Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Кизян Н. Г.
доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Яковец Е. Е.
магистрант Санкт-Петербургского государственного университета

Влияние цифровой корпоративной культуры на внутреннюю коммуникацию персонала в онлайн-среде
Активная интеграция цифровых технологий в рабочие процессы оказывает прямое воздействие на внутриорганизационную систему российских компаний. Данная статья освещает перспективы модернизированной формы корпоративной культуры на решение существующих проблем внутренних коммуникаций российских компаний в онлайн-пространстве, которое на текущий период является неотъемлемой частью современной действительности.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая корпоративная культура, внутренние коммуникации, онлайн-среда, виртуальное пространство
УДК 331.103.2; ББК 65   Стр: 98 - 101

Одним из основополагающих трендов XXI века в области повышения эффективности бизнеса и создания высокой конкурентоспособности являются непрерывные инновации и их внедрение в трудовую деятельность. Цифровизация становится незаменимым звеном большинства рабочих процессов, создавая качественно новую среду, которая, в свою очередь, заставляет людей адаптироваться к реалиям современного времени и ее вызовам.
Все чаще можно наблюдать ситуации, когда офисные рабочие места трансформируются в домашние [3]. Так, опираясь на статистику сервиса Работа.ру и СберПодбор, в 2023 году около 58% россиян отмечают интерес к дистанционным или гибким форматам занятости, среди которых 23% респондентов изъявляют желание полностью перейти на удаленный режим труда [7].
Повсеместное и ежедневное применение технологий приводит к смене ранее привычных концепций внутри- межфирменного взаимодействия. Большая часть бизнес-коммуникаций, а также внутрикорпоративного общения перешла в онлайн-среду — виртуальное пространство, характеризующееся возможностью беспрепятственного синхронного и асинхронного социального взаимодействия с помощью информационно-коммуникативных технологий. Подобный переход как ответная закономерная реакция на цифровизацию социума имеет внушающие положительные стороны, способствующие повышению показателей производительности и росту эффективности современных организаций, среди которых важно выделить:
возможность получения быстрой обратной связи;
широкий охват аудитории;
сокращение материальных и временных издержек;
гибкость;
повышение степени участия заинтересованных лиц в деятельности организации;
удобство онлайн-коммуникации в рамках физических и временных ограничений;
возможность документации, анализа и повторного использования необходимой информации и оставляемого в онлайн-пространстве цифрового следа;
улучшение операционного контроля.
Цифровые каналы коммуникации стали неотъемлемыми инструментами, обеспечивающими быстрый обмен, поиск, получение и распределение важной информации. Исследование Ассоциации Электронных коммуникаций (РАЭК) совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Microsoft в России показало, что общее число пользователей электронной почты в лице организаций по состоянию на 2020 год достигло 96% [5]. Толчок, который был сопровожден мировым локдауном, послужил катализатором последующего ускоренного развития цифровой инфраструктуры, соответственно, возможности работы в новой виртуальной среде.
По состоянию на начало 2023 года около 90% российских компаний используют мессенджеры (корпоративные и общие) для решения рабочих вопросов [9]. Более того, в отечественной судебной практике существует прецендент, когда используемые в рамках онлайн-коммуникации символы могут иметь юридическую силу и являться эквивалентом электронной подписи [6].
Ввиду существующих для бизнеса физических, временных, главное, материальных ограничений, использование платформ для проведения видео-аудиоконференций, корпоративных чатов, электронной почты, интранета, файлообменников и других облачных технологий обмена информацией становится удобной, а иногда и жизненно необходимой для бизнеса альтернативой. Данные информационно-коммуникативные решения обеспечивают полноценный доступ ко всем необходимым ресурсам и контактам, что содействует эффективному трудовому процессу.
Поэтому вопрос создания системы эффективного внутрикорпоративного взаимодействия, которая содействует беспрепятственному функционированию рабочих единиц и их синергии в онлайн-среде, входит в число приоритетных. Однако ведение коммуникации в виртуальном пространстве, в свою очередь, может сопровождаться рядом факторов, оказывающих негативное влияние на менеджмент организации, и привести к снижению показателей производительности, вовлеченности, лояльности, также росту текучести персонала.
Несмотря на все преимущества цифровых систем взаимодействия, отсутствие разделяемых внутрикорпоративных правил, принципов, норм в отношении использования данных инструментов онлайн-общения и обмена информацией приводит к:
ухудшению эмоционального климата на работе;
выгоранию;
падению мотивации;
росту киберинцидентов;
снижению качества выполняемых задач.
Исследователи отмечают, что к распространенным ошибкам организации трудовых коммуникаций в онлайн-среде относятся: игнорирование специфики территориально распределенного коллектива, размытие границ между рабочим и личным временем, отсутствие обратной связи, ограниченность в информировании и погружении в актуальное состояние дел компании, нечеткость в формулировании задач [1].
Перечисленный список существующих отрицательных сторон виртуального взаимодействия может сигнализировать о проблеме неразвитости цифровой корпоративной культуры компании. В свою очередь, это может выражаться в принятых, сдерживающих рабочий процесс, негативных установках и моделях поведения. К таким можно отнести: игнорирование, отложенную реакцию для ответа, совершение звонков после окончания трудового дня, несоблюдение кибергигиены и делового этикета в онлайн-среде, распространение спама в корпоративных чатах, виртуальное обесценивание. Каждый из данных аспектов имеет накопительное токсическое влияние на психоэмоциональное состояние сотрудника, его рабочую среду, что в последствии оказывает воздействие на корпоративную стабильность и результативность.
Отличительное значение внутренних коммуникаций для бизнеса невозможно переоценить. С февраля 2022 года около 78% российских компаний еще больше укрепили важность данного аспекта для эффективных трудовых отношений [4]. Теме внутренних коммуникаций посвящено множество исследовательских работ, которые продолжают с каждым годом расти в своем количестве. С масштабированием виртуального взаимодействия появились новые вызовы, требующие определенного реагирования и снижения, сопутствующих трансформацией, рисков.
С точки зрения авторов, одним из наиболее эффективных методов улучшения внутренних коммуникаций в условиях цифровой среды, может стать создание новой формы корпоративной культуры, обеспечивающей благоприятные трудовые условия в онлайн-пространстве — цифровой корпоративной культуры. Она, в свою очередь, представляет собой общие, лежащие в основе и глубоко укоренившиеся базовые предположения, ценности, убеждения и нормы, характеризующие то, как организация поощряет и поддерживает использование технологий для наиболее эффективного выполнения работы [8].
Для подтверждения данной идеи с помощью инструмента SWOT-анализа приведем обоснование потенциала предлагаемого решения в сравнении с существующей аналоговой, традиционной формой корпоративной культуры: рассматриваются сильные стороны, которые способны компенсировать внешние угрозы, а также возможности, служащие основой для развития слабых сторон (табл.1).

Таблица 1
SWOT-анализ цифровой корпоративной культуры
Сильные стороны (S)Слабые стороны (W)
Масштаб охвата и возможного влияния на внутренние процессы;
Единая система кооперации;
Цифровое мышление (цифровая зрелость);
Гибкость и мобильность;
Быстрота принятия решений;
Прозрачность и открытость;
Понимание трендов и следование тенденциям.
Уязвимость;
Зависимость от цифровой инфраструктуры;
Цифровое давление;
Отсутствие личного взаимодействия.
Возможности (O)Угрозы (T)
Развитие технологий;
Изменение потребностей общества;
Глобальное сотрудничество;
Развитие HR-практик на российском рынке.
Сопротивление изменениям;
Кибератаки.
Источник: составлено автороми

Цифровая корпоративная культура, в первую очередь, как культура, характеризуется своей широтой проникания в социо-мировоззренческие аспекты организации, оказывающие влияние на взаимодействие рабочих групп и отдельных трудовых единиц в рамках совместной деятельности. Ее отличительным преимуществом по сравнению с другим традиционным подходом и соответствующим ему формами коммуникации является возможность охватить всю необходимую аудиторию при использовании информативно-коммуникативных технологий. Таким образом, руководство компании способно донести до каждого сотрудника важные нововведения, сообщить актуальные новости, напомнить о задачах, корпоративных правилах, главных целях и планах, обходя проблему разного территориального расположения рабочего коллектива, что имеет особую ценность для организаций с развитыми региональными сетями. Цифровая корпоративная культура позволяет установить более тесный контакт между работником и начальником, упрощая их взаимодействие. Подобное преимущество может служить положительным фактором, позитивно влияющим на результативность, вовлеченность и мотивацию персонала.
Ввиду отличительных характеристик цифровой корпоративной культуры, которые выражаются в скорости, гибкости и открытости, современные компании могут моментально реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды, а также следовать трендам настоящего времени, позволяя обеспечить бизнесу конкурентоспособность на рынке. Однако, при существующей проблеме непринятия частью населения, соответственно рядом сотрудников, трансформаций, возникает вопрос несоблюдения кибергигиены, в том числе роста кибератак. Выражается данная угроза в неготовности персонала к смене традиционных, но уже устаревших, трудовых привычек. Как следствие не меняются модели поведения в онлайн-среде. Постепенное развитие цифровой зрелости (грамотности) сотрудников в рамках подходов новой формы корпоративной культуры может стать решением данной проблемы. Такой тип мышления позволяет нивелировать опасные кибер-риски онлайн-пространства и обеспечить безопасное, эффективное взаимодействие в сети.
Помимо прочего, следует отметить внешние возможности, способствующие компенсировать недостатки цифровой корпоративной культуры. Так, в настоящее время активное развитие технологий поощряется. Используемые инструменты рассматриваются в качестве полезных помощников, которые позволяют автоматизировать рутинные задачи и экономить ценные временные ресурсы, а не как угрозы. По результатам исследования ВЦИОМ на 2023 год, 77% россиян доверяют технологиям будущего [2]. Максимальное доверие выражает молодежь 18–24 лет (84%), относящееся к новому поколению активного трудоспособного возраста. Также, несмотря на недоверие части опрошенных современным технологиям, все же абсолютное большинство (94% респондентов) считают важным развивать их.
Цифровизации бизнес-процессов в текущих условиях невозможно избежать. Она все больше охватывает внутриорганизационные механизмы и меняет раннее существующие установки.
Перемещение рабочей коммуникации в виртуальное пространство — это современная действительность с ее явными преимуществами и слабостями. Поэтому на рынке можно наблюдать озабоченность и положительную динамику в вопросе развития надежных, совершенных цифровых платформ для обмена важной корпоративной информацией [10].
Следует отметить активное развитие разнообразных HR-практик, направленных на решение издержек онлайн-среды: регулирование баланса рабочего и личного времени; поддержка психофизиологического здоровья; вовлечение удаленных сотрудников в деятельность компании; организация внутренних онлайн-мероприятий с коллегами и приглашенными гостями; создание дистанционных обучающих программ, конкурсов, инициатив, которые охватывают всех участников корпоративной системы. Таким образом, виртуальное пространство обогащается необходимым социально-направленным аспектом, в котором так нуждается каждый человек.
Цифровая корпоративная культура как инструмент менеджмента, влияющий на взаимодействие персонала в рамках онлайн-среды, внутренние коммуникации, позволяет обеспечить благоприятную рабочую среду в контексте цифровой реальности за счет изменения прежних концепций, норм и правил поведения сотрудников, в чьих возможностях улучшить динамику развития качества работы, обеспечить стабильные, высокие показатели производительности и сократить воздействие негативных факторов, в том числе, которыми сопровождается онлайн-среда.
Внутриорганизационное общение, обмен, распределение рабочей информации являются ключевой, поддерживающей бизнес-функцией, пренебречь которой значит нарушить устойчивость и системность, непосредственно содействующей общей координации деятельности и достижению желаемых результатов. Особенно важны налаженные внутренние коммуникации в период кризиса. При таких условиях важно, чтобы каждый сотрудник не просто подчинялся указаниям руководства и выполнял инструкции, но и был способен действовать самостоятельно, в рамках интересов всей фирмы. С помощью внутренних коммуникаций устанавливаются ролевые взаимодействия, распределяется ответственность, корректируются трудовые задачи, обсуждаются проблемные зоны и возможности их решения. Таким образом, люди внутри компании объединяются и следуют общепринятой идее, создавая положительный синергетический эффект.
Регулярное взаимодействие сотрудников между собой каждый трудовой день укореняет внутриорганизационный образ мышления, оказывая воздействие на последующее возможное принятие решения и предпринимаемое действие. Следует акцентировать внимание, что корпоративная культура, в свою очередь, влияет на то, как люди общаются друг с другом. Это два тесно связанных аспекта, значение каждого из которых невозможно приуменьшить. Корпоративная культура и внутренние коммуникации связывают все уровни компании, формируя чувства общности и взаимозависимости.
С развитием цифровизации, доступности компьютерных технологий, но недостаточной проработкой цифровой корпоративной культуры, внутренние коммуникации в онлайн-среде, как было выяснено ранее, могут привести к негативным последствиям. Новые реалии требуют эффективной замены устаревших привычек и адаптации качественных установок, которые не будут служить прямыми ограничителями для прогресса, содействуя росту бизнеса.


Список использованных источников:
1. Бурлуцкая М.Г., Харченко В.С. Трудовые отношения на дистанте: практики контроля сотрудников при удаленной работе // Управление культурой. — 2022. — № 2. — С. 27–47.
2. ВЦИОМ [Электронный ресурс] Технологии будущего. — Москва: АО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ), 2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tekhnologii-budushchego (дата обращения: 15.01.2023).
3. Королев В.И. Проблемы использования персонала в условиях цифровизации: зарубежная и отечественная практика //Российский внешнеэкономический вестник. — 2021. — №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ispolzovaniya-personala-v-usloviyah-tsifrovizatsii-zarubezhnaya-i-otechestvennaya-praktika (дата обращения: 17.01.2024).
4. Михайлов и партнеры [Электронный ресурс] За 9 месяцев 2022 года значение внутренних коммуникаций в российских компаниях выросло почти в два раза. «Михайлов и Партнёры». Группа компаний. Москва ООО «Группа компаний «Михайлов и партнеры». URL: https://m-p.ru/media/znachenie-vnutrennih-kommunikaciy/ (дата обращения 16.01.2023).
5. Новые акценты цифровой трансформации. Как весна 2020 повлияет на Российский бизнес [Электронный ресурс] /К. Казарян [и др.] //РАЭК. 2020. URL: https://raec.ru/upload/files/2020-digital-transformation.pdf (дата обращения 16.01.2023).
6. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу от 29 июня 2023 года дело № А32–36944/2022 [Электронный ресурс]. URL: https://m.kad.arbitr.ru/Document/Pdf/cfc33257–7b61–4647–9d2f-a0935ef44d4b/cb308d78-b13a-45e0–8a30-a36b9e829ac7/A32–36944–2022_20230629_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения 16.01.2023).
7. Работа.ру [Электронный ресурс]: Исследование: 58% Россиян хотели бы работать на удаленке или в гибридном формате в 2023 году. / Rabota.ru. Москва: ООО «РДВ-софт». 2023. URL: https://press.rabota.ru/58-khoteli-by-rabotat-na-udalenke-ili-v-gibridnom-formate-v-2023-godu (дата обращения 16.01.2023).
8. Digitalculture: Your competitive advantage. [Электронный ресурс] Microsoft 2017. URL: https://news.microsoft.com/uploads/2018/02/EEE-Insights-Report.pdf (дата обращения: 15.01.2023).
9. SuperJob [Электронный ресурс] Компаний, установивших корпоративные мессенджеры, стало больше, но сотрудники используют их наравне с общедоступными мессенджерами. Исследовательский центр портала Superjob.ru. — Москва: ООО «СуперДжоб», 2023. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/113923/kompanij/ (дата обращения 16.01.2023).
10. Tadvizer [Электронный ресурс] Customer Relationship Management. Управление взаимоотношениями с клиентами. TAdviser. — Москва. 2023 URL: https://www.tadviser.ru/index.php/CRM (дата обращения: 15.01.2023).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия