| | Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Исаева А. Э. аспирант факультета государственного управления
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
| |
| | В статье рассматривается трансформация системы государственной поддержки в условиях цифровизации экономики. Определяются сущность и содержание молодежного предпринимательства, как объекта государственной поддержки, устанавливаются ее основные направления. Формулируется комплексное понимание особенностей и императивов государственной поддержки молодежного предпринимательства в условиях становления и развития Общества и Экономики 4.0 и 5.0. | Ключевые слова: государственная поддержка молодежного предпринимательства, молодежное предпринимательство, цифровая трансформация экономики | УДК 334.7 Стр: 223 - 225 | Введение. Молодежное предпринимательство представляет собой важный элемент современной экономической системы и один из ключевых драйверов развития экономики и ее перехода в стадию качественного интенсивного роста, что обусловлено комплексным синергетическим влиянием данного феномена на социально-экономическую среду. Так, молодежное предпринимательство обеспечивает, как минимум: [1]
• базовое повышение деловой активности на рынках и интенсификацию процессов инновационного развития экономики;
• снижение уровня безработицы и повышение качества жизни молодого населения и, как следствие, улучшение демографической ситуации и социально-политического фона в стране, рост спроса на товарных рынках;
• повышение качества рабочей силы, насыщение рынка труда в результате практической подготовки молодого поколения к реализации профессиональной деятельности и ее адаптации к рынку труда.
Тем не менее, в современной экономике все субъекты предпринимательства сталкивается со значительным количеством сложностей и ограничений. Для молодежи, как субъекта предпринимательства, по причине объективных обстоятельств (возрастные лимиты, сокращенная доступность финансирования, недостаток жизненного и профессионального опыта, и знаний и т.д.) перечень такого рода сложностей и ограничений оказывается значительно расширен. В таком контексте перспективы реализации предпринимательской деятельности, оказываются тесно связаны с внешними (в т.ч. государственными) практиками поддержки предпринимательства.
В то же время, анализ мирового опыта, в т.ч. РФ, свидетельствует о значительной ограниченности учета в рамках системы государственной поддержки молодежного предпринимательства психологических, социальных, экономических и даже правовых особенностей молодежи как субъекта предпринимательства, что снижает эффективность их функционирования. Более того, далеко не все национальные системы адаптированы к условиям цифровой экономики и учитывают паттерны поведения молодых людей в новой цифровой среде. В этой связи определение особенностей и императивов организации и реализации государственной поддержки молодежного предпринимательства в условиях цифровой трансформации экономики становится важной теоретической и практической задачей.
Молодежное предпринимательство: сущность и основные черты. В наиболее общем смысле молодежное предпринимательство возможно определить, как особый вид хозяйственной деятельности, осуществляемый молодежью, т.е. лицами в возрасте до 35 лет, в целях систематического извлечения дохода и самореализации посредством создания нового, обладающего ценностью экономического блага в условиях принятия и несения риска, а также финансовой, имущественной, моральной и социальной ответственности. Необходимо отметить, что социально-психологические особенности и специфика правового и социально-экономического положения молодых людей накладывают значимый отпечаток на их подход к ведению предпринимательской деятельности, в связи с чем молодежному предпринимательству оказываются свойственны:
1. масштабность целеполагания, склонность к постановке завышенных, часто недостижимых целей;
2. склонность к принятию более высоких рисков, в т.ч. не всегда соразмерных потенциальной выгоде;
3. повышенная мобильность и гибкость деятельности, нонконформизм;
4. склонность к инновациям, ориентированность на них;
5. предрасположенность к использованию и развитию цифровых возможностей;
6. сокращенная доступность капитала и недостаточный уровень знаний и навыков в области;
7. расширенные спектр институциональных, нормативно-правовых и инфраструктурных ограничений;
8. наличие личностных/мотивационных трудностей.
Государственная поддержка молодежного предпринимательства: основные направления. Государственная поддержка молодежного предпринимательства представляет собой самостоятельное направление внутренней политики государства, реализуемое на стыке политики поддержки предпринимательства, как элемента экономической политики и молодежной политики как элемента социальной политики. Сама по себе государственная поддержка молодёжного предпринимательства ориентирована на устранение рыночных и системных сбоев [3] и создание тем самым благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности молодежью, эффективного развития и повышения конкурентоспособности предпринимательских структур, созданных молодыми людьми. Основными направлениями государственной поддержки молодежного предпринимательства при этом являются финансово-имущественная поддержка, обучение, информационная и консультативная поддержка, улучшение бизнес-среды, условий ведения деятельности.
