Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

М.А. Румянцев. О диалектическом тождестве ценности и оценки

Нет необходимости резюмировать и комментировать весь содержательный доклад проф. Г. П. Выжлецова. Докладчик ясно, определенно и законченно, в классическом стиле изложил главные философские вопросы ценности и очертил предмет аксиологии. Для на-шего Семинара, посвященного разработке обширной проблематики хозяйственных ценно-стей, выяснение философских оснований этого вопроса было весьма полезным.
Концепция Г. П. Выжлецова основана на критике понимания ценности как субъ-ектно- объектного отношения, поскольку тогда ценность (значимость) сводится исключи-тельно к оценке полезности вещи (объекта). Докладчик настаивает на многоуровневом подходе к изучению ценности, в рамках которого ценность предстает перед нами как единство нормы (идеала) и оценки (объекта ценности). Такое кредо позволяет раскрыть диалектику ценности до ее воплощения в хозяйстве в виде противоречия потребительной ценности и меновой стоимости. Правда, не ясно, почему Г. П. Выжлецов пришел к выводу о том, что экономика связана с политикой не потребительной ценностью, а стоимостью - "всевластием насилия и денег". Этот стык насилия и денег и назван им политической эко-номией. Вряд ли стоит гипостазировать значение "современности" в ущерб многовеково-му духовному и хозяйственно- политическому опыту. Так, православные мыслители рас-сматривали сильное и справедливое государство в качестве ограничителя, разъедающей души людей власти денег. Не лучше ли вернуть политической экономии исходный смысл и воссоздать ее аристотелевский контекст - в виде экономики, подчиненной человеческим целям и потребностям, принципам справедливой политики государства и нормам этики?
Г. П. Выжлецов справедливо указывает на необходимость субъектного подхода к экономическому развитию и понятию хозяйственной ценности (хозяйство - функция че-ловека, способность к обмену лежит не в вещи, а в человеке). Скажу несколько слов в раз-витие этого исследовательского принципа.
Ценность (значимость) экономического феномена может быть представлена 1) чисто идеально - в качестве незримого хозяйственного идеала и норматива и 2) предметно - в качестве оценки вещи в ее конкретных видимых значимостях: в деньгах, в затратах труда, величине полезности и т.д. И в том, и в другом случае мы говорим не о субстанции экономического бытия, а только о нашем осмыслении функций этого бытия. Подлинное же хозяйственное бытие дано в виде диалектического тождества ценности и оценки, иде-ального и вещественного, внутреннего и внешнего.
Как же дано это тождество идеи и объекта, личного и предметного, смысла и фак-та? Противостояние хозяйственного смысла (ценности) и хозяйственной практики (оцен-ки) должно сниматься в синтезе, позволяющем охватить хозяйство в его целостности. То-ждество ценности и оценки дано в субъекте хозяйства, взятом в его становлении и разви-тии - в виде исторической парадигмы эволюции хозяйственных ценностей субъекта. Ло-гика развития хозяйственной ценности есть функция от смены преобладающих типов хо-зяйственного субъекта.
К примеру, преобладание индустриально- капиталистического типа экономиче-ского человека закономерно привело экономическую науку к идее редкости ограничен-ных ресурсов и положению об убывании предельной полезности благ. Здесь мы можем обнаружить теоретические ограничения анализа ценности блага, порожденные жизнедея-тельностью данного типа личности - массовым промышленным производством, подчи-ненным максимизации частнохозяйственного интереса и принципу убывающей полезно-сти при росте объема благ.
В эпоху же становления информационного общества, по оценке проф. Р. М. Ни-жегородцева, ценность продукции вытекает из ее множественности. Отсюда следует, что "информационная парадигма в экономической науке должна исходить из предположения, что человек живет в изобильной вселенной, в которой всего, что нужно хватит всем, и ос-новная проблема заключена лишь в том, чтобы суметь извлечь это из окружающего мира и правильно использовать... Поэтому следует признать, что маржинализм представляет собой отмирающий дискурс"1.
Таким образом, а) диалектическое тождество ценности и оценки дано в субъекте хозяйственного развития; б) это тождество раскрывается как функция от исторической эволюции субъекта хозяйства и в) что предполагает ориентацию экономической теории не на бессубъектную логику категорий, а на логику развития субъекта хозяйства, взятого в единстве его материальных и идеальных практик.


1 Нижегородцев Р.М. Философско-экономические аспекты становления информационной парадигмы в эко-номической науке //Философия хозяйства. - 2005. - N6. - С.68-69.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия