Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Василькова С. В.
декан юридического факультета
Санкт-Петербургского государственного экономического университета;
директор Научно-исследовательского центра
сравнительного правоведения и стратегических инициатив
развития национального топливно-энергетического комплекса,
кандидат юридических наук


О роли и совершенствовании взаимодействия компаний, осуществляющих строительство энергетических объектов за рубежом, с государственными органами в Российской Федерации
Рассмотрены актуальные вопросы системы и полномочий органов публичной власти, с которыми взаимодействуют российские компании, осуществляющие деятельность в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом. Ключевой тезис состоит в необходимости того, чтобы на уровне принятия решений реально учитывалось мнение и интересы таких компаний, для чего в рамках механизмов взаимодействия необходимо наращивать вариативные организационные форматы коммуникаций и непосредственной вовлеченности представителей этих компаний в процесс выработки и принятия правотворческих, управленческих, организационных и иных решений, оказывающих влияние на состояние дел в рассматриваемой сфере. Сформулирован комплекс предложений по совершенствованию такого взаимодействия, в числе которых предложения о создании: 1) Координационного совета при Президенте Российской Федерации по вопросам строительства российских энергетических объектов за рубежом; 2) Совместного консультативного совета по вопросам законодательного регулирования отношений в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом при Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; 3) Совета по вопросам развития деятельности по проектированию, строительству, модернизации и обеспечению эксплуатации энергетических объектов за рубежом при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Показаны роль, компетенция и перспективы предлагаемых совещательных органов, а также сформулированы иные взаимосвязанные предложения.
Ключевые слова: энергетические объекты, строительство энергетических объектов, российские энергетические объекты за рубежом, взаимодействие с государственными органами в сфере строительства энергетических объектов, законотворчество в сфере строительства энергетических объектов за рубежом
УДК 346.54; ББК 67.407   Стр: 103 - 108

Строительство российских энергетических объектов за рубежом представляет собой столь значимую и многоаспектную сферу отношений, что государство в лице своих органов общей и специальной компетенции1 должно уделять особое внимание рациональному регулированию этой сферы и эффективному взаимодействию с российскими компаниями, осуществляющими деятельность по проектированию, строительству, модернизации и обеспечению эксплуатации энергетических объектов за рубежом.
В правовой и экономической науке вопросам взаимодействия бизнеса и органов власти, эффективному построению партнерства, в том числе в отдельных значимых для социально-экономического развития страны и регионов сферах заслуженно уделяется большое внимание, проводятся научные исследования [7, с. 55–59; 12, с. 32–36; 1, с. 10–14; 10, с. 87–97; 2, с. 14–19; 11, с. 51–54]. Рассматриваемая нами сфера, безусловно, также нуждается в выработке научно обоснованных предложений по совершенствованию взаимодействия энергетических компаний и органов публичной власти.
В современных условиях, когда вся российская экономика и отечественный бизнес, в том числе в лице энергетических компаний сталкиваются с продолжающимся системным санкционным давлением, на государстве лежит особая ответственность за то, чтобы оказать отечественным компаниям всю необходимую поддержку и не оставить их один на один с внешними вызовами, поскольку их деятельность непосредственно взаимосвязана с реализацией национальных интересов Российской Федерации и рассчитана на положительные эффекты, в том числе в долгосрочной перспективе. Ведь именно эти компании не только действуют как обычные хозяйствующие субъекты, участвующие в гражданских правоотношениях, гражданском обороте, но одновременно выполняют стратегические по своей сути функции как представители интересов государства, как субъекты, способствующие продвижению национальных интересов Российской Федерации за пределами территории страны во взаимоотношениях с зарубежными партнерами [3, с. 114].
При этом максимальных позитивных результатов можно достичь только в случае, если значительное внимание учету интересов указанных компаний и эффективному взаимодействию с ними будет уделяться не только отраслевыми органами, компетенция которых непосредственно касается сферы строительства российских энергетических объектов за рубежом, но и органами общей компетенции, которые в системе публичной власти в Российской Федерации определяют ключевые параметры и условия осуществления той или иной деятельности и оказания государственной поддержки бизнесу. Несомненна и очевидна особая важность системного конструктивного диалога профильных федеральных органов исполнительной власти (прежде всего, Минэнерго России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минстроя России, Ростехнадзора и ряда других) с российскими компаниями, реализующими проекты по строительству энергетических объектов за рубежом. Однако, с точки зрения системного подхода, прежде всего, важно внимание к этой сфере со стороны Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Государственное регулирование в сфере энергетики осуществляется государственными органами в пределах установленной компетенции. При этом можно условно выделить общее регулирование — посредством установления норм наиболее общего характера, оказывающих регулирующее воздействие в том числе и на энергетическую сферу, и специальное регулирование, направленное адресно именно на энергетику [4, с. 62–72].
В нашей стране функционирует единая система публичной власти, охватывающая федеральный и региональный уровни государственной власти и уровень местного самоуправления, которое, не утрачивая своей самостоятельности, гарантированное статьей 12 Конституции Российской Федерации, также является органичной функциональной и организационной частью этой единой системы. Кроме того, названная единая система включает в себя как органы государственной власти, прямо названные таковыми в Конституции Российской Федерации, так и иные государственные органы, осуществляющие важные публичные полномочия и функции. Определение указанной единой системы закреплено в статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации»2.
Экономические проекты такого масштаба, как строительство российских энергетических объектов за рубежом, имеют важное значение для социально-экономического развития Российской Федерации в целом, поэтому именно в логике согласованного функционирования единой системы публичной власти в Российской Федерации в настоящее время должны рассматриваться вопросы взаимодействия энергетических компаний с органами публичной власти и создания законодательных, политических, организационно-правовых условий для функционирования таких компаний, оказания им всесторонней, в том числе финансовой, информационной, консультативной и иной необходимой поддержки со стороны государства. При этом исключительно важно, чтобы на уровне принятия решений реально учитывалось мнение и интересы самих компаний, осуществляющих деятельность в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом, для чего в рамках механизмов взаимодействия необходимо наращивать вариативные организационные форматы коммуникаций и присутствия, непосредственной вовлеченности представителей этих компаний в процесс выработки и принятия правотворческих, управленческих, организационных и иных решений, оказывающих влияние на состояние дел в рассматриваемой сфере3.
В рамках этого ключевого тезиса в настоящей работе нами сформулированы определенные предложения, в том числе в части совершенствования некоторых полномочий государственных органов, реализация которых способна дать эффект подлинной синергии для эффективного развития взаимодействия энергетических компаний и органов публичной власти на различных этапах строительства российских энергетических объектов за рубежом.
Итак, система соответствующего взаимодействия обусловлена самой системой государственных органов, действующих в соответствии со своей компетенцией.
Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет общее регулирование посредством принятия федеральных законов, содержащих правовые нормы высокой юридической силы, регулирующие отношения в сфере энергетики, в том числе в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом. Совершенно очевидно, что принятие законотворческих решений оказывает огромное влияние на условия и правила осуществления соответствующей деятельности, параметры реализации конкретных проектов по строительству российских энергетических объектов за рубежом. Ввиду этого важно развивать механизмы активного и системного вовлечения представителей российских энергетических компаний в формирование, обсуждение и доработку соответствующих законодательных инициатив на всех этапах их рассмотрения и проработки в комитетах палат Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации ряд комитетов Государственной Думы и Совета Федерации в рамках вопросов их ведения непосредственно затрагивают в своей деятельности (законотворческой, в сфере парламентского контроля и др.) вопросы регулирования и практики реализации проектов по проектированию, строительству, модернизации и обеспечению эксплуатации российских энергетических объектов за рубежом.
Так, в Государственной Думе согласно статье 20 ее Регламента4 образуются, в частности, следующие комитеты: Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; Комитет Государственной Думы по экономической политике; Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле; Комитет Государственной Думы по защите конкуренции; Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям; Комитет Государственной Думы по энергетике; Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры; Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Безусловно, профильным и непосредственно самым значительно вовлеченным для рассматриваемой сферы отношений среди перечисленных является Комитет Государственной Думы по энергетике. Однако, и в число вопросов ведения других упомянутых комитетов входят те или иные аспекты регулирования значимых для сферы проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом вопросы, равно как и вопросы взаимодействия с соответствующими профильными федеральными органами исполнительной власти.
В свою очередь, в Совете Федерации, согласно статье 30 его Регламента5, образуются, в частности, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам; Комитет Совета Федерации по экономической политике; Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и др., в компетенцию которых также входят соответствующие вопросы6.
Помимо упомянутых, а также иных комитетов палат Федерального Собрания Российской Федерации, являющихся постоянно действующими органами соответственно Государственной Думы и Совета Федерации, имеется и такой достаточно эффективный формат обсуждения вопросов и выработки рекомендаций, как советы при соответствующей палате Федерального Собрания.
Проведенный нами комплексный анализ полномочий советов, созданных при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, показал, что отсутствует комплексное рассмотрение именно вопросов дальнейшего совершенствования регулирования отношений в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом в рамках деятельности какого-либо специализированного совета. С учетом этого представляется актуальным предложить рассмотреть вопрос о создании Совета по вопросам развития деятельности по проектированию, строительству, модернизации и обеспечению эксплуатации энергетических объектов за рубежом при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Названный Совет стал бы постоянно действующим экспертно-консультативным органом при Совете Федерации, в состав которого следовало бы в обязательном порядке включить представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, российских компаний, осуществляющих деятельность по проектированию, строительству, модернизации и обеспечению эксплуатации энергетических объектов за рубежом, а также представителей академической науки, включая специалистов в области энергетического права.
В соответствии с возложенными на него основными задачами названный Совет осуществлял бы следующие функции:
1) анализ информации о тенденциях развития законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом;
2) изучение и обобщение опыта работы органов публичной власти и организаций в области развития и поддержки деятельности в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом, содействие распространению позитивного опыта;
3) подготовка предложений о мерах, способствующих развитию и поддержке деятельности в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом, в том числе в части совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в указанной сфере;
4) разработка проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование регулирования отношений в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом;
5) осуществление экспертной оценки проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом.
С учетом современной геополитической обстановки и возрастающей роли именно парламентских и межпарламентских механизмов диалога и выработки решений представляется, что деятельность такого совета могла бы служить существенному повышению эффективности взаимодействия энергетических компаний с органами публичной власти в рассматриваемой сфере, а также, в конечном итоге, выработке более рациональных и продуманных, сбалансированных решений по развитию соответствующих проектов, которые приведут к позитивным не только социально-экономическим, но и политическим результатам.
Кроме того, принципиально важно, на наш взгляд, усиливать элементы взаимодействия между палатами Федерального Собрания Российской Федерации (в лице их органов) в рассматриваемой сфере. По нашим наблюдениям, несмотря на то, что имеет место диалог между палатами (в том числе участие депутатов Государственной Думы в рабочих группах, советах и т.д., формируемых в Совете Федерации, и наоборот, сенаторов Российской Федерации в рабочих группах, советах и т.д., формируемых в Государственной Думе), здесь имеется большой потенциал для повышения эффективности такого взаимодействия.
Считаем уместным и своевременным предложить принципиально новый организационный формат работы и взаимодействия, который может существенно повысить качество законотворчества с точки зрения обеспечения баланса интересов вовлеченных сторон и выработки более эффективных механизмов с учетом наработанного опыта, потребностей и прогнозов самих российских компаний, осуществляющих деятельность в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом. Таковым может стать Совместный консультативный совет по вопросам законодательного регулирования отношений в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом при Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В его работе должны быть задействованы представители указанных выше комитетов Государственной Думы и Совета Федерации в необходимом представительстве, основанном на сферах компетенций и вопросах их ведения.
Этот беспрецедентный формат может придать совершенно новый импульс для выработки на основе приоритетного внимания и всестороннего обсуждения эффективных решений по законодательному обеспечению дальнейшего развития деятельности российских компаний по проектированию, строительству, модернизации и обеспечению эксплуатации энергетических объектов за рубежом. Вовлечение российских компаний, осуществляющих деятельность в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом.
Для реализации данного предложения целесообразно разработать и внести корреспондированные изменения в регламенты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. К примеру, в части 1 статьи 27 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрено, что для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций; в случаях, предусмотренных названным Регламентом, комитет Государственной Думы может образовывать иные рабочие органы. Считаем целесообразным закрепить наряду с этим норму, прямо предусматривающую возможность создания на базе не только одного, но и нескольких комитетов Государственной Думы совместных с комитетами Совета Федерации консультативных органов.
Президент Российской Федерации, являясь главой государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях (статья 80 Конституции Российской Федерации).
Реализация этих функций в рамках общего регулирования оказывает непосредственное влияние на российскую энергетику, задавая векторы ее развития, определяя условия ее внешнеэкономических взаимосвязей, предопределяя стратегические подходы к функционированию всех энергетических секторов национальной экономики. Кроме того, Президент Российской Федерации издает указы, содержащие нормы энергетического права, а также утверждающие документы стратегического планирования в сфере энергетики.
Взаимодействие с Президентом Российской Федерации как высшим органом государственной власти в рассматриваемой сфере возможно в рамках деятельности соответствующих органов при Президенте.
Так, при Президенте Российской Федерации создана и функционирует Комиссия по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, целями которой выступает координация деятельности, направленной на развитие ТЭК, поддержание энергетической, экологической и промышленной эффективности и безопасности воспроизводства минерально-сырьевой базы7. Подобный формат весьма важен для подготовки предложений, заслуживающих и требующих внимания непосредственно главы государства. Вместе с тем, полагаем, что только этой комиссии не вполне достаточно с учетом современной значимости деятельности в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом.
С учетом этого весьма своевременно и актуально на современном этапе создать Координационный совет при Президенте Российской Федерации по вопросам строительства российских энергетических объектов за рубежом.
Необходимо, чтобы указанный орган состоял из представителей заинтересованных органов публичной власти, научных организаций, ведущих научных специалистов и экспертов в рассматриваемой сфере, российских компаний, способных реализовать соответствующие проекты.
В число задач и функций этого совещательного органа необходимо включить:
– системную координацию подходов и усилий в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации российскими компаниями энергетических объектов за рубежом;
– постоянное взаимодействие с российскими компаниями, осуществляющими деятельность в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом, по вопросам дальнейшего развития и поддержки указанной деятельности;
– подготовку проектов обоснованных решений по дальнейшему совершенствованию правовых и организационных условий такой деятельности, развитие мер поддержки российских компаний, осуществляющих строительство энергетических объектов за рубежом.
Указом Президента Российской Федерации должно быть утверждено Положение о Координационном совете при Президенте Российской Федерации по вопросам строительства российских энергетических объектов за рубежом, в котором следует четко обозначить его полномочия и порядок деятельности, включая формирование предложений для рассмотрения Президентом Российской Федерации.
Особенностью этой структуры должна являться высокая степень непосредственной вовлеченности самих российских компаний, осуществляющих деятельность в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом, в работу Координационного совета, прежде всего, путем подготовки обоснованных перспективных предложений на основе наработанного опыта и текущих изменений во взаимоотношениях непосредственно с зарубежными партнерами. Получая столь эффективную «обратную связь» от непосредственных участников рассматриваемой деятельности, представители органов публичной власти, в том числе в рамках работы предлагаемого Координационного совета, смогут более эффективно вырабатывать взвешенные и обоснованные решения по совершенствованию регулирования отношений в соответствующей сфере и принятию дополнительных мер, направленных на поддержку энергетических компаний.
Правительство Российской Федерации осуществляет как общее (в рамках реализации своих конституционных полномочий по обеспечению проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечению государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранения и развития ее научного потенциала и т.д.), так и специальное (принимая акты, содержащие нормы энергетического права, а также утверждающие документы стратегического планирования в сфере энергетики) регулирование.
Сфера энергетики входит в число ключевых приоритетов деятельности Правительства Российской Федерации, что в полной мере относится и к сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации российских энергетических объектов за рубежом. Вместе с тем, стоит отметить, что, например, анализ рубрикации ключевых направлений деятельности в сфере энергетики на официальном интернет-сайте Правительства Российской Федерации показывает, что рассматриваемая в настоящем исследовании деятельность не выделяется в качестве самостоятельной и приоритетной и фактически рассредоточена по иным направлениям.
Так, на официальном сайте Правительства Российской Федерации деятельность в сфере энергетики рубрицирована по ряду направлений, перечень которых является закрытым8. Вопросы, касающиеся деятельности в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом, можно встретить и в направлении «Общие вопросы энергетической политики», и в направлении «Атомный энергопромышленный комплекс», и др. Однако, при таком подходе наблюдается, на наш взгляд, некоторая фрагментарность.
Представляется, что указанный рубрикатор в современных условиях уместно и обоснованно дополнить самостоятельным направлением «Деятельность в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом».
В рамках совершенствования полномочий Правительства Российской Федерации с учетом комплекса изложенных нами в настоящей работе взаимосвязанных предложений по совершенствованию взаимодействия в рассматриваемой сфере следовало бы рассмотреть вопрос о внесении в Регламент Правительства Российской Федерации9 изменений, закрепляющих обязательность и конкретные формы участия представителей Правительства Российской Федерации в деятельности, ранее оговоренных нами Координационного совета при Президенте Российской Федерации по вопросам строительства российских энергетических объектов за рубежом и Совместного консультативного совета по вопросам законодательного регулирования отношений в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом при Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
При этом работу Комиссии Правительства Российской Федерации, в части законопроектной деятельности10 следует в таком случае особо учесть и отмечать при рассмотрении для подготовки заключений и официальных отзывов, а также проектов поправок Правительства Российской Федерации конкретных законодательных инициатив, касающихся регулирования отношений в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом, факт их проработки в рамках деятельности указанных Координационного совета и (или) Совместного консультативного совета. Законопроекты, предварительно проработанные в рамках указанных предлагаемых форматов, не должны по итогам рассмотрения на Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности получать отрицательные заключения или официальные отзывы Правительства Российской Федерации (с выводом «не поддерживается»). В этом случае будет обеспечена логичность, преемственность и эффективность проработки соответствующих законопроектов во взаимодействии с самими энергетическими компаниями.
Министерство энергетики Российской Федерации является ключевым профильным федеральным органом исполнительной власти в России и адресно осуществляет специальное регулирование в сфере энергетики11.
Многие важные для отечественного ТЭК, всех отраслей российской энергетики, в том числе для сферы проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом вопросы решаются Минэнерго России в тесном взаимодействии с Минэкономразвития России, Минтрансом России, Минфином России, Минстроем России и другими федеральными органами исполнительной власти.
Анализ структуры Минэнерго России показывает, что его департаменты охватывают все сферы деятельности органа и все значимые направления развития российской энергетики. Вместе с тем, в рамках предложений по совершенствованию представляется целесообразным рассмотреть вопрос о создании профильного структурного подразделения Минэнерго России — Департамента по вопросам реализации проектов строительства энергетических объектов за рубежом. Данному департаменту полагалось бы работать в направлении разработки проектов решений в сфере развития мер поддержки реализации российскими компаниями соответствующих проектов НПА, направленных на регулирование отношений в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом.
При Минэнерго России функционирует Общественный совет, представляющий собой совещательно-консультативный субъект общественного контроля, созданный для обеспечения учёта потребностей и интересов, а также защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности Министерства энергетики России и вместе с тем для осуществления общественного контроля за его деятельностью12. Его состав довольно обширен и включает представителей, в том числе кредитных организаций, журналистского сообщества, научных и образовательных организаций и т.д.13 Деятельность этого органа весьма важна и в плане дальнейшего совершенствования рассматриваемого в настоящей работе взаимодействия следует рекомендовать Минэнерго России расширить его состав за счет большего количества представителей российских компаний, осуществляющих деятельность в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом. Их непосредственный диалог с представителями общественности, равно как и с должностными лицами Министерства, будет способствовать выработке более сбалансированных решений, отвечающих целям защиты прав и свобод граждан, учета их интересов, а также законных интересов российского бизнеса в указанной сфере.
Кроме того, форматом эффективного взаимодействия и сотрудничества могут выступать рабочие группы межведомственного характера, которые может создавать Министерство энергетики России. Примером в данном случае может выступать рабочая группа по вопросам реализации приоритетных направлений взаимодействия, сформированная на базе Министерства Энергетики России, Госкорпорацией «Ростехнологии» и организаций топливно-энергетического комплекса, созданная приказом Минэнерго России от 3 марта 2010 года № 9514. Цель указанной рабочей группы заключается в подготовке предложений по развитию и последующему внедрению энергосберегающих технологий, повышающих функционирование экономики и жизнеобеспечение в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации. Она является постоянно действующим совещательным органом Министерства энергетики Российской Федерации.
По аналогии следует рассмотреть вопрос о создании в Минэнерго России постоянно действующей рабочей группы по вопросам реализации приоритетных направлений взаимодействия между Минэнерго России, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом.
В целом, следует констатировать важность дальнейшего наращивания спектра взаимодействия органов публичной власти и российских компаний, осуществляющих деятельность в сфере проектирования, строительства, модернизации и обеспечения эксплуатации энергетических объектов за рубежом, в том числе в рамках предложенных в настоящей работе организационно-правовых форматов, которые могут дать значительный синергетический эффект для полноценного достижения разносторонних стратегических целей реализации российских проектов по строительству энергетических объектов на территориях зарубежных стран.


Список использованных источников:
1. Асеев А.Д., Туровский А.А. Характер взаимодействия бизнес-структур с органами государственной власти // Вестник ГУУ. — 2015. — №  6. — С. 10–14.
2. Асриянц К.Г. Принципы и формы взаимодействия бизнеса с органами государственной власти на современном этапе // РППЭ. — 2018. — №  8 (94). — С. 14–19.
3. Василькова С.В. Актуальные аспекты правового положения российских компаний, осуществляющих строительство энергетических объектов за рубежом // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2022. — № 3. — С. 114.
4. Василькова С.В. Энергетическое право: учебник. — М.: КНОРУС, 2023. — С. 62–72.
5. Грищенко А.И. Государственное регулирование атомной энергетикой: правовые проблемы // Энергетическое право. — 2006. — № 1. — С. 366–373.
6. Губин Е.П. Государственное регулирование отношений в сфере нефтегазового комплекса России: правовые вопросы // Энергетическое право. — 2006. — № 2.
7. Евлаев А.Н. Модели взаимодействия бизнеса и государства при решении задач политического механизма развития железнодорожного транспорта в России // Власть. — 2014. — № 5. — С. 55–59.
8. Коммерческое право: Учебник. Ч.1 / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. — М., 2002. — С. 366–373.
9. Косинова Н.Н. Партнерство власти и бизнеса в развитии сферы инфраструктуры региона: проблемы и решения // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. — 2017. — № 3 (40). — С. 87–97.
10. Мусаев Р.Р., Таджибова Л.Н. Социальные аспекты взаимодействия крупных компаний с органами государственной власти // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2023. — № 2. — С. 51–54.
11. Овсянникова Д.К. К вопросу о необходимости совершенствования взаимодействия органов государственной власти и бизнеса // Вестник ГУУ. — 2015. — № 2. — С. 32–36.

Сноски 
1 А.И. Грищенко, например, пишет, что «государство, являясь прежде всего политической организацией общества, осуществляет деятельность по регулированию экономики через свои органы». Он отмечает, что «характеризуя систему государственных органов, осуществляющих регулирование, В.Ф. Попондопуло выделяет в качестве определяющего критерия характер их компетенции» [9, с. 366–373]. И указывает, что «в зависимости от этого критерия они подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции» [5].
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 50 (часть III). Ст. 8039.
3 Максимальный учет интересов бизнеса и соблюдение баланса частных и публичных интересов особенно важны в свете самой природы отношений в рассматриваемой сфере. В литературе отмечается, что «предпринимательская деятельность в сфере строительства и модернизации энергетических объектов опосредуется как частноправовыми отношениями, так и публично-правовыми отношениями». О важности соблюдения баланса частных и публичных интересов в целом в сфере энергетики исследователи также писали уже давно (см., например: Запатрина И.В. Перспективы усовершенствования системы государственного управления и регулирования, согласование публичных и частных интересов в энергетической сфере // Энергетическое право. 2008. № 2. При этом применительно к рассматриваемой сфере также справедливо утверждение о том, что «усиление роли государства возможно при установлении четких и понятных всем правил, с использованием законных механизмов» [6]. В целом же приоритетен максимальный учет интересов самих энергетических компаний. Эту специфику необходимо учитывать в полной мере.
4 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД // СПС КонсультантПлюс.
5 Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ // СПС КонсультантПлюс.
6 В соответствии с положениями названной статьи Регламента Совета Федерации, например, к вопросам ведения Комитета Совета Федерации по экономической политике относятся, в том числе осуществление политики в области развития энергетики страны, определения путей комплексного развития нефтегазовой отрасли и других топливных ресурсов; деятельность хозяйствующих субъектов; предпринимательская деятельность; корпоративное управление; защита отечественных производителей товаров и услуг и т.д. (таким образом, он является профильным для рассматриваемой нами сферы, а также отвечает за взаимодействие с Минэнерго России от лица Совета Федерации);к вопросам ведения Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера относятся, в том числе производство энергоэффективных и экологически чистых строительных материалов; градостроительная деятельность; государственная политика в Арктике; деятельность в области строительства (таким образом, в его компетенции находится регулирование строительства и системное взаимодействие с Минстроем России по данным вопросам);к вопросам ведения Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности относятся вопросы правовых основ государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сферу которых входит и государственный контроль и надзор в сфере строительства российских энергетических объектов за рубежом.
7 См. Положение о Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности на официальном интернет-сайте Президента Российской Федерации. Электронный ресурс. http://kremlin.ru/structure/commissions. Дата обращения — 25 августа 2023 года.
8 Это направления: «Общие вопросы энергетической политики», «Управление природными ресурсами. Недропользование», «Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов», «Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация», «Добыча твёрдых полезных ископаемых. Угольная промышленность», «Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии», «Теплоэнергетика, теплоснабжение», «Атомный энергопромышленный комплекс», «Возобновляемая («альтернативная») энергетика», «Энергоэффективность и энергосбережение». См. подраздел «Энергетика» раздела «Работа Правительства» на официальном интернет-сайте Правительства Российской Федерации. Электронный ресурс. http://government.ru/rugovclassifier/section/2190/. Дата обращения — 28 августа 2023 года.
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 23. — Ст. 2313.
10 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 264 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 23. — Ст. 2317.
11 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 22. — Ст. 2577.
12 Положение об Общественном совете при Министерстве энергетики Российской Федерации. Утверждено приказом Минэнерго России от 28 мая 2021 года № 396. Текст на интернет-сайте Минэнерго России. Электронный ресурс. https://minenergo.gov.ru/node/213/docs. Дата обращения — 30 августа 2023 года.
13 См. состав Общественного совета на интернет-сайте Минэнерго России. Электронный ресурс. https://minenergo.gov.ru/node/213/structure. Дата обращения — 30 августа 2023 года.
14 Приказ Минэнерго России от 3 марта 2010 года № 95 «О рабочей группе по вопросам реализации приоритетных направлений взаимодействия между Минэнерго России, Государственной корпорацией «Ростехнологии» и организациями топливно-энергетического комплекса». СПС КонсультантПлюс.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия