| | Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005 | | ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ | | | |
| | Прежде всего, хотелось бы отметить, что выступление Г. П. Выжлецова, отраженное в статье "Проблема ценности в современной аксиологии и экономике", охватывает огромный круг проблем и чрезвычайно богато идеями. В предлагаемом комментарии я не ставлю задачу критически разобрать всю концепцию, потому что, во-первых, не являюсь специалистом по аксиологии, во-вторых, это нельзя сделать в небольшой заметке. Мне хотелось бы обсудить лишь один вполне определенный аспект.
В статье Г.П. Выжлецова приведена схема, где ценностные отношения между людьми имеют конкретную структуру. В основании этой структуры размещается Природа, которую мы трогать не будем. Выше располагается объект - носитель ценности. В нашем понимании таким объектом с экономической точки зрения является продукт.
Весь мир продуктов мы делим на продукты базовые и пионерные. Иначе говоря, имеется две группы объектов - носителей экономической ценности. Базовые продукты - это продукты жизнеобеспечения с отлаженной технологией производства; пионерные продукты - продуктами жизнеобеспечения не являются и технология их производства развита плохо.
Над объектом - носителем ценности у Г. П. Выжлецова располагается значимость этого объекта. Здесь как раз и появляется ценность в экономическом смысле. При этом автор противопоставляет меновую стоимость и потребительную ценность.
По поводу этого противопоставления хотелось бы заметить, что стоимость (ценность) в самом непосредственном смысле является экономическим количеством. Она отвечает на простой вопрос - как соизмерить разнокачественные продукты. Соизмерение необходимо для того, чтобы затраты на производство не превышали результат, или иначе, чтобы произведенного продукта хватало для потребления.
Данное соизмерение разнокачественных продуктов возможно и необходимо как объективное и как субъективное.
Объективная стоимость продукта, с нашей точки зрения, двойственна. Еще до возникновения какого-либо товарного обмена человек, ведя хозяйство, осуществлял затраты и получал определенные результаты. Количественное выражение затраты получают в общественно-необходимом труде. То есть, мы имеем определенную стоимость затрат. Но какова стоимость результата? Стоимость результата, с нашей точки зрения, определяется количеством труда, которое данный продукт восстановит в процессе его потребления. Допустим, для производства буханки хлеба требуется 2 часа труда, а, будучи съеденной, эта буханка восстановит способность к трем часам труда. Двойственность объективной стоимости в данном случае выражается в стоимости затрат равной двум часам и стоимости результата равной трем часам. При этом стоимость результата порождена потребительными свойствами буханки хлеба. Стоимость порождена потребительной стоимостью (ценностью). Возникает вопрос - имеет ли объективная стоимость буханки хлеба с точки зрения результата (3 часа) прямое отношение к той ценности, которую исследует Г. П. Выжлецов? Мы затрудняемся ответить на этот вопрос.
Однако те же самые результаты имеют субъективно-психологическую оценку. Человека, который определенным образом переживает процесс нарастания затрат при производстве продукта и процессе получения результата при его потреблении. Именно в этом пункте наши рассуждения прямо смыкаются со значимостью, обозначенной в схеме Г. П. Выжлецова.
Мы разделили продукты на базовые и пионерные. У базовых продуктов объективная стоимость результата выше стоимости затрат. То есть, именно при производстве базовых продуктов возникает прибавочный продукт. У пионерных же продуктов результаты меньше, чем затраты. Чтобы эти пионерные продукты воспроизводились, их надо подпитывать базовым прибавочным продуктом.
Базовый прибавочный продукт может быть перераспределен в пользу пионерного производства путем товарного обмена. Но в этом месте возникает одно теоретическое затруднение. Для того, чтобы товарный обмен состоялся, субъекты производящие базовые продукты должны субъективно оценить их ниже объективной стоимости, а пионерные продукты - выше. В свою очередь, субъекты производящие пионерные продукты должны ценить свои продукты выше объективной стоимости, а базовые продукты - ниже. То есть, объективные и субъективные значения стоимости (ценности) результатов должны разойтись. Это отклонение субъективных оценок от объективных необходимо для осуществления неэквивалентного обмена базовых продуктов на пионерные. Но если стоять на примитивно-экономической позиции, то невозможно объяснить почему же объективная и субъективная ценности должны различаться. Концепция Г. П. Выжлецова помогает ответить на этот вопрос. Вслед за значимостью объекта на более высоком уровне следуют норма (должное) и идеал (единство должного и желаемого). Это значит, что психологические оценки продуктов в процессе обмена определяются не просто утилитарной непосредственной полезностью продукта, его способностью восстановить какое-то количество часов потенциального труда. Психологические оценки находятся, кроме того, под влияние норм и идеалов. Каким же образом формируются нормы и идеалы, влияющие на экономические оценки?
Человеческий идеал изобильной и гармоничной жизни приближают к реальности производители пионерных продуктов. Следовательно, сообщество людей, специализирующееся на производстве пионерных продуктов, начинает отождествляться с этим идеалом. Люди, воплощающие движение к идеалу формируют нормы, которые позволяют им это движение осуществлять. По классификации Г. П. Выжлецова они решают, что есть добро и зло, справедливость и несправедливость, ответственность и безответственность. Решают они эти вопросы, естественно, так, что именно их жизнь, жизнь производящих пионерные продукты, есть воплощение добра, справедливости и ответственности. Соответственно жизнь производителей базовых продуктов приобретает все больший оттенок зла, несправедливости, безответственности.
Если эта идеологическая машина запущена на полную катушку, то сообщество производящее и продающее пионерные продукты будет склонно оценивать их высоко, продавать по ценам, которые превышают стоимость результата и позволяют покрыть стоимость затрат и получить прибыль. Соответственно базовые продукты будут оцениваться гораздо ниже объективной стоимости.
Сообщество, производящее базовые продукты, под влиянием господствующей идеологии производителей пионерных продуктов, напротив, свои (базовые) продукты оценит низко, а чужие (пионерные) высоко.
Такое сочетание психологических оценок позволяет вести бесконфликтный неэквивалентный обмен, при котором производители пионерных продуктов получают необходимые им ресурсы. Эта закономерность хорошо видна на примере демократической России. Идеологическая система Запада активно внушает россиянам чувство социальной и исторической несостоятельности с тем, чтобы продавать свои технологии дорого, а нефть покупать дешево.
Г. П. Выжлецов полагает, что через ценности в человеческую повседневность "сочится" дух. Если это так, то духовна ли такая система норм и идеалов, которая освящает неэквивалентный обмен? Думается, что духовна. Как показало предшествующее изложение, кто-то должен осуществлять процесс, а кто-то должен за это заплатить. Если данная система нарушится, то человечество никогда не придет к действительному царству духа, основанному на преодолении экономического.
Вопрос состоит только в том, кто конкретно имеет право и обязанность производить пионерные продукты. Нам ответ на данный вопрос не известен. Поэтому мы полагаем, что попытки народов, производящих базовые продукты, опрокинуть народы, производящие пионерные продукты, и самим заняться производством пионерных продуктов, а бывших господ заставить платить дань столь же освящены мировым духом, как и глобальная система эксплуатации. | |
|