Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Чжао Шэнь
аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета


Поддержка развития «зеленой» финансовой системы КНР
В данной статье рассматривается поддержка «зелёной» финансовой системы КНР (далее ЗФС), проводится анализ её особенностей, а также даётся обзор текущего состояния её развития. Целью статьи является изучение текущих мер поддержки ЗФС китайским правительством, определение дополнительных факторов формирования высококачественной ЗФС в Китае, а также выявление возможных будущих вызовов, связанных с ЗФС. Предложены рекомендации по преодолению этих вызовов на основе особенностей ЗФС КНР.
Ключевые слова: «зелёные» финансы, КНР, Китай, «зелёная» финансовая система, ESG стандарты, пилотные зоны «зелёных» финансов, «зелёное» развитие, устойчивое развитие
УДК 336.711; ББК 65.262.1:65.7   Стр: 119 - 122

Введение. «Зеленые» финансы — это финансовые услуги, предоставляемые для экономической деятельности, направленной на улучшение окружающей среды, смягчение последствий изменения климата и более эффективное использование ресурсов. К такой экономической деятельности относится финансирование, эксплуатация и управление рисками проектов в области охраны окружающей среды, энергосбережения, чистой энергетики, экологически чистого транспорта и «зеленого» строительства [7]. «Зеленые» финансы, как продолжение традиционной финансовой теории и практики, являются важной составляющей финансовой системы. По сравнению с традиционными финансами, «зеленые» финансы через привычные финансовые рычаги и механизмы распределения выгод направляют общественные фонды в «зеленые» экологические отрасли, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики. Также «зеленые» финансы указывают направление экономического развития в сторону решения экологических задач [10].
22 сентября 2020 года Си Цзиньпин на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявил, что выбросы углекислого газа (CO2) в Китае достигнут пика к 2030 году, а к 2060 году планируется добиться углеродной нейтральности. Ключ к достижению «двух углеродных целей» лежит в «зелёной» и низкоуглеродной трансформации экономики, которая требует финансовой поддержки и ответственного подхода, а также снижение системных рисков, вызванных изменением климата и экологическим ущербом. Поэтому «зелёные» финансы, как важная движущая сила устойчивого экономического развития Китая, объединяют экономическую и экологическую сферы, а также являются важным этапом на пути превращения Китая в инновационную страну.
Ещё задолго до постановки «двух углеродных целей» Китай придавал большое значение развитию «зелёных» финансов. В 2015 году Китай стал участником G20 и впервые включил «зелёные» финансы в повестку форума, а в 2016 году выпустил «Руководство по созданию «зелёной» финансовой системы Китая» (далее — «Руководство»), в котором были определены рамки и политические принципы формирования ЗФС Китая. С тех пор, опираясь на содержание «Руководства», «зелёные» финансы вышли на путь качественного развития, а политика в области «зелёных» финансов стала функционировать по принципу «сверху вниз» [1]. В настоящее время исследование ЗФС в основном сосредоточено на «зелёной» кредитной политике [2], например, «зелёный» кредит может эффективно сдерживать инвестиции в энергоемкие отрасли [3]. Однако, поскольку «зелёный» кредит является частью ЗФС, он может недостаточно объективно оцениваться, поэтому некоторые учёные стали более комплексно подходить к «зелёной» финансовой политике [4]. Они считают, что ЗФС необходима для «зелёной» трансформации экономики и поддержки устойчивого развития финансовой системы [4], а также, что «зелёная» финансовая политика будет иметь очевидный и положительный эффект в области трансформации низкоуглеродной экономики [5].
Таким образом, актуальность изучения ЗФС повышается с каждым днём и перед исследователями стоят вопросы, как сформировать качественную ЗФС и решить возникающие при этом проблемы. Поэтому цель данной статьи заключается в изучении текущих мер поддержки ЗФС китайским правительством, в выявлении дополнительных факторов формирования высококачественной ЗФС в Китае и в определении будущих вызовов на пути развития ЗФС. Также нам представляется важным предложить рекомендации по преодолению этих вызовов.
Выстраивание системы регулирования «зеленых» финансов в КНР. Развитие ЗФС Китая основано на китайской политико-экономической модели «сверху вниз» [1], в которой центральное правительство и регулирующие органы определяют направление развития «зелёных» финансов с использованием рекомендаций и нормативных актов, а также на основе системы оценок и классификации. Затем создаётся фонд «зелёного» развития посредством ГЧП-финансирования и государственного влияния в области обеспечения благоприятной среды для функционирования рыночной конкуренции. В настоящее время в Китае завершён третий этап развертывания ЗФС, описанный ещё в 2016 году Народным банком Китая и шестью министерствами в совместно выпущенном «Руководстве», в котором разъясняется концепция развития «зелёной» финансовой системы. «Руководство» и сегодня остаётся политической основой в области «зелёных» финансов в Китае. В 2021 году КНР стандартизировала институциональные механизмы ЗФС Китая, установив «три функции» и «пять столпов» развития «зелёных» финансов, среди которых распределение ресурсов, управление рисками и рыночное ценообразование. Также важным в этой сфере представляется продолжение совершенствования системы стандартов «зелёных» финансов, усиление надзора за финансовыми институтами и ужесточение требований к раскрытию информации, постепенное совершенствование механизма стимулов и ограничений, обогащение системы «зелёных» финансовых инструментов и рынка, расширение пространства для международного сотрудничества в области «зелёных» финансов и развитие «зелёного» финансирования. На основе «Руководства», «трёх функций» и «пяти столпов», в мае 2021 года Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет совместно выпустили «Мнения о полном и точном воплощении новой идеи развития и проведении качественной работы по достижению углеродного пика и углеродной нейтральности», которые в настоящее время являются главным документом по реализации «двух углеродных целей» Китая. Также этот документ устанавливает систему политического руководства «1+N», где «1» — это основные аспекты достижения «двух углеродных целей», а «N» — особенности политики для каждой отрасли и каждой сферы, включая энергетику, промышленность, транспорт, городское и сельское строительство и другие подсектора и подотрасли программы реализации углеродного пика. Также можно отнести сюда научно-техническую поддержку, энергетическую безопасность, потенциал поглощения углерода, финансовую и ценовую политику, стандарты и системы измерения, а также программы защиты. Система политики «1+N» обеспечивает дальнейшую интеграцию «зелёных» финансов с другими отраслями для достижения «двух углеродных целей», а также определяет развитие ЗФС в Китае на данном этапе.
Рис. 1. Ключевые игроки в регулирование ЗФС в Китае

Источник: WANG C. N., Ziying S. Green Finance trends in China (1): China’s Green Finance Policy Landscape — Green Finance & Development Center. URL: https://greenfdc.org/green-finance-trends-in-china-1-chinas-green-finance-policy-landscape/ (дата обращения: 09.07.2023).

Регулирование «зеленых» финансов в Китае: принцип «сверху вниз». Принцип «сверху вниз» применяется в Китае не только в политической и рыночной системах, но также и в области ЗФПС. Например, до 2015 года Китай не выпускал «зелёные» облигации, но после введения центральным правительством нормативных актов, направленных на поддержку «зелёных» облигаций, в 2016 году Китай быстро стал крупнейшим в мире эмитентом «зелёных» облигаций. Поэтому, исходя из этой особенности, формирование и развитие ЗФС невозможно отделить от взаимодействия соответствующих административных ведомств. В настоящее время за «зелёные» финансы отвечают несколько министерств и регулирующих органов Китая, центральное место среди которых занимает Народный банк Китая (НБК). Министерства, участвующие в развитии “зелёных” финансов в КНР, представлены на рис. 1.
Следуя плану центрального правительства, каждый регион Китая сформировал ЗФС с учётом региональных особенностей для достижения «двух углеродных целей», а также постепенно совершенствовал эту систему. К концу 2021 года 31 провинция Китая выпустила 153 программы «зелёных» финансов. Среди всех провинций, наибольшее число программ представили — Цзянси, Тяньцзинь и Гуйчжоу. Из них Цзянси заняла первое место, выпустив 13 руководящих документов по «зелёным» финансам, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Количество выпусков программ «зелёных» финансов по провинциям Китая в 2022
Источник: Annual report on the development of local green finance in China 2022. URL: https://www.jingjinjicn.com/skwx_3j/bookdetail?SiteID=46&ID=6484528

Местная политика в области «зелёных» финансов в основном предполагает выпуск двух типов документов: комплексные методические документы и специальные методические документы. Комплексные методические документы включают в себя целевые рекомендации по развитию «зелёных» финансов, меры по созданию местных ЗФС, а также рекомендации по ускорению создания надёжной «зелёной», низкоуглеродной и рециркуляционной экономической системы. К специализированным методическим документам относятся документы по поддержке политики, изданные различными ведомствами провинций и касающиеся таких инструментов «зелёных» финансов, как «зелёный» кредит, «зелёные» облигации, «зелёное» страхование, «зелёные» трасты, «зелёные» фонды и т. д.
По состоянию на текущий год были изданы 31 провинциальный документ «14-й пятилетки», 28 провинциальных комплексных методических документов и 94 провинциальных специальных методических документа, касающихся политики «зелёных» финансов. Большинство регионов полностью интегрировали проект «зелёных» финансов на высшем уровне и внедрили систематическую и специализированную местную политику «зелёных» финансов в рамках национальной политики. Что касается эшелонов, сформированных по индексу развития местных «зелёных» финансов, провинции первого эшелона имеют относительно высокое количество выпущенных документов, причём в Цзянсу и Гуйчжоу оно выше. Количество выпущенных документов в провинциях второго и третьего эшелонов сильно различается, среди них значительно увеличилась скорость выпуска в Тяньцзине.
Таким образом, количество политических мер в области «зелёных» финансов постепенно увеличивается, особенно это заметно в пилотных регионах. Цель и задачи ЗФС постепенно расширяются и, помимо защиты окружающей среды, снижения загрязнения и других традиционных проблем, система начинает охватывать также и вопросы низкоуглеродного перехода. Всё чаще звучат такие словосочетания, как «право на выброс углерода», «изменение климата» и другие [6]. Например, в Цзянси создается трёхмерная система развития «зелёных» финансов с учётом особенностей провинции. В Тяньцзине принята политика поддержки «зелёных» финансов, направленная на совершенствование организационных аспектов ЗФС, ускорение внедрения инноваций в области «зелёных» продуктов и услуг, продвижение экологических прав и интересов, совершенствование механизма предотвращения и контроля «зелёных» финансовых рисков. В Цзянсу издано «Руководство по активному развитию «зелёных» финансов», в котором разъясняются идеи развития и основные цели работы в области «зелёных» финансов в провинции, а в качестве ключевых направлений поддержки «зелёных» финансов определены «зелёная» модернизация промышленных предприятий, «зелёное» развитие сельского хозяйства, «зелёная» трансформация энергетической системы, а также «зелёный» и низкоуглеродный технологический прогресс.
Особенности «зеленой» финансовой системы в КНР. Полная политическая поддержка является основой развития «зелёных» финансов в Китае. КНР стала первой страной в мире, которая имеет достаточно высокоразвитую ЗФС и она характеризуется определёнными особенностями. Первой особенностью можно считать то, что согласно опубликованному в августе 2016 года «Руководству», общее планирование ЗФС осуществляется на национальном уровне. В настоящее время «зелёные» финансы Китая превратились из экономической политики в национальную стратегию. Показателем этого можно считать выход в марте 2021 года «Положения о «зелёных» финансах особой экономической зоны Шэньчжэнь», которое является первым в Китае и мире комплексным законопроектом, регулирующим «зелёные» финансы.
Следующую особенность можно охарактеризовать, как целостность китайской ЗФС. Вся политика Китая в области «зелёных» финансов основывается на концепции «зелёного» развития, и под руководством центрального правительства все этапы развития «зелёных» финансов включены в общий план экономического развития.
Наконец третья особенность — это синергия. В разработке и реализации политики «зелёных» финансов часто участвуют финансовый, природоохранный и промышленный секторы, и только многоотраслевое сотрудничество позволяет снизить административные и операционные барьеры между секторами в процессе реализации ЗФС. Министерство охраны окружающей среды, Комиссия по регулированию банковской деятельности и Комиссия по регулированию ценных бумаг работают сообща, прилагая совместные усилия по продвижению ЗФС.
Негосударственные факторы формирования «зеленых» финансов в Китае. Помимо основных директивных указаний центрального правительства, невозможно не учитывать также влияние негосударственных факторов на формирование системы “зелёной” финансовой политики Китая. Во-первых, это касается спроса на развитие рынка «зелёных» финансов. В условиях бурного развития «зелёных» облигаций, «зелёных» фондов и «углеродного» рынка в экономике Китая наблюдаются противоречивые «зелёные» стандарты, неравномерное развитие «зелёных» инструментов и т. д. Поэтому дальнейшая унификация китайских «зелёных» стандартов, сближение китайского «зелёного» финансового рынка с общими стандартами международного рынка, а также формирование единой ЗФС является основой для достижения высокого уровня развития страны.
Во-вторых, потребности в развитии самих предприятий. С ростом китайского рынка и притоком большого количества иностранного капитала китайские предприятия, учитывающие ESG-факторы, в большей степени приветствуются на международном рынке капитала. Отличный ESG-рейтинг, то есть рейтинг, показывающий степень ориентированности компании на охрану окружающей среды и развитие социальной сферы, становится важной частью управления рисками, наращивания потенциала бренда, поэтому всё больше компаний начали учитывать и внедрять в своё управление ESG-факторы, выходя на международный рынок капитала.
В-третьих, риск «зелёного промывания». Несмотря на бурное развитие с момента своего появления в 2016 году, «зелёные» финансы в Китае всё ещё находятся на ранней стадии развития и для них по-прежнему характерны риски инновационных отраслей [8]. Феномен «зелёного промывания» в основном обусловлен наличием арбитражного пространства с регулятивными преференциями, высокой стоимостью проверки инвесторов и, в частности, отсутствием жёстких политических норм и правового надзора. В настоящее время «экологизация» всё ещё является одной из основных проблем для достижения устойчивого развития китайского рынка «зелёных» финансов, поэтому создание под руководством правительства сильной системы регулирования «зелёных» финансов является насущной необходимостью для китайского ЗФС.
Вызовы в развитии «зеленой» финансовой системы в Китае. Китайская ЗФС постоянно совершенствуется, однако её развитие в разных провинциях неодинаково. В пилотных регионах и некоторых прибрежных городах разработаны достаточно подробные и действенные стратегии «зелёных» финансов, отраслевые стандарты, механизмы стимулирования и пути реализации, которые направляют и регулируют создание системы «зелёных» финансов на политическом уровне. Однако, многим другим регионам ещё только предстоит внедрять ЗФС в свои политические системы. Такие задержки в развитии «зелёных» финансов обусловлены уровнем экономического развития, а также географическим положением.
Ещё одним вызовом в развитии ЗФС можно считать сосредоточенность на «зелёных» облигациях и «зелёных» кредитах, в то время как законов и программных документов по другим «зелёным» финансовым инструментам относительно мало или они вообще отсутствуют. Это приводит к однобокости и неравномерному развитию системы политики «зелёных» финансов в Китае. Также среди вызовов можно назвать недостаточное раскрытие информации и нормативных актов в области «зелёных» финансов, что не позволяет своевременно контролировать рыночный спрос и удовлетворять потребности инвесторов, что, в конечном итоге, приводит к неэффективности реализации ЗФС.
Наконец, из-за различий в определении «зелёных» стандартов в Китае и в остальном мире, китайская ЗФС не полностью соответствует международным стандартам. Несмотря на то, что в последние годы Китай прилагает усилия в этом направлении, из-за геополитической борьбы, различий в деловой культуре и условиях экономического развития разных стран китайские «зелёные» стандарты по-прежнему сталкиваются с трудностями на пути к международной интеграции.
Предложения по развитию «зеленой» финансовой системы в Китае. Список предложений стоит начать с того, что государству необходимо продолжать играть ведущую роль в системе политики «зелёных» финансов. Правительственные программные документы последних лет направлены на формирование и совершенствование системы регулирования ЗФС, что стимулирует финансовые учреждения увеличивать инвестиции в «зелёные» сферы и предоставлять более качественные «зелёные» финансовые услуги.
Далее отметим необходимость создания платформы обмена «зелёной» кредитной информацией для «зелёных» предприятий в целях усиления взаимосвязи различных регионов и достижения синергетического развития «зелёной» финансовой политики в разных провинциях. Также следует усовершенствовать систему раскрытия информации о «зелёных» финансах и создать механизм их оценки ЗФС. При проведении оценки необходимо придерживаться некоторых основных принципов. Например, принципа открытости, обеспечивающего прозрачность всего процесса отбора. Во-вторых, принципа справедливости, который предполагает приглашение к участию всех слоёв общества, а также предоставление всем участвующим подразделениям возможность публичной рекламы. Чтобы гарантировать беспрепятственное внедрение «зелёных» финансов, необходимо усовершенствовать систему управления и механизм информационной коммуникации в области охраны окружающей среды, а также обеспечить систему руководства и оценки, основанную на принципах практичности и научности.
Кроме того, важно искать точки соприкосновения, сохраняя различия, укреплять международное сотрудничество. Внедрять передовой зарубежный опыт и международные стандарты при разработке нормативных актов в области «зелёных» финансов. Наконец, следует постепенно совершенствовать ЗФС в соответствии с местными условиями. ЗФС вступила в стадию многоуровневого развития, а местные органы власти и местные финансовые институты получили больше «полномочий» для продвижения практики «зелёных» финансов. Ресурсная обеспеченность и уровень развития разных провинций Китая, принимаемые нормативные акты — все эти аспекты отличаются от региона к региону. Поэтому необходимо объединить ценный опыт, накопленный пилотными регионами, и постепенно продвигать политику «зелёных» финансов в соответствии с региональными условиями, чтобы эффективно содействовать развитию местных «зелёных» отраслей и «зелёных» проектов. Всё это будет способствовать дальнейшему укреплению ЗФС и позволит реализовывать политику «зелёных» финансов одинаково эффективно на всей территории Китая.
Заключение. Таким образом, Китай создает строгую правовую систему «зеленых» финансов, стандартизирует критерии входа на рынок «зеленых» финансов, повышает статус частного капитала на рынке «зеленых» финансов, устанавливает единые «зеленые» стандарты, а также активно ищет пути международного сотрудничества. Также, опираясь на жесткий контроль государства над финансовым рынком, китайское правительство продолжает координировать взаимоотношения между различными заинтересованными сторонами для формирования системы регулирования «зеленых» финансов. Её ядром являются само правительство и центральный банк, а участие в ней принимают многочисленные регулирующие органы для решения проблемы «зеленого промывания». Несмотря на то, что ЗФС Китая все еще сталкивается с вызовами, связанными с несбалансированным развитием «зеленых» инструментов, нескоординированным развитием региональных «зеленых» финансовых систем, а также с «зеленой промывкой», ЗФС Китая будет продолжать идти по пути качественного и сбалансированного развития.


Список использованных источников:
1. Barry Naughton, Grand Steerage // В книге: Fateful Decisions: Choices That Will Shape China’s Future // Stanford University Press, — 2020. — С.51–81.
2. Zhang H. и др. Can green finance promote urban green development? Evidence from green finance reform and innovation pilot zone in China // Environ Sci Pollut Res. — 2023. — Т. 30. — № 5. — С.2–4.
3. Liu J.-Y. и др. Assessment of a green credit policy aimed at energy-intensive industries in China based on a financial CGE model // Journal of Cleaner Production. — 2017. Т. 163. — С.293–302.
4. Pan D. Green Financial Policy and Sustainable Development: Insights from Macroeconomic Modelling and Early Evidence from China // Doctoral thesis, UCL (University College London). — 2021. С.15–17.
5. Li W., Fan J., Zhao J. Has green finance facilitated China’s low-carbon economic transition? // Environ Sci Pollut Res. 2022. Т. 29. — № 38. — С.5–7.
6. China Green Finance Policy Analysis Report 2021 // Climate Bonds Initiative and SynTao Green Finance. — 2022. — С. 8.
7. 关于构建绿色金融体系的指导意见 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/gwy/201611/t20161124_368163.htm (дата обращения: 07.11.2023).
8. 王玉林,周亚虹. 绿色金融发展与企业创新 // Journal of Finance and Economics. — 2023. — №1 (49). — С.5–8.
9. Дерюшев А.А, Жэнь К. Содействие общему развитию китайско-белорусских отношений посредством «зеленого» финансового сотрудничества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2023. — № 1. — С. 83–96.
10. Соломатина А.С. Перспективы развития законодательства в сфере регулирования «зеленых» финансов // Скиф. Вопросы Студенческой Науки. — 2023. — № 1(77). — С. 3–4.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия