Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Марышев А. А.
советник Секретариата Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (г. Санкт-Петербург)

Евразийскому проекту — 100 лет или неизвестные страницы истории евразийской интеграции
В статье рассматриваются этапы зарождения и реализации евразийской интеграции. Отмечается, что идея проекта создания Евразийского союза озвучивалась несколько раз — в 1930 году П.Н. Савицким, в 1989 году А.Д. Сахаровым и в 1994 году Н.А. Назарбаевым. Анализируются, в том числе, и неудачные попытки реализации евразийской интеграции, к которым относится проект формирования Евразийского Содружества Независимых Государств.
Ключевые слова: евразийство, Евразийское экономическое сообщество, Евразийский экономический союз, Большое Евразийское партнерство, Таможенный союз, единое экономическое пространство, этапы развития евразийства
УДК 339.924   Стр: 212 - 215

Автором идеи евразийской интеграции принято считать первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, который 29 марта 1994 года выступил в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова со своей знаменитой инициативой о создании Евразийского союза государств [24]. Первоначально Н.А. Назарбаев предлагал не смешивать свою идею Евразийского союза с концепцией евразийства, хотя и не возражал, что в его идее ученые видят такую взаимосвязь [6, с. 144]. Однако впоследствии признался, что ему импонировали взгляды последнего евразийца Л.Н. Гумилева и заявил о необходимости активизации интеграционных процессов на просторах Евразии [7, с. 105]. Таким образом, можно в вопросе соотношения понятий «евразийство» и «евразийская интеграция» сделать вывод о том, что евразийство является теоретической основой евразийской интеграции и соответственно первым ее этапом.
Основателем классического евразийства является П.Н. Савицкий, русский географ и геополитик. Именно П.Н. Савицким в 1920 г. в Софии (Болгарии) была опубликована его рецензия на брошюру другого представителя евразийства — Н.С. Трубецкого [8]. В своей рецензии П.Н. Савицкий утверждает, что Россия не похожа ни на Европу, ни на Азию, и ей подобает называться Евразией. Евразия является областью равноправия наций, не имеющих никаких аналогов в международных отношениях. В своих публикациях П.Н. Савицкий подчеркивал, что необходимо использовать термин «евразийство» вместо устаревшего понятия «евро-азиатство». Также П.Н. Савицкий в своих тезисах лекций, записанных им от руки 19 декабря 1930 года, предложил создать «Евразийский союз народов как прообраз международных отношений» [10].
Помимо П.Н. Савицкого, классическое евразийство также представлено князем Н.С. Трубецким, экономистом и географом П.Б. Струве, православным священнослужителем Г.В. Фроловским, русским музыкантом П.П. Сувчинским, а также светлейшим князем А.А. Левиным. Впервые идеи евразийства публично были озвучены ими 3 июня 1921 г. в Софии на заседании религиозно-философского кружка. Организационное оформление евразийства произошло в конце 1924 г. на совещании в Вене, где был создан его руководящий орган — Высший Евразийский совет под председательствованием князя Н.С. Трубецкого. Как известно, в настоящее время высшим органом Евразийского экономического союза также является Высший Евразийский экономический совет (на уровне глав государств). В январе 1929 г. образован Евразийский распорядительный комитет, который просуществовал до Первого Евразийского съезда (Брюссель, 1931 г.). Несмотря на то, что в 1932 году была создана Евразийская партия, выпущены сборник «Тридцатые годы» и шесть номеров журнала «Евразийские тетради», тем не менее, евразийская идея стала терять свою популярность. Первый этап евразийской интеграции — классическое евразийство просуществовал 18 лет — с 1920 по 1938 гг.
Таким образом, классическое евразийство через восприятие Евразии как отдельного «континента в себе» [9, с. 137], признание, с одной стороны, уникальности и неповторимости каждой нации [1, с. 48], а с другой стороны, единства евразийской нации [11, с. 289] представляет собой разработанную и систематизированную концепцию как важную теоретическую основу евразийской интеграции. Этим евразийство принципиально отличается от множества идеологий, возникавших в Европе на рубеже двух мировых войн. Как справедливо отметил немецкий историк и советолог Леонид Люкс, «тут за дело взялись не дилетанты и политические доктринёры, а люди, прошедшие научную школу, владеющие искусством изощренного анализа» [5, с. 106].
Второй этап евразийской интеграции связан с именем создателя пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва. Впервые о принадлежности Гумилёва к евразийству стали говорить и писать в конце 1970-х годов. Сам Лев Николаевич в многочисленных интервью 1980-х годов также охотно именовал себя евразийцем [2, с. 19]. Важно отметить, что для Льва Гумилёва евразийство было не политической идеологией, а образом мысли. Именно Л.Н. Гумилёву принадлежит пророческий афоризм: «Если России суждено возродиться, то только через евразийство» [21, с. 78].
Хотелось бы отдельно остановиться на его теории этногенеза, согласно которому каждый этнос в период своего существования проходит определенные стадии развития, в результате которого может сформироваться суперэтнос, объединяющий в себя несколько этносов в одном регионе. Всего Л.Н. Гумилев выделял 4 этноса, но особо он выделил лишь два из них — европейский и евразийский [3, с. 56]. Современная европейская интеграция только на первый взгляд является успешной совершенно случайно. Дело в том, что Европа и ранее, на протяжении длительного время была едина. Достаточно в этом плане вспомнить времена существования разных империй на европейском пространстве — Римской, Карла Великого, Габсбургов и Наполеона. В Евразии также наблюдалось единство народов. Так, народы Евразии жили едино в скифском союзе, в Великом тюркском каганате, в составе монгольской и российской империях и в Советском Союзе.
На основе теории этногенеза Л.Н. Гумилева можно предположить, что интеграция является формой организации суперэтноса, а пределами расширения интеграционных объединений являются границы самого суперэтноса. Данная гипотеза подтверждается неопределенностью вектора интеграции таких стран как Украина и Молдова, которые находятся на стыке двух континентов — Европы и Евразии.
Третий этап евразийской интеграции можно назвать неудачным в попытках его реализации. Он охватывает период с 1922 по 1994 гг. Так, 26 сентября 1922 года, за два месяца до создания СССР, В.И. Ленин предложил назвать будущее государственное объединение Союзом Советских Республик Европы и Азии [4, с. 211].
В августе-ноябре 1989 г., во времена перестройки в СССР, академиком А.Д. Сахаровым был предложен проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии [12], в пункте 3 которого говорилось о создании «Европейско-Азиатского союза». Также этот проект Конституции свидетельствовал о необходимости гармонизации экономического, социального и политического развития во всем мире. Вступление стран в новый Союз должен был осуществляться на основе Союзного договора. Во всех республиках Союза официальным языком межреспубликанских отношений является русский язык.
Как известно, в 1991 году образовалось Содружество Независимых государств. Тем не менее, образование СНГ не было единственной инициативой на уже постсоветском пространстве. Главы четырех центральноазиатских государств (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) 13 декабря 1991 г. в г. Ашхабаде выступили с инициативой создания Евразийского Содружества Независимых Государств [15]. В проекте Евразийского СНГ было предложено развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях. Примечательно, что предлагалось подтвердить ранее заключенный Договор об экономическом сообществе [16].
Как уже было отмечено, 29 марта 1994 года первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, в ходе своего первого официального визита в Россию, впервые выступил с идеей формирования Евразийского Союза Государств. Между тем, в самом выступлении Н.А. Назарбаева, мы не находим ни самого понятия «Евразийский Союз», ни проекта документа о нём. Есть лишь цитата из газеты «Азия», в которой говорится, что на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами МГУ Н.А. Назарбаев предложил создать совершенно новое объединение из стран-участниц СНГ и назвать его Евразийским Союзом (ЕАС) [6, с.32]. В действительности же первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые высказался о своём евразийском проекте 22 марта 1994 года, выступая в Лондоне в Королевском институте международных отношений «Чатем хаус», когда предложил «отказаться от стремления сохранить в составе СНГ все государства и на основе «ядра» стран построить реально работающий союз государств с возможным названием «Евро-Азиатский союз» [6, с. 26].
Четвертый этап евразийской интеграции связан с деятельностью Евразийского экономического сообщества. Началом его деятельности можно считать 23 мая 2000 г., когда в г. Минске Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил наделить новое объединение таким же международным статусом, что и Европейский союз и назвать новую организацию «Евразийской» [22]. 10 октября 2000 г. учреждается Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 2005 г. на фоне андижанских событий в Узбекистане было принято решение о присоединении данной республики к ЕврАзЭС. Примечательно, что присоединение Узбекистана к Сообществу было оформлено как классическим протоколом о присоединении [17], так и решением об объединении Организации Центрально-Азиатского сотрудничества с ЕврАзЭС [18]. В октябре 2008 г. Узбекистан де-факто вышел из ЕврАзЭС [19].
Несмотря на то, что Евразийское экономическое сообщество прекратило своё существование с 1 января 2015 г., одновременно с началом функционирования Евразийского экономического союза, тем не менее, уже в феврале 2003 г. появилась альтернатива ЕврАзЭС — Единое экономическое пространство, в котором, наряду с тремя государствами — членами ЕврАзЭС (Беларусью, Казахстаном и Россией), участвовала и Украина. Соответствующее соглашение «интеграционной четверкой» было подписано 19 сентября 2003 г. [20]. Несмотря на ратификацию данного Соглашения, оно не заработало, поскольку Украина, в отличие от Казахстана и России, провозгласила своей конечной целью вступление в Европейский союз и НАТО, что впоследствии нашло своё отражение в Конституции Украины [13, ст. 102]. ЕЭП-4, как назвали Соглашение о Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана, России и Украины, оказалось нежизнеспособным, вследствие чего Казахстан, Россия и Беларусь решили вместе построить Единое экономическое пространство уже на площадке ЕврАзЭС. Как справедливо отметил Генеральный секретарь ЕврАзЭС Г.А. Рапота, «видимо будет принято какое-то политическое решение и определены конкретные сроки» [23]. Так и произошло. На неформальном саммите ЕврАзЭС в августе 2006 г. было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в который на первой стадии вошли лишь три государства, имеющие близкие по уровню экономические потенциалы (Беларусь, Казахстан и Россия). В результате ЕврАзЭС раскололся как бы на две части — твердое ядро интеграции в формате «интеграционной тройки» и периферия интеграции с участием Киргизии и Таджикистана. Именно это не позволило реорганизовать Евразийское экономическое сообщество в Евразийский экономический союз. Наиболее реалистичным вариантом реорганизации Сообщества в Союз было предоставление Беларуси, Казахстану и России статуса государств-членов ЕАЭС, а Кыргызстану и Таджикистану — статуса партнёра по диалогу, но этим планам также не удалось сбыться.
Сейчас вполне буднично звучит понятие «Таможенный союз», под которым понимается Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Но не следует забывать, что в момент появления Таможенного союза интеграционные процессы происходили в рамках Евразийского экономического сообщества и подразумевали не нового игрока (международной организации региональной экономической интеграции) на постсоветском пространстве, а этап интеграции. Не случайно, именно поэтому название «Таможенный союз» и соответственно «Комиссия Таможенного союза» в документах Евразийского экономического сообщества начали писать не с заглавной, а со строчной буквы.
Также хотелось бы отметить, что несмотря на то, что названия организаций — Евразийское экономическое сообщество и Евразийский экономический союз — почти не отличаются, тем не менее Союз не стал правопреемником Сообщества. Поскольку Евразийское экономическое сообщество, как уже было отмечено, прекратило свое существование 31 декабря 2014 года, а уже на следующий день — 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз, то и в СМИ, и на встречах руководителей государств-членов Евразийского экономического сообщества в отношении Евразийского союза продолжают использовать аббревиатуру «ЕврАзЭС», которая должна по идее относится к Сообществу. Использование аббревиатуры «ЕврАзЭС» не случайно, поскольку по предложению Президента Российской Федерации В.В. Путина данная аббревиатура с 2016 года в публичном пространстве используется по отношению уже к Евразийскому экономическому союзу.
Хотелось бы отметить, что в истории создания аббревиатуры «ЕврАзЭС» автор статьи принимал непосредственное участие, работая в то время советником Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Именно там, в Таврическом дворце, родилась идея сокращенного названия Евразийского экономического сообщества — ЕврАзЭС.
Таким образом, Евразийский экономический союз, хотя и не является правопреемником Евразийского экономического сообщества, тем не менее, де-факто им все же является.
В настоящее время все большую популярность приобретают мегапроекты развития ЕврАзЭС. Одним из первых стало Евразийское экономическое партнёрство. Предложение о формировании Большого евразийского экономического партнёрства (далее — БЕП) следует рассматривать как ответ на формирование Транстихоокеанского партнёрства и Трансатлантического торгово-инвестиционного партнёрства, а также как новый этап Евразийства.
Как и любая идея, БЕП также эволюционирует. Впервые идею о всеобъемлющем партнёрстве от Лиссабона до Владивостока высказал генерал Шарль де Голль. Эта идея в полной мере не была реализована. Идея М.С. Горбачева об общем европейском доме также не была реализована.
Первоначально с идеей реализовать БЕП в 2015 году выступил Евразийский экономический союз, выпустив соответствующие Директивы [14], которые были направлены коллегам из Европейского союза. Хотя реализовать данные Директивы в то время не удалось, тем не менее, с 2021 года началось техническое взаимодействие двух исполнительных органов интеграционных объединений — Европейского союза и Евразийской экономической комиссии. Сложный процесс взаимодействия Евразийского экономического союза и Европейского союза обусловливается, очевидно, в основном азиатским вектором развития международной деятельности Евразийского экономического союза. Из 19 меморандумов о сотрудничестве или взаимодействии ЕЭК с третьими странами лишь 3 приходятся на европейские страны — Грецию, Германию и Сербию.
Неизменными участники Партнёрства остаются Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Ассоциация государств Южно-Восточной Азии (АСЕАН). Также в состав БЕП иногда включают и Содружество Независимых Государств как региональную интеграцию в целом, так и ее государств-участников, с которыми Евразийский экономический союз активно взаимодействует. Кроме этого, в состав участников БЕП входят страны БРИКС, а также государства и объединения Центральной Азии и Ближнего Востока.
Расширение деятельности БЕП обязательно должно учитывать специфику экономики каждого из стран ЕАЭС и осуществляться в целях обеспечения их макроэкономической стабильности и экономической устойчивости. Для реализации этой задачи ЕЭК совместно работают с государствами-членами Союза.
В развитие идеи БЕП Комиссия будет налаживать взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с международными партнерами, уделяя внимание вопросам перехода на использование национальных валют и платежных систем, в том числе в целях формирования справедливой и устойчивой системы международных расчетов во взаимной торговле, а также создания новых кооперационных и логистических цепочек, развития транспортного коридора «Север — Юг» и «Восток — Запад», раскрытия транзитного потенциала, в частности в рамках сопряжения планов развития Союза с китайской инициативой «Один пояс — один путь».
При взаимовыгодном сотрудничестве Союза с партнерами в рамках Большой Евразии, Евразийской Экономической Комиссией во взаимодействии с Деловым советом особое внимание также будет уделено поиску новых ниш на рынках третьих стран, представляющих интерес для наращивания экспорта товаров, произведенных в Союзе (в первую очередь, энергетических товаров, металлов, удобрений, продовольствия), а также переориентации экспорта товаров, попадающих под действие односторонних ограничительных мер в отношении некоторых государств-членов Союза, на рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки.
В следующем году, в части продвижения инициативы формирования БЕП, Евразийской Экономической Комиссии целесообразно предпринять следующие шаги:
– продолжить развитие взаимодействия Союза с ключевыми интеграционными и межгосударственными объединениями, а также ведущими мировыми экономиками в странах Азии, Ближнего и Среднего Востока;
– оказывать всяческое содействие диалогу руководства исполнительных органов и экспертов Союза, АСЕАН, ШОС, стран БРИКС, Прикаспийского региона, а также представителей других заинтересованных структур межгосударственного взаимодействия в странах Азии, Ближнего и Среднего Востока в целях формирования в перспективе площадки (с участием международных партнеров Союза) для обсуждения актуальных вопросов развития торгово-экономического взаимодействия в рамках Большой Евразии;
– продолжить поддержку инициатив бизнес-сообществ государств-членов ЕАЭС по формированию сети деловых контактов в рамках Большой Евразии;
– активно участвовать в проведении совместно с государствами-членами ЕАЭС системной работы по информационному сопровождению евразийской экономической интеграции в контексте формирования БЕП;
– организовывать специализированные тематические сессии по актуальным вопросам трансформации мировой экономики, затрагивающим сотрудничество в рамках Большой Евразии, на ключевых бизнес-форумах, проводимых на территориях государств-членов Союза и заинтересованных партнеров.
При этом, экономическое сотрудничество Союза с региональными интеграционными объединениями и странами должно осуществляться с учетом их интеграционных инициатив и партнёрств, принимая во внимание важность укрепления контактов между ключевыми объединениями и международными организациями, в том числе и на площадках структур ООН.
В рамках сопряжения планов развития Союза и китайской инициативы «Один пояс — один путь» будет продолжен мониторинг хода реализации имеющих интеграционную направленность и отвечающих задачам укрепления Союза приоритетных проектов отраслевого сотрудничества, согласованного Евразийской частью Совместной комиссии по реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года.
В условиях санкционного давления на Россию и отдельные государства-члены Союза необходимо сохранять открытыми каналы коммуникации с европейскими предпринимателями и объединениями деловых кругов. Приоритетами, на которых Евразийской Экономической Комиссии следует сосредоточиться, являются недопущение введения дополнительной нагрузки на бизнес, защита прав инвесторов, обеспечение стабильности экономического регулирования.
На основании вышеизложенного, можно выделить следующие этапы развития евразийской интеграции.
– создание теории евразийства (1920–1938 гг.);
– теория евразийства Л.Н. Гумилева (1970–1992 гг.);
– неудачные попытки реализации евразийского проекта (1989–2000 гг.);
– Евразийское экономическое сообщества (2000–2014 гг.);
– Евразийский экономический союза (2015 г. — наст. время);
– Большое Евразийское партнерство (2015 г. — наст. время).
Несмотря на более чем 100-летнюю историю, евразийская интеграция продолжает развиваться как самостоятельно в форме Евразийского экономического союза, так и в формате идеи Большого Евразийского партнёрства.


Список использованных источников:
1. Евразийство. Опыт систематического изложения. — Париж; Берлин: Евразийское книгоизд-во, 1926. — С. 48
2. Гумилев Л.Н. Заметки последнего евразийца // Наше наследие. — 1991. — № 3. — С. 19–34.
3. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. — М., 1992. — 709 с.
4. Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — М., 1967. — Т. 45. — С. 211.
5. Люкс Л. Евразийство и консервативная революция. Соблазн антизападничества в России и Германии // Вопросы философии. — М., 1996. — № 3. — С. 103–159.
6. Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994—1997. — Москва : Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. — 500 с.
7. Назарбаев Н.А. Эра независимости. — Астана, 2017. — 508 с.
8. Савицкий П.Н. Европа и Евразия (по поводу брошюры кн. Н.С. Трубецкого «Европа и человечество») //Русская мысль. — 1921. — № 1/2. — С. 119–138.
9. Савицкий П. Н. Континент Евразия. — М.: Аграф., 1997.
10. Тезисы лекции П.Н. Савицкого — «Национальный и вселенский смысл евразийства», записанные им от руки 19 декабря 1930 года // ГАРФ. Фонд П.Н. Савицкого
11. Трубецкой Н.С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // В сб.: Наследие Чингисхана. — М.: Аграф, 2000. — С. 223–292.
12. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии (Проект народного депутата СССР, академика А.Д. Сахарова). — https://constitution.garant.ru/history/active/1024/
13. Конституция Украины: Принятая на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.
14. Памятная записка «Евразийский экономический союз — Европейский союз: контуры сотрудничества». Одобрена Евразийским Межправительственным Советом 8 сентября 2015 года в г. Гродно (Беларусь). Документ опубликован не был.
15. Проект Соглашения о создании Евразийского Содружества Независимых Государств (13.12.1991, г. Ашхабад). Документ опубликован не был.
16. Проект Договора об Экономическом сообществе // Правительственный вестник. — М., 1991. — № 42.
17. Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (Санкт-Петербург, 25 января 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 29.01.2007. — № 5. — ст. 559.
18. Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества № 267 от 25.01.2006 г. «О правовом оформлении интеграции Организации “Центрально-Азиатское Сотрудничество” в Евразийское экономическое сообщество». Документ опубликован не был.
19. Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 24.12.2008 № 414 «О приостановлении участия Республики Узбекистан в работе органов Евразийского экономического сообщества». Документ опубликован не был.
20. Соглашение о формировании Единого экономического пространства (Ялта, 19 сентября 2003 г.). Документ опубликован не был.
21. Социум. 1992. — № 9 (21). — С. 78–88.
22. История экономической интеграции евразийских государств. Досье. [Электронный ресурс] — tass.ru: Издание «информационное агентство ТАСС». 2024. https://tass.ru/info/1222521
23. Саммит в Минске должен подвести итог слиянию ОЦАС и ЕврАзЭС. [Электронный ресурс] // ria.ru: Издание «РИА Новости». 2024. https://ria.ru/20060621/49834151.html
24. Хронология развития [Электронный ресурс] // eaeunion.org: Издание «Евразийский экономический союз». 2024. URL: http://www.eaeunion.org/#about-history (дата обращения: 01.01.2024).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия