Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Бурланков С. П.
профессор кафедры пищевых технологий и биоинженерии
Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (г. Москва),
доктор экономических наук

Устинов П. В.
аспирант кафедры финансов, налогообложения и финансового учёта.
Московского финансово-юридического университета

Бурланков П. С.
доцент кафедры менеджмента
Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского,
кандидат экономических наук


Инструменты «зеленого» финансирования и их применение в сфере тяжелой промышленности
В статье рассмотрены тенденции развития тяжелой промышленности в экономике Российской Федерации, в частности в Тюменской области. Определена практическая роль и значение «зеленых» финансов при аккумулировании ресурсов для устойчивого развития предприятий тяжелой промышленности. Проведена оценка факторов и перспектив развития инструментов «зеленого» финансирования в практике предприятий сферы тяжелой промышленности экономики Российской Федерации и Тюменской области. Проанализированы проблемы и барьеры развития инструментов «зеленого» финансирования в сфере тяжелой промышленности. Предложены перспективные решения, которые направлены на обеспечение использования инструментов «зеленого» финансирования в российской практике. Определено, что стремительное развитие «зеленых» финансов обусловлено необходимостью создания инструментов финансирования экономической деятельности предприятий тяжелой промышленности, способствующих реализации принципов концепции «зеленой» экономики и модели устойчивого развития.
Ключевые слова: Тюменская область, предприятия тяжелой промышленности, тяжелая промышленность, «зеленые» финансы, «зеленое» финансирование, «зеленые» облигации, «зеленое» кредитование
УДК 338.22.021.1   Стр: 108 - 112

Актуальность научного исследования в данной статье обусловлена тем, что в период последних лет все активнее применяются «зеленые» технологии, позволяющие обеспечивать экологическую безопасность, энергоэффективность и безотходное производство на объектах тяжелой промышленности. Но чтобы обеспечить их разработку, внедрение и обслуживание, необходимы финансовые ресурсы, которые для промышленных предприятий в современных условиях экономической нестабильности крайне ограничены.
В этой связи, целью статьи является анализ методических аспектов возможного практического использования инструментов «зеленого» финансирования предприятиями в сфере тяжелой промышленности, составляющих экономический фундамент Российской Федерации.
Соответственно задачами настоящего исследования стали:
1) рассмотрение тенденции развития тяжелой промышленности в экономике Российской Федерации на примере Тюменской области (выбран в качестве отдельно выступающего региона тяжелой промышленности);
2) определение практической роли и значения «зеленых» финансов при аккумулировании ресурсов в целях устойчивого развития предприятий тяжелой промышленности;
3) проведение оценки факторов и перспектив развития инструментов «зеленого» финансирования в практике предприятий сферы тяжелой промышленности Российской Федерации на примере Тюменской области;
4) анализ проблемы и выявление барьеров развития инструментов «зеленого» финансирования в сфере тяжелой промышленности;
5) предложение перспективных решений, которые направлены на обеспечение развития инструментов «зеленого» финансирования в российской практике.
Рассмотрим тенденции развития тяжелой промышленности в региональной экономике Тюменской области. Промышленность в экономике Российской Федерации имеет критическое значение, формируя основную долю валового внутреннего продукта (ВВП). Ее характеристикой является дифференцированное развитие, где основные центры тяжелой промышленности сосредоточены в ряде отдельных регионов, к которым относится Тюменская область.
Тюменская область является одним из наиболее промышленно развитых региональных субъектов Российской Федерации. Объем отгруженных товаров собственного производства в секторе добывающей промышленности составляет 8,953 трлн руб., а в секторе обрабатывающего производства — 2,463 трлн руб. Крупнейшими предприятиями тяжелой промышленности Тюменской области выступают АО «Сибнефтемаш», ООО «ЗапСибНефтехим», ПАО «Сургутнефтегаз», АО «Тюменский аккумуляторный завод» и другие.
Развитие тяжелой промышленности в Тюменской области характеризуется рядом барьеров и проблем, связанных с тем, что в 2022 году были приняты новые пакеты международных санкционных ограничений, которые препятствуют внешнеэкономической деятельности российских компаний промышленного сектора экономики, нарушая их прежние внешние торговые связи и построенные глобальные цепочки поставок. Современные реалии, происходящие в международном сообществе, не могут не повлиять на развитие промышленного производства в экономике Тюменской области [2].
Чтобы проанализировать текущее состояние тяжелой промышленности в Тюменской области необходимо обратиться к оперативным данным официальной публикации Федеральной службы государственной статистики (Росстат) о промышленном производстве за 2022 год и в первом квартале 2023 г. [1].
Индекс промышленного производства, который отражает динамику реального развития тяжелой промышленности в экономике Тюменской области, изображен на графике рис. 1.
Таким образом, в период с января по март 2022 г. индекс промышленного производства демонстрировал рост, сменяясь с 107,5 до 102,6 пунктов. Однако, начиная с апреля 2023 г., значения показателя приняли отрицательные значения, следовательно, объем производства промышленной продукции снижался. Исключением является август 2022 г., когда значение индекса составляло 100,3 пунктов. Лишь к марту 2023 г. индекс промышленного производства в Тюменской области вновь продемонстрировал рост свыше 100 пунктов — 101,6 пунктов [1].
Важнейшими направлениями реализации промышленной политики в сфере тяжелой промышленности Тюменской области с учетом современных реалий и вызовов являются следующие приоритеты [3]:
1. Стимулирование ускорения процессов цифровой трансформации субъектов промышленного производства и предпринимательства с использованием современных технологий, позволяющих перейти к этапу пятой индустриальной революции.
2. Развитие инфраструктурной поддержки промышленного производства через создание действенных и эффективных механизмов, которые позволяют обеспечивать финансовыми ресурсами программы по модернизации производственных объектов и обновления основных фондов.
3. Стимулирование инновационно-технологического производства гражданской продукции, чтобы создать условия, позволяющие провести реструктуризацию валового регионального продукта экономики Тюменской области, снизив долю нефтегазового сектора в обеспечении региональной экономической безопасности.
Рис. 1. Динамика индекса промышленного производства в Тюменской области [1]

4. Создание механизмов финансовой, юридической и информационной поддержки инвестиционных субъектов, принимающих участие в финансировании стартап-проектов промышленных и технологических инноваций, венчурных инвестиционных фондов, вкладывающих капитал в промышленное производство, а также соучредителей бизнес-инкубаторов и бизнес-акселераторов.
5. Формирование специальных экономических зон в регионе, имеющих не только налоговые преференции для участников в лице промышленных предприятий, но и предоставляющих средства и инструменты для создания промышленных кластеров.
Также, чтобы обеспечить устойчивое и инновационное развитие предприятий тяжелой промышленности в экономике Тюменской области, необходимо использование альтернативных инструментов, среди которых особое место занимают «зеленые» финансы. Рассмотрим практическую роль «зеленых» финансов в рамках финансирования деятельности предприятий тяжелой промышленности Тюменской области с целью обеспечения их устойчивого развития.
В современной практике развития субъектов предпринимательства и экономических отношений важную роль занимают финансы. Период стремления предприятий и стран к стратегии устойчивого развития имеет трансформационное влияние не только на экономическую систему, но и на финансовую, формируя новую категорию — «зеленых» финансов.
Под понятием «зеленые финансы» подразумеваются финансы, инвестиции и финансовые инструменты, которые направлены на использование в целях реализации экологически чистых и энергоэффективных проектов. Основными инструментами «зеленого» финансирования выступают «зеленые» кредиты, субсидии на «зеленые» проекты и «зеленые» облигации.
Чтобы способствовать деятельности экономических субъектов в рамках концепции «зеленой экономики» необходимо участие и финансовых институтов, предоставляющих финансирование для реализации подобных проектов. «Зеленые» финансы создают весомые условия, которые позволяют находить денежные средства для научно-исследовательской и инновационной деятельности в рамках реализации стратегии устойчивого развития. Сегмент «зеленых» финансов позволяет создать финансовые инструменты и активы, которые позволяют финансировать данные проекты, обеспечивая развитие «зеленого» бизнеса и технологий.
«Зеленые» финансы, на сегодняшний день, занимают небольшую долю международной финансовой системы. Однако все чаще они встроены в сектор реальной экономики и банковскую отрасль, где выполняют роль источника финансирования экологически чистых проектов. Большое значение «зеленые» финансы имеют при стимулировании развития сектора возобновляемых источников энергии. Именно строительство станций по выработке «зеленой» энергетики поспособствовали формированию альтернативных финансовых инструментов «зеленой экономики» [9].
Само понятие «зеленая экономика» можно охарактеризовать, как определенную модель экономического развития, где человек имеет ответственное отношение к используемым природным ресурсам. «Зеленая экономика» направлена на поиск «золотого баланса» между экономическим ростом (ВВП) и сохранением природных богатств человечества. Поэтому термин «зеленая экономика» считается отражением перехода экономической системы и хозяйственной деятельности на новый уровень, где более рациональным является использованием природных и энергетических ресурсов.
Данные эффекты ощутимы и в практике Тюменской области, где тяжелая промышленность составляет львиную долю всей национальной экономики. По этой причине, развитие «зеленой» экономики является одним из приоритетных направлений экологизации в сфере тяжелой промышленности Тюменской области, где инструменты «зеленого» финансирования позволяют строить объекты выработки экологически чистой промышленной продукции и внедрять технологии по сбережению окружающей среды и природы региона. Примеры таких практик будут приведены ниже.
В целом важно отметить то, что развитие инструментов «зеленого» финансирования в практике предприятий тяжелой промышленности Тюменской области происходит под влиянием ряда факторов, создающих стимулы и мотивы менеджмента и собственников промышленных компаний в применении «зеленых» финансов при решении, в том числе бизнес-задач.
Оценивая факторы и перспективы развития инструментов «зеленого» финансирования в практике предприятий сферы тяжелой промышленности экономики Тюменской области, важно отметить, что инициирующим фактором перехода экономических систем на принципы концепции «зеленой экономики» является истощение природных запасов и полезных ископаемых, которые используются в производственной деятельности, а также увеличение роли проблемы глобального потепления. «Зеленая экономика» имеет важнейшее значение в качественном и интенсивном развитии экономики, поскольку заимствование ее принципов позволяет достигнуть лучших показателей экономической эффективности и финансовой результативности хозяйственной деятельности (за счет рационального и бережливого использования ресурсов).
Стремительному развитию «зеленых» финансов в современности способствуют следующие факторы [4]:
1. Развитие концепции устойчивого развития, которая стимулирует применение принципов ESG, обеспечивающих социальную и экологическую ответственность субъектов предпринимательства.
2. Развитие цифровой трансформации в субъектах предпринимательства, которая параллельно способствует разработке и внедрению новых инновационных технологий и продуктов.
3. Распространение в практике корпоративного управления проектов корпоративной социальной ответственности, где деятельность в рамках «зеленой экономики» является приоритетной задачей бизнеса.
Развитие «зеленых» финансов в современном мире имеет высокие перспективы, что обусловлено наличием таких преимуществ, как [5]:
– увеличение финансирования проектов, связанных со строительством объектов возобновляемой энергии;
– повышение уровня инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательства и банков, задействованных в развитии «зеленых» технологий и проектов;
– появление новых отраслей экономической и финансовой системы, которые стимулируют экономический рост и социально-экономическое развитие;
– повышение экологической ответственности общества;
– стимулирование сокращения финансовых расходов населения и организаций на оплату коммунальных услуг, связанных с предоставлением энергетики.
Основными лидерами на глобальном рынке «зеленых» финансов выступают страны Европейского союза, Соединенные Штаты Америки, Австралия и Канада.
Однако несмотря на то, что в мировой практике рынок «зеленых» финансов стремительно развивается, в российской практике это происходит не так однозначно.
Есть ряд проблем, создающих барьеры и трудности в развитии инструментов «зеленого» финансирования, что не позволяет их использовать при финансовом обеспечении ESG-проектов предприятий тяжелой промышленности Российской Федерации и в том числе Тюменской области.
Рассмотрим существующие проблемы и барьеры развития инструментов «зеленого» финансирования в сфере тяжелой промышленности. Исследуя основные тенденции развития глобального рынка «зеленых» финансов, стоит выделить следующее [7]:
– происходит увеличение численности азиатских инвесторов на рынке «зеленых» облигаций и финансов;
– повышается степень интеграции мирового рынка «зеленого» банкинга: финансовых организаций и коммерческих банков, находящихся в том числе в странах с развивающимися рынками;
– увеличивается внимание к «зеленому» банкингу со стороны небольших компаний и коммерческих банков, поскольку ранее к «зеленым» финансам привлекались лишь крупнейшие банковские учреждения, но данная тенденция изменяется, что обусловлено распространением инструментов «зеленого» финансирования;
– происходит появление инструментов смешанного «зеленного» финансирования, в рамках которого идет совместное участие финансов «зелено-ориентированных» банков, а также государства;
– органы власти стран способствуют стимулированию развитию «зеленого» банкинга, чтобы обеспечить реализацию целей устойчивого развития.
Однако в российской практике развитие «зеленых» финансов сталкивается со следующими барьерами и проблемами [8]:
– для многих коммерческих банков понятие «экологическая ответственность» выглядит новым инструментом, практическая роль которого кажется низкой;
– многие банки страны соблюдают лишь одну основную цель развития своего бизнеса — это максимизация прибыли, из-за чего выделение финансового капитала и средств на реализацию проектов экологической ответственности выглядит «сомнительной» затеей для собственников и акционеров;
– большая часть заинтересованных лиц имеют низкое понимание того, что означают «зеленые» финансы;
– низкий уровень заинтересованности в развитии «зеленых» финансов со стороны самих предприятий и корпоративного сектора Российской Федерации;
– недоступность в развитии «зеленых» финансов для банковских учреждений и финансовых институтов второй и третьей группы;
– непроработанная регуляторная концепция Банка России по созданию нормативно-правовых актов обеспечения развития «зеленых» финансов;
– на уровне взаимодействия между государством, обществом и банковским бизнесом отсутствует общая позиция в вопросах экологической политики.
Также проблемой развития «зеленых» финансов является то, что в ее концепции много «утопичности» по сравнению с современным миром, в котором главенствует получение экономической/финансовой выгоды. В этой связи развитие «зеленых» финансов в России, по нашему мнению, будет происходить умеренными темпами до тех пор, пока экологически чистые проекты не станут экономически выгоднее, чем те проекты промышленных предприятий, где принципы «зеленой экономики» не соблюдаются. Среди решений такой проблемы можно выделить энергопереход и введение углеродного налогообложения, что сделает невыгодным модель экономического развития без соблюдения принципов «зеленой экономики».
Таким образом, несмотря на вышеперечисленные проблемы и барьеры развития, необходимо установить, что инструменты «зеленого» финансирования имеют возможности применения в сфере тяжелой промышленности, как в Российской Федерации, так и в Тюменской области.
В качестве примера следует выделить, что:
– появляются новые инструменты финансирования проектов предприятий тяжелой промышленности, связанных как со строительством объектов возобновляемой энергии, так и с инновационно-ориентированным промышленным производством;
– обеспечивается повышение уровня деловой репутации и корпоративного имиджа предприятий тяжелой промышленности, что увеличивает инвестиционную привлекательность их бизнеса для российских и зарубежных инвесторов, желающих инвестировать в субъекты предпринимательства, соблюдающие принципы модели устойчивого развития;
– предприятия тяжелой промышленности становятся более экологически ответственными и начинают внедрять принципы ESG-политики; формируется структура нефинансовой отчетности, куда относятся отчет об устойчивом развитии, экологический отчет и интегрированный отчет;
– инструменты «зеленого» финансирования снижают кредиторскую задолженность предприятий тяжелой промышленности при реализации экологически ориентированных проектов, поскольку «зеленые» финансы могут предоставляться на безвозмездной основе; но, если это «зеленые» кредиты и облигации, то по ним процентная ставка может быть меньше, чем по традиционным долговым финансовым продуктам.
Однако по причине негативного влияния вышеуказанных проблем сегодня необходимо активное участие государства и регуляторов, в том числе в лице Банка России, по созданию условий развития национальной и региональной инфраструктуры рынка «зеленых» финансов. Для этого необходимо вовлечение в следующие процессы.
Во-первых, формирование идеологии «зеленых» финансов и ее распространение в качестве нормативного требования и стандарта между всеми банками.
Во-вторых, проведение регуляторной деятельности по созданию специальной структуры по разработке методологии, сертификации верификаторов, проведению обучения верификаторов и эмитентов «зеленых» финансов.
В-третьих, разработка и утверждение специальных стандартов нефинансовой отчетности, в рамках которых будут раскрываться вопросы экологической ответственности при развитии финансовых организаций и банковских учреждений.
Помимо необходимости управления экономической устойчивостью, предприятия тяжелой промышленности сталкиваются с проблемой обеспечения экологической безопасности. Актуальность использования инструментов «зеленого» финансирования в решении данной проблемы связана с тем, что в настоящее время обеспечение экологической безопасности является одной из важнейших задач. Причиной тому является ряд проблем, негативно влияющих на качество жизни населения. К ним можно отнести:
– высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в регионе из-за развитой промышленности, на объектах производства которого происходят различные техногенные форс-мажоры и аварии;
– увеличение объема захоронения отходов от ведения производственной деятельности;
– низкие темпы модернизации отечественной промышленности и финансирования в проекты, направленные на повышение энергоэффективности производства;
– увеличение объема выбросов углекислого газа.
Ряд предприятий тяжелой промышленности Тюменской области ориентируются на то, чтобы решать данные проблемы при помощи эмиссии «зеленых» облигаций, привлеченные денежные средства по которым направлены на реализацию экологически ориентированных проектов. Например, компания АО «Сибнефтемаш» проводит привлечение «зеленых» финансов в целях реализации проектной деятельности по обновлению очистного оборудования, что позволяет снизить выбросы вредных веществ и отходов и предприятию приходиться в дальнейшем меньше платить экологические сборы и налоги.
Благодаря этому, размер чистой прибыли промышленной компании АО «Сибнефтемаш» увеличивается, а высвобожденные финансы направляются на реинвестирование в целях масштабирования прежней производственной деятельности. Увеличивается выработка продукции, что стимулирует рост промышленного производства в экономике региона, увеличивая конкурентоустойчивость тяжелой промышленности Тюменской области.
Другая компания — ПАО «Сургутнефтегаз», благодаря инструментам «зеленых» финансов, финансирует ежегодные проекты, которые позволяют достигать рекордного для Тюменской области и всей России показателя утилизации попутного нефтяного газа — более 99%.
Акционерное общество наращивает капиталовложения в реализацию программ по охране окружающей среды, рациональному природопользованию, повышению экологической безопасности производства, строительству и модернизации природоохранных объектов. Так, за последние десять лет в данное направление деятельности было инвестировано более 221,5 млрд руб., в отчетном 2021 году — 29,5 млрд руб. [10]. В итоге, происходит снижение выброса парникового газа (рис. 2).
Рис. 2. Выбросы парникового газа на объектах производства предприятия ПАО «Сургутнефтегаз» в периоде 2016–2021 гг., в тыс. тонн CO2 [10]

Благодаря капитальным вложениям компании ПАО «Сургутнефтегаз» в повышение экологической безопасности объектов производства было предотвращено выбросов свыше 23 млн тонн СО2 в атмосферу за 2021 год, что свидетельствует о высоком уровне полезного использования нефтеперерабатывающих технологий, которые были закуплены и внедрены при помощи инструментов зеленого финансирования.
Другая компания сферы тяжелой промышленности Тюменской области, которая использует инструменты «зеленого» финансирования, ПАО «СИБУР Холдинг». Текущие ее затраты составляют 5,1 млрд руб., а эффект сокращения выбросов по энергосберегающим мероприятиям составляет 233 тыс. тонн СО2.
Таким образом, тенденции использования «зеленых» финансов охватывает все большее количество промышленных предприятий Тюменской области, что дает значительный социальный и экологический эффекты, оказывающие позитивное воздействие на развитие региональной экономики в целом.


Список использованных источников:
1. О промышленном производстве в I квартале 2023 года. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/63_26–04–2023.html (дата обращения: 30.07.2023).
2. О промышленной политике в Российской Федерации. URL: https://docs.cntd.ru/document/420242984 (дата обращения: 30.07.2023).
3. Колоярцева Е.С. Государственная политика Российской Федерации в области развития промышленных технологий // Вестник Академии знаний. — 2023. — № 1(54). — С. 152–157.
4. Мухамедьянова М.А. «Зеленый банкинг» как прогрессивная модель банковского дела в контексте экологических вызовов //Фундаментальные и прикладные научные исследования. — Уфа: Издательство: ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. — С. 63–71
5. Бранд Н.А. «Зеленый» банкинг как перспективное направление банковского дела // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Апрель 2020. Материалы ХXI национальной научной конференции (с международным участием) — Таганрог: Изд-во ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2020. — С. 78–81. Электронные текстовые данные — online: pdf (9,7 Мб) [Электронный ресурс сетевого распространения]. — Режим доступа: свободный. — URL: http://www.tmei.ru
6. Шершнева Е.Г., Кондюкова Е.С., Джафарли Л.Я.К., Нобрега М.А.Р. «Зеленый» банкинг как формат социальной ответственности в эколого ориентированной экономике // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. — 2018. — Т.17. — № 4. — С. 670–689.
7. Киселева Е. «Зеленые» облигации: тенденции на мировом рынке и в России // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — № 2. — С. 62–70.
8. Кольцов А.Н. Модель «зеленого» банкинга как инструмент глобальной конкуренции // Ученые записки Международного банковского института. — 2020. — № 2 (32). — С. 22–39.
9. Малых Е.Б. Развитие возобновляемой энергетики в мире в контексте геоэкономических интересов России // Экономика и управление. — 2022. — Т. 28. — № 3. — С. 255–266.
10. Экологический отчет «Сургутнефтегаз». 2021. URL: https://www.surgutneftegas.ru/upload/iblock/06c/EO__rus.pdf (дата обращения: 13.08.2023).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия