| | Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Воронцова Г. Г. доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук Воронцова А. В. доцент кафедры туристского бизнеса
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,
кандидат географических наук
| |
| | В статье рассматривается влияние трендов развития индустрии гостеприимства и цифровизации отрасли на процесс подготовки персонала для отрасли, а также анализируются креативные педагогические технологии в проектной деятельности с обучающимися на примере конкретного проекта по разработке глэмпинга в Карелии. | Ключевые слова: цифровизация индустрии гостеприимства, VR (virtual reality) и AR (Augmented reality) технологии, проектная деятельность, эмпатия, креативная уверенность, концепция предприятия, дизайн-проект, педагогические технологии | УДК 378.147; ББК 74.48 Стр: 157 - 160 | В условиях политической и экономической нестабильности, а также все возрастающего давления на нашу страну, развитию туризма и индустрии гостеприимства в России уделяется большое внимание, что подтверждается новыми проектами и поставленными перед отраслью Президентом РФ амбициозными задачами. Переход к развитию внутреннего и въездного туризма в России дал толчок к формированию как административных инициатив на примере Национальных проектов, так и разработке новых туристских территорий и дестинаций. Это позволит к 2030 году увеличить число поездок до 140 млн, что, в свою очередь, может увеличить долю отрасли в ВВП России до 5% [6].
Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» предполагает активное строительство гостиниц и иных средств размещения, создание тематических парков и рекреационных зон, горнолыжных и пляжных курортов и других объектов, при этом туризм остается драйвером развития смежных отраслей в регионе.
Активный рост туризма в различных регионах РФ подтверждается и статистикой за 2023 г., а именно, загрузка номерного фонда увеличилась на 13,5%, количество туристских поездок увеличилось на 20% по сравнению с 2022 годом [6].
Представители отрасли выделяют следующие тренды развития индустрии гостеприимства на 2024 год: персонализированный сервис и предложение индивидуальных туристских продуктов на веб-сайтах; омниканальное обслуживание; отдых в санаториях и СПА; Work-Life Balance — сочетание возможности работать и отдыхать; создание гибких и адаптированных пространств для потребностей гостя; гиперлокальный опыт — внимание к местной культуре и истории; использование российских систем бронирования и социальных сетей; автоматизация процессов и переход к бесконтактным технологиям обслуживания — цифровые ключи, виртуальные услуги и искусственный интеллект в сервисных процессах [3].
Все чаще в индустрии гостеприимства и туризме используются технологии виртуальной реальности VR (virtual reality) и AR (Augmented reality), когда путешествующий, погружаясь в трехмерное пространство, может представить объемное пространство гостиничного номера, блюда в ресторане или туристско-экскурсионного объекта.
Современная целевая аудитория туристской отрасли и индустрии гостеприимства в полной мере владеет этими технологиями, а также активно использует в своей профессиональной деятельности и личной жизни XR (Extended Reality) технологию, которая расширяет возможности взаимодействия с окружающей средой через различные гаджеты.
Сегодня отельеры делятся опытом использования новых сервисных продуктов на базе искусственного интеллекта, разработанных российскими специалистами в сфере IT технологий, так например: IT-компанией startlab.pro был разработан первый ИИ администратор для глэмпинга; в результате коллаборации компании «Rubbles» и горного курорта «Роза Хутор» была разработана и внедрена интерактивная карта по прогнозированию загрузки канатных дорог на конкретный период времени; компания «Массовая персонализация» разработала технологии по созданию автоматически генерируемых персонализированных видеороликов по запросу гостя при его звонке в отель. Данная технология позволяет сформировать у гостя личные впечатления о номере, услугах, а также прообраз своего предстоящего пребывания и отдыха в отеле [4].
Внедрение в практическую деятельность предприятий гостиничной и туристской сферы IT-технологий становится неоспоримой и неизбежной реальностью, которая диктует необходимость использовать такие технологии в процессе обучения студентов, чтобы они были готовы работать в быстроменяющихся реалиях цифровизации и развития отрасли.
На фоне роста экономических показателей в туризме и индустрии гостеприимства РФ, развития разнообразных средств размещения, внедрения цифровых технологий в сервисные процессы, многие представители отрасли отмечают общий дефицит кадров как среди линейного, так и управленческого персонала. По словам генерального директора компании Cronwell Development А.А. Мусакина, среди линейного персонала в 2023 году наиболее востребованы были: курьеры — 3%, администраторы — 2,6%, официанты, бармены, повара, хостес, бухгалтеры — по 2% на каждую профессию [5].
Уход западного менеджмента с российского рынка обнажил еще одну проблему с персоналов в гостеприимстве, а именно, неготовность российских менеджеров занять освободившиеся ведущие позиции в отелях, поскольку они были не готовы брать на себя ответственность при принятии управленческих решений по стратегии развития предприятия.
Заявка отрасли к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов, а также неоспоримая реальность внедрения в практическую деятельность предприятий гостиничной и туристской сферы IT-технологий, диктует необходимость преподавателям искать новые методики и креативные подходы в образовательном процессе. Проектная деятельность является как раз таким инструментом, который позволяет формировать у обучающихся творческий потенциал и креативную уверенность.
Если рассмотреть процесс формирования нового туристского продукта с позиций деятельности, то можно выделить следующие виды творческой и научной деятельности: эмпатия, фокусировка, генерация идей, выбор идеи, протетипирование решения и тестирование идеи. Чтобы осуществлять все эти виды деятельности необходимо уже со студенческой скамьи формировать у обучающихся профессиональные компетенции и навыки командной работы, что возможно осуществить только в рамках проектной деятельности. Проектная работа с обучающимися должна быть четко спланирована, носить инновационный характер, отвечать на запросы как конкретного работодателя, так и в целом рынка туристских услуг для дальнейшего масштабирования новых решений в индустрии гостеприимства [1].
Результатом такой проектной деятельности может служить проект разработки концепции глэмпинга «Cuuppa-глэмп» в Карелии, который осуществлялся обучающимися 3 курса в 2023 году. Выполнение проекта проходило строго по техническому заданию, в котором заказчик определил основные требования к содержанию аналитической записки, а также концепции глэмпинга, его дополнительным услугам, стратегии продвижения и дизайну как глэмпингов, так и территории.
Перед началом работы над проектом нами было проведено анкетирование студентов с целью выявления их отношения к проектной деятельности. Было опрошено 112 человек. На вопрос «Если у Вас опыт участия в проектной деятельности?»: 3% из опрошенных, ответили — да, 6% — частично и 91%– нет. На вопрос «Какие задачи позволяет решить проектная деятельность?» были получены следующие ответы: 12% — операционные, 56% — тактические, 32% — стратегические. На вопрос «Какие педагогические технологии ранее применялись в образовательном процессе?» студенты назвали: 1 — контрольные вопросы, 2 — ситуационные задачи, 3 — ролевые игры, 4 — таблицы, графики и диаграммы, 5 — кейс-стади, 6 — мозговой штурм. На вопрос «Какие цифровые технологии ранее использовались Вами в образовательном процессе?» чаще всего студенты отмечали следующее: 1 — Таблицы Exel; 2 — матрица SWOT-анализа; 3 — графические программы (диаграммы, графики); 4 — Microsoft Visio; 5 — другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что с некоторыми элементами проектной деятельности обучающиеся уже знакомы, но у них еще не сформирован полностью навык этой деятельности, тем более что решение проектных и творческих задач требует освоения дополнительных цифровых технологий и методик взаимодействия в группе.
На этапе формирования команд и составления матрицы ответственности уже стали проявляться лидерские качества отдельных участников, а также приоритетные направления в решении общих задач команды по разработке концепции глэмпинга.
Маркетинговое исследование включало в себя: анализ рынка индустрии гостеприимства в России, анализ рынка индустрии гостеприимства и турпотока Карелии, анализ конкурентов и SWOT-анализ. Исследование выполнялось с использованием Mind-карты с отдельными фреймами по направлениям исследовательского задания. Команда регистрируется на портале Mindomo.com, в разделе «Студенты», данная регистрация бесплатная. Цифровая карта позволяет визуализировать результаты маркетингового анализа, ускорить процесс исследования, а также повышает креативность образовательного процесса.
На основе данных исследования были выделены приоритетные направления развития туризма, такие как экологический и этнографический. Экологический туризм — на сегодня самый быстро развивающийся сектор среди всех видов отдыха, а также один из наиболее популярных в 2022 году видов отдыха в России. Если проанализировать туристский поток Карелии с 2013 года, то можно отметить динамику его роста с 596 000 человек до 1 070 000 человек в 2022 году, а в первом полугодии 2023 года он составил уже 705 000 человек. | | | Рис. 1. Туристский потенциал Карелии [2] | По результатам анализа рынка предприятий гостеприимства Карелии был сделан вывод, что 67% малых средств размещения сосредоточены в Петрозаводске, поэтому на данный момент необходимо развивать и другие территории, где еще сохранилась традиционная культура и народные традиции республики. Наименее развитыми относительно туристского потенциала являются следующие районы Карелии: Калевальский, Беломорский, Кемский, но в тоже время они являются очень привлекательными с точки зрения туристских ресурсов, и могут привлечь туристский поток в Карелию.
Глэмпинг, как средство размещения, пользуется наибольшей популярностью в экологическом туризме. Ниже на рисунке представлены регионы, в которых активно развиваются глэмпинги, Карелия занимает 6 место среди 12 регионов. | | | Рис. 2. Регионы — лидеры по количеству глэмпингов | Улучшение инфраструктуры также повышает привлекательность Карелии для туристов. Современные путешественники хотят получать разнообразные впечатления и дополнительные эмоции, но при этом, они также хотят сохранить уже привычный комфорт пребывания на гостиничном предприятии. Для анализа конкурентов были выбраны 5 глэмпингов, и проведен сравнительный анализ.
В глэмпинге «Юрта Лахти» гостям предлагают уникальный тип размещения — юрты. Глэмпинг «Елки на Горке» предлагает туристам разместиться в купольных домах с панорамными окнами, расположенными рядом с лесом и рекой. Глэмпинг «Папоротник» расположен на берегу родникового озера Мериянлампи (в переводе Морское озеро) в реликтовых лесах южной Карелии. Глэмпинг «Lago Ladoga» располагается на острове Хавус в Ладожских шхерах — это пример одного из наиболее привлекательных по расположению глэмпингов.
Целевая аудитория конкурентов отчасти совпадает с целевой аудиторией «Сиирра-глэмп». Предполагаемый основной сегмент «Сиира-глэмп» — это женщины и мужчины в возрасте от 25 до 40 лет из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской обл., Петрозаводска. Уровень дохода средний и выше среднего. Хобби: активный отдых на природе, заинтересованы в устойчивом экологическом туризме. Таким людям понравится уникальная локация нашего глэмпинга — берег Белого моря — и наши дополнительные услуги (sup-surfing, сплавы, походы).
Второй сегмент представляет собой корпоративных клиентов, приехавших в Чупу на мероприятия в рамках тимбилдинга. Например, в качестве дополнительных услуг такому сегменту можно предложить совместные походы и сплавы, а также аренду шатра для проведения семинаров.
Также в качестве дополнительных сегментов целевой аудитории было предложено выбрать людей, приехавших с целью паломнического туризма, так как поблизости находятся Соловецкие острова — один из центров религиозного туризма в Карелии, и спортсменов-любителей водных видов спорта (сплавы на байдарках и парусный спорт), ведь в Чупе находится яхт-клуб.
Анализ конкурентов проходил по следующим критериям: удалённость от Петрозаводска, максимальное количество услуг, цены на проживание, рейтинг на сайтах, оценка выставлялась по 10 бальной шкале. Данные представлены в Таблице 1. Цены и рейтинг на сайтах глэмпинга «Cuuppa-глэмп» не представлены, так как этот объект проектировался студентами.
Таблица 1
Конкурентоспособность глэмпингов КарелииКритерии
(баллы) | Cuuppa-
глэмп | Юрта
Лахти | Елки на
Горке | Папо-
ротник | Lago
Ladoga |
---|
Удаленность от Петрозаводска | 3 | 7 | 10 | 4 | 5 | Количество услуг | 6 | 7 | 8 | 10 | 9 | Цена на проживание | – | 6 | 7 | 9 | 5 | Рейтинг на сайтах | – | 5 | 5 | 4,4 | 5 |
На основе этих данных был построен многоугольник конкурентоспособности глэмпингов.
Исходя из проведенного студентами анализа отзывов гостей глэмпингов Карелии, было установлено, что отдыхающие уделяют наибольшее внимание чистоте, комфортности пребывания и температуре в средстве размещения, обустроенности окружающей территории, а также уровню сервиса. При анализе конкурентов были выявлены как преимущества, так и недостатки глэмпинга в поселке Чупа. Из недостатков можно выявить удаленность от Петрозаводска, отсутствие бани или сауны, экскурсий по округе, настольных игр и ресторана с доставкой.
SWOT-анализ проектируемого глэмпинга проводился с использованием общепринятой матрицы и позволил выявить сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности. На основании результатов маркетингового исследования была разработана концепция будущего глэмпинга, а именно, лесной глэмпинг.
На данном этапе проектной деятельности ключевая задача преподавателя заключалась в помощи обучающимся преодолеть страх получить неодобрение, в оказании поддержки самых невероятных идей и поиске нового креативного решения задач в процессе проектирования. В ходе творческих дискуссий, просмотра концепций уже существующих объектов размещения, различных дизайнерских решений и поддержки преподавателя у обучающихся формируется креативная уверенность.
Креативную уверенность очень легко загасить, если критиковать и часто говорить, что идея плохая и ее нельзя реализовать, если брать решения за обучающихся на себя, лишая их возможности сформировать свой опыт креативной уверенности. Студенты должны иметь возможность совершать ошибки и приходить к осознанию несостоятельности своих идей и решений, а преподаватель на этом этапе выполняет роль ментора, консультанта, соавтора проекта.
Результат такого креативного подхода в проектной деятельности с обучающимися представлен ниже в содержании концепции и авторском дизайн оформлении территории и глэмпов. За основу дизайн концепции был выбран тематический, лесной глэмпинг, а стиль домиков — скандинавский минимализм с учетом карело-финской мифологии. Именно поэтому в дизайне домиков и интерьера для глэмпинга были выбраны следующие цвета, отражающие концепцию глэмпинга: зелёный это цвет природы, леса, синий — море, а белый — чистота девственной природы, бежевый — кора деревьев, черный — цвет камня шунгит. Дизайн отвечает миссии глэмпинга и его задаче — сформировать комфортный отдых гостя наедине с природой.
Зона организации питания была представлена в виде многофункционального шатра, который также можно использовать и для проведения мероприятий (банкеты, корпоративы). На территории глэмпинга также располагаются следующие объекты: сувенирная лавка, пункт проката спортивного инвентаря, баня, беседки и костровые зоны с мангалами, пирс, парк света и веревочный парк. В парке света размещены различные деревянные фигуры и элементы с учетом карело-финской мифологии. Банный комплекс предполагает сочетание различных видов услуг, в том числе и принятие горячих водных процедур в чане из шунгита на улице.
С маркетинговым анализом обучающиеся справились довольно легко, так как у них уже были сформированы определенные навыки в ходе обучения на предшествующих учебных дисциплинах. Для разработки дизайн концепции необходимы были другие профессиональные компетенции и, в том числе, креативный подход в выборе идей, а также владение цифровыми технологиями. Студентам для создания дизайн-концепции предлагалось использовать различные компьютерные программы: ArchiCAD, Autodesk Revit, 3D Max, Sweet Home 3D, Planoplan.
Для разработки стратегии продвижения глэмпинга обучающиеся выбрали технологии продвижения через контекстную рекламу, сайты агрегаторы, социальные сети и привлечения блогеров, а также предложено оригинальное решение — разработка цифрового маршрутного листа. При формирование данного маршрута необходима будет коллаборация местных органов управления и бизнеса, поскольку предполагается создание небольших достопримечательностей в лесу (тотемов и арт-объектов) вокруг территории глэмпинга и поселка Чупа.
Предлагаются следующие остановки туристской тропы для посещения объектов: 1) Врата мечты, 2) Лесной страж, 3) Место уединение, 4) Избушка карельского волшебника, 5) Беседка желаний, 6) Полет фантазии. Достопримечательности, созданные на основе этнокультурных традиций и поверий, придадут этому региону необходимую известность, позволят привлечь дополнительный поток туристов, а также возродить туристский потенциал района.
В проектной работе приняли участие 112 обучающихся, которые представили 14 проектов, работодателем было одобрено 3 проекта, а различные элементы других проектов и творческие находки получили предложения к дальнейшему внедрению.
После окончания проектной работы нами также было проведено анкетирование, которое показало следующие результаты. На вопрос «Выполнение какой части проектного задания вызвало наибольшие трудности?» были получены ответы: 9% — маркетинговый анализ, 12% — выбор идеи, 16% — обоснование концепции, 56% — разработка дизайн-проекта, 7% — оценка экономических показателей проекта. На вопрос «Чем были вызваны эти трудности?» — студенты отметили: 17% — неготовность брать на себя роль лидера команды, 6% — недостаточность теоретических знаний, 46% — не владение конкретными цифровыми технологиями, 11% — несформированность коммуникативных навыков в группе, 9% — неэффективное взаимодействие с заказчиком проекта. Как видно из результатов, обучающиеся довольно объективно подошли к оценке не только своей деятельности, но и к взаимодействию с заказчиком. Это нашло отражение в словах владельца ООО «Шунгит»: «Я на начальном этапе не был уверен, что студенты смогут решить поставленную задачу, но был приятно удивлен включенностью студентов в проектную работу и креативностью их идей и предложений».
Эффективность проектной деятельности студенты оценили довольно высоко, ответив на следующие вопросы: «Какого уровня задачи Вы готовы решать после участия в проектной деятельности?», 12% — операционные, 81% — тактические, 7% — стратегические; «На Ваш взгляд, проектная деятельность повысила Ваш уровень креативной устойчивости?», 69% — да, 7% — нет, 24% — частично; «После окончания работы над проектом Вы научились: 1 — использовать цифровые технологии в маркетинговом анализе, 2 — генерировать творческие идеи, 3 — коммуницировать в команде при принятии решения о выборе концепции средства размещения, 4 — использовать программы цифровых технологий при разработке дизайн-макета глэмпинга и территории, 5 — составлять перечень материалов и оборудования для интерьера номера; получили: 1 — одобрение и поддержку от преподавателя/куратора, 2 — признание работодателя/заказчика, 3 — уверенность в своих профессиональных проектных компетенциях.
Выводы. Таким образом, проектная деятельность в процессе разработки концепции глэмпинга в Карелии позволила обучающимся научиться использовать новые цифровые технологии как в исследовательской, так и в творческой деятельности, а также сформировать креативную устойчивость и готовность решать творческие задачи.
Работа в мини-группах при разработке проектов конкретных средств размещения позволяет сформировать у обучающихся навык взаимодействия в команде, умение анализировать ситуацию, а у руководителя проектной команды — навык принятия управленческих решений. Все это несомненно понадобится студентам в дальнейшей профессиональной дельности при разрешении различных ситуаций в сервисных и бизнес-процессах на предприятиях гостеприимства в условиях многозадачности и неопределенности.
Креативность подхода в организации проектной деятельности обучающихся заключается в сочетании общепринятых образовательных методик и технологий с цифровыми технологиями, а также с искусственным интеллектом, поскольку это отвечает трендам развития отрасли, запросам обучающихся и работодателей в индустрии гостеприимства и туризме. |
| |
|
|