всем связано определенными динамическими связями. По словам св.Григория Нисского, `Все существует одно в другом и поддерживает друг друга, ибо прелагающая сила некиим круговращением прелагает все земное из одного в другое и из того, во что оно преложено, снова приводит в то, чем оно было прежде. Так создается некий круг, обращающийся вокруг самого себя и всегда делающий одни и те же обороты, так что ничто не убывает и не прибывает, но все всегда пребывает в мерах первоначаль-ных" [6, 155, 156]. Здесь дана идея цикличности происходящих в мире процессов, не толь-ко энергетического обмена, но и обмена веществ, которые будут исследоваться физиками, химиками и биологами в XIX-XX вв.
Мы видим, что в православной космологии святыми отцами Церкви заложены принципы исследования хозяйства
Ш во-первых, принцип познаваемости мира, созданного Творцом из логически ос-мысленных невещественных качеств. Эти логически осмысленные онтологические основания создают предпосылки для логического же познания мира, но не в его сущности, а в его свойствах и его явлениях. Здесь, таким образом, получает онто-логическое обоснование форма субъект - предикатного описания мира в форме ло-гических предложений и теорий;
Ш во-вторых, как принцип восхождения от абстрактного (простого) к конкретно-му(сложному) в процессе временной трансформации;
Ш в-третьих, принцип самовоспроизводства хозяйства как замкнутого в освоенно-сти человеком хозяйственного космоса.
Принципы православной антропологии. В упомянутом выше Шестодневе Открове-ние резко выделяет человека из всего природного строя в отличие от всех языческих и па-раязыческих философских систем, вроде шеллингианства, марксизма, софианства. Созда-ние человека -- это завершение творения мира, творения космоса.
Человек создан по образу и подобию Бога, что означает наличие в нем способности к творчеству (но не из ничего) и целесообразной деятельности, разумной словесности, свободной воли и нравственности. Условием успешности этой деятельности и хозяйство-вания человека является его космичность. Он средоточие вселенной, полнота природы, микрокосм, `некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная`. Потому и сотворен человек последним, что `объемлет собою всякий род жиз-ни`.
Однако не в этом достоинство человека, как утверждают язычники. Космичность человека, в отличие от их представлений, только потому и получает смысл и важность в глазах Отцов Церкви, что он создан по образу и подобию Божию и чрез это становится проводником Божественных действий, а не космических, во всякую тварь. Божественное вдуновение предназначено, по словам св.Григория Нисского, для того, `чтобы земное со-превознеслось с Божественным, и некая благодать равночестно проходила по всей твари, при растворении дольнего естества Естеством премирным`, Его Божественной энергией. Чрез человека и земная стихия получает участие в жизни духовной. В человеке сходится как в некоем центре весь космос.
Человек двухсоставное существо (душа и тело). И в нем в отличие от других при-родных существ онтологический природный момент неразрывно связан с этическим, так как он по своему духу, несмотря на грехопадение, остался суверенным свободным суще-ством, отвечающим за свои поступки.
Назначение человека заключается в том, что он должен быть царем, владыкой вселенной, мощным деятелем и творцом, через которого благодать распространяется во все более совершенствующемся мире. Перед человеком была поставлена динамическая, а не статическая задача, которая была определена не в виде каких-либо позитивных правил и предписаний, а только в виде одного запрета и дара свободы и силы, проистекавшей от непрерывного общения с Богом-Творцом. Суть грехопадения заключалась не только в том, что человек нарушил Божественную заповедь, но и в том, что он не справился с по-ставленной перед ним задачей, а предпочел свободе и разумному усилию соблазн механи-ческого решения всех проблем вкушением от запретного плода древа добра и зла [7]. Так человек встал на путь магизма и утопизма, он включил себя в мировую причинно-следственную связь и пришел, по словам прот. Георгия Флоровского, к космической одержимости.
Эта библейская история содержит в себе поучение о той исходной экзистенциаль-ной ситуации, в которой всегда находится человек: либо быть евангельским реалистом и непрерывно, день за днем решать встающие перед ним жизненные проблемы с Божьей помощью и в послушании у Бога, либо быть языческим утопистом и захотеть самому, как бог, решить все жизненные проблемы раз и навсегда, создав некий универсальный меха-низм для их решения, отыскав то ли панацею, то ли философский камень, то ли вечный двигатель, то ли хозяйственный механизм самоорганизущегося, справедливого и изобиль-ного общества на путях социальных утопий.
Принципы православного домостроительства, хозяйственной жизни и социологии. Каков религиозный смысл хозяйства для православного народа? Хозяйственное домо-строительство естественно соотнести в Божественным Домостроительством. Божествен-ное Домостроительство - это экономия. Но не экономия в смысле минимизации затрат. Экономия в хозяйстве заботится, чтобы всего было вдоволь. По словам св.Феофана За-творника, `Господь Спаситель чрез воплощение страдания, крестную смерть, воскресение и вознесение, Святого Духа ниспослание устроил всего потребного для нашего спасения не только вдоволь, но и с преизбытком. Это заготовление и все заготовленное и называет-ся экономией или Домостроительством спасения воплощенным` [8, 332, 333]. В нем мож-но видеть Первообраз хозяйственного домостроительства, которое также предназначено для спасения людей, но только в мире сем от биологической смерти, для поддержания жизни и усовершенствования всего мира божественной благодатью. Ведущее значение и в том и в другом имеет Божественный Промысл.
Человеческое хозяйство - это общественные отношения, исторически складываю-щиеся в процессе хозяйствования, т.е. отношения производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ. Очевидной целью хозяйства является потребление всех этих благ для поддержания жизни во всей ее не только материальной, но и духовной полноте, которые даются только через вышеуказанные функции хозяйствова-ния. Главной из них является производство. Само производство благ достигается за счет труда.
Труд является центральным моментом хозяйствования. По словам священномуче-ника м. Владимира, труд составляет назначение человека в этой жизни, т.к.
1) доставляет средства к жизни,
2) укрепляет телесные и душевные силы человека,
3) делает его свободным и независимым в своем существовании,
4) содействует его усовершенствованию;
5) он возвышает его до такой степени, что делает его господином над природою, который пользуется ее силами для разного рода открытий и изобретений, для распростра-нения культуры и цивилизации;
6) приводит его к источнику всякого и внешнего и внутреннего счастья и благопо-лучия, приводит к живому Богу [9].
Православное учение утверждает ту истину, которую потом переоткрыли экономи-сты со времен Адама Смита: труд есть главный фактор создания земных благ и источник внешнего благосостояния человека и человеческого общества. Одновременно Церковь учит: хорошая работа должна хорошо и оплачиваться. Но главное - спасительность хозяй-ственной деятельности достигается постольку, поскольку ее субъекты воцерковлены и своими делами являют свою веру, т.е. работают не только для себя или ближнего, но ради Христа и во славу Божию.
Исходя из природы человека, хозяйственная деятельность должна быть свобод-ной, чтобы быть разумной и нравственной. Она должна быть выключена по своим целям, а не по содержанию, конечно, из цепей как природной, так и социальной необходимости. Однако именно это мы теперь и видим на каждом шагу. Другими словами, хозяйственная деятельность большинства людей в силу ее несвободы бессмысленна и безнравственна. Характерными примерами являются массовые профессии (!) охранника и киллера, т.е. на-емного убийцы.
Ядром хозяйственных отношений является собственность на средства производст-ва, рабочую силу и продукты производства. Собственность - это отчуждающее отношение человека к богатству, дающее собственнику власть над ним, право владения, распоряже-ния и использования. Таким образом, хозяйственные отношения - это в первую очередь властные отношения по поводу богатства, которые получают законодательное оформле-ние в государстве. Праведная и `правильно приобретенная` собственность достигается личным трудом или наследством в соответствии с законом. Иным способом приобретен-ная собственность нелигитимна. Для поддержания Богом установленного порядка важно охранение государством правильно приобретенной собственности и наказание узурпато-ров чужой собственности.
В то же время Церковь видит в любом собственнике только управителя ею, `при-ставника`, а не бесконтрольного владельца, который может распоряжаться ею так, как он хочет, в том числе для удовлетворения своих страстей и похотей, игнорируя нужды дру-гих людей. Бог - Творец богатства. Главное дело собственника - дела милосердия, чтобы по примеру Господа из слова св. Иоанна Златоустого равно миловать труждающихся, на-нятых как от первого часа, так и от одиннадцатого. Отсюда возникает действительно эко-номное, а не хрематическое (денежное, ростовщическое, стяжательское) хозяйство. Осо-бенный протест Церкви вызывало любостяжательство, т.е. погоня собственника за увели-чением своего богатства в денежной форме. Богатство становится для любостяжа-тельного богача идолом, мамоной, которому он поклоняется своими делами, забыв о Боге. Богач не может без милосердия спастись богатством. Милосердие есть осуществление де-лом заповеди о любви к ближним.
Поэтому Церковь признает домостроительное, или экономное хозяйство, предна-значенное для удовлетворения общественных нужд и опирающееся на частную собст-венность, но отрицает хрематическое, стяжательное хозяйство, предназначенное для накопления богатства и удовлетворения личных нужд собственника. При ведении эко-номного хозяйства собственник спасает свою душу, потому что его предпринимательство, предоставление рабочих мест и оплаты за работу множеству трудящихся лиц, а также бла-готворение есть милость Богу, и `блаженны милостивые, они помилованы будут`.
При ведении хрематического хозяйства происходит искажение стремления к благу. Однако в современном глобальном хозяйстве основу его ведения составляет именно такое финансовое искажение, `финансомика`. С точки зрения православной философии хозяй-ства, это говорит о том, что большие деньги стали всеобщим эквивалентом власти и, кро-ме того, они стали идолом в самом точном смысле слова.
Заключение. Главное в православном видении философии хозяйства заключается в том, что если православное хозяйство есть воспроизводство православной жизни, то войти в этой хозяйство, т.е. в эту жизнь, нельзя только теоретически или неким `зачислением в штат`. Необходимо всецело погрузиться в эту жизнь вместе со всем народом. И в этом смысле история российского имперского хозяйства демонстрирует благодатный жизнен-ный поток служения всего народа, всех сословий России православной миссии - быть Третьим Римом, быть удерживающим. И эту миссию никто не отменял.
Сам факт гигантского роста и процветания тысячелетнего российского государства безусловно свидетельствует о том, что его хозяйственная система была эффективной с точки зрения достижения поставленных государственных целей, когда уровень пред-принимательской и хозяйственной деятельности позволил не только освоить обширные пространства России, но и обеспечить экономическую безопасность страны, предоставляя все необходимое народу, правительству и армии. На деле осуществляемая православная философия хозяйства была верной.[10].
Исходя из православной антропологии, космологии и домостроительства право-славная философия хозяйства выдвигает во главу угла самого хозяйствования главную цель человеческой жизни и назначение человека в контексте всего его существования. По-этому всякая форма хозяйствования рассматривается либо как спасительная либо как гу-бительная для души человека, а, следовательно, и всего его существа. После всеобщего воскресения и Страшного Суда начнется вечная жизнь или смерть того или иного челове-ческого существа, в зависимости от его дел на земле, в том числе хозяйственных.
Отсюда понятно, что всякое мирское хозяйство рассматривается, прежде всего, с точки зрения его полезности для души, а потом для тела. Как сказано, `ищите прежде Царства Божия`. И в этом отношении образцом совершенного хозяйства является мона-стырское хозяйство. Но не все могут вместить монастырскую жизнь и быть совершенны-ми. И поэтому весь мир не может стать одним монастырем. Православие трезво смотрит на человеческие душевные и телесные способности. Спасительным может быть и мирское хозяйство, как было раньше спасительно державное хозяйство, если только оно ведется без противоречия заповедям Спасителя и если хозяйственное домостроительство входит в планы Божественного Домостроительства. И сейчас, несмотря на торжество хрематиче-ского типа хозяйства, православные люди могут вести хозяйство по совести, на право-славных основах, участвуя либо в монастырском, либо церковно-приходском, либо в предпринимательском хозяйстве.


Литература
1. Основы социальной концепции русской православной церкви. М., 2000.
2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
3. Попов А.К. Догматическое новаторство о.С.Н.Булгакова// С.Н.Булгаков: экономика и культура. Материалы международной научной конференции. М., 1995.
4. Попов А.К. Чрево. Религия мнимого дела. Издательство храма Успения Божией Мате-ри. М.,1996.
5. Попов А.К. На путях к православной философии хозяйства// "Экономическая теория на пороге XXI века - 2". М.,1998.
6. Цитируется по: прот. Г.В. Флоровский. "Восточные отцы IV века". Париж, 1931, М., 1992.
7. Несмелов В.И. Наука о человеке. Тт.1, 2. Казань, 1898, 1903.
8. Жития и творения русских святых. М.,1993.
9. Владимир, митрополит. Труд и собственность в учении Русской Церкви. Работа в свете материализма и христианства//Экономика русской цивилизации. М.,1995.
10. Попов А.К. О русском имперском хозяйстве//Зернышко по зернышку, изд-во храма Успения Божией Матери, М., 2004, ?1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия