Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Любан Д. Л.
аспирант кафедры менеджмента организации
Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
(г. Санкт-Петербург)

Шамина Л. К.
профессор кафедры менеджмента организации
Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
(г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук


Анализ системы мер и объемов поддержки малых и средних предприятий в регионах
Малый и средний бизнес (МСП) является неотъемлемой частью экономической системы государства и участвует в формировании конкурентного механизма страны и развитии рынка труда. В текущей экономической ситуации в условиях санкционных ограничений государству тем более необходимо поддерживать малый и средний бизнес. В статье рассматривается взаимодействие субъектов МСП и государства, связанное с реализацией системы мер государственной поддержки, анализируется текущая система данных мер и нормативно-правовая база. Предлагаются мероприятия по совершенствованию государственного стимулирования развития малого и среднего бизнеса в России.
Ключевые слова: государственная поддержка МСП, субъекты малого и среднего бизнеса, меры государственной поддержки, стимулирование субъектов МСП
УДК 334.02; ББК 65.050   Стр: 131 - 134

Необходимость развития малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) уже несколько десятков лет рассматривается как первостепенная [11]. Современная экономическая ситуация, сложившаяся в России, необходимость достижения и удержания технологического суверенитета определило развитие МСП как одного из ключевых вопросов практической повестки. Поддержка развития деятельности данного экономического сектора, базирующаяся на системном подходе и формировании экосистемы поддержки, способна решить множество проблем и вызовов, с которыми столкнулась Россия за последние несколько лет. Развитие сектора малого и среднего предпринимательства представляет собой эффективный инструмент смягчения отрицательного воздействия экономических кризисов, способствует увеличению экономической активности в обществе, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций в различные отрасли экономики. Кроме того, развитие МСП обеспечивает и позитивные изменения в обществе. В данном контексте особое внимание уделяется необходимости государственной поддержки и стимулированию малых и средних предприятий, что обусловлено их ключевой ролью в формировании стабильного социально-экономического ландшафта страны [12].
В России субъекты сектора МСП делятся на три категории. Микропредприятия охватывают компании с доходом, не превышающим 120 миллионов рублей и с численностью персонала до 15 человек. Малые предприятия, в свою очередь, характеризуются доходом, не превышающим 800 миллионов рублей и численностью персонала до 100 человек. Средние предприятия включают в себя организации с доходом до 2 миллиардов рублей и численностью персонала от 101 до 250 человек. Если значения дохода и численности персонала выходят за предельные значения в течение трех календарных лет подряд, предприятию присваивается другая категория субъекта МСП. Для каждой категории предприятий приоритет имеют разные меры поддержки и разные ее объемы, что необходимо учитывать при формировании экосистемы поддержки предпринимательства. В соответствии с данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства России, на 10 декабря 2023 года в секторе МСП было зафиксировано 6 310 279 субъектов, обеспечивающих занятость 15 108 577 человек [14].
Исходя из п. 5 ст. 3 Федерального Закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поддержка малого и среднего предпринимательства — это деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, которая осуществляется в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными и муниципальными программами и подпрограммами [1]. Совокупность данных учреждений и мер поддержки, оказываемых ими, формирует экосистему поддержки предпринимательства.
Государственную поддержку субъектов МСП во всем мире принято условно разделять на три категории.
1. Создание развитой инфраструктуры, направленной на развитие предпринимательства в виде специализированных департаментов, оказывающих помощь недавно созданным предприятиям.
2. Осуществление финансирования (как косвенного, так и непосредственного). Например, льготная налоговая политика, предоставление займов и субсидий, льготное кредитование и предоставление возможностей к рефинансированию.
3. Развитие общественного элемента малого бизнеса на социальном и образовательном уровне. Так, в европейских странах существуют специальные тренинги в целях привлечения молодого поколения к эффективному экономическому развитию и предпринимательству. В настоящее время в России также формируется подобная подсистема поддержки предпринимательства, в частности высокотехнологичного, например, за счет создания детских технопарков «Кванториум».
Согласно части 1 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ, государственной поддержкой малого бизнеса в России является: государственная финансовая поддержка малого бизнеса; имущественная поддержка МСП; информационная и консультационная поддержка МСП; поддержка в области подготовки и повышении квалификации персонала; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка МСП, ведущих внешнеэкономическую деятельность; поддержка МСП, ведущих сельскохозяйственную деятельность.
В 2019 году из-за разгара пандемии и закрытия границ множество предприятий и организаций в России столкнулись с рядом вызовов, в связи с этим были созданы новые меры поддержки малого бизнеса [13], они представлены в табл. 1.

Таблица 1
Меры поддержки МСП в условиях коронавируса в России
Общие меры поддержкиМеры поддержки, принятые в связи с Covid-19
1. Внедрение системы бухгалтерского учета по упрощенным правилам, направленной на облегчение финансовой отчетности предприятий.
2. Предоставление льготных кредитов с целью стимулирования финансовой устойчивости предприятий и их долгосрочного развития.
3. Осуществление бесплатных консультаций в различных областях предпринимательской деятельности, способствующих повышению профессиональной компетентности и эффективности бизнес-процессов.
4. Надзорные каникулы, направленные на временное освобождение от регулирующих обязательств и снижения бремени на текущую деятельность;
5. Поддержка финансирования проектов молодежного предпринимательства для стимулирования перспективных инициатив среди молодых предпринимателей;
6. Обеспечение льготного участия предприятий в госзакупках, создавая дополнительные возможности для развития бизнеса
1. Внедрение системы снижения налоговых ставок, в частности применение упрощенной системы налогообложения с доходами минус расходы по ставке 5%.
2. Предоставление беспроцентных кредитов для оплаты заработной платы и невозвратных кредитов, направленных на поддержку предприятий в условиях неопределённости.
3. Снижение размеров страховых взносов с целью снижения финансовой нагрузки и обеспечения дополнительных ресурсов для развития.
4. Предоставление безвозмездных субсидий для компенсации финансовых потерь в период пандемии.
5. Предоставление отсрочки платежей, для предотвращения кризисных ситуаций в деятельности МСП.

На начало 2024 года доля малого бизнеса в экономике России составляет около 22,3%. Этот сектор сталкивается с рядом трудностей, включая сложности в процедуре получения государственной поддержки, низкий уровень качества предоставляемых государством консультаций, недостаточное финансирование программ, ориентированных на поддержку малого бизнеса и отсутствие долгосрочной стратегии в области поддержки данного сектора.
Основные меры деятельности государства по поддержке МСП должны быть сосредоточены на сокращении прямого вмешательства государства в данный сектор и при этом стимулировании запуска бизнеса и его «бесшовного» роста. Государство должно быть заинтересовано в сотрудничестве с негосударственными организациями, способствующими содействию в развитии МСП (негосударственные фонды, специализированные агентства).
Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 года № 1083-р (ред. от 30.03.2018) был утвержден документ по планированию бизнеса — Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года [2].
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства направлена, в первую очередь, на повышение эффективности деятельности этих субъектов. Реализация обозначенных мер требует формирования гибкой структуры, способной адаптироваться к изменяющемуся рынку бизнеса. В рамках Стратегии развития малого и среднего бизнеса в России до 2030 года необходимо усилить поддержку предпринимателей за счет предоставления грантов и субсидий, льготного кредитования, микрофинансирования, поручительства, осуществления рефинансирования, факторинга, краудфандинга и лизинга. Также в рамках обозначенной стратегии в процессе создания находится автоматизированная информационно-аналитическая система, способствующая консолидации всей информации по поддержке субъектов МСП в одном сервисе. Целью данной стратегии является формирование экономической системы, обладающей адаптивностью и высокой гибкостью, достаточной для конкурентоспособности на мировой арене. Основными задачами являются обеспечение стабильного увеличения ключевых показателей сектора малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение устойчивого роста занятости и благосостояния граждан России, в особенности среднего класса.
В России реализуются разнообразные программы государственной поддержки сектора малого бизнеса, направленные на стимулирование его развития [4].
1. Переход к новой системе налогообложения, включающей Единый налоговый платеж с начала 2023 года. Предприятия и индивидуальные предприниматели теперь могут вносить налоговые платежи в виде единовременной оплаты.
2. Продление налоговых каникул для недавно созданных малых и средних предприятий до 1 января 2024 года, что направлено на стимулирование интереса граждан к предпринимательству.
3. Грантовая поддержка для IT-сектора и туризма, обеспечивающая дополнительные возможности для развития этих отраслей.
4. Отсрочка уплаты налога по упрощенной системе налогообложения (УСН) на шесть месяцев с последующей рассрочкой на тот же срок.
5. Рост лимита доходов, при котором предприниматели могут воспользоваться УСН.
6. Запуск комплексной системы поддержки бизнеса: Правительство РФ приняло решение о запуске экосистемы поддержки бизнеса, включающей в себя совокупность госорганов, страховых и банковских структур, которые будут оказывать поддержку МСП.
В 2022 году в России начался запуск цифровой платформы для МСП. Реализация данного проекта ориентировочно завершится до 1 февраля 2025 года. Данная платформа разработана Корпорацией МСП совместно с Министерством экономического развития России [3]. Цель проекта заключается в создании единого пространства и предоставлении доступа ко всем необходимым сервисам и мерам поддержки для развития МСП в одном месте. Пользователям этой платформы будут доступны различные сервисы, например:
1. меры поддержки на региональном уровне, для 14 регионов выделено более 100 мер государственной поддержки;
2. мероприятия, направленные на смягчение негативных последствий кризисных ситуаций, способствующие обеспечению стабильности в деятельности предприятий. В данном разделе представлено около 350 федеральных и региональных программ;
3. расчет рейтинга бизнеса. Благодаря этому сервису предприниматели смогут пройти системный анализ деятельности своей компании и оценить возможности для получения государственной поддержки по той или иной программе (юридическое лицо оценивается по 44 показателям, индивидуальный предприниматель по 24).
Проанализируем данные по среднему объему кредитов, выданных субъектам МСП в динамике с января 2021 года по октябрь 2023 года, а также средний размер выданного кредита за тот же период [15]. Соответствующие данные представлены на рисунках 1 и 2.
Исходя из представленных данных, можно сделать следующие выводы: предоставление новых льготных мер в сфере кредитования в марте 2023 года было эффективным и увеличило объемы финансирования субъектов МСП; показатель среднего размера кредита субъектов МСП находится в положительной динамике в 2023 году, на октябрь 2023 года он равен 6,0 млн рублей, в сравнении с предыдущим годом размер кредита увеличился на 0,9 млн рублей.
Рис. 1. Объем кредитов, предоставленных субъектам МСП, млн руб.
Рис. 2. Средний размер кредита субъектов МСП, млн руб.

Рассмотрев данные, представленные на сайте Федеральной Налоговой Службы (ФСН), наибольший рост количества обращений к государственной поддержке субъектов МСП наблюдался по следующим инструментам: предоставление гарантий, льготный лизинг, имущественная поддержка. В то же время стоит отметить снижение обращений к льготному кредитованию (падение на 63% в сравнении с прошлым годом) и субсидиям (падение на 37%). Это говорит о том, что большинство кредитов берутся организациями на решение краткосрочных задач, а не с целью долгосрочного развития бизнеса [8].
Ввиду сложившейся ситуации в начале 2022 года сектор развития малого и среднего предпринимательства замедлился. Замедление деятельности было вызвано санкционными ограничениями, которые привели к нарушению логистических цепочек поставок, усложнению таможенного контроля на экспорт и импорт товаров, невозможности проводить и получать оплаты с помощью международных сервисов. Но рынок не обвалился, во многом благодаря государственным мерам по поддержке сектора МСП. Для сравнения, в 2019–2020 году в период пандемии государственной поддержкой воспользовались только 38% предприятий субъектов МСП, тогда как в текущей обстановке государственные меры поддержки были использованы 70–80% организаций [9].
Основные изменения коснулись финансовой поддержки и стимулирования. С марта 2022 года предприятия — субъекты МСП могут воспользоваться возможностью изменить график платежей по кредитам за счет взятия кредитных каникул. Также мерами государственной поддержки являются: кредитование по льготным ставкам, льготный лизинг и факторинг, мораторий на банкротство, специальные меры на уровне отраслей и регионов, а также компенсация в части расходов [7]. Преимущества и недостатки действующих мер государственной поддержки МСП в условиях санкционного режима представлены в табл. 2.

Таблица 2
Преимущества и недостатки действующих мер государственной поддержки
ПреимуществаНедостатки
Улучшение налогового законодательства для представителей субъектов МСП с целью развития сектораПостоянные изменения в действующем законодательстве, что является затруднительным для предприятий; размытость нормативных документов
Предоставление льгот по лизингу и факторингуНизкая эффективность мер ввиду неразвитости данных инструментов в России
Предоставление кредитных каникулОграниченный список участников (по ОКВЭД)
Предоставление отсрочки по налогамСложность получения в виду бумажной бюрократии
Возможность реструктуризации кредитовНизкая осведомленность предпринимателей о подобных возможностях
Развитие единой платформы Корпорация МСПМалоизвестность платформы Корпорации МСП, небольшое количество материалов (непредставленность материалов для узкоспециализированных секторов бизнеса)

Исходя из вышеперечисленного, следует отметить, что структура поддержки предприятий не обладает целевой направленностью, а скорее представляет собой общий характер, не зависящий от особенностей видов предпринимательской деятельности. В результате этого возникает диспропорция между программами, ориентированными на поддержку предпринимательства и реальными потребностями сектора в конкретных целевых инициативах [10]. Малый и средний бизнес является одним из важных факторов развития экономики, способствует решению различных социальных проблем, увеличивает занятость населения, благодаря созданию новых рабочих мест. Ввиду этого важно реализовывать меры государственной поддержки, которые способствовали бы успешному функционированию субъектов малого и среднего бизнеса и помогали бы развиваться этому направлению. К реализации для развития сектора малого и среднего предпринимательства предлагаются следующие меры:
– оперативное и своевременное информирование бизнеса о текущей экономической ситуации и о существующих программах государственной поддержки. Расширение узнаваемости портала Корпорация МСП;
– развитие Корпорации МСП: создание большего количества образовательных и консультационных мероприятий и сервисов для предпринимателей в различных отраслях экономики (в настоящее время отдается приоритет нескольким сферам экономики, некоторые из которых не отражают стратегическую траекторию развития экономики страны);
– создание низких барьеров для входа в сферы бизнеса, которые являются наиболее актуальными в связи со сложившейся экономической ситуацией;
– расширение количества государственных закупок у организаций МСП и упрощение процедуры для участия в них;
– разработка и внедрение долгосрочной стратегии развития инновационной сферы, осуществляемой путем объединения ресурсов крупных, средних и малых предприятий с целью проработки приоритетных отраслей экономики;
– формирование системы налоговых льгот для организаций, занимающихся инновационной и технологической деятельностью (например, в областях биоинженерии, искусственного интеллекта, биомедицины, зеленой энергетики, онлайн-образования и других), включая разработку мер, направленных на поддержку данных индустрий [5];
– улучшение координации деятельности органов власти на всех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном, с целью обеспечения эффективного взаимодействия. Регулярный мониторинг внедряемых программ по поддержке МСП, а также корректировка этих программ с учетом их результативности.
В контексте стимулирования инновационной активности предлагаются следующие меры: введение отсрочки уплаты налоговых обязательств в отношении расходов из прибыли, направленных на инновационные цели, налоговых каникул, прямого снижения ставок налога на прибыль, фокусирующихся на заказных и совместных НИОКР. Предоставление льгот инвесторам, включая исключение из облагаемого налогом дохода суммы их инвестиций. В перспективе рекомендуется создать НИИ структуры, бизнес-инкубаторы, консолидирующие бизнес и менеджмент и способствующие развитию кадров в данном секторе [6].
Как бы ни сложилась ситуация на внешнем рынке России и в мировой политической обстановке, развитое ориентирование на внутренний рынок способствует наращиванию технологического потенциала нашей страны. Для этого государство должно качественно подходить к мерам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.


Список использованных источников:
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (действующая редакция, 2023) Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
2. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/
3. Акинтьева Ю.А., Григорьева К.А. Меры государственной поддержки малого бизнеса в условиях санкций и проблемы их реализации // Россия в глобальном мире. — 2023. — С. 9–16.
4. Браништов И.Д., Рывкина О.Л. О развитии системы поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования. — 2023. — с. 92–95.
5. Гораева, Т.Ю. Оценка развития высокотехнологичных видов экономической деятельности / Т.Ю. Гораева, Л.К. Шамина // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2014. — № 6 (209). — с. 113–123.
6. Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы: учебник. — М.: Власть, 2017. — 412 с.
7. Кисиогло Т.В., Медведева О.С. Государственная поддержка малого бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2023. — №. 5–2 (99). — с. 12–16.
8. Краковецкая И.В. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы / И.В. Краковецкая, Е.С. Воробьева, И.В. Вотякова, М.Э. Черняк, И.В. Макаров // Экономика, предпринимательство и право. — 2023. — №. 1. — с. 113–124.
9. Соколова Е.Н., Кожемяко С.В., Логачева О.В. Актуальные меры государственной поддержки малого предпринимательства // Московский экономический журнал. — 2023. — №. 3. — с. 373–386.
10. Соловьева Е.Д., Гизатуллин Р.И. Поддержка государством малого и среднего бизнеса в РФ // Вестник науки. — 2023. — Т. 3. — №. 5 (62). — с. 120–125.
11. Ушакова Е.В. Роль государства в развитии инновационного потенциала в Российской Федерации и за рубежом / Е.В. Ушакова, Л.К. Шамина // Экономика и экологический менеджмент. — 2011. — № 2. — С. 266–273.
12. Шамина Л.К. Вопросы формирования благоприятной инновационной среды в стране // Вестник Челябинского государственного университета. — 2007. — № 10. — С. 50–54.
13. Шаронина Л.В. Анализ состояния малого бизнеса в России в условиях пандемии COVID-19 // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2021. — №1 (128). — С. 27–30.
14. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРМСП) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 23.12.2023).
15. Сайт Центрального Банка РФ. Сведения о размещенных и привлеченных средствах. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/sors/ (дата обращения: 24.12.2023).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия