Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Никитина М. Г.
зав. кафедрой мировой экономики Института экономики и управления
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
доктор экономических наук, доктор географических наук

Ровенчак О. И.
аспирант кафедры мировой экономики Института экономики и управления
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),


Приоритетные задачи региональной экономической политики южного макрорегиона и инструменты их реализации
В статье исследуется вопросы модернизации региональной экономической политики Российской Федерации, связанные с выявлением и обоснованием приоритетных задач развития Южного макрорегиона, реализуемых с помощью применения таких инструментов, как национальные проекты, нормативно-правовое регулирование государственной политики и бюджетирование. Представлена авторская систематизация расходов бюджета Южного федерального округа в 2022 году по национальным проектам. Выявлено, что приоритет государственного финансирования фокусируется в строительстве и обновлении транспортной инфраструктуры, демографии и системе здравоохранения. Результаты исследования позволяют конкретизировать основные задачи и инструменты реализации региональной экономической политики Южного макрорегиона.
Ключевые слова: Южный макрорегион, региональная политика, инструменты региональной политики, национальные проекты
УДК 332.14; ББК У040   Стр: 151 - 155

Мировая экономическая обстановка 2022–2023гг. активизирует отечественных специалистов к пересмотру важнейших приоритетных задач региональной экономической политики с целью стабилизации внутренней обстановки страны и формирования новых ниш внутреннего и зарубежного рынков сбыта товаров и услуг. Санкционное противостояние стран Западной Европы, Северной Америки и России предоставляет возможность руководству нашей страны принять курс на интенсивное развитие внутреннего научно-технологического, инновационного, туристического, строительного и производственного рынков сбыта. В данном контексте такой механизм как экономическое районирование способствует эффективному использованию трудовых, производственных и природных ресурсов. Следовательно, выявление и решение приоритетных задач региональной политики позволит укрепить государство в целом и привлечь новых торговых партнеров на международной арене, в частности.
Инструменты макрорегионального управления служат основой саморазвития и самообеспечения регионов. Как отмечают А.И. Татаркин и С.В. Дорошенко, системообразующими признаками таких регионов являются внутренняя самодостаточность территории и способность к автономному управлению подсистемами, их налаживанию и перенастройке. При благоприятных внешних условиях, таких как законодательное регулирование и общественно-политическая среда, регион сможет результативно использовать свои внутренние ресурсы и возможности. В таких условиях формируется следующий императив регионального саморазвития: «внутренние ресурсы — внешние условия — ценностные ориентиры» [1].
Исследованиям вопросов региональной экономической политики посвящены труды ряда российских ученых, среди которых Л.И. Абалкин [2], О.И. Ровенчак, М.Г. Никитина [3], Э.Б. Алаев [4], Е.М. Бухвальд [5], Н.В. Зубаревич [6], О.Г. Дмитриева [7], Н.П. Пяткова [8], А.Г. Гранберг [9], Ю.Н. Гладкий [10], А.И. Татаркин [11], Г.М. Татевосян [12], О.С. Сухарев [13]. Вместе с тем, при разработке и реализации регионального подхода к управлению экономическим ростом обнаруживается недостаточность внимания к изучению задач региональной экономической политики, особенностям и роли макрорегионов в повышении уровня взаимосвязи субъектов Российской Федерации в экономическом пространстве и способам управления территориями.
В связи с вышеизложенным, целью данного исследования является выявление и характеристика приоритетных задач региональной экономической политики, а также определение инструментов их реализации в Южном макрорегионе.
В управлении межрегиональными отношениями важно учитывать причины возможных конфликтов между регионами и не допускать их. Экономическое положение различных этносов, социальных общностей и групп, наличие, размещение и положение беженцев, уровень безработицы, особенно среди мужчин и молодежи, позволяет увидеть предпосылки не только этнической, но и экономической борьбы [4]. Поэтому региональная экономическая политика играет важнейшую роль в стабилизации внутренней обстановки страны. На вопросы компромисса между неолиберализмом и государственничеством в применении регионального подхода в управлении внутренним развитием района акцентирует внимание в своих трудах профессор Ю.Н. Гладкий. Автор обосновывает перенесение акцента экономической сетки районирования с административных границ субъектов федерации на анализ факторов развития приграничных и трансграничных, депрессивных и отсталых, ландшафтно-экологических, природно-ресурсных и прочих районов [10, c. 183–273]. Рациональное распределение бюджетных средств способствует сбалансированному развитию регионов. Однако, принимаемые антикризисные бюджеты Российской Федерации указывают на невозможность достоверно оценить оптимальные структурно-количественные параметры и надежность проектирования их эффективности [7].
В исследованиях профессора А.Г. Гранберга отмечается важность выявления взаимосвязанных и взаимодополняющих характеристик и тенденций однородности и неоднородности, интеграции и дезинтеграции экономического пространства. Поскольку формирование пространственной однородности создает благоприятные условия для гармонизации социально-экономической сферы деятельности и стабилизации внутреннего рынка [9]. Коллектив ученых Г.М. Татевосян, В.Б. Тореев и С.В. Седова обосновывают важность включения экономической политики региона в общенациональную стратегию государства, основанную на опыте и особенностях регионов. Предложенная авторами в 2005 году трехуровневая система разработки экономических программ, соединяющая федеральные и региональные программы развития, находит свое отражение в настоящее время в государственных национальных и региональных проектах [12].
В современных условиях для реализации положений ФЗ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» был принят Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», где обоснованы внедряемые инструменты решения задач региональной политики [14].
Рассмотрим применяемые инструменты регулирования регионального развития в Южном макрорегионе. Характеризуя указанный макрорегион, следует обратить внимание на транспортную инфраструктуру и взаимосвязанность субъектов федерации. Южный макрорегион имеет выгодное транспортно-географическое месторасположение на территории Евразии, имеющее доступ к Волго-Каспийскому пути из Северной и Центральной Европы в страны Юго-Западной, Средней и Южной Азии, к Транссибирско-Черноморскому пути, соединяющим территории Азиатско-Тихоокеанского региона с территориями Средиземноморского бассейна. Совершенствование транспортно-транзитного потенциала Южного федерального округа имеет первостепенное значение для решения важнейших экономических задач Южного макрорегиона [15]. Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения Южного федерального округа в 2020 году превысила 148тыс. км, что составило 10% от всей протяженности автомобильных дорог Российской Федерации. Согласно статистическим данным, по состоянию на 2021 год отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования составило 92,8 млн тонн, отправлено пассажиров железнодорожным транспортом — 40891 тыс. чел., плотность железнодорожных путей на конец 2021 года — 165 км путей на 10000 кв. км территории, перевозки грузов автомобильным видом транспорта — 152,5 млн т., грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности — 21709 млн т-км., перевозки пассажиров автомобильными видами транспорта — 778,5 млн человек, пассажирооборот автобусов общего пользования — 11931 млн пасс-км. Средняя продолжительность преодоления автомобильным транспортом расстояния между субъектами Южного федерального округа составляет 8–12 часов. Больше всего времени занимает путь от Севастополя и Симферополя до Волгограда и Астрахани — 17–19 часов. В целом, Южный макрорегион имеет развитую взаимосвязанную транспортную инфраструктуру с железнодорожными вокзалами, аэропортами, морскими портами и современными автомобильными дорогами.
Важно подчеркнуть, что реализация региональной экономической политики происходит в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [16] и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» посредством исполнения национальных проектов, например, «Жильё и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Демография», «Производительность труда», «Экология» и путем утверждения и исполнения региональных проектов, таких как «Культурная среда», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Жильё», «Формирование комфортной городской среды», «Чистая страна», «Спорт-норма жизни» и «Содействие занятости». В постановлении Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») изложен порядок инициирования, подготовки, реализации и завершения региональных проектов в соответствии с положениями об организации проектной деятельности, подготовленными с учетом указанного нормативно-правового акта и методических указаний президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, а также методических рекомендаций проектного офиса Правительства РФ и актами высших исполнительных органов субъектов или актом высшего должностного лица субъекта РФ [17].Субъект федерации по установленному направлению регионального проекта формирует паспорт регионального проекта — документ, учитывающий положения паспорта соответствующего федерального проекта, в котором содержится: наименование регионального проекта, показатели, методики расчета показателей, задачи и результаты, контрольные точки, сроки реализации и объемы финансового обеспечения регионального проекта, а также информация о руководителе и других участниках регионального проекта и иные сведения [18].
В рамках проекта «Безопасные качественные дороги» для повышения качества жизни населения проводятся ремонтные работы, строятся новые современные магистрали, путепроводы и мосты с применением современных технологий и материалов, применяются интеллектуальные транспортные системы.
Национальный проект «Демография» касается почти каждой семьи. Он включает в себя: стопроцентную доступность дошкольного образования для всех детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, финансовую помощь семье при рождении ребенка — материнский капитал, ежемесячные выплаты на детей, ипотека по льготной ставке 6% годовых, для бесплодных пар бесплатная возможность процедуры технологиями экстракорпорального оплодотворения.
Федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» способствует проведению диспансеризации и профилактических осмотров старшего поколения и строительству региональных гериатрических центров и геронтологических отделений. Благодаря системе долговременного ухода, пожилые люди могут проживать в пансионатах.
Не менее значителен национальный проект «Здравоохранение», предусматривающий строительство фельдшерско-акушерских пунктов и мобильных медицинских комплексов, переоснащение лечебных организаций, открытие центров амбулаторной онкологической помощи, онкологических диспансеров, а также референс-центров для изучения наиболее тяжелых случаев, а также способствующий повышению квалификации врачей и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний за счет снижения потребления табака и алкоголя, мотивации граждан к тренировкам и правильному питанию. Был создан координирующий центр по вопросам экспорта медуслуг [19] для информирования иностранных граждан о российской медицине и продвижения услуг отечественных клиник за рубежом. Объем экспорта медицинских услуг с начала реализации нацпроекта составил около 300 млн долларов США, лечение получили свыше 6 млн иностранных граждан из стран Азии (Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана) и стран Европы (Молдавии, Латвии, Украины, Армении и Белоруссии). Наиболее востребованными видами медицинской помощи являются профилактические комплексные осмотры (check-up), акушерство и гинекология, стоматология, ортопедия, травматология и офтальмология.
Стоит отметить, что для исполнения национального проекта «Образование» предусмотрено оснащение городских и сельских школ современным оборудованием, техникумов и колледжей — современными мастерскими для того, чтобы ученики могли удовлетворить творческие интересы и способности, сделать осознанный выбор будущей профессии. Происходит обновление методических и нормативных документов по образовательным программам, формирование системы контроля и управления качеством образования, внедрение новых технологий преподавания, развитие программ воспитания, обеспечение условий для участия детей в конкурсах и мероприятиях патриотической направленности [20].
Ключевыми целями нацпроекта «Жильё и городская среда» являются обеспечение жильем семей со средним достатком, создание возможностей для покупки или постройки жилья с помощью ипотечного кредита, увеличение объема строительства жилых домов и повышение качества городской среды. Паспорт нацпроекта включает в себя четыре федеральных проекта: «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Ипотека», «Жильё» и «Формирование комфортной городской среды» [21]. Федеральный проект «Жилье» способствует увеличению объема ввода жилья, в том числе путем эффективного вовлечения земель, модернизации строительной отрасли и упрощения административных процедур. Каждый 5-й квадратный метр в России к 2030 году должен стать новым. Сокращаются сроки экспертизы проектно-сметной документации. В 2024 году инвестиционно-строительный цикл сократится не менее чем на 18 месяцев для пятилетних проектов (создается суперсервис «Цифровое строительство») [22]. С помощью программы «Стимул» происходит строительство школ, детских садов, медучреждений, автомобильных дорог.
За 2022 год в Южном макрорегионе больше всего денежных средств было потрачено на строительство и обновление транспортной инфраструктуры (46 274 млн руб.), на втором месте по масштабу финансирования находится национальный проект «Демография» (44 412 млн руб.), приблизительно одинаковые суммы потрачены на финансирование здравоохранения и образования (в рамках национальных и региональных проектов). Около 23 млрд руб. было израсходовано на мероприятия по охране окружающей среды (сохранение лесов и водоемов, ликвидация свалок, утилизация и переработка отходов, снижение выбросов в атмосферу, сохранение биологического разнообразия), развитие туристической инфраструктуры и туристического продукта, поддержку малого и среднего предпринимательства, оказание консультационной и маркетинговой поддержки государством экспортирующим предприятиям, внедрение цифровых технологий и функционирование региональных центров компетенций для внедрения экономного производства, совершенствования управления, логистики и сбыта продукции.
Подводя итоги исследования региональной экономической политики Южного макрорегиона, мы приходим к выводу, что не все инструменты имеют равную эффективность, некоторые их них нуждаются в доработке. В целом, реализация национальных проектов позволяет снизить административные барьеры освоения финансовых средств в регионах и расширить целеполагание. Например, оценить результат проекта «Безопасные качественные дороги» можно не только по качеству и протяженности новых дорог, но и количеством ДТП. Так, в Южном федеральном округе с 2021 по 2022 гг. сократились случаи ДТП на 2% [24]. Об эффективности социально-ориентированных национальных проектов свидетельствует показатель уровня бедности в регионе. В связи с тем, что в Южном макрорегионе уровень бедности варьирует от 9% до 23%, а размер прожиточного минимума в 2022 году составлял от 12 тыс. руб. до 14 тыс. руб. в 2022 году (в зависимости от региона) [25], очевидно, что ситуация здесь неудовлетворительная, низкий уровень жизни населения может привести к социальной напряженности. Поэтому необходимо совершенствовать инструменты социальной региональной политики. Стратегия развития макрорегиона должна быть направлена на социально-экономическое благополучие субъектов Российской Федерации [3].
Таким образом, можно констатировать, что реализуемый механизм региональной экономической политики с помощью внедрения национальных проектов дает определенный результат, но степень достижения поставленной цели президентом Российской Федерации В.В. Путиным [26] по вхождению в десятку стран-лидеров по уровню образования, здравоохранения и других важных направлений развития можно будет оценить уже после окончания срока реализации указанных проектов. На сегодняшний день, в Южном макрорегионе реализуется более сотни региональных проектов в области медицины, дорожного строительства, демографии, строительства, экологии, туризма, индивидуального предпринимательства, цифровой экономики и производительности труда за счет средств федерального и регионального бюджетов. Также необходимо отметить, что, благодаря принятому законодательству, был усовершенствован контроль за использованием бюджетных средств и результатами реализации проектов.

Таблица 1
Инструменты решения задач региональной политики
№ п/пЗадачиИнструменты
1Обеспечение инфраструктурой пространственное развитие экономики и социальной сферы Российской ФедерацииРазработка федеральных социально-отраслевых и инвестиционных государственных программ РФ. Выделение бюджетных средств из федерального бюджета для строительства объектов инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;
развитие специализации и конкурентных преимуществ регионов и городских округов с учетом межрегионального разделения труда;
утверждение необходимого размещения инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры в соответствии с документами стратегического планирования развития пространственной структуры экономики;
разработка взаимосвязанных стратегий пространственного развития РФ, отраслевых планов и стратегий социально-экономического развития на уровне макрорегионов, регионов и городских округов.
2Привлечение финансов частного сектора в негосударственный сектор экономикиФормирование инвестиционных проектов федерального, регионального и местного уровней, уточнение мест размещения особых и свободных экономических зон, индустриальных и технологических парков, а также других зон с особыми условиями налогообложения с учетом планов по социально-инфраструктурному обустройству территорий, с учетом государственных и муниципальных программ развития определенных отраслей экономики;
установление льготных налоговых, таможенно-тарифных и прочих условий функционирования инвесторов, которые ведут деятельность в зонах с особыми условиями налогообложения;
проведения конкурсов и аукционов о праве заключения соглашений о реализации приоритетных инвестиционных проектов, где распределены права, обязанности, объем финансирования и ответственность частных инвесторов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов естественных монополий по общему строительству объектов транспортной, инженерной, энергетической и социальной инфраструктуры, а также коммерческих объектов;
подписание соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче полномочий по регулированию деятельности зон с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности, которым были предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета;
реализация взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, а также определение в программных документах целей, задач и необходимых экономических показателей с учетом прогнозируемых параметров бюджетов Российской Федерации и внедрение инструментов гарантированного финансирования вышеуказанными документами мероприятий по созданию определенных видов производственной инфраструктуры, определяющих реализацию инвестиционных и прочих экономических программ хозяйствующих субъектов.
3Совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграцииСтимулирование внутренней миграции в соответствии с потребностями регионов за счет финансирования социально-бытового обустройства граждан, в том числе предоставление налоговых льгот, а также рынка арендного жилья;
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, и привлечение квалифицированных иностранных специалистов в регионы перспективного экономического роста;
сдерживание массовой трудовой миграции в регионы, которые обладают избыточными трудовыми ресурсами;
стимулирование развития городских агломераций для эффективной конкурентной борьбы на мировых рынках путем формирования благоприятных условий для жизни высококвалифицированной иностранной рабочей силы.
4Совершенствование механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью наращивания собственного экономического потенциалаСовершенствование механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации; увеличение экономического потенциала путем предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации в бюджет другого уровня, применения мер финансовой ответственности субъектов и муниципальных образований, а также персональной ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и глав местных администраций за невыполнение принятых при получении межбюджетных трансфертов обязательств по использованию бюджетных средств и получению конкретных результатов согласно определенных программ;
предоставление грантов субъектам РФ и муниципальным образованиям, имеющим наиболее высокие темпы роста экономического потенциала.
5Уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового обеспечения и организация эффективного исполнения указанных полномочий (с максимальным привлечением населения к участию в государственном и муниципальном управлении)Мониторинг расходов бюджетных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, анализа их фактического исполнения, определения важных для исполнения обязательств финансирования с учетом потребностей финансирования указанных обязательств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
упразднение неэффективных льгот по федеральным налогам, региональным и местным налогам, используя адресную поддержку приоритетных для конкретных регионов экономических специализаций и инфраструктурных проектов;
повышение гражданской ответственности населения при решении вопросов социально-экономического и политического развития территорий.
Источник: систематизировано авторами на основании [14]

Таблица 2
Исполнение бюджета Южного федерального округа по национальным проектам (расходы) за 2022 г., тыс. руб.
 Субъект Южного
федерального
округа
Безопасные
качественные
дороги
ДемографияЗдраво-
охранение
Образо-
вание
Жилье и городская средаЭкологиядругие проекты
1Республика Калмыкия2 216 272889 202420 954831 825682 171182 845278 980
2Краснодарский край12 326 43613 545 6307 647 68412 676 3556 342 391126 4493 446 307
3Астраханская область3 233 9984 281 9801 307 607940 872957 8093 495 4561 168 561
4Волгоградская область10 965 4956 595 7084 553 8693 119 8336 032 4391 271 4842 838 811
5Ростовская область6 539 46810 926 9548 378 8255 663 8676 712 1951 378 3311 574 770
6г. Севастополь1 352 5052 025 430522 374348 691184 253702 418
7Республика Крым4 643 4864 469 8752 285 6221 167 9931 924 3995 062 2771 726 356
8Республика Адыгея4 996 1471 676 888636 271755 547567 1392 779685 224
 Всего46 273 80644 411 66725 753 20425 504 98223 402 79511 519 62112 421 426
Источник: обобщено авторами на основании [23]
Рис. 1. Карта Южного макрорегиона с указанием времени на преодоление расстояния автотранспортом между городами (час)
Рассчитано и построено авторами с помощью программы QGIS


Список использованных источников:
1. Татаркин А.И., Дорошенко С.В. Регион как саморазвивающаяся социально-экономическая система: переход через кризис // Экономика региона. — 2011. — № 1(25). — С. 15–23.
2. Абалкин Л.И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. — 2000. — № S1. — С. 52–53.
3. Никитина М.Г. Ровенчак О.И. Терминирование и классификация макрорегионов // Интеграционные процессы в современном геоэкономическом пространстве: Материалы научно-практической конференции, Симферополь, 25 ноября 2022 года. — Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2022. — С. 296–298.
4. Алаев Э.Б. Региональные этнические конфликты // Федерализм. — 1996. — № 1(1). — С. 103–118.
5. Бухвальд Е.М. Пространственные факторы формирования инновационной экономики в России // Федерализм. — 2010. — № 2(58). — С. 55–68.
6. Зубаревич Н.В. Мифы и реалии пространственного неравенства // Общественные науки и современность. — 2009. — №  1. — С. 38–53.
7. Дмитриева О.Г. Особенности управления государственной собственностью в Российской Федерации // Российский экономический журнал. — 2013. — № 2. — С. 30–46.
8. Пяткова Н.П. Условия формирования региональной политики // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. — 2019. — Т. 5(71), № 4. — С. 129–135.
9. Гранберг A.Г. Экономическое пространство России // Экономика и управление. — 2006. — № 2(23). — С. 11–15.
10. Гладкий Ю.Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.– 846 с.
11. Татаркин А.И. Формирование конкурентных преимуществ регионов // Регион: Экономика и Социология. — 2006. — №  1. — С. 141–154.
12. Татевосян Г.М., Тореев В.Б., Седова С.В. Региональная экономическая политика федерального Центра и экономическая политика регионов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2005. — № 3(40). — С. 60–71.
13. Сухарев О.С. Макроэкономическая политика стимулирования экономического роста: ограничения и перспективы // Проблемы управления. — 2008. — № 1. — С. 19–28.
14. Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201701160039
15. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/
16. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102468157&rdk=&firstDoc=1&lastDoc=1
17. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 02.08.2023) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/23d0a5d07c2f011e1c4201dbdc719c38a50249ef/
18. Постановление Совета министров Республики Крым от 22 ноября 2021 года № 698 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 26 января 2021 года № 36» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rknpa.ru/uploads/main/attachments/documents/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/64955df724c944.94277923.pdf
19. Медицинские услуги в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russiamedtravel.ru/catalog/
20. Минпросвещения России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/about/
21. Национальный проект «Жильё и городская среда» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/
22. Национальные проекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/zhile-i-gorodskaya-sreda/zhile
23. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://budget.gov.ru/
24. Госавтоинспекция [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/
25. Росстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://https//rosstat.gov.ru/
26. Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/5182103

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия