Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Воронцова Г. Г.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук

Воронцова А. В.
доцент кафедры туристского бизнеса
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,
кандидат географических наук


Креативный подход и цифровые технологии в проектной деятельности при подготовке кадров для индустрии гостеприимства и туризма
В статье рассматривается влияние трендов развития индустрии гостеприимства и цифровизации отрасли на процесс подготовки персонала для отрасли, а также анализируются креативные педагогические технологии в проектной деятельности с обучающимися на примере конкретного проекта по разработке глэмпинга в Карелии.
Ключевые слова: цифровизация индустрии гостеприимства, VR (virtual reality) и AR (Augmented reality) технологии, проектная деятельность, эмпатия, креативная уверенность, концепция предприятия, дизайн-проект, педагогические технологии
УДК 378.147; ББК 74.48   Стр: 157 - 160

В условиях политической и экономической нестабильности, а также все возрастающего давления на нашу страну, развитию туризма и индустрии гостеприимства в России уделяется большое внимание, что подтверждается новыми проектами и поставленными перед отраслью Президентом РФ амбициозными задачами. Переход к развитию внутреннего и въездного туризма в России дал толчок к формированию как административных инициатив на примере Национальных проектов, так и разработке новых туристских территорий и дестинаций. Это позволит к 2030 году увеличить число поездок до 140 млн, что, в свою очередь, может увеличить долю отрасли в ВВП России до 5% [6].
Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» предполагает активное строительство гостиниц и иных средств размещения, создание тематических парков и рекреационных зон, горнолыжных и пляжных курортов и других объектов, при этом туризм остается драйвером развития смежных отраслей в регионе.
Активный рост туризма в различных регионах РФ подтверждается и статистикой за 2023 г., а именно, загрузка номерного фонда увеличилась на 13,5%, количество туристских поездок увеличилось на 20% по сравнению с 2022 годом [6].
Представители отрасли выделяют следующие тренды развития индустрии гостеприимства на 2024 год: персонализированный сервис и предложение индивидуальных туристских продуктов на веб-сайтах; омниканальное обслуживание; отдых в санаториях и СПА; Work-Life Balance — сочетание возможности работать и отдыхать; создание гибких и адаптированных пространств для потребностей гостя; гиперлокальный опыт — внимание к местной культуре и истории; использование российских систем бронирования и социальных сетей; автоматизация процессов и переход к бесконтактным технологиям обслуживания — цифровые ключи, виртуальные услуги и искусственный интеллект в сервисных процессах [3].
Все чаще в индустрии гостеприимства и туризме используются технологии виртуальной реальности VR (virtual reality) и AR (Augmented reality), когда путешествующий, погружаясь в трехмерное пространство, может представить объемное пространство гостиничного номера, блюда в ресторане или туристско-экскурсионного объекта.
Современная целевая аудитория туристской отрасли и индустрии гостеприимства в полной мере владеет этими технологиями, а также активно использует в своей профессиональной деятельности и личной жизни XR (Extended Reality) технологию, которая расширяет возможности взаимодействия с окружающей средой через различные гаджеты.
Сегодня отельеры делятся опытом использования новых сервисных продуктов на базе искусственного интеллекта, разработанных российскими специалистами в сфере IT технологий, так например: IT-компанией startlab.pro был разработан первый ИИ администратор для глэмпинга; в результате коллаборации компании «Rubbles» и горного курорта «Роза Хутор» была разработана и внедрена интерактивная карта по прогнозированию загрузки канатных дорог на конкретный период времени; компания «Массовая персонализация» разработала технологии по созданию автоматически генерируемых персонализированных видеороликов по запросу гостя при его звонке в отель. Данная технология позволяет сформировать у гостя личные впечатления о номере, услугах, а также прообраз своего предстоящего пребывания и отдыха в отеле [4].
Внедрение в практическую деятельность предприятий гостиничной и туристской сферы IT-технологий становится неоспоримой и неизбежной реальностью, которая диктует необходимость использовать такие технологии в процессе обучения студентов, чтобы они были готовы работать в быстроменяющихся реалиях цифровизации и развития отрасли.
На фоне роста экономических показателей в туризме и индустрии гостеприимства РФ, развития разнообразных средств размещения, внедрения цифровых технологий в сервисные процессы, многие представители отрасли отмечают общий дефицит кадров как среди линейного, так и управленческого персонала. По словам генерального директора компании Cronwell Development А.А. Мусакина, среди линейного персонала в 2023 году наиболее востребованы были: курьеры — 3%, администраторы — 2,6%, официанты, бармены, повара, хостес, бухгалтеры — по 2% на каждую профессию [5].
Уход западного менеджмента с российского рынка обнажил еще одну проблему с персоналов в гостеприимстве, а именно, неготовность российских менеджеров занять освободившиеся ведущие позиции в отелях, поскольку они были не готовы брать на себя ответственность при принятии управленческих решений по стратегии развития предприятия.
Заявка отрасли к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов, а также неоспоримая реальность внедрения в практическую деятельность предприятий гостиничной и туристской сферы IT-технологий, диктует необходимость преподавателям искать новые методики и креативные подходы в образовательном процессе. Проектная деятельность является как раз таким инструментом, который позволяет формировать у обучающихся творческий потенциал и креативную уверенность.
Если рассмотреть процесс формирования нового туристского продукта с позиций деятельности, то можно выделить следующие виды творческой и научной деятельности: эмпатия, фокусировка, генерация идей, выбор идеи, протетипирование решения и тестирование идеи. Чтобы осуществлять все эти виды деятельности необходимо уже со студенческой скамьи формировать у обучающихся профессиональные компетенции и навыки командной работы, что возможно осуществить только в рамках проектной деятельности. Проектная работа с обучающимися должна быть четко спланирована, носить инновационный характер, отвечать на запросы как конкретного работодателя, так и в целом рынка туристских услуг для дальнейшего масштабирования новых решений в индустрии гостеприимства [1].
Результатом такой проектной деятельности может служить проект разработки концепции глэмпинга «Cuuppa-глэмп» в Карелии, который осуществлялся обучающимися 3 курса в 2023 году. Выполнение проекта проходило строго по техническому заданию, в котором заказчик определил основные требования к содержанию аналитической записки, а также концепции глэмпинга, его дополнительным услугам, стратегии продвижения и дизайну как глэмпингов, так и территории.
Перед началом работы над проектом нами было проведено анкетирование студентов с целью выявления их отношения к проектной деятельности. Было опрошено 112 человек. На вопрос «Если у Вас опыт участия в проектной деятельности?»: 3% из опрошенных, ответили — да, 6% — частично и 91%– нет. На вопрос «Какие задачи позволяет решить проектная деятельность?» были получены следующие ответы: 12% — операционные, 56% — тактические, 32% — стратегические. На вопрос «Какие педагогические технологии ранее применялись в образовательном процессе?» студенты назвали: 1 — контрольные вопросы, 2 — ситуационные задачи, 3 — ролевые игры, 4 — таблицы, графики и диаграммы, 5 — кейс-стади, 6 — мозговой штурм. На вопрос «Какие цифровые технологии ранее использовались Вами в образовательном процессе?» чаще всего студенты отмечали следующее: 1 — Таблицы Exel; 2 — матрица SWOT-анализа; 3 — графические программы (диаграммы, графики); 4 — Microsoft Visio; 5 — другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что с некоторыми элементами проектной деятельности обучающиеся уже знакомы, но у них еще не сформирован полностью навык этой деятельности, тем более что решение проектных и творческих задач требует освоения дополнительных цифровых технологий и методик взаимодействия в группе.
На этапе формирования команд и составления матрицы ответственности уже стали проявляться лидерские качества отдельных участников, а также приоритетные направления в решении общих задач команды по разработке концепции глэмпинга.
Маркетинговое исследование включало в себя: анализ рынка индустрии гостеприимства в России, анализ рынка индустрии гостеприимства и турпотока Карелии, анализ конкурентов и SWOT-анализ. Исследование выполнялось с использованием Mind-карты с отдельными фреймами по направлениям исследовательского задания. Команда регистрируется на портале Mindomo.com, в разделе «Студенты», данная регистрация бесплатная. Цифровая карта позволяет визуализировать результаты маркетингового анализа, ускорить процесс исследования, а также повышает креативность образовательного процесса.
На основе данных исследования были выделены приоритетные направления развития туризма, такие как экологический и этнографический. Экологический туризм — на сегодня самый быстро развивающийся сектор среди всех видов отдыха, а также один из наиболее популярных в 2022 году видов отдыха в России. Если проанализировать туристский поток Карелии с 2013 года, то можно отметить динамику его роста с 596 000 человек до 1 070 000 человек в 2022 году, а в первом полугодии 2023 года он составил уже 705 000 человек.
Рис. 1. Туристский потенциал Карелии [2]

По результатам анализа рынка предприятий гостеприимства Карелии был сделан вывод, что 67% малых средств размещения сосредоточены в Петрозаводске, поэтому на данный момент необходимо развивать и другие территории, где еще сохранилась традиционная культура и народные традиции республики. Наименее развитыми относительно туристского потенциала являются следующие районы Карелии: Калевальский, Беломорский, Кемский, но в тоже время они являются очень привлекательными с точки зрения туристских ресурсов, и могут привлечь туристский поток в Карелию.
Глэмпинг, как средство размещения, пользуется наибольшей популярностью в экологическом туризме. Ниже на рисунке представлены регионы, в которых активно развиваются глэмпинги, Карелия занимает 6 место среди 12 регионов.
Рис. 2. Регионы — лидеры по количеству глэмпингов

Улучшение инфраструктуры также повышает привлекательность Карелии для туристов. Современные путешественники хотят получать разнообразные впечатления и дополнительные эмоции, но при этом, они также хотят сохранить уже привычный комфорт пребывания на гостиничном предприятии. Для анализа конкурентов были выбраны 5 глэмпингов, и проведен сравнительный анализ.
В глэмпинге «Юрта Лахти» гостям предлагают уникальный тип размещения — юрты. Глэмпинг «Елки на Горке» предлагает туристам разместиться в купольных домах с панорамными окнами, расположенными рядом с лесом и рекой. Глэмпинг «Папоротник» расположен на берегу родникового озера Мериянлампи (в переводе Морское озеро) в реликтовых лесах южной Карелии. Глэмпинг «Lago Ladoga» располагается на острове Хавус в Ладожских шхерах — это пример одного из наиболее привлекательных по расположению глэмпингов.
Целевая аудитория конкурентов отчасти совпадает с целевой аудиторией «Сиирра-глэмп». Предполагаемый основной сегмент «Сиира-глэмп» — это женщины и мужчины в возрасте от 25 до 40 лет из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской обл., Петрозаводска. Уровень дохода средний и выше среднего. Хобби: активный отдых на природе, заинтересованы в устойчивом экологическом туризме. Таким людям понравится уникальная локация нашего глэмпинга — берег Белого моря — и наши дополнительные услуги (sup-surfing, сплавы, походы).
Второй сегмент представляет собой корпоративных клиентов, приехавших в Чупу на мероприятия в рамках тимбилдинга. Например, в качестве дополнительных услуг такому сегменту можно предложить совместные походы и сплавы, а также аренду шатра для проведения семинаров.
Также в качестве дополнительных сегментов целевой аудитории было предложено выбрать людей, приехавших с целью паломнического туризма, так как поблизости находятся Соловецкие острова — один из центров религиозного туризма в Карелии, и спортсменов-любителей водных видов спорта (сплавы на байдарках и парусный спорт), ведь в Чупе находится яхт-клуб.
Анализ конкурентов проходил по следующим критериям: удалённость от Петрозаводска, максимальное количество услуг, цены на проживание, рейтинг на сайтах, оценка выставлялась по 10 бальной шкале. Данные представлены в Таблице 1. Цены и рейтинг на сайтах глэмпинга «Cuuppa-глэмп» не представлены, так как этот объект проектировался студентами.

Таблица 1
Конкурентоспособность глэмпингов Карелии
Критерии
(баллы)
Cuuppa-
глэмп
Юрта
Лахти
Елки на
Горке
Папо-
ротник
Lago
Ladoga
Удаленность от Петрозаводска371045
Количество услуг678109
Цена на проживание6795
Рейтинг на сайтах554,45

На основе этих данных был построен многоугольник конкурентоспособности глэмпингов.
