Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ИЗ МАТЕРИАЛОВ СОВЕЩАНИЯ НА ТЕМУ «СОКРАЩЕНИЕ ДИСПРОПОРЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ РЕГИОНОВ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ», СОСТОЯВШЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18.01.2024 г.
Газгиреев Х. Д.
доцент кафедры механизации сельского хозяйства
Ингушского государственного университета (г. Магас),
кандидат технических наук

Эмиров Н. Д.
профессор кафедры государственного и муниципального управления
Выборгского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Выборг),
профессор кафедры финансов и кредита
Ингушского государственного университета (г. Магас),
доктор экономических наук

Эмирова А. Е.
доцент кафедры таможенного администрирования
Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург).
кандидат экономических наук


Особенности социально-экономического развития регионов России (на примере Республики Ингушетия)
В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития Республики Ингушетия в контексте экономического кризиса. Рассмотрены управленческие роли в тактике инновационного развития предприятий в регионах. Определены условия для успешной реализации инвестиционных проектов в регионах. Подробно проанализированы данные «Рейтинга регионов РФ по качеству жизни — 2023 г.» и определены основные направления работы по улучшению показателей данного рейтинга для Республики Ингушетия. Предложены условия перехода к улучшению качества жизни населения Республики Ингушетия в современных условиях, основанные на инновациях.
Ключевые слова: Республика Ингушетия, стратегия развития, государственное и региональное управление, технологические кластеры, региональная экономика, показатели социально-экономического развития Республики Ингушетия
УДК 332.1, 338.26; ББК 65.049, 65.05, 65.9   Стр: 35 - 40

Последние два года наглядно продемонстрировали два аспекта в экономике России, и в регионах в частности. Первый, существенно проявившийся на фоне СВО (Специальная военная операция, далее СВО), — любые существенные изменения России в мировой экономике должны основываться на изменениях внутри страны: как в экономике, так и в общественных настроениях, в том числе и в регионах. Работа государственных органов в сфере экономики и регионального управления должна основываться на четких и однозначно считываемых обществом импульсах со стороны властей всех уровней. Это, прежде всего, о том, насколько эффективно органы власти выстраивают коммуникацию с населением и предпринимательскими структурами.
Второй — невозможность, вне зависимости от контекста отношений, игнорировать внешнее окружение России. Для этого необходимо разработать и внедрить изменения в стратегию развития Российской Федерации в целом и отдельных видов стратегий развития по регионам, в частности, с учетом изменения в мирохозяйственных связях в мировой экономической системе после введения экономических санкций против России. Соответственно меняется и региональная экономическая политика, проводимая руководством субъектов с учетом изменений в проводимой федеральным центром экономической, бюджетной и налоговой политике. Вопросы, связанные с повышением эффективности расходования бюджетных средств становятся более актуальными в условиях повышения затрат на ВПК (Военно-промышленный комплекс, далее ВПК) и проведения СВО.
С учетом вышесказанного, сегодня эффективная региональная политика должна осуществляется на основе следующих принципов:
– последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;
– учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;
– повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. проведение эффективной налоговой политики с целью решения социальных проблем региона;
– формирование системы эффективного самоуправления.
Для достижения позитивных результатов в осуществлении государственной политики в любой сфере, в большей или меньшей мере должен приниматься в расчет региональный фактор.
На примере Республики Ингушетия (РИ) рассмотрим особенности стратегии развития и основные направления её социально-экономического развития. Стратегия развития даст возможность для полноценного анализа динамики роста республиканской экономической системы, процессов, связанных с бюджетом и финансами в приоритетных направлениях регионального развития.
Стратегия социально-экономического развития Республики Ингушетия была принята Постановлением Правительства Республики Ингушетия 16 февраля 2009 г., а последние изменения были внесены 15 февраля 2023 г.
В опубликованном Центром экономических исследований «РИА Рейтинг» медиагруппы «Россия сегодня» «Рейтинге регионов РФ по качеству жизни — 2023 г.» РИ занимает предпоследнее 84 место из 85 регионов, получив рейтинговый балл — 33,261, улучшив этот балл по сравнению с 2022 г (31,271), но не изменив место в данном рейтинге. В табл.1 представлены субъекты Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) по местам данного рейтинга в 2020–2023 гг.

Таблица 1
Регионы СКФО в Рейтинге регионов РФ по качеству жизни в 2020–2023 гг.
Субъект РФ2020202120222023
ПозициябаллПозициябаллПозициябаллПозициябалл
Ставропольский край2351,3752753,4612557,3992758,868
Республика Дагестан5641,2616939,4386843,1186746,680
Чеченская Республика7437,7547435,8206743,8626845,318
Кабардино-Балкарская Республика7732,0107534,9146544,1866446,081
Республика Северная Осетия — Алания7037,7197633,9297440,3366546,078
Республика Ингушетия7831,4518229,7418431,2718433,261
Карачаево-Черкесская Республика8327,6938425,5428036,1127938,080
Составлена авторами по материалам [2, 3]

Следует отметить, что в расчете данного рейтинга используются 66 показателей, которые объединены в 11 групп, характеризующих все основные аспекты условий проживания в регионе (уровень доходов населения, занятость населения и рынок труда, жилищные условия, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, уровень развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры) [1]. Практически все регионы СКФО, кроме Ставропольского края занимают в данном рейтинге невысокие позиции и характеризуются низкими рейтинговыми баллами. При этом в течение последних 4-х лет практически все регионы СКФО улучшали свои рейтинговые показатели, даже если рейтинговая позиция снижалась, то рейтинговые баллы увеличивались значительно. Так, в Ставропольском крае рейтинговый балл с 2020 г увеличился на 7,5 баллов, при общем снижении позиции в рейтинге с 23 места на 27; в Республике Дагестан — на 5,4 баллов, при снижении позиции рейтинга на 11 пунктов; неплохие показатели роста баллов и изменения позиции в рейтинге показывают Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия — Алания и Карачаево-Черкесская Республика. И только Республика Ингушетия спустилась в самый низ данного рейтинга (84 позиция в 2023 г. с 78 в 2020 г.) и показала самый незначительный прирост рейтингового балла — 1,8 (подсчитано авторами).
Среднее и медианное значение рейтингового балла субъектов РФ, входящих в состав СКФО, в Рейтинге — 2023 составляет 45,680 и 44,767, что существенно ниже, чем по стране в целом [1].
Что же может определять социально-экономическое развитие РИ в ближайшие годы для решения проблемы отставания в развитии данного региона РФ от всех других регионов?
Краткая характеристика региона. Площадь территории Республики Ингушетия — 3,1 тыс. квадратных километров (наименьший показатель по РФ, не считая городов федерального значения). В составе региона 5 городских округов и 4 муниципальных района. Административный центр — город Магас.
Численность населения одна из наименьших в СКФО, на 1 января 2023 года — 519,1 тыс. человек, из которых 54% — городское население, а 46% — сельское [4]. При этом плотность населения максимальная среди регионов округа — 166,2 чел/км2.
По состоянию на 1 апреля 2023 года в Республике Ингушетия учтено 9,6 тыс. субъектов хозяйствования, из них 5,3 тыс. юридических лиц, представительств, филиалов, обособленных и структурных подразделений и 4,3 тыс. граждан, осуществляющих хозяйственную деятельность без образования юридического лица [4].
ВРП региона в 2021 году (в условиях экономических последствий пандемии коронавируса) составил 77 237, 1 млн руб. в текущих ценах, прирост относительно 2020 года составил 9% — ниже, чем значения в СКФО — 13,98%) [5].
Валовый региональный продукт Республики Ингушетия по видам экономической деятельности в динамики своего развития с 2018 по 2021 гг представлен в табл. 2.

Таблица 2
Структура и динамика регионального продукта по видам экономической деятельности Республики Ингушетия в текущих ценах 2018–2021 гг., (в текущих ценах, млрд руб.)
Виды экономической деятельности2018201920202021
млрд руб.% к пред. периодумлрд руб.% к пред. периодумлрд руб.% к пред. периодумлрд руб.% к пред. периоду
Всего по экономике РИ64,285101,973,186115,472,70999,377,237106,2
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство7,001128,87,717110,27,777100,78,481109,1
добыча полезных ископаемых0,93083,31,044112,30,68465,51,120163,7
обрабатывающие производства3,00564,12,06068,61,43569,71,516105,6
строительство6,611102,48,700131,66,08269,97,195118,3
торговля оптовая, розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов4,440697,3721667,26198,55,98682,4
транспортировка и хранение1,13277,51,482130,91,608108,51,640101,9
деятельность в области информации и связи1,70359,71,731101,61,47985,41,28286,7
деятельность по операциям с недвижимым имуществом5,307106,95,846110,26,4891119,198141,7
обязательное социальное обеспечение16,802112,918,734111,521,018112,220,83099,1
образование6,551115,77,284111,28,105111,39,353115,4
деятельность в области здравоохранение и социальных услуг5,7421325,873102,37,1081216,83096,1
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений2,040124,12,532124,11,45057,31,36193,9
прочие3,022972,810932,21178,72,445110,6
Рассчитано авторами на основе данных [4]

Рассматривая ВРП Республики Ингушетия по видам деятельности, можно констатировать, что только сельское хозяйство, деятельность по операциям с недвижимостью и образование показывают устойчивый прирост в периоде с 2019 по 2021гг. В целом, относительно 2019 года, к 2022 году произошло сокращение таких видов деятельности как обрабатывающие производства на 50%, деятельность в области информации и связи — на 24,7%, деятельность в области культуры и спорта на 33,3%.
Структура ВРП Республики Ингушетия в 2021 году представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура валового регионального продукта Республики Ингушетия в 2021 г.
Составлено авторами по данным [4]

Доминирующими видами экономической деятельности Республики Ингушетия являются операции с недвижимостью, образование, сельское хозяйство, здравоохранение, торговля и строительство, на которые приходится более 60% валового регионального продукта (ВРП). Примерно треть приходится на «государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», что занимает очень большую долю.
Ингушетия — аграрно-индустриальная республика. 60% территории занимают земли сельскохозяйственного назначения, из них половина — пашни. Агропромышленный комплекс сегодня один из основных в материальном производстве региона. Растениеводство специализируется на выращивании зерновых культур (пшеницы, гречихи и др.), подсолнечника, фруктов и овощей, включая картофель. В регионе активно развивается садоводство интенсивного типа, выращивание яблок и косточковых. Наличие благоприятных природно-климатических условий, а также пастбищ и сенокосов способствуют развитию в горной Ингушетии мясного и мясомолочного скотоводства, овцеводства, козоводства.
Сырьевая база республики представлена месторождениями нефти и газа, мраморных известняков, доломитов, нерудных строительных материалов и кирпичных глин высокого качества, минеральных и родниковых вод.
На 01.01.2020 — 7 месторождений (5 нефтяных, 2 газонефтяных). Разбуренные технологические извлекаемые запасы нефти — 4,865 млнт.
Неразбуренные — 3,197 млнт. Доступны одно разрабатываемое газонефтяное месторождение с запасами свободного газа в объеме 0,050 млрдм3, а также семь месторождений с запасами растворенного газа — 1,997 млрд м3.
Запасы углеводородного сырья истощены, перспективы прироста на изученных глубинах ограничены. Заниматься промышленной разработкой и добычей с учетом затрат и малорентабельности сегодня не представляет смысла.
На территории РИ добывают и производятся строительные материалы: стекольное сырье, строительные камни, кирпично-черепичное сырье.
Консолидированный бюджет Республики Ингушетия на 01.04.2023 г. исполнен с профицитом 16,7 млн руб. Доходы бюджета исполнены на 01.04.2023 года на 6,9% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Расходы бюджета исполнены на 01.04.2023 году на 7,5% больше, чем за тот же период в 2022 году [6].
Численность рабочей силы, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, в январе-марте 2023 г. составила 280,2 тыс. человек, или 54,0% от общей численности населения РИ.
Уровень безработицы в январе-марте 2023 года в Республике Ингушетия составил 29,2% (против 29,1% за аналогичный период 2022 года). Сдерживающее влияние на рост безработицы оказывает открытие социальных объектов в рамках нацпроектов, перезапуск простаивающих и ввод в эксплуатацию новых промышленных предприятий, а также расширение производства некоторыми крупными предприятиями региона. Существенную зависимость республика испытывает от поставок продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Это указывает на то, что в Ингушетии, являющейся аграрно-промышленным регионом, сельскохозяйственных земель для увеличения объема выпускаемой продукции не хватает. По 11 продуктовым наборам, используемым при расчете прожиточного минимума, население обеспечено продуктами питания собственного производства в полном объеме лишь картофелем. В связи с этим, отмечается высокая зависимость от поставок продукции из других субъектов РФ. Абсолютное большинство, как продовольственных, так и непродовольственных товаров, входящих в потребительскую корзину региона, являются завозными и цены на рынках республики определяются внерегиональными факторами и условиями. Соответственно развивать и инвестировать можно только в те отрасли, которые не требуют больших площадей под строительство и развитие. Для формирования благоприятного инвестиционного климата в республике принимаются все возможные меры, в том числе и законодательные, которые уже сейчас дают ощутимые результаты, поскольку инвесторы начали проявлять к региону значительный интерес. В целях стимулирования инвестиционной деятельности сформирован действенный, эффективный механизм государственной поддержки населения.
Основным фактором, ведущим к улучшению инвестиционного потенциала региона, является создание преференциального режима для развития мер поддержки инвесторов.
В настоящее время в регионе формируются четыре кластера:
– алюминиевый;
– агропромышленный;
– туристический;
– IT –индустрии.
По нашему мнению, на сегодняшний день можно говорить и о созданных в регионе условиях для формирования «медицинского» кластера (оказание высокотехнологичной помощи).
Одним из инновационных инструментов управления в социальной сфере являются социальные стандарты, нормы и нормативы. Вернемся к рассматриваемому выше исследованию «РИА Рейтинг» медиагруппы «Россия сегодня» «Рейтинг регионов РФ по качеству жизни — 2023 г.» и определим, по каким показателям отстает РИ от Ставропольского края — лидера «рейтинга качества жизни» по СКФО. Обобщенный график сравнения 11 групп показателей, формирующих рейтинг РИ и Ставропольского края в 2023 г. представлен на рис. 2.
Рис. 2. Сравнительный график по группам показателей, формирующих рейтинг качества жизни 2023 г. Республики Ингушетия и Ставропольского края
Составлен авторами на основе данных [2]

На рис. 2 наглядно видно, что не по всем 11 группам показателей рейтинга в РИ показатели хуже, чем в Ставропольском крае. Логика параметров показателей на рисунке обратная, т.е. чем ближе к «нулю» тем лучше данный показатель. По таким группам показателей как «здоровье населения», «демографическая ситуация» и «безопасность проживания» РИ намного опережает регион — лидер по рейтингу качества жизни в СКФО. А самые проблемные показатели, формирующие данный рейтинг, для РИ оказались группы показателей «экономическое развитие», «малый бизнес», «уровень доходов населения» и «занятость населения и рынок труда».
Проведенный анализ показал, что эти показатели являются весьма сложными и многогранными. Для дальнейших теоретических разработок и практического применения могут быть использованы предложенные в работе показатели, которые предлагается включить в «Социальный кодекс Республики Ингушетия», где должен быть также определен минимальный перечень основных социальных стандартов региона (без конкретизации их численных значений), в частности:
– прожиточный минимум;
– минимальный размер оплаты труда;
– установленная продолжительность рабочей недели;
– социальная норма обеспеченности жилой площадью и др. [7, c. 162].
Как показал специальный анализ, все варианты использования социальных стандартов на практике можно сгруппировать в сравнительно небольшой список типовых задач. Одной из важнейших научно-практических проблем следует считать систематизацию социальных стандартов, содержащихся в нормативных правовых актах всех уровней управления, например, в виде общедоступных баз данных по социальным стандартам, нормам и нормативам. Такая систематизация позволит, в частности, свести в единую базу данных нормативное хозяйство социальной сферы, создать необходимую основу для внедрения социальных стандартов в практику управления социально-экономическими процессами в регионе. В разработке и использовании социальных стандартов на практике может быть рекомендован для распространения опыт Санкт-Петербурга, где в последние годы были приняты стандарты проживания, целевые ориентиры развития до 2025 года и т.п. [7, c. 162].
Из всех видов кластеров наиболее перспективным, на наш взгляд, для Ингушетии явилось бы создание социального кластера по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Если мы обратим внимание на рис. 3 и 4, то увидим, что больше всего инвестиций, особенно государственных (федеральных и региональных центров) более 80% инвестировано в основной капитал предприятий социальной инфраструктуры.
Рис. 3. Структура инвестиций в основной капитал по источникам инвестиций в Республике Ингушетия в 2020 г.
Рис. 4. Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в Республике Ингушетия в 2020 г.

В данном случае, можно будет говорить о решении двух очень серьезных проблем в регионе. Первое, в республике были бы построены и введены в строй дополнительные медицинские учреждения, которые оказывали бы эти услуги в регионе, и которых просто не хватает, а во-вторых, Республика стала бы получать дополнительные налоговые поступления в бюджет. Многие промышленно развитые страны сегодня, предоставляя высокотехнологичную помощь пациентам из других стран, значительно увеличивают налоговые поступления в бюджет. И, в-третьих, можно было бы снизить количество безработных в Республике, которых можно привлечь для работы в этой отрасли.
Вторым наиболее перспективным кластером, в который можно эффективно инвестировать, это развитие туристского кластера с учетом специфики климатических условий и природы Республики Ингушетии.
Развивать так называемый алюминиевый кластер невозможно по нескольким причинам: не может кластер состоять из одного предприятия, даже и крупного; второе — для производства алюминия нужны серьезные энергетические мощности, которыми республика не обладает.
В туристской отрасли республики ежегодно растет количество объектов туристской и гостиничной инфраструктуры, введены в строй новые гостевые дома и мини отели, созданы объекты придорожного сервиса и придорожной инфраструктуры в Ассинском и Джейрахском ущельях республики и т.д.
Ежегодный рост турпотока в Ингушетии составляет до 20%, а объем платных туристических и гостиничных услуг за 2023 г. вырос на 50%. [8].
Одним из «прорывных» проектов для республики является проект по развитию всесезонного туристко-рекреационного комплекса «Армхи», входящего в состав особой экономической зоны.
Сложившаяся в настоящее время ситуация под давлением внешних санкций, повлекшая за собой ограничения на выездной туризм за пределы России, будет способствовать развитию внутреннего туризма. Однако существующей туристической инфраструктуры недостаточно для обеспечения потребностей растущего турпотока.
Последнее время в республике много было сделано для подготовки будущих специалистов в области IT-технологий. Ведь без цифровизации и развития системы электронного правительства, в экономике невозможно добиться ускоренного развития.
Объем инвестиций в основной капитал (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия по полному кругу предприятий, рассчитывается поквартально) за январь-декабрь 2022 года составил 22,9 млрд рублей или 90,8% от показателя за аналогичный период предыдущего года [4].
Для формирования благоприятного инвестиционного климата в республике принимаются все возможные меры, в том числе и законодательные, которые уже сейчас дают ощутимые результаты, поскольку инвесторы начали проявлять к региону значительный интерес. В целях стимулирования инвестиционной деятельности сформирован действенный, эффективный механизм государственной поддержки населения.
Основным фактором, ведущим к улучшению инвестиционного потенциала региона, является создание преференциального режима для развития мер поддержки инвесторов. В республике действует разветвленная система поддержки инвесторов, введен режим «единого инвестиционного окна», институт инвестиционных уполномоченных во всех муниципалитетах республики.
Определены «инвестиционные ниши» в различных отраслях экономики, чтобы оценить зависимость экономики Республики Ингушетия от внешних факторов, а в инвестиционный портфель республики включены около 40 проектов, которые в перспективе позволят заполнить существующие инвестиционные ниши. Из них 12 проектов, по данным Министерства экономического развития РИ, имеют высокую степень готовности («Строительство завода по производству детских санитарно-гигиенических средств «БестБренд», «Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН», «Развлекательный комплекс АКВАПАРК, гостиница г. Назрань, «Строительство завода по переработке грецкого ореха, комбикормовый завод в рамках инвестиционного проекта «Строительство птицекомплекса по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки, производительностью 10 235 тонн в год», «Строительство современного овощехранилища на 30 тыс. тонн, производство газобетонных блоков, строительных блоков из вулканического материала и т.д., создание круглогодичной сельскохозяйственной и промышленной ярмарки «Русские ярмарки», строительство товарно-форелевого хозяйства, строительство очистных сооружений).
Показатели социально-экономического развития Республики Ингушетия за январь-ноябрь 2023 года представлены в табл. 3.

Таблица 3
Показатели социально-экономического развития Республики Ингушетия за январь-ноябрь 2023 года [6]
№ п/пНаименование показателяЯнварь-ноябрь 2023 г.в % к прошлому периоду
1Объем промышленного производства, млн руб.10775134,3
2Индекс промышленного производства, % 114,9
3Объем сельхозпроизводства, млн руб-лей20078,3125,0
4Индекс производства продукции сельского хозяйства, % 102,9
5Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн рублей5118,350,1
6Индекс фи-зического объема строительных работ, % 67,3
8Индекс потребительских цен, в % к декабрю прошлого года106,2 
9Оборот розничной тор-говли, млн рублей44005,9147,1
10Индекс физического объема оборота розничной торговли, % 120,0
13Инвестиции в основной капитал, млн рублей за (январь-сентябрь 2023г.)13976,398.1
14Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % 94,6
15Среднемесячная начисленная заработная плата, рублей (январь-октябрь 2023 г.)34855,9109,0
16Численность зарегистрированных безработных, тыс. человек24,292.1
17Уровень за-регистрированной безработицы, %8,7На 1,2 п.п.
18Денежные доходы в среднем на душу населения в мес. (январь-октябрь)22318,0112,1

Основным звеном финансового рынка региона является банковский сектор. В регионе представлены крупнейшие системообразующие кредитные организации России.
Республика Ингушетия, являющаяся самым маленьким субъектом России, несмотря на дотационность бюджета и большую зависимость торгового баланса от внешних факторов, за 3 года смогла практически закрыть задолженность бюджета перед федеральным центром и занять ведущие позиции в основных рейтингах, формирующих оценку эффективности глав регионов, в частности, таких как: рейтинг инвестиционной привлекательности, рейтинг давления на бизнес, рейтинг рождаемости.
Транспортная инфраструктура представлена автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Транспорт выполняет преимущественно социальную функцию. Для республики характерна высокая густота сети автодорог с твердым покрытием, регион занимает по данному показателю одну из лидирующих позиций в СКФО. В Республике Ингушетия базируется один аэропорт федерального значения «Аэропорт Магас имени С.С. Осканова» и железнодорожная станция «Назрань» Северо-Кавказской железной дороги.
Значимым фактором развития транспортной отрасли в регионе стало решение Правительства РФ о присвоении статуса международного аэропорту «Магас». В настоящий момент начата деятельность по проектированию, параллельно осуществляется подготовка необходимого для открытия международного сообщения пакета документов, в рамках которой предстоят строительные работы, а также процедуры согласования с надзорными органами и курирующими федеральными ведомствами.
К основным проблемам долговременного характера, сдерживающим социально-экономическое развитие региона, относятся:
– нехватка объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта на фоне демографического роста;
– высокая доля «теневой» занятости, негативно влияющая на налоговую базу и доходную часть бюджета;
– высокий уровень безработицы при недостатке квалифицированных кадров для производственных предприятий;
– недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры;
– недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, износ сетей коммунальной инфраструктуры;
– большое количество простаивающих предприятий, имущество которых является государственной собственностью, по причинам отсутствия средств для завершения строительства и ввода в эксплуатацию, отсутствия оборотных средств, необходимости модернизации предприятий;
– отсутствие доступного заемного финансирования, недостаточный объем кредитования бизнеса, в том числе в части средне- и долгосрочных кредитов;
– высокие бюрократические барьеры при взаимодействии с государством, получении поддержки;
– дефицит питьевой воды и отсутствие системы водоотведения;
– низкий уровень инновационной активности организаций;
– низкий уровень жизни населения, когда за чертой бедности проживает около 30 %.
В регионе остро стоит проблема глубокой переработки производимой продукции. Решение данной проблемы позволит повысить рентабельность агропромышленного комплекса в 2–3 раза, создать новые рабочие места, увеличить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.
Перспективными направлениями развития экономики Республики Ингушетия по основным сферам ее функционирования, по мнению авторов, являются следующие.
1. Сельское хозяйство. Полное самообеспечение региона основными продуктами питания, активизация создания производственно-сбытовых кооперативов для увеличения масштабов производства и достройки цепочек добавленной стоимости, улучшение логистической и складской инфраструктуры, реконструкция мелиоративных систем, гидроузлов и водохранилищ для регулирования стоков, внесение необходимых доз удобрений, также необходимо создание научно-консультационных центров для проведения НИОКР и работы с сельхозпроизводителями.
2. Промышленное производство. Решение основных проблем на сегодняшний день: сокращение теневой занятости, повышение уровня развития пищевой перерабатывающей промышленности, повышение производительности труда и устранение диспропорции в размещении промышленных предприятий по региону. Также необходима реализация системных мер повышения инвестиционной привлекательности за счет создания территорий с преференциальными режимами.
3. Энергетика. Постепенная ликвидация ограничений по доступу к техническому присоединению к сетям электроснабжения для предприятия малого и среднего бизнеса, развитие систем водоснабжения и водоотведения.
4. Банковская сфера. Включение Республики в список пилотных регионов по запуску проекта «Исламского банкинга».
5. Малое и среднее предпринимательство. Необходимо более эффективно использовать механизм создания и развития индустриальных промышленных парков, а также поддерживать добровольную экономическую легализацию предпринимателей посредством центров «Мой бизнес».
6. Социальная сфера. Продолжать реализовывать инвестирование в основной капитал предприятий социальной инфраструктуры. Создание медицинского кластера как приоритетного направления в развитии экономики и социальной сферы региона.
Резюмируя вышесказанное, нужно подчеркнуть, что при разработке стратегии любого региона РФ, в первую очередь, надо учитывать специфику территории. В частности, традиции ее населения, менталитет и обычаи местного сообщества, религию и историю. И за основу брать лучшее из региональных практик.


Список использованных источников:
1. Постановление Правительства Республики Ингушетия от 16 февраля 2009 года № 49 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009 — 2020 годы и на период до 2030 года (с изменениями на 15 февраля 2023 года)» URL: https://docs.cntd.ru/document/446174234 (дата обращения 15.01.2023).
2. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни — 2023 // МИА «Россия сегодня», 2024 URL: https://riarating.ru/images/63025/75/630257548.pdf (дата обращения 12.02.2024).
3. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни — 2020 // МИА «Россия сегодня», 2024 URL: life_2020.pdf — Яндекс. Документы (дата обращения 12.02.2024).
4. Республика Ингушетия в цифрах. Республика Ингушетия. 2022: Стат.сб. / С75 Северо-Кавказстат. — Ингушетия, 2022 — 159 с. URL: https://26.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Краткий%20сборник%202017–021%20для%20сайта.pdf (дата обращения 02.02.2024).
5. Росстат — Национальные счета. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения 24.01.2024).
6. Промежуточная отчетность об исполнении бюджета и аналитические данные Министерства финансов Республики Ингушетия // официальный сайт — mfri.ru URL: https://mfri.ru/деятельность/открытый-бюджет/бюджет-6 (дата обращения 15.01.2024).
7. Эмиров Н.Д. Эмирова А.Е. Системное взаимодействие инновационных технологий управления в социальной сфере. — М., 2015. — 214 с.
8. Ежегодный рост турпотока в Ингушетии составляет до 20%. //РБК URL: https://kavkaz.rbc.ru/kavkaz/freenews/640f1ff19a79471cb8e76ba2?from=copy

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия