| | Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Медынская И. В. профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Гао Лэй аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | В статье проведен анализ контрмер для экономических преобразований и модернизации Китая. Раскрыто текущее состояние реформ экономических преобразований и модернизации Китая на платформе контуров концепции «двух циркуляций», выявлены контрмеры ЦК КПК Китая в сферах сельского хозяйства и промышленного производства с учетом совершенствования системы вузовской инновационной деятельности, нацеленной на повышение уровня национального научно-технологического потенциала страны в целом. Выявлены проблемные ситуации в различных отраслях экономики. Показано, что в результате инновационных процессов путем активной трансформации в сфере передовых научно-технических достижений и инновационных разработок контрмеры снижают региональные барьеры и содействуют участникам единого национального рынка в аспектах реализации своих бизнес-возможностей. | Ключевые слова: Китай, экономические преобразования, модернизация, концепция «двух циркуляций», сфера промышленного производства, сфера сельского хозяйства, институциональные реформы, вузовская инновационная деятельность | УДК 338.01 Стр: 142 - 145 | В последние десятилетия структурные изменения в экономике Китая были определяющим мотиватором экономического роста. Важным этапом преобразований стали реформы, призванные трансформировать новую реальность в стабильную социально-экономическую систему. На современном этапе для китайских реформ характерно: управляемость, превращение государственных предприятий в самостоятельных товаропроизводителей, создание государственных финансовых структур холдингового типа и т.д.
Текущее состояние реформ экономических преобразований и модернизации Китая связано с тем фактором, что ЦК КПК КНР в качестве детерминант опоры выдвигает контрмеры для дальнейших экономических преобразований и модернизации Китая с учетом развития собственных сил. Для того, чтобы оценить контрмеры Китая для будущих экономических преобразований и модернизации необходимо проанализировать периоды экономического подъема и спада экономики страны. С начала проведения экономических преобразований и модернизаций ВВП Китая увеличился в 33,5 раза при среднегодовом темпе роста в 9,5%. Экономический рост показал волну быстрого роста без какого-либо отрицательного значения, даже самые низкие темпы роста (в 1990 г.) достигли 3,9%, как показано на рис. 1. | | | Рис. 1. Рост ВВП Китая, годовой % | Таким образом, за сорок четыре года с 1978 по 2022 г., не считая взлетов и падений менее чем на один процентный пункт, темпы экономического роста Китая испытали восемь больших и четыре малых колебания. Эти колебания можно разделить на шесть периодов экономического подъема и восемь периодов экономического спада.
ВВП Китая находился в нисходящем тренде до 2023 года: темпы его роста снизились с 10,6% в 2010 г. до 3% в 2022 г. Был зафиксирован рост в 2021 г. до 8,1%, но его быстро сменил нисходящий темп в 2022 г. В 2022 г. темпы экономического роста в Китае еще больше снизились до 3%. В настоящее время темпы роста ВВП Китая по итогам 2023 года выросли на 5,2%, на фоне восстановления после отмены антиковидных ограничений, обеспечив треть мирового экономического роста.
Драйвером, способствующим беспрецедентным темпам роста ВВП являлся инновационный прорыв в отраслевой структуре китайской экономики. Обратимся к научным исследованиям китайских ученых, которые в своих работах показали роль и значимость инновационных процессов, нацеленных на повышение уровня национального научно-технологического потенциала страны в целом. Цзян Симинь, раскрывая направления курса новой государственной политики Китайской Народной Республики в рамках реализации контрмер для осуществления дальнейших экономических преобразований и модернизации Китая, отмечал, что они функционируют на платформе контуров концепции «двух циркуляций» [14], где «внутренняя циркуляция» — это потребление услуг, ресурсов и товаров, произведенных Китаем и «внешняя циркуляция» — это потребление услуг, ресурсов и товаров, импортируемых Китаем [12]. Пань Линь в своих научных трудах утверждал, что руководство Китайской Народной Республики для осуществления дальнейших экономических преобразований реализует контрмеры, направленные на поддержку частной экономики через снижение налоговых ставок и через снижение ставок социального страхования, а также за счет предоставления ссуд с целью инновационного развития компаний и развития специализации частных предприятий [8]. Китайский ученый Цай Фан определил, что в рамках осуществления взаимоувязанных мероприятий и процедур, интегрированных систем управления и подходов, предусматривающих применение различных инструментов управления реформами, органы власти Китая нацелены на создание условий для повышения уровня благосостояния населения [10].
Цзоу Синьюй, рассматривая вопросы инновационной деятельности университетов в современном Китае, отмечал что Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин, раскрыл спектр масштабных мероприятий в области осуществления экономических преобразований и модернизации Китая и определил контрмеры через развитие инновационных исследований и разработок в «пути, теории, системе и культуре», нацеленных на подготовку молодых специалистов в китайских ВУЗах [11]. Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин отмечал, что Китай будет «...укреплять свою продовольственную безопасность, а также безопасность в сфере производственных цепочек и цепочек поставок...» [2] и «наращивать мощь в сфере модернизации социалистической державы...» [9] в рамках 14 плана социально-экономического развития Китая на 2021–2025 гг. и в рамках выработки долгосрочных целей развития экономики Китая до 2035 года [12].
В рамках реализации контрмер для осуществления экономических преобразований и модернизации Китая находится сфера обеспечения продовольственной безопасности и промышленного производства. В соответствии с этим Китай разработал генеральный план по преобразованию своей обширной производственной базы из дешевого экспортного в высокоавтоматизированное передовое производство, ориентированное, в первую очередь, на внутренний рынок. План был разработан Министерством промышленности и информатизации (МПИИ) и изложен в 2015 г. во всеобъемлющем правительственном документе под названием «Сделано в Китае 2025» [24].
Программа «Сделано в Китае 2025» отводит важную роль новым транснациональным корпорациям Китая в таких областях, как солнечные системы, ветряные турбины, светодиоды, бытовая техника и, прежде всего, телекоммуникации и передовые интернет-услуги. Таким образом, план отражает возросшее значение крупных негосударственных предприятий как двигателей инноваций и знаменует собой существенное изменение соотношения экономических сил в Китае.
Проблемная ситуация заключается в следующем:
во-первых, в производственных звеньях промышленной цепочки более заметен феномен избыточных мощностей. Большая часть тяжелой промышленности Китая базируется на ресурсах, опирается на уникальную природную среду и адаптируется к местным условиям. Однако на протяжении десятилетий предприятия, основанные на ресурсах, полагались на большие инвестиции и потребление ресурсов для производства. Хотя эффективность производства в определенной степени повысилась, они не добились больших успехов на техническом уровне, что привело к отечественному производству точных приборов и высококачественной продукции. Материалы по-прежнему необходимо импортировать из-за рубежа;
во-вторых, промышленность производит единый продукт и не адаптируется к производственной модели, что приводит к ограниченным каналам обращения продукции и избыточным мощностям;
в-третьих, негативное влияние национальной политики. С одной стороны, поддержка национальной политики в определенных отраслях, таких как открытие «зеленых» каналов, налоговые льготы и финансовые субсидии, привлекла большое количество компаний к игнорированию циклического характера производства продукции, отсутствию рационального понимания спроса и предложения на рынке и слепому внедрению их в производство. В конце концов, большинство предприятий были ликвидированы из-за жесткой конкуренции и лишь несколько компаний осознали «захватывающий скачок» от сырьевых товаров к валютам, что привело к избыточным производственным мощностям. С другой стороны, в целях обеспечения экономической и социальной стабильности правительство, как правило, избегает выхода некоторых компаний с убытками или посредственными выгодами за счет субсидий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее НИОКР), сегментации рынка, государственных закупок и мер, помогающих компаниям избежать ликвидации.
Несмотря на имеющиеся проблемы, Китай остается мощным двигателем глобального роста. В аграрном секторе темпы роста ВВП достигли 4,1%, в промышленности — 4,7%, в сфере услуг — 5,8%. Развитие экономики Китая не только характеризуется рациональным ростом объема выпускаемой продукции, но и эффективным повышением ее качества.
Китай — ведущий в мире импортер продуктов питания. Усилия правительства по ограничению зависимости от импорта и увеличению финансирования сельскохозяйственных исследований помогли стране стать более устойчивой к глобальному росту цен на зерно и проблемам в цепочке поставок. Так, например, объем производства продукции зерновых и масленичных культур в Китае в 2015–2023 годах [7], представлен в табл.1.
Таблица 1
Объем производства продукции зерновых и масленичных культур в Китае в 2015–2023 гг. (млн т)
Год | Общее количество
собранных зерновых
культур (кукуруза,
рис, пшеница и др.),
млн т | Общее количество
собранных масленичных
культур (ячмень,
просо, овес, сорго и др.),
млн т |
---|
2015 | 596 | 37,8 | 2016 | 618 | 38 | 2017 | 616 | 38 | 2018 | 615 | 38,9 | 2019 | 610 | 39,1 | 2020 | 632 | 40,2 | 2021 | 642 | 42,3 | 2022 | 668 | 43,4 | 2023 | 670 | 44 |
По итогу анализа данных, отметим, что общий объем производства зерновых культур в Китае к отчетному периоду 2023 года увеличился на 12,4 % (74 млн т), при этом общий объем производства масленичных культур увеличился на 17,64 % (6,6 млн т). Тем не менее, при выращивании продукции зерновых и масленичных культур в таких масштабах требуется применение высокоэффективных методов интенсивного земледелия, способствующих росту объемов урожайности, но только 25% сельскохозяйственных земель Китая орошаемы [7].
Следует отметить тот факт, что с 2015 г. в соответствии с данными Национального бюро статистики Китайской Народной Республики животноводческие хозяйства значительно нарастили производство мясной продукции [7] (табл. 2).
Таблица 2
Объем производства продукции животноводства в Китае в 2015–2023 гг. (тыс. т)Год | Общее количество мяса | Свинина | Говядина | Птица | Баранина |
---|
2015 | 87516 | 57425 | 18232 | 7305 | 4554 | 2016 | 92644 | 60324 | 19200 | 8340 | 4780 | 2017 | 95674 | 61340 | 19800 | 9614 | 4920 | 2018 | 99554 | 63420 | 20500 | 10574 | 5060 | 2019 | 102626 | 65123 | 20900 | 11480 | 5123 | 2020 | 105687 | 66580 | 21123 | 12704 | 5280 | 2021 | 109400 | 67453 | 21900 | 14123 | 5924 | 2022 | 114129 | 69820 | 22134 | 15430 | 6745 | 2023 | 119629 | 72439 | 22980 | 16730 | 7480 |
По итогу анализа данных, отметим, что общий объем производства животноводческой продукции в Китае к отчетному периоду 2023 года увеличился на 36,69% (32 113 тыс. т), при этом объем производства свинины увеличился на 26,14% (15 014 тыс. т), объем производства говядины увеличился на 26,04% (4 748 тыс. т), объем производства птицы увеличился на 129% (9 425 тыс. т), объем производства баранины увеличился на 64% (2 926 тыс. т).
Тем не менее, при выращивании крупного и мелкого рогатого скота, свиней, птицы в таких масштабах требуются огромные запасы растительной сельхозпродукции. Однако, из 165,9 млн га сельскохозяйственных земель, выделенных под выращивание всех сельскохозяйственных культур, пригодны к эксплуатации лишь 145,9 млн га. [7].
В Китае осуществлению экономических преобразований и модернизации сельского хозяйства препятствуют проблемы, связанные с вводом в эксплуатацию пахотных и мелиоративных/ирригационных земель, и проблемы, связанные с объемами использования применяемых удобрений. Высокий уровень водной и ветровой эрозии привел к деградации слоя чернозёма, а чрезмерное использование химических удобрений значительно ухудшает экологическую обстановку в стране [6].
В текущих условиях частная экономика генерирует 50% налоговых поступлений в бюджет страны и обеспечивает создание свыше 80% рабочих мест в Китае [1]. При этом за последние 10 лет доля частных предприятий в общем секторе экономики Китайской Народной Республики выросла с 79,4% до 93,3% [13]. Объемы валовой выручки частного сектора [1] представлены в табл.3.
Таблица 3
Объем валовой выручки по итогам 2023 года по секторам экономики внешнеторговой деятельности Китая ($ млрд)Показатель | Общий
объем,
млрд $ | Частный
сектор
экономики,
млрд $ | Государственный
сектор
экономики,
млрд $ | Иностранные
компании,
млрд $ |
---|
Экспорт | 3757 | 1604 | 634,9 | 1499 | Импорт | 3114 | 1329,6 | 526,2 | 1258,2 |
Таким образом, следует отметить, что по 2023 году доля частной экономики во внешнеэкономической деятельности Китая по экспорту и импорту товаров и услуг составляет 42,69%, доля иностранных компаний по экспорту и импорту товаров и услуг составляет 39,9%, доля государственных китайских компаний по экспорту и импорту товаров и услуг, составляет 17,41%.
По итогам 2023 года в объеме прямых инвестиций на частный сектор экономики пришлось 385,8 млрд долларов США, а в объеме инвестиций в сектор развития инноваций на частный сектор экономики пришлось 312,41 млрд долл. США [3].
Пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы в показатели экономического роста стран мира. После экономического спада во всем мире после COVID-19, Китай одна из немногих страх, кто смог минимизировать экономические последствия.
Рассмотрим контрмеры, которые были предприняты в этом периоде времени (рис. 2). | | | Рис. 2. Некоторые контрмеры после экономического спада во всем мире | Во-первых, в отношении налоговых мер и помощи малым и средним предприятиям (МСП): были запущены отсроченные налоговые платежи для МСП, освобождены от административных сборов, снижена арендная плата, выделено субсидирование затрат на НИОКР для МСП, а также снижены ставки по кредитам. Кроме того, банкам предоставлялось дополнительное финансирование для стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса.
Во-вторых, меры, связанные с занятостью. К ним относится трудовая политика Китая:
– министерство финансов сократило выплаты социального страхования на 1 трлн юаней, чтобы стимулировать компании удерживать сотрудников. В конце января 2023 г. министерство объявило, что компенсация работникам будет субсидирована для инфицированных медицинских работников, а местные финансовые отделы объявили им ежедневные выплаты;
– предоставлена отсрочка уплаты взносов на социальное обеспечение (и в некоторых случаях возврат уже сделанных взносов);
– выделены субсидии на обучение и приобретение услуг удаленной работы.
В-третьих, торговые ограничения:
– в крупных городах Китая (Пекин/Шанхай/Гуандун) компании, которые столкнулись с временными трудностями из-за вспышки коронавируса и не увольняют сотрудников или минимизируют увольнения, могут получить возмещение страховых взносов по безработице;
– в провинции Гуандун, производственном центре Китая, на работу вернулись более 6,08 млн рабочих-мигрантов, что составляет около трети от общего числа рабочих-мигрантов в провинции.
Шаг за шагом продвигалась реформа по рыночному формированию валютного курса, сохранялся в целом стабильный курс китайского юаня на рациональном и сбалансированном уровне. Усиливались согласованность и координация макроэкономической политики, эффективно и последовательно развертывалась работа по оценке соответствия новых политических установок направлениям макроэкономической политики, в полной мере раскрывалась роль механизма координации макроэкономической политики, в результате чего заметно повысилась согласованность политических установок.
После реформ и открытости экономический рост Китая пережил четыре основных пика. Анализ причин этих низких пиков способствует пониманию того, как принять эффективные меры для борьбы с экономическим спадом, оздоровления экономики и повторного стимулирования экономического роста. В целом за время с 1981 года по настоящее время были выявлены следующие проблемные места экономических преобразований (рис. 3). | | | Рис. 3. Некоторые проблемные места экономических преобразований | Все эти проблемы способствовали увеличению разрыва в доходах, низким доходам рабочей силы, недостаточному спросу на покупательную способность, ослаблению движущих сил потребления, способствующих экономическому росту, и, наконец, ведущему к экономическому росту.
Таким образом, новая государственная политика Китайской Народной Республики в рамках реализации контрмер для осуществления экономических преобразований и модернизации Китая в различных сферах экономики, в таких как, например, растениеводство, нацелена на создание высокотехнологичных аграрных производств, фермерских хозяйств, представленных предприятиями частного сектора.
Пань Лин отмечал, что одним из вариантов решения существующих проблем становится приобретение Китаем иностранных сельскохозяйственных предприятий, аренда сельхозугодий для производства мяса и кормов, для выращивания пшеницы, риса и кукурузы и глубокая кооперация с Российской Федерацией в сельскохозяйственном секторе, которая обеспечит Китаю доступ к масштабным сельскохозяйственным угодьям [8].
Китайская Народная Республика в рамках реализации контрмер для осуществления экономических преобразований и модернизации Китая систематизировала ключевые подходы совершенствования системы вузовской инновационной деятельности в соответствии со стратегией «Четырех направлений», которая была объявлена еще в 2012 году и на современном этапе органы государственной власти Китая акцентируют внимание на активном развитии крупных инновационных платформ в контексте укрепления эффективного сотрудничества организаций науки в лице высших учебных заведений и предпринимательских структур в лице бизнеса, занимающихся поддержкой ведущих исследователей в китайских ВУЗах и нацеленных на повышение уровня национального научно-технологического потенциала страны в целом [4].
Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин предопределил организацию «систематической и высокоуровневой платформы обучения в области фундаментальных исследований», которая предусматривает совершенствование системы вузовской инновационной деятельности через решение задач по поддержке и расширению, как вузовских инновационных команд, так и индивидуальных вузовских исследователей, а также предполагает организацию совместной работы молодых перспективных специалистов и ученых-стратегов с полным правом своего личного выбора в направлениях траекторий исследований [11].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что государственные органы Китайской Народной Республики в рамках реализации контрмер для осуществления экономических преобразований и модернизации в сельскохозяйственной и промышленной отраслях — регулируют рынок, а рынок управляет предприятиями, при этом контрмеры снижают региональные барьеры и содействуют участникам единого национального рынка в аспектах реализации своих бизнес-возможностей. Также контрмеры нацелены на проведение масштабных институциональных реформ в ВУЗах, способных улучшить качество результатов инновационных процессов путем активной трансформации вузовских патентов в сфере передовых научно-технических достижений и инновационных разработок, которые возможно реально внедрить в промышленное и сельскохозяйственное производство, так как именно рынок определяет конечное предназначение результатов науки и техники. |
| |
|
|