Система методов государственной поддержки предпринимательства включает в себя спектр мер:
• административной поддержки (выдача лицензий, квот, регулирование экономического цикла, цен и социальных отношений и т.д.);
• экономической поддержки (финансово-кредитные меры, бюджетные меры);
• институциональной поддержки.
С точки зрения молодежного предпринимательства, как показывает практика, наибольшей эффективностью обладают именно меры экономической (в первую очередь финансовая помощь, гранты и субсидии, льготное кредитование) и институциональной поддержки (в первую очередь инфраструктура и институты, обучающие и информационно-консультационные сервисы). Анализ современных практик в данной области в мировом масштабе позволяет выделить следующие используемые властями для поддержки и стимулирования молодежного предпринимательства [2]:
1. Комплексное улучшение среды ведения предпринимательской деятельности с учетом трудностей, стоящих перед молодыми предпринимателями (создание рамочных условий для молодёжного предпринимательства). Примерами такого рода мер являются реформирование нормативно-правового поля для обеспечения более благоприятного климата для ведения предпринимательской деятельности в молодежной среде (Италия), формирование предпринимательской экосистемы (Финляндия) и т.д.
2. Прямое содействие развитию молодежного предпринимательства (предоставление государственных гарантий, льготных кредитов, микрофинансирования, программы трудоустройства, проекты развития молодежных бизнес-проектов и т.д.). Такого рода меры активно применяются, например, в Англии (практическая поддержка реализации проектов молодежного предпринимательства).
3. Формирование предпринимательского мышления и развитие профильных знаний и навыков у молодежи (профильные практико-ориентированные образовательные проекты, конкурсы, инкубаторы и т.д.). Примерами такого рода мер являются внедрение профильных программ и проектов в систему общего образования (Испания), реализация молодежно-ориентированных программ и проектов в среде профессионального сообщества предпринимателей (Португалия).
4. Осуществление информационно-аналитической и консультационной поддержки, реализация менторских программ, программ наставничества, в т.ч. в рамках развития партнерских отношений между молодежью и профессиональным сообществом предпринимателей, и т.д. Такого рода проекты могут быть эффективно совмещены с образовательными проектами (Польша).
5. Структурная поддержка молодежного предпринимательства (например, предоставление требуемой инфраструктуры для реализации проектов).
Здесь важно отметить, что в большинстве случаев, органы государственной власти предпочитают реализовывать одновременно комплекс мер, выбирая при этом наиболее релевантные страновой действительности и в силу этого результативные варианты, обладающие при этом наибольшим синергетическим эффектом.
Государственная поддержка молодежного предпринимательства на сегодняшний день на практике подразумевает деятельность в рамках следующих направлений:
1. Запуск и развитие «живой» экосистемы поддержки молодежного предпринимательства, включающей в себя не только органы власти, но и бизнес-сообщество и институты гражданского общества и управляемой специализированными институтами государственной власти.
2. Запуск и внедрение каналов коммуникации между государством и молодежным сообществом, способных обеспечить оперативный обмен информацией по актуальным вопросам молодежного предпринимательства.
3. Создание механизмов и инфраструктуры для обеспечения повышения доступности финансовых ресурсов молодежным бизнес-проектам, в т.ч. создание программ конкурсного финансирования проектов молодежного предпринимательства, развитие институтов венчурного финансирования и т.д..
4. Реализация комплекса мер в сфере образования, занятости и социального обеспечения населения, нацеленных на популяризацию и повышение практической доступности предпринимательства в среде молодежи («молодежный пакет»). Особое значение здесь имеет модернизация системы формального и неформального образования посредством внедрения в нее образовательных программ, ориентированных на формирование требуемых для ведения предпринимательской деятельности профессиональных и личностных компетенций.
5. Создание хабов для молодых предпринимателей (в первую очередь в рамках научных парков и бизнес-инкубаторов).
Государственная поддержка молодёжного предпринимательства в условиях цифровой трансформации экономики: особенности и императивы. На современном этапе социально-экономического развития (развитие Экономики и Общества 4.0. и 5.0.) особое значение приобретает адаптация всех проектов, в т.ч. государственной поддержки молодежного предпринимательства, к условиям новой цифровой реальности. С точки зрения обеспечения эффективности поддержки непосредственно молодёжного предпринимательства данная задача становится еще более актуальной, т.к. современные молодые люди максимально включены в цифровое информационное пространство, склонны к активному использованию передовых информационных технологий и ориентированы на использование, в первую очередь, современных, часто инновационных, проектов. Так, молодежь оказывается не только более расположена к жизни в новой цифровой реальности и стремится активно использовать цифровые технологии для реализации своего предпринимательского потенциала.
В таком контексте многие традиционные инструменты и каналы взаимодействия государства и молодежи, в т.ч. по вопросам поддержки предпринимательской активности, теряют свою актуальность. Необходимостью становится разработка и запуск новых цифровых инструментов поддержки, осуществление цифровой трансформации текущих сервисов и зачастую даже сущностная трансформация комплекса мер поддержки предпринимательства. Важной задачей также становится создание и развитие новой инфраструктуры, адаптированной к нуждам цифровых предпринимательских инициатив. Однако решение такого рода задач во многом является бессмысленной без решения таких базовых проблем, как повышение доступности для молодежи цифровых технологий и в целом инноваций, а также сокращение финансовых барьеров запуска бизнес-проектов, особенно в цифровых и инновационных. При этом важно, что трансформация, усложнение условий реализации проектов требует также повышения оперативности обновления содержания мер поддержки при совершенствовании методик работы с проектами молодёжного предпринимательства (особенно с финансовой стороны).
Важно, что одной из ключевых проблем на пути эффективной трансформации системы государственной поддержки молодежного предпринимательства в направлении адаптации к условиям цифровой реальности является сохранение спровоцированного базовым социально-экономическим неравенством дисбаланса в доступности цифровых технологий и уровне развития цифровых компетенцией в молодёжной среде. В таком контексте еще одной базисной задачей государства становится активное содействие устранению такого рода дисбалансов посредством комплекса инфраструктурных, образовательных и социальных мер.
Завершая рассмотрение особенностей адаптации системы государственной поддержки молодежного предпринимательства к условиям цифровой экономики, актуальным представляется также определение наиболее перспективных мер поддержки в данной области. Так, согласно мировой практике, на современном этапе наиболее эффективными оказываются следующие решения:
1. Развитие инструментария цифровых финансов, адаптированного к нуждам молодёжи и ориентированного на повышение доступности финансирования для молодёжных бизнес-проектов и упрощения процессов работы с финансовыми потоками в рамках молодёжных бизнес-проектов (онлайн-платформы для финансирования бизнеса, онлайн-системы запроса и получения финансирования из широкого спектра источников, альтернативный кредитный скоринг, мобильные кошельки, альтернативные системы платежей и т.д.).
2. Интеграция программ финансирования и наставничества — инкубационные программы в онлайн среде.
3. Развитие системы онлайн-образования (запуск профильных цифровых образовательных и информационно-консультативных платформ, симуляторов бизнес-активности и т.д.), а также внедрение в традиционную систему образования цифровых инструментов индивидуализации образовательного процесса и повышения практико-ориентированности процесса оценки компетенций.
4. Создание онлайн-экосистемы для молодых предпринимателей, включающей в себя цифровые платформы наставничества, исследовательского взаимодействия, развития партнёрских отношений с бизнесом и государством и т.д.
5. Обеспечение доступа к цифровой среде для молодежного предпринимательства (инфраструктурные и социальные проекты).
Заключение. В рамках исследования было определено, что государственная поддержка молодежного предпринимательства является достаточно специфичным явлением — предусматривает уникальный, адаптированный под социально-психологические, экономические и правовые особенности молодёжи, как субъектов предпринимательской деятельности, комплекса мер и инструментов. Так, особое значение здесь приобретают образовательные проекты и проекты финансирования.
В условиях становления и развития цифровой экономики государственные задачи в рассматриваемом поле не только трансформируются с точки зрения формы (переход в онлайн пространство) и частично сущности (новые решения, адаптированные к новым цифровым бизнес-проектам), но в значительной степени расширяются. Так, государство оказывается вынуждено не только осуществлять цифровую трансформацию системы мер и инструментов, но и создавать новую инфраструктуру и реализовывать широкий спектр образовательных и социальных мер, в т.ч. включающих в себя меры по снижению уровня неравенства доступа молодежи к цифровым технологиям, неравномерности цифровой грамотности в среде молодежи. При этом важно, что государство также сталкивается с необходимостью значительного ускорения процессов управления содержанием и формой системы поддержки предпринимательства (и сопутствующих программ). |
| |
|
|