Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ИЗ МАТЕРИАЛОВ СОВЕЩАНИЯ НА ТЕМУ «СОКРАЩЕНИЕ ДИСПРОПОРЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ РЕГИОНОВ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ», СОСТОЯВШЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18.01.2024 г.
Слуцкий Л. Э.
президент факультета мировой политики
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
доктор экономических наук, профессор

Кротов М. И.
зав. кафедрой внешней политики России и стран СНГ
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
доктор экономических наук, профессор

Мунтиян В. И.
профессор кафедры внешней политики России и стран СНГ
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
доктор экономических наук


Матрица выравнивания структурных диспропорций в социально-экономическом положении регионов России
В статье представлена матрица, позволяющая на системном уровне определить причинно-следственные связи существующего уровня неравенства между российскими регионами. Выстроена структура преодоления неравенства на основе стратегического управления, включающего планирование, гибкость, адаптивность, прогнозирование рисков, обеспечивающих устойчивое развитие и безопасность регионов и страны в целом. Предложено создание центра системного анализа, обеспечивающего применение современных методологических принципов, процедур и методов, направленных на выработку рекомендаций по управлению социально-экономической системой региона в штатных и нештатных ситуациях.
Ключевые слова: регионы России, стратегическое управление, структурные диспропорции регионов, экономическая безопасность, национальная безопасность, устойчивое развитие регионов России
УДК 332.14   Стр: 6 - 21

Основной проблемой развития регионов являются образовавшиеся в силу разных причин социально-экономические диспропорции: неравномерность пространственного развития России, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню региональной безопасности и темпам социально-экономического развития. Это привело к негативным изменениям в воспроизводственных процессах экономики, социальной сфере, бессистемной миграции, ухудшению экологии и здоровья населения, нарушению нормального функционирования жизненно важных отраслей и, как следствие, к возникновению угрозы политической стабильности общества. Своевременное выравнивание этих диспропорций необходимо для обеспечения экономического роста и региональной безопасности, повышения уровня и качества жизни населения регионов — решения основных задач, предусмотренных Стратегией экономической безопасности Российской Федерации и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
Оптимальный алгоритм решения вышеприведенных задач мы видим в проведении следующих взаимоувязанных мероприятий:
– правильная оценка сложившейся ситуации. В начале важно понять суть проблемы и описать ее. Затем необходимо четко установить причины, приведшие к образованию проблемы. Иначе «лечение» может пойти по неправильному пути, вследствие чего ситуация усугубится, масштаб проблемы возрастет, в результате и время, и ресурсы будут нерационально потрачены;
– четкое определение системы целей, а также задач по достижению целей и переложение их на язык математического моделирования;
– правильное определение исходного состояния, которое является начальной точкой планирования процесса выравнивания диспропорций;
– точное целеуказание конечного состояния, достижение которого позволяет получить новый облик объекта, соответствующего заданным параметрам, эффектам и результатам.
Для выбора оптимального пути между начальной и конечной точкой, предлагается задействовать широкий спектр современных научных методов и практик, обеспечивающих органичный синтез законов социально-экономического развития, закономерностей стратегического управления, логики и практики стратегического планирования, способов и методов достижения целей и инструментария проверки сроков, полноты, достоверности и качества их выполнения. С целью повышения результативности работы по ликвидации региональных диспропорций, также необходимо задействовать механизм нейтрализации дестабилизирующих факторов и минимизации внешних и внутренних вызовов, рисков, угроз и опасностей экономического, социального, демографического, политического, информационного и экологического характера.
Решению всех этих задач будет способствовать предложенная нами Матрица выравнивания структурных диспропорций в социально-экономическом положении регионов Российской Федерации (далее Матрица выравнивания диспропорций), которая по своей сути является инструментом корректировки социально-экономического развития не только отдельных регионов, но и страны в целом. Она является аналогом создания системы управления стратегическим развитием регионов.
Применение Матрицы выравнивания диспропорций предполагает нахождение консенсуса между субъектами федерации, хозяйствующими субъектами и другими заинтересованными субъектами, а также использование научных методов выбора оптимального пути устранения сложившихся перекосов и обеспечения оптимальных межрегиональных и межгосударственных пропорций. Это в целом позволит обеспечить мультипликативный эффект, повышающий эффективность регулирования воспроизводственных процессов в экономике региона и экономики страны в целом. В Матрице выравнивания диспропорций заложены принципы системной методологии (См. [1]), а также главный принцип решения проблем, исходя из интересов всех слоев общества, укрепления его безопасности, обороноспособности, повышения социальной защищенности граждан и других общечеловеческих ценностей.
Матрица выравнивания диспропорций содержит в себе следующий функционал:
– разработка системы индикаторов, определяющих социально-экономическое состояние и развитие регионов, параметры уровней безопасности, а также степень и уровень риска при возникновении критической ситуации;
– увязка индикаторов с производственными мощностями, реальными потенциалами и имеющимися ресурсами;
– обоснование и выработка способов и методов регулирующего воздействия органов государственного управления для выравнивания структурных диспропорций в социально-экономическом положении регионов, с выходом на траекторию устойчивого социально-экономического развития;
– приведение социальных и экономических индикаторов в соответствие с целями, задачами, приоритетами и реальными ресурсными возможностями региона;
– определение уровня рисков и возможных последствий принятия управленческих решений;
– определение точек приложения усилий для осуществления выборочного вмешательства в те сферы, где сложились диспропорции.
Матрица выравнивания диспропорций предполагает модернизацию механизма координации государственного, регионального и муниципального стратегического управления, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Матрица выравнивания диспропорций дополняет действующие механизмы государственного управления, повышая эффективность и согласованность их действий, а также скорость принятия решений. Она направлена на снижение фактора неопределённости, достижения большей сбалансированности и устойчивости системы социально-экономического развития Российской Федерации.
Рис. 1. Эффект действия Матрицы выравнивания диспропорций

Дело в том, что за счет системно-комплексного подхода в «постановке диагноза», определении первопричины проблемы, изучения темпов развития регионов, структуры системы и их подсистем, внутриотраслевых пропорций и межотраслевых, в границах регионов и субъектов федерации достигается эффект выравнивания диспропорций. Часть диспропорций будет выравниваться за счет перераспределения и оптимизации финансовых потоков, а часть за счет аккумулирования внутренних источников, государственной поддержки и внешних заимствований. Также Матрица предусматривает мероприятия, реализация которых обеспечит финансовую устойчивость регионов и страны в целом.
Матрица выравнивания диспропорций социально-экономического развития регионов предполагает использование следующих научно-методологических подходов: системно-элементный подход, системно-структурный подход, системно-функциональный подход, системно-целевой подход, системно-ресурсный подход, системно-интеграционный подход, системно-коммуникационный подход, системно-исторический подход (См. [3]). Логическая схема ликвидации региональных диспропорций с использованием Матрицы выравнивания диспропорций представлена на рис. 2.
Рис. 2. Логическая схема ликвидации региональных диспропорций
Составлена авторами

Для того, чтобы Матрица выравнивания диспропорций была научно обоснована, постоянно совершенствовалась, а на основе её вырабатывались рекомендации для руководства страны и регионов, целесообразно создать Центр системного анализа, координации и принятия решений как высококомпетентную консультативно-экспертную организацию. Центр должен обеспечить применение современных методологических принципов, процедур и методов исследований, ориентированных на решение сложных междисциплинарных задач. Его целью будет являться получение конкретно-научных и прикладных результатов по устранению региональных диспропорций и кризисных ситуаций, выработка рекомендаций по управлению социально-экономической системой региона в штатных и нештатных ситуациях. Отличие данного Центра от существующих научных центров состоит в том, что он должен найти систему приемов и методов, позволяющих получить решение сложной системной задачи с практически приемлемой точностью, за допустимое время и при приемлемых затратах всех видов ресурсов. С учетом того, что часто объем и характер исходной информации об объекте исследования характеризуют неполнота, неточность, нечеткость и противоречивость.
Центр и неразрывно связанная с ним Матрица выравнивания диспропорций будут структурирующими инструментами, через которые проходит входящий информационный поток (Первый информационный контур), формирующий постановку проблемы, предоставляющий индикаторы, критерии, методы, целевые показатели, эффекты и результаты.
В процессе аналитической работы Центра произойдёт определение: уровня развития социально-экономической системы региона, ее структуры, пропорций и динамики текущей ситуации, а также прогноз сценарных оценок возможных тенденций социально-экономических процессов; целей, задач, приоритетов, стратегий программ и планов для обеспечения сбалансированного экономического роста, устойчивого развития регионов и страны в целом; формирование ресурсов для обеспечения выравнивания диспропорций; способов и методов достижения целей; выравнивание уровня обеспеченности регионов; создание благоприятного экономического климата в регионе; определение и систематизация индикаторов, которые характеризуют основные параметры и приоритеты регионального развития; увязка индикаторов с производственными мощностями, реальными потенциалами и имеющимися ресурсами. Центр обеспечит математическую постановку задачи и разработает вычислительный алгоритм.
Второй информационный контур включает взаимодействие Центра с органами власти: Центр получает и предоставляет в согласованном режиме информацию от федеральных и региональных властей. Информационные потоки циркулируют по каналам прямой и обратной связи в треугольнике: федеральные органы власти — регионы — Центр системного анализа. (см. рис. 2).
Центр проводит системный анализ, подготавливает управленческие решения для их принятия федеральными органами власти и для субъектов управления региональной власти. Задачей работы Центра является проведение региональной политики для выравнивания социально-экономического развития регионов, поддержки отстающих в экономическом отношении регионов с низким финансовым потенциалом и невысоким доходом на душу населения, а также для поддержки прорывных точек экономического роста.

Матрица выравнивания структурных диспропорций в социально-экономическом положении регионов Российской Федерации [2, 4, 5]
ПроблемаПричинаЦель и пути решения проблемыМетодыЭффект/результат
1.Отсутствие комплексной стратегии развития регионов России.Низкое качество системы управления;
Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р, была разработана на основе стратегических документов, которые уже утратили силу (например, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683), а также в ней не учтены факторы, вызванные эпидемией COVID-19, санкционной войной против РФ, СВО и появлением новых вызовов и угроз.
– разработать и принять комплексную модель структурирования будущего целостного государственного территориально-экономического пространства РФ;
– разработать и принять новую Стратегию пространственного развития РФ на период до 2035 г.
В соответствии с единым стратегическим замыслом и стратегическим планом в новой общенациональной Стратегии пространственного развития РФ на период до 2035 г, каждому региону разработать Стратегию развития региона, нацеленную на выравнивание существующих диспропорций, поддержание жизненного уровня региона в пределах контуров устойчивости, проводить активную муниципальную и региональную политику, стимулирующую устойчивое развитие региона и рост благосостояния его населения.
Особое внимание в Стратегии должно быть уделено обеспечению национальной безопасности, как системного единства развития государства и одновременно необходимой самостоятельности регионов и муниципальных образований в пределах, обеспечивающих целостность и неделимость страны, а также полное и неукоснительное распространение суверенитета РФ на всю ее территорию.
– системно-элементный подход;
– системно-структурный подход;
– пространственный анализ.
эмерджентный эффект — возникновение в системе новых интегративных качеств, не свойственных ее компонентам;
эффект целостности — когда каждый регион вносит вклад в реализацию целевой функции, обеспечивая целостность государства и его развитие как единой системы.
2.Разрыв традиционных хозяйственных связей между регионамиНеэффективная структурная реформа в экономике– принять меры по восстановлению традиционных и налаживанию новых хозяйственных связей между регионами, исходя из целесообразности и социально-экономической востребованности;
– обеспечение институциональной и структурной реформы национальной экономики на современной технологической основе.
– системно-функциональный подход;
– системно-ресурсный подход
– повышение уровня взаимодействия с регионами;
– восстановление горизонтальных связей;
– устранение изоляционизма.
3.Отсутствие новых взаимосвязей между центром и регионами, между самими регионами, между регионами и экономическими субъектамиОшибки при проведении институциональной и структурной реформ.
Деформация территориальной структуры и межрайонных связей, вызванная как общим кризисом экономики страны, так и образовавшимися несоответствиями сложившихся территориальных пропорций требованиям и условиям устойчивого развития экономики.
Обеспечение скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов естественных монополий по реализации приоритетов пространственного развития РФ;
– развитие цифровых платформ для взаимодействия и координации регионов, муниципалитетов, субъектов экономической деятельности и граждан.
– системно-коммуникационный подход;
– ретроспективный анализ.
Эффект иерархичности — обеспечение иерархической упорядоченности, налаживание взаимоотношений между вышестоящим и нижестоящим уровнями;
– обеспечение согласованности и обоснованности процедур по решению любых проблем управления.
4.Отсутствие эффективно функционирующего хозяйственного механизма, связывающего воедино по горизонтали и вертикали системные элементы механизма.Несовершенная хозяйственная организация общества, отсутствие хозяйственного механизма как целостной системы– предложить эффективную модель работы и взаимодействия региональной экономики и национальной экономики, которые в предложенной модели являются составными частями общего механизма и подсистемами целостной системы, работающими в равной степени на обеспечение целостности и устойчивого поступательного развития;
– обеспечение взаимодействия и координации между центральным и региональным уровнем управления стратегическим развитием регионов.
– системно-комплексный подход– обеспечение эквивалентности всеобщего товарообмена;
– обеспечение общехозяйственной пропорциональности;
– сглаживание противоречий между макроэкономикой и микроэкономикой;
– сбалансированное развитие экономики.
5.Низкий уровень интеграции и кооперации регионовСлабое развитие интеграционных процессов и кооперационных связейПроведение эффективной региональной интеграции при приоритетности национальных интересов России и соблюдении интересов коренных национальностей данного региона:
– эффективное использование природного потенциала, обеспечение безопасного и устойчивого развития страны;
– формирование единого информационного пространства;
– укрепление социально-экономической политики страны и противодействие сепаратистским тенденциям;
– обеспечение конкурентоспособности экономики страны и регионов;
– преодоление бедности населения регионов;
– сокращение чрезмерной дифференциации доходов населения по регионам;
– сокращение дифференциации по уровню и качеству жизни и связанных с ней аспектов (здравоохранение, образование, занятость, условия жизни, безопасность жизнедеятельности, экология и т.п.);
– сокращение уровня деприваций (доступ к чистой воде, продуктам питания, газоснабжению, транспорту, экобезопасным районам и т.д.), которые испытывают люди в регионах
системно-интеграционный подход;– снижение зависимости от импорта;
– увеличение емкости спроса;
– увеличение конкурентоспособности региона;
– географическое расширение рынка;
– эффект взаимодополнения и координации производственных циклов;
– снижение издержек и повышение уровня ВРП.
6.Отсутствие полноценной системы стратегического планированияДопущенные ошибки при построении системы стратегического управления:
– неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость и финансово-экономическую безопасность;
– обострение глобальных проблем;
– возникновение, новых вызовов и угроз;
– возникновение чрезвычайных ситуаций (военные конфликты, финансово-экономические кризисы, санкционные войны, стихийные бедствия и необходимость ликвидации их последствий
Внедрение полноценной системы стратегического планирования, обеспечение согласованности и координации индикативного планирования с системой стратегического планированияМетодология стратегического планирования– устранение диспропорции между спросом и предложением;
– обеспечение согласования ресурсов и потребностей, приведение их в оптимальное соответствие между собой;
– обеспечение нормального развития общества и функционирования хозяйствующих субъектов в разных горизонтах планирования;
– оптимизация стратегических прогнозов, программ, планов, бюджетов
7.Отсутствие эффективно функционирующей системы реализации и контроля стратегических документовХроническое запаздывание с встраиванием полноценной системы стратегического планирования в практическую деятельность обществаВнедрение эффективной системы мониторинга, учета, контроля и анализа стратегических документов:
– цифровизация процессов мониторинга, учета, контроля стратегических документов;
– разработка современной системы показателей стратегического планирования и государственного регулирования, способную обеспечить комплексную количественно-качественную характеристику всех аспектов функционирования планируемых объектов
– метод формализации;
– нормативный метод;
– методы социально-экономического анализа;
– эвристические методы.
– обеспечение эффективного функционирования обратных связей;
– повышение уровня организации выполнения управленческих решений;
– своевременная координация при подготовке и принятии управленческих решений;
– эффективное регулирование и оперативное управление процессом выполнения решений.
8.Отсутствие системной региональной политики.Диспропорции при разработке и реализации пространственно-региональной политики и административной реформыРазработка новой пространственно-региональной политики:
– устранение существующих диспропорций и создание благоприятных условий для безопасного и устойчивого развития регионов;
– выравнивание социально-экономического развития регионов;
– поддержка регионов с низким финансовым потенциалом и невысоким доходом на душу населения;
– поддержка перспективных регионов;
– четкое законодательное закрепление разделения полномочий федеральных и законодательных органов власти;
– выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
– создание единого экономического пространства на принципах федерализма, единой эффективной социальной, финансово-экономической, налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики;
– обеспечение правовых и экономических основ местного самоуправления;
– выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов, путем внедрения справедливой и прозрачной системы формирования бюджетов и совершенствование межбюджетных отношений;
– согласование в бюджетном процессе текущих и стратегических целей и государственной региональной экономической политики;
– внедрение эффективных механизмов и процедур бюджетного процесса;
– выработка единых принципов и научно обоснованных отношений между бюджетами разных уровней;
– создание эффективных и надежных инструментов, позволяющих превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы регионов.
Многоцелевой анализНовые принципы, формы, способы, механизмы и инструменты разработки и реализации региональной политики на системно -комплексной основе, путем сбалансированного консенсуса центра, регионов, хозяйствующих субъектов с целью повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения высокого уровня занятости, стабильного уровня цен, обеспечения социальной справедливости, правовой защиты, доступной и эффективной системы социального обеспечения регионов.

ПроблемаПричинаЦель и пути решения проблемыМетодыЭффект/результат
9.Игнорирование региональных особенностей при программировании и финансировании комплекса мероприятий по социально-экономическому развитию регионов и отдельных территорий– ошибки при определении приоритетов и нарушение обратной связи;
– несбалансированность формирования и осуществления региональных программ и целевых государственных программ поддержки конкретных регионов
Обеспечение баланса интересов центра и регионов. При разработке стратегий социально-экономического развития регионов и планов по их реализации необходимо учитывать следующие региональные особенности:
– экономико-географическое положение;
– природно-ресурсный потенциал;
– природно-климатические условия;
– демографический потенциал;
– структуру населения;
– структуру и специализацию экономики региона;
– ресурсную и финансовую обеспеченность;
– достаточность мобилизационных резервов;
– уровень социально-экономического развития региона;
– комплексную оценку экономической устойчивости региона
– системно-исторический подход;
– метод культурно-исторического анализа;
– метод исторической реконструкции;
– ретроспективный анализ
Повышение устойчивости, качества и эффективности системы управления в регионах за счет учета новых параметров, условий чувствительности и региональной специфики
10.Отсутствие практики применения единых принципов и современных подходов при разработке и реализации региональной политикиОтсутствие единой методологии стратегического планирования– обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства РФ;
– обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод граждан на всей территории РФ;
– использование дифференцированного подхода при разработке мер государственной поддержки социально-экономического развития территорий с учетом демографической ситуации, особенностей системы расселения, уровня и динамики развития экономики и специфических природных условий;
– применение комплексного системного подхода к социально-экономическому развитию территорий.
– принцип единства, централизма и самостоятельности;
– принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга;
– принцип единства экономики и политики;
– принцип повышения конкурентоспособности регионов различного ранга и их систем управления;
– обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев;
– принцип системности;
– принцип социальной доминантности;
– принцип научности;
– принцип партнерства;
– принцип институционализации;
– принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов.
– эффект целостности;
– эффект аддитивности (свойство, когда значение величины соответствует целому объекту. Эффекты, полученные регионами, суммируются, и их величины соответствуют целому эффекту страны;
– эффект синергизма (усиливающийся эффект в ходе взаимодействия и сотрудничества отдельных регионов);
– повышение упорядоченности, согласованности взаимодействия центра и регионов и объектов управления внутри регионов;
– совершенствование вертикальных и горизонтальных связей между разными уровнями управления.
11.Неравенство условий конкуренции, связанное с региональными особенностями и низкой эффективностью государственного и корпоративного управления– низкая эффективность государственного и корпоративного управления;
– отсутствие условий и механизмов обеспечения равных стартовых возможностей жизнедеятельности населения с учетом минимальных гарантий государства и бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя.
Создание равных условий для здоровой конкуренции:
– повышение эффективности и качества государственного и корпоративного управления;
– стимулирование развития межрегионального и межмуниципального сотрудничества;
– создание благоприятных условий для обеспечения реальной и прозрачной конкуренции регионов за инвестиционные ресурсы;
– создание стимулов для регионов по привлечению внешних и внутренних инвестиций при формировании межбюджетных трансфертов;
– формирование новых центров экономического роста;
– осуществление государственной поддержки федеральных программ регионального развития;
– создание благоприятного экономического климата в регионах.
– сетевые методы;
– эвристические подходы;
– логические методы моделирования и принятия решений;
– метод группового учета аргументов;
– метод сопряжения функций;
– методы теории управления;
– методы теории принятия решений.
– повышение уровня конкурентоспособности регионов;
– обеспечение оптимальной пропорции между соответствующими субъектами управления
12.Проблемы, связанные с квалификацией и мобильностью рабочей силыДиспропорции между потребностями рынка труда и политикой подготовки кадров– создание благоприятных условий и системы мотивации для развития рынка труда и эффективного регулирования занятости;
– проведение мероприятий по обеспечению широкой мобильности и территориально-рационального разделения рабочей силы;
– развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест в малых городах и сельских районах;
– улучшение условий для жизни — финансирование культуры, спорта, досуга, а также образования и здравоохранения;
– внедрение системы льготных кредитов и займов для переселенцев, предоставления льготного жилья и земельных участков для строительства жилья и подсобного хозяйства.
– методы теории анализа статистических величин;
факторный анализ;
оценка социального воздействия.
– повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
– снятие напряженности в трудовых коллективах.
13.Неразвитость транспортной инфраструктурыДисбалансы национальной экономики– повысить уровень экономической связанности территорий РФ и мобильности трудовых ресурсов посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры;
– обеспечить строительство обходов городов и организацию скоростного автомобильного и железнодорожного сообщения между крупными городскими агломерациями.
– прямые методы вычислительной математики;
статистическое прогнозирование;
математическое моделирование;
теория игр;
методы искусственного интеллекта.
– обеспечение связанности территории РФ;
– повышение уровня безопасности глобальной конкурентоспособности;
– получение дополнительных конкурентных преимуществ за счет роста транзитного потенциала
14Низкий уровень развития систем образования и здравоохранения в значительной части регионов.– структурная несбалансированность социально-экономической системы страны и ее регионов;
– наличие в регионах негативных социальных последствий структурной перестройки экономики
– расширить применение дистанционных форм выполнения трудовой деятельности для увеличения пространственной доступности услуг (прежде всего медицинских, образовательных, консультационных) в регионах за счет развития информационно-телекоммуникационных технологий;
– развитие сети врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах;
– использование мобильных медицинских комплексов, а также применение телемедицины;
– развитие выездных форм оказания услуг в сфере здравоохранения и социального обслуживания;
– повышение доступности лекарственных средств;
– восстановление государственной системы санитарной авиации;
– увеличение финансирования здравоохранения.
– прогнозирование поведения процесса;
метод системного анализа и синтеза;
эксперимент;
оценка социального воздействия.
Социально-экономический эффект:
– повышение уровня и качества жизни.
15.Неэффективность работы финансовой сферы и недоверие к финансовым институтам, прежде всего к денежно-кредитным, рост долговой нагрузки населения, дефицит финансовых ресурсов.– отсутствие финансового суверенитета страны;
– диспропорции функционирования национальной финансовой системы;
– необеспечение регионами выполнения мероприятий в федеральных программах, имеющих ресурсную поддержку со стороны государства
– повышение эффективности и доступности работы кредитно-денежной системы;
– обеспечение ценовой стабильности;
– выпуск долгосрочных облигаций для юридических и физических лиц под инвестпроекты;
– использование сверхнормативных средств валютных резервов и ФНБ;
– снижение стоимости банковского кредита;
– ограничение рисков, связанных с повышенной долговой нагрузкой;
– совершенствование финансовых межбюджетных отношений, выработка четких критериев и механизмов предоставления государственной поддержки развития регионов;
– совершенствование государственного стратегического планирования бюджетного и финансового выравнивания.
– балансовый метод;
– создание системного и прикладного программного обеспечения;
– методы анализа рисков;
– адаптивное сглаживание
скользящая медиана;
– экономико-математические методы и модели;
– оценивание параметров финансовой устойчивости регионов.
– обеспечение суверенитета и независимости национальной финансовой системы;
– повышение эффективности функционирования национальной финансовой системы и ее подсистем;
– обеспечение необходимой монетизации региональных экономик.
16.Низкий уровень экономической интеграцииНесбалансированность национальной экономики– активизировать процессы экономической интеграции по линии СНГ, ЕАЭС, ШОС и др. региональными объединениями;
– ускорить переориентацию внешнеэкономических связей от Запада к Востоку и Югу, что позволит создать новые возможности для сотрудничества и расширения экономических связей в регионах;
– укрепление экономической интеграции регионов с использованием преимуществ территориального разделения и кооперации труда.
– системно-интеграционный подход;
– системно-коммуникационный подход;
– системный анализ.
– интеграционный эффект;
– повышение эффективности экономических связей и конкурентоспособности регионов.
17.Нарушены воспроизводственные пропорции региона как субъекта мезо экономики.Диспропорции региона как субъекта мезо экономикиРазработать и принять комплекс мер по:
– восстановлению воспроизводственных пропорций регионов;
– размещению производительных сил, совершенствованию форм и методов территориальной организации производства;
– созданию рыночной инфраструктуры регионального хозяйства;
– совершенствованию форм и методов государственного регулирования экономики на региональном уровне;
– возрождению небольших городов, заброшенных поселений в сельской местности, а также сельскохозяйственных угодий и промышленных объектов;
– санации и прямое финансовое участие в перепрофилировании производств в депрессивных регионах;
– создание благоприятных условий для наращивания экспортного потенциала регионов;
– обеспечение роста доли инвестиций, вложенных в человеческий капитал;
– усиление межрегионального сотрудничества и координации.
– системный анализ;
– логические методы моделирования и принятия решений;
метод совместного оценивания параметров и состояний;
– метод пропорциональных отношений;
– методы многомерных пропорциональных отношений.
– устранение региональных диспропорций в территориальной организации общественного производства;
– повышение эффективности хозяйства отдельных регионов и территориально-производственных комплексов.
18.Усиление межрегиональной дифференциацииДисбалансы межрегионального уровняПринятие мер по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ и снижению внутрирегиональных социально-экономических различий:
– диверсифицировать экономику страны путем снижения сырьевого сектора и увеличения доли высокотехнологичных отраслей;
– снижение региональной дифференциации в уровне оплаты труда
– метод системного анализа и синтеза;
– оценивание параметров случайных процессов;
– балансовый метод;
– оценка последствий.
Выравнивание межрегиональной дифференциации
19.Стагнация производстваСтруктурная несбалансированность национальной экономики.– провести оптимизацию пространственного размещения производительных сил, условий международной торговли, научно-технологического развития, логистических и технологических цепочек с учетом новой ситуации;
– провести на инновационной основе структурную перестройку экономики регионов с учетом их потенциала и региональных особенностей;
– провести реконструкцию востребованных производственных мощностей путем конверсии или реконверсии оборонных и гражданских отраслей;
– провести демонополизацию производства, налаживание добросовестной конкуренции производителей товаров независимо от формы собственности на средства производства;
– обеспечить ограничение тарифов инфраструктурных монополий;
– обеспечить эффективное использование региональных ресурсов путем достижения устойчивой конкурентоспособности производимой продукции;
– сформировать точки роста, в которых сосредоточены важные конкурентные преимущества;
– повысить долю обрабатывающих производств, в том числе за счет импортозамещения и оборонного заказа;
– усовершенствовать территориальную организацию оказания услуг отраслей социальной сферы;
– провести эффективное пространственное размещение перспективных производств;
– обеспечить повышение уровня переработки сырья
экономико-математические методы и модели;
многомерный статистический анализ;
– факторный анализ;
– кластерный анализ;
– оценка социального воздействия
– обеспечение поступательной динамики экономического роста;
– улучшение условий занятости;
– улучшение социальной инфраструктуры;
– рост производительности труда;
– увеличение количества рабочих мест.
20.Неразвитость приграничного сотрудничестваРезкое отставание в развитии приграничных связей.-повысить интенсивность, хозяйственных контактов и взаимовыгодного сотрудничества с сопредельными территориями пограничных государств;
– принять меры по стимулированию приграничного сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации с сопредельными странами;
– укрепление торгово-экономических связей, правовой базы и таможенной службы приграничных регионов России;
-системно-интеграционный подход;
– системно-коммуникационный подход;
– системно-исторический подход;
– методы анализа рисков.
Увеличение внешнеторгового оборота

ПроблемаПричинаЦель и пути решения проблемыМетодыЭффект/результат
21Высокий уровень социального неравенстваНарушение пороговых значений социальной безопасности, прежде всего в плане социального расслоения общества.Ликвидация социального неравенства и несправедливости:
– приведение интегральных показателей уровня и качества жизни в регионах к среднему по стране;
– улучшение условий проживания граждан;
– повышение платежеспособного внутреннего спроса на товары и услуги;
– обеспечение сбалансированности роста кредитования физических лиц;
– обеспечение устойчивого роста показателей общей продолжительности жизни и здоровья населения регионов.
– методы конечных элементов и конечных разностей;
– эвристические подходы;
– методы экспертных оценок;
– оценка социального воздействия;
– смягчения последствий;
– методы оценки уровня социально-экономической и политической безопасности.
– обеспечение социальной безопасности и политической стабильности;
– улучшение уровня благосостояния населения.
22Коррупция региональных органов властиНизкий уровень контроля, прозрачности правоохранительной, прокурорской и судебной деятельности. Низкая активность общества в сфере правозащитной деятельности– принятие комплекса мероприятий по повышению эффективности борьбы с коррупцией;
– обеспечение безопасности бизнеса.
Логические методы моделирования и принятия решений:
– сравнительно-правовой;
– метод правового моделирования;
– индукции;
– дедукции;
– аналогии;
абстрагирования и обобщения;
юридической интерпретации.
– снижение уровня коррупции;
– снижение объемов неформальной и теневой экономики.
23Высокий уровень безработицы в отдельных регионахОгромные диспропорции в экспортно-импортной политике, чрезмерная открытость внутреннего рынка, неразвитость рыночной и социальной инфраструктуры. Слабая защищенность внутреннего производителя мелкого и среднего предпринимателя.– образование новых мест занятости и переквалификация персонала;
– принятие мер по повышению устойчивости системы расселения, путем социально-экономического развития городов и сельских территорий;
– обеспечение социального обустройства территорий с низкой плотностью населения с недостаточным собственным потенциалом экономического роста;
– принятие комплекса мер по снижению безработицы;
– обеспечение стабильности социально-экономического развития регионов, их способности к постоянному восстановлению и самосовершенствованию.
Системно-комплексный подход:
– факторный анализ;
– системный анализ;
– смягчения последствий;
– оценка социального воздействия.
– создание новых рабочих мест;
– улучшение занятости;
– улучшение благосостояния граждан;
– уменьшение безработицы
24Снижение уровня жизниДиспропорция между природно-ресурсным потенциалом и финансовой мощью государстваПринятие неотложных мер по снижению уровня бедности и неравенства:
– обеспечение роста реальных доходов граждан, сокращение разрыва в уровне развития регионов;
– защита материнства и детства, поддержка семей и сбережение народа;
– повышение доходов населения в сфере науки, образования и здравоохранения;
– предоставление бесплатных земельных участков на цели ИЖС;
– предоставление льготной ипотеки на цели ИЖС или на приобретение жилья;
– повышение пособия малоимущим гражданам;
– сокращение дифференциации доходов и повышение покупательной способности населения.
Системно-комплексный подход:
– системный анализ;
– итерационные методы;
– методы оценки пороговых значений жизнеобеспечения;
– метод смягчения последствий;
– оценка социального воздействия;
– методы анализа рисков
Повышение уровня и качества жизни:
– улучшение социальной защищенности граждан;
– улучшение правовой защищенности граждан;
– укрепление здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности;
– улучшение жилищных условий;
– получение качественного образования.
25Высокая степень социального неравенстваДиспропорция социальных слоев и социальная несправедливость;
– неудовлетворительные экономические условия жизни;
– ограничены социальные возможности полной реализации своих способностей;
– высокий уровень монополизации отдельных производств, их концентрация в ограниченном числе районов, порождающая региональный монополизм;
– усиление имущественного расслоения населения
Устранить критические диспропорции социального расслоения, привести параметры к уровню пороговых значений безопасности:
– обеспечить баланс трудовых ресурсов, уровня занятости населения и структуры занятости по видам экономической деятельности, а также потребности населения в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов, наличия квалифицированных кадров и сопутствующей инфраструктуры;
– провести выравнивание межрегиональных социально-экономических диспропорций;
– снизить уровень межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ;
– стимулировать внедрение социальных новаций, которые рождаются на местах, новых идей, стратегий, технологий, способов и методов, которые способствуют решению социально-значимых задач, вызывающих социальные изменения общества;
– создание системы поощрения регионов, которые решают свои социальные проблемы самостоятельно и способствуют поддержке проблемных регионов.
– эвристические подходы;
– экспертные системы;
– метод совместного оценивания параметров и состояний;
– модификация метода группового учета аргументов;
– анализ смягчения последствий;
– оценка социального воздействия.
– улучшение социальной структуры регионов;
– повышение уровня благосостояния населения;

ПроблемаПричинаЦель и пути решения проблемыМетодыЭффект/результат
26Негативные демографические тренды– демографический кризис 90-х годов и неэффективная демографическая политика последующих лет, неудовлетворительные условия жизни;
– рост числа депрессивных регионов.
– стабилизировать население регионов за счет активной семейной политики, управляемой миграции и возвращения соотечественников из-за рубежа;
– повышение рождаемости, формирование мотивации к многодетности;
– установление повышенной величины маткапитала в зависимости от неблагоприятных климатических условий проживания;
– распространение маткапитала на всех детей;
– внедрение прогрессивной системы выплат в зависимости от очередности рождения ребенка;
– увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
– снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний;
– повышение качества и доступности медицинской помощи.
– системно-комплексный подход;
– системный анализ;
– анализ трендов;
– метод совместного оценивания параметров и состояний;
– метод группового учета аргументов;
– анализ смягчения последствий;
– логические методы моделирования и принятия решений.
Обеспечение демографической безопасности регионов
27Высокий уровень бюджетной и финансовой неустойчивости экономик регионов– низкая эффективность финансово-банковской системы в трансформации сбережений в инвестиции;
– неэффективная денежно-кредитная и фискально-бюджетная политика;
– разработка и принятие новой методики обоснования финансовой помощи регионам, на основе системного подхода формирования дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности;
– формирование бюджетов развития;
– повышение эффективности использования бюджетных средств;
– обеспечение устойчивости рубля;
– обеспечение сбалансированности бюджетной системы;
– укрепление делового климата в регионах.
– системный анализ;
– оценка параметров финансовой устойчивости регионов.
Повышение финансовой устойчивости регионов
28Сокращение занятости в сфере науки и снижение объема научных исследований– резкое отставание научно-технологического развития от мировых тенденций;
– отсутствие спроса со стороны государства и бизнеса на инновации;
– снижение научно-технического потенциала регионов
– расширение географии и ускорение экономического роста на основе инновационной модели развития и экономики знаний;
– обеспечение ускорения темпов экономического, научно-технологического и инновационного развития территорий;
– создание в инновационных научно-технологических центрах передовой исследовательской и инновационной инфраструктуры;
– создание на базе ведущих профессиональных образовательных организаций межрегиональных центров компетенций;
– активизация восстановления отраслей жизнеобеспечения и наукоемкого, высокотехнологичного производства в кризисных районах;
– создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе перспективных высоких технологий;
– предоставление бюджетных гарантий на техническое и технологическое переоснащение отраслей специализации кризисных территорий;
– реализация региональных программам повышения устойчивости кризисных территорий;
– содействие формированию территориальных научно-промышленных комплексов;
– создание условий и стимулов для повышения заинтересованности российского бизнеса в развитии научной, научно-технологической и инновационной деятельности;
– ускорение внедрения в промышленное производство результатов научных исследований для обеспечения полного научно-производственного цикла;
– развитие инструментов защиты интеллектуальной собственности.
– многоцелевой анализ;
– эвристические подходы;
– анализ смягчения последствий;
– методы представления знаний и данных.
Минимизация эффекта:
– снижение оттока высококвалифицированных
кадров;
– повышение уровня инновационности экономики.
29Снижение этнокультурной идентичности народов РФОтсутствие нового облика России, самоидентификации многонационального российского народа.– обеспечение информационной безопасности многонационального народа РФ, сохраняющего исторически сложившееся государственное единство;
– проведение историко-культурных мероприятий, развитие сети историко-культурных заповедников, способствующих сохранению этнокультурной идентичности народов РФ и уникальных культурных ландшафтов;
– учет этнокультурного фактора при обеспечении социально-экономического развития субъектов РФ;
– укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;
– обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, включая поддержку их экономического, социального и этнокультурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного природопользования и образа жизни;
– обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования, сохранение природного и историко-культурного наследия;
– обеспечение доступа к природным и культурным ценностям;
– учет интересов и мнения населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития региона;
– сохранение природного и культурного наследия, а также содействия сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов;
– расширение туристской и обеспечивающей инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммунальной, объектов инженерной защиты территории) на сельских территориях и продвижения их туристских ресурсов на внутреннем и международном туристских рынках;
– совершенствование территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания)
– ретроспективный анализ;
системно-исторический подход;
анализ принятия решений.
– эффект коммуникативности (характеризует сложное единство системы со средой);
– историчности;
– этногенеза.
30Возрастание антропогенных и техногенных нагрузок в регионах, рост загрязнения окружающей природной среды.Диспропорции между ростом экологических угроз и наличием сил и средств по их нейтрализации.Оздоровление экологической обстановки регионов и крупных городских агломераций:
– улучшение состояния окружающей среды, сохранение и развитие зеленого фонда городов и пригородных территорий;
– стимулирование внедрения инновационных и экологически чистых технологий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;
– обеспечение рационального и эффективного использования природных ресурсов;
– расширение использования экологически безопасного транспорта для обслуживания населения и отраслей экономики, реализации мер по защите от шумового загрязнения;
– развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая развитие индустрии обработки и утилизации отходов;
– стимулирование мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных земель, восстановление лесов и водных биологических ресурсов;
– совершенствование систем мониторинга и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений (ураганов, градов, селей, наводнений, засух, природных пожаров, цунами и др.), в том числе развития наземной гидрометеорологической сети и расширение применения дистанционных методов контроля, мониторинга и прогнозирования;
– ликвидация проблем в сфере безопасности населения, проживающего на территориях, подверженных высокому риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера;
– развитие «зеленой» и низкоуглеродной экономики.
– системный анализ;
– методы искусственного интеллекта;
– методы анализа рисков;
– методы обеспечения безопасности.
– снижение техногенной нагрузки;
– обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования.
31Бессистемная миграция– диспропорции в миграционной политике,
неудовлетворенность людей уровнем своего благосостояния, неудовлетворительные условия (социальные, экономические, демографические, правовые);
– неэффективное межрегиональное разделение труда;
– несовершенство механизма использования трудовых ресурсов;
– несформированность региональных рынков труда.
– создание стимулов остановки «оттока мозгов» из страны и стимулирование притока высокопрофессиональных специалистов и ученых;
– проведение эффективной миграционной политики, оказывающей положительное воздействие на экономику страны;
– содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
– организационная и финансовая поддержка социально-бытового обустройства граждан, включая предоставление налоговых льгот, а также за счет опережающего развития рынка доступного арендного жилья.
– системно-комплексный подход;
системный анализ;
методы анализа рисков;
методы оценки и принятия решений.
Социально-экономический и демографический эффект.
32Рост преступностиДиспропорции в распределении доходов, социальной защищенности, ошибки в миграционной политике, рост коррупции, внешнее информационно-психологическое воздействие на общество, низкий уровень информационной защиты и просветительско-воспитательной работы.– снижение уровня преступности и повышение безопасности граждан;
– предотвращение межнациональных конфликтов в регионах со сложным национальным составом населения;
– предотвращение конфликтов между отдельными социальными слоями и группами населения в районах, характеризующихся сильным расслоением по уровню доходов;
– ликвидация криминогенной обстановки:
снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде;
– профилактика преступности;
– обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления;
– формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.
– системный анализ;
– общенаучные и специальные юридические методы криминалистики, судебно-экспертной и оперативно розыскной деятельности.
Снижение уровня криминогенности
33Низкая инвестиционная привлекательность территорий,
дефицит инвестиционных ресурсов у большей части регионов.
– структурная несбалансированность национальной экономики, огромные инвестиционные диспропорции;
– недостаточный для удовлетворения платежеспособного спроса уровень развития производственной и социальной инфраструктуры.
– создать условия, повышающие инвестиционную привлекательность территорий;
– провести инвентаризацию отраслевых правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) хозяйствующим субъектам субсидий и иных целевых трансфертов из федерального бюджета;
– провести инвентаризацию комплексных планов развития инфраструктуры субъектов РФ и инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
– провести комплексный анализ социально-экономических эффектов от реализации каждого проекта;
– обеспечение ускорения темпов прироста инвестиций в основной капитал;
– обеспечение доступности долгосрочного кредитования;
стимулирование использования внутренних источников инвестиций.
– системный анализ;
– методы анализа статистических величин;
– многомерный статистический анализ;
– кластерный анализ;
– анализ трендов;
– экономико-математические методы и модели.
– обеспечение сбалансированности национальной экономики;
– повышение уровня инвестиционной привлекательности регионов;
– переход на инновацинно-инвестиционную модель развития
34Низкая производительность трудаОшибки, допущенные в процессе реформирования экономики:
– низкое качество и эффективность корпоративного управления;
– низкая наукоемкость производства;
– отсутствие спроса на инновации;
– низкая конкурентоспособность отдельных отраслей и предприятий реги­онального хозяйства, вызванная их технической отсталостью, неэффективностью используемого сырья и материалов, высокой энергоемкостью и материалоемкостью производства;
– высокий уровень изношенности и технологическая отсталость.
Принятие мер по повышению производительности труда:
– внедрение новых технологий, повышение уровня оснащённости;
– повышение эффективности организационно-управленческих факторов;
– модернизация промышленных предприятий и инфраструктуры;
– цифровизация экономики;
– использование технологий искусственного интеллекта;
– трансфер технологий;
– повышение производственной дисциплины;
– научная организация труда;
– эффективность менеджмента, внедрение новых форм и методов повышения производительности труда;
– создание высокотехнологичных рабочих мест.
– системный анализ;
– факторный анализ;
– кластерный анализ;
– сетевые методы;
– моделирование инновационной системы и экономики знаний
Повышение производительности труда, фондоотдачи и рентабельности производства
35Низкая эффективность особых экономических зон.Отсутствие благоприятных условий для их создания.– создание эффективных экономических зон и новых форм хозяйствования;
– совершенствование механизма реализации государственных программ социально-экономического развития приоритетных геостратегических территорий РФ.
– институциональный анализ;
– анализ смягчения последствий.
– получение новых точек экономического роста;
– создание высокопроизводительных рабочих мест
36Неустойчивое состояние агропромышленного комплекса– наличие региональных диспропорций в обеспечении продовольственной безопасности при создании запасов и резервов длительного хранения
– существенная зависимость отрасли АПК от импорта;
– низкая распространенность технологий сбережения урожая и его глубокой переработки;
– монополизация отрасли, сокращение численности малых фермерских хозяйств;
– отток трудовых ресурсов из деревни в город.
Разработка и реализация Стратегии комплексного развития сельских территорий:
– улучшение условий жизни в сельских населенных пунктах, в том числе путем сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечение коммунальной инфраструктурой, в том числе центральным водоснабжением и водоотведением, газо-, энергоснабжением;
– преодоление критической зависимости от импорта в области племенного дела, селекции, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства), средств защиты растений;
– содействие развитию малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг (отраслей социальной сферы, сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, информационно-консультационных услуг, услуг в области хранения и переработки местного сельскохозяйственного сырья и других услуг);
– повышение транспортной доступности сельских территорий до ближайших межмуниципальных обслуживающих центров за счет развития и приведения в нормативное состояние сети региональных и местных дорог, стимулирования развития общественного транспорта;
– создание благоприятных условий для повышения уровня конкурентоспособности экономики сельских территорий, являющихся, в том числе, перспективными агропромышленными центрами, путем продвижения уникальных локальных брендов, содействия развитию потребительской и иных форм кооперации, фермерства, повышения доступности для малых и средних товаропроизводителей рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержки развития специализированной инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, внедрения технологий и оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, содействия развитию объектов мелиорации, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и пашен.
– системный анализ;
– факторный анализ;
– кластерный анализ;
– анализ смягчения последствий.
– обеспечение продовольственной безопасности;
– повышение независимости от зарубежных поставок;
– повышение глубины переработки сырья, выпуска готовой продукции и увеличение добавленной стоимости;
– обеспечение безопасности и повышение качества продуктов питания;
– исключение из производства пищевых продуктов генно-модифицированной продукции и вредных химических и биологических препаратов.

ПроблемаПричинаЦель и пути решения проблемыМетодыЭффект/результат
37Увеличение оттока населения из Восточной Сибири, северных районов европейской части Российской Федерации и Дальнего Востока.– структурная несбалансированность национальной экономики;
– допущенные ошибки при реформировании экономики и территориальном размещении производительных сил;
– ухудшение физического и нравственного здоровья населения данных регионов.
– утверждение комплекса мер по привлечению населения на территории со значительным экономическим потенциалом;
– стимулирование внутренней и внешней миграции;
– принятие действенных мер по сокращению миграционного оттока из Восточной Сибири, северных районов европейской части Российской Федерации и Дальнего Востока;
– повышение эффективности антикризисного регулирования социально-экономических процессов.
– системно-комплексный подход;
– системный анализ;
– анализ трендов;
– метод совместного оценивания параметров и состояний.
Эффект эквифинальности (характеризует предельные возможности систем). При изменении определенных параметров данных регионов они способны достичь высоких темпов экономического роста.
38Ограниченная пропускная способность на магистральных железных и автомобильных дорогах, образующих международные транспортные коридоры «Запад — Восток» и «Север — Юг».Допущенные ошибки в стратегическом планировании развития регионов и транспортной связанности страны. Огромное отставание
в развитии транспортной инфраструктуры.
– обеспечить координацию и синхронизацию во времени и пространстве строительства или модернизации магистральной транспортной инфраструктуры со строительством или модернизацией объектов всех видов транспортной инфраструктуры;
– ликвидация инфраструктурных ограничений на магистралях федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктур.
– системно-интеграционный подход;
– системно-коммуникационный подход;
– методы искусственного интеллекта;
– методы анализа рисков.
– эффект транзитного преимущества, способствующего превращению фактора пространственного развития в драйвер поступательной динамики экономического роста и качественных структурных трансформаций в экономике;
– улучшение транспортной связанности регионов и повышение мобильности трудовых ресурсов;
– снижение издержек и рисков;
– повышение уровня конкурентоспособности;
– повышение стимулов для внутренних и внешних инвесторов;
– формирование евроазиатского транспортного, инфраструктурного и логистического хаба.
39Неразвитость коммуникаций и инфраструктуры на подъездах к крупным морским портам, крупным транспортным узлам и международным пунктам пропуска на государственной границе Российской ФедерацииНаличие диспропорций и низкий уровень прогнозных оценок с учетом реальных и гипотетических вызовов и угроз.– активизация развития инфраструктуры региона;
– повышение бюджетно-финансового и инве­стиционного потенциала.
– создание лучших условий для инновационного прорыва;
– обеспечение здоровой конкуренции.
– сетевые методы;
– методы искусственного интеллекта;
– методы анализа рисков.
– мультипликативный эффект;
– рост транзитного потенциала;
– рост пропускной и провозной способности транспортной инфраструктуры;
– фактор развития территорий и создания дополнительных центров роста.
40Отсутствие сети скоростного и высокоскоростного движения, препятствующее реализации транзитного потенциала.Плохое предвидение научно-технологического развития, отсутствие этого фактора в программах и проектах.– обеспечить комплексное развитие крупных транспортных узлов, расположенных, в том числе, в пределах или вблизи перспективных крупных центров экономического роста, разворот на Восток и Юг;
– обеспечение развития эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны.
– сетевые методы;
– методы искусственного интеллекта;
– методы анализа рисков.
– повышение конкурентоспособности страны;
– капитализация выгодного транспортно-географического положения России;
– переход регионов на инновационную экономику;
– увеличение мощи транзитного потенциала;
– увеличение потенциала развития внешнеэкономических связей;
– увеличение доходов;
– повышение условий и качества жизни населения в регионах;
– сглаживание межрегионального различия в качестве жизни.
41Транспортные и энергетические ограничения, препятствующие увеличению масштабов хозяйственного освоения Арктики, а также повышению значения Северного морского пути как международного транспортного коридора.
Неразвитость авиационных пассажирских перевозок в удаленных и труднодоступных районах Дальнего Востока и в Арктической зоне.
Допущенные ошибки и образовавшиеся диспропорции развития транспортной и логистической инфраструктуры.– субсидирование организаций воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажирам, проживающим в Калининградской области, Дальневосточном макрорегионе, Арктической зоне;
– реконструкция инфраструктуры региональных аэропортов и расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя г. Москву.
– сетевые методы;
методы искусственного интеллекта;
методы анализа рисков.
– нейтрализация региональных кризисных ситуаций;
– увеличение транзитного потенциала;
– повышение глобальной конкурентоспособности.
42Отставание по ключевым социально-экономическим показателям от среднероссийского уровня части субъектов Российской Федерации, имеющих геостратегическое значение.Диспропорции в социально-экономическом развитии регионов:
– крайне низкий уровень государственной поддержки регионов, имеющих геостратегическое значение
– сокращение бедности;
– снижение уровня социального и имущественного неравенства;
– повышение уровня образования населения;
– сокращение дифференциации доходов и повышение покупательной способности населения;
– активизация населения;
– нормализация положения в демографической сфере;
– сокращение безработицы;
– сокращение чрезмерных различий в доходах различных групп населения.
Метод системного анализа и синтеза;
– оценивание параметров случайных процессов;
– статистическое прогнозирование;
– математическое моделирование.
– обеспечение социально-экономической безопасности регионов;
– повышение уровня
благосостояния населения.
43Высокая доля малопроизводительных и низкотехнологичных производств в структуре региональных экономик.Слабое развитие обрабатывающих отраслей, низкий уровень инновационности продукции.– улучшение управления природно-ресурсным потенциалом и повышение эффективности его использования;
– коммерциализация результатов научно-технической деятельности;
– государственная поддержка инновационной деятельности.
– экономико-математические методы и модели.
– повышение рентабельности производства;
– повышение уровня инновационности продукции;
– повышение качества продукции.
44Низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов и на сельских территориях.Диспропорции между крупными агломерациями и малыми городами и сельскими территориями.– устранение диспропорций на рынке труда, дефицита инженерных и рабочих кадров;
– сокращение неформальной занятости, легализация трудовых отношений;
– повышение уровня профессиональной подготовки специалистов;
– установление принципа приоритетности трудоустройства российских граждан;
– совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса;
– содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
– создание благоприятной деловой среды для предпринимательства;
– развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
– многомерный статистический анализ;
– факторный анализ.
– повышение предпринимательской активности;
– повышение уровня занятости.
45Несбалансированное пространственное развитие крупных агломераций и крупнейших агломерацийДиспропорции в пространственно-территориальном развитии страны.– укрепление надежности и безопасности систем жизнеобеспечения объединенных регионов (энергия, тепло, продовольствие, транспорт, связь).– метод системного анализа и синтеза;
– оценивание параметров случайных процессов;
– адаптивное экспоненциальное сглаживание;
– анализ трендов;
– скользящая медиана.
– обеспечение единства воспроизводственного процесса в рамках единого экономического пространства;
– обеспечение сбалансированной динамики развития агломераций.
46Негативное влияние глобальных климатических изменений, в том числе, таяния вечной мерзлоты и увеличение числа опасных гидрометеорологических явлений.Низкая прогнозируемость глобальных угроз и запоздалое принятие мер.– улучшение управления природно-ресурсным потенциалом и повышение эффективности его использования;
– развитие технологий получения электроэнергии из возобновляемых и альтернативных источников энергии.
– системный анализ;
– методы обеспечения безопасности.
– обеспечение комплексной региональной и национальной безопасности.
47Низкий уровень комфортности городской среды в большинстве регионов.Диспропорции социально-экономического положения регионов.– обеспечение повышения качества и комфортности городской среды за счет капитального ремонта жилого фонда, расселения из ветхого и аварийного жилья, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, развития и благоустройства общественных (публичных) пространств, реставрации и приспособления объектов культурного наследия для современного использования;
– развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры;
– создание комфортной среды для проживания во всех населенных пунктах, развитие их транспортной и энергетической инфраструктуры;
– развитие транспорта общего пользования и оптимизации маршрутной сети;
– обеспечение сбалансированного развития городских территорий, в том числе путем освоения заброшенных и неэффективно используемых территорий;
– организация гарантированного обеспечения территорий Российской Федерации доступной электроэнергией и газом
– системно-комплексный поход;
– скользящее винзоризованное среднее;
– анализ смягчения последствий;
– оценка социального воздействия.
– создание комфортной и безопасной среды для проживания;
– формирование здорового образа жизни, социального обеспечения, образования и культуры.
48Низкий уровень социально-экономической и региональной безопасности.Нарушение пороговых значений региональной безопасности.– принятие мер по обеспечению устойчивого и сбалансированного пространственного развития РФ, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и научно-технологического развития, а также на обеспечение безопасности;
– обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий РФ.
– методы нейтрализации угроз безопасности.Достижение целей устойчивого развития и обеспечение региональной безопасности.


Результатами работы Центра будут: рекомендации по координации решений в случаях отклонения объектов управления от заданных параметров, указание точек влияния управленческих воздействий на изменение параметров системы и обеспечение ее нормального функционирования, рекомендаций по разрешению возникших противоречий на разных иерархических уровнях принятия решений, расчет уровня возможного ущерба от ошибочного/необоснованного решения, обоснование порогового механизма действия фактора времени, решение задач научного предвидения и прогнозирования и др. функций и задач. Конечным результатом работы данной логической схемы должно стать устранение диспропорций, повышение уровня и качества стратегического управления.


Список использованных источников:
1. Згуровский М.З. Системный анализ: проблемы, методология, приложения / М.З. Згуровский, Н.Д. Панкратова. — К.: «Наукова думка», 2011. — 728 с. С. 95–96.
2. Загорский А.В. Освоение Арктики: вопросы безопасности. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества / Совет по международным делам; Главный редактор докт. ист. наук, член-корр. РАН И.С. Иванов. Хрестоматия в 3-х томах. Т. I. 358 с. — С. 308–323.
3. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016. — 336 с., 36 илл. С. 42.
4. Прогнозы развития макрорегионов, регионов и городских агломераций / Сайт Института ВЭБ // https://www.yandex.ru
5. Сайт Федеральной службы государственной статистики // https://rosstat.gov.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия