Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Манюшко С. В.
аспирант кафедры экономики инновационного развития
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова


Концепция открытых инноваций как основной драйвер инновационного развития высших учебных заведений
В статье представлены результаты исследования характеристики использования концепции открытых инноваций при стимулировании инновационного развития высших учебных заведений России. Актуальность исследования обусловлена трансформацией перехода российских вузов от концепции закрытых инноваций к концепции открытых инноваций в период пандемии COVID-19, что усилило понимание перспективы такого стратегического решения. Рассмотрены особенности влияния инновационных процессов в образовательной организации на решение задачи по цифровизации системы профессионального обучения в современной России. Проанализированы проблемы высших учебных заведений, решение которых возможно при помощи использования открытых инноваций и совершенствования качества образовательных услуг. Определены особенности интеграции цифровых технологий с образовательными процессами в российских вузах в период пандемии. Разработаны предложения по совершенствованию механизмов стимулирования инновационного развития вузов России.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, инновационное развитие, инновации, концепция открытых инноваций, инновационные процессы, образовательная организация, вузы России
УДК 332; ББК 65   Стр: 176 - 179

Введение. Под концепцией открытых инноваций подразумевается инновационная политика организации, которая опирается не только на собственные результаты научно-исследовательских работ, но и активно привлекает разработки и инновации извне. Концепция открытых инноваций начала активно применяться крупнейшими транснациональными корпорациями с середины 1990-х гг., после чего данный опыт постепенно заимствовали и более мелкие организации, включая российские. Начиная с применения концепции открытых инноваций начался международный обмен знаниями, разработками и инновациями. Увеличилась доля продукции, создаваемая при помощи заимствованных инновационных идей.
Проблематику внедрения открытых инноваций рассматривали многие российские ученые. Например, в своей работе Л.С. Орлова [1, с. 401–406] рассматривает теоретико-методические аспекты концепции открытых инноваций, способствующих повышению эффективности управления. Б.Т. Дзусова и Л.А. Туаева [2, с. 141–148] анализируют то, как концепция открытых инноваций совершенствует образовательные процессы в вузах при помощи интеграции удаленных технологий.
М.Ф. Войцеховская [4, с. 81–87] исследует то, как открытые инновации влияют на обучение самих студентов, а И.О.К. Мамедова [5, с. 455–459] определяют актуальные методологические проблемы управления образованием в условиях трансформации образовательной среды при реализации концепции открытых инноваций.
В современной практике российской системы образования открытые инновации и технологии удаленного взаимодействия становятся одним из основных инструментов управления конкурентным преимуществом и качеством образовательных процессов, поскольку такая инновационная политика позволяет совершенствовать систему управления инновационным развитием высших учебных заведений (ВУЗ) России.
Под понятием открытые инновации подразумеваются инновации, которые организации разрабатывают при взаимодействии с внешними разработчиками, центрами НИОКР и стейкхолдерами. Закрытые инновации, наоборот, предполагают внутриорганизационные разработки, где инновации разрабатываются лишь собственными силами.
Концепция закрытых инноваций теряет свою актуальность, поскольку для нее требуется значительно больше средств и ресурсов, в чем образовательные учреждения России похвастаться не могут. Когда речь идет о концепции открытых инноваций, то здесь применяется практика заимствования чужого опыта в разработке инноваций, технологий и новых методов научно-исследовательской деятельности. Изменение стратегии инновационной деятельности учреждения образования в направлении концепции открытых инноваций имеет положительное социальное и экономическое влияние на качество образовательных процессов.
Удаленные технологии, которые были интегрированы в образовательный процесс вузов России в 2020 г. Продемонстрировали то, как результаты реализации модели открытых инноваций позволяют совершенствовать систему образовательных процессов.
Вышеизложенное предопределило цель данной статьи, которая заключается в исследовании модели открытых инноваций для стимулирования инновационного развития в высших учебных заведениях России. Соответственно, в процессе исследования решаются следующие задачи:
– рассмотрение специфики воздействия инновационных процессов в образовательной организации на решение задачи по цифровизации системы профессионального обучения в современной России;
– выявление проблем высших учебных заведений, устранение которых возможно благодаря использованию модели открытых инноваций в целях совершенствования качества образовательных услуг;
– определение особенностей интеграции цифровых образовательных технологий в российских вузах;
– разработка рекомендаций по совершенствованию модели открытых инноваций для стимулирования инновационного развития вузов России.
Основная часть. На сегодняшний день в актуализированной перспективе развития Российской Федерации важнейшим пунктом является создание верифицированных образовательных услуг с высокой степенью стандартизации и безопасности, которые будут использоваться на уровне высшего профессионального образования. Решение этой задачи ставит в прямую зависимость практические принципы формирования человеческих ресурсов, где существуют сложности в развитии инфраструктуры образовательных организаций, в том числе в технологическом аспекте.
Например, к проблемам, которые препятствуют управлению качеством образовательных услуг в вузах России, относятся следующие [16, с. 839–842]:
1. Использование устаревших методов материальной мотивации трудовой деятельности педагогического персонала, которые в основном рассчитываются по балльно-рейтинговой оценке.
2. Низкий уровень эмоционального интеллекта и психологической устойчивости у педагогов, которые не выдерживают эмоционально-психологическую нагрузку при работе с обучающимися.
3. Формирование ключевой доли финансовых ресурсов образовательного учреждения через вливания и дотации со стороны государства.
4. Формальное отношение студентов к получению профессионального высшего и среднего образования.
Нынешний этап развития сферы образования в России зависит от того, насколько эффективно будут интегрированы принципы концепции открытых инноваций в деятельность образовательных учреждений. Это позволит совершенствовать модель образования, сделать ее более интересной для современного поколения, часть из которых, со временем теряет практический интерес к профессиональному образованию.
Поскольку внедрение открытых инноваций совершенствует образовательные процессы, то это влияет и на качество образовательных услуг. Для решения данных задач требуется многогранный подход к организации системы управления инновационными процессами, где важно сочетание знаний в сфере образования, менеджмента, технологий и педагогики [8, c. 210–212]. Та, В.В. Ковельский [10, c. 15–22], анализируя инновационное развитие вузов России, определяет следующие их инновационные процессы, схематически изображенные на рис. 1.
Рис. 1. Основные виды инновационных процессов в сфере образования [10, c. 15–22],

Важно отметить то, что инновационные процессы в сфере образования поддерживаются активной инновационной деятельностью российских организаций. Так, одним из ключевых показателей инновационного развития является динамика увеличения валовых затрат на инновационную деятельность организаций и домашних хозяйств (рис. 2).
Важно отметить то, что на современном этапе ключевым инструментом совершенствования образовательных процессов в учреждениях образования России является цифровизация, а именно переход на цифровые образовательные ресурсы и платформы (программы симулятивного обучения, приложения игрового обучения, программы мобильного обучения и т.д.). Она проводится при помощи удаленных технологий, которыми пользуются, как педагогические работники, так и обучающиеся. [4, c. 81–87],
Главным триггером развития инновационных технологий в сфере цифровизации образовательных процессов послужила пандемия Covid-19 в 2020 г. Очные образовательные процессы были приостановлены, из-за чего необходимо было искать альтернативу, которая и привела к осознанию практической важности формирования системы дистанционного обучения с использованием перспективных технологий цифровизации образовательного процесса [16, c. 839–842].
Рис. 2. Динамика затрат субъектов на инновационную деятельность в России, в трлн руб. [11]

Главной проблемой такого перехода было лишь то, что учреждения сферы образования столкнулись с потребностью в цифровых технологиях в турбулентных условиях. Сроки решения проектных задач по интеграции цифровых технологических решений в образовательный процесс были кратчайшими. Однако эффективное совершенствование образовательных процессов невозможно было без следования учреждениями образования концепции открытых инноваций, поскольку их внутренние ресурсы ограничены, а наиболее известные разработки предлагают организации коммерческого сектора [3, с. 505–508].
Современная жизнь немыслима без интернет-технологий и продвигаемые проекты вузов России позволяют активно использовать их в образовательных целях. Преподавателям, заинтересованным в использовании предоставляемых программных средств дистанционного обучения, руководство вуза готово дать всю исчерпывающую информацию и оказать техническую поддержку. Данная поддержка позволяет обеспечить беспрепятственный переход к использованию цифровых технологий в образовании.
Благодаря развитию технологий удаленного доступа в вузах России происходит интеграция с другими институтами, научно-исследовательскими центрами и общественными организациями для обмена знаниями и информацией. Проводятся совместные конференции через специализированные площадки в сети Интернет, где есть возможность связаться с большим количество участников из разных стран [13, c. 20–33].
Актуальность решения вузов об интеграции цифровых технологий в образовательные процессы является следствием цифровой трансформации образования, которая обусловлена:
– изменением модели организации образовательного процесса, где можно комбинировать разные методы и инструменты;
– увеличением роли самообучения;
– появлением запроса от обучающихся на «быстрое получение знаний»;
– изменением реальности из-за увеличения роли цифрового сетевого мира.
Внедрение цифровых технологий в процессы обучения школьников и студентов в период обстановки неопределенности и карантинных ограничений Covid-19 позволило получить следующие важные результаты преобразований [2, с. 141–148], [3, c. 505–508]:
– создание комфортных условий для обучения;
– увеличение качества коммуникаций между обучающимися и педагогами;
– повышение эффективности контроля результатов обучающихся;
– появилась возможность построения индивидуальной траектории обучения для обучающихся;
– снижение расходов учреждений образования на организацию образовательных процессов;
– увеличение доступности знаний и учебных материалов для обучающихся.
Однако внедрение цифровых технологий в систему образования выявило такую проблему, как низкая цифровая грамотность педагогического состава. По словам бывшего министра О. Васильевой, «84 % учителей не владеют компьютерной грамотой».
Поэтому в целях развития цифровой грамотности у педагогического персонала особое значение имеет развитие навыков, представленных на рис. 3.
Рис. 3. Основные навыки педагогов в условиях цифровизации образования
Разработано автором

В условиях цифровизации особую актуальность приобретает образовательное пространство в метавселенной. С помощью данной технологии у студентов есть возможность проводить опыты по химии в безопасной обстановке, анализировать и проводить тестирование технических задач для выработки оптимизационных решений. В отличие от привычных видеоконференций в различных сервисах беспроводного взаимодействия, метавселенная позволяет социализировать учащихся, не выходя из дома, ввиду окружения аватаров одногруппников за виртуальными партами и различных способов взаимодействия с ними как в реальности.
Для преподавателя такая «интеракция» также будет удобным методом преподавания. В виртуальной аудитории он сможет разместить необходимое количество экранов для отображения материалов, моделей, дашбордов и т.д. При необходимости есть возможность подойти к учащемуся и обратиться лично, если у него возникают проблемы в ходе образовательного процесса. Вышеназванная технология также подойдет и для общеобразовательных школ.
В России уже наблюдаются успешные кейсы по внедрению образовательных метавселенных. Потенциально в ближайшие пять лет образование в метавселенной станент привычным делом для всех вовлеченных участников. Самыми основными факторами при внедрении таких решений являются:
– разработка методических рекомендаций для преподавательского состава по процессу обучения и взаимодействия в метавселенной;
– оценка цифровой зрелости ВУЗа, в котором планируется ввести данную технологию;
– оценка целесообразности внедрения и потенциальных рисков;
– система защиты персональных данных, согласованная с государственными органами;
– оснащение необходимым оборудованием учащихся и преподавателей для проведения виртуальных лекториев.
Помимо учреждений образования и педагогического персонала важно участие Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Как государственный институт регулирования и управления, он должен осуществлять организацию разных форм финансовой и юридической поддержки для интеграции технологий концепции открытых инноваций в организацию образовательных процессов и повышения качества образовательных услуг [9, c. 18–21].
Очевидно, что успешность инновационного развития вузов будет определяться не единичными решениями на федеральном уровне или отдельными частными инициативами вузов, преподавателей и студентов, а обеспечением всех факторов развития образовательных экосистем в их системном единстве [7, c. 149–164].
Так, на сегодняшний день в российской практике существует большое количество разнообразных цифровых платформ, применяемых в высшем профессиональном образовании. Их краткая характеристика представлена на рис. 4.
Рис. 4. Цифровые платформы, используемые в российском образовании [12 с. 24–29]

Вместе с тем, Министерством науки и высшего образования был инициирован федеральной проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Ее целью является формирование в университетах России тридцати тысяч предпринимателей к 2030 году. Такое решение будет способствовать созданию передовых технологических продуктов и услуг, а также появлению новых рабочих мест.
Заключение. Таким образом, чтобы максимально достичь поставленных целей инновационного развития российских вузов необходима трансформация системы управления инновационной деятельностью в сторону концепции открытых инноваций, которая позволяет заимствовать опыт других образовательных учреждений и коммерческих организаций по внедрению и разработке новейших технологий [14, с. 181–194].
Практика совершенствования образовательных процессов в учреждениях образования России за период пандемии Covid-19 в 2020–2021 гг. продемонстрировала, что данная стратегия управления инновационной деятельностью имеет высокую практическую значимость и реальную эффективность.
Учреждения образования были открытыми для заимствования и внедрения удаленных технологий, которые позволили им организовать систему дистанционного обучения, которая продолжила программу обучения для школьников и студентов всех регионов. Если в сфере образования будет продвигаться идея концепции «закрытых инноваций», то это приведет лишь к снижению обмена и сотрудничества между образовательными организациями, научно-исследовательскими центрами и институтами. К тому же, такая стратегия обходится более затратно, поскольку необходима организация полного цикла процессов инновационной деятельности, а для сферы образования, финансируемой за счет бюджетных средств, такое выделение средств не будет целесообразным. Открытые инновации более доступны, поскольку образовательные учреждения реализовывают партнерские отношения с другими организациями, предоставляющими доступ к новым технологиям и разработкам.


Список использованных источников:
1. Орлова Л.С. Концепция открытых инноваций: понятие, инструменты и эффективность их применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2019. — № 10. — С. 396–409.
2. Дзусова Б.Т., Туаева Л.А. Возможно ли получение качественного образования в удаленном режиме с использованием дистанционных технологий? // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4 (26). — С. 141–148.
3. Бариков Л.Н. Дистанционное образование: технологии удаленного взаимодействия // Современное образование: содержание, технологии, качество. — 2021. Т. 1. — С. 505–508.
4. Войцеховская М.Ф. Некоторые аспекты цифровой трансформации методов обучения студентов в условиях дистанционного обучения // Ярославский педагогический вестник. — 2022. — № 4 (127). С. 81–87.
5. Мамедова И.О.К. Методологические проблемы управления образованием в условиях трансформации образовательной среды // Шамовские чтения. — 2023. — С. 455–459.
6. Дистанционные технологии в образовании. URL: https://mgimo.ru/about/structure/dit/distant/ (дата обращения: 26.11.2023).
7. Пермяков О.Е., Павлова Т.А. Многофакторное управление развитием инновационных образовательных экосистем вузов // Управленческое консультирование. — 2020. — № 12 (144). — С. 149–164.
8. Храмцова Н.А., Рыбакова К.Б. Участие вузов в развитии инновационной деятельности // Стратегии бизнеса. — 2021. Т. 9. — № 7. — С. 210–212.
9. Омаров М.М., Афанасьева Е.С. Развитие инновационной инфраструктуры вуза: направления совершенствования // Международный экспедитор. — 2021. — № 2. — С. 18–21.
10. Ковельский В.В. Направления инновационного развития вузов на современном этапе // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. — 2020. Т. 11. — № 2. — С. 15–22.
11. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2023.
12. Саланкова С.Е., Кузенкина О.А. Использование цифровых информационных технологий и цифровых образовательных платформ для повышения эффективности обучения студентов вузов // Формирование системы подготовки и профессионального роста научно-педагогических кадров в ДПИ и художественном образовании. 2022. С. 24–29.
13. Гаврилюк А.В. Интеллектуальная собственность в цифровой экономике: теоретические и практические аспекты // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 2. — С. 20–33. — DOI 10.25198/2077–7175–2021–2–20.
14. Гаврилюк А.В. Формирование и реализация перспективных методов управления развитием культуры инновационной деятельности // Труд и социальные отношения. — 2020. — Т. 31. — № 6. — С. 181–194. — DOI 10.20410/2073–7815–2020–31–6–181–194.
15. Коронавирус «обнажил» все проблемы дистанционного обучения. URL: https://news.rambler.ru/education/43978808-koronavirus-obnazhil-vse-problemy-distantsionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 02.02.2024).
16. Мирзаев Ш.С. Задачи дистанционного обучения. Программные реализации систем дистанционного обучения // Вопросы устойчивого развития общества. — 2021. — № 12. — С. 839–842.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия