| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Савельев М. Ю. в.н.с., директор АНО ДПО «Митра» (Ижевск),
кандидат экономических наук Галиахметов Р. А. проректор по стратегическим коммуникациям и развитию,
профессор кафедры экономики и управления организацией
Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова,
доктор экономических наук
| |
| | В статье рассмотрены некоторые вопросы традиционалистской теории экономического развития и поведение политико-экономических агентов в разных культурных средах. Прикладное применение полученных результатов заключается в перепроектировании институциональных систем управления как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях в условиях сетевого общества. | Ключевые слова: традиционалистское общество, инновационное развитие, сетевое общество | УДК 316.72:316.485(045) Стр: 202 - 204 | Традиционалистская теория экономического развития. Эмпирические доказательства теорий координации и организаций, полученные при создании традиционалистской теории экономического развития, гласят, что для каждого типа культуры существует своя институциональная система, максимизирующая скорость нововведений. В обществах с однотипными культурами минимальные риски и максимальная скорость экономического роста достигаются в схожих институциональных моделях. Кроме развития (левая верхняя четверть) возможны ситуации мафии (Е), клептократии (F) и деградации (G) (см. рис. 1). | | | Рис. 1. Схема типов макроэкономического развития [2] | Инновационные процессы в экономике характерны только для прогрессивной политики развития (см. рис. 2). В качестве примера можно посмотреть показатели экономического развития СССР и России относительно лучших мировых показателей за последние 10 мировых экономических циклов (см. рис. 3). | | | Рис. 2. Типы политик экономического развития [2] | | | Рис. 3. Типы относительного экономического развития в СССР и России в 1930–2019 гг. [2] | Ориентированная на внутренний спрос либеральная институциональная модель нигде не позволяет достигать лучших показателей экономического развития. Она реализуема только в условиях захвата все новых ресурсов. Либерализм — тупиковый путь развития человечества. Либеральная модель — это просто наиболее удобная модель для воровства, именуемого сейчас неоколониализмом и прикрывающегося толерантностью (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика институциональных моделей цивилизаций [3]Цивилизация | Наиболее аутентичные культуре институциональные условия хозяйствования | Наименее аутентичные культуре институциональные условия хозяйствования |
---|
1 | 2 | 3 | Российская (восточно-европейская, евразийская) | Плановая экономика, максимизирующая производительность труда с сохранением многоукладности и доминированием государственного сектора, ориентированная на импортозамещение (в т.ч. в гонке вооружений) | Рыночная экономика с внешними заимствованиями, вывозом капитала и энергосырьевой экспортной специализацией | Западная | Рыночная экономика с активным государственным вмешательством в виде государственных заказов и государственного перераспределения или захватом иностранных ресурсов | Свободная рыночная экономика с ориентацией на внутренний спрос | Ближневосточная | Национальные сырьевые монополии с возможностью вывоза капитала | Потеря рынка сбыта в силу внешнего вмешательства | Дальневосточная | Экспортоориентированная модель в условиях многоукладности с доминированием государственного сектора или активного государственного вмешательства | Исчерпание основного ресурса развития, включая рынок сбыта | Индийская | Формирование собственных институтов развития и центров роста | Доминирование постколониальных институтов | Латиноамериканская | Институциональная стабильность и диверсификация экономики | Реформы, внешние заимствования и вмешательство | Африканская | Освоение новых ресурсов развития | Внутренние и внешние конфликты |
Традиционалистская теория государства и политическая экономия традиционализма. Традиционалистская теория государства и права гласит, что публичные нормы должны быть аутентичны культурам и нормам моделей организаций (см. табл. 2 и 3).
Такой ракурс исследований позволил определить аутентичные культурам и моделям государства политики в области государственного вмешательства вообще, экономического развития, включая территориальное развитие, регулирования структуры экономики, конкуренции и перераспределения богатства, а также денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, что подтвердилось и эмпирическими данными традиционалистской теории экономического развития (см. табл. 4).
Таблица 2
Форма восприятия права и доминирующие источники права [1]Принципы | Равенство | Неравенство |
---|
Индивидуализм | Средство использования других людей (проект, средство социальной коммуникации)
Главенство частных интересов — прецедент | Средство трансляции знания в общественные отношения (норма, соответствующая более общей норме)
Главенство общей нормы — доктрина | Коллективизм | Средство сохранения культуры и морали (норма, соответствующая более локальной норме)
Главенство локальной нормы — обычай | Средство гармонизации отношений между людьми (консенсуально согласованная норма)
Главенство общих интересов — мораль |
Таблица 3
Причины возникновения и предназначения государства, классификация теорий государства [1]Причины возникновения / предназначение государства | Равенство — экзогенные, однофакторные, материалистические теории возникновения | Неравенство — эндогенные, многофакторные, идеалистические теории возникновения |
---|
Индивидуализм — однофункциональные теории предназначения | Инструмент господствующей социальной группы: теории насилия: «оседлый бандит», «ночной сторож», диктатура господствующего класса, «минимальное» государство | Сильнейший участник социальных процессов: иррациональные теории: божественная воля, другие теории знаниевого фактора происхождения государства | Коллективизм — многофункциональные теории предназначения | Инструмент выполнения заказа всего общества: общественный договор, хунта, руководящая партия | Государство — есть общество: патриархальная теория: теории самосовершенствующегося государства |
Таблица 4
Типы налоговой и бюджетной политики [1]Принципы | Равенство: «жесткие» бюджетные расходы | Неравенство: «мягкие» бюджетные расходы |
---|
Индивидуализм: «мягкие» налоги | Дефицитный стимулирующий бюджет, налоги с доходов (прибыли, добавленной стоимости) | Стабилизирующий перераспределяющий бюджет, налоги с квазизнаниевых конкурентных преимуществ (месторасположение, размеры предприятия, доля на рынке) | Коллективизм: «жесткие» налоги | Сбалансированный бюджет, налоги с потребления (пошлины, акцизы, с продаж) | Профицитный инвестиционно-дотирующий бюджет, весь финансовый результат хозяйственной деятельности (конечный доход) |
Вывод такой теории заключается в том, что для локальных цивилизаций аутентичные культурам институты государства принципиально различаются.
Проект сетевого общества. Вышеуказанные теории на внутниорганизационном уровне подкреплены теорией структуры управленческих бизнес-процессов и традиционалистской теорией бухгалтерского учета. Совокупность этих теорий позволила решить неразрешимые в рамках западной методологии неоинституционализма проблемы оппортунизма управленцев, работников и инвесторов, и суверенитета потребителя. Как показали построенные нами математические модели для условий ограниченного спроса, только эти институциональные решения позволяют максимизировать скорость инноваций при оптимальных инвестициях и занятости. А эти условия теперь стали основными условиями человечества. Иные институциональные условия, как рыночные, так и плановые, тормозят инновации и минимизируют занятость и инвестиции. Наша модель — это модель будущего для человечества, а капитализм и социализм — модели прошлого (см. табл. 5).
Наши институциональные решения сделаны как для микроэкономического, так и для национального уровней управления. Они позволяют решать проблемы как внутрикорпоративной, так и государственной коррупции, национального долга, независимости ветвей и уровней власти. При этом, проект оказался реализуемым на любом уровне: организации, муниципалитета, региональном и национальном (см. табл. 6).
Таблица 5
Микроэкономические институции сетевого обществаАгенты | Институции |
---|
Потребители | Мажоритарная собственность на предприятия в объеме стоимости социального капитала: решающий голос при назначении управленцев и утверждении инвестиционного проекта | Работники | Совладение предприятием в объеме стоимости человеческого капитала, разделение дохода на ренту дисциплины (выполнение нормы), гарантированной собственностью управленцев, и ренты лояльности (в зависимости от амортизации человеческого капитала в стоимость предприятия), не зависящей от продолжения трудовых отношений | Инвесторы | Лишение статуса мажоритарного инвестора, гарантия доходности инвестиций собственностью управленцев | Управленцы | Совладение предприятием в объеме стоимости организационного капитала, право на конечный доход организации, гарантия занятости на период выполнения инвестиционного проекта, полная материальная ответственность по доходам работников и инвесторов |
Таблица 6
Политико-экономические институции сетевого обществаПризнаки | Содержание |
---|
Социетальные ценности | Доверие и солидарность | Тип власти | Прямая демократия: сходы, референдумы, опросы, жюри, жребий | Вертикальное разделение власти | Надконституционная — принципы
Конституционная — правила
Субконституционная — бюджет | Горизонтальное разделение власти | Судебная, законодательная (прямая демократия), исполнительная (правящая партия), контрольная (оппозиционные партии), возможность отраслевого разделения исполнительной власти | Правящая партия | Получает право на получение неиспользованного остатка бюджета в случае достижения целевых показателей политической программы, отвечает имуществом своих членов по долгам неисполненного бюджета |
Особо необходимо отметить возможность разрешения противоречий на уровне культуры. Сетевая модель общества рассматривает любую культуру как обычай, являющийся основным источником права и институционального проектирования. Это позволяет каждой культуре в рамках этого проекта реализовывать право на институциональную самореализацию и разрешать межнациональные, межконфессиональные, международные и даже межцивилизационные противоречия. |
| |
|
|