Исходя из проведенного студентами анализа отзывов гостей глэмпингов Карелии, было установлено, что отдыхающие уделяют наибольшее внимание чистоте, комфортности пребывания и температуре в средстве размещения, обустроенности окружающей территории, а также уровню сервиса. При анализе конкурентов были выявлены как преимущества, так и недостатки глэмпинга в поселке Чупа. Из недостатков можно выявить удаленность от Петрозаводска, отсутствие бани или сауны, экскурсий по округе, настольных игр и ресторана с доставкой.
SWOT-анализ проектируемого глэмпинга проводился с использованием общепринятой матрицы и позволил выявить сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности. На основании результатов маркетингового исследования была разработана концепция будущего глэмпинга, а именно, лесной глэмпинг.
На данном этапе проектной деятельности ключевая задача преподавателя заключалась в помощи обучающимся преодолеть страх получить неодобрение, в оказании поддержки самых невероятных идей и поиске нового креативного решения задач в процессе проектирования. В ходе творческих дискуссий, просмотра концепций уже существующих объектов размещения, различных дизайнерских решений и поддержки преподавателя у обучающихся формируется креативная уверенность.
Креативную уверенность очень легко загасить, если критиковать и часто говорить, что идея плохая и ее нельзя реализовать, если брать решения за обучающихся на себя, лишая их возможности сформировать свой опыт креативной уверенности. Студенты должны иметь возможность совершать ошибки и приходить к осознанию несостоятельности своих идей и решений, а преподаватель на этом этапе выполняет роль ментора, консультанта, соавтора проекта.
Результат такого креативного подхода в проектной деятельности с обучающимися представлен ниже в содержании концепции и авторском дизайн оформлении территории и глэмпов. За основу дизайн концепции был выбран тематический, лесной глэмпинг, а стиль домиков — скандинавский минимализм с учетом карело-финской мифологии. Именно поэтому в дизайне домиков и интерьера для глэмпинга были выбраны следующие цвета, отражающие концепцию глэмпинга: зелёный это цвет природы, леса, синий — море, а белый — чистота девственной природы, бежевый — кора деревьев, черный — цвет камня шунгит. Дизайн отвечает миссии глэмпинга и его задаче — сформировать комфортный отдых гостя наедине с природой.
Зона организации питания была представлена в виде многофункционального шатра, который также можно использовать и для проведения мероприятий (банкеты, корпоративы). На территории глэмпинга также располагаются следующие объекты: сувенирная лавка, пункт проката спортивного инвентаря, баня, беседки и костровые зоны с мангалами, пирс, парк света и веревочный парк. В парке света размещены различные деревянные фигуры и элементы с учетом карело-финской мифологии. Банный комплекс предполагает сочетание различных видов услуг, в том числе и принятие горячих водных процедур в чане из шунгита на улице.
С маркетинговым анализом обучающиеся справились довольно легко, так как у них уже были сформированы определенные навыки в ходе обучения на предшествующих учебных дисциплинах. Для разработки дизайн концепции необходимы были другие профессиональные компетенции и, в том числе, креативный подход в выборе идей, а также владение цифровыми технологиями. Студентам для создания дизайн-концепции предлагалось использовать различные компьютерные программы: ArchiCAD, Autodesk Revit, 3D Max, Sweet Home 3D, Planoplan.
Для разработки стратегии продвижения глэмпинга обучающиеся выбрали технологии продвижения через контекстную рекламу, сайты агрегаторы, социальные сети и привлечения блогеров, а также предложено оригинальное решение — разработка цифрового маршрутного листа. При формирование данного маршрута необходима будет коллаборация местных органов управления и бизнеса, поскольку предполагается создание небольших достопримечательностей в лесу (тотемов и арт-объектов) вокруг территории глэмпинга и поселка Чупа.
Предлагаются следующие остановки туристской тропы для посещения объектов: 1) Врата мечты, 2) Лесной страж, 3) Место уединение, 4) Избушка карельского волшебника, 5) Беседка желаний, 6) Полет фантазии. Достопримечательности, созданные на основе этнокультурных традиций и поверий, придадут этому региону необходимую известность, позволят привлечь дополнительный поток туристов, а также возродить туристский потенциал района.
В проектной работе приняли участие 112 обучающихся, которые представили 14 проектов, работодателем было одобрено 3 проекта, а различные элементы других проектов и творческие находки получили предложения к дальнейшему внедрению.
После окончания проектной работы нами также было проведено анкетирование, которое показало следующие результаты. На вопрос «Выполнение какой части проектного задания вызвало наибольшие трудности?» были получены ответы: 9% — маркетинговый анализ, 12% — выбор идеи, 16% — обоснование концепции, 56% — разработка дизайн-проекта, 7% — оценка экономических показателей проекта. На вопрос «Чем были вызваны эти трудности?» — студенты отметили: 17% — неготовность брать на себя роль лидера команды, 6% — недостаточность теоретических знаний, 46% — не владение конкретными цифровыми технологиями, 11% — несформированность коммуникативных навыков в группе, 9% — неэффективное взаимодействие с заказчиком проекта. Как видно из результатов, обучающиеся довольно объективно подошли к оценке не только своей деятельности, но и к взаимодействию с заказчиком. Это нашло отражение в словах владельца ООО «Шунгит»: «Я на начальном этапе не был уверен, что студенты смогут решить поставленную задачу, но был приятно удивлен включенностью студентов в проектную работу и креативностью их идей и предложений».
Эффективность проектной деятельности студенты оценили довольно высоко, ответив на следующие вопросы: «Какого уровня задачи Вы готовы решать после участия в проектной деятельности?», 12% — операционные, 81% — тактические, 7% — стратегические; «На Ваш взгляд, проектная деятельность повысила Ваш уровень креативной устойчивости?», 69% — да, 7% — нет, 24% — частично; «После окончания работы над проектом Вы научились: 1 — использовать цифровые технологии в маркетинговом анализе, 2 — генерировать творческие идеи, 3 — коммуницировать в команде при принятии решения о выборе концепции средства размещения, 4 — использовать программы цифровых технологий при разработке дизайн-макета глэмпинга и территории, 5 — составлять перечень материалов и оборудования для интерьера номера; получили: 1 — одобрение и поддержку от преподавателя/куратора, 2 — признание работодателя/заказчика, 3 — уверенность в своих профессиональных проектных компетенциях.
Выводы. Таким образом, проектная деятельность в процессе разработки концепции глэмпинга в Карелии позволила обучающимся научиться использовать новые цифровые технологии как в исследовательской, так и в творческой деятельности, а также сформировать креативную устойчивость и готовность решать творческие задачи.
Работа в мини-группах при разработке проектов конкретных средств размещения позволяет сформировать у обучающихся навык взаимодействия в команде, умение анализировать ситуацию, а у руководителя проектной команды — навык принятия управленческих решений. Все это несомненно понадобится студентам в дальнейшей профессиональной дельности при разрешении различных ситуаций в сервисных и бизнес-процессах на предприятиях гостеприимства в условиях многозадачности и неопределенности.
Креативность подхода в организации проектной деятельности обучающихся заключается в сочетании общепринятых образовательных методик и технологий с цифровыми технологиями, а также с искусственным интеллектом, поскольку это отвечает трендам развития отрасли, запросам обучающихся и работодателей в индустрии гостеприимства и туризме.


Список использованных источников:
1. Архипова О.В., Воронцова Г.Г. Проектная деятельность в вузе: развитие дизайн-мышления участников образовательного процесса // Туризм и образовательные технологии. Сб. научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции. — СПб.: СПбГЭУ, 2019. — С. 79–84.
2. В Карелии рассчитывают на рост турпотока до 10% по итогам 2023 года. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/v-karelii-rasschityvayut-na-rost-turpotoka-do-10-po-itogam-2023-goda (дата обращения 05.05.2024)
3. Главные тренды гостеприимства в 2024 году. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://welcometimes.ru/opinions/glavnye-trendy-gostepriimstva-v-2024-godu (дата обращения 01.06.2024)
4. Курорт «Роза Хутор» представил свои достижения в сфере использования искусственного интеллекта. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. https://www.23rus.org/news/society/49195.html (дата обращения 01.06.2024)
5. Почему отельером не хватает персонала и где его искать. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ratanews.ru/news/general/pocemu-oteleram-ne-xvataet-personala-i-gde-ego-iskat (дата обращения 05.06.2024)
6. Туризм и индустрия гостеприимства. Национальный проект — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm/razvitie-turistskoy-infrastruktury (дата обращения 05.06.2024)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия