Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Калганов И. С.
соискатель факультета государственного управления
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова


Реинжиниринг административных процессов в условиях формирования и развития электронного правительства в современной России
В статье представлены особенности реинжиниринга административных процессов в органах государственного управления в условиях становления электронного правительства. Выявлено содержание электронного администрирования и дана его трактовка как проекта и цепочки создания стоимости. Определено содержание реинжиниринга административных процессов как формы внедрения технологических и организационных инноваций в сектор государственного управления, выявлены этапы становления электронного правительства с учетом характера предоставляемых государственных услуг, используемых технологий, содержания коммуникаций государства с получателями государственных услуг. Обосновано, что в секторе государственного управления доминирует целевая модель реинжиниринга, которая направлена на совершенствование процессов предоставления государственных услуг и реализуется в соответствии с стратегическими целями развития государства.
Ключевые слова: реинжиниринг административных процессов, государственное управление, электронное правительство, качество государственных услуг, электронное администрирование, технологические и организационные нововведения
УДК 338.246; ББК 65.050   Стр: 74 - 76

Введение. Цифровая трансформация общества предполагает внедрение сквозных цифровых технологий во все сферы экономической деятельности и в сектор государственного управления. Последнее находит выражение в качественном изменении процессов выполнения государством возложенных на него функций, а также характера взаимодействия органов государственной власти с получателями публичных услуг — организациями и физическими лицами. Реализация проектов цифровизации привела к формированию электронного правительства (e-government) как «новой формы организации деятельности органов государственной власти» [1], основными элементами которой выступают: единый портал государственных услуг и функций (ЕПГУ), единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Согласно оценке Организации Объединенных Наций, в настоящее время Российская Федерация входит в группу государств с очень высоким индексом развития электронного правительства, что нашло отражение в ряде интегрированных показателей и в составленном с их учетом мировом рейтинге стран. В 2022 году индекс развития электронного правительства России достиг значения 0,8162 балла, что превышало среднемировой показатель (0,6102 балла) и позволило занять 42 место среди 193 стран [2]. Некоторое снижение данного показателя в 2022 году по сравнению с 2020 годом обусловлено состоянием процессов предоставления государственных услуг в удаленной форме и необходимостью дальнейшего совершенствования процессов их администрирования. Необходимость дополнения технологических инноваций организационными нововведениями в секторе государственного управления принимает форму тезиса о потребности в проведении реинжиниринга административных процессов. Несмотря на повышенное внимание к особенностям электронного правительства и используемым им инструментам, перманентный характер инноваций в этой области приводит к возникновению качественно новых проблем и поиску эффективных управленческих решений. Это определяет тему настоящей статьи.
Начало исследованию реинжиниринга бизнес-процессов в коммерческих организациях было положено в 1990-х годах. Определенный вклад в формирование представлений о нем был сделан в трудах М. Хаммера и Дж. Чампи [3], которые трактовали его как «переход от «вертикальных» к «горизонтальным» структурам управления компаниями, от узкоспециализированных работников к многофункциональным, объединенным в самоуправляемые «команды», как переосмысление требований к эффективному менеджеру и переориентацию всей деятельности компании с решения производственных задач на удовлетворение интересов клиентов, что обеспечит экономию затрат и позволит создать организацию, быстро реагирующую на изменения рыночной ситуации и способную достигать конкурентных преимуществ» [3; с. 6]. Дальнейшее развитие представления о реинжиниринге бизнес-процессов получили в работах Т. Дэвенпорта [4], Д. Харрингтона [5], В.А. Баринова [6], А.И. Бородина [7] и др. Отдельные аспекты реинжиниринга административных процессов в условиях цифровой трансформации сектора государственного управления нашли отражение в работах М.В. Ивановой, Н.Н. Якимчук [8], Дж. Монтаньи [9], Р.Хикса [10] и др. Особенности реинжиниринга административных процессов в контексте проблемы развития электронного правительства представлен в работах Т.Н. Литвиновой [11], Е.Г. Дьяковой [12], А.Д. Трахтенберга [13] и др. Теоретические и методологические подходы к формированию электронного правительства исследованы в работах С.В. Габуева [14], А.Н. Швецова [15] и др. Инструменты реинжиниринга бизнес-процессов, подтвердившие свою результативность для обеспечения клиентоориентированности коммерческих организаций и трансформации системы управления с учетом растущей неопределенности факторов внешней среды, имеют значительный эвристический потенциал для повышения качества публичных услуг и эффективности взаимодействий органов государственной власти с их получателями, а также для улучшения отношений межведомственного сотрудничества.
Объективной предпосылкой возникновения модели электронного правительства стала разработка и широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы предоставления государственных услуг. Использование технологических инноваций обеспечивает доступ авторизованных пользователей к большому объему персонифицированной информации с использованием единого сервисного центра, снижает трансформационные и транзакционные издержки итераций, способствует повышению качества государственных услуг и их стандартизации вне зависимости от территории размещения получателей, а также обеспечивает доступ к ним для растущего числа пользователей и др. Электронное правительство интегрирует технологические и организационные инновации с целью удовлетворения растущих потребностей общества в высококачественных государственных услугах, что предполагает необходимость реинжиниринга процессов их предоставления. Результатом реинжиниринга административных процессов выступает создание «электронного администрирования», которое может быть определено как информационная система, поддерживающая цепочку создания стоимости, и одновременно как проект по цифровой трансформации сектора государственного управления.
Электронное администрирование как цепочка создания стоимости включает: электронную логистику; электронное управление, или совокупность всех базовых бизнес-процессов, необходимых для выполнения органом государственного управления возложенных него функций (аналог ERP в коммерческих организациях); электронный сервис, или предоставление государственных услуг в электронном виде. При этом электронная логистика обеспечивает управление цепочкой поставок в рамках государственного контракта с исполнителями на поставку товаров для государственных нужд. Электронное управление, в свою очередь, представлено совокупностью процессов управления человеческими и финансовыми ресурсами, общеорганизационным планированием ресурсов. Электронный сервис выступает составляющей фронт-офиса, в то время как электронная логистика является компонентом бэк-офиса.
Проектный подход к трактовке электронного управления и выделение заинтересованных лиц в модели электронного правительства позволяет рассматривать его как совокупность следующих проектов: внутриорганизационные проекты, направленные на повышение эффективности и результативности взаимодействий между структурными подразделениями органа государственной власти, между руководителями и сотрудниками; проекты, направленные на расширение состава и повышение качества государственных услуг, предоставляемых организациям и физическим лицам; проекты, направленные на повышение эффективности взаимодействий с поставщиками (исполнителями) в рамках государственных контрактов; межорганизационные проекты, направленные на совершенствование межведомственных взаимодействий.
В результате проведенного исследования выделено четыре этапа реинжиниринга административных процессов в процессе становления электронного правительства: информационный этап; этап взаимодействия; этап транзакций; этап интеграции услуг, оказываемых различными ведомствами (различными подразделениями одного ведомства) (табл. 1). Первые три этапа — это этапы реинжиниринга административных процессов с использованием улучшающих информационно-коммуникационных технологий, четвертый этап предполагает трансформацию на основе внедрения радикальных технологических инноваций.

Таблица 1
Этапы реинжиниринга административных процессов
ПризнакиИнформаци­онный этапЭтап взаимодействийЭтап транзакцийЭтап интеграции
Тип коммуникацийОднонаправленные коммуникации, обеспечивающие распространение информацииИнтерактивные персонализированные двусторонние коммуникацииПерсонализированные многосторонние взаимодействия, обработка транзакций в онлайн-режимеИнтеграция процессов, контролируемых бэк-офисом и фронт-офисом, в рамках единого портала госуслуг
Функции электронного правительстваПовышение качества государственных услуг и обеспечение их соответствия потребностям получателейУправление контентом, формирование обратной связи с потребителями госуслуг в режиме обмена персонализированной информациейИсполнение административных процедур в онлайн режиме (дистанционное электронное голосование, регистрация права собственности и др.)Создание единого портала государственных услуг и функций, обработка запросов в онлайн режиме
ТехнологииБазовые Web-технологии, электронная почта, СМС-рассылкиОбмен электронными сообщениями, публичные форумы, заполнение документов в онлайн режимеТехнологии Web 2.0 и др. интерактивные средства коммуникации; безопасный обмен данными в онлайн режиме, единая система идентификации и аутентификации, электронная подписьСквозные цифровые технологии, связанные с Четвертой промышленной революцией (Индустрия 4.0), электронное досье, мандатная модель Белла-ЛаПадулы
Средства коммуникацииПубликация официальных документов на сайтах органов государственной власти; обратная связь в форме ответов на часто задаваемые вопросыПубликация официальных документов на сайтах органов государственной власти; поисковые системы на сайтах; каналы двусторонней коммуникации в форме комментариев пользователейСоздание локальных информационных систем органов госуправления и имплантация в их состав инструментов обеспечения безопасности данныхСоздание единой государственной цифровой платформы с участием негосударственных структур
Порядок предоставления гос­услугИнформатизация традиционных госуслуг; создание единой системы информационно-справочной поддержки гражданРасширение состава государственных услуг, предоставляемых в онлайн режиме; повышение уровня их клиентоориентированностиСоздание единого портала государственных и муниципальных услуг; цифровизация отдельных адмиинистративных процедур;Тотальная цифровизация административных процедур; создание единой системы идентификации и аутентификации, системы межведомственного электронного взаимодействия
Формы госуслугИнформационные услугиИнформационные услуги расширенного составаТранзакционные услугиОбъединенные услуги
Источник: составлено автором

Первые три этапа реинжиниринга административных процессов характеризуются процессами внедрения интерактивных мультимедийных технологий (электронная почта и др.), технологий электронного документооборота (поисковая система и др.) в информационные системы органов государственного управления для выполнения определенных транзакций в электронном виде. В то же время создаются механизмы обеспечения безопасности и конфиденциальности личной информации (аутентификация, шифрование). Четвертый этап представляет собой этап радикальной трансформации (реинжиниринга) процессов электронного предоставления услуг и организационных структур, что позволяет предоставлять комплексные и объединенные электронные услуги на основе интеграции функций фронт-офиса и бэк-офиса отдельного органа государственной власти и других организаций, предоставляющих общественные и смешанные блага (организации, оказывающие услуги ЖКХ и др.). Реинжиниринг административных процессов включает: разработку новых административных регламентов оказания традиционных и новых государственных услуг с учетом роли информационно-коммуникационных технологий; организационные изменения, включающие инкорпорацию в структуру органов государственной власти специализированных департаментов, наделенных полномочиями в области разработки и реализации проектов цифровизации и обеспечения кибербезопасности, формирование у работников органов государственного управления информационно-коммуникационных компетенций; включение локальных информационных систем органов государственного управления в общенациональную сеть на основе государственной цифровой платформы и с использованием комплементарных цифровых активов и компетенций коммерческих организаций; развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры. Организационные структуры и иерархические механизмы управления трансформируются с учетом того, что органы государственной власти отдают предпочтение сквозным процессам (сетям), управляемым рабочими группами (проектный тип управления). Электронное предоставление услуг эволюционирует от официального сайта отдельного органа государственной власти к единому порталу, который используется различными ведомствами и негосударственными организациями. Это требует усиления внутриорганизационной и межорганизационной интеграции в соответствии с культурой государственных услуг, ориентированной на получателя государственных услуг и поддерживаемой высокоинтегрированными информационными системами.
Трансформация информационных услуг в высокоинтегрированные электронные услуги обеспечит клиентоориентированность государственных услуг и создаст предпосылки для нового типа организации труда, основанного на сквозных административных процессах. Опыт функционирования электронного правительства показывает, что процессы реинжиниринга административных процессов сопровождаются значительными трудностями. В частности, проект по интеграции процессов, контролируемых фронт-офисом с бэк-офисом, без реализации проекта транзакционных услуг сопряжен со значительными рисками материальных и репутационных убытков. В этой связи, последовательность реализации этапов реинжиниринга административных процессов представляется одним из важных условий эффективности проектов цифровизации сектора государственного управления и обеспечения качества государственных услуг
Заключение. Проведенное исследование показывает, что качество государственных услуг и эффективность взаимодействия органов государственного управления с получателями государственных услуг во многом определяются степенью комплементарности технологических и организационных инноваций. В этой связи, реинжиниринг административных процессов становится необходимым условием эффективности функционирования модели электронного правительства. В то же время, разработка и реализация проектов реинжиниринга должна проводиться с учетом закономерностей эволюции форм государственных услуг, доминирующих типов технологии и средств коммуникации государства и получателей услуг.


Список использованных источников:
1. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76942/
2. Исследование ООН: Электронное правительство 2022. Будущее цифрового правительства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://desapublications.un.org/sites/default/files/publications/ 2023–02/UN%20E-Government%20Survey%202022%20-%20Russian%20Web%20Version.pdf
3. Хаммер М., Чампи Дж. X. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. — Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. — 332 с.
4. Дэвенпорт Т. Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику. Преимущества и сложности. — Москва: ООО «Альпина Паблишер», 2021. — 320 с.
5. Харрингтон Д. Оптимизация бизнес-процессов: Документирование, анализ, управление, оптимизация. Пер. с англ. / Д. Харрингтон, К.С. Эсселинг, Харм Ван Нимвеген. — Санкт-Петербург: Азбука: Бмикро, 2002. — 328 с.
6. Баринов В.А. Реинжиниринг: сущность и методология // Главный механик. — 2016. — № 1. https://panor.ru/articles/reinzhiniring-sushchnost-i-metodologiya/67514.html#/
7. Бородин А.И. Методология и инструментальные средства для проведения реинжиниринга //Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 3. — С. 37–45.
8. Иванова М.В., Якимчук Н.Н. Реинжиниринг административных процессов в органах государственной власти субъекта Федерации (опыт Ленинградской области) // Бизнес. Образование. Право. — 2021. — №  1(54). — С. 143—153. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.54.151.
9. Montagna J. A Framework for the Assessment and Analysis of Electronic Government Proposals. Electronic Commerce Research and Applications. 2005; 4(3): 204–219. https://www.researchgate.net/publication/223031917_A_framework_for_the_assessment_and_analysis_of_electronic_government_proposals.
10. Heeks R. Most eGovernment-for-Development Projects Fail: How Can Risk be Reduced? E-government Working Paper Series. 2003;14:27–49. http://idpm.man.ac.uk/publications/wp/igov/index.shtml.
11. Литвинова Т.Н. Развитие электронного правительства в России: проблемы и перспективы //Право и управление. — XXI век. — 2018. — № 3. — С. 60–68. https://doi.org/10.24833/2073–8420–2018–3–48–60–68
12. Дьякова Е.Г. Сфера трансфера. Технологии ЭП в национальном контексте // Известия Уральского государственного университета. — 2013. — № 3. — С. 94–101.
13. Трахтенберг А.Д. Электронное правительство: стимул для трансформации государства или институциональный миф? // Известия Уральского государственного университета. — 2013. — № 3. — С. 101–109.
14. Габуев С.В. Особенности регулирования и проблемы развития “электронного правительства” в России // Право и политика. — 2017. — № 12. — С. 49–61. DOI: 10.7256/2454–0706.2017.12.24419
15. Швецов А.Н. «Информационное общество»: теория и практика становления в мире и России. Статья 4. Современные ИКТ в деятельности российских органов власти: преобразят ли они государственное и муниципальное управление? // Российский экономический журнал. — 2011. — № 4. — С. 86–122.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия