Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Соловьева О. А.
доцент кафедры менеджмента в строительстве
Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук


Вопросы определения модели оптимального управления современной экономикой
В статье рассмотрены концептуальные направления регулирующего воздействия государства на экономику в достижении оптимальности управления, а также вопросы синергии рационализации, рациональности и рентабельности, как основных точек опоры равновесного развития экономической системы. Результатом исследования является систематизация научного знания по вопросу определения модели современной экономики. Статья представляет научный интерес для общественности, область исследовательских изысканий которой находится в сфере комплексного использования методов рационализации, приемов рациональности и рентабельности в определении реальных трансформационных тенденций национальной экономики.
Ключевые слова: оптимальное управление, рационализация, рациональность, рентабельность, устойчивое развитие, государственное управление
УДК 338.24; ББК 65.050.1   Стр: 86 - 90

Многие десятилетия интерес мировых ученых экономистов сосредоточен на исследовании проблемы достижения равновесного состояния экономической системы. В целом, экономические изменения следует рассматривать как адаптивные реакции на кризисную ситуацию, в основе которой лежит движение экономической мысли (идеи). На практике любая современная идея имеет относительный характер новизны, потому что в теоретическом банке экономической науки всегда хранится существенное количество нереализованных предложений, разработка которых находится в зависимости от экономических потребностей социума. Таким образом, становление и работу мирового экономического рынка следует анализировать через наследие классической экономической теории и достижения прикладной экономики, которые помогут в определении реальных трансформационных тенденций и нахождении возможной вариативности экономических преобразований [2].
В теории экономической трансформации, по мнению автора, следует продифференцировать области изысканий на общемировые и частные (национальные экономики). Так же, экономическую трансформацию следует подвергать рассмотрению через процесс внесения в классическую основу современной модели экономики новых элементов (например, разработка нового экономического механизма или инструментария по регулированию), которые провоцируют изменение действительной конструкции и способствуют разработке иной, вторичной [4]. При этом предметом приложения трансформации определяются качественная и количественная составляющие экономической структуры (структурная селекция). Анализируя особенности развития современных экономик мира(национальных), необходимо обозначить, что главным объектом является их институциональное реформирование и создание экономически равновесной системы. При этом научные изыскания по данному вопросу, при запуске трансформационного процесса в экономике, оставляют спорным аспект зависимости связей «власть — собственность — рынок».
На сегодня главная экономическая идея — саморегулируемое пространство рынка на базе конкуренции терпит фиаско. Монополизм, как форма экономического действия, нивелирует базовые постулаты рыночной экономики, то есть ограничивает конкуренцию, а, следовательно, и свободное ценообразование. Протекционизм и санкции транснационального экономического сообщества усугубляют положение [3].
Концептуальная основа регулирующего воздействия государства на экономику фокусируется в направлении — свобода экономического действия. Экономисты, разделяющие учение Дж. М. Кейнса утверждали, что базовый механизм экономического регулирования включает в себя, как рыночную конкуренцию, так и диктатуру экономической политики государства [1]. В основе данного экономического мировоззрения заложен принцип сохранения классических традиций конкуренции и свободного ценообразования в условиях регулирующего действия государства. Концептуальные положения кейнсианской теории внесли дуальное значение экономического регулятора, которое характеризует единство и борьбу в позиции конкуренция и государственное регулирование [1]. В идеях «монетаризма» доминирующим был определен путь «косвенного» воздействия государства на бизнес, через финансовый блок. Институт государственного регулирования учреждался средообразующей организацией, основным инструментом влияния которой была денежно-кредитная политика (монетаристская концепция) в области эффективности социально-экономического развития.
Итак, использование классических и неоклассических экономических учений свидетельствует о наличии единой прикладной базы: производство, собственность, финансы, предпринимательство. Современная организация рыночного функционирования рассматривается как регулируемая экономика.
В целом, динамика развития современных экономических отношений показывает, что все преобразования обладают перманентным характером и продолжают работать только согласно контуру созданной системы. Вследствие этого, актуализируется проблема выбора стратегии экономической реформы, которая, устанавливая концепты национальной экономической трансформации, обладала бы каталитическими свойства, придающими эволюционное ускорение мировой экономической системе. Поэтому вопрос масштаба государственного воздействия на экономику является одним из приоритетных в современной экономической теории. При этом, основная задача процесса экономического конструирования состоит в том, чтобы привести к согласованию все экономические рычаги национальной экономики. А для этого необходимо активизировать информационный, технологический, финансовый и человеческий ресурсы национальной экономической системы.
В последнее десятилетие при исследовании значения национально-экономических трансформаций в реформировании макроэкономического поля используется наука синергетика. Синергетика представляет собой междисциплинарное направление, исследующее процесс самоорганизации сложных открытых систем, которым свойственна неустойчивость и нелинейная динамика развития. Исследуя законы самоорганизации и самоуправления сложных образований, синергетика дает универсальное научное видение проблем, связанных с их множественностью, тем самым аккумулируя целостность открытых систем.
Эволюция синергетики, как научного тренда, обусловлена кризисом стереотипного и линейного мировоззрения. Стержневые положения учения синергетики были сформулированы профессором Штутгартского университета Г. Хакеноном [5].
Базовые идеи нового научного направления выходят из постулатов биофизики — принципов самоорганизации в природе и могут являться аналогами, которые приемлемы для применения во всех областях науки, включая экономику:
– гомеостаз, поддержание стабильности системы при реализации программы функционирования, что позволяет планомерно достигать поставленной цели (динамическое равновесие);
– иерархия, согласно данному принципу, основным структурным постулатом системы является субординация;
– нелинейность, предполагает наличие у объекта границ целостности, мер разрушения, рубежей разделения и поглощения;
– открытость, данный принцип системы обозначает взаимодействие и взаимопроникновение со своим окружением;
– неустойчивость системы обуславливает ее нелинейность, система становится более чувствительной к изменению внешних и внутренних факторов, что позволяет объекту получать многомерную информацию.
Методология синергетики — это множество экономических взаимодействий по типу конгломерации. Известно, что в мире нелинейности отсутствует цикличность, устойчивость, стабильность. Экономические отношения бизнес-структур и институтов государства напоминают данные взаимодействия:
– объектно-субъектное взаимодействие, имеет потенциал центростремительного ускорения от предпринимательской структуры к институту государства;
– субъектно-объектное взаимодействие, несет потенциал центробежного ускорения от государства к хозяйствующему субъекту;
– субъект — субъектное взаимодействие, образует потенциал фрактального подобия, когда предприниматель, являясь объектом экономического приложения, становится обладателем функций институционального субъекта.
Такой транзит во внутреннем взаимодействии экономической системы способствует сохранению ее равновесного состояния. В условиях трансформации современных экономик мира, необходимость в применении постулатов синергетики возникает тогда, когда возможности экономического неолиберализма не дают желаемых результатов. Ошибки экономического неолиберализма снижают рейтинг преемственности в развитии национальных рынков, что влечет за собой ликвидацию ранее сформированной модели. Однако происходит и положительный эффект, который провоцирует высвобождение новой экономической ниши.
Синергетика, вторгаясь в исследования традиционной тематики экономической неоклассики, одновременно провоцирует модернизацию и в тоже время предлагает консервативные идеи. Основополагающим устанавливается целостный подход в осмыслении макроэкономики, как открытой, способной к трансформации системы на базе интеграционной самоорганизации [6]. При этом реорганизацию национальной экономики следует начинать не с отрицания существующей на данный период экономической модели, а с нахождения рыночных оптимумов, используя принцип преемственности и адаптивной трансформации. Таким образом, потенциал реорганизованной экономической системы создает сумму оптимумов рационального и эффективного трансформирования.
В настоящий период происходит внедрение синергетического подхода в структуры экономического управления с целью предотвращения хаоса на национальных и межрегиональных рынках. Особенно важен синергетический аспект с целью прогнозирования уровня устойчивости связей между элементами экономической системы.
Согласно синергетическому видению, одной из сильнейших положительных обратных связей в системе является информационная открытость макроэкономического пространства, которая и определяет направленность и качество трансформационных процессов в экономике [8]. Методики синергетики позволяют выводить саморазвитие сложных экономических систем из застоя, переводя их в динамический режим управления, который предусматривает манипулирование, интегрирование, кооперирование эндогенных (особенности аутентичной экономики) и экзогенных факторов (макроэкономическое происхождение). Это определяется следующими моментами:
– структура любого рынка формирует информационное поле на базе кооперативного действия (информационное поле по синергетическому типу);
– на основе структурных уровней дифференцируется иерархия информационного пространства, которая способствует согласованной работе всех элементов системы (самоорганизация), что умножает потенциал ее надежности;
– сорегулирующее взаимодействие государственных институтов и бизнес сообщества, увеличивая уровень объективного информирования, положительно влияют на сохранение целостности системы, что обуславливает автономность на принципах ее саморегуляции.
Особенностью текущего момента в современной мировой экономической системе, с позиции синергетики, является интенсивное реформирование мирового экономического пространства на основе идейно-религиозного, научно-технологического и социокультурного подхода (БРИКС, ШОС и др).
Несовершенство механизма «свободной» конкуренции, санкционные давления, транснациональные картели — все это приводит к дестабилизации в функционировании глобального рынка [7]. Таким образом, возникает необходимость в укреплении позиций государства на основе совершенствования нормативно-правого инструментария, регламентирующего функционирование рыночной системы хозяйствования.
Актуальными являются направления по исследованию особенностей взаимодействия между внутренними и внешними элементами экономической системы, с целью анализа движения ресурсных потоков и определения роли государства, как регулятора экономического развития. Диспропорции и противоречия, возникающие при взаимодействии элементов экономических систем, следует соотносить с факторами, провоцирующими трансформацию [9]. Базовым противоречием является диспропорция, возникающая между ростом производства и нарастанием объемов потребления по отношению ко всем видам ресурсов, включая человеческий фактор. Нивелирование данного дисбаланса требует рационального потребления и развития замкнутого цикла производства, доминантой которого является рентабельность.
Также основополагающей, имеющей глобальный характер, является экономическая диспропорция, которая связана с фактором сосредоточения энергетических ресурсов в узком кругу стран мира (Россия, Африка, Азия). Существующий сырьевой дисбаланс оказывает влияние на развитие макропромышленного потенциала, провоцируя экономические конфликты, которые зачастую перерождаются в военные столкновения [10]. Потенциальным выходом в кризисных ситуациях может быть согласованная регуляторная деятельность государств на мировой арене:
– формирование и контроль мирового ценообразования на ресурсы;
– рост энергетического потенциала государств и реального сектора экономики над доминированием финансового капитала;
– организация экономических объединений на базе национального суверенитета;
– санация третичного сектора мировой экономики.
Исторический опыт эволюционных преобразований в экономике показывает, что функциональная значимость любого действия государства (хозяйствующего субъекта), определяется зависимостью от ряда факторов:
– институциональной структуры и потенциала (промышленного, финансового) экономической системы;
– технологической парадигмы промышленного производства;
– доминирующего вида собственности и масштабов национализированного богатства;
– уровня развития инфраструктуры на внутреннем экономическом поле;
– рейтинг национальной экономики в глобальном пространстве (масштабы иностранного инвестирования).
Рассмотрим ряд концептуальных подходов в экономической теории по вопросу государственного регулирования экономики.
Итак, государственное регулирование, опираясь на стагфляционную парадигму, сосредотачивает основные усилия на поддержание условий стабильности в национальной экономике, с возможностью последующего ее роста. Стагфляционная парадигма (состояние экономического застоя при развитии инфляционных тенденций), воплотилась в мировой экономической практике в ряд прикладных концепций. Так, концепция развития производства приоритетна для государственного регулирования в развивающихся странах. Основной задачей данной концепции декларируется структурная перестройка экономики в целях ускорения темпов ее роста посредством стимулирующего развития производительных сил на фоне сокращения уровня безработицы. Данная задача осуществляется посредством государственного регулирования, при этом не предусматривается сбалансированность функционирования промышленного и финансового секторов экономической системы.
Концепция сбалансированного развития производства, применяется в странах с развитой рыночной экономикой, которой соответствует государственное регулирование квалифицирующееся, как антикризисное и антиинфляционное [2]. Базовой проблемой устанавливается поддержание существующего роста производства, которая решается через оптимизацию расходов на технологическую модернизацию, сохранение уровня производительности труда и занятости населения. При этом не ставится цель по увеличению темпов производства.
Регулирование национальной экономики на основе концепции «политика роста» связано с решением задачи по стимулированию роста производства, на основе увеличения спроса над предложением. Центральная идея определяется как поиск нового формата в деятельности социально-экономических структур с целью стабилизации и возможного ускорения экономического развития [4]. Результатом данного регулирования становятся: достижение «полной» занятости работоспособного населения и профилактика кризисных явлений в национальной экономической системе. При этом инфляция, девальвация, реструктуризация не исключаются.
Реализация концепции доминирующего развития экспортных отраслей национальной экономической системы имеет селективный подход и отличается спецнаправленностью действия государства. Наибольшее прикладное значение данная концепция экономического управления получила в государствах с большим объемом внешней торговли. Внешнеэкономическое преимущество, которое основано на конкурентоспособном качестве экспортного продукта, дает возможность сбалансированному росту всех отраслей аутентичной экономики. Главная задача состоит в поиске открытого для мирового рынка сектора экономики и поощрении его развития в рамках перестраивающегося международного разделения труда. В тоже время, необходима поддержка роста национального производства и недопустимость его снижения в сравнении со странами — торговыми партнерами. А также стабилизация ценообразования и контроль за степенью занятости населения. В системе импортоориентированной экономики регулирование государственными институтами происходит на основании приема «стоп-вперед». Данный прием направлен на сохранение баланса в функционировании национальной промышленности при минимальном росте ВВП. Цель заключается в поддержании минимальной сбалансированности по какому-либо приоритетному курсу в национальной экономике при отсутствии баланса по другим направлениям.
Превалирование макроэкономических методов косвенного государственного регулирования характерно для концепции повышения нормы прибавочной стоимости (увеличение уровня прибыли). Основная задача концепции — это достижение экономико-социального равновесия, через непосредственное воздействие на норму эксплуатации труда, прогрессивное налогообложение, снижение уровня инспекционной деятельности институтов государственной власти, стабилизацию инфляционных показателей.
На современном этапе мировой социально-экономической эволюции происходит воплощение в жизнь концепции «устойчивого развития». Устойчивое развитие- это развитие, нацеленное на удовлетворение потребностей людей сегодняшнего дня, но при этом данное развитие не ставит под угрозу возможность потреблений будущего человечества. Важнейшим направлением устойчивого развития как в настоящем, так и в будущем периоде является достижения баланса между такими категориями как потребление и ограничение в процессе жизнедеятельности общества. Категория потребностей включает в себя две взаимосвязи — это социальная норма, т.е. приоритет необходимый для жизнедеятельности всего общества и сверхнорма для отдельных категорий населения (богатые, больные). Понятие ограничений связано с особенностями технологического развития и возможностями природопользования, как современного, так и будущего человечества [5].
Для выбора концептуального направления в процессе экономического регулирования, государственные институты должны располагать (согласно Яну Тинбергену, «Теория экономической политики», 1952 г.) [3]: объективным знанием об экономической ситуации в стране; экономической концепцией, набором целей, которые хотят реализовать; необходимой институциональной структурой; сформированным регуляторным инструментарием.
На текущем этапе экономического развития в практике государственного регулирования сформировалась стандартная группа социально-экономических показателей: экономический рост; уровень занятости населения; уровень инфляции; котировка национальной валюты; торговый баланс (экспорт, импорт); основные демографические показатели; внешнеэкономический рейтинг системы, и т.д.
В общем, целенаправленное воздействие государства на воспроизводство общественного капитала путем нахождения оптимальных мер и наиболее приемлемых форм, которые соотнесены с рыночным механизмом и максимально обеспечивают социальную ее эффективность и есть тактика госрегулирования [10].
Госрегулирование, определяя генеральное направление экономической трансформации, формирует нормативно-правовую базу. Данная деятельность государства, регулирующая экономическое развитие основывается на принципах субординации, законности, эффективности, равновесности. Поэтому государство в современной рыночной экономике устанавливается субъектом, который разрабатывает «единые правила» деятельности экономических объектов, обязательные для исполнения на всем национальном экономическом пространстве. Принцип субординации означает, что государство в своей экономико-регулирующей активности, опираясь в первую очередь на конституционное право, исходит из общенациональных интересов. Принципу законности отвечают дискреционные методы регулирования, которые минимизируют бюрократию в решении экономических задач [8]. Это предполагает отсутствие формализма в реализации рамочных решений и переход к селекции нормативно-правового регулирования. Основой принципа эффективного регулирования является тактика рационального функционирования институтов. Институты государства определяются как регуляторы организационных реформ, которые, формируя нормативно-правовую основу современных экономических отношений, стимулируют строительство новой инфраструктуры рынка. Государственное регулирование, на самом деле, способно придать функционированию национальной экономики устойчивый и долговременный характер. Следует обозначить важнейшие направления экономического регулирования институциональной системы государства:
– формирование структур экономического партнерства на национальном и межгосударственном уровне;
– разработка научно-технологических проектов их реализация на международном и национальном уровнях;
– внедрение набора инструментов управления для обеспечения эффективного функционирования хозяйственного механизма на межгосударственном и национальном уровнях;
– стимулирование и организация поступления национально-ориентированных зарубежных инвестиций;
– обеспечение работы по внедрению национальных социально-экономических интересов во внешнеэкономическое поле деятельности.
Таким образом, регулирующая деятельность государства через разработку координирующих критериев и нахождение наиболее оптимальных мер стремится компенсировать несовершенство рынка (кризисы разного уровня, продолжительности и сферы экономической деятельности) [7]. Так, государственное регулирование дополняет корректирующее действие собственно рыночных механизмов, в котором приоритет национальных целей выше интересов индивидуума. Промышленная политика включает разработку централизованных планов по обеспечению тех прогрессивных трансформаций, которые нелегко осуществить только на базе рыночных механизмов. В зоне прямого регулирования государственными институтами власти находятся банки и финансовые ресурсы, структура иностранных инвестиций, селекция промышленно-отраслевой системы.
Формирование теории оптимизации функционирования экономики происходило в 1960-е гг. в СССР как прогрессивное дополнение к консервативным методам управления плановой экономикой. Основоположниками данного направления (оптимизация управления экономикой) были советские ученые экономисты. Необходимо выделить теоретические исследования в области экономической эффективности В.В. Новожилова, теорию линейного программирования и первых оптимизационных моделей планирования Л.В. Канторовича, труды по статистике B.C. Немчинова, автора идеи «хозрасчетной системы в социалистической экономике» [6]. Теория оптимизации управления экономикой в своих исследованиях охватывает значимые области и проблемные аспекты экономической деятельности общественного развития: работа хозяйственного механизма, проблемы природопользования и ресурсообеспечения, финансы, экономический расчет, межотраслевая и межстрановая кооперация, занятость населения и т.д. По мнению автора, постулаты теории оптимизации функционирования экономики актуальны и сегодня, и должны определяться ценностными ориентирами на экономическом пространстве России.
Фундаментальной базой предлагаемой теории устанавливался научный поход к прогнозированию, планированию, организации, регулированию экономического развития. Ядро теории — это мировоззренческая линия в процессе функционирования экономики [9]. Ее главным базисом определялась реальная и исчерпывающая оценка экономических ресурсов всех типов и видов под углом прогноза для реализации конечных целей на основе последовательности, системности, оптимальности, актуальности.
Ключевым в теории оптимального функционирования экономики является положение о взаимозависимости экономических отношений со всеми видами жизнедеятельности человеческого общества [7]. Таким образом, целостность экономического развития строится не только на основе научно-технического производства, но незаменимо важным определяется человек в экономической системе координат (общественное производство, потребление, демография). В теоретических исследованиях оптимизации управления экономикой заложены предпосылки модернизации рыночного механизма (свободной конкуренции) и переход к механизму — «регулируемый рынок». Оптимальность экономического функционирования предполагает нахождение максимально эффективного варианта достижения объективной цели общества — удовлетворения материальных потребностей и духовных благ людей с точки зрения их значимости для общественного развития.
Современная институциональная и управленческая система экономики России находится в состоянии активно- перманентного преобразования. Необходимо отметить отсутствие четкого видения модели в построении национальной экономической системы [4]. Безусловно важно, чтобы многофункциональность национальной экономической системы на базе прогрессивных методов регулирования была эффективна в тактике экономического развития (текущее решение проблем), а также оптимальна в реализации стратегических задач (планы будущего).
Научный подход к достижению равновесного состояния в экономике и оптимума в её управлении содержит несколько основных, наиболее важных, направлений: рационализацию, рациональность, рентабельность. В данном направлении интересны труды М. Вебера и Ф. Тейлора, работы Ф. Гилберт, Л. Гилбрет [6]. По мнению автора, дефиницию «рационализация» в сфере экономической организации следует рассматривать, как комплексное взаимодействие процессов на основе ценностно-ориентированных норм, при реализации которых каждое действие становится объектом расчёта, измерения и контроля. Рационализация экономического действия — это тенденция адаптивной направленности планомерного усовершенствования механизма и способов хозяйственной деятельности на научной платформе (наука превращается в производительную силу). С точки зрения автора, рационализация является необходимостью экономического развития [8]. Главными составляющими в зоне рационализации устанавливаются: целеполагание, стратегия социально-экономического развития(прогнозирование), тактика социально-экономического функционирования (программы, национальные проекты), институты управления, механизм и инструментарий функционирования экономики, Уровень и масштабы рационализации зависят от многих факторов, но наиболее важные — это целевые установки национально-экономического развития. Рационализация предполагает усовершенствование институциональных структур, организации производства, действия коллективных исследований, технологий, государственного контроля и администрирования. Самым существенным компонентом «рационализации» является, смена или вытеснение аффективного действия в пользу целерационального с учетом социальных запросов экономического развития.
Вопросы рационализации следует рассматривать вкупе с рациональностью. Если «рационализация» — это усовершенствование чего либо, то рациональность — это предпочтение (лучший выбор) в предлагаемых обстоятельствах [5]. Рациональность в функционировании экономики должна не просто показывать отраслевой рост, опираясь на цифры валового продукта, а находить оптимальный алгоритм эффективности её организации, планов развития и контрольно-регуляторной деятельности. Рациональность может характеризовать как действие, так и форму.
Согласно дифференциации, определенной Максом Вебером, есть «формальная рациональность» и «материальная рациональность» [9]. Доминантной формальной рациональности является преобладание целерационального типа действия, которое поддается количественному измерению «Формальная рациональность» экономического развития обусловливается критериями расчета — материально-техническим потенциалом и действительно используемыми возможностями. «Материальная рациональность» базируется на «ценностных постулатах» социума, например, благотворительность, т.е. экономическое действие, находящееся за пределами калькулируемости.
Главной целью рационального управления следует считать нахождение равновесного состояния между производством (важный фактор-производительность труда) и потреблением, а также значимость товарно-денежного баланса [10].
Рентабельность, как оценка экономической эффективности, представляется в качестве обобщающего показателя, определяющего конечную результативность хозяйственной деятельности предприятия, отрасли и экономики в целом. Можно констатировать, что показатель рентабельности находится в зависимости от доходности капиталовложений. Чем оптимальнее применение инвестирования (структуризация производства, новые технологии, систематизация управления и т.д.), тем больше рост прибыли и, как следствие, снижение затрат и экономия. Можно согласиться с тезисом плановой экономики СССР «Экономика должна быть экономной». Рентабельность, неся объективную информацию о производственно-экономической деятельности, определяет уровень конкурентоспособности предприятия, отрасли, экономической системы. Показатель рентабельности является главным показателем успешности функционирования предприятия, отрасли, экономической системы.
Рис. 1. Зона оптимального управления

По мнению автора, комплексное использование методов рационализации, приемов рациональности, расчетов рентабельности в функционировании экономической системы формирует зону оптимального управления (рис. 1.). Алгоритмы, инструментарий, технологии данной зоны способствуют достижению равновесного состояния экономического развития.
Системный характер рационализации в построении институциональной системы национальной экономики, рациональности при использовании хозяйственного механизма и инструментария экономического управления, рентабельного подхода к научному прогнозированию и плановым расчетам на практике — все это соответствует современным запросам, если рассматривать национальное хозяйство страны как целостную систему в достижении равновесного состояния её функционирования, которая нацелена на оптимальные решения социально-экономических задач.


Список использованных источников:
1. Баликоев В.З. Мифология «кризиса кейнсианства» или куда Кейнс зовет Россию? // Вестник НГУЭУ. — 2021. — № 2. — С. 22–34.
2. Васенко А.Г. Цифровая экономика и государственное регулирование // Европейский журнал социальных наук. — 2018. — № 9. — С. 34–38.
3. Каячев Г.Ф. Государственный капитализм и государственное регулирование экономики в условиях глобализации // Экономика и управление инновациями. — 2021. — № 3(18). — С. 4–14.
4. Кушнир А.М. Институциональный подход к роли государства в экономике: современные особенности // Проблемы экономики и юридической практики. — 2023. — Т. 19, № 4. — С. 134–140.
5. Мысляева И.Н. Изменение экономических функций государства в условиях цифровой экономики // Информационное общество. — 2022. — № 5. — С. 8–15.
6. Названова К.В. Государственно-правовое регулирование экономики: понятие, принципы, виды // Наука Красноярья. — 2021. Т. 10. — № 1–2. — С. 136–146.
7. Овчинникова А.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика / А.В. Овчинникова, В.С. Чазов // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. — 2023. — Т. 33, № 5. — С. 809–815.
8. Фейгин Г.Ф. Становление хозяйственной системы нового типа в условиях санкционного давления: проблемные аспекты / Г.Ф. Фейгин, В.Н. Кузьменкова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2023. — № 7–2. — С. 218–224.
9. Халилова М.В. Государственное регулирование как важный фактор эффективности реиндустриализации /М.В. Халилова, Ю.В. Гусева // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. — 2022. — Т. 22, № 3. — С. 34–39.
10. Ярлыченко А.А. Трансформация инструментов государственного регулирования современной экономики с учетом противоречивости глобализационных процессов // Экономические науки. — 2020. — № 190. — С. 176–180.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия