| | Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005 | | РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ | | Текебаев О. Ч. заместитель Председателя Межпарламентской
Ассамблеи ЕврАзЭС,
Председатель Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики
| |
| | Работа, осуществляемая в рамках Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества по формированию согласованной правовой политики ЕврАзЭС, координации законотворческой деятельности национальных парламентов, которая обеспечивает реализацию целей и задач ЕврАзЭС, создание организационно-правовых условий для приведения законодательств государств-членов Сообщества в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, имеет огромное значение.
В этой связи представляет большой интерес и обмен опытом законотворческой деятельности национальных парламентов, способствующий совершенствованию форм, механизмов межпарламентского взаимодействия, парламентской составляющей в интеграционных процессах.
Кыргызская Республика, как известно, одно из первых постсоветских государств, и пока единственное в Центрально-азиатском регионе, вступившее во Всемирную торговую организацию. Более двух лет продолжалась сложная подготовительная работа по вступлению в ВТО. 13 февраля 1996 года было подано заявление о намерениях вступления, а 14 октября 1998 года на заседании Генерального Совета ВТО было объявлено о вступлении Кыргызской Республики в ВТО. Протокол о присоединении Кыргызской Республики к Маракешскому соглашению был подписан 14 октября 1998 года Генеральным директором ВТО Ренатом Руджейро и Председателем Межведомственной комиссии Кыргызской Республики по переговорам с ВТО Эсенгулом Омуралиевым. Жогорку Кенеш ратифицировал Протокол в ноябре, а с 20 декабря 1998 года он вступил в законную силу.
За шестилетний срок членства в этой международной организации нашей республикой был накоплен определенный опыт грамотного ведения дел в международной торговле. Для нас, безусловно, неоспоримое достижение выйти открыто на внешние рынки и рассчитывать, что предлагаемые нами товары и услуги будут продвигаться в рамках правил, действующих на основе Соглашения, которое заключено и подписано большинством государств мира.
Кыргызской Республикой был принят и ряд обязательств.
Во-первых, относительно тарифа при режиме наибольшего благоприятствования - предельных ставок таможенных пошлин на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики (по результатам переговоров со странами - членами ВТО по доступу товаров на рынок Республики). Во-вторых, относительно преференциального тарифа. Наша республика имеет право установить свой перечень товаров, попадающих под преференциальный режим и определять перечень стран, которым мы будем предоставлять данный режим. В-третьих, относительно обязательств, ограничивающих субсидии внутренней поддержки, которые направлены на поддержание цен и сокращение внутреннего производства. В-четвертых, относительно экспортных субсидий, которые являются наиболее серьезными мерами, негативно влияющими на цены мирового рынка товаров, ухудшающими возможности справедливой конкуренции производителей, как из развитых, так и развивающихся стран. В-пятых, относительно специфических обязательств Кыргызской Республики по услугам, которые являются результатом переговоров со странами - членами ВТО по доступу услуг на наш рынок. В перечне обязательств оговорены два вида ограничения услуг: ограничения в отношении национального режима и ограничения по доступу на рынок по каждому виду услуг.
Главным условием, обеспечивающим присоединение Кыргызской Республики к Маракешскому соглашению, было сделать национальные правила торговли более ясными и прозрачными, устранить противоречия в национальном законодательстве, привести его в соответствие с требованиями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), а также соглашений по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), по техническим барьерам в торговле и другими обязательствами, принятыми Республикой при вступлении в ВТО.
При перенесении отдельных норм и правил ВТО в национальное законодательство роль Жогорку Кенеша Кыргызской Республики трудно переоценить. Присоединение к ВТО было связано со значительным объемом законодательной и нормотворческой деятельности. Жогорку Кенешу уже в процессе присоединения и после него предстояло принять, пересмотреть, привести в соответствие более 65 законов.
Начну с нормативных правовых актов в области таможенно-тарифной и нетарифной политики. Таможенные тарифы, являясь одним и ключевых инструментов государственного регулирования внешней торговли, широко используются в целях улучшения условий доступа товаров на зарубежные и внутренние рынки государств.
Закон "О таможенном тарифе Кыргызской Республики на ввозимые товары" принимается ежегодно. Диапазон ставок таможенных тарифов от 0 до 50%: 0, 1, 5, 5.5, 6.5, 7, 8, 10, 12, 15, 17.5, 20, 25, 30, 50. Максимальная ставка 50% существовала до 2000 года. В настоящее же время предусмотрено 5 уровней ставок таможенных пошлин. Минимальная величина ставки ввозной пошлины равна 0, максимальная - 15%. Таможенный тариф Кыргызской Республики вместе с тем исходит из единой Товарной номенклатуры ЕврАзЭС, учитывает необходимость перехода на десятизначный код, включает 11 091 товарную позицию.
Закон "Об экспортном контроле" разработан и принят Жогоргу Кенешем в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О лицензировании". Соответственно разработан и порядок оформления и выдачи лицензий на совершение экспортно-импортных операций по перечню специфических товаров, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям. Порядок разработан с учетом Соглашения ВТО по импортному лицензированию, сроков выдачи лицензий, необходимости ограничения числа органов, выдающих лицензии.
С января 2005 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Кыргызской Республики, приведенный в соответствие с требованиями основных документов ВТО: Статьи VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (согласно которой сборы за таможенное оформление, таможенное хранение и другие услуги, взимаемые таможенными органами, не должны превышать приблизительной стоимости оказанных услуг; Соглашения ВТО по правилам происхождения товара; Статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (Соглашение по таможенной оценке) и др.
Ежегодно принимается Закон "О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами Кыргызской Республики". Ранее ставки акцизного налога, утверждаемые парламентом, предусматривали для импортируемой продукции в отдельных случаях более высокий его размер, чем для продукции отечественного производства. Это противоречило требованиям Статьи III ГАТТ, которая запрещает применение внутренних налогов в целях защиты отечественного производства. Начиная с 1999 года ставки акцизного налога для импортируемых товаров и для товаров отечественного производства поэтому установлены в одинаковом размере.
Принят Закон Кыргызской Республики "Об антидемпинге", который предусматривает процедуры расследования с целью выявления демпинга и ущерба от него и применение антидемпинговых мер (пошлин) для защиты отечественных производителей. Процедуры разбирательства и применения компенсационных пошлин регулирует Закон Кыргызской Республики "О субсидиях и компенсационных мерах".
Закон Кыргызской Республики "О защитных мерах" устанавливает порядок применения защитных мер - в форме увеличения импортных пошлин или количественных ограничений на импорт. Согласно правилам ВТО такие меры могут быть приняты для защиты отечественной промышленности, если внезапный наплыв импортных товаров причиняет серьезный вред отечественным производителям. Применение количественных ограничений в принципе запрещено ВТО, разрешение применять их в качестве защитной меры, тем не менее, возможно, как исключение из общего правила. В качестве защитной меры Кыргызская Республика может повышать пошлины даже выше того уровня, который предусмотрен обязательствами по связыванию тарифов.
Статья 1 ГАТТ 1994 года содержит требование о предоставлении режима наибольшего благоприятствования членам ВТО. Система же взимания НДС, установленная Налоговым кодексом Кыргызской Республики, до 2000 года предусматривала освобождение импорта от этого налога в отношениях со странами СНГ, что противоречило данному принципу. Потребовались изменения в Налоговом Кодексе, предусматривающие взимание НДС "по стране назначения". Это обеспечило переход к единой системе взимания НДС при импорте независимо от страны происхождения товара.
В целях реализации Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам внесен ряд изменений в законы Кыргызской Республики "О карантине растений", "О ветеринарии". В частности, изменения касались: уведомления о разрабатываемых фитосанитарных, ветеринарно-санитарных мерах - в случаях, когда они оказывают значительное воздействие на торговлю, но существенно отличаются от международных правил, а также тогда, когда необходимо учитывать замечания и предложения, внесенные заинтересованными сторонами; требования, в соответствии с которыми фитосанитарные, ветеринарно-санитарные меры должны основываются на научных принципах, международных стандартах, оценке рисков и не должны быть более ограничительными, чем это необходимо для фитосанитарной защиты; сборов за фитосанитарные, ветеринарные сертификаты и другие услуги - с учетом того, что эти сборы не должны превышать приблизительную стоимость оказываемых услуг; признания фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер других стран, если они обеспечивают надлежащий уровень соответствующей защиты.
В области государственных закупок начат переговорный процесс по присоединению Кыргызской Республики к Соглашению ВТО по государственным закупкам.
В области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации обеспечено присоединение к "Кодексу установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов" Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и совершенствуются основополагающие стандарты в национальной системе стандартизации. Создана информационная система, обеспечивающая доступ к планам разработки стандартов и их проектам. Отменно действие более 34 тыс. устаревших стандартов и технических условий. Разработан и введен в действие национальный стандарт, устанавливающий порядок применения международных и европейских стандартов в качестве национальных. В законы Кыргызской Республики "О стандартизации" и "О сертификации" внесены изменения с целью приведения положений этих законов в соответствии с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. В мае 2004 года принят Закон Кыргызской Республики "Об основах технического регулирования", также соответствующий указанному соглашению.
Кыргызская Республика присоединилась и к ряду международных договоров в области интеллектуальной собственности: Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, Договору о законах по товарным знакам и другим. Приведена в соответствие с требованиями ВТО вторая часть Гражданского Кодекса Республики - в нее включена глава об интеллектуальной собственности, которая отвечает требованиям Соглашения ТРИПС (Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности). Приняты законы "Об авторском праве и смежных правах", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных", "О коммерческой тайне", "О правовой охране топологий интегральных микросхем". Положения этих законов соответствуют Соглашению ТРИПС. Принято Положение, по которому ставки сборов применяются в одинаковом режиме для иностранных и отечественных лиц. Система сборов в области интеллектуальной собственности, существовавшая до принятия Положения, предусматривала разные уровни ставок для кыргызских граждан, граждан СНГ и остальных иностранных граждан. Это противоречило основным принципам ВТО, запрещающим дискриминацию иностранных лиц.
В области инвестиционной политики Закон Кыргызской Республики "Об иностранных инвестициях" от 28 июня 1991 года предусматривал определенные налоговые льготы для субъектов с иностранными инвестициями, в том числе и те, что нарушали положения Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам. Новый закон "Об инвестициях в Кыргызской Республике", принятый в июне 2004 года, устранил такие льготы. Приняты также нормы, отменяющие практику, запрещенную Соглашением ВТО по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.
Таким образом, правовой базис регулирования внешней торговли Кыргызской Республики полностью приведен в соответствие с требованиями Соглашений ВТО. Кыргызстан получил систематизированный блок современного делового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности, соответствующий международному праву и обязательствам, принятым Кыргызской Республикой как равноправным членам ВТО.
Привлечение национального законодательства в соответствие с международными правилами имело еще один позитивный момент - у иностранных инвесторов появилась заинтересованность в сотрудничестве с Кыргызской Республикой, в связи с чем объем прямых иностранных инвестиций в 2003 году вырос на 27%, в 2004 году - на 19,5%.
Имея "за плечами" уже шестилетний опыт ведения международной торговли по правилам, установленным Всемирной торговой организацией, мы можем с уверенностью констатировать, что за этот период произошли кардинальные изменения и в географическом распределении торговли, и во внешнеторговом режиме. Внешнеторговые операции Кыргызстана все больше ориентируются на рынки стран - членов ВТО. На сегодняшний день Кыргызская Республика осуществляет торгово-экономические связи почти со 100 государствами: с 11 странами СНГ и более чем 80 государствами - членами ВТО. В общем объеме внешнеторгового оборота Кыргызской Республики удельный вес стран - членов ВТО составляет более 52%, в том числе в экспорте - более 60%, в импорте - 40%.
За последние 5 лет прослеживается стабильный рост экспорта. Так, в 2001 году экспорт в страны - члены ВТО составил 278,8 млн долл. США и увеличился по сравнению с 2000 годом на 14,7%, в 2002 году - 307,3 млн долл. и увеличился на 10,2% по сравнению с 2001 годом, в 2003 году 371,6 млн. долл. и увеличился по сравнению с 2002 годом на 21%. В 2004 году товарооборот со странами - членами ВТО достиг 783,2 млн долл., увеличившись на 16,3% по сравнению с 2003 годом. При этом рост произошел за счет значительного увеличения экспорта, который составил 430,7 млн долл. (вырос на 15,9%). Сальдо торгового баланса со странами - членами ВТО было продолжительным (78,3 млн долл. в 2004 г.).
Основными статьями экспорта в страны ВТО являются: металлы (в Швейцарию, Объединенные Арабские Эмираты), продукты неорганической химии (в Нидерланды, Канаду, Францию, Китай, США), табак (в Венгрию, Латвию), хлопок-волокно (в Венгрию, Словакию, Латвию, Румынию, Корею, Турцию), кожевенное сырье (в Италию, Турцию, Китай, Индию), шерсть (в Китай).
С 2001 года наблюдается увеличение экспорта услуг. В 2001 году он составлял 78,8 млн долл. США - вырос по сравнению с 2000 годом на 27,6%, в 2002 году - 142 млн долл. (увеличился на 80% по сравнению с предыдущим годом, прежде всего за счет транспортных страховых услуг, услуг связи, строительных услуг (государственных и деловых). В 2003 году экспортировано услуг на сумму 154,9 млн долл. (рост на 9%), при этом, по сравнению с прошлым периодом, сальдо услуг было положительным.
Кыргызская Республика придерживается принципов либерализации рынка услуг, в частности в области связи. Успешно работает целый ряд компаний по предоставлению этого вида услуг, совершенствуется система связи, созданы условия для работы Интернет-провайдеров и развития информационно-коммуникационных технологий. Основной тенденцией в развитии сектора информационно-коммуникационных технологий в Кыргызстане является стремительный рост числа компаний-провайдеров и внедрение новых технологий для доступа в Интернет. При вступлении в ВТО Республика присоединилась к Министерской Декларации о торговле продукцией информационных технологий, участниками которой являются Австралия, страны ЕС, США, Япония, Швейцария, Турция, Канада, Гонконг и некоторые другие страны. В соответствии с этой Декларацией мы намерены развивать свою торговую систему таким образом, чтобы увеличивать рыночный доступ к информационным технологиям, сохраняя нулевую ставку таможенной пошлины на ввоз этой продукции. Это окажет самое позитивное влияние на развитие информационно-коммуникационных технологий в Кыргызской Республике.
Наибольший прогресс в либерализации торговли был достигнут в ходе международных торговых переговоров, "торговых раундов", которые проводились под эгидой ГАТТ. И, несмотря на то, что эти раунды зачастую были трудными и затратными, они обеспечили комплексный подход к торговым переговорам - подход, который имеет ряд преимуществ перед такими переговорами, когда каждый вопрос обсуждается не в "пакете", а отдельно от других. При комплексном подходе, во-первых, участники переговоров могут получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов. Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным государствам и которые зачастую нелегко обосновать "дома" (в том числе по соображениям внутренней политики), принимаются более легко, если оказываются в одном "пакете" с осязаемыми политическими и экономическими выгодами. В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную торговую систему в рамках раундов, чем при господстве двусторонних договоренностей между основными торговыми державами.
Вообще реформа в политически чувствительных секторах мировой торговли может оказаться более целесообразной, если ее рассматривать в глобальном "пакете". (В качестве примера можно привести реформирование торговли сельскохозяйственной продукцией, соответствующее решение о котором было принято в ходе Уругвайского раунда).
Когда государства - члены ВТО соглашаются открыть свои рынки для товаров и услуг, они "связывают" себя определенными обязательствами. Для товаров это обязательство не поднимать таможенные тарифы выше определенного значения (связанного тарифа). Обычно у развитых государств действующие тарифы совпадают со связанными. Развивающиеся же страны при вступлении в организацию стараются договориться, чтобы по каким-то товарам связанные тарифы были выше действующих. Это дает дополнительную возможность защиты отечественных производителей. Вместе в тем государства имеют возможность увеличивать связанные тарифы только после переговоров с торговыми партнерами, которые могут рассчитывать на компенсацию за потери, которыми грозит изменение тарифов.
Будучи членом ВТО Кыргызстан имеет преимущество по сравнению со странами, только вступающими в ВТО - при проведении двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг мы можем требовать от вступающей страны уступок для наших товаров, а также решать проблемы, которые имеются в торговле в этой страной. В период с 1999 по 2001 гг. нами были проведены двусторонние переговоры с 12-ю такими странами: Грузией, Молдовой, Эстонией, Хорватией, Албанией, Оманом, Иорданией, Китаем, Литвой, а в 2003 году с Россией и Казахстаном. В 2004 году переговоры были проведены с Саудовской Аравией, Вьетнамом и Украиной.
Вступление Кыргызстана в ВТО и соответствующее изменение таможенно-тарифной политики в направлении ее локализации не повлекло за собой снижения объема поступлений в бюджет государства за счет таможенных пошлин. Более того, за последние пять лет поступления от таможенных пошлин увеличились почти вдвое. В течение последних двух лет увеличились поступления и в результате поэтапного снижения ставок акцизного налога на ГСМ. Так, за 2004 год поступления акцизного налога от импорта бензина возросли на 16,6%, дизельного топлива - на 5,7%.
Либерализация внешнеторгового режима способствует легализации "теневой" экономики, что также положительно сказывается на доходах страны.
Либеральная торговая политика способствует и повышению профессионализма кыргызских менеджеров, и модернизации отечественного производства, позитивно влияет на конкурентоспособность кыргызских товаров и услуг.
13 сентября 2004 года завершился саммит ВТО в мексиканском городе Канкун, основная задача которого состояла в определении и согласовании новых правил ВТО. Основные нововведения относятся: к сельскому хозяйству - предусматриваются снижение и последующая ликвидация экспортных субсидий, сокращение государственной поддержки фермеров, снижение тарифов на сельхозпродукцию к вопросам упрощения доступа на рынки, к антидемпинговым процедурам, электронной торговле, к разрешению споров внутри ВТО, к изменению принципов развития мировой торговли в интересах развивающихся стран, регулированию инвестиций, конкуренции, к вопросам транспарентности при осуществлении правительственных закупок и упрощения торговых процедур (включая таможенный режим). Правда на саммите в Канкуне по этим вопросам не удалось найти полного взаимопонимания и принять окончательные решения. Страны ЕС и Япония настаивали на первых правилах в области инвестиций, регулирования конкуренции, госзакупок и таможенной деятельности, а развивающиеся страны, прежде всего, Бразилия, Китай и Индия, выдвинули свои требования в отношении сельхозсубсидий, используемых государствами для защиты своих рынков. Они представили свой проект заключительного документа, который был отвергнут, прежде всего Францией.
Кыргызская Республика, принимая участие в заседаниях комитетов ВТО, Министерских Конференциях в городах Доха и Канкун, консультативных встречах по подготовке к новому раунду многосторонних переговоров, представила свою позицию.
По сельскому хозяйству
Кыргызская Республика при вступлении в ВТО приняла на себя высокие обязательства, которые выходят далеко за рамки тех, что были приняты развитыми и развивающимися странами в ходе Уругвайского раунда. Эти обязательства касаются связывания тарифов и внутренней поддержки. По обязательствам Республики перед ВТО средняя ставка на сельскохозяйственные товары составляет 9,7%. При этом Кыргызстан не применяет никаких специальных защитных мер, квот, лицензий, а использует только таможенные пошлины.
Самый больной вопрос для нас - принятие будущих обязательств по торговле сельскохозяйственными товарами, связанных со снижением таможенных тарифов. Если мы пойдем на их дальнейшее снижение, это может негативно сказаться на нашей экономике, основу которой составляет, прежде всего, сельское хозяйство. На его долю приходится 36% ВВП и около 41% занятого населения, на долю промышленности - 20% ВВП. Об этой своей озабоченности Кыргызстан заявляет на консультациях и всех заседаниях специальной сессии Комитета по сельскому хозяйству, прося страны - члены ВТО признать тот факт, что у всех недавно присоединившихся стран завышенные обязательства и их необходимо освободить от дальнейшего снижения тарифов. Особенно важно это для стран, которые используют только тарифные меры регулирования торговли. Кыргызская Республика имеет обязательство по порогу "de minimis" внутренней поддержки сельского хозяйства не превышать его свыше 5% от общей стоимости производства основной сельскохозяйственной продукции. Между тем в соответствии с соглашением по сельскому хозяйству для развивающихся стран порог "de minimis" составляет 10%.
При новом раунде переговоров предлагается снижать порог "de minimis" ежегодно еще на 0,5% в течение 5 лет. Кыргызстан считает необходимым сохранить передел субсидирования по крайней мере на 5%-ном уровне.
В отношении доступа на рынки промышленных товаров
С момента вступления в ВТО Кыргызская Республика соблюдает свои обязательства по снижению импортных тарифов на промышленные товары. Это болезненный процесс для многих развивающихся стран, малых экономик в особенности. Мы призываем развитие страны устранить негативное влияние таможенных пошлин на процесс дальнейшего роста промышленности в развивающихся странах. Для таких стран, как Кыргызстан, ситуация, сложившаяся в промышленности (многие производства только на стадии становления), а также невыгодное географическое положение создают основания для обеспокоенности. Принятие Кыргызстаном новых обязательств по дальнейшему снижению таможенных тарифов вызовет и негативную реакцию со стороны партнеров по ЕврАзЭС, поскольку наша республика участвует в формировании Общего таможенного тарифа ЕврАзЭС. Все это заставляет настаивать на освобождении от принятия в этой области новых обязательств.
В отношении развития сектора услуг
Мировой рынок услуг развивается в условиях интенсивной конкуренции и сильного влияния неценовых факторов. Рыночные позиции по многим услугам зависят от их научно-технического уровня и качества, от фирменного знака производителей, их профессионального опыта, деловой репутации, обычно являющихся главными критериями при выборе услуг потребителями.
Советом по услугам принят текст "Модальностей" для автономной либерализации услуг. Кыргызская Республика поддержала этот текст Модальностей, но просила признать тот факт, что как недавно присоединившаяся страна она имеет обязательства с высокой степенью либерализации, отличные от тех, которые имеют страны - члены ВТО с момента ее образования. Делегация от ЕС согласилась официально признать высокие обязательства, взятые Кыргызстаном при присоединении к ВТО. Это признание является важным, так как ЕС вел при нашем вступлении в ВТО достаточно интенсивные переговоры как по товарам, так и по услугам.
В декабре 2005 года в Гонконге состоится VI Министерская Конференция ВТО. На ней Кыргызстан должен будет определить свою позицию по отрабатываемым правилам, а также принять участие в выработке новых правил международной торговли, основанных на принципах транспарентности, предсказуемости, недискриминации предоставления национального режима, минимизации государственного вмешательства в экономику и внешнеэкономические связи.
Позиция кыргызской стороны на новом раунде переговоров о развитии мировой торговли должна сводиться к следующему:
во-первых, это дальнейшее снижение всех видов внутренней поддержки сельхозпроизводителей, снижение экспортных субсидий, прежде всего индустриально-развитыми странами;
во-вторых, улучшение доступа на рынок как сельскохозяйственных, так и промышленных товаров путем снижения развитыми странами таможенных тарифов, уменьшения количества нетарифных барьеров - таких, как импортное лицензирование, квотирование;
в-третьих, поддержка решений ВТО по ТРИПС и здравоохранению, позволяющих населению бедных стран, страдающему от эпидемий, получить более дешевый доступ к лекарственным средствам;
в-четвертых, формат переговоров по дальнейшей либерализации в сферах услуг, доступа на рынок сельскохозяйственных и промышленных товаров должен учитывать особый подход к развивающимся странам в рамках существующих правил для содействия их дальнейшей индустриализации. Кыргызская Республика должна добиться такого особого подхода при принятии новых обязательств по результатам нового раунда переговоров. Представленные на Министерскую Конференцию документы по формату переговоров до сих пор не отражали интересов недавно вступивших в ВТО стран. Необходимо поэтому обеспечить консолидированную позицию всех заинтересованных стран и добиться более льготных условий в рамках этого раунда переговоров;
в-пятых, Кыргызская Республика как развивающаяся страна, недавно вступившая в многостороннюю торговую организацию с обязательствами, отличающимися высокой степенью либерализации, призывает к созданию общего баланса обязательств. Страны, которые имеют высокие таможенные тарифы, используют нетарифные барьеры, субсидируют экспорт, в частности, своих сельхозпроизводителей, должны выйти на тот уровень обязательств, которые такие страны, как Кыргызстан, применяют с момента своего вступления. Кыргызская Республика нашла поддержку в отношении этой своей позиции у ряда стран - членов ВТО: Турции, Швейцарии, стран недавно вступивших в ВТО и стран, не имеющих выхода к морю;
в-шестых, Кыргызская Республика выражает намерение поддержать вступление в ВТО своих партнеров по СНГ. Мы связываем большие надежды с вступлением во Всемирную торговую организацию России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и других стран СНГ и уверены, что это положительно скажется на торгово-экономических отношениях наших государств на региональном уровне, в рамках ВТО и на уровне двусторонних отношений.
Период развития наших государств как независимых субъектов международных отношений характеризовался активной правотворческой деятельностью и в связи с явной недостаточностью законодательной базы в прошлом, и в связи с отсутствием законодательных актов, регулирующих правовые отношения в новых условиях. Бурный всплеск этой деятельности не мог не привести и к противоречиям в документах, поскольку принимая законы, противоречащие действующим, мы создавали юридические коллизии, которые в настоящее время приводят и к путанице в области правоприменительной практики, и к тому, что эффект от их применения, к сожалению, не столь высок, как хотелось бы.
Взаимодействие парламентариев в этой области требует более тесного их сотрудничества, гармонизации законодательств, чтобы в итоге можно было бы создать унифицированную законодательную базу, единое правовое поле для проведения скоординированной государственной политики. При этом, поскольку гармонизация национального права с нормами международного права весьма тонкий и трудоемкой процесс, он не может приводить к полному единству. На наш взгляд, нужно полнее выявить особенности регулирования в конкретных системах права и учитывать их в процессе применения при контактах с нормами законодательства других государств.
Таково наше видение проблемы гармонизации национального законодательства с учетом норм и правил ВТО и других международных организаций. | |
|