Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Марышев А. Н.
Ответственный секретарь Бюро Межпарламенской Ассамблеи ЕврАзЭС

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ДОКТРИНЫ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

10 октября 2000 года президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.
Начался процесс преобразования Таможенного союза в новую международную организацию, предполагающую качественно новый этап в деятельности Сообщества.
Этот шаг - свидетельство единства политической воли руководителей пяти государств, стремления еще более решительно идти по пути взаимного многопланового сотрудничества и углубления интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Логика продвижения наших стран к целям, намеченным в Договоре об учреждении ЕврАзЭС - к завершению формирования Таможенного союза и созданию Единого экономического пространства - требует новых форм и механизмов взаимодействия.
В соответствии с утвержденным Межгосударственным Советом Положением о Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества основной задачей Ассамблеи становится формирование правовой политики ЕврАзЭС, решение не только текущих, прикладных задач, но и формирование долгосрочных, перспективных направлений деятельности. В этой работе очень важно обеспечить последовательность и системность.
В связи с этим мы планируем вернуться к изначальному вопросу интеграционного взаимодействия - к разработке Доктрины Евразийского экономического сообщества, чтобы определить базовые, конечные цели развития общества, а также основополагающие экономические и социальные параметры нашего Сообщества на ближайшие 50 - 60 лет. И, исходя уже из этих конечных параметров, формировать правовую базу ЕврАзЭС на долгосрочную перспективу.
К этой работе Межпарламентская Ассамблея совместно с Интеграционным Комитетом уже приступила. На страницах журнала Евразийского экономического сообщества "Проблемы современной экономики" мы начали дискуссию по содержанию, структуре и основным параметрам Доктрины.
В ХХI век мир вступил "под флагом глобализации". Этот феномен многогранен. Он затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, идеологию, культуру, науку, экологию и др.
Глобализация мировой экономической системы подразумевает не просто расширение и интенсификацию мирохозяйственных связей в сфере производства и обращения, финансов, инвестиций, новых технологий, но принципиально новое их качество, означающее, прежде всего, рост мобильности управления, повышение производительности труда и эффективности использования ресурсов при одновременном усилении взаимосвязанности и взаимозависимости государств.
Процессы глобализации делают Евразийское экономическое сообщество в силу его особого географического, природного, стратегического и экономического положения потенциальным центром мировой геополитической системы. И мы не имеем право не использовать эти уникальные, данные Богом, конкурентные преимущества нашего Сообщества.
Я хотел бы тезисно высказать свою, может быть в чем-то и спорную, позицию по основным концептуальным подходам, которые должны быть освещены в Доктрине.
Формирование Евразийского экономического сообщества должно происходить на фоне восстановления евразийской цивилизации, сложившейся в ходе многовекового взаимодействия народов Европы и Азии. В таком контексте речь может идти об эволюции Сообщества в направлении нового объединения - Евразийского союза, объективными основами которого наряду с воссоздаваемым в ходе интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС экономическим фундаментом являются: общее географическое пространство; общие исторические судьбы; сходные геополитические интересы; синтез многообразия культур народов, населяющих Европу и Азию при сохранении их национальной самобытности; межконфессиональная и межнациональная толерантность евразийских народов.
Современная евразийская концепция или концепция евразийства, учитывающая новые социально-исторические, экономические и политические реалии, может служить идейно-теоретическим основанием для процессов интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества.
Развитие ЕврАзЭС в контексте восстановления и формирования евразийской цивилизации требует поиска новой евразийской идентичности, формулирования и проведения политики, направленной на воссоздание и развитие общих культурных ценностей, которые не противоречили бы национальным особенностям каждой страны и обеспечивали бы синтез национальной идентичности каждого отдельного народа Евразии с общеевразийской идентичностью.
Элементами евразийской идентичности можно считать общие экономические и социальные цели, демократические идеалы, исторические и культурные корни, возникшие за более чем семь десятилетий существования единого государства, общие ценностные ориентации и стереотипы поведения, нормы жизни, традиции. Формирование двойной идентичности - собственно национальной и общеевразийской - является важнейшим условием жизнеспособности евразийской идеи.

Наши государства уже более десяти лет осуществляют радикальные исторические перемены, при которых меняется и политический строй, и формы собственности, разрушаются старые экономические связи, формируется новая государственность.
Сейчас, мне кажется, наступил тот важнейший этап в становлении наших государств и нашего Сообщества, когда нужно остановиться, осмыслить создавшуюся ситуацию, новые реалии и скорректировать программу обновления общества.
Жизнь показывает, что теория и практика рыночных преобразований не всегда согласуется с реальной действительностью, с реальными потребностями рынка, настроением и запросами людей, их культурой, обычаями, традициями и менталитетом.
Так, наметилась негативная тенденция расслоения населения по имущественному достатку: появился небольшой процент очень богатых и значительная часть очень бедных людей. И данный разрыв, к сожалению, не сокращается. В обществе процветает коррупция, развивается процесс криминализации политических и экономических отношений.
Обозначилось также неравенство возможностей доступа граждан к образованию и медицинскому обслуживанию. Происходит значительное снижение планки духовных ценностей: дефицит добра, эгоизм, замкнутость, девальвация понятия "коллективизм".
Статистика неумолимо отмечает: во многих странах происходит снижение уровня рождаемости, продолжительности жизни, ухудшение состояния здоровья населения, всепоглощающая эпидемия нервных стрессов, инфарктов, туберкулеза, венерических заболеваний, рост алкоголизма и наркомании. Налицо опасная тенденция разбалансирования человека как физиологической системы.
Практика показывает, что свобода и демократия - необходимые, но недостаточные условия перехода к устойчивому в социально-экономическом отношении обществу. Свобода сама по себе не конструктивна. Она в равной степени высвобождает как созидательные, так и разрушительные потенции. Отсутствие защитных механизмов и противовесов, надежда на естественный ход событий часто приводят к их неконтролируемому развитию, к искажению истинных целей преобразования экономики и общества.
Государство и общество обязаны обеспечить устойчивое человеческое развитие, безопасное развитие личности, защиту бедных, создание современных рабочих мест, сохранение природы.
Устойчивое и безопасное развитие личности как новая парадигма развития, ориентированная прежде всего на человека, должна стать наиболее целостной моделью движения общества в будущее. Она призвана охватить все его аспекты: природу, экономику, инвестиции, инновации, занятость населения, социальную защиту, образование, здравоохранение, политические и культурные свободы.
Я убежден, что вся наша экономическая политика и политика вообще должна строиться, прежде всего, исходя из благополучия и безопасности человека. Важны не макроэкономика сама по себе и даже не реальная экономика - это лишь инструменты, а обеспечение нормальной жизни каждого человека. Интересы "челнока" и крестьянина, ученого и офицера, врача и учителя, наемного рабочего и пенсионера - все это ничуть не менее значимо, чем глобальные внешнеполитические доктрины и величественные планы возрождения экономики. Более того, учет интересов всех без исключения граждан и должен быть главным общегосударственным приоритетом. Высшей ценностью может являться только человек, его жизнь, семья, здоровье, настоящее и будущее его детей. А политический строй призван обеспечить необходимые условия для решения стоящих перед государством задач.
В связи с этим нам нужно, прежде всего, сделать основной акцент на уточнении, корректировке основных направлений экономических преобразований в Евразийском экономическом сообществе.
В частности, необходимо еще раз проанализировать и подготовить обоснованные предложения по совершенствованию основополагающего экономического блока - "Основных направлений экономических преобразований Сообщества", в которых отразить: особенности и глубину либерализации экономики; основные направления и особенности совершенствования собственности на землю и природные ресурсы; оптимизацию налоговой политики; инновационную составляющую экономических преобразований; нравственную составляющую экономических реформ, так как быть богатым и счастливым в стране, где основная часть населения бедствует, в высшей степени безнравственно.
Очень важен также гуманитарный вектор интеграции, в котором необходимо раскрыть и уточнить такие вопросы, как:
- формирование единого образовательного пространства;
- взаимопроникновение и взаимодополнение национальных культур и традиций;
- использование и развитие языков государств - членов Сообщества;
- совершенствование миграционной политики.
При формировании любых региональных объединений, тем более таких, как Евразийское экономическое сообщество, с глубоким уровнем интеграции, формированием единого экономического пространства, на повестку дня обязательно встанут вопросы, касающиеся непростых проблем, связанных с политическим вектором интеграции: вопросы суверенитета государств и создания наднациональных межгосударственных органов; вопросы интеграции в области обороны и безопасности; условия пересечения границ.
У нашего Сообщества есть и геополитический аспект. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества предусматривает изменение его географии и прием в члены Сообщества любого государства (не только входящего в состав Содружества Независимых Государств).
В перспективе Евразийское экономическое сообщество могло бы стать авторитетным экономическим и военно-политическим мировым центром влияния. Это способствовало бы формированию в мировом сообществе такого симметричного баланса сил, который стабилизовал бы политическую обстановку на планете.
И, наконец, для формирования действенного, глубоко интегрированного регионального объединения представляется очень важным подумать о совершенствовании системы управления Сообществом. Оно должно быть максимально простым, но эффективным. Очень важно уточнить объем и качество выполняемых им функций.
Решения органов управления Сообществом должны быть обязательны для всех государств - членов ЕврАзЭС. И нам вряд ли обойтись без формирования наднациональных органов Сообщества, которые могли бы принимать решения прямого действия.
К подготовке такого исключительно важного для Сообщества документа как Доктрина Евразийского экономического сообщества мы должны подойти в высшей степени ответственно, подключив к его разработке весь интеллектуальный потенциал ученых, практиков, работников государственных учреждений наших стран, более эффективно задействовать потенциал научно-экспертных советов Межпарламентской Ассамблеи. Мы должны подготовить добротную, основополагающую Доктрину Сообщества с тем, чтобы в итоге вынести ее на рассмотрение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия