Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Савельев М. Ю.
в.н.с., директор АНО ДПО «Митра» (Ижевск),
кандидат экономических наук

Галиахметов Р. А.
проректор по стратегическим коммуникациям и развитию,
профессор кафедры экономики и управления организацией
Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова,
доктор экономических наук


К вопросу о применении институциональных средств управления инновационным развитием традиционалистских обществ
В статье рассмотрены некоторые вопросы традиционалистской теории экономического развития и поведение политико-экономических агентов в разных культурных средах. Прикладное применение полученных результатов заключается в перепроектировании институциональных систем управления как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях в условиях сетевого общества.
Ключевые слова: традиционалистское общество, инновационное развитие, сетевое общество
УДК 316.72:316.485(045)   Стр: 202 - 204

Традиционалистская теория экономического развития. Эмпирические доказательства теорий координации и организаций, полученные при создании традиционалистской теории экономического развития, гласят, что для каждого типа культуры существует своя институциональная система, максимизирующая скорость нововведений. В обществах с однотипными культурами минимальные риски и максимальная скорость экономического роста достигаются в схожих институциональных моделях. Кроме развития (левая верхняя четверть) возможны ситуации мафии (Е), клептократии (F) и деградации (G) (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема типов макроэкономического развития [2]

Инновационные процессы в экономике характерны только для прогрессивной политики развития (см. рис. 2). В качестве примера можно посмотреть показатели экономического развития СССР и России относительно лучших мировых показателей за последние 10 мировых экономических циклов (см. рис. 3).
Рис. 2. Типы политик экономического развития [2]
Рис. 3. Типы относительного экономического развития в СССР и России в 1930–2019 гг. [2]

Ориентированная на внутренний спрос либеральная институциональная модель нигде не позволяет достигать лучших показателей экономического развития. Она реализуема только в условиях захвата все новых ресурсов. Либерализм — тупиковый путь развития человечества. Либеральная модель — это просто наиболее удобная модель для воровства, именуемого сейчас неоколониализмом и прикрывающегося толерантностью (см. табл. 1).

Таблица 1
Сравнительная характеристика институциональных моделей цивилизаций [3]
ЦивилизацияНаиболее аутентичные культуре институциональные условия хозяйствованияНаименее аутентичные культуре институциональные условия хозяйствования
123
Российская (восточно-европейская, евразийская)Плановая экономика, максимизирующая производительность труда с сохранением многоукладности и доминированием государственного сектора, ориентированная на импортозамещение (в т.ч. в гонке вооружений)Рыночная экономика с внешними заимствованиями, вывозом капитала и энергосырьевой экспортной специализацией
ЗападнаяРыночная экономика с активным государственным вмешательством в виде государственных заказов и государственного перераспределения или захватом иностранных ресурсовСвободная рыночная экономика с ориентацией на внутренний спрос
БлижневосточнаяНациональные сырьевые монополии с возможностью вывоза капиталаПотеря рынка сбыта в силу внешнего вмешательства
ДальневосточнаяЭкспортоориентированная модель в условиях многоукладности с доминированием государственного сектора или активного государственного вмешательстваИсчерпание основного ресурса развития, включая рынок сбыта
ИндийскаяФормирование собственных институтов развития и центров ростаДоминирование постколониальных институтов
ЛатиноамериканскаяИнституциональная стабильность и диверсификация экономикиРеформы, внешние заимствования и вмешательство
АфриканскаяОсвоение новых ресурсов развитияВнутренние и внешние конфликты

Традиционалистская теория государства и политическая экономия традиционализма. Традиционалистская теория государства и права гласит, что публичные нормы должны быть аутентичны культурам и нормам моделей организаций (см. табл. 2 и 3).
Такой ракурс исследований позволил определить аутентичные культурам и моделям государства политики в области государственного вмешательства вообще, экономического развития, включая территориальное развитие, регулирования структуры экономики, конкуренции и перераспределения богатства, а также денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, что подтвердилось и эмпирическими данными традиционалистской теории экономического развития (см. табл. 4).

Таблица 2
Форма восприятия права и доминирующие источники права [1]
ПринципыРавенствоНеравенство
ИндивидуализмСредство использования других людей (проект, средство социальной коммуникации)
Главенство частных интересов — прецедент
Средство трансляции знания в общественные отношения (норма, соответствующая более общей норме)
Главенство общей нормы — доктрина
КоллективизмСредство сохранения культуры и морали (норма, соответствующая более локальной норме)
Главенство локальной нормы — обычай
Средство гармонизации отношений между людьми (консенсуально согласованная норма)
Главенство общих интересов — мораль

Таблица 3
Причины возникновения и предназначения государства, классификация теорий государства [1]
Причины возникновения / предназначение государстваРавенство — экзогенные, однофакторные, материалистические теории возникновенияНеравенство — эндогенные, многофакторные, идеалистические теории возникновения
Индивидуализм — однофункциональные теории предназначенияИнструмент господствующей социальной группы: теории насилия: «оседлый бандит», «ночной сторож», диктатура господствующего класса, «минимальное» государствоСильнейший участник социальных процессов: иррациональные теории: божественная воля, другие теории знаниевого фактора происхождения государства
Коллективизм — многофункциональные теории предназначенияИнструмент выполнения заказа всего общества: общественный договор, хунта, руководящая партияГосударство — есть общество: патриархальная теория: теории самосовершенствующегося государства

Таблица 4
Типы налоговой и бюджетной политики [1]
ПринципыРавенство: «жесткие» бюджетные расходыНеравенство: «мягкие» бюджетные расходы
Индивидуализм: «мягкие» налогиДефицитный стимулирующий бюджет, налоги с доходов (прибыли, добавленной стоимости)Стабилизирующий перераспределяющий бюджет, налоги с квазизнаниевых конкурентных преимуществ (месторасположение, размеры предприятия, доля на рынке)
Коллективизм: «жесткие» налогиСбалансированный бюджет, налоги с потребления (пошлины, акцизы, с продаж)Профицитный инвестиционно-дотирующий бюджет, весь финансовый результат хозяйственной деятельности (конечный доход)

Вывод такой теории заключается в том, что для локальных цивилизаций аутентичные культурам институты государства принципиально различаются.

Проект сетевого общества. Вышеуказанные теории на внутниорганизационном уровне подкреплены теорией структуры управленческих бизнес-процессов и традиционалистской теорией бухгалтерского учета. Совокупность этих теорий позволила решить неразрешимые в рамках западной методологии неоинституционализма проблемы оппортунизма управленцев, работников и инвесторов, и суверенитета потребителя. Как показали построенные нами математические модели для условий ограниченного спроса, только эти институциональные решения позволяют максимизировать скорость инноваций при оптимальных инвестициях и занятости. А эти условия теперь стали основными условиями человечества. Иные институциональные условия, как рыночные, так и плановые, тормозят инновации и минимизируют занятость и инвестиции. Наша модель — это модель будущего для человечества, а капитализм и социализм — модели прошлого (см. табл. 5).
Наши институциональные решения сделаны как для микроэкономического, так и для национального уровней управления. Они позволяют решать проблемы как внутрикорпоративной, так и государственной коррупции, национального долга, независимости ветвей и уровней власти. При этом, проект оказался реализуемым на любом уровне: организации, муниципалитета, региональном и национальном (см. табл. 6).

Таблица 5
Микроэкономические институции сетевого общества
АгентыИнституции
ПотребителиМажоритарная собственность на предприятия в объеме стоимости социального капитала: решающий голос при назначении управленцев и утверждении инвестиционного проекта
РаботникиСовладение предприятием в объеме стоимости человеческого капитала, разделение дохода на ренту дисциплины (выполнение нормы), гарантированной собственностью управленцев, и ренты лояльности (в зависимости от амортизации человеческого капитала в стоимость предприятия), не зависящей от продолжения трудовых отношений
ИнвесторыЛишение статуса мажоритарного инвестора, гарантия доходности инвестиций собственностью управленцев
УправленцыСовладение предприятием в объеме стоимости организационного капитала, право на конечный доход организации, гарантия занятости на период выполнения инвестиционного проекта, полная материальная ответственность по доходам работников и инвесторов


Таблица 6
Политико-экономические институции сетевого общества
ПризнакиСодержание
Социетальные ценностиДоверие и солидарность
Тип властиПрямая демократия: сходы, референдумы, опросы, жюри, жребий
Вертикальное разделение властиНадконституционная — принципы
Конституционная — правила
Субконституционная — бюджет
Горизонтальное разделение властиСудебная, законодательная (прямая демократия), исполнительная (правящая партия), контрольная (оппозиционные партии), возможность отраслевого разделения исполнительной власти
Правящая партияПолучает право на получение неиспользованного остатка бюджета в случае достижения целевых показателей политической программы, отвечает имуществом своих членов по долгам неисполненного бюджета

Особо необходимо отметить возможность разрешения противоречий на уровне культуры. Сетевая модель общества рассматривает любую культуру как обычай, являющийся основным источником права и институционального проектирования. Это позволяет каждой культуре в рамках этого проекта реализовывать право на институциональную самореализацию и разрешать межнациональные, межконфессиональные, международные и даже межцивилизационные противоречия.


Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23–28–00857, https://rscf.ru/project/23–28–00857/

Список использованных источников:
1. Савельев М.Ю. Мультикультурный институционализм: Общая экономическая теория цивилизаций. Политическая экономия традиционализма. Проект сетевого общества. — Ижевск: Ассоциация по методологическому обеспечению деловой активности и общественного развития «Митра», 2015. — 488 с. http://cognitiofluctus.ru/science/s001/001.htm
2. Савельев М.Ю. Методы исследования устойчивости экономического развития территорий // Проблемы региональной экономики (г. Ижевск). — 2020. — № 3–4. — С. 54–62.
3. Savelyev M.Y., Golovastov N.A., Golovastova T.I., Savchenko A.I., Galiakhmetov R.A. (2021) Differences in the Economic Development of Civilizations from the Middle of the Twentieth Century. In: Solovev D.B., Savaley V.V., Bekker A.T., Petukhov V.I. (eds) Proceeding of the International Science and Technology Conference «FarEastСon 2020». Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 227. Springer, Singapore. Pp. 931–969.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия