Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Жигалов В. М.
и.о. зав. кафедрой управления и планирования социально-экономических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук, доцент


Стратегия повышения устойчивости регионов России и ее элементы
Статья посвящена стратегическому направлению развития регионов России — повышению устойчивости. В современных условиях многие стратегические решения принимаются с целью снизить риски социально-экономического развития по ключевым параметрам, способным оказать значительное влияние на большинство аспектов социально-экономического развития регионов. В условиях новых вызовов аргументируется необходимость включения стратегии повышения устойчивости в стратегии социально-экономического развития регионов. Данный аспект предлагается включить в качестве важного критерия качества региональных стратегий. На примере двух регионов со схожими внешними и внутренними условиями дана оценка качества стратегий и сделан вывод о необходимости включения раздела стратегии, посвященного устойчивости региона. В завершении статьи предлагаются рекомендации по внедрению стратегии повышения устойчивости регионов России.
Ключевые слова: устойчивость регионов России, стратегия социально-экономического развития, стратегия повышения устойчивости, качество стратегии
УДК 338.2:339.54; ББК 65.049   Стр: 144 - 148

Введение
Среди современных подходов к государственному управлению в России одним из доминирующих является стратегический подход. Действительно, данной тематике уделяется большое внимание в рамках масштабных научных и практических мероприятий (например, ежегодный Форум по стратегическому планированию), достаточно развитой является нормативно-правовая система, регулирующая данную сферу (федеральный закон о стратегическом планировании и комплекс нормативных актов и методических рекомендаций по разработке стратегий, а также других элементов системы стратегического планирования). Анализ эволюции концепций государственного управления (см., например [1]), позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день Россия находится на этапе стратегического планирования (см., например [2]) и это предполагает развитие не только документов, методик и процессов стратегического планирования, но и постепенный переход к следующему этапу — формированию системы стратегического управления на федеральном уровне, а также на уровне регионов России.
Важным требованием к данной системе на сегодняшний день является гибкость. Новые вызовы обуславливают появление новых факторов, которые требуют реакции в стратегии. Причем новые факторы не отменяют актуальность предыдущих: экономические санкции не снизили риски и угрозы пандемии, а также возможности и угрозы, связанные с цифровизацией и технологическим развитием. В условиях нестабильной внешней среды важным стратегическим аспектом регионального развития становится сохранение и повышение устойчивости. Еще финансовый кризис 2008 года показал, что российские регионы по-разному реагируют на резкие изменения внешней среды, что обосновало необходимость внедрения управления региональными рисками в теорию и практику государственного управления в России, учета рисков развития и прогнозирования возможных неблагоприятных траекторий развития социально-экономических систем. Среди ключевых рисков в тот период были выделены и обозначены в нормативных актах такие риски как риск специализации, бюджетный риск и риск безработицы [2], и система управления предполагала не только предвидение рисков, но и принятие мер по их недопущению.
В современных условиях актуализируются не только экономические, но и практически все существующие виды рисков, включая политические, технологические и многие другие. Любой из этих факторов может значительно снизить эффективность всей социально-экономической системы, что предполагает необходимость не просто управления рисками, но управление устойчивостью и включение ее в число приоритетных, стратегических целей социально-экономического развития как на уровне страны, так и на региональном уровне. Проблеме оценки и управления стратегической устойчивостью на уровне регионов уделялось внимание в работах Ю.В. Кузнецова [3], Е.М. Анохиной [4], исследования структуры и содержания стратегии, а также критериев ее качества проводились в работах Ю.А. Маленкова [5], а также коллектива авторов НИУ ВШЭ [6] и других исследователей. Однако на сегодняшний день открытым остается вопрос о структуре стратегии повышения устойчивости регионов и критериях ее качества. Таким образом, целью данного исследования является разработка рекомендаций по формированию стратегии устойчивого развития в регионах с учетом современных требований к качеству стратегии и структуре факторов устойчивости.
Понятие устойчивости и ее элементы. Одним из ключевых критериев качества стратегии социально-экономического развития региона является ее актуальность, релевантность в соответствии с современными вызовами внешней среды. Если в стратегии указано, что сценарий экономических санкций не рассматривался, то, очевидно, с учетом новых факторов стратегия требует корректировки, но прежде — формирования структуры факторов устойчивости и ее ключевых показателей.
Понятие устойчивости, как правило, трактуется в рамках современных исследований как «способность социально-экономической системы сохранять текущее состояние или позитивно развиваться при наличии каких-либо внешних воздействий» [7]. И это не просто экономическая категория, но и комплексный показатель, отдельные частные показатели характеризуют различные направления устойчивости, и ключевым условием устойчивости всей социально-экономической системы является нахождение частных и интегрального показателя в пределах границ устойчивости.
Нельзя при этом не отметить, что понятие устойчивости также часто ассоциируют с понятием устойчивого развития, сформулированном в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» и принятого второй Всемирной конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. В рамках данного подхода акцент сделан на возможность развития существующих поколений, не подрывая возможности будущих поколений людей, при этом ключевым является триединый подход: одновременное достижение экологической, социальной и экономической устойчивости. Именно с данной позиции зачастую подходят зарубежные исследования по теме устойчивости, в частности, поиск статей по ключевому слову «sustainability», в основном, позволяет подобрать статьи на экологическую и связанную с ней тематику. В рамках данного исследования акцент сделан именно на первый подход, когда устойчивость включает многие другие факторы и определяет параметры и границы устойчивости исследуемой системы, и в рамках зарубежных исследований это больше соответствует термину «resilience» — свойство системы возвращаться в исходное состояние после неблагоприятного воздействия (см., например: [8]).
Таким образом, важной задачей в рамках оценки устойчивости является, во-первых, определение ключевых направлений и показателей устойчивости, а во-вторых, границ устойчивости, т.е. значений показателей, в пределах которых система развивается устойчиво по конкретному направлению. Этим задачам уделяется значительное внимание в рамках исследований, в частности, помимо традиционных экологического, социального и экономического направления, на современном этапе выделяют производственно-технологический, финансовый, кадровый, маркетинговый, инновационный и инвестиционный блоки, а также устойчивость конкурентных преимуществ и качество управления в регионе (см., например: [9]). При этом определение значений показателей в рамках отдельных направлений устойчивости можно проводить путем сравнения значения показателя в текущем периоде со средним значением данного показателя за предыдущие периоды либо со средним значением среди аналогичных регионов, либо с зарубежным опытом, либо на основе экспертной оценки, что особенно актуально в условиях изменений внешней среды (см., например: [10], [11]).
Подводя итог вышесказанному, проблеме оценки устойчивости и определению ее параметров уделяется значительное внимание в современных исследованиях, однако по-прежнему актуальным остается вопрос включения направлений повышения устойчивости в число стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов России.

Стратегический подход в повышении устойчивости регионов. Федеральный закон о стратегическом планировании в РФ в рамках трактовки ключевого понятия — стратегического планирования — указывает, что это «деятельность участников стратегического планирования..., направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития...». Таким образом, задача достижения устойчивости указана в качестве приоритетных и ее решение невозможно без включения ключевых параметров устойчивости в стратегии социально-экономического развития.
В целом, стратегический подход предполагает, во-первых, определение долгосрочных целей и способов, последовательных этапов их достижения. На региональном уровне это означает важность прогнозирования ключевых долгосрочных изменений во внешней среде и формирования стратегического плана достижения ключевых целей, определяющих устойчивость и жизнеспособность региона, мониторинг хода реализации стратегии, при недостижении ключевых показателей устойчивости требуется актуализация основных стратегических направлений. Во-вторых, стратегический подход предполагает системный взгляд на развитие региона, выявление ключевых подсистем, обеспечивающих его устойчивость, включение их в стратегию и характеристику по основным показателям. Недостаточный учет любого из направлений может привести к снижению устойчивости всей системы, например, отставание по уровню технологического развития может привести к оттоку населения и бизнеса из региона, соответственно, снижению социальных, экономических, демографических и иных показателей устойчивости. В-третьих, стратегический подход означает определение ключевых, наиболее важных направлений. Обратной стороной данной черты стратегического подхода является болезненность стратегических ошибок. Это предопределяет необходимость качественного стратегического анализа, построения прогнозов развития как информационной основы для определения стратегических направлений развития. В контексте устойчивости это означает особую важность определения ключевых параметров устойчивости региона. В-четвертых, стратегический подход предполагает приоритетность стратегических направлений над тактическими и оперативными. Это означает важность формирования комплекса целей, их преемственность по уровням управления и этапам достижения. Тактические индикаторы, которые, например, включаются в среднесрочные планы или индивидуальные договоры государственных служащих, не должны вступать в противоречие, а способствовать достижение приоритетных стратегических целей. В-пятых, стратегический подход означает сложность стратегического анализа, прогнозирования и реализации стратегии с учетом большого количества новых факторов и новых вызовов внешней среды. В контексте устойчивости необходимо использование продвинутых методов, включая, например, оценку готовности к изменениям, анализ опыта лучшей практики решения тех или иных проблем, оценку и управление рисками, проектного, процессного и иных современных подходов.
Данные особенности стратегического подхода предполагают важные требования к содержанию стратегий социально-экономического развития регионов. В методических рекомендациях по разработке и корректировке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, разработанных Министерством экономического развития, указаны ключевые разделы стратегии регионов: аналитический блок, приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития, сценарии социально-экономического развития, далее следуют основные направления стратегии региона, включающие развитие человеческого капитала и социальной сферы, экономическое развитие, развитие научно-инновационной сферы, рациональное природопользование и экологическую безопасность, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей, пространственное развитие. По сути, данные направления определяют ключевые подсистемы в рамках стратегии развития региона. Завершающими разделами стратегии должны стать комплекс мер по реализации стратегии. В целом, структура стратегии социально-экономического развития региона соответствует современным взглядам на структуру и содержание стратегии, однако не учитывает заявленный, в том числе, в законе о стратегическом планировании аспект, связанный с устойчивостью.
Таким образом, с учетом современной методики, а также новых вызовов внешней среды в стратегию социально-экономического развития региона необходимо интегрировать стратегию повышения устойчивости региона. Иногда отдельные стратегические направления развития региона могут быть обособлены в функциональные стратегии, например, маркетинговая или инновационная стратегия субъекта РФ. Однако в случае стратегии повышения устойчивости это может быть только стратегия на уровне всего региона, а не отдельного его направления, и включение ее в стратегию социально-экономического развития субъекта РФ, возможно путем разработки раздела, посвященного выявлению основных направлений устойчивости, ключевых рисков по данным направлениям, а также определения показателей и границ устойчивости, механизма мониторинга данных показателей и актуализации стратегии в случае их недостижения.

Критерии качества стратегии социально-экономического развития региона. Как было указано ранее, качество управления включают в числе факторов устойчивости региона. В целом, на устойчивость регионального развития оказывают влияния многие факторы, как внешние (политические, экономические и др.), так и внутренние. К числу внутренних факторов, наряду с географическим положением, имеющимися ресурсами, уровнем развития технологий и др., относится также и качество управления, а качество стратегии является одним из критериев качества управления. С другой стороны, стратегия социально-экономического развития нацелена, в том числе, на повышение качества управления, что может быть одним из критериев качества самой стратегии.
Несмотря на указанную выше актуальность, существует не так много подходов к оценке качества стратегий регионов России. Рейтинг качества стратегий социально-экономического развития, по методике агентства Эксперт РА, в последний раз разрабатывался в 2013 году. Косвенным способом оценки качества стратегии (а скорее, все-таки качества управления в регионе) служила методика агентства Эксперт РА оценки управленческого риска регионов России в рамках расчета интегрального инвестиционного риска. Существуют и другие рейтинги и исследования международных организаций, информационных агентств (например, РИА Рейтинг, Национальное рейтинговое агентство, «Эксперт Северо-Запад»), консалтинговых компаний, институтов, фондов (например, Центр стратегических разработок, «Леонтьевский центр»), которые проводят расчет и оценку интегральных показателей социально-экономического положения, конкурентоспособности регионов, человеческого развития и др., которые также дают косвенное представление о качестве управления в регионе.
В рамках научных подходов можно обратить внимание, например, на критерии качества стратегии региона, выделяемые экспертом Леонтьевского центра: соответствие требования законодательства, степень согласованности с документами стратегического планирования более высокого уровня, структура и полнота содержания стратегии [12]. В рамках последнего критерия выделяется множество частных показателей, характеризующих качество отдельных разделов стратегии.
В целом, исходя из указанных выше научных подходов и реализуемых на практике методик, можно предложить наиболее важные критерии качества стратегии:
• своевременная актуализация стратегии;
• качество проведенного анализа и сценариев развития;
• применение современных управленческих технологий;
• соответствие методическим рекомендациям;
• ресурсная обеспеченность;
• целостность и взаимосвязь с другими стратегиями;
• качество механизма реализации стратегии;
• оценка и включение основных параметров устойчивости региона.
По указанным критериям была проведена сравнительная оценка стратегий социально-экономического развития Новгородской и Псковской области. Выбор регионов для анализа был обусловлен схожестью внешних и отчасти внутренних условий, совпадающим периодом разработки и утверждения стратегий, а также невысокими значениями показателей социально-экономического развития, что предопределяет особое внимание включению в стратегии компонентов устойчивости. Результаты оценки стратегий по указанным выше критериям приведены в табл. 1.
Таким образом, несмотря на следование методическим рекомендациям и совершенствование отдельных разделов стратегий, можно отметить их невысокое качество по ряду важных критериев, и особенно обращает на себя внимание оценка параметров устойчивости. Несмотря на уровень социально-экономического развития регионов, по-прежнему остается актуальным необходимость включения аспектов устойчивости в их стратегии.

Таблица 1
Оценка качества стратегий социально-экономического развития Новгородской и Псковской области
Критерий качества стратегииСтратегия социально-экономического развития Новгородской области
(баллы 1–10)
Стратегия социально-экономического развития Псковской области
(баллы 1–10)
Комментарий
Своевременная актуализация стратегии63Стратегия Новгородской области утверждена в 2019 году, ежегодно актуализируется. Включены риски и последствия санкций и др. современных вызовов. Однако содержание стратегии в связи с новыми вызовами изменилось незначительно.
Стратегия Псковской области утверждена в 2020 году, в рамках проведенного в стратегии анализа не учитываются новые факторы и вызовы (выделено направление развития приграничного сотрудничества со странами Балтии)
Качество проведенного анализа и сценариев развития37В рамках Стратегии Новгородской области выделены конкурентные преимущества и риски. Не используются модели стратегического анализа, не построены прогнозные сценарии. Взятые за основу цели являются завышенно оптимистичными с учетом указанных в стратегии рисков.
В Стратегии Псковской области разработан качественный SWOT-анализ (без учета новых факторов), выделены прогнозные сценарии, конкурентные преимущества и точки роста
Применение современных управленческих технологий65В Стратегии Новгородской области выделяются отдельные управленческие технологии, такие как проектное управление, стратегическое бюджетирование, однако их применение не раскрывается, не используются возможности других современных подходов.
В Стратегии Псковской области не сделан акцент на современные управленческие технологии, их отдельные направления упоминаются разрозненно в некоторых разделах
Соответствие методическим рекомендациям99В Стратегии Новгородской и Псковской области, в целом, учтены основные рекомендуемые разделы
Ресурсная обеспеченность57В Стратегии Новгородской области оценка финансовых ресурсов представлена описательно, дается отсылка на другие документы, включая государственные программы
В Стратегии Псковской области более детально раскрыто финансирование государственных программ и инвестиционных проектов в рамках реализации стратегии
Целостность и взаимосвязь с другими стратегиями77В Стратегии Новгородской и Псковской области представлена взаимосвязь с другими документами стратегического планирования региона, в меньшей степени оценена взаимосвязь со стратегиями других уровней
Качество механизма реализации стратегии66В Стратегии Новгородской области механизм реализации раскрыт обобщенно, не определена структура, ограниченно выделены методы реализации стратегии
В Стратегии Псковской области основной акцент сделан на участников процесса реализации стратегии, не уделено внимание методическому и информационному содержанию процесса реализации
Оценка и включение основных параметров устойчивости региона11В Стратегии Новгородской и Псковской области, несмотря на положение регионов по основным социально-экономическим показателям, не уделяется внимание выявлению и оценке основных параметров устойчивости региона


Выводы и рекомендации. Проведенное исследование показало необходимость включения стратегии повышения устойчивости в стратегию социально-экономического развития региона. Кроме того, определение основных параметров устойчивости в стратегии должно стать критерием ее качества. Однако на сегодняшний день параметрам устойчивости не уделяется необходимое внимание в региональных стратегиях, в силу этого целесообразно предложить следующие рекомендации для повышения качества стратегий и управления устойчивостью:
1. В методические рекомендации по разработке и корректировке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ необходимо включить раздел, посвященный устойчивости региона. Он должен включать анализ и выявление основных направлений устойчивости, оценку показателей и определение их границ. В другие разделы стратегии, включая, например, целевой раздел или механизм реализации необходимо включить цели в области повышения устойчивости, мониторинг и оценку ключевых показателей устойчивости.
2. Стратегии социально-экономического развития и основные индикаторы устойчивости необходимо актуализировать с учетом новых вызовов внешней среды, а также доступности и обновления ключевых показателей социально-экономического развития.
3. Необходимо сформировать подразделение органа исполнительной власти субъекта РФ, ответственного за сбор, анализ данных по показателям устойчивости региона, своевременное выявление проблем в области устойчивости.
4. Важным этапом разработки системы показателей устойчивости региона является их открытое обсуждение с экспертами, в том числе для определения структуры и нормативных значений показателей.
5. Поскольку необходимо не только оценивать показатели устойчивости, но и в целом управлять ее повышением, на этапе анализа необходим также анализ факторов, влияющих на устойчивость региона.
6. В рамках стратегии повышения устойчивости необходимо предусмотреть контроль ключевых ее показателей, что предполагает, в первую очередь, их публикацию в открытых источниках, а также анализ возникающих препятствий и проблем.
7. Для эффективной реализации стратегии повышения устойчивости важным инструментом является включение показателей устойчивости в оценку эффективности деятельности ответственных за реализацию стратегии.
8. На этапе разработки стратегии повышения устойчивости необходимо проанализировать успешный опыт регионов — лидеров в области стратегической устойчивости для формирования методических и практических рекомендаций другим регионам.
9. В стратегии повышения устойчивости должна быть проведена оценка рисков, необходимо сформировать ключевые риски по направлениям устойчивости регионов, а также меры по противодействию.
10. В стратегии должны быть проанализированы несколько сценариев развития основных факторов устойчивости, включая пессимистический сценарий и его влияние на факторы и их взаимосвязи.
11. Для повышения устойчивости в рамках стратегии необходимо предусмотреть использование современных управленческих технологий и инноваций, включая управление по результатам (включение показателей устойчивости в целевые индикаторы), бенчмаркинг (внедрение лучшей практики), управление процессами цифровой трансформации (сбор и анализ данных по устойчивости, повышение качества принятия решений) и многие другие.
12. Повышение устойчивости региона может быть рассмотрено в качестве элемента миссии, ключевой компетенции, образующей потенциал региона.
Таким образом, в современных условиях нестабильности внешней среды для многих регионов приоритетным становится развитие в условиях воздействия неблагоприятных факторов, и тогда стратегия повышения устойчивости становится одним из основных приоритетов. В рамках направлений дальнейших исследований необходимо проанализировать интеграцию в стратегию социально-экономического развития отдельных ключевых направлений устойчивости, а также направления совершенствования методики разработки стратегии повышения устойчивости регионов.


Список использованных источников:
1. Жигалов В.М., Пахомова Н.В. Применение современных концепций государственного управления для достижения целей новой климатической политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Экономика. — 2016. — № 3. — С. 74–94.
2. Государственное стратегическое управление: Монография / Под ред. Ю.В. Кузнецова. — СПб.: Питер, 2014. — 320 с.
3. Стратегическая устойчивость предприятий в регионах России: оценка и управление: Монография / Под ред. Ю.В. Кузнецова. — М.: Издательство Проспект. 2020. — 456 с.
4. Anokhina E.M., Melyakova E.V. Strategic sustainability of the enterprises of large, medium and small businesses and its impact on the investment attractiveness of Russian regions in the context of digital transformation // 3rd international scientific and practical conference DEFIN 2020.
5. Маленков Ю.А. Стратегические ресурсы компаний в новых условиях: сущность, критерии, проблемы управления // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2023. — № 5 (132). — С. 71–73.
6. Организация государственного стратегического управления: международный опыт / Центр междисциплинарных исследований. Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, 2019. — 46 с.
7. Гринчель Б.М., Назарова Е.А. Оценка устойчивости развития регионов Северо-Западного федерального округа по критерию конкурентной привлекательности // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем: сборник статей / Под ред. С.В. Кузнецова; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. — СПб., 2019. Вып. 45. — 98 с.
8. Balugani, E., Butturi, M.A., Chevers, D., Parker, D. & Rimini, B. Empirical Evaluation of the Impact of Resilience and Sustainability on Firms’ Performance // Sustainability, vol. 12, issue 5, 1–18. 2020.
9. Жигалов В.М. Стратегический подход к оценке устойчивости регионов России // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 4 (72). — С. 114–119.
10. Жигалов В.М. Оценка стратегической устойчивости в условиях экономических санкций // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2023. — № 5 (132). — С. 62–65.
11. Денисова Е.Д. Стратегическое планирование как способ достижения устойчивого социально-экономического развития регионов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2019. — № 2 (75). — С. 231–242.
12. Батчаев А.Р. Методические подходы к оценке качества стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований России // МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2016. — С. 54–56.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия