| | Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005 | | ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ | | | |
| | В выступлении А.В. Орлова представлена попытка представить энергосодержащие продукты в качестве материальной основы стоимости и ценности. Такая точка зрения имеет право на существование и обсуждение. Вместе с тем она порождает ряд вопросов, которые имеют, на наш взгляд, большое значение для экономической теории.
Подчеркивая кризисное состояние современной экономической науки, автор справедливо подчеркивает, что в конечном итоге ни трудовая теория стоимости, ни теория предельной полезности, ни теория факторов производства, взятые сами по себе, оказались не в состоянии представить научной картины хозяйственной деятельности. Что касается трудовой теории стоимости, то она действительно уделяла недостаточное внимание качественным параметрам результатов хозяйственной деятельности. Она слабо учитывала роль потребителя в процессе ценообразования. Можно было бы предъявить аналогичный упрек и теории предельной полезности: сконцентрировав внимание на поведении потребителя, она игнорирует тот факт, что создание товаров и услуг стоит производителю определенных затрат. Можно найти слабые стороны и теории факторов производства. Еще П. Самуэльсон отмечал, что говорить о предельной производительности капитала можно с большой долей условности, поскольку капитал как таковой вряд ли обладает способностью функционировать без человека.
Центральным вопросом выступления А. В. Орлова стал вопрос о том, что есть стоимость, и какова роль абстрактного труда в процессе создания стоимости. Докладчик исходит из того, что стоимость представляет собой количественное выражение затрат на производство какого-либо блага, и в этом плане является категорией объективной. Вопрос в том, что представляют собой затраты. В качестве такой затраты, создающей стоимость, отрицается возможность затраты абстрактного общечеловеческого труда, поскольку абстрактный труд - это не реальность, а всего лишь несуществующее явление, нечто неопределенное. Отсюда делается вывод, что стоимость в таком случае не объективная категория, характеризующая реальные затраты, а лишь мысленное представление, нечто непознаваемое. По поводу реальной стоимости, по мнению докладчика, нельзя сказать, что она не содержит ни грана вещества природы. Вопрос в том, что понимать под затратами, создающими реальную стоимость, и что понимать под реальной стоимостью?
Вопрос о реальности (или нереальности), определенности (или неопределенности) абстрактного труда носит философский характер. Неопределенным является все, что еще не определено. Определить, как известно, значит подвести одно понятие под другое, более широкое. И такие определения имеют место. Процесс труда есть целенаправленное воздействие человека на природу с целью удовлетворения своих потребностей. В качестве механической, т.е. поддающейся математической обработке составляющей процесса труда можно выделить работу человека. Работа, представленная как расходование человеческой энергии, отражает "природную сущность" человека, его связь с природой, зависимость от нее. Д.И. Менделеев проводил следующее различие между трудом и работой: "Работа есть понятие чисто механическое, человек способен ее давать, но, познав свою истинную силу, стремится всякими способами уменьшить свою физико-механическую работу, заставляя "двигателей" производить главную часть работы и оставляя себе лишь "труд", ограниченный малым количеством килограммо-метров работы. Труд людской не только в качественном, но и в количественном отношении может быть очень велик и очень важен для всех, - совершенно независимо от количества произведенной работы, хотя во всяком труде есть хоть маленькая доля "работы"" .
Силой страны, отмечал Д.И. Менделеев в другой своей работе, необходимо считать количество труда, затраченного ее жителями в течение определенного периода времени, например за год, также как сила машины определяется количеством работы (а работа есть произведение величины массы на длину пути, пройденного ею под влиянием силы), произведенной ма-шиной в определенное время (например, в секунду). Производительным человеческим трудом является нечто отличное от того, что называется работой в исключительно механическом смысле этого слова, потому что под трудом понимается нечто не животно-инстинктивное, а направляемое волей целенаправленное действие человека по удовлетворению общественных или личных потребностей. Поэтому-то труд не есть только работа, понимаемая в механическом смысле, хотя труда без определенной доли работы также быть не может. Под трудом необходимо понимать нечто полезное, потреб-ное или необходимое людям. Главное отличие труда от работы состоит в том, что в нем отсутствует неизбежная необходимость, исходящая от внешних причин. Для труда нужен толчок собственной, личной воли (волевой импульс), исходящий от осознанных или неосознанных, врожденных стремлений, например чувства самосохранения, любви к ближним и т.п. В труде содержится понятие свободной воли. К работе можно принудить, а к труду люди приучаются лишь по мере развития самосознания, разумности и воли. Работу может производить и ветер, и вода, и животные. Труд же есть исключительно дело человека, выражающееся не только посредством внешнего, физического результата, но и внутреннего, духовного способа, особенно при влиянии на волю других людей. В труде заложены польза работающего и его энергия, овеществленная в результатах труда. Проявление труда гораздо многообразнее, чем механическая работа, которая также многообразна. Труд, иногда очень большой и много-значительный, зачастую включает в себя ничтожно малую долю механической работы, как, например, труд руководителя, ученого или художника. Все высшее и лучшее, начиная с постижения истины, творения добра и создания произведений искусств, получается большим трудом и малой работой.
Главную характеристику труда составляет его полезность для людей. Поскольку труд всегда направлен на достижение какой-либо пользы, постольку не бывает "вредного" или "бесполезного" труда. Бывает бесполезная работа, - работа, произведенная напрасно. Потребность в труде становится очевидной только в условиях развитой общественной организации, которая начинается с так называемого "разделения труда", или его специализации. В начальный период нужна лишь работа для поддержания жизни и всех первичных отношений, как и у животных. Только труд совершенствует общество посредством изобретений и внутренней энергии, направленной во имя достижения общей пользы. Постепенно из как бы прихотливой особенности труд неуклонно становится полной общей необходимостью, и несомненно, отмечает Д.И. Менделеев, что придет время, когда нетрудящиеся не будут в состоянии прожить, хотя до этого, конечно, еще очень далеко. Количеством труда, т. е. количеством произведенных полезностей, определяется достаток людей, все их так называемое богатство и весь их капитал, который есть не что иное, как результат произведенного труда или, правильнее, остаток непотребленного труда. Выражая достаток и богатство деньгами, т.е. в сущности золотом, люди избрали его как совершенно условную единицу и то лишь по той причине, что золото в малом объеме и весе содержит много труда, не только необходимого для исследования тех немногих мест, где оно встречается, но и для работы, потраченной на его извлечение из недр земли или обработку. Весьма характерно и поучительно, что добываемый каменный уголь ныне почти сравнялся по денежной ценности с получаемым в мире золотом, но для получения данной ценности в виде золота или каменного угля в результате оказывается затраченным одинаковое число рабочих дней .
Главное отличие труда от работы заключается в том, что работа может осуществляться и неосознанно, в том числе силами природы и представителями животного мира. Труд как явление, свойственное только человеческой деятельности, включает в себя работу как простейший, всеобщий момент всякого процесса труда плюс еще что-то. В качестве этого "еще что-то" выступает целесообразная деятельность человека. Существенной характеристикой труда как важнейшей сферы человеческой деятельности является знание того, что делать и как делать, как достичь желаемого результата с наименьшими затратами человеческой энергии.
Поскольку труд "вообще" определен, постольку вряд ли целесообразно рассматривать абстрактный труд как нечто не существующее и неопределенное. Если исходить из абстрактного как всеобщего, то под абстрактным трудом можно понимать то общее, что существует в различных конкретных видах труда. Это - труд "вообще", как простая затрата общечеловеческого труда. Но разве он не имеет место в реальной действительности? То общее, что проявляется в меновом отношении двух товаров, было названо стоимостью. Это общее существует объективно в качественно отличающихся друг от друга товарах. Дело в том, что стоимость как категория философии хозяйства раскрывается в данном случае как отношение. А отношение любое, не только экономическое, не содержит ни одного грана вещества природы, является вещью чувственно сверхчувствительной. Поэтому стоимость в таком ее понимании нельзя измерить, поскольку измерить можно только то, что ощущается. Стоимость, как и полезность вещи, как и любое другое отношение, нельзя измерить, но можно выразить. Да и нет никакой необходимости в измерении стоимости с точки зрения философии хозяйства. Известны слова К. Маркса о том, что как только будут предприняты попытки измерить стоимость, придет конец политической экономии.
Несколько слов в защиту прибавочной стоимости как категории философии хозяйства. На наш взгляд, пора уже "снять" обостренное отношение к данному понятию. В условиях товарного хозяйства за все необходимо платить. Предприниматель осуществляет затраты для приобретения средств производства. Поэтому они находятся в его частной собственности. Для того чтобы жить, основная масса населения должна заработать свой доход с помощью не принадлежащих им средств производства. Но для этого они должны каким-либо образом заплатить за возможность заработать себе на жизнь. Денег нет, поэтому и возникла необходимость их зарабатывать. Если нет денег, то единственно возможной формой платы за возможность получения дохода является плата добавочным трудом. Заключается договор между работодателем и наемным работником, в котором предусматривается возможность и необходимость создавать стоимость большую, чем стоимость его рабочей силы. В противном случае, если бы наемный работник не приносил прибавочной стоимости предпринимателю, то процесс производства потерял бы для него всякий смысл. Он осуществлял бы затраты на приобретение средств производства, выплачивал бы заработную плату, а наемный работник бесплатно использовал бы чужие средства производства и зарабатывал бы свой доход, что полностью противоречит товарной природе производства.
В качестве затрат, формирующих реальную стоимость, автором доклада рассматриваются затраты жизненных средств работающих и энергоносители, которые являются энергосодержащими продуктами. В процессе производства они уничтожаются. Но при этом они способны воспроизвести дополнительные ценности (блага) в виде жизненных средств, энергоносителей или средств труда, поскольку извлекаемые из природы энергосодержащие продукты содержат, как правило, значительно большее количество энергии относительно произведенных затрат. Такая точка зрения имеет право на существование. Правда, жизненные средства потребляются, уничтожаются, на наш взгляд, вне процесса производства. В процессе производства расходуется энергия человека. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в докладе А.В. Орлова затронут целый ряд проблем научного и методологического характера, что дает почву для дальнейшего обсуждения основных направлений совершенствования российской экономической теории. Важно, на наш взгляд, при этом не потерять преемственности в развитии экономической науки. |
| |
|
|